Приказ по разработке бизнес-плана

Содержание:

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 23 марта 2011 г. N 201 г. Москва «Об утверждении формы бизнес-плана хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, представляемого иностранным инвестором, в соответствии с требованиями пункта 10 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 10 июня 2011 г.

Регистрационный N 20982

В целях реализации пункта 10 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 18, ст. 1940; 2011, N 1, ст. 32), приказываю:

1. Утвердить прилагаемую форму бизнес-плана хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, представляемого иностранным инвестором в соответствии с требованиями пункта 10 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

2. Признать утратившим силу приказ ФАС России от 13.08.2008 N 308 (зарегистрирован Минюстом России 6 ноября 2008 г., регистрационный N 12578) «Об утверждении формы бизнес-плана хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, представляемого иностранным инвестором в соответствии с требованиями пункта 10 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

3. Контроль исполнения настоящего Приказа оставляю за собой.

Руководитель И. Артемьев

Форма бизнес-плана хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, представляемого иностранным инвестором в соответствии с требованиями пункта 10 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

Проект бизнес-плана составляется в соответствии с видом или видами деятельности, установленными в статье 6 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 18, ст. 1940; 2011, N 1, ст. 32) (далее — Закон N 57-ФЗ), и характеризует стратегию развития указанного вида (видов) деятельности (далее — проект).

Титульный лист должен содержать:

— полное и сокращенное наименование проекта;

— дату и место разработки проекта;

— печать и подпись уполномоченного должностного лица (лиц) иностранного инвестора, осуществляющего инвестиции в развитие вида деятельности, имеющего стратегическое значение (далее — инвестор проекта).

1.1. Общая характеристика проекта, его цели и задачи.

1.2. Этапы и сроки реализации проекта, объем привлекаемых инвестиций, срок окупаемости проекта.

2. Информация об участниках проекта

2.1. Информация о хозяйственном обществе, созданном на территории Российской Федерации и осуществляющем хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и указанных в статье 6 Закона N 57-ФЗ (далее — хозяйственное общество).

2.1.1. Краткие сведения о хозяйственном обществе.

2.1.2. Основные виды деятельности, осуществляемые хозяйственным обществом, а также планируемые к осуществлению стратегические виды деятельности.

2.1.3. Описание и значение вида деятельности, имеющего стратегическое значение, осуществляемого хозяйственным обществом.

2.2. Информация об инвесторе проекта и планируемых инвестициях.

2.2.1. Краткие сведения об инвесторе проекта.

2.2.2. Общий объем планируемых инвестиций в хозяйственное общество, показатели их эффективности.

2.2.3. Объем планируемых инвестиций непосредственно в проект.

3. Описание производимой и (или)

реализуемой хозяйственным обществом продукции (работ, услуг)

3.1. Описание продукции (работ, услуг), производимой и (или) реализуемой хозяйственным обществом в результате осуществления вида деятельности, имеющего стратегическое значение.

3.2. Объем производства и реализации продукции (работ, услуг), производимой и (или) реализуемой хозяйственным обществом в результате осуществления вида деятельности, имеющего стратегическое значение (в натуральном и стоимостном выражении).

3.3. Планируемая программа производства и реализации продукции (работ, услуг).

3.4. Доля хозяйственного общества на рынке соответствующего товара (работ, услуг), производство которого осуществляется в ходе реализации вида деятельности, имеющего стратегическое значение, и перспективы по ее изменению в результате реализации проекта.

3.5. Производственные мощности хозяйственного общества и их развитие.

4. Инвестиционный план

4.1. Общая стоимость проекта (в том числе капитальные вложения, вложения в оборотные активы).

4.2. Расчет основных показателей эффективности проекта (внутренняя норма рентабельности (IRR), чистая дисконтированная стоимость (NPV), расчет срока окупаемости).

4.3. План развития персонала (в том числе планируемое количество дополнительно создаваемых рабочих мест).

4.4. Анализ экологических последствий реализации проекта, наличие экологической экспертизы.

5. Финансовый план

5.1. Анализ финансового состояния хозяйственного общества. Расчет текущих и планируемых показателей ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности, рыночной стоимости активов (текущие показатели рассчитываются по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую подаче ходатайства).

5.2. Расчет текущей и планируемой чистой прибыли хозяйственного общества (текущие показатели рассчитываются по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую подаче ходатайства).

5.3. Финансовое обеспечение проекта, предполагаемые источники и схемы финансирования.

6. Оценка рисков проекта

6.1. Имеющиеся риски проекта.

6.2. Планируемые меры по снижению рисков.

В приложение включаются документы, подтверждающие и разъясняющие сведения, представленные в проекте бизнес-плана, а также иные документы и сведения, которые, по мнению заявителя, имеют важное значение для оценки проекта бизнес-плана.

rg.ru

Приказ Минэкономразвития РФ от 9 ноября 2007 г. № 384 “Об утверждении формы бизнес-плана, представляемого для заключения (изменения) соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, и критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента туристско-рекреационной особой экономической зоны, либо резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности”

Во исполнение пунктов 4 и 5 части 2 статьи 31.2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30 (ч. II), ст. 3127; 2006, N 23, ст. 2383; N 52 (ч. I), ст. 5498) приказываю:

1. Форму бизнес-плана, представляемого для заключения (изменения) соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности (приложение N 1).

2. Критерии отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента туристско-рекреационной особой экономической зоны, либо резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности (приложение N 2).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 декабря 2007 г.

Регистрационный N 10764

Приложение N 1
к приказу Минэкономразвития РФ
от 9 ноября 2007 г. N 384

1. Общие сведения о заявителе на получение статуса резидента особой экономической зоны.

1.1. Наименование юридического лица (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя) — претендента на получение статуса резидента особой экономической зоны туристско-рекреационного типа либо резидента, вносящего изменения в условия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности (далее — заявитель).

1.2. Организационно-правовая форма заявителя, имена и адреса учредителей (для юридических лиц).

1.3. Дата регистрации заявителя, номер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистрировавшего заявителя.

1.4. Место государственной регистрации и почтовый адрес заявителя — юридического лица.

1.5. Ф.И.О., номера телефонов, факсов руководителя (руководителей), заявителя (адрес места жительства заявителя — индивидуального предпринимателя).

1.6. Вид (виды) экономической деятельности заявителя. Если на момент подачи инициативной заявки заявитель осуществляет несколько видов экономической деятельности, указать процент прибыли, приходящийся на каждый из видов деятельности в общем объеме прибыли в среднем за последний отчетный год деятельности.

1.7. Срок реализации проекта.

1.8. Общая стоимость реализации проекта, ожидаемые источники денежных средств и их структура (собственные и заемные средства заявителя, бюджетное финансирование).

1.9. Заявление о коммерческой тайне.

1.10. Дата составления бизнес-плана.

2. Вводная часть (резюме проекта) (2-3 стр.).

Информация, характеризующая направления и цели деятельности заявителя, доказательства экономической эффективности и реализуемости проекта.

2.1. Сущность предполагаемого проекта и место реализации.

2.2. Эффективность реализации проекта.

2.3. Общая стоимость проекта.

2.4. Необходимые (привлекаемые) финансовые ресурсы.

2.5. Срок окупаемости проекта.

2.6. Финансовые результаты реализации плана (чистая текущая стоимость, внутренняя норма рентабельности, ежегодные суммы налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации, бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет на ближайшие 3 года).

2.7. Предполагаемая форма и условия участия инвестора (кредитора).

2.8. Гарантии возврата инвестиций (кредитных ресурсов).

2.9. Сопутствующие эффекты (социальные, экологические) от реализации проекта. Количество создаваемых рабочих мест (с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях) и дополнительных мест размещения туристов. Прогноз увеличения туристических потоков и увеличение туристского сектора и смежных отраслей в валовом региональном продукте.

3. Анализ положения дел в сфере туризма, санаторно-курортной сфере, использования природно-климатических ресурсов (далее — отрасль) и описание организации — заявителя (до 7 стр.).

3.1. Анализ современного состояния и перспектив развития отрасли. Значимость отрасли для экономического и социального развития субъекта Российской Федерации.

3.2. Основные потребительские группы и их территориальное расположение.

3.3. Общая концепция предполагаемого бизнеса (цели функционирования, наименование работ (продукции) и услуг, основные потребители).

3.4. Прогноз конъюнктуры рынка туристско-рекреационной деятельности.

3.5. Ожидаемая доля заявителя в отрасли.

3.6. Перечень основных (потенциальных) конкурентов, их доли на рынке.

3.7. Учредители юридического лица — заявителя.

3.8. Перечень существующих (потенциальных) стратегических партнеров и контрагентов.

4. Описание работ (продукции) и услуг (до 5 стр.).

4.1. Основные характеристики работ (продукции) и услуг (функциональное назначение, основные потребительские качества и параметры работ (продукции) и услуг, соответствие государственным стандартам, патентно-лицензионная защита, требования к контролю качества, возможности адаптации (модификация) работ (продукции) и услуг к изменениям рынка).

4.2. Наличие опыта туристско-рекреационной деятельности.

4.3. Анализ качества выполняемых работ (производимой продукции) и оказываемых услуг.

4.4. Сравнительный анализ основных характеристик аналогичных и конкурирующих (замещающих) работ (производимой продукции) и оказываемых услуг.

5. Маркетинг (до 7 стр.).

В этом разделе должно быть доказано, что выполняемые работы (производимая продукция) и оказываемые услуги заявителя имеют рынок сбыта и обоснованы подходящая тактика конкурентной борьбы и механизм продвижения на рынок:

5.1. Факторный анализ состояния туристско-рекреационной деятельности и ее сегментов (емкость, степень насыщенности, потенциал роста рынка).

5.2. Оценка доли заявителя на рынке и объема выполняемых работ (производимой продукции) и оказываемых услуг.

5.3. Обоснование рыночной ниши работ и услуг и среднесрочная концепция ее расширения, т.е. характеристика целевых рынков и поведения потребителей, прогнозы продаж, трудности выхода (расширения) на целевые рынки, наиболее эффективные механизмы продвижения работ (продукции) и услуг на целевые рынки.

5.4. Общая стратегия маркетинга заявителя.

5.5. Характеристика ценообразования заявителя (сопоставление собственной стратегии в области цен с ценовой политикой основных конкурентов, обоснование цены на работы (продукцию) и услуги с учетом требований к качеству и анализа формирования себестоимости, оценка окупаемости затрат, уровня рентабельности реализации работ (продукции) и оказания услуг, политика предоставления скидок).

5.6. Тактика реализации работ (продукции) и оказания услуг. Анализ методов реализации и их эффективность, приоритетные направления развития работ (продукции) и услуг в долгосрочной перспективе, наличие договоров и протоколов намерений на выполнение работ (производство продукции) и оказание услуг.

5.7. Политика предоставления гарантий качества работ (продукции) и услуг.

5.8. Реклама и продвижение работ (продукции) и услуг на рынок. Объем средств, выделяемых на культурные мероприятия.

5.9. Стратегия в области качества (наиболее привлекательные для потребителей характеристики качества работ (продукции) и услуг, тенденции их изменения, стратегическая линия поведения заявителя на рынке в области качества работ (продукции) и услуг.

6. Логистика производства (до 3 стр.) — для заявителей, планирующих разработку месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других лечебных ресурсов, их добычу, промышленный розлив минеральных вод и иное использование природных лечебных ресурсов.

6.1. Источники поставки сырья для производства, их местоположение и виды доставки, объемы грузопотока (в месяц).

6.2. Необходимые складские мощности для обработки и хранения сырья.

6.3. Необходимые складские мощности для хранения готовой продукции и виды доставки потребителям, объемы грузопотока (в месяц).

7. Производственный план (до 5 стр.).

Обоснование выбора производственного (туристско-рекреационного, научно-технологического) процесса и возможности заявителя выполнить необходимый объем работ и услуг с определенными качественными характеристиками в заявленные сроки. Все данные этого раздела должны быть представлены в среднесрочной перспективе.

7.1. Место реализации проекта (с обоснованием выбора) и (или) строительной площадки, их особенности (климат; обеспеченность транспортной, инженерной, инновационной, социальной инфраструктурой; наличие строительно-монтажных и вспомогательных ремонтных организаций; наличие и состояние производственных площадей и т.п.).

7.2. Необходимая площадь земельных участков для туристско-рекреационной деятельности.

7.3. Необходимые объекты недвижимости для туристско-рекреационной деятельности.

7.4. Необходимые объекты и мощности инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры.

7.5. Планирование и сметная стоимость работ по проекту (сроки строительства, монтажа, ввода в эксплуатацию и достижения проектной мощности туристско-рекреационных сооружений и оборудования — календарный план с указанием затрат на реализацию каждого этапа).

7.6. Производственная программа заявителя в номенклатурном разрезе.

7.7. План капитальных вложений*.

7.8. Стратегия материально-технического обеспечения программы туристско-рекреационной деятельности (расчет потребности в материальных ресурсах, поставщики ресурсов и обоснование их выбора, условия поставок, ориентировочные цены, возможные альтернативные источники снабжения ресурсами).

7.9. Оценка обеспеченности потребностей квалифицированным персоналом для туристско-рекреационной деятельности (общая численность персонала, анализ структуры производственной программы заявителя (ППЗ) по возрасту и квалификации, система оплаты труда и годовой фонд заработной платы, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития бизнеса).

7.10. Характеристика экологических последствий реализации проекта, обеспечение экологической и технической безопасности. Объем средств, выделяемых на природоохранные мероприятия.

7.11. Анализ системы качества работ и услуг:

7.11.1. Организация обслуживания туристов (доставка и размещение туристов, питание, транспорт, организация досуга, лечения на минеральных источниках и т.п.).

7.11.2. Рынок сырья для обслуживания туристско-рекреационных зон (сервисное оборудование для гостиниц и ресторанов, продукты питания и т.п.).

8. Организационный план (2-3 стр.).

8.1. Краткая характеристика членов совета директоров и высшего руководства организации-заявителя (краткие биографические справки с указанием квалификации, послужного списка и опыта работы в данной сфере деятельности, контактные телефоны).

8.2. Организационная структура управления организации-заявителя (с указанием основных должностных обязанностей представителей высшего руководства).

8.3. План-график основных мероприятий развития бизнеса (список видов намеченных мероприятий с указанием даты начала и завершения работ, ответственных исполнителей).

9. Финансовый план (до 5 стр.).

В данном разделе наряду с прогнозируемым движением денежных потоков (поступлениями и выплатами) должно быть описано текущее финансовое состояние заявителя. Все расчеты этого раздела должны быть выполнены на основе информации, приведенной в разделах «Маркетинг» и «Производственный план». Все данные этого раздела должны быть представлены в среднесрочной перспективе.

9.1. Анализ финансово-хозяйственного состояния заявителя (пишется для организаций, за исключением вновь созданных, путем расчета показателей ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности, имущественного состояния, рентабельности, рыночной стоимости).

9.2. Доходы и расходы заявителя (данные по предполагаемым доходам и расходам по всем видам деятельности заявителя, первый год реализации проекта в разбивке помесячно, 2-й и 3-й — поквартально, далее — по годам).

9.3. Движение денежных средств (данные по предполагаемым доходам и расходам по всем видам деятельности заявителя, первый год реализации проекта в разбивке помесячно, 2-й и 3-й — поквартально, далее — по годам).

9.4. Налоговые платежи (данные по предполагаемым налоговым платежам по всем видам деятельности заявителя, первый год реализации проекта в разбивке помесячно, 2-й и 3-й — поквартально, далее — по годам).

9.5. Предполагаемый объем инвестиций по проекту с указанием источников финансирования.

10. Оценка эффективности проекта и рисков его реализации.

Раздел является ключевым, по нему планируются затраты на реализацию проекта и определяется его эффективность, а также осуществляется оценка факторов риска реализации проекта и возможных вариантов их снижения. В разделе должна быть представлена следующая информация:

10.1. Расчет абсолютных экономических показателей деятельности заявителя (выручка от реализации, анализ себестоимости работ и услуг, предложения по экономии затрат, внереализационные доходы и расходы, балансовая прибыль и прибыль после налогообложения).

10.2. Расчет чистой приведенной стоимости проекта (по месяцам).

10.3. Расчет показателя внутренней нормы рентабельности IRR (внутренняя норма рентабельности должна быть не меньше принятой процентной ставки по долгосрочным кредитам).

10.4. Расчет срока окупаемости инвестиций по проекту (период времени с начала реализации проекта по данному бизнес-плану до момента, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретет положительное значение).

10.5. Определение точки безубыточности деятельности заявителя (рассчитывается как отношение величины постоянных расходов к разности цены работ и услуг и величины переменных расходов, деленной на объем реализации работ и услуг).

10.6. Анализ основных видов рисков:

10.6.1. Технологический риск (отработанность технологии, наличие, исправность и ремонтопригодность туристско-рекреационного оборудования; наличие запасных частей, дополнительной оснастки и приспособлений; оснащенность инструментом; подготовка обслуживающего персонала; наличие квалифицированных кадров, участие в монтаже и обучении зарубежных специалистов).

10.6.2. Организационный и управленческий риски (наличие и гарантия выполнения плана-графика работ; заинтересованность всех участников в выполнении плана-графика; возможность дублирования организационных срывов; наличие квалифицированного управленческого персонала (сертификация менеджеров).

10.6.3. Риск материально-технического обеспечения (анализ информации о поставщиках основных производственных ресурсов; оценка возможности перехода на альтернативное сырье; уровень организации входного контроля качества сырья) — для заявителя, планирующего разработку месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других лечебных ресурсов, их добычу, промышленный розлив минеральных вод и иное использование природных лечебных ресурсов.

10.6.4. Финансовый риск (оценка существующего финансового положения; вероятность неплатежей со стороны участников проекта; кредитный и процентный риски).

10.6.5. Экономические риски (устойчивость экономического положения заявителя к изменениям макроэкономического положения в стране; оценка последствий повышения тарифов и цен на стратегические ресурсы; возможность снижения платежеспособного спроса на работы и услуги в субъекте Российской Федерации и в целом по стране; наличие альтернативных потребителей; последствия ухудшения налогового климата).

10.6.6. Экологические риски (возможные штрафные санкции и их влияние на экономическое положение претендента).

В приложение включаются документы, подтверждающие и разъясняющие сведения, представленные в бизнес-плане.

— бизнес-план разрабатывается на период, который превышает срок окупаемости проекта на три года;

— при обосновании инвестиционного проекта все расчеты ведутся в постоянных среднегодовых ценах года, в котором бизнес-план представлен для заключения (изменения) соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности;

— Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами вправе запросить дополнительную информацию по представленному бизнес-плану;

— заявитель может представить дополнительную информацию по своему усмотрению;

— форма бизнес-плана подготовлена с учетом заявителей, планирующих разработку месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других лечебных ресурсов, их добычу, промышленный розлив минеральных вод и иное использование природных лечебных ресурсов.

* Пункт включается заявителем в случае, если его деятельность предполагает осуществление капитальных вложений.

Приложение N 2
к приказу Минэкономразвития РФ
от 9 ноября 2007 г. N 384

Критерии
отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента туристско-рекреационной особой экономической зоны, либо резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности

1. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации устанавливает критерии отбора банков и иных кредитных организаций (далее — кредитные организации), которые в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 31.2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» вправе проводить экспертную оценку и выдавать заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента туристско-рекреационной особой экономической зоны, либо резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности (далее — претенденты).

2. На выполнение функций экспертной организации, осуществляющей оценку предоставленных для экспертизы бизнес-планов, может претендовать кредитная организация, которая удовлетворяет следующим квалификационным требованиям (критериям):

— имеет специальное разрешение (лицензию) на право осуществления банковских операций, выданное в соответствии с законодательством Российской Федерации или иностранного государства, на территории которого кредитная организация зарегистрирована;

— имеет положительное аудиторское заключение по результатам проверки деятельности кредитной организации за предыдущий год и отчетность по международным стандартам;

— имеет размер собственного капитала на 1 января текущего года не ниже 3 млрд. российских рублей (для иностранных банков — не ниже суммы в национальной валюте, эквивалентной 3 млрд. российских рублей по курсу Центрального банка Российской Федерации на 1 января текущего года);

— продолжительность деятельности кредитной организации с даты ее регистрации (для российских кредитных организаций — с даты внесения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций) составляет не менее 5 лет;

— имеет международный кредитный рейтинг;

— не является аффилированным лицом претендента;

— имеет положительные финансовые результаты деятельности за предыдущий отчетный год, а также не имеет непокрытых убытков прошлых лет;

— не имеет просроченной задолженности по налогам и сборам в бюджеты всех уровней.

3. Претенденты самостоятельно осуществляют отбор кредитных организаций для подготовки заключений на предоставленные для экспертизы бизнес-планы, исходя из критериев, указанных в п. 2 настоящего приложения.

4. Кредитная организация, осуществляющая экспертную оценку представленного претендентом бизнес-плана, обязана приложить к заключению на бизнес-план следующие документы:

— копию договора кредитной организации с претендентом на проведение экспертизы бизнес-плана, прилагаемого к заявке на заключение (изменение) соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности;

— подтверждение о соответствии кредитной организации критериям, установленным настоящем приложением, в письменной форме, подписанное руководителем кредитной организации;

— заверенную в установленном порядке копию специального разрешения (лицензии) на право осуществления банковских операций, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации или иностранного государства, на территории которого кредитная организация зарегистрирована (для иностранных банков — переведенную на русский язык);

— копию аудиторского заключения по результатам проверки кредитной организации за предыдущий год.

Приказ Минэкономразвития РФ от 9 ноября 2007 г. N 384 “Об утверждении формы бизнес-плана, представляемого для заключения (изменения) соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, и критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента туристско-рекреационной особой экономической зоны, либо резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 декабря 2007 г.

Регистрационный N 10764

Текст приказа официально опубликован не был

www.garant.ru

Разработка основных разделов бизнес-плана

Представьте себе, что вы являетесь назначенным руководителем группы бизнес-планирования (БПЛ). Речь идет о планировании полноценного инвестиционного проекта среднего масштаба. Для его выполнения нужно привлечь дополнительные источники финансирования в форме кредитов банка и найти партнеров-инвесторов. Ваша группа состоит из четырех сотрудников, включая экономиста в сфере инвестиций, маркетолога и начальника производственно-технологической службы. Разработка бизнес-плана прошла вводно-описательную стадию, и вы приступаете к его основной части.

Место планировочных разделов в БПЛ

Если окинуть цельным взглядом инвестиционный проект не только с позиции документа, а по стадиям его реализации, то стоит отметить, что разработка бизнес-плана относится к процессам инициации. Важно не допускать путаницы и смешивания процедур БПЛ и планирования собственно выполнения проектной задачи. Это разные аспекты единого процесса. Бизнес-план выполняет задачу обоснования, а сводный план проекта отображает последовательность событий и результатов в привязке к временному аспекту и ответственности. Иными словами, бизнес-план создается до принятия решения о старте проекта, а непосредственная реализация бизнес-плана сопровождается календарным и другими видами проектного планирования.

Процессы инициации начинаются с поступления предложения по проекту руководству предприятия. Это может произойти в регулярном режиме, например, во время сессии стратегического планирования или же ситуационно. Естественно, что первый вариант является предпочтительным. При инициативе снизу требуется презентация концепции проекта и, иногда, предварительное ТЭО. Когда же инициатором выступает высшее руководство предприятия, оно само вполне может ограничиться кратким изложением инвестиционной идеи. Итогом рассмотрения инициативного предложения является приказ о подготовке бизнес-плана и создании группы бизнес-планирования.

На схеме выше показаны этапы разработки бизнес-плана инвестиционного проекта. Далеко не всегда представленный порядок действий соблюдается точно, это зависит от специфики инвестиционного мероприятия и сложившейся культуры управления в компании. Процесс бизнес-планирования многослойный и итерационный, особенно это касается планировочных разделов документа, создаваемых при разработке его основной части. В целом алгоритм разработки рассматриваемого документа делится на четыре блока.

  1. Подготовка вводно-описательной части и ее доводка.
  2. Разработка и доработка основных планировочных разделов.
  3. Аналитико-имитационная часть планирования.
  4. Оформительская часть.

В статье, посвященной началу бизнес-плана инвестиционного проекта, мы рассмотрели вводно-описательную часть документа. Разработка основных планировочных разделов занимает центральное место в процессе БПЛ. Этапы бизнес-планирования не заканчиваются только подготовкой и оформлением бизнес-плана.

После этого наступают как минимум еще две стадии: стадия презентации и решений о старте, финансировании проекта и собственно реализация бизнес-плана в инвестиционном процессе. Этапам подготовки резюме, представления презентации, убеждения потенциальных партнеров и заключения соглашений с ними мы посвятим отдельные статьи. Управление реализацией бизнес-плана и финансовый анализ описаны в подавляющем большинстве материалов нашего сайта в предметной области проектного управления.

Методология разработки планировочных разделов

Вопрос о том, как разработать бизнес-план, занимает в настоящее время не только тех предпринимателей, которые остро нуждаются в источниках финансирования. Все в большей мере это касается и бизнесменов, стремящихся стратегически грамотно выстроить развитие своего предприятия. Методологически выверенная последовательность разработки бизнес-плана далеко не всегда бывает безупречной. Ведь инвестиционный проект – это многофакторная процедура, в которой важно не только учесть все нюансы, но еще и правильно расставить приоритеты, найти выгодные компромиссы.

Методика разработки бизнес-плана учитывает основные ограничения современных систем планирования: неопределенность внешней среды, издержки планировочных мероприятий, масштабы предприятия. Неопределенность и непредсказуемость рыночной ситуации является основным сдерживающим фактором к точному планированию. Для того чтобы преодолеть негативное влияние этого фактора, используются активные и пассивные методы.

Активные методы представлены на схеме выше. Они позволяют предопределить рыночную ситуацию, а не быть зависимым от перипетий внешней среды. Но данные методы может себе позволить только достаточно развитая компания. Помимо этого, они требуют большого времени и носят характер стратегических задач.

Пассивные методы основаны на прогностической парадигме маркетинговых исследований, позволяют выявлять тенденции развития рыночной ситуации, спрогнозировать спрос и выстроить стратегию продажных коммуникаций с целевой аудиторией. Издержки планирования и масштаб предприятия влияют на объемы планов и применяемые методы. В любом случае, планирование должно быть экономно и соразмерно целям. С точки зрения управленческой науки методы планирования бизнеса делятся на три большие группы.

  1. Методы экспертиз, коллективных оценок и выработки решений.
  2. Методы формализованного описания, расчетов и моделирования систем.
  3. Методы комбинаторики и ситуационного моделирования.

К первой группе методов относятся распространенные техники мозгового штурма, сценариев, контрольных вопросов, экспертных оценок. Помимо них также используются методы SWOT-анализа, Дельфи и деловых игр. Среди методов второй группы можно выделить:

  • блок статистико-вероятностных методов;
  • балансовый метод;
  • метод Cash Flow;
  • метод дисконтирования;
  • методы календарного планирования;
  • блок методов финансово-экономического анализа и т.д.

Методы экономико-математического и динамического моделирования позволяют выполнить имитацию сценариев финансовых потоков проекта. Лучшие комбинации элементов модели ложатся в основу процессов перепланирования. Такова технология третьей группы применяемых методов. Методология также включает принципы разработки бизнес-плана, которые рассмотрены в статье, посвященной месту бизнес-планирования в деловой активности.

Анализ рынка

Как мы ранее выяснили, основные этапы бизнес-планирования связаны с планировочной стадией. Разделы специализированных планов отмечены на схеме алгоритма БПЛ голубым цветом. Они также называются базовыми планами документа. Ключевым этапом на основной стадии БПЛ является разработка раздела «Анализ рынка и план маркетинга». Его подготовкой группа планирования занимается в первую очередь, потому что другие планировочные разделы зависят от его содержания. Такие разделы, как «План производства и сбыта», «Инвестиционный план», «Финансовый план» напрямую связаны со сведениями, которые возникают в итоге планирования маркетинга и продвижения продукта проекта.

Локомотивом бизнеса являются продажи, зависящие от реакции рынка на предложенный ему продукт. Поэтому нужно выяснить состояние рыночной ситуации, спрогнозировать ближайшее развитие рынка, смоделировать положительное принятие целевой аудиторией нового рыночного предложения предприятия. Последнее возможно, если комплекс маркетинговых мероприятий попадет в центр ценностных ориентаций потребителя. Цель раздела состоит в обосновании того, что продукция или услуги, выпущенные на рынок в результате инвестиций, будут иметь устойчивый сбыт.

И инвестор, и партнеры-займодатели должны быть убеждены в том, что уверенность разработчиков в рыночном успехе имеет 100-процентную аргументацию, основанную на надежных источниках и сильной маркетинговой методологии. Здесь очень важно не преуменьшить сильные стороны конкурентов, достоинства альтернативных продуктов и не переоценить потенциал насыщения рынка. Раздел начинается с описания и анализа рыночной ситуации, их цель – определить запас потенциала рынка, на котором компания действует или на который планирует войти. Технология описания базируется на сборе маркетинговой информации и включает следующие вопросы.

  1. Общая характеристика рынка (размеры, уровень и тенденции развития, стадия ЖЦ). Помимо названного к характеристикам рынка относятся: специфика входного билета, опубликованные прогнозы изменения ситуации на рынке, рыночная доля предприятия.
  2. Характеристика потребителей продукции (услуг). В данном блоке информации отражаются: тип потребителя, его география, социально-демографический портрет, ценностные предпочтения, мнение о продукте.
  3. Исходная стратегия продвижения продукции (услуг) на рынок (ценовая политика, система распределения, маркетинговые коммуникации, сервисное обслуживание, связи с общественностью).
  4. Конкурентоспособность предприятия на рынке. Настоящий блок описания позволяет сформировать картину о ближайших конкурентах компании впереди («лидеров рынка») и сзади («дышащих в спину»), их SWOT-параметры, финансовое положение, технологический уровень, доли рынка и т.д. Для подготовки данного блока активно применяются экспертные оценки и методы конкурентной разведки.

Разработка плана маркетинга

Описание и анализ рынка предваряют разработку плана маркетинговых мероприятий. Оба этих подраздела основаны на результатах единого рыночного исследования, но служат разным целям. Цель плана маркетинга – выявить неудовлетворенный спрос в заданном сегменте и создать маркетинговую программу обеспечения продвижения и продаж продукта в требуемых объемах. Продукты, которые компания намерена производить и реализовывать по результатам инвестиционного мероприятия, локализуют маркетинговую стратегию предприятия до границ рыночного сегмента.

Базис разработки плана маркетинга составляют результаты маркетинговых исследований. Для их проведения маркетологом используются типовые вопросники, фрагмент одного из них приведен выше. На основе полученных ответов также формируются данные для составления Плана денежных потоков проекта в разрезе продаж и бюджета маркетинга. Но главное, опросник задает структурированный порядок анализа продукта, потребителя, сегмента рынка, конкурентов и возможностей воздействия на рынок, с целью получить сбыт.

Для каждого целевого сегмента и продукта в нем необходимо провести углубленный анализ ближайших конкурентов по методологии SWOT. После анализа рыночных возможностей, зная направления развития сегментов, сильные и слабые стороны конкурентов в них, нами может быть применена технология отбора сегментов по целевому признаку. Таким образом, новые продукты получат предпосылки для устойчивой позиции спроса на рынке. Применяя, например, такой инструмент, как матрица Ансоффа, можно перейти к позиционированию продуктов и далее к маркетинговым политикам. Ниже вашему вниманию предлагается порядок разработки плана маркетинга для целей инвестиционного проекта на рынке продукта.

Уже на этапе отбора рыночных сегментов проекта есть смысл начинать сценарное моделирование прогноза продаж с учетом позиционирования продуктов. Минимально сценариев должно быть три, а порядок их разработки начинается с базового варианта с переходом на оптимистичный и пессимистичный. Позиционирование продуктов открывает возможность для принятия продуктовой, ценовой, сбытовой и коммуникационной политик. Без них взвешенный план продаж на протяжении всей эксплуатационной фазы построить сложно. В результате возникает документ – план маркетинга, в его завершающей части отражаются мероприятия, которые необходимо выполнить для состоятельности проекта.

Разработка производственного и инвестиционного плана

Такие этапы разработки бизнес-плана, как план маркетинга, производства и сбыта, инвестиционный план последовательно выполняются друг за другом. Логически верный порядок возникает, когда сразу за планом маркетинга формируется сбыт, а затем – план производства. Еще на предыдущем этапе предварительный план продаж должен быть предложен маркетологами. При этом маркетологи, как правило, оперируют плановыми значениями числа фактов продаж и, в лучшем случае, еще и суммовыми значениями с учетом стабильных ценовых параметров, которые редко остаются неизменными.

Маркетинг отвечает за спрос, за те объемы, которые рынок способен принять при удачном раскладе информационного давления и ценностного восприятия продуктов целевой аудиторией. План сбыта формирует конкретные объемы продаж и суммы поступлений выручки, исходя из динамики инфляции, курсов валют при выходе на внешний рынок, и, самое главное, жизненного цикла продукта. Ниже показан пример динамики продаж продуктов условного проекта.

Обычно ЖЦ продукта на рынке представляет собой кривую с тремя основными фазами: роста продаж, плато стабильного сбыта и угасания продаж. Редко, когда при планировании удается заглянуть так далеко, но это реально необходимо – спроектировать весь жизненный цикл продукции или услуги. На основе уточненного плана сбыта разрабатывается производственный план. Его цель состоит в моделировании организации эффективного производства под планируемые объемы продаж. Центральным блоком раздела служит производственная программа под рыночные потребности в запланированной продукции. Помимо этого в раздел входит расчет производственных затрат: переменных и постоянных. По другой классификации издержки производства делятся на:

  • издержки материального характера;
  • расходы на персонал;
  • калькуляционные издержки;
  • расходы на оплату услуг сторонних организаций.

Задача производственного плана заключается в том, чтобы обосновать возможности мощностей предприятия выпустить востребованный продукт достаточного качества и в необходимые сроки. Данная задача решается под условием инвестиционных вложений требуемых объемов и стоимости средств. Для этого в разделе описываются основные бизнес-процессы, инфраструктура, доступность персонала, технико-технологические параметры мощностей. Все это позволяет перейти к разработке инвестиционного плана.

Инвестиционный план в своем составе имеет следующие информационные блоки.

  1. Потребности в стартовом запасе сырья, материалов, комплектующих.
  2. Потребности в новом оборудовании и транспортных средствах.
  3. Потребности в зданиях, сооружениях, помещениях и земельных участках.
  4. Потребности в системе охраны окружающей среды и безопасности деятельности.
  5. Состав этапов предпроизводственной стадии.
  6. Сроки поставок и проведения работ.
  7. Календарный план закупа, строительства и монтажа с альтернативными условиями от поставщиков и подрядчиков.

Разработка организационного и финансового планов

В основные стадии процесса бизнес-планирования входит разработка еще двух планировочных разделов: организационного и финансового планов. Система управления проектом (предприятием) и его организационная модель отражаются в организационном плане. Организационная модель включает не только организационную структуру, но и элементы культуры, а также блоки информации по управлению персоналом проекта.

В основе плана лежит кадровая политика, определяющая формы привлечения персонала, отбор, обучение, повышение квалификации, систему мотивации. В разделе отражаются профессиональные профили и другие требования к менеджеру проекта, функциональному руководству производственных подразделений предприятия, исполнительскому составу. Если уточнение организационно-правовых аспектов не выделено в отдельный этап в заключительной части планирования, то этот блок информации включается в организационный план.

Самым важным разделом бизнес-плана является финансовый план. Он завершает планировочную часть документа и предваряет его аналитико-имитационную часть. Результаты последней могут запустить новый планировочный цикл, если выявленные показатели проекта, угрозы риска того потребуют. Если же несколько итераций планирования так и не приведут к удовлетворительным результатам анализа, проект может быть признан нецелесообразным к реализации. И это тоже будет считаться положительным результатом бизнес-планирования.

Ключом в этих циклах и выводах является финансовый план. Его цель – получить ясную и полную картину по всем ожидаемым финансовым параметрам рассматриваемого проекта:

  • добавленный денежный поток;
  • финансовый результат;
  • финансовое состояние предприятия;
  • эффективность проекта;
  • окупаемость инвестиций и их возврат;
  • заемные обязательства и их выполнение;
  • дивиденды.

Как документ финансовый план включает целый ряд форм, таблиц и диаграмм. Это наиболее гибкий по содержательной части раздел бизнес-плана, потому что он завершает многогранную планировочную задачу. Вся многофакторная пирамида предыдущих разработок в сложном переплетении связей весьма чувствительно сходится в итоговых финансовых формах. Среди них основными являются план движения денежных средств, план доходов и расходов и план балансового листа. Достаточно измениться хотя бы одному фактору на любом из этапов планирования, как вся финансовая модель требует пересчета.

В настоящей статье мы рассмотрели вопрос о том, как разработать бизнес-план в части его основных планировочных разделов. Содержательно каждый вид планов документа раскрывается в отдельных материалах. Я же в данном обзоре стремился донести логически выверенную последовательность действий, исходя из здравого смысла, из последовательности возникновения сведений, позволяющих выстроить стройное и аргументированное обоснование. Вариации алгоритма, конечно, всегда имеют место, но суть документа и его цель неизменно диктуют примерно один и тот же строй, соблюдая который, мы быстрее и легче достигаем успеха.

projectimo.ru

Популярное:

  • Приказ фмс 364 миграционный учет Приказ Федеральной миграционной службы от 29 августа 2013 г. N 364 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в […]
  • Закон про милицию Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I"О милиции" С изменениями и дополнениями от: 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 […]
  • Закон санкт-петербурга о праздниках и памятных датах в санкт-петербурге Закон санкт-петербурга о праздниках и памятных датах в санкт-петербурге О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге* (с изменениями на 19 марта 2018 года) […]
  • Федеральный закон 114 статья 6 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ"О противодействии экстремистской деятельности" С […]
  • Приказ мчс по службе Приказ МЧС России от 6 июля 2017 г. № 285 “Об утверждении примерной формы контракта о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы” (не вступил в силу) В соответствии с частью 8 […]
  • Федеральный закон 129 фз от 05052014 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N […]
  • 85 федерального закона Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26[1] , 26[2] и 26[3] части второй Налогового кодекса Российской Федерации" Принят Государственной Думой 27 апреля 2007 года Одобрен Советом Федерации […]
  • Этика юриста изиляева Этика юриста. Изиляева ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН» Кафедра психологии и социологии Рецензент: Н. В. Петрова, канд. соц. наук, доцент Составитель: Л. О. […]