Факторинг и закон

Факторинг и закон

Тел.: (4112) 506-250, факс: (4112) 506-251
e-mail: [email protected]

Легковой и грузовой
транспорт

Воздушные, морские,
речные суда, подвижный состав

Федеральный закон от 28.12.2016 № 471-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
29 декабря 2016 года вступила в силу статья 2 Федерального закона от 28.12.2016 № 471-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», ограничивающая размещение в публичном доступе сведений о договорах финансирования под уступку денежного требования.
скачать

Директивы Правительства Российской Федерации от 11.10.2016 №7704п-П13
11 октября 2016 года Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалов утвердил директивы №№7704п-П13, обязывающие компании с участием государства в капитале, внести на рассмотрение советов директоров (наблюдательных советов) вопрос «О расширении практики использования факторинга при исполнении договоров на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг)».
скачать

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 181-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 181-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
скачать

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.03.2015 № 169н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по факторинговым операциям»
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.03.2015 № 169н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по факторинговым операциям» (Зарегистрирован в Минюсте России 10.04.2015 № 36831)скачать

Указание Банка России от 18.12.2014 № 3497-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 3 декабря 2012 года №139-И «Об обязательных нормативах банков»
Указание Банка России от 18.12.2014 № 3497-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 3 декабря 2012 года №139-И «Об обязательных нормативах банков»
скачать

Конвенция УНИДРУА по международным факторинговым операциям
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 86-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям» принят Государственной Думой 18 апреля 2014 года, одобрен Советом Федерации 29 апреля 2014 года, вступил в силу в Российской Федерации 15 мая 2014 года, на территории стран, присоединившихся к Конвенции — 1 марта 2015 года.
скачать

Вступило в силу Указание Банка России от 03.12.2012 № 2920-У, направленное на поддержку финансирования экспорта
В «Вестнике Банка России» № 73 (1391) от 19 декабря 2012 года опубликовано Указание Банка России от 03 декабря 2012 № 2920-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2004 года № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ним задолженности». Документ вводит нормы льготного расчета резервирования по финансовым обязательствам банков, имеющим обеспечение в виде договоров страхования экспортных кредитов и инвестиций, заключаемых с клиентами банков дочерней компанией госкорпорации ВЭБ — ОАО «Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (ОАО «ЭКСАР»). Выход документа позволил реализовать пункт 13 плана мероприятий «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 №1228-р.
скачать

ФАС Московского округа обобщил судебную практику по факторинговым спорам
8 октября 2012 года Федеральный арбитражный суд Московского округа выпустил аналитический материал, обобщающий судебную практику по факторинговым спорам. В документе анализируются положения главы 43 ГК РФ и арбитражные споры, связанные с порядком уведомления, зачетом встречных требований, обеспечительным факторингом, границами ответственности клиентов и дебиторов.
скачать

Росфинмониторинг опубликовал информационное письмо по вопросу внутреннего контроля в небанковских организациях
Росфинмониторинг опубликовал информационное письмо по вопросу внутреннего контроля в небанковских организациях, в число которых входят факторинговые компании.

Вступило в силу Указание Банка России от 28.04.2012 №2808-У
1 июля 2012 года вступило в силу Указание Банка России от 28.04.2012 № 2808-У, вносящее изменения в Инструкцию Банка России №110-И. Документ содержит изменения, затрагивающие расчет норматива Н1 по операциям кредитных организаций, включая операции по договорам финансирования под уступку денежного требования (факторинга).

ФНС России сообщает о вступлении в силу подзаконных актов по ЭДО
22 мая вступил в силу приказ Федеральной налоговой службы России № ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронном виде».
скачать

Опубликован очередной проект внесения изменений в ГК РФ
Российский институт частного права опубликовал очередной проекта закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ассоциация факторинговых компаний принимает активное участие в разработке норм законопроекта, затрагивающих факторинговые операции. Мы публикуем полный текст законопроекта, а также выдержки из глав 24 и 43, модернизированных Советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства Российской Федерации. Просим Вас проанализировать положения законопроекта и направить предложения и замечания Вашей организации по электронному адресу: [email protected] до 10 марта 2012 г.
Вместе с тем информируем Вас о том, что Ассоциация факторинговых компаний подготовила собственный проект модернизации главы 43 ГК РФ. В ближайшее время проект будет представлен для обсуждения факторинговым сообществом.
скачать

Вступил в силу Порядок выставления и получения счетов -фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи
3 июня 2011 года вступил в силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 25 апреля 2011 г. N 50н г. Москва «Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи».

Методическое пособие для предпринимателей «Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности»
Федеральная антимонопольная служба опубликовала Методическое пособие для предпринимателей «Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности». В документе приводится разъяснение использования факторинга (финансирования под уступку денежного требования) при осуществлении торговой деятельности в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
скачать

www.ibleasing.ru

Заем, кредит, факторинг – что изменилось с 1 июня?

1 июня вступил в силу последний из принятых на данный момент блок поправок в Гражданский кодекс, подготовленных на основе Концепции развития гражданского законодательства РФ, – о финансовых сделках (Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 212-ФЗ; далее – Закон № 212-ФЗ). Его обсуждение растянулось на пять лет: единый изначально проект изменений в ГК РФ был принят в первом чтении 27 апреля 2012 года, а второе чтение выделенного законопроекта о финансовых сделках состоялось только 7 июля 2017 года. Одной из причин этого, по словам председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павла Крашенинникова, стало отсутствие согласованной позиции по законопроекту у Минфина России и Минэкономразвития России. Длительное рассмотрение проекта, по мнению многих экспертов, в том числе членов Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте РФ (далее – Совет), негативно сказалось на его содержании. В итоге ряд положений Закона № 212-ФЗ расходятся с заложенными в Концепции развития гражданского законодательства РФ (далее – Концепция) идеями, отметил один из членов Совета – заместитель председателя ВАС РФ в отставке, профессор, заслуженный юрист РФ, д. ю. н. Василий Витрянский в ходе круглого стола «Реформа гражданского законодательства: новеллы о договорах в сфере банковской и иной финансовой деятельности», проведенного компанией «Гарант» 1 июня. Рассмотрим, какие изменения, внесенные в ГК РФ Законом № 212-ФЗ, являются, по мнению экспертов, удачными, а какие – не совсем.

Заем и кредит

Поскольку договор займа теперь может быть не только реальной, но и консенсуальной сделкой, согласно которой займодавец не передает, а обязуется передать заемщику деньги, вещи или ценные бумаги, в кодексе закреплено право на отказ от займа – по аналогии с отказом от кредита (ст. 821 ГК РФ). Займодавец может отказаться от исполнения такого договора полностью или в части, если у него есть основания полагать, что заем – в случае его предоставления – не будет возвращен в срок (п. 3 ст. 807 ГК РФ). Заемщик в свою очередь имеет право отказаться от получения полной суммы или части займа. Для этого ему нужно лишь уведомить об этом займодавца до наступления установленного договором срока передачи займа, а при отсутствии в договоре указания на этот срок – в любое время до момента получения займа, если иное не предусмотрено нормативными актами или договором, согласно которому заемщиком является предприниматель. Напомним, указанные нововведения не распространяются на займодавцев-граждан – договоры с ними считаются заключенными с момента передачи суммы или предмета займа, то есть являются исключительно реальными сделками (п. 1 ст. 807 ГК РФ).

КРУГЛЫЙ СТОЛ

1 июня 2018 года

Реформа гражданского законодательства: новеллы о договорах в сфере банковской и иной финансовой деятельности
Купить запись

Таким образом, действия займодавца, который не выдал заем, но и не отказался от исполнения договора, следует расценивать как нарушение договора, а значит заемщик в таком случае имеет право требовать взыскания убытков.

Не соответствующим смыслу Концепции в части защиты интересов граждан-потребителей члены Совета считают п. 7 ст. 807 ГК РФ, предусматривающий, что особенности предоставления займа под проценты заемщику-гражданину в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, определяются специальным законодательством. Первоначальная версия законопроекта, напротив, прямо закрепляла приоритет ГК РФ в регулировании потребительского кредитования. Кодекс предлагалось дополнить соответствующей статьей, устанавливающей обязанность кредитора сообщить заемщику до оформления кредита полную информацию о нем (порядок предоставления, проценты, сроки возврата, последствия просрочки и т. д.). Заемщика планировалось наделить правом на отказ от договора – в случае ненадлежащего информирования кредитором об условиях предоставления кредита – с возвратом полученных средств и уплатой процентов за время пользования ими в размере ставки рефинансирования, а также правом на досрочный возврат кредита без соблюдения каких-либо специальных условий. И только в не урегулированной данной статьей части к отношениям по договору потребительского кредита предлагалось применять Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» и, что немаловажно, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей». Главная проблема установленного сейчас приоритета специального законодательства, по мнению экспертов, заключается даже не в том, что оно предусматривает, например, более сложную схему досрочного погашения кредита – заемщик обязан уведомить кредитора о таком намерении не менее чем за 30 дней до возврата средств, соответственно, в течение этого срока уплачиваются проценты по кредиту, – а в том, что поправки в такое законодательство в отличие от ГК РФ могут вноситься любыми законами, а значит предупредить его корректировку в сторону ухудшения положения заемщиков сложнее.

Правильными, но не совсем своевременными, по словам Василия Витрянского, являются изменения, внесенные в положения о процентах по договору займа. Так, установлено, что в случае, когда договор не содержит условия о размере процентов за пользование займом, применяется ключевая ставка Банка России, действовавшая в соответствующий период (п. 1 ст. 809 ГК РФ). Ранее для определения процентов в такой ситуации использовалась ставка рефинансирования. Непонятно, почему эта поправка не была внесена одновременно с закреплением правила о применении именно ключевой ставки Банка России в статьях, определяющих порядок начисления процентов по денежному обязательству и процентов, подлежащих уплате при неисполнении денежного обязательства (ст. 317.1 и ст. 395 ГК РФ), – они вступили в силу 1 августа 2016 года (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 315-ФЗ).

Важно, что новая редакция кодекса предусматривает возможность указания в договоре как фиксированной, так и плавающей процентной ставки, которая может меняться в зависимости от условий, поименованных в договоре, или значений какой-либо переменной величины (п. 2 ст. 809 ГК РФ). Но вне зависимости от вида процентная ставка должна обеспечивать возможность рассчитать размер подлежащих уплате процентов на момент уплаты.

Кроме того, Законом № 212-ФЗ введено определение ростовщических процентов. Под ними понимаются проценты за пользование займом, которые в два раза и более превышают обычно взимаемые в подобных случаях проценты и потому являются чрезмерно обременительным для должника. Судам предоставлено право снижать такие проценты по договорам займа, заключенным между гражданами, а также между заемщиками-гражданами и не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов юридическими лицами. «Нас больше всего интересуют проценты, которые выдвигают микрофинансовые организации, потребительские кооперативы, то есть юрлица, профессионально занимающиеся потребительским кредитованием. Но получается, что нормы о ростовщических процентах на них не распространяются, а ведь это самая больная точка», – отметил Василий Витрянский. Он также подчеркнул, что вряд ли можно назвать эффективной мерой защиты заемщиков возможность снижения ростовщических процентов до размера обычно взимаемых при сравнимых обстоятельствах процентов. Во-первых, потому, что официальная статистика учитывает среднерыночные значения полной стоимости потребительских кредитов, а не ставки по ним, а данные о процентах по займам между гражданами вообще нигде не фиксируются. Во-вторых, недобросовестные кредиторы ничем не рискуют – в любом случае они гарантированно получат прибыль, которая всегда заложена в проценты по кредиту. Для того чтобы они отказались от практики установления ростовщических процентов, нужно лишить их части этой прибыли, предоставив судам возможность снижать проценты до ключевой ставки Банка России, полагает эксперт.

И самый существенный пробел в данной норме – отсутствие указаний на то, в каком порядке нужно заявлять требование о снижении ростовщических процентов. Неясно, должен ли заемщик подать иск об изменении условий договора или соответствующее требование заявляется, когда займодавец подает иск о взыскании процентов. Непонятно также, будет ли решение суда об уменьшении процентов ретроспективным, то есть имеет ли право заемщик вернуть излишне уплаченные до принятия судебного акта проценты. Эксперты считают, что ответы на все эти вопросы могут быть даны в разъяснениях Верховного Суда Российской Федерации.

Небольшое, но важное изменение внесено в положения, определяющие последствия нарушения заемщиком договора займа, а именно: несоблюдения установленного для возврата очередной части займа. В этом случае займодавец вправе требовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа и процентов. Теперь в законе прямо указано, что имеются в виду проценты за пользование займом, причитающиеся на момент его возврата (п. 2 ст. 811 ГК РФ). Это позволит уйти от практики взыскания процентов за весь предусмотренный договором срок в случае досрочного возврата займа.

Крайне неудачной эксперты считают корректировку норм об оспаривании займа по безденежности (ст. 812 ГК РФ). Предыдущая редакция статьи позволяла признавать договор незаключенным в случае, когда установлено, что деньги или другие вещи в действительности не были получены заемщиком от займодавца, и заключенным в отношении определенного количества денег или вещей – если договором предусмотрена передача большего их количества. Сейчас, поскольку договоры займа могут заключаться по консенсуальной модели, при которой признание договора незаключенным в принципе невозможно, логично было бы распространить указанную норму на реальные сделки, полагают юристы. Однако законодатель вообще отказался от возможности признавать договоры незаключенными по такому основанию, указав лишь, что в случае оспаривания займа по безденежности размер обязательств заемщика определяется исходя из переданных ему или указанному им третьему лицу сумм денежных средств или иного имущества. «Абсолютно ненужная норма. Применительно к любому обязательству, если кто-то заявляет, что оно выполнено не в полном объеме, мы определяем, в каком объеме реально предоставлено. Какая тут специфика, при чем тут договор займа? А специального правила об оспаривании договора в связи с безденежностью, применимого к реальным договорам, не стало. Так что мы этот институт просто потеряли», – констатировал Василий Витрянский.

Подверглись критике экспертного сообщества и поправки, внесенные в положения о кредитном договоре. В частности, нововведение, согласно которому заемщик обязан вернуть не только сумму кредита и проценты за пользование ею, но и предусмотренные договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита (ст. 819 ГК РФ). Получается, что банк сможет на законных основаниях взимать плату за дополнительные, в том числе навязанные заемщику, и мнимые услуги (вспомним практику ВАС РФ о признании платежей за открытие ссудных счетов для отражения операций по предоставлению заемщикам денежных средств нарушающими права потребителей, например постановление Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. № 8274/09). А формулировка «в том числе связанные с предоставлением кредита» и вовсе освобождает недобросовестных кредиторов от необходимость «привязывать» такие платежи к выдаваемому кредиту, уверены эксперты.

Другое новое правило – о том, что кредит, который используется полностью или частично для погашения долга по ранее предоставленному тем же кредитором кредиту, может не зачисляться на расчетный счет должника (п. 1.1 ст. 819 ГК РФ), предоставляет, по мнению юристов, такому кредитору необоснованное преимущество. По сути, он в этом случае получит удовлетворение требований по старому кредиту без учета интересов других кредиторов, поскольку без зачисления средств на счет невозможно применить правила об очередности погашения долгов (ст. 855 ГК РФ).

Договор финансирования под уступку денежного требования (факторинг)

Если раньше целью заключения договора факторинга являлось предоставление финансовым агентом клиенту денежных средств в счет его денежного требования к третьему лицу, то теперь такой договор может вообще не предусматривать обязанности по финансированию клиента. Согласно новой редакции ст. 824 ГК РФ денежные требования клиента к должнику передаются финансовому агенту (фактору), если он обязуется совершить как минимум два из ниже перечисленных действий:

  • передать клиенту денежные средства в счет денежных требований, в том числе в виде займа или предварительного платежа;
  • вести учет денежных требований клиента к третьим лицам;
  • осуществлять права по денежным требованиям клиента, в том числе предъявлять требования к оплате, получать платежи от должников и производить расчеты;
  • осуществлять права по договорам об обеспечении исполнения обязательств должников.

Таким образом законодатель попытался обозначить те услуги, которые могут оказываться финансовыми агентами, считают эксперты. Однако задачу разграничения договора факторинга и, например, купли-продажи денежного требования обновленная норма все равно не решает. Тем более что в ней прямо говорится о возможности заключения иных договоров, предусматривающий уступку денежных требований и обязательство одной из сторон совершить в отношении предмета уступки одно или несколько из перечисленных выше действий (п. 4 ст. 824 ГК РФ). По мнению доцента кафедры гражданского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, к. ю. н. Николая Щербакова, определяющим признаком договора факторинга могло бы стать наличие реальной обязанности финансового агента оказывать финансовые услуги, например по ведению для клиента бухгалтерского учета. Но и в предыдущей, и в действующей редакции соответствующей статьи кодекса предоставление таких услуг предусмотрено как возможная, но не обязательная опция.

В новой редакции статьи оговариваются возможность и пределы применения к отношениям, связанным с уступкой права требования по договору факторинга, иных норм кодекса: о перемене лиц в обязательстве (гл. 24 ГК РФ), купле-продаже, займе (кредите), возмездном оказании услуг (п. 3, п. 5 ст. 824 ГК РФ).

Уступить по договору факторинга по-прежнему можно денежные требования как по существующему обязательству, так и по тому, которое наступит в будущем. При этом уточняется, что требования с ненаступившим сроком исполнения относятся не к будущим, а к существующим требованиям.

Стоит отметить, что ранее последующая уступка требования, то есть его уступка фактором, по общему правилу не допускалась. Теперь все зависит от причины, по которой требование было уступлено первоначально: если в целях приобретения финансовым агентом, то он вправе это требование уступить, если же для обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом или в целях оказания финансовым агентом услуг клиенту, последующая уступка не допускается (ст. 829 ГК РФ). Тем не менее в самом договоре в любом случае могут быть предусмотрены иные правила.

Разумеется, пока эксперты не берутся оценивать эффект от введения в действие рассмотренных поправок. Тем не менее они надеются, что во избежание проблем с толкованием новых норм ВС РФ в ближайшее время примет постановление, разъясняющее судам порядок их применения.

О том, как с 1 июня изменилось регулирование банковских счетов и расчетов, читайте в следующем материале.

www.garant.ru

Факторинг // Перезагрузка, или Как юристам работать по новым правилам

Как известно, законопроектом № 47538-6/10 «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятым в третьем чтении Государственной думой РФ 14.07.2017, предусмотрены существенные изменения в отношении договора финансирования под уступку денежного требования (факторинга).

Изменения вносятся во все статьи Главы 43 ГК РФ. Предлагаю рассмотреть и обсудить ключевые изменения.

1. Новая редакция ст. 824 ГК РФ изменяет понятие договора финансирования под уступку денежного требования. Устанавливается, что фактор должен совершить в пользу клиента не менее 2-х из 4-х операций, указанных в п.1. ст. 824 ГК РФ, а именно обязуется:

  • передавать клиенту денежные средства в счет денежных требований, в том числе в виде займа или предварительного платежа (аванса);

Nota bene: В случае, если денежные средства будут фактором клиенту передаваться как заем, то фактор имеет право на получение с клиента процентов, установленных договором факторинга, а в случае, если они установлены не были, на получение процентов с юридического лица по ставке рефинансирования согласно ст. 809 ГК РФ.

Если же денежные средства будут передаваться как аванс, то в случае признания аванса неотработанным (и как следствие признания его неосновательным обогащением в порядке ст. 1102 ГК РФ), фактор вправе на сумму аванса начислить проценты по ст. 395 ГК РФ (если иной размер процентов стороны не предусмотрели в договоре).

  • осуществлять учет денежных требований клиента к третьим лицам (должникам);
  • осуществлять права по денежным требованиям клиента, в том числе предъявлять должникам денежные требования к оплате, получать платежи от должников и производить расчеты, связанные с денежными требованиями;
  • осуществлять права по договорам об обеспечении исполнения обязательств должников.

Nota bene: В отношении четвертого действия возникает ряд вопросов. Каким образом фактор будет осуществлять права по таким договорам, если он не является стороной договора (например, между клиентом и должником имеется договор поручительства или договора залога дебиторской задолженности)? Означает ли это, если, скажем, фактор выполняет первое действие и действие четвёртое (комментируемое), то данные права переходят к фактору автоматически? Скорее нет, чем да. Правда, возможен вариант, в котором стороны в договорах об обеспечении предусмотрят наступление условий, при которых фактор вправе осуществлять права по такому договору.

2. Возмездность договора факторинга презюмируется (п.1 ст. 824 ГК РФ).

3. Изменится спектр услуг, которые сможет оказывать фактор клиенту. Удалено ограничение только «финансовыми» услугами, теперь это могут быть любые услуги (п.2 ст. 824 ГК РФ).

4. Новая редакция п. 3 ст. 824 ГК РФ предусматривает, что к факторингу применяются нормы Главы 24 о перемене лиц в обязательстве в части, не урегулированной Главой 43 о факторинге.

5. Стороны вправе заключать иные договоры, в соответствии с которыми осуществляется уступка денежных требований, предусматривающие обязанность одной из сторон совершить одно или несколько действий, указанных в подпунктах 1-4 п.1 ст. 824 ГК РФ (п.4 ст. 824 ГК РФ).

Nota bene: Возникает уместный вопрос, чем же тогда будет отличаться договор факторинга от иного договора? Из дефиниции нормы п.4 ст. 824 ГК РФ следует, что вместо 2-х из 4-х действий по иному договору, сторона, осуществившая финансирование, вправе выполнить только одно действие.

6. В случае предоставления денежных средств в виде заема применяются правила Главы 42, в случае оказания услуг – правила Главы 39 постольку, поскольку эти нормы не противоречат существу отношений по договору факторинга В данном случае (в части заема, в части оказания услуг) имеет место смешанный характер договора (п.5 ст. 824 ГК РФ).

7. Изменено определение предмета уступки по договору факторинга (п.1 ст. 826 ГК РФ). Теперь денежное требование по существующему обязательству может возникнуть и в случае, если срок платежа по договору не наступил. В части будущих требований дополнено, такие требования могут возникнуть из договора, который будет заключен в будущем.

Nota bene: Очень важное изменение, на которое стоит обратить внимание. Действующая редакция под предметом уступки предусматривает либо денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее требование) или право на получение денежных средств, которое возникнет в будущем (будущее требование).

8. Изменения коснулись и момента перехода денежного требования к фактору (п.2 ст. 826 ГК РФ). Новая редакция момент перехода право определяет либо моментом заключения договора или иным моментом, установленным договором факторинга. В части будущих требований момент перехода определён с момента возникновения такого будущего требования или иным моментом, установленным договором факторинга.

Nota bene: Нужно отметить, что действующая редакция момент перехода определяет либо после возникновения права на получение денежных средств либо после наступления события, если уступка поставлена в зависимость от такого события.

9. Согласно новой редакции п.1 ст. 827 ГК РФ клиент отвечает перед фактором за недействительность требования.

Nota bene: Действующая редакция данной нормы предусматривает обратное, а именно клиент отвечает перед фактором за действительность денежного требования. В пункт 2, посвященный определению действительности требования, удален.

10. Следующие изменения посвящены уступке денежного требования (ст. 828, 829 ГК РФ). В частности, дополнено, что запрет на уступку может быть предусмотрен не только в договоре между клиентом и должником, но и между клиентом и лицом, уступившим ему право требования (п.1 ст. 828 ГК РФ). Соответственно, у клиента может быть ответственность как перед должником, так и перед другой стороной (п.2 ст .828 ГК РФ).

11. В части последующей уступки денежного требования (ст. 829 ГК РФ) предусмотрено разграничение последствий в зависимости от того, в каких целях была осуществлена уступка денежного требования. Так, если в целях приобретения фактором денежного требования, то допускается (если иное не предусмотрено договором). А вот если в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед фактором или в целях оказания фактором услуг клиенту, то не допускается (если договором не предусмотрено иное).

12. Новая редакция п.1 ст. 830 ГК РФ устанавливает новое требование к уведомлению должника. В частности, в уведомлении вместо определения денежного требования может быть указан способ его определения. В п.3 убрана формулировка «финансовый агент», в связи с тем, что исполнение денежного требования возможно и иным лицам помимо фактора.

13. С учетом того, что фактор может оказывать клиенту услуги, связанные с денежными требованиями, ст. 831 ГК РФ дополнена пунктом 3, согласно которого фактор обязан передать клиенту отчет, и передать все суммы, полученные во исполнение уступленных денежных средств, а клиент обязан их оплатить.

14. В п. 4 ст. 831 ГК РФ появилось право фактора при передаче клиенту денежных средств предъявить к зачету свои денежные требования по договору.

15. Последнее важное изменение коснулось ст. 833 ГК РФ и порядку возврата должнику сумм, полученных фактором. Вводится императивное правило о том, что должник не вправе предъявлять требования к фактору по возврату уплаченных фактору денежных сумм. Данное требование может быть предъявлено должником только клиенту. Ранее пунктом 2 ст. 833 ГК РФ предусматривались случаи, когда требования должник был вправе предъявить непосредственно фактору. В Проекте пункт 2 удален. Кроме того, данные последствия наступают в случае неисполнения клиентом своих обязательств по договору (действующая редакция предусматривает «нарушение» клиентом своих обязательств).

Nota bene: Изменение очень важное, фактически законодатель устраняет фактора от разбирательств, бремя доказывания и разбирательств перекладывается на клиента и должника.

P.S. Предполагается, что указанные изменения вступят в силу не ранее 1 июня 2018 года. Тем не менее, компаниям, которые работают по факторингу полезно быть в курсе изменений уже сейчас, так как многие бизнес-процессы придется выстраивать по-новому.

Во вложении таблица изменений Главы 43 ГК РФ (изменения промаркированы), сравнение действующей редакции каждой статьи с будущей редакцией.

Буду рада комментариям коллег. Возможно, у вас есть еще мнения\идеи\предложения на этот счет.

zakon.ru

Факторинг в госзакупках: что это и как использовать

Что такое факторинг

Это процедура, при которой лицо (клиент) уступает финансовому агенту (фактору) денежные требования к своему должнику, а фактор передает клиенту денежные средства и оказывает иные финансовые услуги, связанные с требованиями, являющимися предметом уступки.

До недавнего времени термина «факторинг» в российском законодательстве не было. Эта процедура в статье 824 ГК РФ именовалась финансированием под уступку денежного требования.

Однако законом от 26.07.2017 № 212-ФЗ были внесены изменения в Гражданский кодекс в части регламентации этого договора. Изменения вступают в силу с 01.06.2018. Теперь законодательно введено понятие «факторинг», а требования к договору приведены в соответствие с Оттавской конвенцией УНИДРУА о международном факторинге, к которой Россия присоединилась в 2014 году.

Кратко этот финансовый инструмент можно описать следующим образом:

  • поставщик и покупатель заключают договор купли-продажи товара (работ, услуг) с отсрочкой платежа;
  • в случае если у поставщика недостаточно оборотных средств или он по иным причинам не хочет ждать оплаты, он обращается в факторинговую компанию, которая перечисляет денежные средства поставщику и оказывает иные финансовые услуги по сопровождению данного обязательства (их перечень указан в п. 1 ст. 824 ГК РФ), а взамен получает вознаграждение и денежные права поставщика перед покупателем;
  • поставщик или фактор направляют письменное уведомление покупателю о переуступке;
  • расчеты по договору покупатель осуществляет с фактором.

Ставки по факторинговым договорам, как правило, ниже кредитных ставок, что объясняет привлекательность данной процедуры для поставщиков.

Договор может быть заключен как в отношении уже возникших денежных обязательств, так и по обязательству, которое возникнет в будущем. Допускается многократная переуступка одного денежного требования.

В качестве фактора могут выступать банки и иные коммерческие организации.

Применение в госзакупках

Применение в закупках в настоящее время встречается крайне редко. Причиной непопулярности в первую очередь является недостаточно четкая регламентация данной процедуры и противоречивая правоприменительная практика.

Хотя прямого запрета в законодательстве о контрактной системе на уступку прав требования по государственным контрактам нет, однако на практике у заказчика могут возникнуть проблемы на стадии перечисления средств на счет финансового агента. Для проведения такого платежа необходимо внесение изменения в контракт в части наименования и банковских реквизитов получателя средств, однако в силу норм п. 5 ст. 95 и п. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе случаи внесения изменений в заключенный по итогам торгов контракт строго ограничены.

Дополнительным препятствием является также действующая редакции п. 7 ст. 448 ГК РФ, в соответствии с которой установлен запрет на передачу обязательств от исполнителя к третьим лицам по контрактам, заключенным по итогам торгов.

В новой редакции введено уточнение, что такое ограничение не действует в отношении денежных обязательств. Данная поправка, по всей видимости, является первым шагом по упрощению применения факторинга в закупках.

Позиции госорганов

Мнения государственных органов по вопросу применения факторинга в госзакупках различны. Так, Минфин России придерживается мнения, что в соответствии с бюджетным законодательством факторинг по государственному или муниципальному контракту не допускается (Письмо от 11.03.2016 № 02-02-04/13740). ФАС России и Минэкономразвития придерживаются противоположной позиции. В соответствии с разъяснениями ФАС (Письмо от 02.10.2013 № АД/38430/13), запрет на уступку денежного требования в госзакупках законодательством не установлен.

Судебная арбитражная практика в последнее время склоняется к тому, что факторинг по госконтрактам не противоречит действующему законодательству.

Основные риски для заказчика при факторинге в закупках

Для заказчика можно выделить следующие риски:

  • неполучение от органов Казначейства санкционирования оплаты по реквизитам фактора;
  • осуществление оплаты ненадлежащему лицу в случае, если денежное требование переуступлено несколько раз;
  • невозврат уплаченных средств при обнаружении недостатков товаров, работ, услуг. В соответствии с новой редакцией ст. 833 ГК РФ, требование о возврате перечисленных денег в случае неисполнения поставщиком своих обязательств по договору заказчик сможет предъявить только поставщику, но не финансовому агенту.

goscontract.info

Популярное:

  • Закон о нормативах мурманская область Закон Мурманской области от 10 декабря 2013 г. N 1684-01-ЗМО "О региональных нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных дошкольных образовательных организаций" (с изменениями и […]
  • Расчет страховки в южураласко Расчет КАСКО Рассчитав тариф КАСКО на нашем сайте, вы получите от страховой компании купон на скидку , а от нас бесплатное сопровождение и содействие в урегулировании убытков при страховых событиях. Пожалуйста, укажите […]
  • Закон москвы 39 с изменениями Закон г. Москвы от 11 июля 2012 г. N 39 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы" (с изменениями и дополнениями) Закон г. Москвы от 11 июля 2012 г. […]
  • Срок действия материнского капитала в 2018 году Срок действия программы «Материнский капитал» Оформление материнского капитала не требует спешки. Федеральный закон № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», не […]
  • Изменение в приказ мвд 1065 Приказ МВД России от 28 июня 2016 г. № 348 “О внесении изменений в приказ МВД России от 30 ноября 2012 г. № 1065 “О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы […]
  • Законы о энергоснабжении Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и […]
  • Закон от 04062011 n 123-фз Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ"Технический регламент о требованиях пожарной […]
  • Правила распорядка сизо Приказ Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189"Об […]