Спецшкола для несовершеннолетних преступников

Разъясняем законодательство

Про спецшколу для несовершеннолетних правонарушителей

Вопрос: Мой 13-летний сын состоит на учете в ПДН. Недавно он украл мобильный телефон у одноклассника. Мне сказали, что сына могут направить в спецшколу. Объясните, что это за учреждение?

Отвечает старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Алексей Харитонов: Поскольку Ваш сын на момент совершения кражи не достиг возраста уголовной ответственности за данное преступление, который составляет 14 лет, то он не подлежит уголовной ответственности.

В то же время, в силу положений Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», если Ваш сын нуждается в особых условиях воспитания, обучения и требует специального педагогического подхода, он может быть помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в соответствии с законодательством об образовании. В указанное учреждение несовершеннолетний направляется на основании решения суда, до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

Администрация учебно-воспитательного учреждения осуществляет меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних; обеспечивает защиту их прав и законных интересов, медицинское обеспечение, получение ими начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования; организует психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних.

Также в указанном учреждении обеспечиваются специальные условия содержания несовершеннолетних, включающие в себя охрану территории указанного учреждения; личную безопасность несовершеннолетних и их максимальную защищенность от негативного влияния; ограничение свободного входа на территорию учреждения посторонних лиц; изоляцию несовершеннолетних, исключающую возможность их ухода с территории учреждения по собственному желанию; круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними; проведение личного осмотра несовершеннолетних, осмотра их вещей, получаемых и отправляемых писем, посылок или иных почтовых сообщений.

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

prockurskobl.ru

Спецшкола для трудных подростков

Спецшкола для трудных подростков

Спецшколы — это не только учебные заведения с углубленным изучением математики или французского языка. Это еще и по сути тюремный интернат для подростков до 14 лет. Хотя юридически, конечно, спецшколы относятся не к пенитенциарной системе, а к Министерству образования.

Дело в том, что подростков до 14 лет по закону нельзя отправить в места лишения свободы. Поэтому для совершивших преступления детей своеобразной колонией являются именно спецшколы.

Помню, у нас в 5-м классе учился хулиганистый мальчик. Он грабил малолеток, часто дрался, учителя про него говорили: кончит в тюряге. Как-то он в драке выбил другому пацану глаз. После этого все мы услышали это суровое слово — «спецшкола». Именно туда отправили нашего хулигана.

Что же такое спецшкола? Официально это заведение называется так — учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. То есть, по сути, интернат. Туда попадают подростки 11-14 лет, совершившие преступные деяния.

До 14 лет в России дети не подлежат уголовному преследованию, хотя законодатели уже много лет лелеют мысль этот возраст снизить, что, в принципе, логично. Преступность молодеет. Сейчас уже встречаются и десятилетние убийцы, и двенадцатилетние сексуальные маньяки. Есть и множество детских банд, которые после совершенных преступлений
не несут никакой уголовной ответственности. Детская и подростковая претупность вполне естественна — в России огромное количество беспризорников.

Спецшкол на всех малолетних преступников катастрофически не хватает. Хотя бывает и так, что спецшкола заполнена на половину своего лимита: уж очень много побегов. Сделать «рывок» оттуда ведь не сложно. Я разговаривал с осужденным, который отбывал наказание в колонии для несовершеннолетних, а до этого провел полтора года в спецшколе. Он поведал, что сбежать из этого места проще простого и давали деру ребята каждую неделю.

По законам зоны

Как рассказывают педагоги этих закрытых заведений, многие их «постояльцы» не умеют читать и писать вовсе. А потому учебный процесс с ними построить практически невозможно. По статистике, 88% выпускников спецшкол впоследствии попадают в тюрьму. С одним из таких, Антоном В., я разговаривал, когда он уже пребывал в СИЗО. В спецшколу он угодил в тринадцатилетнем возрасте за бытовое убийство. Выйдя из нее, он держался год, а потом за разбой угодил уже на «малолетнюю» зону. Ну а сейчас и вовсе на «взросляке». Такая вот карьерная лестница. А все началось со спецшколы. Вот уж действительно подростковые «университеты» перед зоной. И порядки там соответствующие.

В принципе, спецшкола, хоть и не является учреждением, относящимся к тюремной системе, по фату, таковым, безусловно, является. Уже там дети получают базовые зарешеточные знания: собирается там и общак, есть свои авторитеты и «обиженные». Когда в таком нежном возрасте что-то закладывается в голову, то это уж на всю жизнь. Если с «понятиями» в спецшколах все нормально, то вот с охраной таких заведений — все очень плохо. Работают педагогами почти одни женщины, да и не расстраиваются они особо побегам — все равно средств на всех детей не хватает.

Озабоченность большим количеством малолетних преступников, гуляющих на свободе, вылилось у власти не так давно в идею увеличить количество спецшкол. Конечно с одной стороны это правильно. Но в нынешнем виде спецшколы и детские дома—интернаты могут даже больше травмировать психику ребенка, чем улица с ее жестокими законами выживания. Помимо того, что дети с самого раннего возраста живут по законам зоны, так и их педагоги-«вертухаи» порою такие бесчинства вытворяют!

Наверное, раз в полгода возникает тот или иной скандал вокруг педагога садиста, которые регулярно бьют, насилуют, пытают детей. Да и в принципе, учителя не особо большое рвение проявляют к своей работе за смешные деньги. А работа эта крайне тяжела: трудные дети — это не сахар. Во многих исправительных колониях сейчас удалось наладить и бытовые условия, и учебный процесс. Поэтому и в случае со спецшколами стоит начинать именно с этого. А простое увеличение числа школ только наладит конвейерные поставки на зоны юных, но уже грамотных во всех уголовных прибамбасах преступников.

Возможно, действительно стоит снизить и возраст наступления уголовной ответственности для малолетних преступников. Ведь спецшкола рождает у них чувство безнаказанности: что ни соверши, даже убийство, ничего тебе не будет. Такое чувство вседозволенности ведь остается на всю жизнь, вот что страшно. В данном случае уместно вспомнить знаменитое дело Аркадия Нейланда. Оно прогремело на весь Советский Союз.

Единственный случай в истории, когда несовершеннолетнего убийцу приговорили к расстрелу и привели в исполнение. Этот подросток курил с 4 лет, с 7 состоял на учете в детской комнате милиции, воровал, пил. В день своего пятнадцатилетия Нейланд зверски убил женщину и ее двухгодовалого сына. Цель убийств — налет на зажиточную квартиру. Идею почерпнул из газеты «Известия», где были опубликованы похождения известного в те времена мокрушника Владимира Ионесяна по кличке Мосгаз. На трупе женщины потом обнаружили 17 рубленых ран, 32 кровоподтека и 33 ссадины. На вопрос следователя: зачем Нейланду понадобилось убивать еще и двухлетнего мальчика, убийца пожал плечами: «Когда женщина закричала, ребенок проснулся и стал громко плакать. Я на него разозлился и сначала оглушил, а потом бил по голове топориком, пока он не замолчал».

После убийства Нейланд спокойно залез в холодильник и вкусно пообедал. А выручка с ограбления составила всего 57 рублей. Задержали Аркашку по ориентировке в Сухуми. Его, несмотря на несовершеннолетие, приговорили к расстрелу. Мировая общественность возмущалась: как так, что за нравы в СССР, когда казнят псдростков?! Но генсек Никита Хрущев подтвердил приговор своим приказом.

Похожие материалы

Метки: видео, Тюрьма
Опубликовано 09 Мар 2018 | admin Новости, Статьи

www.mzk1.ru

В классе только хулиганы

В статье «Учителем быть страшно», опубликованной в «РГ» за 26 октября с.г., поднята острая проблема — как противостоять хулиганам в школе. Одно из предлагаемых решений — спецшколы. В одной из них — Серафимовской специальной образовательной школе закрытого типа для подростков в Башкирии — побывал корреспондент «РГ».

Сюда направляют со всей республики ребят от 11 до 18 лет, которые преступили закон. Сроки наказания — от года до трех. Уже прошли реабилитацию более 8 тысяч юных правонарушителей.

Истории у всех разные. Объединяет же, как правило, одно: это «недолюбленные» дети. У них или нет родителей, или родители есть, но их все равно что нет.

Артему Широкову из Уфы — 11 лет. В спецшколе всего месяц. В течение первых двух недель плакал не переставая. Сейчас повеселел, начал заниматься спортом. А теперь осваивает и совсем непривычное занятие — швейное дело. За плечами у этого с виду милого и очень ранимого ребенка — кражи и угрозы убийством. Первый раз поймали на воровстве металла. Однако в возбуждении уголовного дела отказали и тогда, и позже. Мальчишка, обнаглев от безнаказанности, совсем слетел с катушек. Только после шестого криминального эпизода Артема отправили наконец в исправительное учреждение.

— Основная часть воспитанников — это школьники, осужденные за воровство или мелкое хулиганство, — говорит директор школы Рашит Аднагулов. — Однако бывало, направляли и более серьезных преступников. Так или иначе, все эти ребята переступили грань дозволенного. Поэтому наша главная задача — помочь им осознать содеянное и оказать комплексную помощь, чтобы предупредить подобное.

Жизнь за закрытыми дверями не сахар: дисциплина, трудотерапия, самообслуживание. Выход за территорию — только с разрешения администрации.

— Первую половину дня ребята учатся , — рассказывает Рашит Аднагулов. — После обеда — работа в мастерских. Кроме того, есть занятия вязанием и шитьем.

Понятно, что далеко не всем воспитанникам это нравится. Многие, например, поначалу категорически отказываются учиться вязать. Но в конце концов спицами работают все — точно так же, как занимаются математикой или географией.

Несмотря на специфику «контингента» и жесткий кадровый отбор, дефицита учителей здесь нет: зарплата, с учетом еще и сельской надбавки, процентов на 70 выше, чем в обычной школе.

— Мы внимательно проверяем послужной список учителей-кандидатов, их семейное положение и назначаем трехмесячный испытательный срок, — подчеркивает директор. — Если находят общий язык с детьми, берем. Однако даже после столь жесткого отбора каждый десятый потом уходит. Слишком трудно. А вообще, у нас уникальные кадры, есть педагоги, которые трудятся по двадцать — тридцать лет.

Основная часть «контингента» — дети из неблагополучных и, как правило, из неполных семей. Большинство мальчишек раньше не ели досыта, никогда не спали на чистых постелях. Практически все подростки запущены — не только в педагогическом, но и в социальном, психологическом, медицинском плане. Зато с кучей вредных привычек, самая безобидная из которых — курение. Так что для многих юных правонарушителей путевка в спецшколу, как это ни парадоксально, — подарок судьбы. Здесь многое для них впервые — врачебный осмотр, доверительные беседы с психологом и социальным работником, личные успехи.

15-летний Айдар Харрасов занимается тяжелой атлетикой и уже сейчас при весе 55 килограммов поднимает штангу вдвое тяжелее себя. Его успехами гордится вся школа. Игорь Тарасенко, который оканчивает девятый класс, не на шутку увлекся компьютерами и теперь всерьез подумывает о том, чтобы пойти учиться на программиста.

— Я только здесь понял, сколько ошибок наделал, — признается парень. — Убежал из дому, бродяжничал.

— Ждут. — голос срывается. — Мама, бабушка, две сестренки.

Сейчас в Серафимовской спецшколе живут чуть более сорока подростков. Хотя в советское время их насчитывалось здесь в пять-шесть раз больше. Напрашивается вопрос: неужели в таких масштабах сократилась в современной России детская преступность?

— Не думаю, — разочаровывает Рашит Аднагулов. — А вот система наказания стала куда мягче и лояльнее. Это однозначно. Я считаю, что школьников, которые создают проблемы для своих одноклассников, родителей и учителей, следует наказывать активнее, не дожидаясь более серьезных преступлений. В то же время портить парню судьбу только за один неверный шаг тоже нельзя. Здесь важен индивидуальный подход. А для этого социальным педагогам в школах, комиссиям по делам несовершеннолетних и судам надо работать в тесном взаимодействии. Мы же сегодня готовы принять у себя, даже с учетом всех санитарных норм, примерно 120 подростков.

Кстати, есть и еще один важный нюанс. В Башкирии катастрофически не хватает рабочих рук, а в Серафимовской спецшколе обучают на токаря, слесаря, столяра.

— Ребята подготовлены, но на работу их не берут из-за отсутствия соответствующего документа гособразца, — поясняет директор. — Чтобы получить его, необходимо выдержать экзамен, который проводит специальная комиссия. Но ее работа стоит денег, а администрация школы не имеет возможности платить. Хотя раньше подобная практика была для нас привычной.

После того как непутевые мальчишки покидают стены закрытой школы, ее педагоги в течение двух лет следят за своими подопечными. Статистика свидетельствует: в первый год подростки почти не совершают правонарушений. Так, с 2006 по 2010 год количество рецидивов составило в пределах от ноля до шести процентов от общего количества выпускников. Потом, правда, ситуация меняется. Одни получают образование, иногда даже высшее, устраиваются на работу, создают семьи. Другие вновь берутся за старое. Как правило, это те, кто возвращается к еще более опустившимся родителям-алкоголикам, к той же пустоте и безысходности.

Вся беда в том, что после возвращения домой у мальчишек возникает немало проблем, связанных с восстановлением в школе, куда отдельные директора не очень-то охотно принимают учеников с запятнанной репутацией, с устройством на работу и решением бытовых вопросов. Кто должен решать их?

По мнению Рашита Аднагулова, необходима система преемственности в воспитании таких ребят. Возможно, их социальной и психологической поддержкой могли бы заняться сотрудники реабилитационных либо социальных центров по месту жительства. Иначе доброе зерно, которое прорастает в подростках за годы пребывания в специализированной школе, может погибнуть.

rg.ru

Трудных подростков отправляют в спецшколы в другие регионы

Темиртауских подростков, совершивших правонарушения и преступления, стали отправлять в спецшколу города Кентау Южно-Казахстанской области. Правозащитник говорит, что такая практика к хорошему не приводит.

СПЕЦШКОЛА – НАКАЗАНИЕ ИЛИ СПАСЕНИЕ?

Темиртауская комиссия по делам несовершеннолетних планирует отправить 15-летнюю девушку в спецучреждение в другую область, в Южно-Казахстанскую. Опекунша девочки говорит, что не против такой меры наказания, потому что «внучка стала уже неуправляемой».

Наталья Комарова, заместитель директора по правовому воспитанию средней школы № 27 и член комиссии по делам несовершеннолетних, говорит, что девочка сбегает из дома, гуляет, где хочет.

– Учебе предпочитает работу, а во время нашего рейда поссорилась с сестрой и кинулась на нее с ножом. Мы собираемся определить ее в спецшколу, – утверждает Наталья Комарова.

По ее словам, такая же участь ждет и другого темиртауского школьника, который вскрыл несколько гаражей и машин с целью кражи. Поскольку он не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, его ждет спецшкола с особым режимом в городе Таразе, отмечает Наталья Комарова. Кроме того, по ее словам, мать мальчика могут лишить родительских прав в отношении остальных детей. Однако родительница во время визита комиссии заявила, что не допустит этого.

– Я не отдам своего сына в спецшколу и вообще отправлю его туда, где его никто не найдет. Где я буду брать деньги, чтобы навещать его и посылки передавать? Кто-нибудь об этом хоть подумал? – возмущается мать подростка.

Ее 15-летний сын тоже против нахождения в спецучреждении и говорит, что сбежит оттуда. Зато другой темиртауский подросток, наоборот, просится, чтобы его определили в спецшколу. С подобной просьбой он обратился в комиссию по защите прав детей.

– Моя мать постоянно пьет, и я больше не хочу жить дома. Только я не хочу, чтобы она узнала об этом сейчас, – пожаловался во время рейда 15-летний юноша.

Диана Ширяева, старший инспектор по делам несовершеннолетних города Темиртау, говорит, что данный вопрос пока находится на рассмотрении. Стоит отметить, что мнения родителей разделились. Одни считают, что спецшкола сможет дисциплинировать, а другие категорически против такой меры перевоспитания, уверяя, что спецучреждение только усугубит жизнь ребенку, да и добавит хлопот родителям.

Сегодня удовлетворены два материала о направлении несовершеннолетних в

спецшколу на один год – в поселок Керней Карагандинской области и в город Кентау в Южно-Казахстанской области. По словам сотрудника полиции Дианы Ширяевой, сначала материалы рассматриваются на комиссии по делам несовершеннолетних, затем вместе с иском передаются в суд. С этого года, по ее словам, если суд рассматривает уголовное преступление, совершенное подростком, то ему могут дать не условное осуждение, а отправить на исправление в спецшколу.

– Возможно, в марте появится первая ласточка, когда в спецшколу попадут девочки из Темиртау. В отношении двух девочек материалы находятся на рассмотрении, а в отношении еще одной материал пока еще готовится, – сообщила корреспонденту нашего радио Азаттык старший инспектор по делам несовершеннолетних Диана Ширяева.

АЛЬТЕРНАТИВА ТЮРЬМЕ

Вот некоторые официальные данные касательно этой проблемы. Сегодня в Темиртау на учете в инспекции по делам несовершеннолетних состоят 350 подростков из 260 неблагополучных семей. Численность малолетних преступников, согласно статистическим данным, растет. В 2010 году к уголовной ответственности было привлечено 85 несовершеннолетних из Темиртау (в 2009 году – 74). Они обвиняются в кражах, разбойных нападениях, вымогательствах. Только условно осужденных подростков в

Темиртау – 23 человека.

Чтобы не отправлять подростков в колонию, полицейские Темиртау определяют их в спецшколу поселка Керней, что в Бухар-Жырауском районе Карагандинской области. На «перевоспитание», а также с целью дать образование туда принимают только 15–17-летних юношей. Есть и еще одна спецшкола – в городе Таразе Жамбылской области, куда тоже направляют только юношей. Для детей младших возрастов и девочек в этих спецшколах мест нет.

– В спецшколу, как правило, попадают из неблагополучных, малообеспеченных семей. Побывав в спецшколе, которая является альтернативой колонии, подросток уже сто раз подумает, прежде чем вновь переступать черту закона, – считает старший инспектор по делам несовершеннолетних Диана Ширяева.

Теперь, по словам Дианы Ширяевой, будут отправлять в спецшколу даже 11-летних, причем туда рискуют попасть и «буйные» девочки. Перевоспитанием подростков занимается и спецшкола-интернат города Кентау в Южно-Казахстанской области.

В СПЕЦШКОЛЕ КЕНТАУ

Корреспондент нашего радио Азаттык связался с руководством этого учреждения. Трудному подростку туда, как выяснилось, попасть несложно, но в решении суда должно быть указано, что подросток направляется именно в город Кентау. Сегодня, по словам заместителя директора по режиму областной спецшколы-интерната Нурлана Ошакбаева, в Кентау находятся дети из шести областей Казахстана, в их числе и Карагандинской.

– Мы принимаем мальчиков и девочек с 11 до 18 лет. Они находятся у нас от месяца до года. Профессиональное образование мы не даем, только среднее образование. Если выпадает, что 9-й или 11-й класс ребята оканчивают здесь, то они получают аттестат и уезжают. Если, например, в мае срок у них кончается, то мы направляем ходатайство в суд о продлении срока, до окончания учебного года, – говорит Нурлан Ошакбаев.

Областная спецшкола-интернат для детей с трудным поведением в Кентау рассчитана на 150 мест, в данный момент там находятся 60 человек. По словам заместителя директора спецшколы Нурлана Ошакбаева, это учреждение закрытого типа, с жесткой дисциплиной и режимом. Распорядок дня строго по расписанию: с 8:30 до 13:30 – уроки, в 14:00 – обед, потом до 17:00 подростки под руководством учителя занимаются какой-либо работой: например, девочки шьют, мальчики выполняют столярные работы. После этого определено время отдыха.

– Ребята могут на территории спецшколы поиграть в футбол, в субботу мы водим в спортивную школу, отряды идут по очереди, а летом в бассейн. Есть центральная библиотека, возим туда ребят, но только в сопровождении. Они участвуют в соревнованиях. Талантливых детей хватает здесь, – говорит Нурлан Ошакбаев.

По его словам, несколько лет назад были побеги из спецшколы. Они происходили именно в то время, когда дети направлялись туда не по решению суда, а по решению комиссии по делам несовершеннолетних.

– Сейчас побегов нет. Есть мальчишки и девчонки, которые уже третий раз к нам попадают. Сами приходят, пишут заявление. Кто-то просит продлить срок до окончания учебного года. Так что мы можем принять и других ребят, мест свободных много. Как правило, к нам попадают за бродяжничество, непосещаемость школы. Отправляют к нам и за совершение преступлений. Вот, например, сейчас сидит девушка за грабеж. Сначала ей дали условный срок, но суд направил ее к нам, – говорит заместитель директора спецшколы в Кентау Нурлан Ошакбаев.

ПРАВА ПОДРОСТКА

Корреспондент нашего радио Азаттык обратился за комментариями к координатору рабочей группы неправительственной организации по защите прав детей Розе Акылбековой из Алматы. По ее словам, существуют стандарты ООН по правосудию в отношении несовершеннолетних и Конвенция о правах ребенка, которую казахстанским государственным органам очень важно знать, это юридический документ обязательного исполнения.

– На мой взгляд, нельзя лишать ребенка общения с родными и держать его далеко от дома. Это говорит о непрофессионализме специалистов, работающих в этой области, когда они, решив улучшить поведение детей, отправляют их куда-либо. На примере взрослых осужденных нужно понимать, что это не приносит полезных результатов. Моя практика показывает, что уже через полгода ребенок «по фене болтает». Его сложно вернуть к обычной жизни, внушить ему, что он важен для страны, – говорит правозащитник.

Роза Акылбекова также временно исполняет обязанности директора Казахстанского бюро по правам человека. Она считает, что спецшколе должна быть альтернатива: использование общественных сил – как в советское время. Тогда предприятия брали на поруки оступившегося ребенка. Она считает, что общественность должна активизироваться и добиваться того, чтобы государство, опираясь на опыт Европы и Америки, создавало условия для таких детей.

– На местном уровне, – говорит Роза Акылбекова, – исполнительным органам совместно с гражданским обществом в каждом регионе можно создать ресурсные центры. Как только полиция сообщает о факте подросткового преступления, комиссия по делам несовершеннолетних должна наводить мосты и помочь в том, чтобы этого ребенка взяли на поруки, выяснить материальное положение семьи, почему ребенок совершил кражу, например.

Если родитель, считает правозащитник, не может найти работу, то нужно помочь с трудоустройством и после этого поставить ребенка на контроль, но не разглашать эту информацию.

– Например, после школы он обязан прийти в организацию и выполнить несложное задание. Надо найти ему досуг. Это должен быть комплекс организаций. Конечно, за государственный счет, – говорит Роза Акылбекова.

Критическое мнение по поводу того, что оступившихся подростков планируют отправлять в специальную школу с жестким режимом содержания, также высказала нам и учительница из Темиртау.

– Если говорить в целом, то я против такого метода перевоспитания. Но в каждом конкретном случае нужно все равно разбираться индивидуально. Потому что одних подростков судьба и так не балует, а тут еще и спецшкола, что может поломать психику ребенка. А для других, возможно, другого выхода нет, – говорит учитель Мария Рейбандт.

Кстати, родителям, по словам правозащитника Розы Акылбековой, следует знать, что можно написать ходатайство начальнику спецшколы о переводе ребенка в другую спецшколу, ближе к дому. Сделать это вправе и сам подросток.

Елена ВЕБЕР

Елена Вебер — творческий псевдоним. Елена — репортёр Азаттыка по Карагандинской области. Живёт и работает в городе Темиртау.

Елена окончила курсы журналистики в городе Темиртау и филологический факультет (кафедра журналистики) Карагандинского университета имени Е. Букетова в 2009 году. С Азаттыком начала сотрудничать в 2010 году.

rus.azattyq.org

Универсальный дополнительный практический толковый словарь . И. Мостицкий . 2005–2012 .

Смотреть что такое «спецшкола» в других словарях:

спецшкола — спецшкола … Орфографический словарь-справочник

спецшкола — специальная школа образование и наука спецшкола специализированная школа образование и наука … Словарь сокращений и аббревиатур

СПЕЦШКОЛА — СПЕЦШКОЛА, спецшколы, жен. (неол. офиц.). Специальная школа (в составе 8, 9 и 10 классов средней школы) для подготовки будущих курсантов военных училищ. см. спец…. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

спецшкола — сущ., кол во синонимов: 1 • школа (68) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

спецшкола — спецшкола, спецшколы, спецшколы, спецшкол, спецшколе, спецшколам, спецшколу, спецшколы, спецшколой, спецшколою, спецшколами, спецшколе, спецшколах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

спецшкола — спецшк ола, ы … Русский орфографический словарь

спецшкола — (1 ж); мн. спецшко/лы, Р. спецшко/л … Орфографический словарь русского языка

спецшкола — и, ж., розм. 1) Середня загальноосвітня школа з поглибленим вивченням якого небудь предмета. 2) Спеціалізована школа для навчання якій небудь професії, підвищення кваліфікації тощо … Український тлумачний словник

спецшкола — ы; ж. Разг. 1. Школа с углубленным изучением каких л. предметов. 2. Школа, специализирующаяся на обучении детей с какими л. отклонениями в умственном или физическом развитии … Энциклопедический словарь

спецшкола — , ы, ж. Исправительно трудовая средняя школа закрытого типа; средняя школа для детей с отклонениями в психике и т.п. ◘ Она встречала на станции ленинградский эшелон с ремесленниками и учащимися спецшкол. Каверин, 1984, 553 … Толковый словарь языка Совдепии

mostitsky_universal.academic.ru

Популярное:

  • Список литературы по несовершеннолетним Список литературы по несовершеннолетним Список литературы / Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних (автор: oksi999) 1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. 2. Руководящие принципы ООН для предупреждения […]
  • Какие документы нужно предоставить в налоговую для возврата 13 с учебы Какие документы нужны для возврата 13% за лечение? При выполнении определенных условий можно вернуть часть средств, потраченных на лечение. Вернуть можно 13 процентов от потраченных денег на медицинские услуги и лечение. В […]
  • Вычеты подоходного налога на лечение Налоговый вычет за лечение Разделы: В каких случаях можно получить возврат 13% на лечение? Налоговый вычет на лечение относится к категории социальных налоговых вычетов. На него распространяются общие требования к сроку и […]
  • Какие дети имеют право на алименты Алименты после 18 лет В 2018 году принципы алиментных отношений в части обязанности родителей содержать своих детей не изменились. В соответствии с нормами Семейного кодекса РФ, детьми признаются лица, не достигшие […]
  • Бланки в налоговую для возврата денег за лечение Образец заявления на возврат НДФЛ за лечение Актуально на: 21 февраля 2017 г. ​Образец заявления на возврат НДФЛ за лечение К доходам физлица, облагаемым по ставке 13%, могут быть применены социальные налоговые вычеты, в т.ч. на […]
  • За что полагается возврат подоходного налога Возврат подоходного налога: какие расходы выступают в качестве вычетов Все работающие граждане знают, что с полученного дохода взимается тринадцатипроцентный налог, который перечисляется в налоговую инспекцию. Ниже приведен […]
  • Возврат налога за обучение образец Декларация на возврат 13 процентов за учебу – как оформить правильно? Есть несколько способов вернуть у государства уплаченный подоходный налог. Правильнее это называется “получить социальный вычет по НДФЛ”. Таким спобосом […]
  • Кто прокурор в гшахты График приема в Прокуратуре Прокуратура города Шахты расположена по адресу: ул. Шевченко, 80 Прокурор города Шахты старший советник юстиции Петренко Евгений Александрович Зам. прокурора советник юстиции Яценко Д.А. Зам. […]