Основные линии спора базарова и кирсанова таблица

Основные линии спора

Заполните таблицу: «Основные линии спора». Базаров. Кирсановы. 1.Отношение к дворянству, аристократии. 2.Принцип деятельности Нигилистов. 3.Отношение к народу. 4. Взгляды на искусство. Взгляды на природу. 16.

Слайд 16 из презентации «Базаров и Кирсанов». Размер архива с презентацией 305 КБ.

Проза Тургенева

«Ася» — Образ Аси бесконечно расширяется. Чтение поэмы Гёте . В воображении Аси возвышенные человеческие стремления. Незаконнорожденность Аси. Злой рок. Герою требовалась решительность. Что скрывается под термином «тургеневская девушка». Образы героинь Тургенева. Ася много читает. Цельное представление о характере Аси. Тургеневская девушка. Оценка образа критиками. Душа, которую невозможно не полюбить.

«Цикл Тургенева «Записки охотника»» — Предположительный ответ. Приёмы создания образов. У России есть будущее. Анализ высказывания И.С.Тургенева. Молитвы. Творческое начало. И.С.Тургенев. Калиныч. Анализ экспозиции. Возможные ответы учеников. История создания «Записок Охотника». Урок-исследование по русской литературе XIX века. Калиныч на фоне Хоря. Христос. Проблемный вопрос. Подлинный национальный характер. Эпиграф к уроку. Основное творческое осознание жизни И.С.Тургеневым.

«Базаров и Кирсанов» — Взаимоотношение Базарова с Н.П. и П.П. Кирсановым. Идеологический конфликт. Споры героев романа «Отцы и дети». Воспитание. Отцы и дети. Тест по роману И.С.Тургенева. Крестьянство. Нигилизм. Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших. Основные линии спора. Ссора между П.П.Кирсановым и Е.Базаровым. Сбор материала по героям. Базаров. История жизни Павла Петровича. Отношение к окружающим. Задание по тексту.

«Книга «Ася»» — Эпиграф к уроку. Жизнь Тургенева. Любовь. Знакомо ли вам имя И.С.Тургенева. Человек высокоразвитый. Повесть «Ася» заставляет задуматься над сложностью человеческих взаимоотношений. Тургеневские герои. Дворянское воспитание. И.С.Тургенев. Повесть «Ася». Тургенев.

«Бежин луг» — Прозрачный сумрак ночи. Человек положительный. Окрестности Спасского. Гениальный романист. И.С.Тургенев. Льгов. Фортепьяно в столовой. Спектакль под открытым небом. Большая гостиная. Бежин луг. Иллюстрация к рассказу «Певцы». Река Снежедь. Радуга над рекой Иста. Поклонитесь от меня дому. Заросшие дорожки. Малиновая вода. Гордость народа. Листья. Мысли напрашиваются сами. Река Зуша. Рассказ «Хорь и Калиныч».

«Произведение «Бежин луг»» — Стройный мальчик. Какой иcтoрии не было в рассказах мальчиков. Волосы всклокоченные. Описания героев расскaзa. Автор. Белые волосы. Что поразило автора в детях. Бежин луг. Лицо невелико. Oxoтник. Что делали мальчишки ночью на лугу. События в рассказе. Мальчику было всего лет семь. Ильюша.

Всего в разделе «Проза Тургенева» 15 презентаций

5literatura.net

«Споры Базарова и П.П.Кирсанова в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети»»

Извечное желание писателя разобраться во всем, что происходит в данный период в его стране, присуще и И.С.Тургеневу. Ярким романом, отразившим целую эпоху в историческом развитии России второй половины XIX века явился роман «Отцы и дети». В книге писатель отразил не только противоречия разных поколений, но и, в большей степени, — борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века.

Сюжет романа построен на противопоставлении двух мировоззрений, двух политических

направлений — дворян-либералов и революционеров-демократов. В таком ключе противоборства Тургенев поднимает важные вопросы в развитии общества: социально-экономические, нравственные, культурные и многие другие. Эти вопросы обсуждают в своих спорах два героя романа.

Базаров — яркий представитель революционной демократии, выразитель новых мыслей, идей, рожденных новым временем. Он противопоставляется в романе либеральному

дворянству, представленному Павлом Петровичем Кирсановым. Их резкие расхождения во взглядах мы замечаем уже в первом споре героев.

Возмущаясь нигилизму Базарова, Павел Петрович — аристократ и либерал, стремится доказать, что дворянство и аристократия, как лучшая его часть, являются движущей силой

общественного развития. Именно здесь рождаются верные пути к прогрессу и идеалу —

«английской свободе», коей является конституционная монархия. Но за словами Кирсанова Базаров видит лишь веру в перемены и пассивную надежду, и потому

считает аристократов неспособными к действию. Базаров отвергает либерализм,

отрицает способность дворянства вести Россию к будущему. Павел Петрович, не

усматривая за нигилизмом и эгоцентризмом молодежи активного желания заменить веру

знанием, а надежду — действием, не приемлет взгляды Евгения и резко осуждает

нигилистов за то, что те «никого не уважают», живут без принципов и идеалов.

Не соглашаясь со всеотрицанием нигилистов, Кирсанов считает их ненужными и

бесполезными: «Вас всего четыре с половиной человека». ‘На это-Базаров ему лаконично отвечает: «От копеечной свечи Москва сгорела». Под отрицанием «всего» Базаров прежде всего имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. Проповедуют же нигилисты в первую очередь необходимость революционных

действий, критерием которых является народная польза.

Базаров утверждает, что народ по духу своему революционен, поэтому нигилизм – проявление именно народного духа. На что Кирсанов возражает ему, указывая на религиозность и патриархальность русского мужика. Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семейный уклад жизни. Но споря с ним, Базаров говорит, что народ не понимает собственных интересов, что он темен и невежественен, и считает необходимым отличат народные интересы от народных предрассудков, Евгений непримиримо выступает против барства и рабства народа.

Еще один немаловажный вопрос, затрагиваемый в спорах «отцов и детей» — отношение к

искусству и природе. В этом вопросе автор не разделяет мнения своего героя. Оно остается на стороне оппонента, который благословляет и прославляет искусство,

Базаров же не понимает и не любит Пушкина, не восхищается живописью:»Рафаэль гроша

ломаного не стоит», отрицает значимость искусства вообще. К природе он подводит

сугубо материалистически: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник».

В спорах с Павлом Петровичем раскрываются зрелость ума и глубина суждений Базарова, его честность и непримиримость. Во всех спорах последнее слово оставалось за Базаровым. Компромисс между героями Тургенева невозможен, потверждением этому является их дуэль.

На чьей стороне автор? По возрасту, характеру, образу жизни Тургенев был «отцом», но

будучи либералом по убеждениям, он утверждал: «Вся моя повесть направлена

против дворянства как передового класса». И все же герой в конце романа умирает. В

предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не сломлен, гордо

смотрит смерти в глаза. Смерть Базарова в художественном смысле оправдана. Не

встретив единомышленников или «родственных элементов», Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым. Тургенев создал «фигуру сумрачную, дикую. сильную. — и все-таки обреченную на погибель потому, что она все-таки стоит еще с преддверии будущего». Споры Кирсанова с Базаровым имеют идейное значение, они раскрывают основную мысль романа. Они придают особую остроту сюжету, служат характеристикой каждого героя, они показывают превосходство новых, прогрессивных идей над старыми, вечное движение к прогрессу.

www.allsoch.ru

Урок по русской литературе на тему: «Век нынешний и век минувший». Конфликт поколений в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

  • проанализировать образы главных героев романа;
  • сделать вывод об основном конфликте романа;
  • развивать навыки анализа текста;
  • проверить и закрепить знания уч-ся.
  • портрет И.С.Тургенева,
  • иллюстрации к роману «Отцы и дети»,
  • тесты.

Учащиеся, в соответствии с замыслом урока, делятся на две группы — «отцы» и «дети».

I.Вступительное слово учителя.

Роман назван «Отцы и дети» не случайно: автор противопоставил в нём людей 40-хг.г., либеральных дворян, и шестидесятников, разночинцев-демократов. В основе сюжета лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова с миром Кирсановых. Но непростительно было бы сводить название романа к смене общественной идеологии поколений, к конфликту аристократов и разночинцев. Роман Тургенева имеет и психологическое звучание. Автор противопоставляет два поколения – «отцов» и «детей» — в полном смысле этого слова. (Цитата на доске)

Наиболее яркими представителями двух поколений, непримиримых мировоззрений «отцов» и «детей», являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Чтобы определить своё отношение к проблеме «отцов» и «детей» в романе, давайте выделим основные линии споров Павла Петровича и Базарова:

  • об отношении к дворянству, аристократии и её принципам;
  • о принципе деятельности нигилистов;
  • об отношении к народу;
  • о взглядах на искусство и природу.

I тур. Выходят представители от каждой группы (по 1 человеку).

1 линия спора. « Об отношении к дворянству, аристократии и её принципам»

Вопрос учителя. Каково отношение к дворянству, аристократии и её принципам Павла Петровича и Евгения Базарова?

Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович именно в аристократии видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она дала Англии свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения; их самоуважение важно, т.к. общество строится на личности.

Слово учителя. Эту кажущуюся стройной систему взглядов Базаров разбивает простыми доводами. Какими?

Евгений Базаров. Разговор о том, что аристократия даровала Англии свободу, — «старая песня»; многое изменилось после 17 века, поэтому эта ссылка Павла Петровича не может служить доводом. Базаров метко замечает, что от аристократов нет никому никакой пользы, их основное занятие – ничегонеделание («сидят сложа руки»). Они заботятся только о себе, о своём внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм – бесполезное слово. По мнению Базарова, безделье и пустота – основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счёт.

Вопрос группе «Дети». Каков итог этого спора? Как Тургенев показывает поражение Павла Петровича?

Ответ. Павел Петрович потерпел поражение в этом споре. Автор показывает, как он «побледнел» и не заводил больше разговор об аристократизме (тонкая психологическая деталь Тургенева, передающая поражение Павла Петровича в этом споре).

2 линия спора. «О принципах нигилистов»

Вопрос учителя. Павел Петрович ещё не сложил оружие и хочет опорочить, обвинить новых людей в беспринципности. «В силу чего вы действуете?» — спрашивает он. И оказывается, что у нигилистов есть принципы, есть убеждения. Какие?

Евгений Базаров. Базаров считает, что нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, т.е. самодержавие, религию – таков смысл слова «всё». Базаров замечает, что свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок; в этой фразе содержится намёк на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня.

Вопрос учителя. А каково мнение на этот счёт Павла Петровича?

П.П.Кирсанов. Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособление к новым условиям, как это делает брат.

Задание группе «Отцы». Дайте оценку мнениям героев.

Ответ. Высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность. Но во взглядах Базарова есть недостатки. Строить на разрушенном месте он не считает своим делом. У Базарова нет положительной программы. Кирсановы же в этот момент проявляют себя не как реакционеры. Они либералы по сравнению с Базаровым.

Вопрос уч-ся. Кто такие реакционеры, либералы?

3 линия спора. «О русском народе».

Вопрос учителя. Каким же представляют себе характер русского народа П.П.Кирсанов и Базаров?

П.П.Кирсанов. По мнению П.П., русский народ патриархальный, свято чтит предания, не может жить без религии. Это славянофильские взгляды. Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

Вопрос учителя. А каково мнение Базарова?

Базаров. Положение народа вызывает у Базарова не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс».

Задание группе «Дети». Дайте оценку убеждениям героев. Объясните, кто такие «славянофилы».

Ответ. Славянофильские взгляды П.П. при образе жизни на английский лад говорят о реакционности. Отсталостью народа нельзя умиляться.

Базаров же оказывается дальновидным. У него трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки Базаров презирает. Однако он видит не только забитость, но и недовольство народа.

4 линия спора. «Взгляды на искусство и природу»

Слово учителя. Павел Петрович, побеждённый во всём остальном, нашёл слабое место у Базарова и решает взять реванш.

П.П.Кирсанов. Павел Петрович считает, что нигилизм, «эта зараза», уже далеко распространился и захватил область искусства. По его мнению, новые художники-передвижники отказываются от академических традиций, от следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Он считает, что они абсолютно отказались от традиций. П.П. говорит, что новые художники «бессильны и бесплодны до гадости».

Вопрос учителя. А каков взгляд Базарова на искусство?

Базаров. Базаров отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его». Природу Базаров не отрицает, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У него хозяйский взгляд на природу. Он понимает её как «мастерскую», в которой человек – «работник».

Вопрос группе «Отцы». Прав ли П.П., рассуждая о художниках-шестидесятниках?

Ответ. П.П. и прав, и нет. Прав, понимая, что новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам. Не прав же в том, что художники, по его мнению, абсолютно отказались от традиций.

Задание группе «Дети». Дайте оценку мнению Базарова об искусстве и природе в сравнении с мнением Павла Петровича.

Ответ. Базаров плохо знает искусство. Его интересует только наука, т.к. он видит в ней силу. Пушкина не знает и отрицает. Это было свойственно части молодёжи 60-х г.г.

Но П.П. тоже не может судить об искусстве, прочитав «штук 5-6 французских книг» в молодости и «кое-что по-английски». Русских современных художников же он знает только понаслышке.

Вопрос группе «Отцы». Как показана ошибочность представлений об искусстве и Базарова, и Павла Петровича?

Ответ. Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович. Он любит искусство, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение благоприятного влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостной мелодии игры на виолончели.

Вопрос группе «Дети». Каково ваше мнение об отношении Базарова к природе?

Ответ. Хотя у Базарова и хозяйский взгляд на природу, но он односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь.

Вопрос учителя. Как решается эта линия спора самим Тургеневым?

Ответ. В 11 главе появляются пейзажи. Все приметы вечера утверждают существование вечной красоты.

II тур. «Узнай героя по описанию»

(Работа по группам). Учащимся выдаются листы с заданием «Узнай героя по описанию»: группе «Отцы» — описание сторонников взглядов Базарова; группе «Дети» — описание представителей старшего поколения. Обсудив задание, представители каждой группы по очереди дают ответы (зачитывают описание героя и отвечают, кому оно принадлежит). Проверку осуществляют представители другой группы.

«Узнай героя по описанию»

(Вопросы и задания группе «Дети»)

  1. «На вид ему было лет 45, его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной» (Павел Петрович Кирсанов)
  2. Барин лет сорока с небольшим. У него в пятнадцати верстах от постоялого дворика хорошее имение в двести душ. В молодости, не отличаясь храбростью, заслужил прозвище «трусишка». После перелома ноги на всю жизнь остался «хроменьким» (Николай Петрович Кирсанов)
  3. « Аркадий … увидал на крылечке господского домика высокого, худощавого человека, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетого в старинный военный сюртук нараспашку» (Отец Базарова, Василий Иванович Базаров)
  4. «…Кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пёстрой кофточке» «…Была настоящая русская дворяночка прежнего времени; ей бы следовало жить лет за двести, в старомосковском времени. Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы…» (Арина Власьевна Базарова, мать Базарова)

«Узнай героя по описанию»

(Вопросы группе «Отцы»)

  1. Лицо «длинное и худое, с широким лбом, сверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум» (Евгений Базаров)
  2. Молодой представитель дворянского поколения, быстро превращающийся в обыкновенного помещика. Молодой кандидат. (Аркадий Кирсанов)
  3. «Из проезжающих мимо дрожек выскочил человек небольшого роста, в славянофильской венгерке…Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом» (Ситников, лжеученик Базарова)
  4. «В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение её лица неприятно действовало на зрителя. Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко» (Кукшина, лжеученица Базарова)

III тур. «Испытание любовью»

Слово учителя. Каждый человек в своей жизни проходит те или иные испытания, которые нередко накладывают отпечаток на его дальнейшую жизнь. Наши главные герои, Базаров и Павел Петрович, прошли такое испытание, « испытание любовью». Как же это повлияло на их жизнь?

( Работа по группам. Решение проблемного вопроса « Как выдержали испытание любовью П.П. и Базаров?»)

Ответ группы «Отцы». В молодости П.П. был влюблён в княгиню Р. Она умерла. Любовь П.П. – это любовь-наваждение, которая «сломала» его жизнь: он уже не смог жить по-прежнему после смерти княгини Р. Эта любовь не состоялась, ничего ему не принесла, кроме муки.

Ответ группы «Дети». Любовь Базарова к Одинцовой — это любовь-страсть, которая раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Любовь Базарова на первый взгляд похожа на любовь Павла Петровича, она тоже не состоялась, но она не «растоптала» Базарова; после объяснения с Одинцовой он с головой уходит в работу. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.

IV тур. «Найди ключевое слово».

Слово учителя. Во время своих споров и разговоров с другими героями П.П. и Базаров высказывают те или иные утверждения.

Задание. Давайте проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в тексте произведения. Вам предлагается индивидуальная работа по тестам. Надо вставить ключевое слово в предложения, представляющие собой высказывания героев. У каждой группы тесты, разные по содержанию: у группы «Отцы» — высказывания Павла Петровича, у группы «Дети» — Базарова. За эту работу уч-ся получают индивидуальную оценку.

« Найди ключевое слово»

(Задание группе «Дети»)

  1. « Всякий человек сам себя …… должен» (воспитать)
  2. «Природа не храм, а …… , и человек в ней работник»(мастерская)
  3. «Порядочный …… в двадцать раз полезнее всякого поэта» (химик)
  4. «Кто …… на свою боль, тот непременно её победит» (злится)
  5. «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе …… мнения» (прескверного)
  6. «…… …ведь это чувство напускное» (любовь)
  7. «Исправьте ……, и болезней не будет» (общество)
  8. «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это всё ……, чепуха, гниль, художество» (романтизм)
  9. «Мы ……, потому что мы сила» (ломаем)
  10. По-моему, …… гроша медного не стоит, да и они не лучше его» (Рафаэль)

«Найди ключевое слово»

(Задание группе «Отцы»)

  1. «Мы люди старого века, мы полагаем, что без ……, принятых, как ты говоришь, на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя» (принсипов)
  2. «Позвольте вас спросить, по вашим понятиям слова: «дрянь» и «……» одно и то же означают?» (аристократ)
  3. «Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе ……» (человека)
  4. « Я хочу только сказать, что аристократизм – принсип, а без принсипов в наше время могут одни …… или пустые люди» (безнравственные)
  5. «Вы всё отрицаете, или, выражаясь точнее, вы всё разрушаете. Да ведь надобно же и ……» (строить)
  6. «Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он — ……, он не может жить без веры» (патриархальный)
  7. «Вот, нынешняя молодёжь! Вот они – наши ……» (наследники)
  8. «Это он их резать станет. В принсипы не верит, а в …… верит» (лягушек)
  9. «Это всё ему (Аркадию) в голову синьор этот вбил, ……. этот» (нигилист)
  10. «Человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё ……» (строится)

V тур. «Смысл смерти Базарова».

Вопрос учителя (к представителям обеих групп). В конце романа Базаров умирает. У Тургенева в произведениях нет ничего случайного. Так в чём же смысл смерти Базарова? Почему умирает главный герой?

Слово учителя. Мы с вами рассмотрели точки зрения на основополагающие вопросы двух самых ярких представителей разных поколений – Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. В раскрытии социального уровня конфликта Базаров остаётся один, один и Павел Петрович, т.к. Николай Петрович в спор почти не вступает. Так какой же можно сделать вывод?

Ответ. Тургенев не случайно связал в заглавии «отцов» и «детей» соединительным союзом «и». Должно быть так: и «отцы», и «дети». Дети отцов – это будущее, но только в том случае, если они усваивают традиции прошлого.

(Учитель соединяет сделанным на табличке союзом «и» таблички с надписью «Отцы», «Дети».)

Слово учителя. Мы с вами пришли к выводу, что для того, чтобы жизнь развивалась и дальше, необходима неразрывная связь между поколениями. «Дети» строят будущее, основываясь на опыте «отцов».

Задание обеим группам. Давайте в завершение нашей сегодняшней работы напишем письменный ответ на вопрос «Насколько современен роман Тургенева и актуальны вопросы, поднятые в нём, в наше время?»

Дети выполняют письменное задание.

Подведение итогов. Выставление оценок за урок (за устные ответы, а также по две оценки получит каждый уч-ся за письменные виды работы – тест и ответ на вопрос).

Урок по русской литературе на тему: «Век нынешний и век минувший». Конфликт поколений в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Опубликовано 24.09.2011 г.

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам — большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

www.uroki.net

1 Урок по творчеству И.С. Тургенева. Тема урока: « Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших» (гл. 5-11). — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемaleksandr46.narod.ru

Похожие презентации

Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «1 Урок по творчеству И.С. Тургенева. Тема урока: « Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших» (гл. 5-11).». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 1 Урок по творчеству И.С. Тургенева. Тема урока: « Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших» (гл. 5-11).

2 2 Цель урока: Научить видеть в тексте разницу авторского отношения к своим героям; Развивать навыки составления портретных характеристик героев и их сопоставления (портретные детали, речь, поступки, отношение к народу. ); Выделить основные моменты спора междуВыделить основные моменты спора между представителями разных социальных слоев, идеологических лагерей ( Базаровым и Кирсановыми).

3 3 1. Сбор материала по героям (развернутый лист на каждого героя) Герой Последователь ность материала Рабочий материал БАЗАРОВ Е.Е. 1.Внешность Человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями» Н.П. Кирсанов крепко стиснул его обнаженную красную руку». Лицо «длинное и худое, с широким лбом, сверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету… оживилось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум» (гл. 2)

4 4 2. Происхождение 3. Воспитание У отца небольшое именьице. Он прежде всего толковый доктор (гл. 5) У отца небольшое именьице. Он прежде всего толковый доктор (гл. 5) «Мой дед землю пахал» (гл.10)«Мой дед землю пахал» (гл.10) 1) «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например». (гл. 7) 2) «- Скажи,… тебя в детстве не притесняли? Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий.» (гл 21)

5 5 4.Образование 5.Общественно- политические взгляды «Главный предмет его- естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора» (гл. 3). «Главный предмет его- естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора» (гл. 3). «Он скучает без работы» (гл. 11). «Он скучает без работы» (гл. 11). «…Базаров умен и знающ» (гл 10). «…Базаров умен и знающ» (гл 10). «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы…подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны» (гл. 10). «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы…подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны» (гл. 10).

6 6 6. Отношение к окружающим Базаров встал утром рано(не как баре), со слугами разговаривает без барского тона. 7. Отношение окружающих к Базарову Дуняшу не могло не привлечь, что Базаров обратился к ней на «Вы» и спросил её о здоровье. Фенечка чувствует себя с Базаровым тоже свободно. 8.Речь, лексика Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок (песенка спета; слыхали мы эту песню много раз…,туда и дорога). ДОПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ САМОСТОЯТЕЛЬНО

7 7 Взаимоотношение Базарова с Н.П. и П.П. Кирсановым, народом. (работа с текстом) БАЗАРОВ Н.П. Кирсанов П.П. Кирсанов Аркадий Кирсанов Одинцова Ситников, Кукшина Родители

8 8 Задание по тексту Кратко назвать основные события, описанные в 5-11 гл.Кратко назвать основные события, описанные в 5-11 гл. Какой основной общественный конфликт лежит в основе романа?Какой основной общественный конфликт лежит в основе романа? В столкновении каких героев он раскрывается наиболее отчетливо?В столкновении каких героев он раскрывается наиболее отчетливо?

9 9 Базаров Что подчеркнул автор в портрете Базарова? Что дает портрет для понимания характера этого человека?

10 10 П.П. Кирсанов П.П. Кирсанов Что чувствуется в портрете Павла Петровича?

11 11 Гл. 5. Как понимают НИГИЛИЗМ отцы и дети? Как понимают НИГИЛИЗМ отцы и дети? Гл.6 Как относится Базаров к ИСКУССТВУ? Зачитайте его афоризм. Как реагирует на его слова Аркадий?

12 12 Нигилизм Нигилизм- отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Нигилизм- отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Большой энциклопедический словарь Большой энциклопедический словарь Нигилизм- «безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощущать. » В.ДАЛЬ Нигилизм- «безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощущать. » В.ДАЛЬ Нигилизм- «голое отрицание всего, логически неоправданный скептицизм» Нигилизм- «голое отрицание всего, логически неоправданный скептицизм» Толковый словарь русского языка Толковый словарь русского языка

13 13 «Но не любить природу, музыку?»

14 14 ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ПАВЛА ПЕТРОВИЧА С какой целью Аркадий рассказывает биографию дяди? С какой целью Аркадий рассказывает биографию дяди? Как воспринимает ее Базаров? Как воспринимает ее Базаров? Верна ли фраза Аркадия, что Павел Петрович « скорее сожаления достоин, чем насмешки»? Верна ли фраза Аркадия, что Павел Петрович « скорее сожаления достоин, чем насмешки»?

15 15 Глава 10. Идеологический конфликт между Базаровым и Кирсановыми. Основные линии спора: Об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам. Об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам. О принципе деятельности нигилистов; О принципе деятельности нигилистов; Об отношении к народу. Об отношении к народу. О взглядах на искусство. О взглядах на искусство. О взглядах на природу. О взглядах на природу.

16 16 БазаровКирсановы 1.Отношение к дворянству, аристократии. 2.Принцип деятельности Нигилистов. 3.Отношение к народу. 4. Взгляды на искусство. Взгляды на природу. Заполните таблицу: «Основные линии спора» Заполните таблицу: «Основные линии спора»

17 17 Закрепление по теме Тест по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» 1.Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»: 1.А.И.Герцену 2.В.Г.Белинскому 3.Н.А.Некрасову 4.Другому лицу

18 18 Задание 2 Основой конфликта романа «Отцы и дети» является: Основой конфликта романа «Отцы и дети» является: 1.Ссора между П.П.Кирсановым и Е.Базаровым. 1.Ссора между П.П.Кирсановым и Е.Базаровым. 2.Конфликт, возникший между Е.В.Базаровым и Н.П.Кирсановым 2.Конфликт, возникший между Е.В.Базаровым и Н.П.Кирсановым 3.Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов. 3.Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов. 4.Борьба между либеральными монархистами и народом 4.Борьба между либеральными монархистами и народом

19 19 Задание 3 Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее: Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее: 1.Об отношении к дворянскому культурному наследию. 1.Об отношении к дворянскому культурному наследию. 2.Об искусстве, науке. 2.Об искусстве, науке. 3.О системе поведения человека, о нравственных принципах. 3.О системе поведения человека, о нравственных принципах. 4.О положении рабочего класса. 4.О положении рабочего класса. 5.Об общественном долге, о воспитании. 5.Об общественном долге, о воспитании.

20 20 Задание 4 Давая общую оценку политического содержания «Отцов и детей»,И.С.Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против …» Давая общую оценку политического содержания «Отцов и детей»,И.С.Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против …» 1.Пролетариата как передового класса 1.Пролетариата как передового класса 2.Дворянства как передового класса 2.Дворянства как передового класса 3.Крестьянства как передового класса. 3.Крестьянства как передового класса. 4.Революционных демократов как передового класса. 4.Революционных демократов как передового класса.

21 21 Задание 5 1.На какие круги русского общества возлагает надежды Е.Базаров: 1.На какие круги русского общества возлагает надежды Е.Базаров: 1.Крестьянство. 1.Крестьянство. 2.Дворянскую аристократию. 2.Дворянскую аристократию. 3.Русское патриархальное дворянство 3.Русское патриархальное дворянство 4.Интеллигенцию. 4.Интеллигенцию.

22 22 Домашнее задание Выпишите из романа цитаты, которые объясняют отношение главных героев к любви и ее месту в жизни человека. Выпишите из романа цитаты, которые объясняют отношение главных героев к любви и ее месту в жизни человека. Расскажите об А. Одинцовой. Расскажите об А. Одинцовой.

www.myshared.ru

Материал по литературе (10 класс) по теме:
Урок литературы в 10 классе по роману Тургенева «Отцы и дети»

Урок литературы в технологии «критического мышления».

«Идейные споры «отцов» и «детей» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Взаимоотношения Е.Базарова и П.П.Кирсанова».

Общедидактические цели: Создать условия для осознания и осмысления содержания романа Тургенева «Отцы и дети», способствовать осмыслению связи нового материала с жизненным опытом учащихся.

Тип учебного занятия: урок «открытия» нового знания — урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Технология: «критическое мышление».

Триединая дидактическая цель:

  • Образовательный аспект: создать условия для выявления основных «точек» идеологического спора между героями романа.
  • Развивающий аспект: способствовать формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы, развитию исследовательских умений учащихся, развитию речевых навыков, навыков формирования собственной точки зрения.
  • Воспитательный аспект: способствовать приобщению к культурному наследию и процессу духовного развития учащихся; воспитанию культуры умственного труда; формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника, высказать свою точку зрения).

Урок в технологии критического мышления состоит из трех этапов:

  1. Вызов (инсерт). На этом этапе происходит актуализация предыдущего опыта и обозначается проблема.
  2. Осмысление. На этом этапе происходит контакт с новой информацией, её сопоставление с имеющимся опытом. Акцентируется внимание на поисках ответов к возникшим ранее вопросам. Обращается внимание на неясности, которые возникают в процессе работы над материалом.
  3. Рефлексия. На этом этапе происходит целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изучения материала, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, возможна его повторная проблематизация.

Прогнозируемый результат.

Учащиеся самостоятельно выявят основные позиции в идейном споре «отцов» и «детей». На основе полученных знаний выведут основную проблему в романе.

Формы работы учащихся: парная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Формы контроля: заслушивание, взаимоконтроль, самоконтроль.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, раздаточный материал (таблицы, схемы).

Ход урока.

  1. Вызов (слайд 1 ) Учитель: Сегодня мы продолжаем знакомство с романом И.С.Тургенева «Отцы и дети». Анализируя первые главы романа вы пришли к выводу, что произведение построено на конфликте.

Давайте подберем синонимы к этому слову. (Поединок, дуэль, столкновение) (слайд 2) Проблема противоречий, конфликтов между поколениями и различными социальными группами общества была, есть и будет актуальна во все времена. В середине 19 века, в канун отмены крепостного права в России, резко обострились идеологические споры между либералами и революционными демократами, аристократами и разночинцами. Об этом и рассказывает Тургенев в своем романе.

Фронтальный опрос

— Так кто же из героев романа противостоит друг другу? (Базаров и П.П.Кирсанов)

— Как называют таких людей? (антиподы)

— Дайте определение этому термину.

Слайд №3

Антипод – человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова,с.26)

— Назовите самых известных антиподов в русской литературе (Чацкий и Молчалин из комедии Грибоедова «Горе от ума», Гринев и Швабрин из романа Пушкина «Капитанская дочка», Обломов и Штольц из романа Гончарова «Обломов»)

Учитель: Чаще всего, познавая типологию таких людей, мы проводим сравнительный анализ их образов, т.е. даем им сравнительную характеристику. Давайте вспомним, по какой схеме строится сравнительная характеристика.

Слайд №4 (схема сравнительной характеристики)

Проверка домашнего задания

Учитель: Дома вы уже начали сравнивать двух оппонентов в романе – Е.Базарова и П.Кирсанова, работая в четырех группах и заполняя предложенную таблицу.

nsportal.ru

Популярное:

  • Ук статья 144 145 Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении Информация об изменениях: Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ в статью 144 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после […]
  • Приказ 305 п от 17032008 Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области от 17 марта 2008 г. N 305-п "О реализации принципов медицинской этики и деонтологии в системе здравоохранения Свердловской области" Приказ Министерства здравоохранения […]
  • Исковое заявление о взыскание долга по договору оказания услуг исковое заявление по договору услуг В Домодедовский городской суд Московской области. Истец: Бобков Владимир Викторович. Адрес: г. Москва, ул. Дубнинская, д. 3, кв. 40. Ответчик: ООО «Компания «Русская почтовая служба». Адрес: […]
  • Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения гк Статья 301. Истребование имущества из чужого незаконного владения Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Комментарий к Ст. 301 ГК РФ В комментируемой статье закреплено традиционное понятие […]
  • Закон об сми 2014 Президент РФ подписал закон об ограничении участия иностранцев в СМИ Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 14 октября 2014 г. № 305-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой […]
  • Заявление на исправление ошибки в отчестве Заявление об исправлении актовой записи Ошибки бывают и в действиях работников ЗАГС, поэтому законом предусмотрена возможность подать заявление об исправлении актовой записи, когда путем письменных жалоб и обращений добиться […]
  • Какое разрешение на 4 Вопрос про соотношение сторон и разрешение экрана. reflasher #1 Отправлено 18 Мар 2015 - 13:37 V_hobbit #2 Отправлено 18 Мар 2015 - 13:41 Делай настройки как раньше и будет тебе счастье. karls0n8 #3 Отправлено 18 Мар 2015 - […]
  • Как оплатить пени по налогу на усн Пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по УСН Вопрос-ответ по теме При исчислении и заполнении декларации по УСН за 2016 г. сумма авансовых платежей за 1 кв.16 г. составило 103942руб., за 2 кв. 16 г. – 1790657 руб., […]