Налоги в рф на 2014 год

Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 17.12.2016 2016-12-17

Статья просмотрена: 15958 раз

Библиографическое описание:

Быкова Н. Н. Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 358-362. — URL https://moluch.ru/archive/132/36951/ (дата обращения: 05.08.2018).

В период волантильной экономики, когда накаляется геополитическая ситуация на международной арене, появляется угроза экономической рецессии, а также сохраняются проблемы в социальной сфере, перед государством встаёт вопрос о поиске новых источников формирования федерального бюджета, в условиях, когда старые источники перестают быть надежными как ранее. Это относится, в первую очередь, к налоговым доходам федерального бюджета, получаемым за счет сырьевого экспорта, которые на протяжении ряда последних лет являются очень крупной статьей в структуре доходов федерального бюджета Российской Федерации.

В данной статье будут приведены результаты анализа состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 годы.

Ключевые слова: бюджет, доходы бюджета, налоговые доходы, федеральный бюджет, нефтегазовые доходы, анализ доходов

Федеральный бюджет играет важную роль в обеспечении социально-экономического развития страны. В процессе формирования федерального бюджета органы федеральной государственной власти осуществляют регулирование национальной экономики и социальной сферы.

Решение социальных и экономических проблем современного общества во многом обусловлено состоянием функционирования бюджетной системы, в том числе порядком формирования налоговых доходов федерального бюджета.

Одна из наиболее острых проблем бюджетной политики в условиях России — высокая чувствительность доходов к колебаниям внешней конъюнктуры. Важность этой проблемы определяется тем, что примерно треть всех доходов бюджетной системы и около половины налоговых доходов федерального бюджета составляют поступления от нефтегазового сектора, зависящие от непредсказуемых колебаний мировых цен на углеводороды. Последние прямо влияют на ставки вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также на ставки налога на добычу полезных ископаемых (далее по тексту — НДП) на нефть. Кроме того, цены на газ определяют стоимостной объем его экспорта, служащий базой экспортных пошлин на газ. Вместе с тем, изменение цен на нефть оказывает существенное воздействие на все ключевые показатели экономики: объем производства, цены, обменный курс и т. д., результатом чего может стать существенное косвенное влияние на бюджетные показатели. В то же время современное состояние функционирования налоговых доходов федерального бюджета далеко от совершенства.

Проблемы формирования налоговых доходов федерального бюджета связаны с комплексом нерешенных вопросов социально-экономического плана:

– государство не определилось со степенью изымаемых из национального дохода денежных средств, направляемых в федеральный бюджет;

– отсутствуют однозначные критерии выделения налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета, что приводит к невозможности четкого определения налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов, произвольного увеличения изъятия их средств под видом неналоговых доходов.

В таких условиях формирование налоговых доходов федерального бюджета может играть роль сдерживающего фактора для развития экономики.

В данных условиях важно выполнить анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, тенденций изменений, наличествовавших в последние годы, а также четко сформулировать проблемы, имеющиеся в процессе формирования налоговых доходов федерального бюджета, а также возможные пути их решения.

Далее подробнее остановимся на оценки и анализе состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 годы.

Динамика состава источников налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 годы представлена в таблице 1.

Состав налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016гг. [1,2] в млрд. руб.

Показатели

2014 год

(исполн.)

2015 год

(исполн.)

Отклонение

2015 года от

2014 г.

2016 год

(закон)

Отклонение

2016 года от

2015 г.

Налог на прибыль организаций

НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

Налог на добычу полезных ископаемых:

Газ горючий природный

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

В ходе анализа данных таблицы 1 можно сделать вывод, что налоговые доходы в 2016 году составят 9 202,6 млрд. рублей или 67 % объема доходов федерального бюджета. Наибольший удельный вес в составе налоговых доходов составляют налог на прибыль, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, акцизы [1,2].

На основе данных таблицы 1 составим динамику состава налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 годы, представленной на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика состава налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 гг., в % [43]

По оценке Счетной палаты, с учетом уровня собираемости, принятого в расчете на 2016 год в размере 97,5 %, дополнительные поступления налога могут составить порядка 6,8 млрд. рублей. В то же время, по оценке Счетной палаты, имеются риски недопоступления налога на прибыль организаций в сумме 13,6 млрд. рублей.

Динамика поступления налога на прибыль организаций в составе налоговых доходов федерального бюджета представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Динамика поступления налога на прибыль организаций в составе доходов федерального бюджета за период 2014 -2016 годы, в млрд. руб.[3]

Налог на прибыль организаций прогнозируется получить в объеме 426,3 млрд. рублей в 2016 году, что на 56,4 млрд. рублей, или на 11,7 %, меньше оценки поступления налога в 2015 году. Имеется резерв поступления налога вследствие занижения прогноза суммы поступлений по годовым перерасчетам за 2015 год к доплате в 2016 году. При расчете налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль организаций учтен показатель «сумма убытка или части убытка, учтенная в уменьшение налоговой базы» в размере 544,5 млрд. рублей, или 45 % аналогичного показателя 2015 года (1 210,0 млрд. рублей).

Вместе с тем в соответствии с данными отчета по форме № 5-П «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций» показатель «Остаток неперенесенного убытка на конец налогового периода» в 2014 году увеличился вдвое к уровню 2013 года (при снижении количества убыточных организаций на 0,9 %), а по состоянию на 1 января 2016 года указанный показатель в 2015 году увеличился к уровню 2014 года в 4,2 раза относительно аналогичного периода 2014 года. Таким образом, по оценке Счетной палаты, риск недопоступления налога на прибыль организаций в целом может составить 45,3 млн. рублей.

Динамика поступления налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации в составе доходов федерального бюджета представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Динамика поступления налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации в составе налоговых доходов федерального бюджета за период 2014 -2016 гг., в млрд. руб.[3]

Налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации, прогнозируется в объеме 4409,9 млрд. рублей, что на 240,6 млрд. рублей, или на 10,2 % больше оценки поступления налога в 2015 году. Расчет поступлений НДС осуществлен на основе прогнозируемых макроэкономических показателей (ВВП, объемов импорта и экспорта, курса доллара США по отношению к рублю), налоговой базы за 2015 год — оценки суммы начисленного НДС за минусом налоговых вычетов, с учетом уровня собираемости (96 %) и выпадающих доходов от льгот по внутренним авиаперелетам и пригородному железнодорожному сообщению.

При этом доля начисленного налога в ВВП в 2016 году составляет 48 %, а доля налоговых вычетов — 44,53 %.

Доля налоговых вычетов в сумме начисленного налога в 2016 году составляет 92,76 % [43].

При определении начисленного налога (48 % ВВП) учтена сложившаяся доля начисленного налога по оценке налоговой базы за 2015 год (48,2 %), а при определении налоговых вычетов — сложившаяся доля налоговых вычетов в объеме начисленного налога (93,04 %) [3].

Следует отметить, что в соответствии с формой отчетности Федеральной налоговой службы России (далее по тексту — ФНС России) № 1-НДС «Отчет о структуре начисления налога на добавленную стоимость» по состоянию на 1 января 2016 года доля начисленного НДС составила 48,95 %, а доля вычетов в начисленном налоге — 92,96 %, что свидетельствует о недостаточно обоснованном снижении доли начисленного налога по оценке налоговой базы за 2015 год.

Следует так же отметить, что за период с 2013 по 2015 год включительно удельный вес налоговых вычетов в начислениях НДС увеличился с 88,3 % до 94 %, за 2014 год он составил 93,65 %. Расчетный уровень собираемости НДС принят на 2016 год в размере 96 %, рассчитанном по оценке 2015 года (96 %).

Прогноз по поступлениям акцизов по подакцизным товарам (продукции), реализуемым на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет составляет на 2016 год 523 923,6 млн. рублей, что на 32 662,1 млн. рублей, или на 6,6 %, больше оценки поступления акцизов на 2015 год [3].

Поступление государственной пошлины в федеральный бюджет на 2016 год прогнозируется в объеме 100 228,6 млн. рублей, что на 891,3 млн. рублей, или на 0,9 %, меньше оценки поступления в 2015 году.

Расчет государственной пошлины выполнен на основе сумм государственной пошлины по кодам доходов бюджетной классификации Российской Федерации и количества юридически значимых действий, представляемых главными администраторами доходов федерального бюджета.

При формировании оценки поступлений государственной пошлины учтены изменения в главу 25 второй части Налогового кодекса Российской Федерации в части увеличения размеров ставок государственной пошлины в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 253 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вступивших в силу с 1 января 2015 года.

В соответствии с письмом Минфина России от 24 июля 2015 г. № 21-01-09/42738 прогноз поступлений доходов, формируется и представляется в Минфин России на основании форм обоснований прогноза поступлений доходов (далее по тексту — формы ОПД), в то же время в случае невозможности отразить расчет в соответствующей форме ОПД главным администратором доходов в исключительных случаях заполняется только сводный раздел указанной формы и обеспечивается прикрепление к электронной форме ОПД архива, содержащего файлы расчетов и файлы с описанием используемой методики прогнозирования [3].

Так, например, ФНС России при прогнозировании поступлений государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, прочей государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий заполнены сводные расчеты без использования форм ОПД и не прикреплены файлы с расчетами прогноза поступлений.

Аналогичная ситуация сложилась при прогнозировании поступлений государственной пошлины за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, зачисляемой в федеральный бюджет Ространснадзор, прочей государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий Минздравом России.

Счетной палатой произведен расчет прогноза поступлений государственной пошлины, поступающей в федеральный бюджет, и выявлены резервы поступления доходов в общей сумме 2 392,5 млн. рублей [4].

Таким образом, в ходе проведённого анализа состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 годы, можно сделать вывод, основным фактором снижения налоговых доходов является сокращение поступлений от экспортных пошлин с 6,6 % ВВП в 2014 году до 3,1 % в 2016 году. При этом надо учитывать, что порядка 88–89 % поступлений экспортных пошлин обеспечиваются пошлинами на экспорт нефти и нефтепродуктов и около 10 % — пошлинами на экспорт газа. При этом рост поступлений НДПИ в результате повышения ставки по НДПИ на добычу нефти оказывается сравнительно небольшим: увеличение с 4 % ВВП в 2014 году до 4,4 % ВВП в 2016 году в условиях падения цен на нефть (с 97,6 долл./барр. нефти марки Urals до прогнозируемых 53 долл./барр. по итогам 2015 г. и 50 долл./барр. на 2016 год) [4].

Также можно отметить прогнозируемое снижение поступлений по налогу на прибыль с 0,7 до 0,5 % ВВП в 2015–2016 годы, однако этот налог обеспечивает лишь 3–4 % общей суммы налоговых доходов федерального бюджета. В то же время поступления НДС (еще одного значимого для федерального бюджета налога наряду с НДПИ и экспортными пошлинами) прогнозируются в 2015–2016 годы на стабильном уровне в 5,5– 5,6 % ВВП (в 2014 году — 5,5 % ВВП).

В результате в целом можно сделать следующий вывод: динамика налоговых доходов федерального бюджета в 2015–2016 годы обусловлена, главным образом, снижением поступлений нефтегазовых доходов в условиях падения мировых цен на нефть [5]. При этом поступления основных видов ненефтегазовых доходов относительно стабильны.

Следует отметить, что проблема формирования доходной части федерального бюджета — одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. На современном этапе нет другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию.

moluch.ru

Поступления налогов в консолидированный бюджет РФ в 2014 году выросли на 11%

Москва. 24 февраля. INTERFAX.RU — Поступления налогов в консолидированный бюджет России в 2014 году выросли на 11,3% — до 12,7 трлн рублей, сообщил глава ФНС Михаил Мишустин, выступая на расширенной коллегии ведомства во вторник.

Поступления в федеральный бюджет выросли на 14,7%, до 6,2 трлн рублей.

Падение цены на нефть и снижение выпуска подакцизных товаров привело к замедлению темпов роста поступлений НДПИ, акцизов (табак, автомобили, нефтепродукты). При этом на 17% выросли поступления и НДС, и налога на прибыль.

Мишустин отметил рост эффективности контрольных мероприятий: при снижении количества проверок на 13% доначисления на одну проверку в 2014 году увеличились с 6,9 млн рублей до 8,3 млн рублей.

Упрощение процедур регистрации поспособствовало увеличению количества субъектов малого предпринимательства, сказал глава ФНС. За 2014 год количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей возросло на 39 тыс. и на 1 января составило более 3,5 млн.

В 2015 году налоговые органы получили ряд новых законодательных инструментов. В частности, введена новая форма контроля — налоговый мониторинг, в результате которого налоговики получают доступ в реальном времени к информационным системам налогоплательщика. Налогоплательщикам новация позволяет расширить возможность применения взаимосогласительных процедур, а также получить мотивированную позицию налоговых органов о налогообложении отдельных операций, прогнозировать налоговые риски и избегать дополнительных налоговых проверок

Впервые в законодательстве РФ закреплено понятие «личный кабинет налогоплательщика». Меняется порядок администрирования налога на имущество физлиц (исчисление налогооблагаемой базы с кадастровой стоимости), вводится единый срок уплаты имущественных налогов — не позднее 1 октября. Также у налогоплательщиков появляется новая обязанность — сообщать о наличии объектов недвижимого имущества и транспортных средств, в случае неполучения налоговых уведомлений.

www.interfax.ru

Оценка и анализ показателей эффективности налоговой системы Российской Федерации

Дата публикации: 09.11.2015 2015-11-09

Статья просмотрена: 8613 раз

Библиографическое описание:

Коптева Е. В. Оценка и анализ показателей эффективности налоговой системы Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №21.1. — С. 125-129. — URL https://moluch.ru/archive/101/23063/ (дата обращения: 05.08.2018).

В статье представлены результаты оценки и анализа ряда показателей эффективности налоговой системы Российской Федерации. Рассмотрены факторы, влияющие на налоговую нагрузку. Рассчитана налоговая нагрузка по отдельным отраслям российской экономики за 2008-2014 годы.

Ключевые слова: налоговая нагрузка; налоговая системы; эффективность налоговой системы.

Налоговая система – это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов. Важнейшей характеристикой налоговой системы является её эффективность. Налоговая система признается эффективной, если при некотором заданном объеме аккумулируемых государством средств: издержки налогового администрирования минимальны; искажающее действие налогов на поведение налогоплательщиков минимально. В качестве количественных характеристик эффективности налоговой системы можно использовать так экономические показатели, как налоговая нагрузка; соотношение прямых и косвенных налогов; Рассмотрим подробнее каждый из этих показателей.

1.Налоговая нагрузка (налоговое бремя) – это доля доходов, которые уплачиваются государству в форме налогов и налоговых платежей.

Общепринятым показателем налогового бремени по стране в целом считается доля налогов в ВВП:

,

где Н – все платеж налогового характера, включая взносы в государственные внебюджетные фонды и таможенные платежи.

Результаты расчетов налогового бремени за 2009-2014 гг. приведены в таблице 1.

Налоговое бремя в РФ за 2009-2014 гг. [4]

Показатель

Период (год)

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ и бюджет ГВБФ РФ, млрд. руб.

Налоговое бремя РФ, %

Исходя из данных, приведённых в таблице 1, показатель налогового бремени в России в период с 2009 по 2012 год имел тенденцию к росту (с 35,04 до 37,69 процентов), а в 2013 году произошли незначительные сокращения на 1,3 процента. Однако, несмотря на это, значение показателя налоговой нагрузки в РФ близко к развитым экономикам, а не к развивающимся.

Важным является стабильность налогового бремени, потому что экономические агенты могут адаптироваться к нему. Факторы, влияющие на уровень налоговой нагрузки можно разделить на несколько больших групп (рисунок 1).

Рис. 1. Факторы, влияющие на налоговую нагрузку

Для выявления эффективной налоговой политики необходимо систематизировать названные выше факторы.

Важным элементом при анализе налоговой нагрузки является расчет налоговой нагрузки не только в целом по РФ, но и по отдельные отраслям, то есть расчет отраслевой налоговой нагрузки. В таблице 2 представлены значения налоговой нагрузки РФ по отраслям за 2008-2014 гг.

Налоговая нагрузка РФ по отдельным отраслям экономики за 2008-2014 гг., % [5]

Виды экономической деятельности

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство

Добыча полезных ископаемых (нефтегазовый сектор)

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

Гостиницы и рестораны

Транспорт и связь

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Неравномерность налоговой нагрузки в разных отраслях является одной из актуальных проблем в современной экономике. Исходя из проведённых расчетов, можно сделать вывод, что налоговое бремя дифференцировано по предприятиям различных видов экономической деятельности, например в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых налоговая нагрузка в среднем за 2008-2014 гг. составляет 35,7 процента; у компаний, осуществляющих операции с недвижимостью, налоговая нагрузка составляет 21,4 процента, в сфере строительства – 13,1 процента; на сельскохозяйственных предприятиях – 4,6 процента; в сфере оптовой и розничной торговли, ремонте автотранспортных средств и бытовых изделий – 2,7 процента.

Исходя из полученных данных следует, что нефтедобывающий сектор больше других отраслей обременен налогами. Усиление налогового давления на нефтегазовую отрасль, которая является основным донором в РФ, с целью решить бюджетные проблемы может серьезно замедлить ее развитие. Налоговая нагрузка в других отраслях значительно ниже. Причина диссонанса налогового давления в экономике скрывается в различии затрат и рентабельности отраслей. На значительную неравномерность налогового давления указывает еще и вклад отрасли в ВВП страны. В таблице 3 представлены данные по налоговой нагрузке и вкладу отрасли в ВВП РФ за 2014 год.

Соотношение налоговой нагрузки и вклада отрасти в ВВП в 2014 г.,%

Виды экономической деятельности

Налоговая нагрузка, %

Вклад отрасли в ВВП РФ, %

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Добыча полезных ископаемых (нефтегазовый сектор)

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов и предметов личного пользования

Гостиницы и рестораны

Транспорт и связь

Операции с недвижимым имуществом, аренда и услуиг

Из таблицы 3 видно, что самые незначительные диспропорции наблюдаются у нефтегазоперерабатывающей отрасли: при уровне налоговой нагрузки 38,5 процентов, отрасль обеспечивает поступление около 30 процентов налогов в бюджет и в отрасли транспорт и связь (налоговая нагрузка – 7,8 процента, доля поступлений в ВВП РФ – 7,93 процента. Эти различия связаны с тем, что на уровень налоговой нагрузки влияют различные факторы и добиться её стабильности во всех отраслях экономики невозможно.

Другим важным показателем, определяющим характер эффективности налоговой системы, является соотношение прямых и косвенных налогов. Процентное соотношение прямых и косвенных налогов в РФ за 2009-2014 гг. показывает, что за рассматриваемый период во всех годах косвенные налоги преобладают (таблица 4).

Процентное соотношение прямых и косвенных налогов в РФ (2009-2014 гг.), % [4]

Год

Прямые налоги

Косвенные налоги

В таблице 5 приведена доля прямых и косвенных налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в общем объеме ВВП за 2009-2014 гг.

Доля прямых и косвенных налогов в общем объеме ВВП за 2009-2014 гг.

Год

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Доля прямых налогов в ВВП, %

Доля косвенных налогов в ВВП, %

Данная таблица подтверждает преобладание косвенных налогов над прямыми.

Среди отдельных видов налогов наибольший вклад в консолидированный бюджет РФ вносят таможенные пошлины и налоги и взносы на социальное страхование (по 18 процентов), налог на добычу полезных ископаемых (11 процентов), налог на доходы физических лиц (10 процентов), также можно отметить налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость (рисунок 2).

Рис. 2. Структура поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ, 2014год

Если рассматривать состав и структуру прямых и косвенных налогов за 2014 год, то можно сделать выводы:

— в структуре прямых налогов наибольший вклад в консолидированный бюджет РФ приносят налог на добычу полезных ископаемых (24 процента), налог на доходы физических лиц (22 процента) и налог на прибыль организаций (20 процентов).

— в структуре косвенных налогов первое место занимают налоги и взносы на социальные нужды (34 процента), затем таможенные пошлины, на долю которых приходится 31 процент. Важную роль в косвенном налогообложении играет налог на добавленную стоимость, который подразделяется по товарам, ввозимым на территорию РФ (13 процент) и товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ (15 процентов).

Выделяют различные модели налогообложения в зависимости от их ориентации на прямые и косвенные налоги. Исходя из сделанных расчетов, можно сделать вывод, что для российской налоговой системы характерен приоритет в распределении налогового бремени косвенных налогов, поэтому она близка к латиноамериканской и евроконтинентальной моделям. Однако, косвенные налоги скрывают от налогоплательщика ту сумму, которую он платит государству, приоритет косвенных налогов делает налоговую систему менее прозрачной, более запутанной. В свою очередь, прямые налоги ничем не замаскированы, взимаются открыто и побуждают граждан контролировать правительство.

Это значит, что необходимо стремиться, чтобы прямые налоги преобладали над косвенными. Однако сложившиеся условия не позволяют достигнуть этого. А вот достижение равномерного распределение налогового бремени между прямыми и косвенными налогами возможно.

По двум рассмотренным показателям эффективности налоговой системы (налоговая нагрузка и соотношение прямых и косвенных налогов) можно сделать следующие выводы:

 Налоговая нагрузка в РФ за 2009-2014 гг. составила в среднем 36,3 процента;

 Показатель налоговой нагрузки в различных отраслях существенно отличаются в связи с различными затратами и рентабельность отраслей;

 Для российской налоговой системы характерен приоритет в распределении налогового бремени косвенных налогов.

Таким образом, необходимо добиваться эффективности налоговой системы, так как она является необходимым условием устойчивости экономических систем как на уровне отдельных субъектов хозяйствования, регионов, так и на уровне РФ в целом.

moluch.ru

Анализ налоговых поступлений в Российской Федерации за 2015-2016 год

Экономические науки

  • Минеева Вера Михайловна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет
  • Петрова Анастасия Дмитриевна , кандидат наук, старший преподаватель
  • Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • Напалкова Валерия Михайловна , студент
  • Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • АНАЛИЗ
  • НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ
  • НАЛОГИ
  • УПЛАТА
  • НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

Похожие материалы

В современном мире налоговые поступления являются обязательными отчислениями и формируют большую часть доходов бюджетов разных уровней, они являются основным источником денежных средств любого государства. Своевременность уплаты налогов и сборов, влияют на экономическую безопасность страны и на качество жизни общества в целом.

Первоочередной задачей любого государства, в том числе и Российской Федерации, является разработка и создание такой налоговой системы, чтобы удовлетворить всем предъявляемым требованиям. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы.

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильность и полнота исчислений налогов и обязательных платежей, своевременностью уплаты в бюджеты различных уровней Российской Федерации.

Налоговая служба контролирует своевременность и полноту уплаты налоговых поступлений. Так же важную роль в формировании налоговой системы играет анализ статистических данных, можно сделать вывод по динамике поступлений и изучить структуру.

Рассмотрим показатели налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за период 2015-2016 года.

Таблица 1. Поступления по уровням бюджета за 2015-2016 гг.[3]

2015-2016гг., в млрд. руб.

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

На основании предоставленных официальных данных в таблице, можно сделать вывод, что общая величина поступлений с 2016 года, в сравнении с 2015 годом увеличилась. Изменения составили:

  • Консолидированный бюджет РФ увеличился на 649,6 млрд., темп роста равен 105%;
  • Федеральный бюджет увеличился на 48,6 млрд. рублей и темпы роста равен 100,7% не значительное увеличение, но это говорит о хорошей динамике;
  • В консолидированные бюджеты субъектов РФ значимое увеличение поступлений, они составили 645,9, а темп роста 109,4%.

В таблице 2 более подробно рассмотрены поступления в консолидированный бюджет РФ за 2015-2016 гг.

Таблица 2. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2015 — 2016 гг.[3]

2015 -2016 гг., млрд. руб.

Налог на прибыль

По данным таблицы 2 видно, что в целом поступления по видам налогов в консолидированный бюджет имеют положительную динамику. В статье налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение налоговых поступлений на 297,4 млрд. руб. Это может быть связанно с изменением объема добываемых полезных ископаемых и т.д.

Остальные показатели показывают увеличение.

На увеличение налога на доходы физических лиц за 2015-2016гг. на 211,3 млрд. руб., повлиял рост заработной платы населения Российской Федерации и уменьшение теневой экономики в отрасли заработной платы.

На увеличение налога на прибыль за 2015-2015 гг. на 171,4 млн. руб., могли повлиять такие факторы, как увеличение экспортной выручки, либо за счёт положительных курсовых ризниц.

Налог на добавленную стоимость в разрезе за 2015-2016 гг. увеличился на 209,1 млрд. руб., за счёт увеличения налоговой базы.

В 2016 году увеличились поступления от акцизов на 279,5 млрд. руб., за счёт увеличения ставок акцизов на алкоголь, табак, нефтепродукты и другое.

Таблица 3. Структура поступлений в федеральный бюджет РФ. [4]

В % к объёму пост. ФБ РФ

В % к объёму пост. ФБ РФ

В % к объёму пост. ФБ РФ

Всего поступило в федеральный бюджет

Налог на прибыль

Остальные налоги и сборы

Данные таблицы 3 отражают структуру поступлений в федеральный бюджет в динамике 2014-2016 годов. Общее поступление денежных средств в федеральный бюджет с 2014 на 2015 год увеличилось на 665,9 млрд. руб., с 2015 года на 2016 год увеличилось на 48,6 млрд. рублей. Общее увеличение с 2014 по 2015 составило 714,5 млрд. рублей.

Значительное увеличение поступлений в 2015 по сравнению с 2014 годом составило по налогу на добавленную стоимость на 267,1 млрд. рублей и по налог на добычу полезных ископаемых на 302 млрд. рублей. Приток денежных средств по другим видам налогов был не значителен:

  • налог на прибыль увеличился на 80,1 млрд. руб.;
  • акцизы увеличились на 7,1 млрд. руб.;
  • остальные налоги и сборы увеличились на 9,7 млрд. руб.

Сравнивая поступлении в федеральный бюджет в 2015 году и 2016 году вывялен рост поступлений по налогу на добавленную стоимость на 209,1 млрд. рублей и по акцизам на 104,3 млрд. рублей. На остальные налоги и сборы увеличение составило 32,3 млрд. рублей. В тоже время по таким видам налогов как налог на прибыль и налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение на 0,4 млрд. рублей и на 2965 млрд. рублей, соответственно.

Проводя анализ поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014 год и 2016 год можно заметить — всего поступлений в бюджет увеличились на 714,5 млрд. руб.

По видам налогов увеличение составило:

  • поступления по налогу на прибыль на 79,7 млрд. руб.;
  • поступления по НДС на 476 млрд. руб.;
  • поступления по акцизам на 112 млрд. руб.;
  • поступления по НДПИ на 5,5 млрд. руб.;
  • поступления по остальным налогам и сборам на 42 млрд. руб.

Проведя анализ по данным таблицы №3 можно сделать следующие заключения. Не смотря на то, что в 2015 было, уменьшение поступлений в федеральный бюджет по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых общая картина поступлений в 2015 году показала увеличение поступлений по сравнению с 2014 годом. Сравнивая, 2014 год с 2016 годом прослеживается динамика к увеличению общих поступлений по налогам и сборам в федеральный бюджет Российской Федерации.

Такая тенденция может быть обусловлена тем, что налоговые органы усилили налоговый контроль над налогоплательщиками (выездные, камеральные и встречные проверки) и внесены изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая), принят Государственной Думой РФ 26.07.2000 и утв.Федеральным законом №117-Фз от 05.08.2000; (часть вторая), принят Государственной Думой РФ 19.07.2000 и утв. Федеральным законом №117-ФЗ от 05.08.2000.
  2. Щепотьев, А.В., Налоги и налогообложение: учеб. пособие / А.В. Щепотьев, С.А. Яшин. – Тула: НОО ТИЭИ, 2015. – 161 с.
  3. https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm — официальные данные ИФНС за 2015-2016 гг.
  4. https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm — официальные данные ИФНС за 2014-2016 гг.
  5. Максютова Р.И., Минеева В.М. Эффективность обеспечения уплаты налогов в РФ. В сборнике: Инновационная наука и современное общество. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 166-169.
  6. Ахметшин И.И., Минеева В.М. Налогообложение в цифрах. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 38. С. 213-218.

Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

novainfo.ru

Популярное:

  • Родина дала приказ и он сразу на кавказ 9 букв Пояснения к презентации "Дидактические игры и упражнения для дошкольников на тему: "23 февраля" МБДОУ детский сад "Василёк", Крым, Симферопольский район, с. Андрусово Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р […]
  • Нормативно-правовые акты по транспортному налогу Нормативно-правовое регулирование региональных налогов Рубрика: Экономика и управление Дата публикации: 05.02.2014 2014-02-05 Статья просмотрена: 4533 раза Библиографическое описание: Сапрыкина Т. В., Андреев Б. Е. […]
  • Уголовный закон статьи научные Актуальные проблемы системности уголовного закона Дата публикации: 05.05.2014 2014-05-05 Статья просмотрена: 104 раза Библиографическое описание: Бердников А. Н. Актуальные проблемы системности уголовного закона // Молодой […]
  • Закона об оплате труда в россии Минимальный размер оплаты труда (подготовлено экспертами компании "Гарант") Минимальный размер оплаты труда Минимальный размер оплаты труда (МРОТ, федеральный МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным […]
  • 257 закон челябинской области Закон Челябинской области от 24 апреля 2008 г. N 257-ЗО "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения […]
  • Изменение в приказ мвд 1065 Приказ МВД России от 28 июня 2016 г. № 348 “О внесении изменений в приказ МВД России от 30 ноября 2012 г. № 1065 “О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы […]
  • Пособие как матери одиночке в 2014 Сколько получает мать одиночка на содержание ребёнка в 2017 году? Матери, воспитывающие своих детей в одиночку, относятся к категории социально незащищенных граждан по ряду причин. Одна из них - невозможность ведения […]
  • Закон санкт-петербурга 461-83 Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 г. N 461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге" (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 26 июня 2013 года) (с изменениями и дополнениями) Закон Санкт-Петербургаот 17 июля 2013 г. […]