Иисус закон

Ответы на вопросы

В изложении Матфея о том, что обычно называется Нагорной проповедью, записаны следующие слова Иисуса: «Не думайте, что Я пришел отменить Закон или Пророков. Не отменить Я пришел, а исполнить. Говорю вам: пока не исчезли земля и небо, даже мельчайшая буква, даже черточка не исчезнет в Законе. Все это сбудется!» (Матфея 5:17–18).

Часто озвучиваются утверждения, что если Иисус не «отменил» закон, тогда он все еще является обязательным к исполнению. Соответственно, такие аспекты, как соблюдение субботнего дня, должны действовать до сих пор, возможно, вместе с многочисленными другими элементами закона Моисея. Это предположение основано на непонимании слов и предназначения этого отрывка. Христос здесь не имел в виду, что обязательный характер закона Моисея навсегда останется в силе. Такая точка зрения противоречит всему, что мы узнаем из Нового Завета (Римлянам 10:4; Галатам 3:23–25, Ефесянам 2:15).

Особое значение в нашем исследовании имеет слово, переведенное как «отменить». Это – перевод греческого «kataluo», буквально означающего «ослаблять». Это слово встречается в Новом Завете семнадцать раз. Оно используется, например, при упоминании об уничтожении еврейского храма римлянами (Матфея 26:61; 27:40, Деяния 6:14), и разложении человеческого тела после смерти (2 Коринфянам 5:1). Этот термин может нести дополнительное значение «свергнуть», то есть, «делать ненужным, лишать успеха». В классическом греческом языке он был использован в связи с институтами, законами и т.д., чтобы передать идею «о признании недействительным».

Особенно важно отметить, как это слово употребляется в Евангелии от Матфея 5:17. В контексте «отменить» находится в оппозиции к «выполнить». Христос пришел «не отменить, а исполнить». Иисус не пришел на эту землю как противник закона. Его целью не было помешать его исполнению. Скорее, Он почитал его, любил его, повиновался ему и привел его к осуществлению. Он исполнил пророческие указания закона в отношении самого Себя (Луки 24:44). Христос исполнил требования закона Моисея, который призывал к беспрекословному послушанию под угрозой проклятия (см. Галатам 3:10, 13). В этом смысле Божественный замысел относительно закона навсегда останется неизменным. Он всегда будет выполнять цель, для которой был создан.

Если, тем не менее, закон Моисеев имеет такое же отношение к людям сегодня, в плане его обязательного статуса, то он не был выполнен, и Иисус не достиг успеха в том, ради чего Он пришел. С другой стороны, если Господь достиг своей цели, то закон был выполнен и сегодня не является обязательным к исполнению. Кроме того, если закон Моисея не был выполнен Христом – и таким образом, остается обязательным сегодня – то он не может быть обязательным лишь частично. Скорее, это полностью обязующая система. Иисус ясно сказал, что ни одна «мельчайшая буква или черточка» не пропадет, пока все не будет выполнено. Следовательно, ничто из закона не могло быть отменено, пока он полностью бы не выполнил свою задачу. Иисус исполнил закон. Он исполнил весь закон. Мы не можем сказать, что Иисус исполнил систему жертвоприношений, но не выполнил других аспектов закона. Иисус либо выполнил весь закон, либо нет. То, что смерть Иисуса значит относительно жертвоприношений, она также значит и относительно других аспектов закона.

© При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions?org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

bibleonline.ru

Иисус закон

9.5 Иисус и закон Моисеев

Иисус Христос, будучи совершенной жертвой и идеальным Первосвященником, могущим по-настоящему вымолить прощение для нас, Своей смертью отменил прежний закон, по которому служили первосвященники из человеков, принося в жертву животных (Евр.10,5-14). «С переменою священства (от левитов до Христа) необходимо быть перемене и закона» (Евр.7,12). Иисус Христос стал Первосвященником «не по закону заповеди плотской (по которому первосвященником мог стать только потомок левитов), но по силе жизни непрестающей», данной Ему в силу Его совершенной жертвы (Евр.7,16). Именно поэтому прежняя заповедь, или же закон Моисеев, была отменена «по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но (через Христа) вводится лучшая надежда» (Евр.7,18,19).
Из этого со всей очевидностью вытекает, что закон Моисеев закончился с жертвой Христовой. Продолжать приносить в жертву животных или же признавать человеческое священство, означает умалять роль Христа, означает, что жертва Христова была не полна и не совершенна и что для нашего спасения одной веры в Иисуса Христа недостаточно и нам нужно приложить к этому еще и свои дела. «Законом никто не оправдывается пред Богом… а праведный своею верою жив будет» (Гал.3,11; Авв.2,4). Мы можем лезть из кожи, чтобы повиноваться писанным Божиим законам и все же они не принесут оправдания нам, ибо каждый, читающий эти строки, уже нарушил (и не раз) эти законы.
Если мы собираемся исполнять закон Моисеев, нам нужно быть готовыми исполнять его весь, целиком. Неисполнение хотя бы чего-то одного приносит проклятие: «А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет всего, что написано в книге закона» (Гал.3,10). Наша прирожденная слабость не позволяет нам полностью подчиниться закону, однако благодаря Иисус Христу, Который смог это сделать, мы стали свободны от этого. Наше спасение – это дар Божий во Христе Иисусе, почти не зависящий от наших усилий. «Как закон, ослабленный плотью, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех, и осудил грех во плоти» (Рим.8,3). Таким образом «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал.3,13).
По этой причине от нас более не требуется исполнять никаких частей закона Моисеева. В Занятии 3.4 мы видели, что новый завет во Христе заменил прежний, закон Моисеев (Евр.8,13). Своей смертью Христос истребил «учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас (потому что мы не могли хранить его), и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту…. Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе» (Кол.2,14-17). Совершенно ясно, что смертью Христос «взял от среды» закон Моисеев, а потому нам не нужно соблюдать что-либо из него, например, субботы. Как и всё остальное в законе, соблюдение субботы было тенью, образом будущего. После смерти Христа все образы закона исполнились на Иисусе Христе, а потому пропала необходимость соблюдать их дальше.
Первые Христианские церкви находились под постоянным напором со стороны ортодоксальных Иудеев, принуждавших их соблюдать закон. В Новом Завете содержатся неоднократные предупреждения против этого. Однако несмотря ни на что, даже сегодня есть несколько конфессий, призывающих к частичному соблюдению закона Моисеева. И это, по меньшей мере странно, ибо, как мы уже видели, если уж начинаешь соблюдать закон, то его нужно соблюдать весь, иначе такое «соблюдение» будет нарушением закона (Гал.3,10; Иак.2,10).
Есть нечто в человеческой природе, что понуждает человека думать, что можно оправдаться делами. Нам хочется думать, что мы можем что-то сделать для своего спасения. Именно по этой причине у всего человечества, и у Христиан в том числе, в ходу всякие крестики и иконки, уплата десятины и однообразные молитвы, произносимые в определенных позах. Вера в спасение, зависящая всего лишь от веры во Христа (чему собственно и учит Библия) в наши дни почти уникальна.
Через весь Новый Завет проходит тема предупреждения против несоблюдения целиком всего закона Моисеева. Были такие, которые утверждали, что Христианам «должно обрезываться и соблюдать закон», на что Иаков отрезал, что этого «мы им не поручали» говорить (Деян.15,24). Петр говорил о понуждающих соблюдать закон, что они желают «возложить на выи учеников иго, которого не могли по
нести ни отцы, ни мы
, — и тут же продолжает, ­ Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся» (Деян.15,10,11). Богодухновенный Павел несколько раз говорит о том же самом: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа… законом никто не оправдывается… во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им (Христом) всякий верующий» (Гал.2,16; 3,11; Деян.13,39).
А потому очевидным признаком отступничества Христианства, несмотря на все кристально ясные слова учения Нового Завета о том, что Христом закон Моисеев был отменен, является вкрапления из этого закона. Давайте посмотрим, как закон Моисеев действует в жизни современного «Христианства».

Священство
Во многих церквях процветает чисто человеческий институт священства. Римские Католики почитают своего Папу, точно так, как Иудеи почитают своего первосвященника. Однако, «един посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2,5), а потому невозможно, чтобы ныне кто-то из священников, или даже сам Папа Римский, встал посредником между Богом и людьми, как это было по закону Моисееву. У нас сейчас один Первосвященник на небесах, Иисус Христос, приносящий наши молитвы пред Богом.
Из Библии нельзя вывести никаких доказательств того, что обладающие дарами Святого Духа Апостолы первого столетия (например, Петр) передали свои способности будущим поколениям, например, тому же Папе. Но даже, если допустить такую возможность, то очень сомнительно, что именно современным Папе и священству перешло именно то духовное наследие Апостолов первого столетия.
Дары Святого Духа были изъяты и все верующие оказались в одинаковом положении перед одним великим даром Святого Духа – Словом Божиим, Библией (см. Занятия 2.2 и 2.4). А потому все верующие теперь равны. Они все — братья между собой. Впрочем, на самом деле все истинные верующие являются священниками потому, что крестились во Христа, в том смысле, что они все излучают свет Божий на сей мир мрака и тьмы (1Пет.2,9). Поэтому, когда вернется Христос и установит Царство, они станут царями и священниками (Откр.5, 10).
У Католиков и Православных принято называть священников «отцами» («Папа»!), что явно противоречит ясным словам Иисуса Христа: «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф.23,9). Христос предупреждал против того, чтобы люди не воздвигали себе духовных пастырей из людей, на что претендуют современное священство. «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья» (Мф.23,8).
Замысловатые одежды священников, в основе своей, происходят от описания священнических одежд Иудейских священников, которые, как всё в законе Моисеевом, было образом, тенью Христа и теперь, после исполнения Христом закона, потеряло всякое значение. Становится по-настоящему не по себе, когда задумываешься о том, что одеяния, которые предназначались для прославления Христа, теперь носятся для прославления носящих их – теми, кто на деле отрицают воскресение Христово и даже, существование Самого Бога.
Ортодоксальная идея о священстве и ходатайстве Девы Марии – страшное отступление от истины. Мы призваны молить во имя ХРИСТОВО, а не во имя Марии (Ин.14,13,14; 15,16; 16,23-26). Наш Первосвященник и Ходатай – Иисус Христос — не Мария. Иисус упрекал ее, когда она пыталась понудить Его сделать то, что ей казалось нужным было сделать (Ин.2,2-4). К Христу приводит Бог, а не Мария (Ин.6,44).

Десятина
Десятина – также является частью закона Моисеева (Числ.18,21). Отдавая десятую часть своих доходов, Иудеи поддерживали священническое колено Левия. Ну, а если теперь не должно быть человеческого священства, то значит не должно быть и десятины, идущей на содержание оного. И здесь, как всегда, одна ложь (в данном случае священство) порождает другую (десятину). Богу наши жертвы ни к чему, ибо Ему и так всё принадлежит (Пс.49,8-13). Мы всего лишь возвращаем Ему то, что было дано нам (1Пар.29,14). Для нас невозможно приобрести себе спасение в обмен на что-то, или же попросту, выкупит его для себя. Если мы по-настоящему благодарны Богу за всё, что Он делает для нас, за то, что Он дарует нам, то нам не стоит предлагать Ему десятину из нашей получки, ибо Он ожидает от нас не этого. Апостол Павел, как всегда коротко и ясно выразил суть этого вопроса: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим.12,1). Богу нужны не наши десятины, а мы сами.

Пища
По Иудейскому закону определенная пища почитается как нечистая – чего придерживаются некоторые церкви сегодня, особенно, это касается свинины. Однако, потому что Христос отменил закон, «никто да не осуждает вас за пищу, или питие» (Кол.2,14-16). Моисеевы постановления на этот счет, указывавшие на Христа (как на образ чистой пищи), были отменены.
Сам Иисус яснее ясного объяснил, что никакая пища не может осквернить человека, потому что оскверняет человека то, что исходит из сердца его (Мк.7,15-23). «Так Он объявил всю пищу чистой» (Мк.7,19 – Совр. пер.). Петру было дано то же самое наставление (Деян.10,14,15). Тому же учил и Павел: «Я знаю и уверен в Господе, что нет ничего в себе самом нечистого» (Рим.14,14). Более того, чуть раньше он писал о том, что почитание какой-либо пищи за нечистую является признаком духовной слабости, незрелости (Рим.14,2). Наше отношение к пище «не приближает нас к Богу» (1Кор.8,8). И что особенно важно – в Библии содержится предупреждение, что отступники от Христианской истины будут запрещать «употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением» (1Тим.4,3).

www.osnovybiblii.info

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 5:17

Свт. Иоанн Златоуст

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить

Но кто и думал об этом? Или кто обвинял Его в этом и вызывал на такой ответ? Сказанные Им слова совсем не возбуждали такой мысли, Его заповеди — быть кроткими, тихими, милосердыми, чистыми сердцем и подвизаться за правду — ничего подобного не показывали, но даже совершенно противное. Итак, для чего же Он сказал это? Без сомнения, не без причины, не без цели. Так как Он намеревался дать заповеди выше древних (как видно из слов Его: “Вы слышали, что сказано древним: не убивай. Я говорю вам” не гневайтесь (Мф. 5:21) и проложить путь к некоему божественному небесному образу жизни, то, чтобы новость учения не смутила сердец слушателей и не заставила их сомневаться в Его наставлениях, Он и предупреждает их словами: “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков”. Иудеи, хотя и не исполняли закона, имели, однако же, к нему великое уважение, и хотя каждодневно нарушали его своими делами, тем не менее желали, чтобы Писание оставалось неприкосновенным, и чтобы никто ничего не прибавлял к нему. Впрочем, они строго держались и некоторых прибавлений, сделанных их начальниками, хотя последние клонились не к лучшему, а к худшему. Так, например, этими прибавлениями нарушалось должное почтение к родителям; да и многие другие обязанности подрывались этими неуместными дополнениями. Итак, поелику Христос происходил не из священнического колена, а то, что он вознамерился ввести, было прибавлением, — которое, впрочем, не уменьшало добродетели, но возвышало ее, — то Он предвидел, что и то и другое могло бы смутить их, и потому прежде, чем начертать свои чудные законы, опровергает те сомнения, которые могли скрываться в уме их. В чем же могли заключаться их сомнения и возражения? Они думали, что Христос говорит это для уничтожения древних постановлений закона. Это-то подозрение Он и удаляет. Так Он делает не только здесь, но и в других случаях. Так, когда иудеи почитали Его противником Богу за нарушение субботы, то, чтобы опровергнуть такое их мнение и защитить Себя, в одном случае Он употребляет слова, приличные Ему как Сыну Божию, говоря: “Отец Мой доныне делает, и Я делаю” (Ин. 5:17), — а в другом — исполненные смирения, как, например, когда показывает, что для спасения овцы, погибшей в субботу, может быть нарушение закона, также, когда замечает, что и обрезание совершается в субботу (Мф. 12:11-12). Для того Он часто и говорит так смиренно, чтобы истребить их мнение, будто Он поступает противно Богу. Для того-то, когда и Лазаря воззывал из гроба, обратился с молитвою к Богу, несмотря на то, что прежде единым словом воскрешал многих мертвых (Ин. 11:41). А чтобы отсюда не заключили, что Он менее Отца Своего, — предупреждая такое мнение, присовокупляет: “Сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня” (Ин. 11:42). Таким образом, Он не все (чудеса) производит, как полновластный Владыка, для того, чтобы исправить ошибочное о Нем мнение иудеев, но и не перед каждым обращается с молитвою к Богу, чтобы в последствии времени не подать случая к превратному мнению, будто Он был слаб и бессилен; но в иных случаях поступает так, а в других — иначе, и делает так не без разбора, но с свойственною Ему мудростью. Важнейшие чудеса Он совершает как полномочный Владыка, а в менее важных возводит очи к небу. Так, когда он отпускал грехи, открывал тайны, отверзал рай, изгонял бесов, очищал прокаженных, попирал смерть, воскрешал многих мертвых, — все это Он совершал одним велением, а умножая хлебы, что было менее важно, обращается к небу. Очевидно, что Он делает это не по слабости. В самом деле, если Он мог полновластно совершить большее, то какую имел надобность в молитве для совершения меньшего? Без сомнения, Он делал это, как я и прежде сказал, для обуздания бесстыдства иудеев. То же самое должен ты думать и в тех случаях, когда слышишь, что Он говорит со смирением. Много Он имел причин так говорить и действовать, как-то: чтобы не подумали, что Он действует не по воле Божией, чтобы подавать наставления и врачевание всем, чтобы научать смирению, чтобы показать, что Он облечен плотью, и что иудеи не могут принять всего вдруг, также, чтобы научить их не много о себе думать. По этим-то причинам часто и говорил сам о Себе со смирением, предоставляя говорить о Нем великое другим.

Так сам Он, беседуя с иудеями, говорил: “Прежде нежели был Авраам, Я есмь” (Ин. 8:58); а ученик Его сказал об этом так: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог” (Ин. 1:1). Опять, сам Он нигде прямо не говорит, что Он сотворил небо, и землю, и море, и все видимое и невидимое; а ученик Его смело и не обинуясь, не один, или два раза, но многократно говорит об этом: “Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть”; также: “В мире был, и мир чрез Него начал быть” (Ин. 1:3,10). Да и чему удивляться, если другие о Нем сказали более, нежели Он сам, когда Он, многое, не выражая ясно словами, показывал делами? Что Он сотворил человека, то ясно доказал исцелениями слепого; между тем, говоря о сотворении человека в начале, не сказал: Я сотворил, но — “Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их” (Мф. 19:4). Равным образом, что Он создал мир, и все находящееся в нем, то доказал ловитвою рыб, претворением воды в вино, умножением хлебов, укрощением бури на море, лучезарным светом, которым воссиял Он на кресте, и многими другими чудесами; хотя на словах никогда ясно не выражал этого, но ученики Его: Иоанн, Павел и Петр говорят о том весьма часто. Если и эти ученики, которые и днем и ночью слышали Его беседы, видели чудотворения, которым Он многое разрешал наедине, даровал силу даже воскрешать мертвых, и которых, наконец, соделал столь совершенными, что они для Него оставили все, — если и они, восшедши на такую степень добродетели и любомудрия, не могли еще сносить всего, прежде чем приняли дары Святого Духа; то каким образом иудейский народ, который не имел ни такого познания, ни такой добродетели, и только иногда был свидетелем того, что делал, или говорил Христос, уверился бы, что Он поступает согласно с волею Бога всяческих, если бы сам Иисус не оказывал во всем Своего снисхождения? Вот почему, и нарушая, например, субботу, Он не вдруг ввел такое законоположение, но наперед представил многие и различные причины. Если же, намереваясь отменить и одну заповедь, Он употребляет такую осторожность в словах, чтобы не устрашить слушающих, то, когда присоединял к целому прежнему закону целый новый, тем более имел нужду предуготовлять слушателей Своих и применяться к их состоянию, чтобы не возмутить их.

По той же причине Он и о Своем божестве не везде ясно говорит. В самом деле, если прибавление к закону так возмущало их, то не гораздо ли более возмутило бы их то, когда бы Он объявил Себя Богом? Потому Он и говорит много такого, что ниже Его божественного достоинства. Так точно и здесь, намереваясь восполнить закон, приступает к этому с великою осторожностью. Не довольствуясь тем, что сказал уже раз: Я не разоряю закона, Он повторяет то же и в другой раз, и притом еще с большею выразительностью. Сказав: “Не думайте, что Я пришел нарушить”, — присовокупляет: “Не нарушить пришел Я, но исполнить”. Этими словами обуздывается не только бесстыдство иудеев, но и заграждаются уста еретиков, утверждающих, что древний закон произошел от дьявола. В самом деле, если Христос пришел разрушить власть дьявола, то как же Он не только не разрушает ее, но еще и исполняет? Он не только сказал: не разоряю, — хотя и того было бы довольно, — но еще прибавил: исполняю, а это показывает, что Он не только не противился закону, но еще и одобрял его. Но каким образом, спросишь ты, Он не нарушил закона? И как исполнил закон, или пророков? Пророков — тем, что подтвердил делами Своими все, что они говорили о Нем, почему и евангелист постоянно говорит: “Да сбудется реченное через пророков” (Мф. 2:23); например, когда Он родился, когда отроки воспели Ему чудную песнь, когда воссел на жребя. Да и во многих других случаях Он исполнял пророчества, которые все остались бы без исполнения, если бы Он не пришел в мир. А закон исполнил не в одном отношении, но в трояком. Во-первых, Он ни в чем не преступил его. Чтобы увериться, что Он исполнил весь закон, послушай, что Он говорит Иоанну: “Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду” (Мф. 3:15). Равным образом и иудеям Он говорил: “Кто из вас обличит Меня в неправде?” (Ин. 8:46); также ученикам Своим: “Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего” (Ин. 14:30). Издревле и пророк предсказал о Нем, что Он “не сделал греха” (Ис. 53:9). Итак, вот первый способ, которым Он исполнил закон. Во-вторых, Он исполнил закон за нас. Поистине достойно удивления, что Он не только сам исполнил закон, но и нам даровал его исполнение, как то изъясняет Павел, говоря, что “конец закона — Христос, к праведности всякого верующего” (Рим. 10:4), и что Он “осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти” (Рим. 8:3,4), и в другом месте: “Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем” (Рим. 3:31). Так как цель закона состояла в том, чтобы сделать человека праведным, чего, однако же, он не мог сделать, то этому назначению закона удовлетворил сам Господь, нисшед на землю и установив образ оправдания чрез веру. И чего закон не мог сделать посредством букв, то сам Христос совершил через веру, — почему и говорит: “Не нарушить пришел Я” закон.

Если же кто тщательно будет исследовать, то найдет еще и третий образ исполнения закона. В чем же состоял он? В учреждении того закона, который Христос имел дать. В самом деле, Его учение не уничтожало прежнего закона, но возвышало и восполняло его. Так, например, заповедь: “не убивай” не уничтожается заповедью: “не гневайся”; напротив, последняя служит дополнением и утверждением первой. То же самое должно сказать и о всех прочих. Бросая первые семена Своего нового учения, Христос не навлек на Себя никакого подозрения; но теперь, когда Он начал сравнивать ветхий закон с новым, тем более мог быть подозреваем в противоречии первому, почему предварительно и сказал: “Не нарушить пришел Я, но исполнить”. Действительно, заповеди, предлагаемые теперь, уже основывались на прежде сказанном. Так, например, слова: “Блаженны нищие духом” (Мф. 5:3) означают то же, что и повеление не гневаться; “Блаженны чистые сердцем” (Мф. 5:8) — то же, что и запрещение взирать на жену с вожделением; заповедь — не скрывать себе сокровищ на земле соответствует словам: “Блаженны милостивые” (Мф. 5:7). Плакать, претерпевать гонения и поношения значит то же самое, что и входить узкими вратами; алкать и жаждать правды означает не что иное, как требование, выраженное в словах: “Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” (Мф. 7:12). Когда Христос ублажает миротворца, то высказывает почти то же самое, что выражено в повелении оставить дар, и поспешить помириться с оскорбленным братом и согласиться с соперником. Различие лишь в том, что там Христос исполняющим заповеди обещает награды, а здесь преступающим их угрожает наказанием. Там говорит, что кроткие наследят землю; а здесь — что тот, кто назовет брата своего безумным, будет повинен геенне огненной. Там говорит, что чистые сердцем узрят Бога; а здесь — что воззревший на жену нечистым оком является уже настоящим прелюбодеем. Там миротворцев называет сынами Божиими; а здесь — немиролюбивых устрашает словами: “Чтобы соперник не отдал тебя судье” (Мф. 5:25). Там плачущих и претерпевающих гонения называет блаженными; а здесь, подтверждая то же самое, угрожает гибелью тем, кто не идет этим путем, — так как, говорит, идущие широким путем погибают. Также и слова: “Не можете служить Богу и маммоне” (Мф. 6:24), кажется мне, сходны с изречением: “Блаженны милостивые” (Мф. 5:7) и: “жаждущие правды” (Мф. 5:6). Но здесь, как я и выше заметил, Господь намеревается прежде сказанное изложить яснее, и не только яснее, но еще с дополнениями. Так, например, Он не только повелевает быть милостивым, но еще отдавать с себя и срачицу (сорочку); не только быть кротким, но хотящему ударить в ланиту подставить и другую. Потому-то, чтобы предотвратить мнимое противоречие, Он и говорит, что пришел не разрушить закон, и повторяет это, как и прежде я сказал, не однажды, но два раза, сказавши: “Не думайте, что Я пришел нарушить”, — присовокупляет: “Не нарушить пришел Я, но исполнить”.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Хроматий Аквилейский

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить

Сын Божий, Создатель закона и пророков, пришел не для того, чтобы нарушить закон или пророков. Ибо Он Сам передал людям закон через Моисея и исполнил пророков Святым Духом возвещать будущее: Не нарушить пришел Я, но исполнить. Исполнил же Он закон и пророков, совершая то, что написано о Нем в законе у пророков. Поэтому и на кресте, когда выпил поднесенный Ему уксус, сказал: Совершилось! (Ин. 19:30) — чтобы с ясностью указать на исполнение всего того, что было написано о Нем в законе и у пророков, вплоть до питья уксуса. Он исполнил закон всяким образом, когда таинство Пасхи, или агнца, прежде показанное образно, завершил таинством Своего страдания. Поэтому апостол говорит: Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5:7).

Затем Он сказал: Кто нарушит одну из заповедей сих малейших, и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном (Мф. 5:19). Если нечестиво нарушить малейшую заповедь, гораздо более нечестиво — великие и величайшие. Поэтому через Соломона Святой Дух свидетельствует о том же, говоря: Ни во что ставящий малое мало-помалу придет в упадок (Сир. 19:1). И поэтому нельзя ничего нарушать и сокращать из божественных заповедей, но следует с верой в разуме все сохранять и научать [этому], чтобы не лишиться славы Царства Небесного, потому что то, что считают малым и ничтожным неверующие и мирские, для Бога не ничтожно, но необходимо. А кто сотворит и научит, того Господь наречет великим в Царстве Небесном (Мф. 5:19). Поэтому надо действовать не только словами, но и делами; не только учи, но и делай сам то, чему учишь.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Прп. Анастасий Синаит

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить

Когда [Господь] говорит иудеям: «не нарушить пришел Я закон», то говорит хорошо и боголепно, как бы давая им понять следующее: «Я пришел не нарушить закон, поскольку [надеялся], что вы примите Меня и уверуете в Меня, заранее провозглашенного через закон и пророков; а так как вы осудили на смерть Меня, Законодателя, то [таким образом] вы сами разрушили закон и пророков».

Вопросы и ответы.

Прав. Иоанн Кронштадский

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить

Как Исполнителю Закона и Пророков, Спасителю являются из духовного мира (по человечеству Спасителя) Моисей — представитель Закона, и Илия — пророков (Мф. 17:3), и утешают Его в предстоящих страданиях. Так и ты, человек, старайся быть исполнителем Закона и Пророков (ср. Мф. 7:12) и тебе явятся деятельными помощниками святые Божии.

Дневник. Том III.

Блаж. Иероним Стридонский

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить

Или так, что в своем Лице Он исполнит то, что предсказано другими пророками; или так, что Своей проповедью Он дополнит то, что прежде по слабости воспринимающих было грубо и несовершенно (Мф 5:20-22), уничтожая совершенно гнев, запрещая воздаяние око за око, зуб за зуб и даже скрытую в мысли похоть.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или Пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить

Так как Он намеревался ввести новые законы, то чтобы не подумали, что Он противник Божий, Он, предотвращая такое подозрение со стороны многих, говорит: «Я пришел не нарушить Закон, но исполнить его». Как же Он исполнил? Во-первых, тем, что совершил все предсказанное о Нем пророками. Поэтому и евангелист часто говорит: «дабы сбылось сказанное пророком». Он исполнил и все заповеди Закона, ибо не сотворил беззакония и не было лести в устах Его. Он исполнил Закон и в другом отношении, то есть восполнил его, ибо Он полно начертал то, чего Закон дал только одну тень. Тот гласил: «Не убей», а Сей сказал: «И не гневайся напрасно». Подобно живописцу Он не изглаждает первоначального рисунка, но дополняет его.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

(Да) не мните, яко приидох разорити закон, или пророки: не приидох разорити, но исполнити

Так как Он должен был узаконить некоторые предписания – большие тех, которые были в Ветхом Завете, говоря: слышасте, яко речено бысть древним: не убиеши: иже (бо) аще убиет, повинен есть суду. Аз же глаголю вам, яко всяк гневаяйся на брата своего всуе повинен есть суду и т.д. (Мф. 5, 21,22), и желал проложить путь как бы божественной и небесной жизни, то, чтобы некоторые не подозревали, по причине необычайности, что Он, узаконяя новое, уничтожает старое, и не считали Его противником Богу, – заранее врачует это подозрение. Но посмотрим, как Он исполнил Закон и Пророки. Он исполнил пророков, совершив на деле все, что о Нем предвозвестили они. Посему при каждом пророчестве евангелисты прибавили: «да сбудется реченное пророком». Закон Он исполнил, с одной стороны, тем, что не нарушил ни в чем его предписаний; Он сказал Иоанну: тако бо подобает нам исполнити всяку правду (Мф. 3, 15); с другой стороны, тем, что прибавил пропущенное. Так лучше всего понимать эти слова. Между тем как Закон удерживает от совершения греха, Христос запретил самые основы его. Убийство есть плод греха, а корень его – гнев; если кто не уничтожил корня, то он когда-либо произведет свой плод. Очевидно, что заповедь, запрещавшая убийство, была несовершенна; Христос восполнил ее, заповедуя не гневаться. То же найдем дальше и по отношению к другим заповедям. И почему древний Закон был несовершен? Потому что евреи были жестоковыйны и не сносили тяжелого ярма. Посему их, как младенцев в добродетели, поил молоком, а нам, как мужам, предложил твердую пищу. Как же это Христос в другом месте сказал: иго Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 30)? Потому что его облегчает воздаяние за труды и величие наград. Закон исполнителям его обещал дать земные блага, а Христос – блага небесные. И иначе: Христос не разорил, а исполнил древний Закон. Этот последний не был противоположен Евангелию, а скорее был путем к нему, провозвестником его, тенью и образом. С пришествием Евангелия, он исполнился и прекратился, как прекращается ночь при появлении дня, как тень, при набрасывании красок. Воспитатель должен был уступить место учителю. И еще иначе: Христос исполнил Закон, так как сохранил его предписания, и прекратил, так как покрыл несовершенное совершенным. Отсюда евангельские заповеди не противоречат предписаниям Закона, но согласуются с ними. Закон есть начало, а Евангелие – исполнение.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить

Не думайте. Намереваясь показать отношение своего нового Закона к Ветхому, Господь предварительно успокаивает ревность иудеев по Закону, чтобы они самом деле не подумали, что Он, заменяя некоторые ветхозаветные заповеди новыми, нарушает Богодарованный Ветхий Закон (Феофилакт; ср.: Златоуст).

Закон или пророков. Законом обыкновенно называются пять книг Моисеевых, пророками — не только так называемые в строгом смысле пророческие книги Ветхого Завета, но и все другие книги его, поскольку все они написаны богодухновенными мужами — пророками (ср.: примечание к Лк. 24:44); следовательно, под Законом и пророками разумеется здесь все ветхозаветное слово Божие, заключенное в священных книгах.

Нарушить. Собственно — преступить волю Божию, выраженную в Законе и чрез пророков; нарушить Закон — значит отнять у него обязательную для людей силу (Рим. 3:31; Евр. 10:28; Гал. 3:16); в отношении к пророкам это слово указывает на неисполнение их пророчеств (Рим. 4:14; Гал. 3:17). Соответственно этому исполнить закон — значит исполнить требования или предписания Закона; исполнить пророков — значит исполнить на деле то, что пророками было предвозвещено в слове. Христос пришел на землю чтобы на Нем исполнилось все ветхозаветное слово Божие и чтобы раскрыть, осуществить и утвердить всю силу Закона и пророков — показать истинный смысл и дух всего Ветхого Завета. «Он (Христос) исполнил все (Ветхозаветный Закон и пророков), во-первых, совершением всего сказанного о Нем пророками. Потому и Евангелист часто говорит: Да сбудется реченное тем или другим пророком. Он исполнил и все предписания Закона: яко беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его (Ис. 53:9). Он исполнил Закон и в том смысле, что восполнил его, ибо Он в полном совершенстве начертал то, чего Закон представлял одну тень» (Феофилакт; ср.: Златоуст).

Толковое Евангелие.

Анонимный комментарий

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить

По двум причинам Он говорит, что пришел не нарушить закон, а исполнить. Во-первых, чтобы этими словами побудить Своих учеников, которые, как Он выше учил, должны быть украшены всеми добродетелями, следовать Его примеру, чтобы как Он исполнил весь закон, так и они спешили исполнять все, даже самое малое в законе. Во-вторых, поскольку будет порицаться иудеями как нарушающий закон за то, что творит дела в субботу и касается прокаженного. И потому заранее, прежде порицания, Он отвечает порицающим, говоря: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Закон и пророки важны в двух смыслах: они содержат пророчество о Христе и устанавливают закон жизни, что Христос и исполнил.

Лопухин А.П.

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить

С этого стиха начинается новая речь, никакими переходными частицами (ούν, δε, αλλά) не связанная с предыдущей. Если бы она принадлежала обыкновенному оратору, то мы могли бы говорить, что, после приветствий, обращенных к слушателям, — он приступил теперь к изложению сущности дела. Но хотя, как мы сказали выше, речь Христа в 1-16 стихах и была приветственной и только при таком предположении для нас доступно сколько-нибудь ясное ее понимание, однако совершенно справедливо считают ее и изложением нового – новозаветного – закона.

Этот закон был нов потому, что ничего подобного люди никогда не слыхали прежде. Слушателям Христа могло казаться, что, преподавая новые законы, Он совершенно отменяет прежние. Могло быть и так, что и прежнее учение Христа, до нагорной проповеди, нам известное только отчасти, преимущественно из Евангелиста Иоанна, также казалось новым по сравнению с ветхозаветным законодательством. Такое мнение слушателей Спаситель подвергает теперь критике. Он говорит, что не отменяет прежнего закона, не хочет его разрушить или нарушить (καταλύσαι). Он ставит Свои новые законы в генетическую связь с прежними. Это хорошо выражено Самим Спасителем в другом месте, в притче о семени: “сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе” (Мк. 4:28).

“Ветхий Завет был первыми ступенями в великом ходе откровения и искупления, которые достигают своего завершения во Христе”.

Христос уже и прежде обосновывался на ветхозаветном законе, отвергая искушения. Теперь Он как бы подтверждает то, что сказано было Им прежде. Исполнение ветхозаветного закона новым было великим историческим процессом. Ветхий Завет походил на пустой, не наполненный сосуд; или, иначе, был только формой, не имеющей внутреннего содержания. Христос наполняет этот сосуд; дает форме внутреннее содержание и смысл. Иисус Христос наполнил или исполнил ветхозаветный закон совершенно Своею собственною личностью, жизнью, Своим учением, где разъяснил абсолютные истины религии и всеобщие принципы нравственности. При таком исполнении осталось неприкосновенным все, что имело прочную ценность и значение в ветхозаветной религии. Но самый этот процесс исполнения предполагает отмену ветхозаветной религии самой по себе. Она не могла продолжать теперь своего существования независимо от Нового Завета. Только вместе с ним и при свете его ни одна черта или иота Ветхого Завета не проходит и не прейдет до скончания мира. При объяснении выражения “закон и пророков” достаточно сказать, что здесь разумеется все священное писание ветхого завета, которое так именно и называлось: тора (закон) и невиим (пророки), с прибавлением сюда кетубим, или агиографов. Так как псалмы были первой книгой “агиографов”, то последние назывались еще общим названием “псалмов” (ср. Лк. 24:44; Деян. 24:14). Если бы Христос сказал здесь только о “законе” и не упомянул о пророках, то и тогда слово закон можно было бы понимать обо всем ветхозаветном писании (ср., напр., 1 Кор. 14:21). Возражение, что ссылка на пророков здесь “неуместна,” потому что Спаситель дальше ничего не говорит о них, не имеет, поэтому, никакого значения. Не сильно основательно и другое возражение, будто Матфей только вложил эти слова в уста Иисуса Христа потому, что появились “ложные пророки,” пытавшиеся отвергнуть ветхозаветный закон и в целом и в частностях, ссылаясь при этом на слова Христа, которые извращались для этой цели. О Маркионе, напр., известно, что он изменил выражение 17-го стиха так: “зачем вы думаете, что Я пришел исполнить закон и пророков? Я пришел нарушить, а не исполнить” (τί δοκειτε; ότι ήλιον πληρωσαι τον νόμον ή τους προφήτας; ήλθον καταλύσαι, αλλού πληρωσαι). Но эти слова — одна из древнейших еретических ссылок на рассматриваемый стих Матфея, — только показывают, что не Матфей вложил слова 17 стиха в уста Иисуса Христа в целях защиты от еретиков, а еретики заимствовали слова Матфея для своих целей и извратили их.

Троицкие листки

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить

Далее Господь начинает подробно изъяснять, как нужно понимать Его новые заповеди? Эти заповеди были выше древнего Закона Моисеева, а народ, хотя и не исполнял, однако же любил этот Закон и почитал его священным, от Бога данным. И вот, чтобы Иудеи не подумали, будто Христос Спаситель Своим новым Законом отменяет и разоряет древний Закон Моисеев, Он заранее говорит им: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, и с еще большей силой повторяет: не нарушить пришел Я, но исполнить. Законом Иудеи называли пять книг, написанных Моисеем, а Пророками все прочие книги Священного Писания Ветхого Завета, потому что все эти книги написаны пророками. Закон и Пророки — это значит все ветхозаветное слово Божие. Знайте, как бы говорит Господь Иудеям, Я не только не разоряю Закона Божия, но и Сам исполняю его; не только не противлюсь ему, но и вполне одобряю и принимаю его. Господь исполнил Пророков тем, что в Своей жизни и делах совершил все, что те предсказали о Нем. А Закон исполнил, во-первых, тем, что не нарушил ни единой его заповеди: не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис. 53:9). Во-вторых, тем, что исполнил все требования правды Божией за всех нас: Закон требовал от людей праведности, а люди не могли сами собой исполнить все предписания Закона и оправдаться перед Богом, Христос же Спаситель исполнил их и оправдывает нас верой в Него. В-третьих, Он исполнил Закон тем, что дополнил его и научил людей исполнять не одну только букву Закона, но и самый дух его. И действительно, когда сравниваешь новый Закон Евангельский с древним Законом Моисеевым, то ясно видишь, что этот древний был только тенью нового Закона. Закон Моисеев говорил: не убивай, а Христос говорит: не гневайся напрасно. Тоже и во всем прочем. Даже ветхозаветный Закон о жертвах Христос Спаситель исполнил и притом так, как не мог исполнить ни один ветхозаветный первосвященник: Он Сам принес Себя в жертву за грехи всего мира и этим сделал ненужными и потому навсегда отменил жертвы ветхозаветные, которые были только прообразом Его великой жертвы крестной.

Троицкие листки. №801-1050.

Митр. Иларион (Алфеев)

Ст. 17-20 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

В заповедях Блаженства ни одним словом не упоминался закон Моисеев: праведность, к которой призывал в них Иисус, никак не связывалась со следованием букве или духу ветхозаветного закона. Однако следующая за Блаженствами часть Нагорной проповеди посвящена целиком этой теме — важнейшей как для всего новозаветного благовестия, так и в особенности для Евангелия от Матфея. Именно Матфей наиболее тщательно собрал высказывания Иисуса, касающиеся соотношения между Его учением и законом Моисеевым. И не случайно именно его Евангелие содержит Нагорную проповедь, которая отличается от всех прочих новозаветных текстов прежде всего тем, что в ней Иисус формулирует герменевтические принципы, на которых Он строит Свое толкование Торы. Не упраздняя ветхозаветное законодательство, Иисус предлагает такую систему нравственных координат, в свете которой ветхозаветная нравственность приобретает иное звучание: отныне даже десять заповедей Моисеевых должны прочитываться в свете Нового Завета.

Раздел Нагорной проповеди, посвященный закону Моисееву, начинается с торжественного провозглашения Иисусом непреходящей ценности ветхозаветных установлений.

Хотя данный отрывок представляет собой четыре самостоятельных изречения, рассматривать его следует целиком, так как все четыре говорят об одном и том же: о том, как Иисус и Его проповедь соотносятся с Ветхим Заветом. В совокупности они служат вступлением к той серии противопоставлений, которая построена на рефрене: Вы слышали, что сказано древним… А Я говорю вам... Иисус приступает к разбору ветхозаветных установлений и, прежде чем противопоставить Свое учение ветхозаветному, говорит о значении последнего. Он подчеркивает, что пришел не разрушить то, что созидалось Его предками, но вывести человечество к новым духовно-нравственным рубежам.

Слова «не думайте» переводят стрелку с учеников как основного адресата Нагорной проповеди на более широкий круг слушателей. Отметим аналогичную конструкцию в другом изречении: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч (Мф. 10:34).

Терминологическая пара «закон и пророки» указывает на значительную часть Священного Писания, которое нам известно под именем Ветхого Завета. Термин «закон» указывает прежде всего на повеления, постановления и уставы, которые изрек Моисей сынам Израилевым (Втор. 4:45). В широком смысле «закон» — это совокупность культовых установлений, нравственных предписаний и гражданских законов, содержащихся в Пятикнижии Моисеевом. Под пророками понимаются книги Иисуса Навина и Судей, 1-4 книги Царств, а также все книги пророков, за исключением Даниила. Только эти книги читались на богослужебных собраниях в синагоге (прочие библейские книги не читались, псалмы пелись в качестве молитв). К этому собранию книг слушатели Иисуса относились с особым почтением, так как в них было изложено откровение, полученное израильским народом непосредственно от Бога через Моисея и других вестников, которых Бог ему посылал.

Помимо письменной Торы существовала еще устная Тора — совокупность предписаний и толкований Торы в устной традиции. В эпоху, когда устная традиция была основным передатчиком информации и большинство людей не имело доступа к письменным текстам, толкования в сознании людей часто смешивались с самим текстом, становились неотделимым от него. В синагогах, слушая раввинов, люди усваивали предписания закона Моисеева вместе с их толкованиями. В Иерусалимском храме толкованием закона занимались священники, в чьих руках в значительной степени сосредоточивалась власть интерпретировать конкретные предписания закона.

Этот важный фактор надо учитывать при рассмотрении высказываний Иисуса, относящихся к закону Моисееву. Предписания закона Он иногда цитирует буквально, по письменному тексту, а иногда в пересказе. Его критики закона Моисеева иногда касается предписаний закона, как они зафиксированы в письменном тексте, а иногда имеет в виду интерпретацию этих предписаний в устной традиции — в том «предании старцев» (Мф. 15:2), которое нередко становилось объектом Его обличений.

Итак, Иисус прежде всего защищает Себя от обвинений в том, что Он разрушает закон: Он пришел не разрушить (καταλυω) его, но исполнить (πληροω). Последний термин можно понять в том смысле, что Иисус намеревается воплотить в жизнь то, что было начертано в законе. Однако более убедительное толкование вытекает из более точного перевода термина, означающего не столько «исполнить», сколько «восполнить»: Иисус воспринимает закон Моисеев как базис, на котором Он будет строить Свою нравственность, как отправной пункт для Его собственного учения, призванного обновить и расширить ветхозаветные установления. Если закон и пророки были обращены к конкретному народу, то проповедь Иисуса адресована всему человечеству: одно это требует радикальной ревизии заповедей Моисеевых, их обогащения и универсализации.

Суммируя взгляды древних толкователей на Нагорную проповедь, Р. Гюлих, автор посвященного ей фундаментального исследования, подчеркивает, что, с одной стороны, в Иисусе видят преемника Моисея и интерпретатора Моисеева законодательства, «восполняющего» его через раскрытие истинного смысла. С другой, отмечают, что Иисус порывает с Моисеевым законом, потому что Его нравственные требования превосходят и даже отбрасывают в сторону этот закон. По мнению ученого, как одна, так и другая точка зрения основаны на акцентировании одного фрагмента Нагорной проповеди (Мф. 5:17-19) в ущерб другому (Мф. 5:21-48). Для евангелиста Матфея, отмечает ученый, Иисус — не столько новый Моисей, сколько Тот, Кто пришел исполнить ветхозаветные пророческие ожидания, возвестив Царство Небесное и сделав его реальностью человеческой истории.

Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга II.

bible.optina.ru

Популярное:

  • Приказ 44 рф Приказ Министра обороны РФ от 30.01.2018 N 44 "О повышении размеров должностных окладов гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2018 N […]
  • Закон саратовской области об административных правонарушениях 104 Закон Саратовской области от 1 февраля 2016 г. N 11-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области" Закон Саратовской области от 1 февраля 2016 г. N […]
  • Бюро судебных экспертиз при минюсте Официальные реквизиты Полное наименование Федеральное бюджетное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации Краткое наименование ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России […]
  • Уголовный закон статьи научные Актуальные проблемы системности уголовного закона Дата публикации: 05.05.2014 2014-05-05 Статья просмотрена: 104 раза Библиографическое описание: Бердников А. Н. Актуальные проблемы системности уголовного закона // Молодой […]
  • Порядок уплаты алиментов по соглашению об уплате алиментов Статья 104. Способы и порядок уплаты алиментов по соглашению об уплате алиментов 1. Способы и порядок уплаты алиментов по соглашению об уплате алиментов определяются этим соглашением. 2. Алименты могут уплачиваться в долях к […]
  • Принцип верховенства федеральных законов Верховенство федерального закона в Российской Федерации: конституционные вопросы текст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.02 ВАК РФ АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ На правах рукописи 003057247 СТАНКИН […]
  • Процедура принятия закона в российской федерации Процедура принятия закона в российской федерации 4. Процедура принятия федеральных конституционных законов / Федеральный конституционный закон как источник конституционного права Конституция Российской Федерации, регламентируя […]
  • Приказ минфина 104н от 15 октября 2009 г Приказ Минфина РФ от 15 октября 2009 г. N 104н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ Минфина РФ от 15 октября […]