Электронная пособия по икт

Электронные ресурсы по информатике

Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (Коллекция) было создано в период 2005-2007 гг. в рамках проекта «Информатизация системы образования» (ИСО), выполняемого Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации. В 2008 году пополнение и развитие Коллекции осуществлялось из средств Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО).

Целью создания Коллекции является сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

В настоящее время в Коллекции размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.

Работы по созданию Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов удостоены премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2008 год в составе Федеральной системы информационных образовательных ресурсов.

Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных, основанной на стандарте LOM.

последнее время получили распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер.

Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» входит в систему федеральных образовательных порталов, созданных в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 — 2005 годы)», и нацелен на обеспечение комплексной информационной поддержки образования в области современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также деятельности по применению ИКТ в сфере образования. Портал предназначен для организации оперативного доступа к информационным ресурсам учебного, учебно-методического, справочного и информационного назначения, размещенных как на самом портале, так и на других порталах и сайтах с помощью создания веб-интерфейсов, системы поиска и навигации, баз данных.

Электронные ресурсы издательства БИНОМ

Электронные приложения подготовлены с целью возможности «оживления» уроков по Информатике и ИКТ с помощью флэш-анимации. Возможно использование приложений с интерактивной доской. Материал приложений соотвествует главам и параграфам учебников. В каждом разделе анимированы 3 блока «понять», «знать», «уметь». Приложения содержат материалы для организации самостоятельной работы учащихся. В состав приложений включены также предусмотренные УТП варианты контрольных работ.
Скачанное электронное приложение распакуйте в отдельную папку и запустите файл start.html

ЭОР (бета-версия) для 2 класса
ЭОР (бета-версия) для 3 класса
ЭОР (бета-версия) для 4 класса

Электронные приложения подготовлены с целью возможности «оживления» уроков по Информатике с помощью флэш-анимации. Возможно использование приложений с интерактивной доской. Материал приложений соотвествует главам и параграфам учебников. В каждом разделе анимированы 3 блока «понять», «знать», «уметь». Приложения содержат материалы для организации самостоятельной работы учащихся. В состав приложений включены также предусмотренные УТП варианты контрольных работ.
Скачанное электронное приложение распакуйте в отдельную папку и запустите файл start.html

ЭОР для 2 класса (ФГОС)
ЭОР для 3 класса (ФГОС)
ЭОР для 4 класса (ФГОС)

Электронные приложения подготовлены с целью возможности «оживления» уроков по Информатике с помощью флэш-анимации. Возможно использование приложений с интерактивной доской. Материал приложений соотвествует главам и параграфам учебников. В каждом разделе анимированы 3 блока «понять», «знать», «уметь». Приложения содержат материалы для организации самостоятельной работы учащихся. В состав приложений включены также предусмотренные УТП варианты контрольных работ.
Скачанное электронное приложение распакуйте в отдельную папку и запустите файл start.html

ЭОР для 3 класса (ФГОС)
ЭОР для 4 класса (ФГОС)

Электронные приложения подготовлены с целью возможности «оживления» уроков по Информатике с помощью флэш-анимации. Возможно использование приложений с интерактивной доской. Материал приложений соотвествует главам и параграфам учебников. В каждом разделе анимированы 3 блока «понять», «знать», «уметь». Приложения содержат материалы для организации самостоятельной работы учащихся. В состав приложений включены также предусмотренные УТП варианты контрольных работ.
Скачанное электронное приложение распакуйте в отдельную папку и запустите файл start.html

ЭОР для 3 класса (ФГОС)
ЭОР для 4 класса (ФГОС) (бета-версия)

Электронное приложение к урокам информатики в начальной школе.
Разработчик — компания Кирилл и Мефодий. Состав компакт-диска «Мир информатики».

Мир информатики — диск 1
Мир информатики — диск 2

Данный учебный материал разработан в рамках конкурса «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Тренажер «Руки солиста» направлен на развитие у школьника индивидуального навыка слепого десятипальцевого метода набора на клавиатуре компьютера. «Руки солиста» представляет собой комплект разноуровневых учебных тренингов для учащихся с 7-9 классы. Предлагаемый продукт «Руки солиста» позволяет повысить мотивацию учащихся, а также стимулировать их увлеченность школьным предметом, что в целом будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса и уровня знаний, получаемых на занятиях по информатике. Клавиатурный тренажёр «Руки солиста», разработанный по известной методике В. В. Шахиджаняна, позволяет отработать навыки слепого десятипальцевого набора текста. Тренажёр рассчитан на обучение учащихся 7-9 классов и позволяет постепенно довести владение клавиатурой до почти профессионального навыка.

Клавиатурный тренажёр «Руки солиста»

Клавиатурный тренажёр «Руки солиста» включен в единую коллекцию образовательных ресурсов.

Данный учебный материал разработан в рамках конкурса «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Предлагаемый комплект ресурсов содержит: полную версию интерактивного задачника, руководство по установке и использованию задачника. Интерактивный задачник по информатике для младших школьников предназначен для использования в курсе информатики, охватывающем начальную ступень общего образования (2-4 классы) и 5-6 классы основной школы. Задачник включает в себя 6 виртуальных лабораторий и среду, обеспечивающую возможность как сетевой, так и индивидуальной работы с учащимися по решению задач разного уровня сложности.

Сиcтема виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6»
Книга «Методические рекомендации для учителя по информатике «Задачник 2-6»
Руководство по установке и использованию «Задачник 2-6»
Методика работы с системой виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6»

Вы можете также воспользоваться отдельными виртуальными лабораториями, работа с которыми не требует индивидуализации пользователя, результаты выполнения заданий не сохраняются. Рекомендуется предварительно ознакомиться с разделом «Особенности работы с конкретными виртуальными лабораториями» руководства по установке и использованию задачника.
Лаборатория «Взвешивания»
Лаборатория «Перекладывания»
Лаборатория «Переливания»
Лаборатория «Переправы»
Лаборатория «Разъезды»
Лаборатория «Черные ящики»

Сиcтема виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6» включена в единую коллекцию образовательных ресурсов.

Коллекция ЦОР для 5-7 классов включает в себя:

  • наглядные пособия;
  • логические игры и задачи;
  • презентации;
  • интерактивные тесты;
  • заготовки для практикума;
  • дидактические материалы;
  • методические материалы для учителя.

В составе коллекции использованы образцы работ реальных учащихся школ – апробационных площадок, курируемых автором УМК Л. Л. Босовой.

Набор ЦОР для работы с учащимися 5-7 классов (zip-архив, 143 Мб)
Если у вас проблемы со связью, мы предлагаем, скачать ресурс частями:
5 класс, 6 класс, 7 класс, Программа
Скачав все 4 архива и раскрыв их в одну папку, вы можете воспользоваться ресурсом.
Если вам нужны ресурсы только одного класса (5, 6 или 7), вы можете скачать только нужный архив и программу.

Ресурс представляет собой комплекс презентаций, тренировочных и тестовых заданий, необходимых для изучения предмета «Информатика и ИКТ» по УМК Л. Л. Босовой. На сайте представлены Windows-версия, Linux-версия и интернет версия.

Версия для запуска в ОС Windows
Версия для запуска в ОС Linux
Интернет-версия

Ресурс представляет собой комплекс презентаций, тренировочных и тестовых заданий, необходимых для изучения предмета «Информатика и ИКТ» по УМК Л. Л. Босовой. На сайте представлены Windows-версия, Linux-версия и интернет версия.

Версия для запуска в ОС Windows
Версия для запуска в ОС Linux
Интернет-версия

Ресурс представляет собой комплекс презентаций, тренировочных и тестовых заданий, необходимых для изучения предмета «Информатика и ИКТ» по УМК Л. Л. Босовой. На сайте представлены Windows-версия, Linux-версия и интернет версия.

Версия для запуска в ОС Windows
Версия для запуска в ОС Linux
Интернет-версия

Ресурс представляет собой комплекс презентаций, тренировочных и тестовых заданий, необходимых для изучения предмета «Информатика и ИКТ» по УМК Л. Л. Босовой. На сайте представлены Windows-версия, Linux-версия и интернет версия.

Версия для запуска в ОС Windows
Версия для запуска в ОС Linux
Интернет-версия

Ресурс представляет собой комплекс презентаций, тренировочных и тестовых заданий, необходимых для изучения предмета «Информатика и ИКТ» по УМК Л. Л. Босовой. На сайте представлены Windows-версия, Linux-версия и интернет версия.

Версия для запуска в ОС Windows
Версия для запуска в ОС Linux
Интернет-версия

Ресурс представляет собой комплекс презентаций, тренировочных и тестовых заданий, необходимых для изучения предмета «Информатика и ИКТ» по УМК Л. Л. Босовой. На сайте представлены Windows-версия, Linux-версия и интернет версия.

Версия для запуска в ОС Windows
Версия для запуска в ОС Linux
Интернет-версия

ЭОР на портале «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:
«Информатика-базовый курс», 8 класс, Семакин И., Залогова Л., Русакова С., Шестакова Л.
«Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакин И., Залогова Л., Русакова С., Шестакова Л.
Локальная версия ЭОР 8 и 9 класс (Версия ГОС 2004 года)
Локальная версия ЭОР 7 — 9 класс (Версия ФГОС 2010 года)

ЭОР для УМК «Информатика и ИКТ», 3-4 классы, авторы Могилев А. В., Цветкова М. С.
Разработчик — компания Кирилл и Мефодий.

Мир информатики — диск 1
Мир информатики — диск 2

Рекомендуемые электронные ресурсы

College.ru – интернет-проект для дистанционной подготовки к сдаче ЕГЭ. С 2000 года учебный портал College.ru помогает старшеклассникам успешно учиться и готовиться к поступлению в высшие учебные заведения. Сегодня учебный портал является отличным помощником при подготовке к ЕГЭ.

Сетевые компьютерные практикумы по курсу информатики — воплощает инновации в школьном образовании, позволяет осуществлять бесплатное дистанционное обучение компьютеру на основе новых сетевых образовательных технологий. Проект включает мультимедийный курс информатики по таким темам, как основы программирования, телекоммуникации, программное обеспечение, защита информации, алгоритмизация, компьютерное моделирование.

Основная цель проекта «E-Learning Россия» — это не просто рассказать об инновациях, а помочь Вам интегрировать эти новейшие технологии в привычную для Вас жизнь.

«ШКОЛЬНЫЙ КЛУБ» включает 8 каналов эксклюзивного контента (электронные уроки для всех возрастов учащихся: от начальной до старшей школы, книги, энциклопедии, игры, учебники, тренинги для детей и взрослых, видеофильмы по истории России и сетевые профессиональные сообщества), которые ориентированы на широкую аудиторию: педагогов, учащихся, их родителей и всех, кто стремится повысить свой образовательный уровень. На нашем портале каждый сможет найти для себя много полезного и интересного. Получая доступ к «Школьному клубу», Вы делаете подарок всей семье сразу!

Nachalka.info – виртуальная страна, жизнь в которой идет по своим особенным законам. Здесь можно учиться и играть, развлекаться и закреплять материал школьной программы. Учебный раздел содержит занимательные уроки с яркими примерами, красочными иллюстрациями. В развлекательной части много веселых конкурсов, красочных и динамичных игр, наиболее любимых детьми. В основу сайта легли лучшие обучающие и развивающие программы, разработанные компанией «Кирилл и Мефодий».

Основное направление деятельности Фонда – оказание финансовой поддержки образовательным учреждениям Москвы, помощь школам, детским садам, центрам внешкольного работы и детского творчества в привлечении пожертвований от физических и юридических лиц на развитие образовательных учреждений.

lbz.ru

Информатика. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Вовк Е.Т., Глинка Н.В., Грацианова Т.Ю. и др.

2-е изд., испр. и доп. — М.: 2013. — 322 с.

Данная книга рекомендуется в качестве пособия при подготовке к ЕГЭ по информатике. Разделы книги соответствуют темам, включенным в ЕГЭ. В начале каждого раздела приведена краткая теоретическая информация по теме, содержащая основные определения и описание методов решения задач. Основу разделов составляют задачи для самостоятельного решения. В конце книги приводятся ответы, а для наиболее сложных задач дается разбор решения или рекомендации по решению.
Пособие разработано коллективом преподавателей факультета вычислительной математики и кибернетики (ВМК) МГУ имени М. В. Ломоносова — ведущим учебным заведением страны в области информационных технологий.

Содержание
Глава 1. Информация и ее кодирование . 5
Системы счисления . 5
Измерение информации . 14
Кодирование информации . 18
Глава 2. Основы математической логики . 35
Алгебра логики . 35
Логические задачи . 58
Логические схемы . 75
Глава 3. Алгоритмизация и программирование . 79
Исполнители алгоритмов . 79
Представление алгоритмов . 97
Глава 4. Моделирование и компьютерный эксперимент . 109
Глава 5. Информационные и коммуникационные технологии . 119
Программные средства информационных и коммуникационных технологий . 119
Технология обработки информации в электронных таблицах MS Excel . 126
Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных . 137
Телекоммуникационные технологии . 142
Глава 6. Технология программирования . 159
Ввод и вывод числовой информации. Выражения . 159
Условный оператор . 161
Циклы . 163
Массивы . 166
Строки . 170
Файлы . 172
Процедуры и функции . 174
Смешанные задачи . 177
Сложные задачи . 180
Типовые задачи по программированию части «С» ЕГЭ . 183
Ответы . 206
Раздел «Системы счисления» . 206
Раздел «Информация и ее кодирование» . 206
Раздел «Алгебра логики» . 206
Раздел «Логические задачи» . 207
Раздел «Логические схемы» . 207
Раздел «Исполнители алгоритмов» . 207
Раздел «Представление алгоритмов» . 212
Раздел «Моделирование и компьютерный эксперимент» . 212
Раздел «Программные средства информационных и коммуникационных технологий» ..212
Раздел «Технология обработки информации в электронных таблицах MS Excel» . 213
Раздел «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных» . 214
Раздел «Телекоммуникационные технологии. 214
Раздел «Ввод и вывод числовой информации. Выражения» . 214
Раздел «Условный оператор» . 217
Раздел «Циклы» . 221
Раздел «Массивы» . 227
Раздел «Строки» . 238
Раздел «Файлы» . 242
Раздел «Процедуры и функции» . 245
Раздел «Смешанные задачи» . 255
Раздел «Сложные задачи» . 273
Раздел «Типовые задачи части «С» ЕГЭ». 282

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

www.alleng.ru

Изучение HTML 3.2 на примерах

Настоящее пособие предназначено для людей, знакомых с ПК, обрабатывающих информацию, которая будет находится на сервере, и желающих узнать, что представляет собой World Wide Web (WWW). Если Вы не знакомы с HTML, Вам предоставляется возможность предварительно изучить вводные тексты, перед тем как Вы действительно сможете вникнуть в суть этого пособия. Тем людям, которые «знают HTML», необходимо будет забыть свои знания, чтобы перейти от нестандартного HTML к стандартному.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Дополнительное; Среднее (полное) общее; Высшее;

Методическое пособие по информатике для учащихся 9-11 классов

Методическое пособие содержит материалы по курсу «Основы информатики и вычислительной техники» для учащихся старших классов средней общеобразовательной школы и предназначено для подготовки к выпускным экзаменам по информатике. Материал изложен в сжатом виде в форме конспекта и представлен в виде уроков по многим основным разделам курса информатики. В списке литературы приведены многие полезные книги по информатике.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Основное общее; Среднее (полное) общее;

Олимпиады по информатике для школьников в Санкт-Петербурге

Олимпиады по информатике в Санкт-Петербурге. Информация об олимпиадах школьников по информатике и задачи с 1986 года. Содержится информация о проведениях олимпиад по информатике, о предстоящих олимпиадах и о итогах прошедших олимпиад. Всероссийская командная олимпиада школьников по программированию. Интернет-олимпиады для школьников

Тип материала: Выставки, конференции, конкурсы, олимпиады; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Абитуриент; | Уровень образования: Среднее (полное) общее; Высшее; Дополнительное детей;

Детский компьютерный сайт «Макинтошка»

Детский компьютерный клуб «Макинтошка», существующий с 1998 года объединяет учащихся 1-3 классов школы 1198. Ребята знакомятся с основами работы на компьютере, создают творческие проекты и работы.

Тип материала: Образовательный сайт; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Начальное общее; Основное общее;

Методические указания по подготовке и проведению экзамена по информатике

На сайте приведены в помощь учителю методические указания по подготовке и проведению экзамена по информатике учащихся 11 классов.

Тип материала: Методические указания; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Основное общее; Среднее (полное) общее;

МультиМедиа Технологии

Тип материала: Электронный учебный курс; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Общее;

Ворота в мир лого: страница сообщества учителей

О лого. Программные продукты. Галерея проектов. Методические разработки. Список литературы.

Тип материала: Программный комплекс для образовательных учреждений; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Начальное общее; Основное общее; Среднее (полное) общее; Переподготовка и повышение квалификации;

AlgoList: алгоритмы и методы вычислений

Сайт посвящен алгоритмам и методам вычислений. Разделы: Математика, Сортировка, Структуры данных, Поиск, Графика, Защита информации, Компиляторы и интерпретаторы, Сжатие и кодирование, Нейронные сети, Игры, Разное. Тексты программ на языках Паскаль, Си, Си++.

Тип материала: Образовательный сайт; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Среднее (полное) общее; Высшее;

Компьютерная библиотека

Профессиональные анннотации и комментарии к статьям и книгам компьтернной тематики

Тип материала: Образовательный сайт; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Основное общее; Среднее (полное) общее;

Обучение работе в Интернет

Программы обучения работе в сети Интернет начинающих пользователей и старших школьников

Тип материала: Методические указания; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Основное общее; Среднее (полное) общее;

window.edu.ru

Методическая разработка по информатике и икт (8 класс) по теме:
Применение электронного учебного пособия, разработанного средствами OpenOffice на уроках информатики

Электронные образовательные ресурсы нового поколения — мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что школьник сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем.

Предварительный просмотр:

«Применение электронного учебного пособия, разработанного средствами OpenOffice на уроках информатики»

МБОУ СОШ № 63, г. Самара

Лихачева Надежда Константиновна

В современных школах большое внимание уделяется компьютерному сопровождению профессиональной деятельности. В учебном процессе используются обучающие и тестирующие программы по различным дисциплинам образовательного процесса. Применение электронных средств обучения повышает не только интерес к будущей специальности у учащихся, но и успеваемость.

В свете реализации программы «Развитие единой образовательной информационной среды» использование информационных технологий в учебном процессе требует создания учебных материалов нового поколения, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности. Актуальность заключается в технологии разработки ЭУП по информатике, позволяющих использовать компьютер как дополнительное средство обучения, для активизации познавательной и проектной деятельности учащихся. При решении задач образования необходимы соответствующие технические и методические разработки средств обучения, в том числе электронные учебные пособия, как попытка найти подходы к созданию «компьютерных вариантов» одного из традиционно основных средств обучения — учебных пособий.

Актуальным на сегодня становится единство учебного процесса с применением печатного учебного материала и современных информационных технологий в учебном процессе для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, что приводит к повышению интереса к предмету и качества образования.

Понятие электронного учебного пособия

В Приказе Минобразования о создании Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям: «Электронное издание — это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе»; «Электронное учебное пособие — это издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания» [1].

Электронное учебное пособие — программно-методический обучающий комплекс, соответствующий типовой учебной программе и обеспечивающий возможность ученику самостоятельно или с помощью учителя освоить учебной курс или его какой-либо раздел. Данный продукт создается со встроенной структурой и возможностью подключения дополнительных источников информации.

Оно может быть предназначено как для самостоятельного изучения учебного материала по определенной теме, так и для поддержки урочной деятельности учителя.

К специфическим возможностям электронного издания можно отнести:

1. построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника;

2. развитый поисковый механизм в пределах электронного учебника при использовании гипертекстовых переходов;

3. возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний учащихся;

4. возможность специального варианта структурирования материала;

5. возможность адаптации изучаемого материала к уровню знаний;

6. возможность оптимизации работы учащегося под индивидуальные запросы.

К дополнительным особенностям электронного учебного пособия по следует отнести:

1. возможность включения специальных фрагментов, моделирующих информационные процессы;

2. возможность включения в учебник аудио-файлов и видео материалов для усиления восприятия учебного материала;

4. включение в состав пособия интерактивных фрагментов;

5. мультимедийное оформление учебника.

Таким образом электронное учебное пособие имеет ряд принципиальных отличий от учебника, изготовленного типографским способом:

  1. возможность мультимедиа;
  2. обеспечение виртуальной реальности;
  3. высокая степень интерактивности;
  4. возможность индивидуального подхода к обучающемуся.

Таким образом, электронные пособия имеют большую практическую ценность. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Кроме того, обучаемый может воспользоваться электронным пособием самостоятельно, находя ответы на интересующие его вопросы.

Электронные образовательные ресурсы нового поколения — мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что школьник сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем.

Важное значение имеет то, что учитель может быстро дополнять и изменять материал при возникновении такой необходимости, что очень важно для столь динамично изменяющегося предмета, как «Информатика и ИКТ».

Принципы построения электронного учебного пособия

Электронное пособие для достижения максимального эффекта должно быть составлено из коротких сообщений, что соответствует малому размеру компьютерных экранных страниц и должен быть разбит на дискретные фрагменты, каждый из которых содержит необходимый и достаточный материал по вопросу темы. Как правило, такой фрагмент должен содержать один-три текстовых абзаца или рисунок и подпись к нему, включающую краткое пояснение смысла рисунка.

Таким образом, ученик просматривает не непрерывно излагаемый материал, а отдельные экранные фрагменты, дискретно следующие друг за другом. Дискретная последовательность экранов позволяет прямую адресацию, т. е. внутри пособия посредством последовательно связанных друг с другом гипертекстовыми связями.

Такая организация учебного материала обеспечивает дифференцированный подход к обучаемым в зависимости от уровня их подготовленности, результатом чего является более высокий уровень мотивации обучения, что приводит к лучшему и ускоренному усвоению материала.

В соответствии с требованиями САНПИН необходимо учитывать:

— способы размещения и оформления текстового и графического материла на рабочей поверхности экрана, а также размер этой поверхности, использование признака цветности и субъективная реакция пользователей на наличие этих элементов;

— способы ориентации и перемещения пользователя внутри электронного издания: между разделами, графикой и рисунками, страницами, включая овладение различными уровнями материала и перемещение между ними, фиксация своих шагов в процессе изучения для обеспечения возможности контроля и статистических исследований.

Чтение текстовой информации большого объема – дело утомительное, а с экрана монитора – тем более (разрешающая способность монитора гораздо ниже печатного издания). Кроме большой нагрузки на глаза, это еще и воздействие на мозг обучаемого, порождающее сложные процессы обработки, отбора и закрепления информации. Эргономические правила позволяют выбрать надлежащую организацию текста, провести грамотную структуризацию учебного материала, придать ему визуальную привлекательность увеличить его понимаемость. Применение эргономических правил при оформлении учебного материала дает возможность воздействовать на сознательные и бессознательные процессы, протекающие в мозгу учащегося, повышая их эффективность и продуктивность , делая умственный труд более производительным .

Приведем некоторые правила, улучшающие эргономическое качество текста.

  1. В тексте необходимо использовать абзацные отступы, которые нужны для «остановки» и осмысления.
  2. Для разделения абзацев используется «малый» межстрочный интервал, а для разделения пунктов – «большой».
  3. Текст должен быть выровнен по ширине.
  4. Необходимо соблюдать единообразие при выделении терминов и понятий.
  5. Краткие элементы перечислений должны быть сдвинуты вправо или помещены в середину страницы, что устранит зрительную асимметрию и создаст эффект эргономической уравновешенности относительно ее центра.
  6. При использовании в одном абзаце нескольких смысловых перечислений подряд следует применять разные маркеры.
  7. Размер и стиль шрифта должны быть выбраны таким, чтобы чтение текста при заданном разрешении экрана не было утомительным.

Исключительно негативную роль, как с точки зрения производительности, так и осознания и запоминания информации играет мигание и дрожание строк текста.

Цветом могут выделяться следующие фрагменты:

  1. текстовые заголовки;
  2. блоки определенного текста;
  3. графика и иллюстрации;
  4. осветленные пространства, которые обычно выделяются светлыми тонами (например, желтым, светло-зеленым, бледно-розовым и пр.);
  5. цветом может выделятся и фактура (подложка, т. е. нечто, подобное тонированию бумаги) трех первых позиций;
  6. цветом же рекомендуется выделять все гипертекстовые ссылки, не зависимо оттого, относятся ли они к текстовому или графическому фрагменту учебника.

Языковые качества электронного текста, используемые в электронных изданиях должны содержать преимущественно короткие четкие предложения и сжатые параграфы, позволяя пользователя предельно быстро просмотреть экран, отыскивая нужную информацию.

Последний фактор состоит в субъективной реакции пользователя на оформление текста. Если пользователю неприятен стиль оформления текста, то его производительность при работе с ним конечно снизится. Большинство специалистов считают, что познавательная ценность электронного текста измеряется тремя характеристиками: первоначальная реакция пользователя на текст; привлекательность текста; его ясность.

Проблема ориентации и перемещения пользователя внутри электронного издания. Ориентация учащегося в учебнике достигается с помощью заголовков и гиперссылок.

Перемещение внутри электронного учебника, в подавляющем большинстве случаев, производится с помощью гипертекстовых ссылок.

Гипертекст – это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам. Таким образом, пользователь не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управляет процессом выдачи информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику, видеофрагменты, звук.

Основные принципы, которыми следует руководствоваться при создании электронного учебного пособия.

  1. Квантования материала : разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.
  2. Наполняемость:
  1. теоретическое ядро;
  2. контрольные вопросы по теории;
  3. примеры;
  4. задачи и упражнения для самостоятельного решения;
  5. контрольные вопросы по всему модулю с ответами;
  6. контрольная работа.
  1. Наглядность : каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов.
  2. Ветвления : каждый модуль должен быть связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль наряду с рекомендуемыми переходами, реализующими последовательное изучение.
  3. Регулирования : учащийся самостоятельно управляет сменой кадров, имеет возможность вызвать на экран достаточное количество примеров, решить необходимое ему количество задач, задаваемого им самим или определяемого преподавателем уровня сложности, а также проверить себя, ответив на контрольные вопросы и выполнив контрольную работу, заданного уровня сложности.
  4. Принцип собираемости : выполнение в форматах, позволяющих компоновать в единые электронные комплексы, расширять и дополнять новыми разделами и темами.

Средства создания электронного учебного пособия

Основными видами компьютерных средств учебного назначения являются:

  1. сервисные программные средства общего назначения,
  2. программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся,
  3. электронные тренажеры,
  4. программные средства для имитационного моделирования,
  5. программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий,
  6. информационно-поисковые справочные системы,
  7. автоматизированные обучающие системы (АОС),
  8. электронные учебники (ЭУ),
  9. экспертные обучающие системы (ЭОС),
  10. интеллектуальные обучающие системы (ИОС),
  11. средства автоматизации профессиональной деятельности (промышленные системы или их учебные аналоги).

Классификация средств создания электронных учебников

Средства создания электронных учебников можно разделить на группы, например, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация:

  1. традиционные алгоритмические языки;
  2. инструментальные средства общего назначения;
  3. средства мультимедиа;
  4. гипертекстовые и гипермедиа средства;

При выборе средств необходима оценка наличия:

  1. аппаратных средств определенной конфигурации;
  2. сертифицированных программных систем;
  3. специалистов требуемого уровня.

Кроме того, необходимо учитывать назначение разрабатываемого ЭУ, необходимость модификации дополнения новыми данными, ограничение на объем памяти и др.

Благодаря бурно развивающейся технологии средства мультимедиа и гипермедиа становятся достаточно дешевыми, чтобы устанавливать их на большинство персональных компьютерах. Кроме того, мощность и быстродействие аппаратных средств позволяют использовать вышеупомянутые средства.

Наряду со средствами создания ЭУП правомочно использование информационных ресурсов, представленных в Интернете:

  1. информационные веб-ресурсы по определенному предмету, области деятельности;
  2. сетевые и социальные сервисы, электронные рассылки;
  3. блоги и форумы;
  4. ресурсы электр онных библиотек и баз данных.

Структура и техническое описание электронного учебного пособия

Пакет OpenOffice.org состоит из нескольких приложений:

— Текстовый редактор и редактор web-страниц Writer;

— Редактор электронных таблиц Calc;

— Средство создания и демонстрации презентаций Impress;

— Векторный редактор Draw;

— Система управления базами данных Base;

— Редактор для создания и редактирования формул Math.

Разработано электронное пособие по информатике для учащихся 8-х классов на тему «Компьютерные коммуникации. Передача информации».

1.2. Передача информации между компьютерами. Видео.

2.1. Задачи по теме: «Передача информации».

2.2. Коммуникационные технологии. Кроссворд.

2.3. Передача информации. Тренировочный тест.

2.4. Передача информации. Зачётный тест.

2.5. Домашняя работа. Опросные листы «Передача информации».

Презентация содержит теоретический материал по теме, дополняющий материал учебника Н. Д. Угриновича «Информатика и ИКТ. 8 класс.».

Передача информации между компьютерами. Видео . Демонстрационный ролик портала ЦОР, показывающий способ передачи информации.

Задачи по теме: «Передача информации».

Задачи для самостоятельного решения

1.Скорость передачи данных через аналоговый модем равна 128000 бит/с. Через данное соединение передают файл размером 375 килобайт. Определите время передачи файла в секундах.

2.Скорость передачи данных через спутниковый канал равна 256000 бит/с. Через данное соединение передают файл размером 625 килобайт. Определите время передачи файла в секундах.

Коммуникационные технологии. Кроссворд.

Передача информации. Тренировочный тест.

Передача информации. Зачётный тест.

Домашняя работа. Опросные листы «Передача информации».

На основании данного материала можно сделать вывод о практической ценности электронных пособий. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Кроме того, электронное пособие дает больше возможностей обучаемому для самостоятельной работы, позволяет выбирать глубину изучения темы. Также важное значений электронных пособий состоит в том, что учитель может быстро дополнять и изменять текстовый или иллюстративный материал при возникновении такой необходимости, что очень важно для столь динамично изменяющейся дисциплины, как «Информатика и ИКТ «.

Такие возможности, как использование гипертекста и мультимедиа, учебного материала, были реализованы в подготовленном электронном учебном пособии. Текст снабжен наглядным и справочным материалам благодаря технологии гиперссылок.

Таким образом, подготовленное электронное учебное пособие обладает следующими преимуществами: облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на зрительную и эмоциональную память и т.п.; допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что электронные учебные пособия являются перспективным направлением информатизации образования, и их значимость в дальнейшем будет лишь увеличиваться.

1. Агеев В.Н. Электронная книга: Новое средство соц. коммуникации. М.: 1997.

2.Вуль, В. Электронные издания [Текст]: учебник / В.А. Вуль. – М.: СПб.: Петербургский институт печати, 2001

3.Мартынов Д.В., Смольникова И.А. Многоцелевое использование электронных презентаций и требования к ним. / 15-я Международная конференция-выставка «Применение новых педагогических технологий» — М.: Троицк, 2004. – с.164-166.

4.Мартынов Д.В., Смольникова И.А. Федеральные электронные общеобразовательные ресурсы – основа дальнейшего творчества. — М.: РГСУ, 2006, т.2.11

5.Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: Агентство «Идеальный сервис», 2004 – 320 с

6.Приказ Минобразования РФ № 1646 от 19.06.98 о создании Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям, приложение 2, пункт 2.
7.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2004..

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Электронное учебное пособие.1.1.Разработка электронного учебного пособия.1.2. Выбор средств для создания электронных учебных пособий.1.3. Классификация средств создания электронных средств об.

Исследовательская работа по изучению учебной мотивации к предмету информатика учащихся 7-х классов.

Электронное учебное пособие представляет значительно более широкие возможности, как для обучения в рамках существующих программ, так и для развития и оптимизации учебного процесса. При работе с .

Методическая разработка включает подробный конспект мастер-класс и сопроводительную презентацию к нему.

Особенностью современной школы является требование внедрения современных средств и технологий обучения в образовательный процесс. Об этом неоднократно заявлял Президент РФ. Так, в своем послании Федер.

Проблема повышения эффективности обучения постоянно находится в центре внимания учителей. В современных условиях решение этой проблемы органично связано с перспективой реализации научно обоснованных н.

Данное электронное учебное пособие предназначено для самостоятельного изучения студентами раздела «Технологии обработки текста на примере Текстового процессора MS Word».

nsportal.ru

Популярное:

  • Приказ нанимателя Генеральная прокуратураРоссийской Федерации Генеральный прокурор Заместители Генерального прокурора О Генпрокуратуре России Международное сотрудничество Взаимодействие со СМИ Правовое просвещение Генеральная […]
  • Патент на гидролиз Патент на гидролиз Патент на изобретение №2458521 (51) МПК A23J1/10 (2006.01) (12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ Статус: по данным на 27.08.2012 - действует Пошлина: учтена за 3 год с 08.10.2012 по 07.10.2013 (21), (22) Заявка: […]
  • Приказ 111 мчс Гражданская служба в ГУ МЧС России по Ставропольскому краю Нормативные правовые и иные акты в сфере ведения государственной гражданской службы Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». […]
  • Как заполнить осаго без вызова гибдд Как оформить ДТП без вызова ГИБДД? Самостоятельное оформление ДТП водителями без участия сотрудников полиции возможно только при одновременном соблюдении следующих условий (п. 5 ст. 11, п. 1 ст. 11.1, п. 1 ст. 14.1 Закона от […]
  • Осаго 1 год не было дтп C 1 июня 2018 года ДТП можно будет оформить без ГИБДД даже при разногласиях Как оформить аварию без ГИБДД, если есть разногласия участников аварии. 1 июня 2018 года вступают в силу поправки в Федеральный закон «Об обязательном […]
  • Налог 13 процентов при покупке квартиры 2018 Имущественный налоговый вычет при покупке жилья в 2018 году: изменения, разъяснения. Имущественный вычет в 2018 году через налоговую инспекцию можно оформить только по недвижимости, приобретенной до начала 2018 […]
  • Претензия подрядчика по строительному подряду Претензия по договору строительного подряда (претензия по договору строительного подряда, с требованием исполнить договор в полном объеме и в указанный срок) Генеральному директору ООО "______" (юр. адрес исполнителя […]
  • Чехов детские пособия Выплачиваем детские пособия в нерядовых ситуациях Рост рождаемости в нашей стране за последние годы отмечают не только работники служб статистики, но бухгалтеры организаций. Ведь назначать и выплачивать работникам пособия на […]