Правила пожарной безопасности аптеки

О мерах пожарной безопасности в аптеке, аптечном пункте

Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность в аптеке, аптечном пункте и утверждении инструкций по ПБ

Приказ о проведении противопожарных инструктажей с работниками аптеки и утверждении программы и графика проведения.

Инструкции

Инструкция «О мерах пожарной безопасности в аптеке, аптечном пункте»

Инструкция «О мерах пожарной безопасности в складских помещениях аптеки, аптечного пункта»

Инструкция «О мерах пожарной безопасности в офисных помещениях аптеки, аптечного пункта»

Цветная инструкция «Действия при пожаре в аптеке» для размещения в помещениях аптеки (формат А3)

Инструктажи

График проведения повторных противопожарных инструктажей с работниками аптеки

Программа проведения вводных, первичных, повторных инструктажей с работниками аптеки, аптечного пункта

Памятки, журналы, знаки ПБ

Памятка «Эвакуация людей с ограниченными возможностями»

Журнал учета первичных средств пожаротушения.

Журнал регистрации инструктажей по ПБ в медицинском учреждении.

Табличка «Ответственный за ПБ с номером телефона вызова пожарной охраны» цветной.

Знак «Категория помещений» А4 для складских помещений (склады мягкого инвентаря, кладовые комнаты и пр. )

Памятка для размещения в местах установки огнетушителей или на стендах

Законодательство

Правила противопожарного режима в РФ

Методические рекомендации МЧС по заполнению декларации ПБ

Типовая форма декларации здравоохранение

Стоимость комплекта 600 рублей

Оплата по безналичному расчету.

Для формирования счета воспользуйтесь формой ниже и сохраните счет на свой ПК

pojarnayabezopasnost-gov.ru

Правила пожарной безопасности аптеки

Новости Статья. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ АПТЕЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. Нормативные Медицинский форумархив — Назад- «Нормативные акты и комментарии для фармации», 2. N 2. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ АПТЕЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙНормативных актов, регулирующих пожарную безопасность, множество. В первую очередь это Закон «О пожарной безопасности» N 6. ФЗ от 2. 1 декабря 1.

Аптекам следует пользоваться Правилами пожарной безопасности для учреждений здравоохранения ППБО 0. ППБ 0. 1- 0. 3, ППБ 0. Следует отметить, что ППБ 0. ППБ 0. 1- 0. 3. Ответственный за пожарную безопасность. На каждом предприятии, в том числе и аптечном, назначается лицо, ответственное за пожарную безопасность. Этот работник должен пройти пожарно- технический минимум.

В Москве существует множество организаций, имеющих лицензию на проведение обучения. У них есть свои базы, наглядные пособия, курсы обучения, отличающиеся по объему преподаваемой информации и по длительности. Наиболее старая и известная — Московская городская организация ВДПО, в которой преподают специалисты высокого класса: бывшие сотрудники пожарной охраны, преподаватели Академии пожарной охраны и НИИ пожарной безопасности. По окончании обучения слушателю выдается удостоверение, подтверждающее, что его обладатель прослушал курс пожарно- технического минимума. Работники аптеки при поступлении на работу должны пройти инструктаж о мерах пожарной безопасности.

Ответственный за пожарную безопасность должен ознакомить каждого работника с действующими правилами и инструкциями, наиболее пожароопасными участками, где запрещается курить и применять открытый огонь, возможными причинами возникновения пожаров и мерами их предупреждения. А также с практическими действиями в случае возникновения пожара, такими, как: вызов пожарной помощи, применение первичных средств пожаротушения, организация эвакуации людей и материальных ценностей.

ИНСТРУКЦИЯ. о мерах пожарной безопасности и действий обслуживающего персонала. в случае возникновения пожара в аптеке. Все работники. Наличие приказов, распоряжений и инструкций по вопросам пожарной безопасности
Все работники аптеки при приеме на работу и в процессе работы должны проходить противопожарный инструктаж и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности.

Настоящая инструкция устанавливает требования пожарной безопасности для аптек и является обязательной для выполнения.
2. Директор, а также все сотрудники аптеки в случае возникновения пожара обязаны: — немедленно сообщить о пожаре по телефону ’01’ и.

Инструкция по пожарной безопасности для аптеки, аптечного пункта 2016г. Надо узнать, по поводу документов по пожарной безопасности. Инструкция ‘О мерах пожарной безопасности в аптеке, аптечном пункте’ 2014 — 2015г. Требование п.2.гл.1.Правил противопожарного режима в РФ 2012г. Инструкция по ПБ для складских помещений аптеки, аптечного пункта 2014 — 2015г. Правовой основой деятельности в области пожарной безопасности Приводим примерную инструкцию по мерам пожарной безопасности для аптеки. Выполнять требования пожарной безопасности, знать порядок действий при При работе в аптеках должен быть обеспечен доступ. Инструкции о мерах пожарной безопасности а также схема эвакуации при пожаре в аптеке. Они должны быть разработаны на. Проверки соблюдения законодательства в сфере противопожарной безопасности во всех российских организациях (в том числе в аптечных учреждениях — аптеках, аптечных пунктах, аптечных киосках, аптечных магазинах) осуществляет Государственный пожарный надзор.

Проведение инструктажа в обязательном порядке должно сопровождаться практическим показом способов использования имеющихся в аптеке средств пожаротушения. Сотрудниками аптеки составляется пожарный расчет с четким распределением обязанностей. Ответственный за пожарную безопасность разрабатывает план эвакуации из помещений, состоящий из графической и текстовой частей. Графическая часть включает в себя планировку помещений аптеки с указанием эвакуационных выходов, а также символического изображения мест расположения кнопок ручных пожарных извещателей, телефонных аппаратов, средств пожаротушения (пожарных кранов, огнетушителей и т. В текстовой части плана подробно излагается порядок и последовательность эвакуации людей, обязанности персонала по оповещению о пожаре и организации продвижения людей к эвакуационным выходам. В аптеках с площадью торгового зала менее 1.

Главное требование для подобных схем — чтобы пути эвакуации не пересекались (люди должны двигаться в разных направлениях, а не навстречу друг другу). Эвакуацию посетителей организовывают сотрудники аптеки. Существует распространенная ошибка: в инструкции пишется, что в случае пожара работникам аптеки следует оповестить об этом не пожарных, а руководителя или директора аптеки.

В случае возникновения пожара, работники в первую очередь должны позвонить по телефону «0. Потом персонал аптеки организует эвакуацию людей и после этого, по возможности, приступает к пожаротушению своими силами. Оборудование помещения и средства пожаротушения. В нормах ПБ 0. 1- 1. В аптеках устанавливается обычная система автоматической охранно- пожарной сигнализации. Сигнализация представляет собой средство обнаружения и оповещения о пожаре.

Сигнал срабатывания выводится на пульт круглосуточного дежурства, и таким образом осуществляется постоянный контроль. Сейчас разрабатывается программа о выводе сигнала на пульты 0. Основное требование к сигнализациям — поддержание их в рабочем состоянии. Для этого они должны обслуживаться организациями, имеющими лицензии на предоставление таких услуг. Эти организации и отвечают за работоспособность сигнализаций.

Сигнализации различаются по принципу работы. Исходя из того, происходит ли при пожаре резкое повышение температуры или выделение дыма, они могут быть тепловыми, дымовыми и др. Огнетушители. Выбор типа огнетушителя обусловлен размерами возможных очагов возгорания.

Если на объекте могут возникнуть комбинированные очаги пожаров, то предпочтение отдается более универсальному по области применения огнетушителю. Количество огнетушителей зависит от площади помещения и его горючей загрузки. От популярных раньше огнетушителей ХП- 1. К современным огнетушителям относятся порошковые, углекислотные и пенные, однако с последними есть проблема: с их помощью нельзя тушить возгорания электропроводки.

Порошковыми и углекислотными огнетушителями можно потушить пожар на начальной стадии. Эксплуатация и техническое обслуживание огнетушителей должны осуществляться в соответствии с паспортами заводов — изготовителей. Размещать огнетушители рекомендуется в пожарных шкафах, коридорах, при входах или выходах из помещений, а также в пожароопасных местах.

Размещаемые на объекте огнетушители не должны препятствовать вынужденной эвакуации людей. При больших площадях аптечного предприятия в нем следует установить внутренний пожарный водопровод. Пожарные краны необходимо содержать в рабочем состоянии. То есть у них должны быть пожарный рукав, вентиль и пожарный ствол, формирующий струю.

Обратим внимание на технический нюанс: если объект старый, то на пожарном кране, вероятнее всего, стоят старые соединительные полугайки типа «РОТТ» (с тремя захватами). Сейчас технические требования пересмотрены, и современные пожарные краны укомплектованы двумя соединительными полугайками типа «Богдановские».

Поэтому руководителю и ответственному за пожарную безопасность следует позаботиться об их замене, иначе в случае пожара рукав не удастся присоединить, и пожарные не смогут воспользоваться водопроводом. Пожарные рукава могут быть хлопчатобумажными или латексными, более легкими или тяжелыми, одни служат дольше, другие — меньше. Однако со всеми видами рукавов может возникнуть следующая проблема: при долгом хранении в скатанном виде, они выходят из строя, швы разрушаются. Таким рукавом нельзя пользоваться, поэтому раз в полгода его надо перекатывать в новую скатку. Аптека, таким образом, может сэкономить на рукавах, продляя срок их эксплуатации.

Объекты пожарной охраны. Самый сложный объект с точки зрения пожарной безопасности — это производственная аптека, в которой находятся различные химикаты, горючие вещества, имеется кислород в баллонах. Нормы ПБ предъявляют особые требования к хранению, а особенно совместному хранению подобных веществ и материалов. Повышенное внимание следует уделить нитроглицерину, перманганату калия и нитрату серебра, которые относятся к взрывоопасным веществам. Представляют потенциальную опасность спирт и спиртовые растворы, эфир, скипидар, клеол, сера, глицерин, органические и растительные масла, а также легкогорючие перевязочные материалы (вата, марля, резиновые изделия и т. Аптечный склад входит в категорию пожароопасных помещений.

Организовывать хранение материалов и веществ на складе необходимо с учетом пожароопасных и физико- химических свойств: способности к окислению, самонагреванию, воспламенению (в каждой аптеке должен быть перечень подобных материалов и веществ). Например, перманганат калия при попадании на него воды нагревается, поэтому его нельзя тушить водой. При входе в помещение, где хранятся такие вещества, вывешивается специальное предупреждение. Если на складе есть кислородные баллоны, также вывешивается табличка, предупреждающая об их наличии. От помещений иного назначения складские помещения отделяются противопожарными преградами, к которым относятся стены, перекрытия, противопожарные двери.

Например, для отделения пожароопасных помещений от иных допускается деревянная дверь, обитая слоем асбеста и листовым железом, предельная огнестойкость которой соответствует 0,6 часа. Этого времени должно хватить для приезда пожарной команды. Особые требования предъявляются к электрооборудованию.

В складском помещении запрещено устанавливать розетки штепсельного разъема, выключатели выносятся на наружную стену, электросветильники устанавливаются в защищенном исполнении, рассеиватели — в стеклянных колбах. Не допускается установка иного электрооборудования, например, холодильника. Для этого должно быть выделено отдельное помещение. Но что делать, если аптека небольшая и выделить отдельное помещение трудно?

В этом случае нужно подключить прибор непосредственно к электрощиту и установить там автомат защиты. Таким образом, если происходит аварийный режим работы аппарата (холодильника), то автомат защиты должен обесточить его и не допустить возгорания. Если склад расположен в подвальном помещении, в нем должен быть изолированный выход, а также система дымоудаления, если в помещении нет окон.

Не допускается организация складского аптечного помещения в подвалах жилых домов. В инструкции по пожарной безопасности должна быть оговорена так называемая горючая загрузка, то есть предельная товарозагрузка помещения. В аптечных складах необходимо сделать разметки, за пределы которых нельзя выставлять товар. Тем более недопустимо загромождать проходы, чтобы товары не мешали передвижению пожарных по складу. Если склад большой (более 1.

В аптечном пункте или в аптеке имеется специальное помещение для хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Поскольку на этих объектах предполагается большое скопление посетителей, надо предусмотреть необходимое количество выходов для эвакуации. Каждое помещение должно иметь как минимум два выхода. Если аптечный пункт расположен в торговом центре, то можно говорить о его обособленности от основного объекта, то есть в нем имеются свои перекрытия (крыша). Киоски и ларьки, устанавливаемые в зданиях и сооружениях, должны быть изготовлены из негорючих материалов. Магазин или торговый центр сами по себе оснащены средствами сигнализации и пожаротушения, а в аптечном киоске должны быть свои меры защиты.

gosmsaratov.weebly.com

Правила пожарной безопасности аптеки

«Фармацевтические ведомости», 2006, N 7-8

КАК ПРОВЕРЯЕТ АПТЕКИ ПОЖАРНАЯ ИНСПЕКЦИЯ

Проверки соблюдения законодательства в сфере противопожарной безопасности во всех российских организациях (в том числе в аптечных учреждениях — аптеках, аптечных пунктах, аптечных киосках, аптечных магазинах) осуществляет Государственный пожарный надзор (ГПН России).

Эта служба входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС России). В каждом регионе есть свои управления Государственного пожарного надзора. Им подчиняются отделы пожарного надзора в городах и районах. Инспекторы из этих отделов (пожарных инспекций) и проводят проверки организаций и индивидуальных предпринимателей.

ВИДЫ ПРОВЕРОК

Плановые проверки

Планы проверок утверждает руководитель регионального управления ГПН России. А список конкретных аптечных учреждений, которые подлежат проверке, определяет территориальный отдел (пожарная инспекция). О предстоящей плановой проверке инспекторы обычно предупреждают аптеку за день-два до ее начала.

Обратите внимание: плановую проверку одной и той же организации пожарная инспекция может проводить не чаще одного раза в два года. Об этом сказано в ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Внеплановые (оперативные) проверки

Такие проверки случаются чаще всего. Причинами визита пожарного инспектора в такой ситуации могут быть:

— оперативная информация, полученная от других контролирующих органов (например, из районного УВД) или открытых источников (например, из СМИ);

— жалобы и заявления, поступающие от граждан.

Так, любой человек может обратиться в пожарную инспекцию и сообщить, что-то или иное аптечное учреждение не соблюдает правила пожарной безопасности. На такие сообщения пожарные инспекторы обязаны отреагировать в течение 15 дней. За это время они должны провести проверку и доложить о ее результатах как заявителю, так и руководителю территориального органа ГПН России. Справедливости ради надо отметить, что жалобы от граждан на несоблюдение пожарной безопасности, как правило, поступают лишь на те аптечные учреждения, что расположены в жилых домах.

При этом имейте в виду: по анонимным жалобам проверки не проводят (это не позволяет Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»).

Особый случай внеплановой проверки — пожар в аптечном учреждении. Если такой случай произошел, пожарные инспекторы придут обязательно. Причем не только в это аптечное учреждение, но и, возможно, в другие аптеки, которые выберут исходя из анализа пожаров. Его ежеквартально составляют региональные управления ГПН России.

Пожарный инспектор также может проверить, как аптечное учреждение выполнило предписания, которые были даны во время плановой проверки. Такую повторную проверку обычно называют контрольной.

Обратите внимание: часто инспекторы не видят никакой разницы между контрольной и внеплановой проверкой. Но такая разница есть, и она существенна: при контрольной проверке инспектор может проверить только то, какие меры были приняты аптечным учреждением по устранению нарушений, выявленных в результате плановой проверки.

Важно отметить, что в любом случае срок проверки не может превышать один месяц. Так сказано в ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ. Однако на практике подобная проверка, как правило, длится значительно меньше.

НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ В НАЧАЛЕ ПРОВЕРКИ

Придя в аптеку, пожарный инспектор обязан предъявить свое служебное удостоверение и распоряжение о проведении проверки, подписанное начальником территориального органа пожарного надзора. Если эти документы вам не предъявили, инспектора вы вправе не впустить.

Обратите внимание на два очень важных момента.

Во-первых, у инспектора должно быть служебное удостоверение сотрудника Государственного пожарного надзора серии «ГПН». Во-вторых, и это самое главное: у проверяющего должно быть распоряжение, подписанное начальником территориального органа пожарного надзора или его заместителем на проверку именно этого объекта и именно в этот день. Другими словами, в распоряжении должны быть указаны название аптечного учреждения и дата проведения проверки.

Если что-то не совпадает, руководитель вправе отказать в проведении проверки на территории аптеки. Причем не важно, плановая это проверка или внеплановая. Названные выше документы должны иметься у госинспектора по пожарному надзору в обязательном порядке. Без распоряжения пожарные инспекторы имеют право входить в служебные помещения аптечного учреждения только в том случае, если существует реальная угроза пожара или если проверку противопожарного состояния инициировала сама аптека.

В ходе плановой проверки пожарный инспектор вправе беспрепятственно входить в любые помещения аптечного учреждения. Однако имейте в виду: такая проверка не может проводиться, когда сотрудники аптеки отсутствуют. Об этом сказано в ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ.

Как правило, проверку проводит один инспектор. Однако если к вам пришли несколько человек, посмотрите, все ли фамилии указаны в распоряжении. Проводить проверку вправе только тот инспектор, фамилия которого есть в предъявленном документе. Кроме того, инспекторы не могут выходить за рамки тех вопросов, которые являются темой проверки.

Если с предъявленными документами все в порядке, но вы не пустили инспектора на территорию аптеки, он может составить протокол об этом нарушении и направить его районному или мировому судье. Судья вправе оштрафовать:

— руководителя аптечного учреждения — на сумму от 1000 до 2000 руб.;

— других сотрудников, виновных в этом нарушении, — на сумму от 500 до 1000 руб. (ч. 1 ст. 19.4. КоАП РФ).

Хотя справедливости ради надо заметить, что к подобным мерам инспекторам приходится прибегать крайне редко. Предупреждать организацию заранее о предстоящей проверке или нет, инспектор решает сам (обычно учреждение предупреждают только о плановой проверке). Он же определяет дату и время проверки (в пределах месячного срока).

ЧТО И КАК ПРОВЕРЯЮТ ПОЖАРНЫЕ ИНСПЕКТОРЫ

Согласно законодательству аптечные учреждения должны заботиться о своем противопожарном состоянии. Подробно о том, что именно для этого требуется, зафиксировано в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Этот документ утвержден приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313. А государственные инспекторы пожарного надзора как раз и проверяют, как аптечные учреждения соблюдают эти правила. Полномочия инспекторов закреплены в Положении о Государственном пожарном надзоре (утверждено постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820).

Правила пожарной безопасности — довольно объемный и сложный документ, поэтому соблюсти все его требования практически невозможно. К счастью, Правила слишком сложны и для самих инспекторов, поэтому на практике они обычно уделяют внимание лишь самым распространенным нарушениям.

Первое, что потребует инспектор, — приказ о пожарной безопасности. Такой документ должен быть в каждом аптечном учреждении — аптеке, аптечном пункте, аптечном киоске, аптечном магазине.

В приказе указывают фамилию, имя и отчество сотрудника, ответственного за пожарную безопасность. Также в документе нужно определить места для курения, обязанности и действия работников аптеки при пожаре. Кроме того, необходимо определить эвакуационные пути, расписать, как вызывать пожарную охрану, как отключать вентиляцию и электрооборудование при пожаре и в конце рабочего дня.

Кроме того, в помещениях на видных местах должны висеть планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. Заметим, что эти планы должны совпадать с планом здания. Также необходимо разработать и внедрить систему оповещения людей о пожаре, которая должна соответствовать Нормам пожарной безопасности (НПБ 104-03), утвержденным приказом МЧС России от 20 июня 2003 г. N 323.

Перечисленные требования предъявляются к фирмам, где одновременно на этаже могут находиться более 10 человек. А если в торговом зале аптеки предполагается массовое пребывание людей (более 50 человек), то необходима еще инструкция о действиях персонала при эвакуации людей.

Потребовать у вас перечисленные выше документы инспектор вправе устно — специального предписания на это не требуется. Однако помните: все истребуемые документы должны быть связаны с вопросами проверки. Изучать финансово-хозяйственную деятельность аптечного учреждения пожарные не вправе.

Особое внимание инспекторы уделят подъездным путям к зданию аптечного учреждения, выходам, пожарным и поэтажным лестницам, водоисточникам. Они всегда должны быть исправными, свободными, не загроможденными, а зимой — очищенными от снега и льда.

Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания. Запрещено устанавливать глухие решетки на окнах, устраивать на лестничных клетках и в поэтажных коридорах кладовые, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.

Также наверняка инспектор обратит внимание на вывоз бытовых отходов. Их нужно вывозить по графику и ни в коем случае не сжигать самостоятельно.

Следующим шагом инспекторов станет проверка огнетушителей. Сколько их должно быть в торговой фирме, можно найти в приложении 3 к ППБ 01-03.

Еще один важный момент, на который обязательно обратит внимание инспектор, — как работают система пожаротушения и пожарная сигнализация.

В каких случаях аптечному учреждению следует обзавестись автоматической системой пожаротушения или пожарной сигнализацией, сказано в Нормах пожарной безопасности (НПБ 110-03). Они утверждены приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 315. Например, если площадь торгового зала аптеки менее 200 кв. м и расположен он в цоколе или подвале, то фирма обязана установить пожарную сигнализацию. Если более 200 кв. м — систему пожаротушения.

Еще одна характерная ошибка — нарушение сроков проверки электрооборудования. Периодически положено делать замеры сопротивления изоляции, чтобы определить, где нагрузка на сеть больше. Это необходимо, чтобы избежать короткого замыкания.

Как видите, соблюсти все правила пожарной безопасности не так-то просто. Если вам сложно организовать подобную работу самостоятельно, лучше предоставить это специалистам. В каждом региональном управлении ГПН России есть отделы охраняемых объектов. Им подчиняются пожарные части по охране объектов. Например, только в Москве их более ста. Сотрудники пожарных частей на договорной основе наладят в аптечном учреждении пожарную безопасность и будут контролировать ее соблюдение.

Кстати, такой вариант обеспечения пожарной безопасности может оказаться для аптеки и более оптимальным с точки зрения понесенных расходов. Существующие методики расчета возникновения пожара позволяют выбрать наименее затратный вариант системы противопожарной защиты для тех или иных видов сооружений. При этом учитываются такие специфические характеристики, как вероятность возникновения пожара в конкретном здании, время, необходимое для эвакуации персонала фирмы, и время, через которое огонь заблокирует все выходы из здания.

Методика расчета довольно сложная, поэтому еще раз подчеркнем: для разработки системы пожарной безопасности в конкретном здании лучше обратиться за консультацией к пожарным. При этом в результате расчетов может оказаться, что та или иная система пожаротушения и вовсе не нужна. В этом случае можно будет не оборудовать здание пожарной сигнализацией и системой пожаротушения.

И еще один важный момент. Часто аптечные учреждения располагаются не в принадлежащих им на праве собственности, а в арендованных помещениях. При этом арендаторы обычно считают, что за пожарную безопасность должен отвечать только собственник помещения. Это неверно. Достаточно внимательно прочитать п. 10 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03). Там четко сказано, что ответственность за пожарную безопасность несет именно арендатор.

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

По результатам проверки инспектор составляет акт. Один экземпляр акта остается у вас, второй инспектор забирает себе.

Кроме того, инспектор должен сделать отметку в журнале проверок. Такой журнал должен быть в каждой организации (на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ). Инспектор отмечает причину и результат проверки, свои данные (Ф.И.О.), ставит подпись и штамп. Если к вам придет инспектор с плановой проверкой раньше срока (с прошлой плановой проверки прошло менее двух лет), смело показывайте ему журнал. Свой визит ему придется отложить.

Но может быть и другая ситуация. Плановая проверка у вас была, допустим, вчера. А сегодня в пожарную инспекцию поступила жалоба от жителя жилого дома, на первом этаже которого располагается ваше аптечное учреждение. В таком случае, несмотря на только что прошедшую плановую проверку, встречи с инспектором не избежать. Но такая проверка будет уже не плановой, а внеплановой (оперативной).

Если инспектор найдет у вас какие-либо нарушения, он выносит предписание об их устранении. У этого документа есть определенные реквизиты: номер, дата составления, кому выдано (как правило, на имя руководителя), что именно нарушено (со ссылкой на закон) и в какой срок эти нарушения необходимо устранить. Этот срок должен быть реальным.

Обратите внимание и на такой момент. Если инспектор обнаружит нарушения, он вправе потребовать от руководителя аптечного учреждения или ответственного за пожарную безопасность объяснений. Необязательно давать такие объяснения письменно. Можно и устно (ст. 26.3. КоАП РФ).

Если из-за стрессовой ситуации вы не готовы объясняться с инспектором, откажитесь. Это право предоставлено вам Конституцией РФ (ст. 51). Инспектору же объясните, что свою позицию вы изложите на рассмотрении вашего дела или напишете собственноручно и направите в противопожарную службу до начала заседания. Это позволит вам подготовиться.

Как уже было отмечено выше, инспектор может приехать проверить, как вы выполнили его предписание (это мероприятие называется контрольной проверкой). Однако такую проверку можно предотвратить, если вы заранее (до срока, установленного в предписании) представите в пожарную инспекцию документы, подтверждающие, что предписание выполнено.

По результатам выявленных нарушений проверяющие могут предъявить штраф как аптечному учреждению, так и его должностным лицам. Однако имейте в виду: чтобы предъявить штраф, инспектор должен составить соответствующий протокол — протокол об административном правонарушении. Кроме того, по закону инспектор не вправе назначить штраф, если со дня нарушения прошло более двух месяцев.

Какие административные штрафы могут грозить аптечному учреждению и его должностным лицам, показано в таблице.

Руководитель организации должен ознакомиться с актом, протоколом и предписанием и расписаться в каждом из этих документов.

А что делать, если вы не согласны с решением инспектора?

В этом случае в десятидневный срок после подписания акта о проверке вы должны обратиться с жалобой на решение пожарного инспектора. Жалобу можно подать либо руководителю вышестоящего органа ГПН (например, в Москве — это Управление Государственного пожарного надзора по г. Москве), либо в суд. Если же решение не было отменено, аптечное учреждение обязано заплатить штраф в течение 30 дней.

Имейте в виду: если вы не заплатите штраф добровольно, инспектор направит постановление в банк, чтобы взыскать штраф из денежных средств организации с ее расчетного счета — ведь постановление пожарной инспекции — это исполнительный документ (так сказано в п. 6 ст. 7 Закона «Об исполнительном производстве»). Если же на счетах фирмы нет денег, постановление направляется приставу-исполнителю, чтобы тот взыскал штраф за счет имущества нарушителя.

За нарушение правил пожарной безопасности кроме административной в некоторых случаях предусмотрена и уголовная ответственность.

Так, за нарушение правил пожарной безопасности, которое по неосторожности повлекло тяжкий вред здоровью, виновное лицо может получить: минимум — штраф до 80000 руб., максимум — три года лишения свободы (п. 1 ст. 219 Уголовного кодекса РФ).

Если же нарушение правил пожарной безопасности повлекло по неосторожности смерть человека или двух и более людей, то виновник может лишиться свободы до пяти или до семи лет соответственно (п. 2 и 3 ст. 219 Уголовного кодекса РФ).

www.alppp.ru

Правила и нормы пожарной безопасности

Пожар — это горение, не подлежащее контролю, наносящее материальный ущерб, вред здоровью и жизни людей. Во время пожара все вокруг подвергается опасным факторам, таким как открытый огонь, искры, дым, ядовитые продукты горения, падающие части строений, установок, агрегатов.

Поэтому, несомненно, обеспечение защиты от пожаров является первостепенной задачей как государства в целом, так и предприятий, населения в частности. На общегосударственном уровне на сегодняшний день для данных целей разработаны и утверждены нормы пожарной безопасности зданий, населенных пунктов, сооружений и объектов различного назначения.

Пожарная безопасность (ПБ) — это состояние защищенности человека, его имущества, страны и общества от пожаров. Его обеспечение является одной из приоритетных задач государства. Именно поэтому на различных уровнях власти в России приняты законодательные акты, устанавливающие правила защиты.

Нормы пожарной безопасности (НПБ) это специальные правила, условия технического или социального характера, необходимые для обеспечения ПБ.

Система пожарной безопасности

В РФ существует законодательно закрепленная система обеспечения ПБ, представляющая собой комплекс мер, сил, средств правового, организационного, экономического, научно-технического и социального воздействия, нацеленных на борьбу с пожарами.

Основными звеньями организации пожарной безопасности в стране являются органы государственной власти, местного управления, предприятия, население, принимающее участие в обеспечении ПБ.

Основополагающие задачи системы пожарной защиты — это:

  • правовое регулирование и реализация государственных мер в сфере ПБ;
  • разработка НПБ и осуществление действий в данной области;
  • создание и организация деятельности пожарной охраны;
  • организация обучения граждан и противопожарной пропаганды;
  • научно-техническое и информационное обеспечение;
  • производство специальной технической и интеллектуальной продукции, предназначенной для гарантирования защиты от пожаров (оборудования, средства защиты, связи, огнезащитные вещества и т. п.);
  • предоставление лицензий в рассматриваемой области;
  • содействие добровольным пожарным, волонтерам;
  • осуществление противопожарного надзора;
  • установление противопожарного режима;
  • учет пожаров;
  • тушение возникших пожаров, ликвидация аварий и их последствий.

Пожарная охрана и государственный пожарный надзор

Пожарная охрана — система специально созданных органов управления, организаций и подразделений, которые предназначены для проведения профилактики пожаров, их устранения, реализации аварийных и спасательных работ.

Пожарная охрана включает в себя государственную службу, муниципальную, ведомственную, частную и добровольную охрану. В свою очередь, в противопожарную государственную службу входят федеральная служба и службы субъектов РФ.

Помимо исполнительных органов, в области пожарной защиты существуют и структуры контролирующие. Так, то, насколько были соблюдены требования норм пожарной безопасности, в РФ проверяет государственный федеральный пожарный надзор.

В основу проверок организаций по вопросам пожарной безопасности положен ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Ежегодно органы федерального противопожарного надзора устанавливают определенный план проверок, в котором указываются организации и предприятия, подлежащие визитации.

Основаниями для проведения плановой проверки органами надзора являются истечение трех лет с момента последней проверки, ввод объекта в эксплуатацию или преобразование его функционального класса ПБ, истечение одного года с момента последней плановой проверки для некоторых предприятий, которые осуществляют деятельность в отдельных сферах, указанных в ФЗ.

То, как в организации соблюдаются нормы пожарной безопасности, может быть проверено надзорными органами и внепланово. Такого рода визиты на предприятие являются следствием:

  • истечения периода выполнения организацией выданного органом государственного надзора распоряжения об устранении выявленного несоблюдения требований ПБ;
  • установления противопожарного особого режима на соответствующей местности;
  • поступления в орган надзора информации о вводе в эксплуатацию объекта после строительства, реставрации, технического переоборудования, капитального ремонта или перемены его функционального класса пожарной безопасности;
  • поступления в орган надзора информации о нарушениях требований ПБ;
  • наличия приказа начальника органа государственного пожарного надзора о реализации внеплановой проверки, выпущенного Правительством РФ или Президентом РФ либо на основании претензии прокурора.

Законодательство РФ, регулирующее пожарную безопасность

В Российской Федерации правила и нормы пожарной безопасности закреплены в законодательных актах различных уровней власти. Основные из них — это:

  • ФЗ №69 «О пожарной безопасности».
  • ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  • ФЗ №151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
  • Постановление Правительства РФ №390 «О противопожарном режиме».
  • СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
  • Приказ №645 «Нормы пожарной безопасности» (МЧС РФ).
  • Приказ МЧС РФ №313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)».

Все вышеперечисленные законы и другие нормативно-правовые акты, относящиеся к пожарной безопасности, основываются на Конституции РФ. В регионах страны принимаются собственные постановления и решения по данному вопросу, которые не противоречат федеральному законодательству. Если в субъектах РФ приняты более низкие требования ПБ, чем указано в ФЗ, то они считаются недействительными.

Приказ МЧС РФ №645

12 декабря 2007 года МЧС РФ был издан Приказ №645 «Нормы пожарной безопасности», который действует на сегодняшний день с последними поправками от 22.06.2010 г. Приказ утверждает НПБ и закрепляет правила обучения мерам ПБ сотрудников организаций.

В соответствии с данным актом администрация (собственники) предприятия обязаны организовать и провести своевременно соответствующий инструктаж и обучение своих работников по вопросу пожарной безопасности. В противном случае руководство несет непосредственную ответственность. Контроль над проведением таких мероприятий выполняют органы государственного пожарного надзора.

В Приказе МЧС РФ «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» указано, что работники организации должны прослушать противопожарный инструктаж и иметь минимум пожарно-технических знаний.

Противопожарный инструктаж

В противопожарном инструктаже, который в обязательном порядке проводится в организациях, должны содержаться основные требования и нормы пожарной безопасности, сведения об огнеопасных технологических процессах производства и особенностях используемого оборудования. В инструктаже лектор должен разъяснить действия сотрудников в случае возникновения огня на рабочем месте.

Также противопожарный инструктаж должен включать в себя информацию о:

  • нормах содержания рабочего места и территории организации, включая эвакуационные выходы, водопроводы, системы пожарного оповещения;
  • правилах вызова спасательных служб, пользования средствами защиты и противопожарными инструментами, эвакуации в случае возникновения огня.

При проведении данных лекций для работников необходимо учитывать особенности работы предприятия. Но примерный перечень рассматриваемых на инструктаже вопросов представлен в приказе МЧС.

Виды противопожарного инструктажа

Противопожарный инструктаж может быть вводным, первичным на рабочем месте, повторным, целевым или внеплановым. Обо всех проведенных мероприятиях делается соответствующая пометка в журнале учета, который подписывается лектором и сотрудником, прошедшим обучение.

Вводный инструктаж проводится со вновь прибывшими сотрудниками (с принятыми на работу, с работниками, отправленными в командировки, сезонными рабочими, со студентами-практикантами и т. д). Заканчивается данная лекция практической тренировкой, проверкой знаний и полученных навыков.

Первичный инструктаж на трудовом месте проводится для тех же категорий работников, что и в случае вводной лекции, а также для сотрудников, переведенных из одного отдела, подразделения в другой, и для строителей, выполняющих работы на территории организации. Такое обучение проводится с каждым сотрудником отдельно, на практике ему показывается, как пользоваться специальными средствами защиты, пожаротушения, как провести эвакуацию и помочь пострадавшим. Данные навыки должны получить все работники предприятия, которое является пожароопасным объектом, или те сотрудники, которые работают в помещении с большим пребыванием людей (более 50 человек). Занятия могут осуществляться и с группой лиц, но только в рамках общего рабочего места.

Повторный инструктаж должен проводиться со всеми работниками организации не реже чем один раз в год, а с сотрудниками пожароопасных объектов — раз в полгода.

Внеплановый инструктаж необходим в случаях, если:

  • изменились действующие нормы и правила пожарной безопасности, технологические процессы при производстве,
  • произошла замена оборудования, материалов, инструментов, которые оказывают действие на противопожарное положение объекта,
  • сотрудник отсутствовал на рабочем месте более 30 дней (для работ, к которым предъявлены особые требования пожарной безопасности) или более 60 дней,
  • сотрудник нарушил НПБ, которые могли послужить или послужили причиной аварии на предприятии,
  • произошли пожары в аналогичных организациях.

Инструктаж внепланового характера может быть назначен руководителем или самой службой государственного пожарного надзора в случаях, когда есть основания предполагать, что сотрудники не знают надлежащим образом нормы и правила пожарной безопасности.

Целевой инструктаж проводится при осуществлении разовых работ с повышенной пожарной опасностью, при устранении последствий аварий, чрезвычайных обстоятельств, стихийных бедствий, при проведении массовых мероприятий (с участием более 50-ти человек), экскурсий на предприятии, при деятельности с оформлением допуск-наряда или огневых работах на взрывоопасных производствах.

Пожарно-технический минимум

Руководители и работники предприятий, отвечающие за пожарную безопасность, должны знать пожарно-технический минимум в объёме знаний требований правовых актов, регулирующих нормы пожарной безопасности. 645-й приказ МЧС устанавливает обязательное обучение сотрудников организации, чья деятельность не связана с взрывоопасным производством, в течение календарного месяца после приёма на работу и с последующими повторениями не менее одного раза в год. А для работников, чья деятельность связана с взрывоопасной деятельностью, — один раз в год.

Инженеры (техники) по защите от пожаров, работники федерального органа исполнительной власти, который уполномочен на решение задач в сфере ПБ, и преподаватели, обучающие дисциплине «пожарная безопасность», имеющие непрерывающийся стаж работы не менее 5 лет, в течение одного года после поступления на новую работу могут не проходить обучение по пожарно-техническому минимуму.

Организация обучения данному минимуму знаний является обязанностью руководителя предприятия. Оно может проводиться как с отрывом от производства, так и без него.

Обучение пожарно-техническому минимуму производится по специально разработанным и установленным программам. Начальникам и специалистам предприятий, чья деятельность связана с взрывоопасным производством, рекомендуется проходить учебу в пожарных центрах, оборудованных специальными полигонами.

Проверка знаний норм и правил пожарной безопасности у сотрудников организации

После того как сотрудники организации обучены пожарно-техническому минимуму, руководитель назначает своим распоряжением специальную комиссию для проверки у работников соответствующих знаний. Комиссия должна состоять не меньше чем из 3-х человек, в ее состав могут входить начальники, штатные сотрудники, проводящие обучение, и специалисты федеральных структур исполнительной власти, исполнительных органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и государственного пожарного надзора.

Для того чтобы у работников предприятия были проверены ранее изученные действующие нормы пожарной безопасности, сотрудники должны быть заранее осведомлены о программе и графике предстоящей проверки. Программа таких проверок разрабатывается в соответствии со спецификой производства и обязательно включает в себя практическую часть.

Наряду с плановыми проверками знаний существуют и внеочередные, которые проводятся, когда:

  • сотрудник не работал на своей должности более года;
  • работники были переведены на другую службу, а их новые обязанности требуют новых знаний в области защиты от пожаров;
  • было введено в эксплуатацию новое оборудование или были изменены технологические процессы, требующие новых знаний в сфере пожарной безопасности;
  • на предприятии произошли пожары или были выявлены какие-либо нарушения;
  • имеется требование должностных лиц органа противопожарного надзора или других ведомственных организаций при установлении ими нарушений или недостаточного уровня знаний ПБ у работников;
  • при утверждении новых правовых актов, касающихся пожарной безопасности, или внесения в них поправок.

Ответственность за нарушение требований ПБ

Нарушение норм пожарной безопасности влечет за собой наступление ответственности, административной или уголовной. По итогам проведенной инспектором проверки наказаны могут быть организации, владельцы фирмы или ее сотрудники. На них может быть наложен административный штраф, в случае наличия преступных действий проверяющий может отправить материалы для дальнейшего расследования дознавателю Государственной противопожарной службы.

Еще одной мерой воздействия на предприятие, нарушившее соблюдение норм пожарной безопасности, является приостановление его деятельности на период до 90 суток (КоАП, ст. 3.12). Такая санкция может быть назначена только судом и отменена ранее установленного срока им же в случаях, когда организация устранит все нарушения и представит доказательство данного факта.

Что же касается административных штрафов, то данные меры наказания могут назначаться самим проверяющим непосредственно на месте путем составления соответствующего протокола и отправления его главному инспектору для утверждения. Только некоторые нарушенные нормы пожарной безопасности требуют обязательного установления штрафа именно судом.

Размер назначенной санкции зависит от разных обстоятельств, например, от того, находилось ли предприятие на территории повышенной пожарной опасности или был ли установлен местными властями особый противопожарный режим. К штрафу добавится и конфискация имущества в случае, если организация оказывала услуги или производила, продавала товары без специального сертификата на соответствие нормам пожарной безопасности, когда наличие его было обязательным.

Если в результате несоблюдения НПБ здоровью человека был причинен тяжкий вред, то виновные лица несут ответственность согласно УК РФ, ст. 219. А именно на них налагается штраф суммой до 80 тысяч рублей или в сумме заработной платы/дохода обвиняемого за шесть месяцев или они могут быть лишены свободы до 3-х лет вместе с лишением права заниматься определенным видом деятельности или без такового.

Виновный будет наказан по той же статье кодекса, если нормы пожарной безопасности были нарушены, и это повлекло за собой смерть человека. В таком случае обвиняемого ждет до пяти лет принудительных работ или лишение свободы без права трудиться на определенных должностях или заниматься определенными категориями деятельности до трех лет или без такового.

Самое суровое наказание могут понести обвиняемые, нарушившие нормы пожарной безопасности РФ, в результате чего погибли два и более двух лиц. Таких правонарушителей законодательство лишает свободы сроком до семи лет вместе с лишением возможности занимать некоторые рабочие места или заниматься определенной деятельностью до трех лет или без такового.

Пожарная безопасность имеет своей целью нахождение самых эффективных, технически обоснованных и материально выгодных средств и способов предупреждения и ликвидации пожаров. А нормы пожарной безопасности зданий, населенных пунктов, сооружений и объектов различного назначения направлены на защиту граждан и государства в целом.

businessman.ru

Популярное:

  • Разрешение на тюнинг Узаконить тюнинг автомобиля Регламент согласования изменений конструкции автомобилей появился на regulation.gov.ru. В документе определен перечень действий автовладельца, желающего легализовать в ГИБДД переоборудованный […]
  • Решить земельный налог Земельный налог (11) Главная > Задача >Финансы Задача 46. Государственное предприятие исправительных учреждений, расположенное в г.Алматы на 1 января 2009 года имеет на балансе здание площадью 600 кв.м., часть которого площадью […]
  • Длина радиоволны на которой суда передают сигнал бедствия Тестирование на тему: «Электромагнитные волны» Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок» 1. Колебания, распространяющиеся в пространстве с течением времени, называются: а) свободными г) волной б) вынужденными […]
  • Налог с 600000 руб Нужно ли платить налог за продажу доли квартиры за 600 000 руб В феврале 2015 г. я получил в дар 1/2 долю квартиры, а в Июле 2017 года продал ее за 600 000 руб. Два дня назад получил письмо о том что я должен предоставить в […]
  • Ознакомление с приказами в мвд Приказ МВД РФ от 20 августа 2010 г. N 600 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала […]
  • Какие налоги в мире Какие налоги в мире Составитель: Ольга Шкуренко Художник: Вера Жегалина Обложение по бразильской системе За последний год средние мировые налоговые ставки не претерпели значительных изменений. Страной с самой […]
  • Взятки в омске Взятки в омске В Омске сотрудники ФСБ и управления собственной безопасности МВД задержали следователя МВД Павла Юрченко при получении взятки от адвоката Виолетты Волковой: передача проходила под контролем оперативников, сообщает […]
  • Крупный размер налога Крупный и особо крупный размер уклонения от уплаты налогов Существенные изменения внесены Законом № 383-ФЗ также в нормы УК РФ. В частности, в прошлом году были изменены суммы крупного и особо крупного размера уклонения от […]