Минтруд приказ 504 от 30092013

Минтруд приказ 504 от 30092013

Разъяснение министерства труда и занятости Иркутской области о внедрении систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях с учетом типовых (межотраслевых) норм труда, методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 30.09.2013 № 504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях»

Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р (далее — Программа) предусмотрено изменение и разработка типовых норм труда федеральными органами исполнительной власти в период с 2013-2018 годы.

В соответствии с методическими рекомендациями для государственных (муниципальных) учреждений по разработке систем нормирования труда, утвержденными приказом Минтруда России от 30 сентября 2013 года №504 (далее – методические рекомендации) в государственных и муниципальных учреждениях системы нормирования труда должны быть установлены с учетом установленных федеральными отраслевыми министерствами типовыми нормами. Если типовые нормы по труду по каким-либо видам работ отсутствуют, учреждению необходимо установить свои нормы времени или численности используя хронометраж рабочего времени и другие методы в соответствии с методическими рекомендациями.

Под системой нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении понимается комплекс решений, формализованных в локальном нормативном акте учреждения или коллективном договоре, определяющий:

— применяемые в учреждении нормы труда по должностям служащих (профессиям рабочих) различных категорий и групп при выполнении тех или иных видов работ (функций) (общеотраслевые должности, основной персонал, вспомогательный персонал), а также методы и способы их установления;

— порядок внедрения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту;

— организацию замены и пересмотра норм труда на базе оценки уровня их напряженности, прогрессивности и других качественных показателей;

— меры, направленные на соблюдение установленных норм труда (инструктаж работников, мастер-классы и др.).

В соответствии со статьей 159 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), системы нормирования труда определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаются коллективным договором.

Устанавливаемые при этом нормы труда должны соответствовать достигнутому уровню техники, технологии, организации производства и труда.

Системы нормирования труда в учреждениях должны быть направлены на:

— создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации труда;

— обеспечение нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ (оказании государственных (муниципальных) услуг);

— повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг потребителям.

В соответствии с методическими рекомендациями системы нормирования труда в учреждении рекомендуется устанавливать в Положении о системе нормирования труда учреждения (далее — Положение), которое утверждается локальным нормативным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников, либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор.

Таким образом, руководитель после подготовки Положения должен направить его (официальным письмом) на рассмотрение в представительный орган работников учреждения. В течение 30 календарных дней представительный орган работников должен направить официальный ответ (письмо) с мнением.

Официальный ответ представительного органа работников учреждения, независимо от положительного или отрицательного содержания, должен в обязательном порядке прикладываться к Положению.

В случае положительного ответа представительного органа работников учреждения работодатель имеет право ввести в действие нормы труда и систему нормирования труда в учреждении, при этом представительный орган работников теряет право опротестовать введенные нормы труда в течение 5 лет.

В случае отрицательного ответа представительного органа работников учреждения работодатель имеет право ввести в действие нормы труда и систему нормирования труда в учреждении, при этом представительный орган работников имеет право опротестовать введенные нормы труда в судебном порядке в течение 5 лет.

Положение в обязательном порядке должно быть согласовано со всеми структурными подразделениями учреждения.

Положение должно включать в себя следующие разделы:

2.Термины и определения.

3.Основные цели и задачи нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении.

4. Нормативные материалы и нормы труда, применяемые в государственном (муниципальном) учреждении.

5. Организация разработки и пересмотра нормативных материалов по

6. Порядок согласования и утверждения нормативных материалов по нормированию труда.

7. Порядок проверки нормативных материалов для нормирования труда на соответствие достигнутому уровню техники, технологии, организации труда.

8. Порядок внедрения нормативных материалов по нормированию труда в

в государственном (муниципальном) учреждении.

Макет типового Положения размещен на сайте НИИ Труда в разделе «нормирование труда», а также данный макет в формате Word направлен на электронные адреса отраслевых министерств и муниципальных образований Иркутской области.

В макете типового Положения необходимо доработать разделы выделенные желтым цветом, с учетом специфики учреждения.

Нормы труда должны быть зафиксированы в приложении(ях) к Положению. (то есть по мере выходов сборников типовых норм труда необходимо вносить изменения в Положение).

Нормы труда должны прописываться в приложении(ях) на все виды работ со ссылкой на источник. Не допускается в приложении отсылка на другой источник, например: «Нормы времени установлены в сборнике «Типовые нормы обслуживания для уборщиков производственных помещений промышленных предприятий», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 18.09.1985 № 321/19-28 (с изм. от 08.12.1989).

В государственном (муниципальном) учреждении необходимо вводить именно те нормы, которые относятся к конкретному учреждению.

Локальные нормы труда разрабатываются государственными (муниципальными) учреждениями с учетом типовых, отраслевых, межотраслевых норм труда. Локальные нормы труда устанавливаются ниже, либо в соответствии с типовыми.

Локальные нормы труда на уровне учреждений согласуются с заинтересованными подразделениями.

На уровне учреждений могут действовать только локальные нормы труда,

утвержденные и введенные в действие согласно установленного порядка.

Все межотраслевые и отраслевые нормы труда могут быть только рекомендационными и являться ориентирами при разработке локальных норм.

Приказ об утверждении и введении в действие Положения должен включать в себя (пример содержания Приказа прилагается):

1. Перечень лиц или подразделений, с которыми согласован приказ.

2. Дату утверждения и дату, до которого нужно ознакомить заинтересованных работников с вводимыми нормами и нормативами.

3. Факт учета мнения представительного органа работников (номер и дата письма от представительного органа работников).

4. Дату введения в действие норм (нормативов) (должно быть не менее 60 календарных с дней с даты ознакомления).

5. Срок действия вводимых нормативных материалов (не более 5 лет или 60 месяцев).

6. Ответственных за курирование нормативных материалов в период их действия и за организацию проверки, мониторинга, пересмотра норм труда (рекомендуется назначать начальника отдела кадров, либо специалистов по управлению персоналом, в случае отсутствия специалистов по оплате труда и др.).

В соответствии с Программой федеральные министерства должны разработать и утвердить типовые отраслевые нормы труда в период 2013-2018 годы. Ориентировочные сроки утверждения норм труда по сферам:

— культура: 2014 год – для работников библиотек и архивов, 2015 год – для работников театров и зоопарков, 2016 год для работников учреждений искусства и культуры;

— образование: 2014 год – преподаватели и мастера производственного обучения НПО и СПО и педагоги дошкольного образования, 2015 год – для основного персонала других учреждений образования;

— здравоохранение: 2014 год – для работников поликлиник и учреждений и учреждений диагностического профиля, 2015 год – для работников стационаров и других учреждений здравоохранения;

— социальная защита: 2014 год – для социальных работников, на социальные работы;

— физическая культура и спорт: 2014 год – для тренеров и мастеров, 2015 год – для работников, обслуживающих спортивные объекты, здания, сооружения.

В соответствии с планом по разработке в 2014 году типовых отраслевых (межотраслевых) норм труда, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 сентября 2013 года № 509 межотраслевые типовые нормы труда на работы по кадровому делопроизводству и управлению персоналом в государственных и муниципальных учреждениях и нормы труда для уборщиков служебных, производственных и культурно-бытовых помещений – в 4 квартале 2014 года.

Информацию об утвержденных нормах труда необходимо отслеживать на сайтах министерства образования и науки Российской Федерации, министерства здравоохранения Российской Федерации, министерства культуры Российской Федерации, министерства труда и социального развития Российской Федерации, НИИ Труда, министерства труда и занятости Иркутской области.

Рекомендуется предусмотреть срок пересмотра норм труда в Положении не реже чем один раз в пять лет. По итогам пересмотра норм труда может быть принято решение о сохранении установленных норм труда или о разработке новых норм труда.

До введения новых норм труда продолжают применяться ранее установленные. Основаниями для пересмотра норм труда учреждения в более ранние сроки могут послужить такие факторы, как внедрение новых стандартов оказания услуг, новой техники, технологии, видов продукции (услуг). Пересмотр ошибочных норм осуществляется по мере их выявления с учетом мнения представительного органа работников.

Для соблюдения установленных норм труда в государственном (муниципальном) учреждении рекомендуется осуществлять следующие меры:

— проводить внутренний контроль за соблюдением установленных норм труда (не реже одного раза в год);

— проводить анализ результатов независимой оценки качества услуг, оказываемых учреждением;

— обеспечивать высокий уровень укомплектованности учреждения персоналом (не менее 90%).

Предупреждение работников об организации системы нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении

В соответствии со статьей 162 ТК РФ о введении новых норм труда работники государственного (муниципального) учреждения должны быть извещены не позднее чем за два месяца. Форма извещения о внедрении новых норм труда определяется учреждением самостоятельно. При этом рекомендуется указать ранее действовавшие нормы труда, новые нормы труда, факторы, послужившие основанием введения новых норм труда.

При заключении трудового договора работник должен быть проинформирован о нормах труда. В случае установления учреждением норм численности, в трудовом договоре работника указывается норма рабочего времени. Работник должен быть проинформирован о нормах времени на выполнение работ (оказание услуг) или нормах обслуживания если они ему устанавливаются с указанием на то, что они выполняются в пределах установленной ему продолжительности рабочего времени.

Рекомендуется перед введением новых норм труда провести инструктаж и обучение работников наиболее эффективным приемам и методам выполнения работ, при этом могут быть использованы как индивидуальные, так и групповые формы их проведения.

Сроки принятия локальных актов и ответственность за организацию работы по нормированию труда в государственном (муниципальном) учреждении

Ответственность за состояние нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении, своевременное проведение организационно-технических мероприятий, внедрение рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшение организации труда, возлагается на руководителя учреждения или по его поручению на одного из заместителей руководителя, курирующего вопросы организации и нормирования труда.

Разработку локальных норм труда рекомендуется возложить на специализированное структурное подразделение (службу) по нормированию труда. При его отсутствии на структурное подразделение, в ведении которого находятся вопросы кадрового обеспечения деятельности учреждения, организации труда и заработной платы.

В соответствии с методическими рекомендациями министерство труда и занятости Иркутской области рекомендует разработать Положение до 1 июля 2014 года.

Согласно статьи 5.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде (в том числе отсутствие локальных актов) предусмотрены административные штрафы в размере:

— для должностных лиц — от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

— для юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того, министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Минтруд России) организован мониторинг реализации Программы (приказ Минтруда России от 31 мая 2013 года № 234а), в котором предусмотрен отчет о введении систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях со ссылками на локальные акты за 1 полугодие 2014 года.

Учитывая вышеизложенное, министерство труда и занятости Иркутской области рекомендует:

Исполнительным органам государственной власти Иркутской области, органам местного самоуправления Иркутской области:

— организовать информирование (письма, совещания, круглые столы и др.) руководителей подведомственных государственных (муниципальных) учреждений Иркутской области о необходимости внедрения систем нормирования труда в учреждениях;

— провести разъяснительную работу с руководителями подведомственных государственных (муниципальных) учреждений Иркутской области об административной ответственности за наличие необходимых локальных актов, касающихся нормирования труда в учреждении;

— при необходимости на основании предлагаемого НИИ Труда макета Положения разработать с учетом специфики подведомственных учреждений примерное Положение о внедрении систем нормирования труда в подведомственных учреждениях;

— регулярно отслеживать информацию об утвержденных нормах труда на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти или министерства труда и занятости Иркутской области, с целью своевременного информирования руководителей подведомственных государственных (муниципальных) учреждений Иркутской области.

Руководителям государственных (муниципальных) учреждений Иркутской области:

1. Доработать с учетом специфики учреждения макет Положения, разработанного НИИ Труда.

2. Направить разработанное Положение для заключения в представительный орган работников государственного (муниципального) учреждения. Заключение представительного органа работников, как положительное, так и отрицательное должно прилагаться к Положению.

3. Известить не позднее чем за два месяца работников государственного (муниципального) учреждения о введении системы нормирования труда и новых норм труда.

4. Утвердить Положение приказом руководителя учреждения (рекомендуемый срок до 1 июля 2014 года).

5. По мере выхода отраслевых, межотраслевых сборников типовых норм труда вносить изменения в Положение, предусматривая дополнительные приложения к нему с локальными нормами, разработанными с учетом типовых, отраслевых, межотраслевых норм труда (вносимые изменения в Положение должны в обязательном порядке направляться на рассмотрение в представительного органа работников

mchr.irkobl.ru

Приказ 504 от 30092013 минтруда

Приказ 504 от 30092013 минтруда

Разъяснение министерства труда и занятости Иркутской области о внедрении систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях с учетом типовых (межотраслевых) норм труда, методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 30.09.2013 № 504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях»

Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р (далее — Программа) предусмотрено изменение и разработка типовых норм труда федеральными органами исполнительной власти в период с 2013-2018 годы.

В соответствии с методическими рекомендациями для государственных (муниципальных) учреждений по разработке систем нормирования труда, утвержденными приказом Минтруда России от 30 сентября 2013 года №504 (далее – методические рекомендации) в государственных и муниципальных учреждениях системы нормирования труда должны быть установлены с учетом установленных федеральными отраслевыми министерствами типовыми нормами. Если типовые нормы по труду по каким-либо видам работ отсутствуют, учреждению необходимо установить свои нормы времени или численности используя хронометраж рабочего времени и другие методы в соответствии с методическими рекомендациями.

Под системой нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении понимается комплекс решений, формализованных в локальном нормативном акте учреждения или коллективном договоре, определяющий:

— применяемые в учреждении нормы труда по должностям служащих (профессиям рабочих) различных категорий и групп при выполнении тех или иных видов работ (функций) (общеотраслевые должности, основной персонал, вспомогательный персонал), а также методы и способы их установления;

— порядок внедрения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту;

— организацию замены и пересмотра норм труда на базе оценки уровня их напряженности, прогрессивности и других качественных показателей;

— меры, направленные на соблюдение установленных норм труда (инструктаж работников, мастер-классы и др.).

В соответствии со статьей 159 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), системы нормирования труда определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаются коллективным договором.

Устанавливаемые при этом нормы труда должны соответствовать достигнутому уровню техники, технологии, организации производства и труда.

Системы нормирования труда в учреждениях должны быть направлены на:

— создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации труда;

— обеспечение нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ (оказании государственных (муниципальных) услуг);

— повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг потребителям.

В соответствии с методическими рекомендациями системы нормирования труда в учреждении рекомендуется устанавливать в Положении о системе нормирования труда учреждения (далее — Положение), которое утверждается локальным нормативным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников, либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор.

Таким образом, руководитель после подготовки Положения должен направить его (официальным письмом) на рассмотрение в представительный орган работников учреждения. В течение 30 календарных дней представительный орган работников должен направить официальный ответ (письмо) с мнением.

Официальный ответ представительного органа работников учреждения, независимо от положительного или отрицательного содержания, должен в обязательном порядке прикладываться к Положению.

В случае положительного ответа представительного органа работников учреждения работодатель имеет право ввести в действие нормы труда и систему нормирования труда в учреждении, при этом представительный орган работников теряет право опротестовать введенные нормы труда в течение 5 лет.

В случае отрицательного ответа представительного органа работников учреждения работодатель имеет право ввести в действие нормы труда и систему нормирования труда в учреждении, при этом представительный орган работников имеет право опротестовать введенные нормы труда в судебном порядке в течение 5 лет.

Положение в обязательном порядке должно быть согласовано со всеми структурными подразделениями учреждения.

Положение должно включать в себя следующие разделы:

2.Термины и определения.

3.Основные цели и задачи нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении.

4. Нормативные материалы и нормы труда, применяемые в государственном (муниципальном) учреждении.

5. Организация разработки и пересмотра нормативных материалов по

6. Порядок согласования и утверждения нормативных материалов по нормированию труда.

7. Порядок проверки нормативных материалов для нормирования труда на соответствие достигнутому уровню техники, технологии, организации труда.

8. Порядок внедрения нормативных материалов по нормированию труда в

в государственном (муниципальном) учреждении.

Макет типового Положения размещен на сайте НИИ Труда в разделе «нормирование труда», а также данный макет в формате Word направлен на электронные адреса отраслевых министерств и муниципальных образований Иркутской области.

В макете типового Положения необходимо доработать разделы выделенные желтым цветом, с учетом специфики учреждения.

Нормы труда должны быть зафиксированы в приложении(ях) к Положению. (то есть по мере выходов сборников типовых норм труда необходимо вносить изменения в Положение).

Нормы труда должны прописываться в приложении(ях) на все виды работ со ссылкой на источник. Не допускается в приложении отсылка на другой источник, например: «Нормы времени установлены в сборнике «Типовые нормы обслуживания для уборщиков производственных помещений промышленных предприятий», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 18.09.1985 № 321/19-28 (с изм. от 08.12.1989).

В государственном (муниципальном) учреждении необходимо вводить именно те нормы, которые относятся к конкретному учреждению.

Локальные нормы труда разрабатываются государственными (муниципальными) учреждениями с учетом типовых, отраслевых, межотраслевых норм труда. Локальные нормы труда устанавливаются ниже, либо в соответствии с типовыми.

Локальные нормы труда на уровне учреждений согласуются с заинтересованными подразделениями.

На уровне учреждений могут действовать только локальные нормы труда,

утвержденные и введенные в действие согласно установленного порядка.

Все межотраслевые и отраслевые нормы труда могут быть только рекомендационными и являться ориентирами при разработке локальных норм.

Приказ об утверждении и введении в действие Положения должен включать в себя (пример содержания Приказа прилагается):

1. Перечень лиц или подразделений, с которыми согласован приказ.

2. Дату утверждения и дату, до которого нужно ознакомить заинтересованных работников с вводимыми нормами и нормативами.

3. Факт учета мнения представительного органа работников (номер и дата письма от представительного органа работников).

4. Дату введения в действие норм (нормативов) (должно быть не менее 60 календарных с дней с даты ознакомления).

5. Срок действия вводимых нормативных материалов (не более 5 лет или 60 месяцев).

6. Ответственных за курирование нормативных материалов в период их действия и за организацию проверки, мониторинга, пересмотра норм труда (рекомендуется назначать начальника отдела кадров, либо специалистов по управлению персоналом, в случае отсутствия специалистов по оплате труда и др.).

В соответствии с Программой федеральные министерства должны разработать и утвердить типовые отраслевые нормы труда в период 2013-2018 годы. Ориентировочные сроки утверждения норм труда по сферам:

— культура: 2014 год – для работников библиотек и архивов, 2015 год – для работников театров и зоопарков, 2016 год для работников учреждений искусства и культуры;

— образование: 2014 год – преподаватели и мастера производственного обучения НПО и СПО и педагоги дошкольного образования, 2015 год – для основного персонала других учреждений образования;

— здравоохранение: 2014 год – для работников поликлиник и учреждений и учреждений диагностического профиля, 2015 год – для работников стационаров и других учреждений здравоохранения;

— социальная защита: 2014 год – для социальных работников, на социальные работы;

— физическая культура и спорт: 2014 год – для тренеров и мастеров, 2015 год – для работников, обслуживающих спортивные объекты, здания, сооружения.

В соответствии с планом по разработке в 2014 году типовых отраслевых (межотраслевых) норм труда, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 сентября 2013 года № 509 межотраслевые типовые нормы труда на работы по кадровому делопроизводству и управлению персоналом в государственных и муниципальных учреждениях и нормы труда для уборщиков служебных, производственных и культурно-бытовых помещений – в 4 квартале 2014 года.

Информацию об утвержденных нормах труда необходимо отслеживать на сайтах министерства образования и науки Российской Федерации, министерства здравоохранения Российской Федерации, министерства культуры Российской Федерации, министерства труда и социального развития Российской Федерации, НИИ Труда, министерства труда и занятости Иркутской области.

Рекомендуется предусмотреть срок пересмотра норм труда в Положении не реже чем один раз в пять лет. По итогам пересмотра норм труда может быть принято решение о сохранении установленных норм труда или о разработке новых норм труда.

До введения новых норм труда продолжают применяться ранее установленные. Основаниями для пересмотра норм труда учреждения в более ранние сроки могут послужить такие факторы, как внедрение новых стандартов оказания услуг, новой техники, технологии, видов продукции (услуг). Пересмотр ошибочных норм осуществляется по мере их выявления с учетом мнения представительного органа работников.

Для соблюдения установленных норм труда в государственном (муниципальном) учреждении рекомендуется осуществлять следующие меры:

— проводить внутренний контроль за соблюдением установленных норм труда (не реже одного раза в год);

— проводить анализ результатов независимой оценки качества услуг, оказываемых учреждением;

— обеспечивать высокий уровень укомплектованности учреждения персоналом (не менее 90%).

Предупреждение работников об организации системы нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении

В соответствии со статьей 162 ТК РФ о введении новых норм труда работники государственного (муниципального) учреждения должны быть извещены не позднее чем за два месяца. Форма извещения о внедрении новых норм труда определяется учреждением самостоятельно. При этом рекомендуется указать ранее действовавшие нормы труда, новые нормы труда, факторы, послужившие основанием введения новых норм труда.

При заключении трудового договора работник должен быть проинформирован о нормах труда. В случае установления учреждением норм численности, в трудовом договоре работника указывается норма рабочего времени. Работник должен быть проинформирован о нормах времени на выполнение работ (оказание услуг) или нормах обслуживания если они ему устанавливаются с указанием на то, что они выполняются в пределах установленной ему продолжительности рабочего времени.

Рекомендуется перед введением новых норм труда провести инструктаж и обучение работников наиболее эффективным приемам и методам выполнения работ, при этом могут быть использованы как индивидуальные, так и групповые формы их проведения.

Сроки принятия локальных актов и ответственность за организацию работы по нормированию труда в государственном (муниципальном) учреждении

Ответственность за состояние нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении, своевременное проведение организационно-технических мероприятий, внедрение рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшение организации труда, возлагается на руководителя учреждения или по его поручению на одного из заместителей руководителя, курирующего вопросы организации и нормирования труда.

Разработку локальных норм труда рекомендуется возложить на специализированное структурное подразделение (службу) по нормированию труда. При его отсутствии на структурное подразделение, в ведении которого находятся вопросы кадрового обеспечения деятельности учреждения, организации труда и заработной платы.

В соответствии с методическими рекомендациями министерство труда и занятости Иркутской области рекомендует разработать Положение до 1 июля 2014 года.

Согласно статьи 5.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде (в том числе отсутствие локальных актов) предусмотрены административные штрафы в размере:

— для должностных лиц — от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

— для юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того, министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Минтруд России) организован мониторинг реализации Программы (приказ Минтруда России от 31 мая 2013 года № 234а), в котором предусмотрен отчет о введении систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях со ссылками на локальные акты за 1 полугодие 2014 года.

Учитывая вышеизложенное, министерство труда и занятости Иркутской области рекомендует:

Исполнительным органам государственной власти Иркутской области, органам местного самоуправления Иркутской области:

— организовать информирование (письма, совещания, круглые столы и др.) руководителей подведомственных государственных (муниципальных) учреждений Иркутской области о необходимости внедрения систем нормирования труда в учреждениях;

— провести разъяснительную работу с руководителями подведомственных государственных (муниципальных) учреждений Иркутской области об административной ответственности за наличие необходимых локальных актов, касающихся нормирования труда в учреждении;

— при необходимости на основании предлагаемого НИИ Труда макета Положения разработать с учетом специфики подведомственных учреждений примерное Положение о внедрении систем нормирования труда в подведомственных учреждениях;

— регулярно отслеживать информацию об утвержденных нормах труда на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти или министерства труда и занятости Иркутской области, с целью своевременного информирования руководителей подведомственных государственных (муниципальных) учреждений Иркутской области.

Руководителям государственных (муниципальных) учреждений Иркутской области:

1. Доработать с учетом специфики учреждения макет Положения, разработанного НИИ Труда.

2. Направить разработанное Положение для заключения в представительный орган работников государственного (муниципального) учреждения. Заключение представительного органа работников, как положительное, так и отрицательное должно прилагаться к Положению.

3. Известить не позднее чем за два месяца работников государственного (муниципального) учреждения о введении системы нормирования труда и новых норм труда.

4. Утвердить Положение приказом руководителя учреждения (рекомендуемый срок до 1 июля 2014 года).

5. По мере выхода отраслевых, межотраслевых сборников типовых норм труда вносить изменения в Положение, предусматривая дополнительные приложения к нему с локальными нормами, разработанными с учетом типовых, отраслевых, межотраслевых норм труда (вносимые изменения в Положение должны в обязательном порядке направляться на рассмотрение в представительного органа работников

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 сентября 2013 г. № 504 “Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях”

В соответствии с пунктом 10 приложения № 2 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, приказываю:

Утвердить методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях согласно приложению.

Приложение к приказу
Министерства труда
и социальной защиты РФ
от 30 сентября 2013 г. № 504

Методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях

I. Общие положения

1. Методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях (далее — Методические рекомендации) подготовлены в целях оказания методической помощи государственным и муниципальным учреждениям при разработке (определении) систем нормирования труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждениях (используемое оборудование и материалы, технологии и методики выполнения работ, другие организационно-технические факторы, которые могут существенно повлиять на величину нормы труда).

2. При разработке (определении) системы нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении (далее — учреждение) формируется комплекс решений, установленных в локальных нормативных актах учреждения или коллективном договоре, определяющий:

применяющиеся в учреждении нормы труда по видам работ и рабочим местам при выполнении тех или иных видов работ (функций) (далее — нормы труда), а также методы и способы их установления;

порядок и условия введения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту;

порядок и условия замены и пересмотра норм труда по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования;

меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.

3. Основными целями системы нормирования труда в учреждении являются:

создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации труда;

обеспечение нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ (оказании государственных (муниципальных) услуг);

повышение эффективности обслуживания потребителей государственных (муниципальных) услуг.

4. Состав и содержание работ по нормированию труда в учреждении определяются целями и задачами нормирования трудовых процессов работников учреждений в определенных организационно-технических условиях выполнения технологических (трудовых) процессов.

5. Ответственность за состояние нормирования труда в учреждении несет работодатель. Организация работы, связанной с нормированием труда, включая проведение организационно-технических мероприятий, внедрение рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшение организации труда, может осуществляться как непосредственно руководителем учреждения, так и в установленном порядке может быть поручена руководителем одному из его заместителей.

6. Разработка (определение) системы нормирования труда в учреждении должна осуществляться специалистами, обладающими необходимыми знаниями и умениями в сфере организации и нормирования труда. С учетом численности работников и специфики деятельности учреждения для выполнения работ, связанных с нормированием труда, рекомендуется создание в учреждении специализированного структурного подразделения (службы) по нормированию труда. При его отсутствии выполнение работ, связанных с нормированием труда, может быть возложено на структурное подразделение (работника), в ведении которого находятся вопросы кадрового обеспечения деятельности учреждения, организации труда и заработной платы.

II. Рекомендуемые подходы к разработке системы нормирования труда

7. При разработке системы нормирования труда определяются нормы труда применительно к технологическим (трудовым) процессам и организационно- техническим условиям их выполнения в учреждении. В ходе анализа организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении рекомендуется учитывать используемые технологии, методики, стандарты выполнения работ (оказания услуг), параметры работы и обслуживания применяемого оборудования, условия труда на рабочих местах, формы организации труда, режимы труда и отдыха и другие параметры, в том числе регламентированные перерывы, характеристики выполняемых работ, рациональное разделение и кооперацию труда.

8. При определении норм труда рекомендуется проводить анализ имеющихся типовых (межотраслевых, отраслевых, профессиональных и иных) норм труда, утвержденных федеральными органами исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 804 «О правилах разработки и утверждения типовых норм труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4583) (далее — типовые нормы труда), и соотнесение их с фактическими организационно-техническими условиями выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении.

9. На основе типовых норм труда могут быть определены для применения в учреждении:

нормы времени (затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги одним или группой работников соответствующей квалификации);

нормы обслуживания (количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т.п.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени);

нормы численности (установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ.

10. Нормы труда могут определяться на отдельный вид работ, взаимосвязанную группу работ (укрупненная норма труда) и законченный комплекс работ (комплексная норма труда). Степень укрупнения норм труда определяется конкретными условиями организации производства и труда.

11. Нормы труда могут служить для установления нормированного задания (установленного объема работ, который работник или группа работников выполняет за рабочую смену или в иную единицу рабочего времени).

12. Рекомендуемые методики определения нормы численности на основе типовых норм времени и типовых норм обслуживания, определения нормы обслуживания на основе типовых норм времени приведены в приложении № 1 к Методическим рекомендациям.

13. При определении норм труда в учреждении на основе типовых норм труда используются комплексно обоснованные нормы затрат труда, установленные для однородных работ, применительно к типовым технологическим (трудовым) процессам и типовым организационно-техническим условиям их выполнения в соответствующей отрасли экономики.

При совпадении с ними организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении рекомендуется использовать типовые нормы труда.

Аналогичное решение рекомендуется принимать, если имеющиеся различия организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов не могут существенно повлиять на норму труда. Решение о значимости различий организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов принимается с учетом мнения представительного органа работников.

Комплексно обоснованные нормы затрат труда предусматривают прогрессивные режимы работы оборудования, рациональные приемы и методы труда, организацию и обслуживание рабочих мест, оптимальную занятость работников, максимальное использование возможностей рабочих мест, высокое качество продукции (работ, услуг), сохранение здоровья и работоспособности работников.

14. При создании более прогрессивных организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов или их несоответствии типовым нормам труда рекомендуется использовать типовые нормы труда в качестве базы при определении и обосновании норм труда путем их корректировки с учетом фактических организационно-технологических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении.

Примеры (алгоритмы) расчета норм труда путем коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технологических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении приведены в приложении № 2 к Методическим рекомендациям.

15. При планировании мер по повышению эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг типовые нормы труда рекомендуется использовать в качестве эталона:

для учреждений, в которых организационно-технические условия ниже уровня, на который рассчитаны типовые нормы;

при исследовании затрат рабочего времени и анализе потерь рабочего времени.

После принятия мер по изменению организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов нормы труда в учреждении могут быть пересмотрены в установленном законодательством порядке.

16. При отсутствии типовых норм труда по отдельным видам работ и рабочим местам соответствующие нормы труда разрабатываются в учреждении с учетом рекомендаций организации, осуществляющей функции и полномочия учредителя, либо с привлечением соответствующих специалистов в установленном порядке.

17. Содержанием работы по определению норм труда являются:

анализ трудового процесса на основе стандарта оказания государственной (муниципальной) услуги, разделение его на части;

выбор оптимального варианта технологии и организации труда, эффективных методов и приемов работы;

проектирование режимов работы оборудования, приемов и методов труда, систем обслуживания рабочих мест, режимов труда и отдыха;

определение норм труда в соответствии с особенностями технологического и трудового процессов, их внедрение и последующая корректировка по мере изменения организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов.

При проведении указанной работы рекомендуется ориентироваться на методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда, утвержденные приказом Минтруда России от 31 мая 2013 г. № 235, в части организации работы и проведения расчетов норм труда.

18. При закупке в установленном порядке нового оборудования учреждениям рекомендуется проводить сравнительный расчет влияния на норму труда внедрения закупаемого оборудования. При этом рекомендуется предусмотреть сравнение характеристик закупаемого оборудования с характеристиками оборудования, использованного при разработке типовых норм труда (при отсутствии типовых норм труда — с оборудованием, применяемым в учреждении).

19. Наряду с нормами труда, установленными в учреждении на неопределенный срок, для стабильных по организационно-технических условиям выполнения технологических (трудовых) процессов, могут применяться временные и разовые нормы труда.

Временные нормы труда устанавливаются на период освоения тех или иных работ при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда.

Срок действия временных норм труда, определяемых учреждением, рекомендуется устанавливать не более 3 месяцев.

Разовые нормы труда определяются работодателем на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные).

III. Установление системы нормирования труда в учреждении

20. Систему нормирования труда в учреждении рекомендуется устанавливать в Положении о системе нормирования труда учреждения (далее — Положение), которое либо утверждается локальным нормативным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников, либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор.

21. Учет мнения представительного органа работников рекомендуется осуществлять в порядке принятия локальных нормативных актов, установленном трудовым законодательством.

22. В Положение рекомендуется включать следующие разделы:

а) «Применяемые в учреждении нормы труда».

В приложении к данному разделу приводятся:

ссылки на типовые нормы труда, использованные при определении норм труда;

примененные методики определения нормы численности на основе типовой нормы времени, нормы численности на основе типовой нормы обслуживания и нормы обслуживания на основе типовой нормы времени (если проводились расчеты);

расчет коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении (если проводилась коррекция);

методы и способы установления норм труда по отдельным должностям (профессиям рабочих), видам работ (функциям) по которым отсутствуют типовые нормы труда;

б) «Порядок внедрения норм труда»;

в) «Порядок организации замены и пересмотра норм труда»;

г) «Меры, направленные на соблюдение установленных норм труда».

23. При заключении трудового договора с работником рекомендуется ознакомить его с нормами труда. В случае установления работнику норм времени на выполнение работ (оказание услуг) или норм обслуживания рекомендуется в трудовом договоре с работником указать, что их выполнение осуществляется в пределах установленной ему продолжительности рабочего времени.

24. Работники извещаются о внедрении новых норм труда не позднее чем за два месяца до их введения в действие. В аналогичный срок времени работники извещаются о корректировке ошибочных норм труда (нормы труда при установлении которых были неправильно учтены организационно-технические условия выполнения технологических (трудовых) процессов или допущены неточности в применении нормативных материалов либо в проведении расчетов).

С учетом мнения представительного органа работников о снижении ошибочных норм труда работники могут быть уведомлены в более короткий срок.

25. Форма извещения о внедрении новых норм труда определяется учреждением самостоятельно. При этом рекомендуется указать ранее действовавшие нормы труда, новые нормы труда, факторы, послужившие основанием введения новых норм труда или их корректировки.

26. Рекомендуется перед введением новых норм труда провести инструктаж и обучение работников наиболее эффективным приемам и методам выполнения работ, при этом могут быть использованы как индивидуальные, так и групповые формы их проведения.

27. При проведении работ по освоению норм труда рекомендуется анализировать степень освоения работ каждым работником на основе данных о выполнении норм.

При освоении норм труда в связи с введением новой техники и технологии, когда наряду с овладением рациональными приемами труда работникам необходимо приобретение новых теоретических и практических знаний, рекомендуется проведение обучения работников.

При освоении новых видов работ (стандартов оказания государственных (муниципальных услуг) или несоответствии фактических организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов запроектированным во вновь вводимых нормах труда рекомендуется применять поправочные коэффициенты.

28. Рекомендуется предусмотреть срок проведения анализа для определения целесообразности пересмотра применяющихся норм труда не реже чем один раз в пять лет. По итогам анализа может быть принято решение о сохранении установленных норм труда или о разработке новых норм труда. До введения новых норм труда продолжают применяться ранее установленные.

Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.

Рекомендуется внедрять новые нормы труда в учреждениях одновременно с внедрением новых стандартов оказания услуг, новой техники, технологии, видов продукции (услуг).

Иные основания пересмотра норм труда не установлены трудовым законодательством. Перевыполнение норм труда отдельными работниками, в том числе за счет высокого уровня личных профессиональных качеств, применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не может рассматриваться в качестве основания для пересмотра установленных в учреждении норм труда.

Пересмотр ошибочных норм труда осуществляется по мере их выявления с учетом мнения представительного органа работников.

29. Работодателю рекомендуется осуществлять меры, направленные на соблюдение установленных норм труда, включая обеспечение нормальных условий для выполнения работниками норм труда. К таким условиям, в частности, относятся:

исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;

своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;

надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;

условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Приложение № 1
к Методическим рекомендациям
по разработке системы нормирования
труда в государственных
(муниципальных) учреждениях,
утвержденным приказом
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от 30 сентября 2013 г. № 504

Рекомендуемые методики определения нормы численности на основе типовых норм времени и типовых норм обслуживания, определения нормы обслуживания на основе типовых норм времени

1. Рекомендуемая методика определения нормы численности на основе типовых норм времени

Норма численности на основе типовых норм времени определяется по формуле:

Нч — норма численности работников определенной квалификации, необходимых для выполнения работ, по которым определены нормы времени;

Фп — плановый нормативный фонд рабочего времени одного работника за год. Определяется по производственному календарю на текущий год. При этом фонд рабочего времени по производственному календарю уменьшается с учетом установленной продолжительности оплачиваемых отпусков работника (как основного, так и дополнительного) и сокращенной продолжительности рабочего времени по отдельным должностям служащих (профессиям рабочих), а также в зависимости от условий труда;

Кн=1+Вр/(Фсум*Чср), где: (2)

Вр — суммарное время, не отработанное из-за невыходов работников учреждения за расчетный период времени;

Чср — среднесписочная численность всех работников учреждения (включая работников, занимающих должности служащих, для которых в ходе данного расчета актуализируются нормы численности) за расчетный период времени (расчетный период рекомендуется выбирать не менее двух лет, предшествующих месяцу проведения расчета);

То — общие затраты времени за год на объем работ, выполняемых работниками, (часы) определяются по формуле:

Тр — затраты времени на соответствующий вид работ, по которым определены нормы времени;

суммируются значения по всем видам выполняемых работ;

Нв — типовая норма времени на работу i-того вида, часы;

Пример 1. Определение нормы численности на основе типовых норм времени

Работники учреждения, занимающие должность служащего «ДС1», выполняют работы по предоставлению гражданам социальных услуг (далее — су): cy1, су2, су3, су4. Все работы по предоставлению гражданам социальных услуг охвачены нормами труда, то есть по данному виду работ коэффициент, учитывающий трудозатраты на работы, носящие разовый характер, по которым не определены нормы времени Кр(су)=1.

Кроме того, в их должностные обязанности входит подготовка методических, справочных и отчетных материалов (далее — ом): ом1, ом2, ом3. Среди работ данного вида в учреждении есть работы, носящие разовый характер, по которым не определены нормы времени. Доля затрат времени на указанные работы 20% от общего времени на подготовку методических, справочных и отчетных материалов. По данному виду работ коэффициент, учитывающий трудозатраты на работы, носящие разовый характер, по которым не определены нормы времени Кр(ом)=1,2.

Установлены типовые нормы времени по каждой из работ:

Нв (cy1) = 0,5 часа;

Нв (ом1) = 5 часов;

Нв (ом2) = 12 часов;

Нв (ом3) = 20 часов.

Определен объем по каждой из работ, выполняемый в течение года:

О (cy1) = 8500 единиц;

О (су2) = 2380 единиц;

О (су3) = 7900 единиц;

О (су4) = 2500 единиц;

О (ом1) = 100 единиц;

О (ом3) = 4 единицы.

Работникам установлена пятидневная рабочая неделя, рабочее время — 40 часов в неделю, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска — 28 календарных дней.

Суммарное время, не отработанное из-за невыходов работников за расчетный период времени (Вр), составило 7213 часа.

Среднесписочная численность работников учреждения за 2011 — 2012 годы (Чср) составила — 215 человек.

По формуле 4 * определяются затраты времени на соответствующие работы:

По формуле 3 * определяются общие затраты времени на объем работы за год, выполняемых работниками:

Нормативный фонд рабочего времени одного работника за 2013 год Фп и нормативный фонд рабочего времени одного работника за расчетный период времени Фсум определяются по производственным календарям на соответствующие года. В данном примере берем два предшествующих календарных года (2011 и 2012 годы). При 40 часовой рабочей неделе фонд рабочего времени одного работника составлял: в 2013 году — 1970 часов, в 2012 году — 1986 часов, в 2011 году -1981 час.

Нормативный фонд рабочего времени одного работника сокращается с учетом времени оплачиваемого ежегодного отпуска. При этом учитываются ежегодный основной оплачиваемый отпуск и предоставляемые работникам ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска. В приводимом примере продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней, дополнительные оплачиваемые отпуска работникам не предоставляются.

Время оплачиваемого отпуска переводится в рабочие часы. Для этого число календарных дней отпуска делится на число календарных дней в одной календарной неделе (7 дней) и умножается на число рабочих дней в одной календарной неделе (5 дней) и число рабочих часов в одном рабочем дне (8 часов). После этого определяются Фп и Фсум (с учетом того, что фонд рабочего времени определяется за два календарных года, время на оплачиваемый ежегодный отпуск увеличивается в два раза).

Фп=1970 часов — (28 календарных дней/7 дней календарной недели*5 рабочей недели*8 часов) =1810 часов.

Фсум=3967 часов — (2 года*28 календарных дней/7 дней календарной недели*5 рабочей недели*8 часов)=3647 часов.

По формуле 2 (Кн=1+Вр/(Фсум*Чср) определяется коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время неоплачиваемого отпуска, болезни и т.п.

По формуле 1 (Нч=(То/Фп)*Кн) определяется норма численности:

Соответственно, в штатном расписании учреждения необходимо предусмотреть 15 должностей служащего «ДС1».

2. Рекомендуемая методика определения нормы численности на основе типовых норм обслуживания

Определяется расчетная норма времени на обслуживание одной единицы оборудования, одного рабочего места, одного обслуживаемого гражданина и т.п. по формуле:

Нрн=Твр/Ноб, где: (5)

Нрн — расчетная норма времени на обслуживание одной единицы оборудования, одного рабочего места, одного обслуживаемого гражданина и т.п.;

Ноб — типовая норма обслуживания;

Твр — единица рабочего времени, для которого была рассчитана норма обслуживания, часы.

Норма численности на основе расчетных норм времени определяется по формуле:

Нч — норма численности работников определенной квалификации, необходимых для выполнения работ, по которым определены нормы обслуживания;

Кн — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время неоплачиваемого отпуска, болезни и т.п., определяемый по формуле:

Кн=1+Вр/(Фсум*Чср), где: (7)

Вр — суммарное время не отработанное из-за невыходов работников учреждения за расчетный период времени;

Фсум — нормативный фонд рабочего времени одного работника за расчетный период времени;

Чср — среднесписочная численность всех работников учреждения (включая работников, занимающих должности служащих для которых в ходе данного расчета актуализируются нормы численности) за расчетный период времени (расчетный период рекомендуется выбирать не менее двух лет, предшествующих месяцу проведения расчета);

То — общие затраты времени за год на объем работ, выполняемых работниками (часы), определяются по формуле:

Тр — затраты времени на соответствующий вид работ, по которым определены расчетные нормы времени;

Кр — коэффициент, учитывающий трудозатраты на работы, носящие разовый характер, по которым не определены нормы времени.

Затраты времени на соответствующий вид нормируемых работ рассчитывается по формуле:

Нрн — расчетная норма времени на обслуживание одной единицы оборудования, одного рабочего места, одного обслуживаемого гражданина и т.п., часы;

Oi — объем работы i-го вида, выполняемый в течение года.

Пример 2. Определение нормы численности на основе типовых норм обслуживания

Работники учреждения, занимающие должность служащего «ДС2», выполняют работы по предоставлению гражданам комплекса социальных услуг (далее — ог). По всем работам имеются установленные нормы труда, то есть по данному виду работ коэффициент, учитывающий трудозатраты на работы, носящие разовый характер, по которым не определены нормы времени Кр(ог)=1.

Типовая норма обслуживания Ноб составляет 16 обслуживаемых граждан за рабочий день (Твр=8 часов).

Число обслуживаемых граждан равно 320 человек. Каждому из них ежедневно предоставляется комплекс социальных услуг.

Суммарное время, не отработанное из-за невыходов работников за расчетный период времени (Вр), составило 15050 часов.

Среднесписочная численность работников учреждения за 2011 — 2012 годы (Чср) составила — 430 человек.

2. Проведение расчетов.

По формуле 5 (Нрн=Ноб/Твр) определяется расчетная норма времени на одного обслуживаемого гражданина за один каледнарный день:

По формуле 9 * рассчитываются затраты времени на соответствующий вид работ, по которым определены нормы времени. При этом объем работы, выполняемый в течение года, равен произведению числа облаживаемых граждан на количество календарных дней в году Oi(ог)=430*365=156960 комплексов социальных услуг.

По формуле 8 * рассчитываются общие затраты времени на объем работы за год, выполняемой работниками:

Нормативный фонд рабочего времени одного работника за 2013 год Фп и нормативный фонд рабочего времени одного работника за расчетный период времени Фсум определяются по производственным календарям на соответствующие года. В данном примере берем два предшествующих календарных года (2011 и 2012 годы). При 40 часовой рабочей неделе фонд рабочего времени одного работника составлял: в 2013 году — 1970 часов, в 2012 году — 1986 часов, в 2011 году — 1981 час.

Фп=1970 часов — (28 календарных дней*8 часов/7 дней календарной недели*5 рабочей недели)=1810 часов.

Фсум=3967 часов 2 года*(28 календарных дней*8 часов/7 дней календарной недели*5 рабочей недели)=3647 часов.

По формуле 7 (Кн=1+Вр/(Фсум*Чср) определяется коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время неоплачиваемого отпуска, болезни и т.п.:

По формуле 6 (Нч=(То/Фп)*Кн) определяется норма численности:

Соответственно, в штатном расписании учреждения необходимо предусмотреть 44 должности служащего «ДС2».

3. Рекомендуемая методика определения нормы обслуживания на основе типовых норм времени

Норма обслуживания на основе типовых норм времени определяется по формуле:

Нобр=Фрв/Нв, где: (10)

Нобр — норма обслуживания;

Фрв — фонд рабочего времени за период, для которого определяется норма обслуживания (смена, неделя, месяц и др.);

Нв — типовая норма времени, часы

Пример 3. Определение нормы обслуживания за один рабочий день на основе типовых норм времени

1. Исходные данные.

Работник учреждения, занимающий должность служащего «ДС3», в рамках реализации мер социальной поддержки выполняет работы по выдаче гражданам материальных ценностей (продуктов питания, товаров первой необходимости и др.).

Определена типовая норма времени на обслуживание одного обслуживаемого гражданина — 0,5 часа. Рабочий день работника составляет 8 часов.

По формуле 10 (Нобр=Фрв/Нв) определяется норма обслуживания:

Нобр=8/0,5=16 обслуживаемых граждан.

Норма обслуживания для работника, занимающего должность служащего «ДС3», составляет 16 обслуживаемых граждан, что необходимо учесть при организации оказания соответствующей социальной услуги.

Приложение № 2
к Методическим рекомендациям
по разработке системы нормирования
труда в государственных
(муниципальных) учреждениях,
утвержденным приказом
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от 30 сентября 2013 г. № 504

Примеры (алгоритмы) расчета норм труда путем коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в государственном (муниципальном) учреждении

Пример 1. Расчет нормы времени учреждения путем применения поправочного коэффициента к типовой норме времени.

Типовая норма времени — «А» минут, необходимых для выполнения работ, связанных с сопровождением работником учреждения гражданина, поступившего в приемное отделение, до отделения дневного пребывания при условии, что расстояние между ними не превышает 50 метров. Кроме того, предусмотрены поправочные коэффициенты при следующих расстояниях:

от 50,1 до 60 метров — 1,2;

от 60,1 до 70 метров — 1,4.

В учреждении четыре отделения дневного пребывания, расстояние между приемным отделением и отделениями дневного пребывания составляет:

отделением № 1 — 40 метров;

отделением № 2 — 54 метра;

отделением № 3 — 65 метров;

отделением № 4 — 80 метров.

Соответственно норма времени при сопровождении до отделения № 1 должна быть определена в «базовом» размере — «А» минут (расстояние до 50 метров).

При сопровождении до отделения № 2 норма времени определяется в размере «А» минут * на 1,2 (с учетом поправочного коэффициента, предусмотренного типовой нормой времени — 1,2 для расстояния от 50,1 до 60 метров).

При сопровождении до отделения № 3 норма времени определяется в размере «А» минут * на 1,4 (с учетом поправочного коэффициента, предусмотренного типовой нормой труда — 1,4 для расстояния от 60,1 до 70 метров).

Для определения нормы времени учреждения при сопровождении до отделения № 4 следует рассчитать поправочный коэффициент к «базовому» значению типовой нормы времени («А» минут). При проведении расчета рекомендуется использовать наиболее близкий к фактическому расстоянию#

Расчет производится в два этапа. Сначала определяется среднее расстояние, на которое сопровождающий и гражданин переместятся за 1 минуту = «А» минут * 1,4/70 метров. При этом рекомендуется учесть максимальное расстояние, для которого применима типовая норма времени.

Затем на втором этапе определяется норма времени как среднее, на которое сопровождающий и гражданин переместятся за 1 минуту, умноженное на 80 метров (фактическое расстояние при сопровождении до отделения № 4).

Пример 2. Определение нормы времени на оказание одной услуги путем сопоставления характеристик применяемого оборудования.

Типовой нормой времени определено время оказание одной услуги «Н» — 60 минут. Расчет нормы труда был проведен с учетом применения аппарата «XI».

В учреждении при оказании услуги «Н» применяется аппарат «Х5». Таким образом, учреждению необходимо оценить, какое влияние окажет на время оказания услуги «Н» замена аппарата «X1» на «Х5».

Согласно инструкции по эксплуатации аппарата «XI» перед началом работы он должен разогреваться в течение 10 минут. Одновременно необходимо ввести программу работы аппарата. Каждый раз программа вводится вручную оператором. Время выполнение программы, используемой при оказании услуги «Н» составляет, 2 минуты. Таким образом, из 60 минут оказания услуги «Н» 12 минут приходится на работу аппарата «Х12».

Согласно инструкции по эксплуатации аппарата «Х5» разогрев аппарата «Х5» занимает 1 минуту, в течение которой необходимо выбрать программу работы аппарата. Программы введены в память аппарата «Х52. Время выполнения программы, используемой при оказании услуги «Н», составляет 2 минуты. Следовательно, общее время работы аппарата «Х5» при оказании услуги «Н» составляет 3 минуты. Соответственно замена аппарата «XI» на аппарат «Х5» позволяет сэкономить 9 минут (12 минут — 3 минуты). Общее нормативное время оказания одной услуги «Н» сокращается до 51 минуты, что должно быть зафиксировано при определении системы нормирования труда учреждения.

Пример 3. Определение нормы времени на оказание услуги в учреждении с учетом различий организационно-технических условий при оказании услуги.

Типовой нормой времени определено время на оказание одной услуги «К» — 45 минут. При этом указано, что она включает пять последовательных этапов. Анализ оказания услуги «К» учреждением показывает, что с учетом особенностей технических или природно-климатических условий (например, дополнительный прогрев оборудования, расположенного на неотапливаемой площадке перед запуском в зимний период времени) необходим еще один дополнительный этап. Соответственно учреждение должно определить нормативное время, необходимое для выполнения дополнительного этапа, и с его учетом определить норму труда учреждения.

Обзор документа

Закреплены методические рекомендации по разработке систем нормирования труда (СНТ) в государственных (муниципальных) учреждениях.

Их цель — помочь при разработке (определении) СНТ с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов (используемое оборудование и материалы, технологии и методики выполнения работ, другие факторы, которые могут существенно повлиять на величину нормы труда).

При разработке (определении) СНТ в учреждении формируется комплекс решений, установленных в локальных нормативных актах или коллективном договоре, определяющий следующее. Применяющиеся нормы труда по видам работ и рабочим местам при выполнении тех или иных видов работ (функций), а также методы и способы их установления. Порядок и условия введения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту, а также их замены и пересмотра; меры, направленные на их соблюдение.

СНТ в учреждении должны разрабатывать (определять) специалисты, обладающие необходимыми знаниями и умениями в сфере организации и нормирования труда.

Приведены рекомендуемые подходы к разработке СНТ. Так, на основе типовых норм труда могут быть определены применяемые в учреждении нормы времени, обслуживания и численности. Приведены соответствующие методики.

Нормы труда могут определяться на отдельный вид работ, взаимосвязанную группу работ (укрупненная норма труда) и законченный комплекс работ (комплексная норма труда). Они могут служить для установления нормированного задания.

Для стабильных по организационно-техническим условиям выполнения технологических (трудовых) процессов могут вводиться временные и разовые нормы труда.

СНТ рекомендовано устанавливать в Положении о системе нормирования труда учреждения, которое либо утверждается локальным нормативным актом с учетом мнения представительного органа работников, либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор.

Новые нормы труда рекомендуется внедрять вместе с новыми стандартами оказания услуг, техникой, технологиями, видами продукции (услуг).

kam-merch.ru

Популярное:

  • Закон москвы 39 с изменениями Закон г. Москвы от 11 июля 2012 г. N 39 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы" (с изменениями и дополнениями) Закон г. Москвы от 11 июля 2012 г. […]
  • Практика удовлетворения кассационных жалоб Обзор судебной практики по гражданским делам кассационной инстанции Рязанского областного суда за 1 полугодие 2014 года Обзор судебной практики по гражданским делам кассационной инстанции Рязанского областного суда за 1 […]
  • Стаж работы для пенсии госслужащего Пенсии госслужащих (вопросы — ответы) Право на назначение пенсии госслужащего Женщина в 2012 г. достигла 50-летнего возраста, как матери инвалида c детства ей назначена пенсия по возрасту в соответствии с Законом о пенсионном […]
  • Единый социальный налог на 2014 Единый социальный налог в 2014 году возвращается? Ставки ЕСН в 2014 году Недавно, на заседании правительства РФ был поднят вопрос о возможности возврата к единому социальному налогу (ЕСН) в 2013 году, а также передаче контроля […]
  • Приказ по егэ 2012 Нормативно-правовые документы Приказ Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» - СКАЧАТЬ Приказ […]
  • 36 ан приказ Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 февраля 2015 г. N 36ан "Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ Министерства […]
  • Приказ о планировании в уис 777 Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 17 декабря 2013 г. N 777 "Об организации планирования в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 17 декабря 2013 […]
  • Приказ минздрава россии 1006н Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 декабря 2012 г. N 1006н "Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения" (утратил силу) Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 декабря […]