Гос проверки закон

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

С изменениями и дополнениями от:

28 апреля, 17 июля, 23 ноября, 27 декабря 2009 г., 22, 26 апреля, 27, 30 июля, 28 декабря 2010 г., 21 апреля, 4 июня, 1, 18 июля, 21 ноября 2011 г., 3 мая, 25 июня, 28 июля, 12 ноября 2012 г., 4 марта, 2, 23 июля, 2, 25 ноября, 2, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 23 июня, 21 июля, 14 октября, 29 ноября, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 3, 28 ноября 2015 г., 9 марта, 1 мая, 3 июля, 5 декабря 2016 г., 22 февраля, 1 мая, 26 июля, 30 октября, 27 ноября, 29 декабря 2017 г., 18, 23 апреля, 29 июля 2018 г.

Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года

Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

26 декабря 2008 г.

ФЗ устанавливает порядок проведения проверок юридических лиц и ИП органами государственной власти.

Проверки подразделяются на плановые и внеплановые, документарные и выездные. Плановые проверки, как правило, должны проводиться не чаще, чем раз в три года (за исключением организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, здравоохранения и социальной сфере). Ежегодный сводный план проверок составляется Генеральной прокуратурой и размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры.

Внеплановые проверки возможны только в определенных случаях: если есть угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, либо причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также в случае угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Также внеплановые проверки возможны по жалобам потребителей о нарушении их прав.

Организации и ИП, планирующие заняться бытовыми услугами, торговлей, общественным питанием и некоторыми другими видами деятельности, обязаны уведомить об этом соответствующие контролирующие органы. Уведомление направляется после госрегистрации организации или ИП и постановки их на налоговый учет до начала фактического осуществления деятельности. Форма уведомления и порядок его представления устанавливаются Правительством РФ.

ФЗ распространяется на все контрольные мероприятия в отношении организаций и ИП, кроме действий, связанных с ОРД, дознанием, следствием и судом, административным расследованием, прокурорским, налоговым, финансовым, валютным и банковским надзором. Под действие закона также не подпадают контрольные мероприятия в пунктах пропуска через госграницу и мероприятия по расследованию причин возникновения техногенных и природных ЧС, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), несчастных случаев на производстве.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2009 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 мая 2009 г., за исключением положений, для которых статьей 27 настоящего Федерального закона предусмотрены иные сроки вступления их в силу

Положения настоящего Федерального закона в отношении экспертов, экспертных организаций, аккредитованных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, применяются с 1 июля 2009 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 2008 г. N 266, в «Парламентской газете» от 31 декабря 2008 г. N 90, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6249

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 245-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 81-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 332-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 308-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 16-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2017 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2016 г. N 412-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 марта 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 254-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 306-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 532-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 января 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней со дня его официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 511-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 500-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 15, вступающих в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 414-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 337-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 208-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г., за исключением изменений в статью 9 и статью 13.1 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г., за исключением изменений в абзац первый части 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г., за исключением дополнения статьей 13.1, которая вступает в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 408-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июля 2010 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2010 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2010 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., за исключением изменений в часть 5 статьи 27, которые вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, изменений в часть 11 статьи 11 и в часть 2 статьи 20, которые вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

base.garant.ru

РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК

РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК

О проведении проверок

Breadcrumbs

О проведении проверок

Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их права и обязанности органов, а также меры по защите прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Положения данного закона не применяются к действиям государственных органов при проведении административного расследования, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через границу Российской Федерации.

Организация и проведение плановой проверки

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся на основании сводных ежегодных планов, сформированных Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Сводный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение 3 лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения, направляя копию распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о начале проведения плановой проверки или иным способом.

Организация и проведение внеплановой проверки

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, выполнение предписаний органов контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае если в результате деятельности предпринимателя причинен вред (или есть такая угроза) жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, если возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также, если нарушаются права потребителя, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Внеплановую проверку также требуется согласовать с прокуратурой, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, в этом случае прокуратура уведомляется о проведенном мероприятии в течение суток.

Проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Документарная проверка

Предметом являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими установленных требований, исполнением предписаний и постановлений органов контроля.

В процессе проведения документарной проверки в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа контроля, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение предпринимателем установленных требований, органы контроля запрашивают у юридического лица, индивидуального предпринимателя иные необходимые документы.

При проведении документарной проверки орган контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки.

Выездная проверка

Предметом являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению установленных требований.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

а) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

б) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя установленным требованиям.

Срок проведения проверки

Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и длительных исследований, специальных экспертиз и расследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий — не более чем на 15 часов.

Нормативными правовыми актами, регулирующими проведение надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей являются:

  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
  • Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
  • Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».

22.rospotrebnadzor.ru

Выездные госпроверки

Практические рекомендации для руководителей и сотрудников компаний.

Что должен знать предприниматель о порядке организации госпроверок бизнеса? Какие меры он может предпринять для защиты своих прав и интересов при проведении выездной проверки? На вопросы отвечает Юлия Курмамбаева, Группа правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С.

Порядок проведения большинства проверок регулируется Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ (далее — ФЗ №294). К ним относятся проверки Ростехнадзора, Роспотребнадзора, МЧС (в частности, Госпожнадзора), трудинспекции (с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ), Росреестра, органов строительного надзора, органов, уполномоченных в области регулирования тарифов, антимонопольных органов (с особенностями, установленными антимонопольным законодательством) и других органов власти. Именно этим проверкам мы уделим внимание в статье [1].

1. Служебные удостоверения проверяющих

Любая проверка должна начинаться с предъявления проверяющими служебных удостоверений. Рекомендуем проверить и зафиксировать следующие данные удостоверения:

  • номер удостоверения;
  • каким органом выдано удостоверение;
  • срок действия удостоверения;
  • Ф.И.О. проверяющего.

Данная информация позволит вам удостовериться в том, что проверяющие имеют полномочия на проведение проверки от имени заявленного ими органа власти. Кроме того, эти сведения пригодятся для последующего обжалования действий конкретного сотрудника, нарушившего ваши права в ходе проверки.

Для полной уверенности рекомендуем в присутствии проверяющих позвонить в соответствующий орган власти и уточнить, работают ли в нем данные лица и поручалось ли им проведение проверки в вашей организации. Такие действия носят не только информативное, но психологическое значение, поскольку с самого начала проверки вы дадите понять проверяющим, что четко знаете свои права и сможете их защитить при необходимости.

Важно! Отказ в предъявлении служебного удостоверения либо наличие в предъявленном удостоверении существенных недостатков (истек срок действия, выдан иным органом власти и пр.) дает вам право не допускать соответствующее лицо в ваши помещения для проведения проверки.

2. Распоряжение (приказ) о проведении проверки

Согласно ФЗ №294 все проверки должны проводиться на основании распоряжения (приказа) органа власти. Поэтому вместе со служебным удостоверением вам в обязательном порядке должны вручить под роспись копию такого распоряжения [2].

Важно! Отказ в предъявлении распоряжения о проведении проверки дает вам право не допускать проверяющих в ваши помещения для проведения проверки и не выполнять их требования.

Рекомендуем внимательно ознакомиться с представленным распоряжением, в частности, в нем должны быть указаны:

  • Наименование органа власти, проводящего проверку.
    На данном этапе вы можете установить, являются ли проверяющие сотрудниками данного органа согласно их служебным удостоверениям.
  • Ф.И.О., должности проверяющих, уполномоченных на проведение данной проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов.
    Следует знать, что вы вправе не допускать в ваши помещения и не выполнять требования тех должностных лиц, которые не указаны в распоряжении.
  • Наименование юридического лица (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), проверка которого проводится. Обратите внимание, что в распоряжении ИНН или ОГРН (ОГРНИП) проверяемого лица не указывается.
    Если в распоряжении не указана ваша организация, то любые действия и требования проверяющих вы можете игнорировать.
  • Цели, задачи, предмет проверки.
  • Срок проведения проверки (подробнее об этом см. в разделе 3 настоящей статьи).
  • Правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами.
  • Сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки.
  • Перечень документов, которые вам необходимо представить проверяющему органу.
    Обратите внимание, что вы не обязаны представлять проверяющим документы и информацию, не связанные с предметом проверки, указанным в распоряжении.
  • Перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия.
    Вы вправе требовать представления копий указанных регламентов.
  • Вид проверки — плановая или внеплановая (подробнее об этом см. в разделе 4 настоящей статьи).

3. Сроки проведения проверки

Сроки проведения любой проверки не могут превышать 20 рабочих дней. Законом не предусмотрена возможность для приостановления проверки и увеличения в связи с этим её срока. Исключение составляет лишь случай, когда должностное лицо, проводящее проверку, приходит к выводу о том, что необходимо провести сложное расследование или экспертизу. В такой ситуации руководитель проверяющего органа может продлить срок проверки ещё на 20 рабочих дней.

Специальные ограничения максимальной продолжительности проверок предусмотрены для субъектов малого предпринимательства, согласно которым общий срок плановых выездных проверок на этих предприятиях не может превышать 50 часов в год, а на микропредприятий – 15 часов в год.

На любом предприятии должен существовать журнал учёта проверок. Каждый раз приходя или уходя из вашей организации, проверяющий должен расписаться в этом журнале и указать время прихода или ухода. При расчете срока проверки суммируются часы согласно записям в журнале. Такая процедура позволит вам отследить срок проведения проверки.

Важно! Нарушение срока проверки признается грубым и влечет за собой признание ее результатов незаконными.

4. Плановые и внеплановые проверки

Плановая проверка проводится не более одного раза в три года при условии включения проверки в ежегодный план проверок соответствующего органа власти.

При этом надо учитывать важное обстоятельство, что понятие плановой проверки закон связывает не с органом власти, который ее проводит, а с предметом проверки. Как следствие, один и тот же орган власти может проводить несколько разных плановых проверок в течение 3 лет. Например, если сегодня Роспотребнадзор проверяет у вас соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, это не означает, что завтра он не придет с проверкой соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей.

План проверок на каждый год размещается на официальном сайте соответствующего органа власти, а также в сводном плане на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Внеплановые проверки могут проводиться неограниченное количество раз при наличии следующих оснований:

  • Истечение срока исполнения ранее выданного органом власти предписания.
  • Поступление в органы власти информации о возникновении угрозы причинения вреда либо реальном причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

По закону, такая информация становится основанием для проверки, если она поступила в форме обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, либо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, либо из средств массовой информации.

Однако проверка по данным основаниям может быть проведена только после согласования с прокуратурой, о чем должно быть указано в распоряжении на проведение проверки. Согласование проводится в районной прокуратуре, которая находится по месту осуществления деятельности проверяемого предприятия.

  • Обращения граждан о нарушении прав потребителей. При этом обратиться с таким заявлением могут только те граждане, права которых были нарушены, и заявление не должно быть анонимным. Тем не менее даже один недовольный потребитель может стать причиной проверки.
  • Приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля, изданный в соответствии с конкретными поручениями Президента РФ или Правительства РФ.
  • 5. Кто может и должен присутствовать при проверке

    Любая проверка должна проводиться в присутствии представителей проверяемого лица.

    Бытует заблуждение, что проверка не может быть проведена в отсутствие руководителя проверяемого лица. Однако в действительности практически все проверки могут проводиться вне зависимости от того, присутствует ли при этом руководитель проверяемого лица или нет (в том числе налоговые проверки). Так, в силу п.2 ст.15 ФЗ №294 выездная проверка может быть начата и при наличии иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемой организации. Фактически это правило подразумевает возможность проведения проверки в присутствии любого работника проверяемого предприятия.

    Со стороны проверяемой организации имеют право присутствовать на проверке абсолютно любые представители: работники, юристы, клиенты, пресса и пр. Исключением являются случаи, прямо указанные в законе (как правило, они связаны с проведением оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых сотрудниками правоохранительных органов).

    А вот со стороны проверяющих — только те лица, которые указаны в распоряжении (постановлении, приказе) о проведении проверки. Среди них могут быть эксперты, специалисты и т.д. Кроме того, в определенных законом случаях проверяющие обязаны привлекать понятых.

    6. Правила поведения для сотрудников организации при проверке

    Представители проверяемой организации обязаны предоставить проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с предметом проверки, а также обеспечить доступ на территорию предприятия (здания, строения, сооружения, помещения), к оборудованию, транспортным средствам и перевозимым ими грузам и подобным объектам (п.5 ст.12 ФЗ №294).

    Важно! Не давайте объяснения непосредственно в ходе выездных мероприятий проверки (например, при осмотре помещений), подробно проинструктируйте своих работников об этом.

    Цель проверки — собрать как можно больше доказательств наличия состава какого-либо правонарушения (преступления), а то и нескольких. Закон запрещает препятствовать проведению законных мероприятий контроля, однако помогать проверяющим вы не обязаны: чем меньше информации и доказательств вы им представите добровольно, тем больше работы будет у них.

    Если проверяющие предлагают вам или вашим работникам дать объяснения по каким-либо фактам при составлении протокола (акта) осмотра вашего предприятия, лучше всего указать, что такие объяснения будут даны позднее в ходе рассмотрения материалов соответствующей проверки. Тем самым вы не предоставите проверяющим дополнительной информации и будете иметь возможность обдумать свою позицию, проконсультироваться с юристами. Законодательство РФ не предусматривают никакой ответственности за непредоставление объяснений лицом, в отношении которого ведется проверка, поскольку это его право, а не обязанность.

    Объяснения лица, в отношении которого ведется проверка, необходимо отличать от свидетельских показаний. Свидетель как участник проверки имеет специальное процессуальное положение. Давать пояснения в ходе проверки вы и ваши сотрудники обязаны только в том случае, если привлечены в качестве свидетеля.

    Практически все документы, регулирующие порядок проведения проверок, содержат нормы об ответственности свидетеля за дачу заведомо ложных показаний либо за отказ или уклонение от их предоставления (ст.17.9 КоАП РФ, ст.128 Налогового кодекса РФ, ст.307, 308 Уголовного кодекса РФ). Свидетель имеет право не свидетельствовать лишь против себя самого, своего супруга и близких родственников.

    Процедура привлечения к участию в проверке в качестве свидетеля предусматривает следующие обязательные шаги проверяющих:

    • До начала допроса предупредить вас об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, либо за отказ или уклонение от их предоставления под роспись в протоколе допроса.
    • Предоставить вам информацию о деле (уголовном деле, деле об административном правонарушении, налоговой или прокурорской проверке), в рамках которого вы даете свидетельские показания. В противном случае рекомендуем использовать право на отказ свидетельствовать против себя самого, поскольку вы не знаете, не ведется ли дело (проверка) в отношении вас, а также как в последующем будет использована предоставленная вами информация.
    • Занести все ваши ответы в протокол допроса. Требуйте, чтобы в протокол заносились также вопросы проверяющих, дабы избежать неверной интерпретации ваших ответов в дальнейшем. Если проверяющий отказывается, укажите все вопросы сами в замечаниях к протоколу.
    • Предоставить вам возможность ознакомиться с протоколом и внести в него свои замечания и уточнения.

    7. Информация, документы, материальные ценности

    Обращаем ваше внимание, что ФЗ №294 не дает право проверяющим изымать какие-либо документы и оборудование при осмотре помещений. В отдельных случаях, например при проверке СЭС, могут быть взяты лишь необходимые анализы, пробы и пр.

    Любые копии документов должны быть запрошены у вас отдельным требованием, а изъятие документов и иной собственности проверяемого лица производится только на основании отдельного распоряжения (приказа, постановления) соответствующего органа.

    Мы рекомендуем на любом предприятии вводить систему превентивных мер по организации надежного хранения информации. Храните информацию на удаленных серверах. Если это по каким-либо причинам невозможно, рекомендуем использовать съемные жесткие диски на компьютерах, которые при необходимости можно будет незамедлительно извлечь. Документацию храните в сейфах или запирающихся шкафах. Хранение ключей или кодов доступа к ним поручите узкому кругу лиц (например, руководителю и главному бухгалтеру). В случае проверки иные работники могут не открывать соответствующие шкафы, сейфы, ссылаясь на отсутствие ответственных лиц (отпуск, командировка). Таким образом, фактически проверяющие будут лишены возможности получить доступ к необходимой информации, а вам это даст время подготовиться.

    Если вам предлагают заплатить за проведение экспертиз, санитарно-эпидемиологических анализов и других исследований, проводимых в рамках проверки, смело отказывайтесь. Любые мероприятия контроля должны проводиться за счет бюджетных средств.

    ***
    Особая ситуация на практике складывается с «заказными проверками», инициированными заинтересованными лицами с использованием коррупционных механизмов. В подобных случаях попытки призвать проверяющих к соблюдению закона, как правило, бесполезны. Здесь вам помогут предпринятые ранее превентивные меры по защите информации, а также подробное фиксирование фактов нарушения процедуры проверки для последующего обжалования неправомерных действий. Используйте видео- и фотосъемку, сбор свидетельских показаний третьих лиц (клиентов, например), участие прессы. И в любом случае постарайтесь как можно раньше привлечь к участию в проверке ваших юристов.

    ФЗ №294 провозглашает принцип ответственности органов власти за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного и муниципального контроля.

    В развитие данного принципа 27 июля 2010 г. Кодекс РФ об административных правонарушениях был дополнен статьей 19.6.1, предусматривающей ответственность должностных лиц органов власти за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре) в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 рублей. Повторное совершение указанного правонарушения повлечет штраф от 5 000 до 10 000 рублей.

    Кроме того, для предпринимателя законом предусмотрена возможность в судебном порядке требовать взыскания ущерба. Статья 1069 Гражданского кодекса РФ устанавливает ответственность за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных и муниципальных органов и должностных лиц.

    Статья опубликована в журнале «ИНТЕЛЛЕКТ-ПРЕСС» (№18/2011)

    [1] ФЗ №294 не распространяется на финансовые, налоговые, прокурорские проверки, проверки правоохранительных органов, на расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве и пр. (п.3 ст.1 ФЗ №294).

    [2] Следует отметить, что распоряжение (постановление, приказ и т.п.) на проведение проверки, подписанное руководителем проверяющего органа или его заместителем, является обязательным не только для проверок, проводимых в рамках ФЗ №294, но и для любых других госпроверок. В распоряжении должны быть указаны как минимум предмет проверки, проверяемое лицо, Ф.И.О. и должность проверяющих. Исключение составляют лишь прокурорские проверки: проверяющему прокурору достаточно предъявить служебное удостоверение.

    www.intellectpro.ru

    Популярное:

    • Новый федеральный закон о судебных приставах Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ"О судебных приставах" С изменениями и дополнениями от: 7 ноября 2000 г., 29 июня, […]
    • Законы о энергоснабжении Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и […]
    • Федеральный закон от 27072004 года 79-фз Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ"О государственной гражданской службе Российской […]
    • Закон фз 143 Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ"Об актах гражданского состояния" С изменениями и дополнениями […]
    • Закон о защите конкуренции 2006 г Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ"О защите конкуренции" С изменениями и дополнениями от: 1 декабря 2007 г., 29 […]
    • Закон 323 ст 20 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в […]
    • Федеральный закон от 210798 Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Постановление […]
    • Охрана прав ребенка в законе об образовании Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ"Об основных гарантиях прав ребенка в […]