Закон фз об охране атмосферного воздуха

Содержание:

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ
«Об охране атмосферного воздуха»

С изменениями и дополнениями от:

22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 23 июля, 30 декабря 2008 г., 27 декабря 2009 г., 18, 19 июля, 21 ноября 2011 г., 25 июня 2012 г., 23 июля 2013 г., 21 июля, 29 декабря 2014 г., 13 июля 2015 г., 29 июля 2018 г.

Принят Государственной Думой 2 апреля 1999 года

Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения

Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Закон определяет общие положения вопроса в области охраны воздуха. Регулирует вопросы управления, организации, государственного учета вредного воздействия, регистрации источников загрязнения, контроля охраны, экономического механизма, обеспечения прав граждан и юридических лиц в регулируемой сфере, ответственности за загрязнения, международного сотрудничества.

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 13 мая 1999 г. N 91, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 г. N 18 ст. 2222

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают с силу с 1 января 2015 г.

Изменения вступают с силу с 1 января 2015 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2018 г. и с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего Федерального закона
Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 226-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в России

ФЗ РФ «Об охране атмосферного воздуха» расценивается как важнейший документ, а его задача – улучшение существующей экологической обстановки. И так как среда постоянно подвергается не лучшим воздействиям, то такой закон позволит изменить ситуацию к лучшему.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» числится с номером 96, был принят четвёртого мая тысяча девятьсот девяносто девятого года. Обстановка уже на тот момент изменялась в худшую сторону, поэтому глава Российской Федерации принял решение защищать среду и регламентировать любые манипуляции, предполагающие негативные воздействия на атмосферу и её загрязнения.

Действующее законодательство содержит несколько основополагающих терминов. Так, атмосферный воздух положениями определяется имеющим особую важность компонентом, который представляет состоящую из газов атмосферную смесь, располагающуюся вне пределов каких-либо зданий. Загрязняющим веществом является определённый имеющий биологическую, токсическую, химическую природу компонент, который, достигая определённых концентраций, негативно действует на окружающую нас среду и состояние здоровья.

Загрязнение законодательством расценивает как образование или же неестественное введение загрязняющих веществ с концентрациями, превышающими допустимые, то есть установленные ФЗ. Также отдельно выделяется:

  • Физическое воздействие, включающее шумы, излучения, вибрационные влияния, температуры, волны.
  • Трансграничное, предполагающее перемещение опасных компонентов, источник которых находится за пределами страны.

Метеорологическими плохими условиями называются способствующие скоплению загрязняющих и вредных компонентов в атмосферных слоях, расположенных максимально близко к планете.

Законодательство устанавливает и допускаемые уровни неблагоприятных воздействий, и среди них выделяются технологические нормативы выброса, допускаемые критические нагрузки, согласованный временно выброс, предельно допускаемые нормативы и уровни негативного физического влияния, а также допускаемые предельно выбросы. Выяснить различия понятий можно, подробно изучив текст рассматриваемого закона.

Стоит уделить внимание принципам действующего закона об атмосферном воздухе, о защите атмосферы:

  1. Охрана здоровья, жизни всех без исключения людей как настоящего, так и последующих поколений находится в приоритете.
  2. Должны постоянно обеспечиваться хорошие экологические условия, подходящие для комфортных труда, жизнедеятельности, отдыха людей.
  3. Нельзя допускать неисправимые грозящие последствия для всей атмосферы, среды.
  4. Регулирование государственными органами различных выбросов и любые оказываемые неблагоприятные влияния должны обязательно и строго регулироваться.
  5. Данные о состоянии атмосферы должна быть полностью гласной, открытой, полной, доступной для всех россиян.
  6. Подход к охране среды и атмосферного воздуха обязан быть системным, научно обоснованным и комплексным.
  7. Соблюдение всех предписаний, которые устанавливает законодательство, распространяемое на области охраны всей атмосферы, должно быть обязательным, как и ответственность за любые несоблюдения установленных положений.

Права граждан

Постановление устанавливает и несколько прав, связанных с охраной нашей атмосферы. Согласно закону, все существующие объединения, физические, юридические лица могут:

  • Получать любую информацию, касающуюся состояния окружающей людей среды, её загрязнения и любых источников влияний.
  • Участвовать в посвящённых охране атмосферы мероприятиях, содействовать их материальному поддержанию и проведению.
  • Активно обсуждать вопросы, касающиеся любой запланированной деятельности, которая представляет собой потенциальную опасность.
  • Участвовать в обсуждениях тех или иных программ, затрагивающих охрану среды, вносить разные предложения по поводу нормализации качеств и состояния атмосферы.
  • Подавать в суд иски о возмещении причинённого загрязнениями ущерба окружающей среде, имуществу, здоровью.
  • Представители законных общественных организаций могут получать доступ к территориям различных объектов любой деятельности, на которых есть источники негативных воздействий или загрязнений.

Обязанности

Также закон о защите воздуха атмосферы гласит, что каждый российский гражданин имеет определённые обязанности, в большей мере распространяемые на предпринимателей и других лиц, владеющих источниками загрязнений. Список включает:

  • Проведение постоянного мониторинга выбросов загрязняющих веществ, нормируемых выбросов и внедрение конкретных нормативов, распространяющихся на любую деятельность.
  • Согласование участков возведения предназначенных для проведения разнообразной деятельности сооружений, которые будут оказывать негативные влияния.
  • Внедрение лучших доступных технологий, малоотходных принципов деятельности. Цель таких изменений – снижение уровня загрязняющих влияний.
  • Проведение и продумывание мероприятий, ориентированных на выявление потенциально опасных веществ, отлавливание, обезвреживание, уничтожение.
  • Продумывание мероприятий, направленных на препятствование непредвиденным связанным со сбоями и поломками выбросам вредных веществ и предполагающих предупреждение аварийных ситуаций.
  • Ведение учёта выбросов всех опасных попадающих в атмосферные слои веществ, мониторинг за соблюдением касающихся загрязнения нормативных показателей.
  • Соблюдение рекомендаций, касающихся монтажа и применения сооружений и систем, предназначаемых для очищения и мониторинга осуществляемых выбросов.
  • Обеспечение строгого соблюдения режимов зон с санитарными условиями, расположенных внутри объектов разнообразной деятельности и плохо влияющих на атмосферу.
  • Обеспечение своевременного и регулярного вывоза любых портящих атмосферный воздух отходов с территорий действующих объектов любой деятельности на оборудованные участки утилизации или захоронения.
  • Выполнение всех предписаний уполномоченных органов власти, должностные обязанности которых затрагивают сферы охраны и защиты воздуха, окружающей среды.
  • Безотлагательная передача данных обо всех произошедших аварийных выбросах, спровоцировавших загрязнения среды и воздуха и представляющих потенциальные угрозы для здоровья, жизней людей.
  • Предоставление касающихся охраны атмосферного воздуха данных всем органам, производящим надзор за соблюдением законодательных положений и управление в сферах охраны среды.
  • Соблюдение других требований, распространяющихся на защиту и охрану окружающей среды и устанавливаемых любыми органами конкретных субъектов.
  • Граждане, использующие транспортные или прочие негативно действующие на атмосферу движимые средства, обязаны следить за тем, чтобы не превышались установленные нормативы и уровни загрязнений.

Изучите законодательство, чтобы соблюдать установленные им предписания и улучшать экологическую ситуацию.


vtorothodi.ru

ФЗ 96 об охране атмосферного воздуха

Федеральный закон номер 96 регулирует и контролирует процессы охраны атмосферного воздуха, он определяет систему, которой обязаны следовать все лица, находящиеся на территории Российской Федерации. Воздух — важная составляющая жизни и здоровье людей определяется его чистотой. Для улучшения качества жизни людей, животных и растений необходимо поддерживать чистоту окружающей среды и развивать способы ее оздоровления и очищения.

Общие сведения

Закон об охране атмосферного воздуха 96 был принят Государственной Думой 2 апреля 1999 года, а одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 года. Последние изменения в него были внесены 13 июля 2015 года. Федеральный закон об атмосферном воздухе содержит 10 глав и 34 статьи. Атмосферный воздух является важной составляющей жизни людей, животных и растений на планете. Поддержка чистоты и сохранности окружающей среды — прямая обязанность человечества. Этот закон определяет нормы охраны атмосферного воздуха, устанавливает и гарантирует права граждан на наличие вокруг благоприятной окружающей среды и права граждан на доступ к информации о состоянии атмосферного воздуха.

Краткое содержание Федерального закона номер 96 об охране атмосферного воздуха:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Дан список терминов и понятий, используемых в законе и их определения. Перечислены другие законы, нормативы и акты, регулирующие описанную сферу;
  • В главе второй описаны принципы и система, по которой государство управляет сферой деятельности по защите и охране атмосферного воздуха. Перечислены нюансы и основные положения управления. Представлена информация в чем заключается управление и контроль. Дан список полномочий, прав и обязанностей органов гос. власти и государственных учреждений в области охраны атмосф. воздуха. Дан также список полномочий, прав и обязанностей органов субъектов и местного самоуправления РФ;
  • В главе номер три оформлены способы организации деятельности, развития и создания мер по охране окружающего воздуха. Описаны категории качества вредных веществ. Оформлены списки количества вредных выбрасываемых отходов, которые позволительны для определенных территорий. Описан реестр и регистрация веществ, являющихся опасными для окружающей среды. Оформлен способ получения и форма разрешения на выброс загрязняющих веществ. Дан список условий и требований по ведению хозяйства и охране воздуха. Оформлены сведения по регулированию и контролю выбрасываемых в атмосферу веществ при использовании транспортных средств и при сжигании и хранении отходов производственных и потребительских процессов. Инструкция, согласно которой проводятся мероприятия и операции по защите населения во время изменений уровня загрязнения атмосферного воздуха;
  • В г. четыре описан реестр источников загрязнения окружающей среды и количества их выбросов. Оформлены способы инвентаризации и проверки заводов, производств, организаций и т. д.;
  • В пятой г. описаны способы и органы, контролирующие и регулирующие охрану и меры очистки атмосферного воздуха. Оформлены процессы и способы мониторинга, надзора гос. учреждениями, контроль производственных и потребительских процессов. Перечислены обязанности общества по сохранению чистоты атмосф. воздуха;
  • В шестой описана экономическая составляющая описанной сферы, финансирование, бюджет, оплата за выброс загрязняющих веществ и т. д.;
  • В седьмой перечислены права и обязанности граждан РФ, юр. лиц и ИП в сфере охраны и очистки от загрязнения окружающей среды;
  • В восьмой главе перечислена ответственность за нарушения и совершение преступлений в описываемой сфере. Оформлены штрафы и возмещение нанесенного ущерба;
  • В главе девятой оформлены процессы сотрудничества Российской Федерации с другими странами в сфере охраны атмосф. воздуха;
  • В главе номер десять оформлены дополнительные положения закона, включающие в себя заключительные условия и требования.

Описываемую сферу регулирует не только настоящий Федеральный закон, но и другие ФЗ, Конституция Российской Федерации, гражданское законодательство, законодательство РФ о тех. регулировании.

Последние изменения, внесенные в 96 ФЗ

Последние изменения в закон об атмосферном воздухе были внесены 13 июля 2015 года, при принятии ФЗ номер 233. Согласно принятым изменениям, закон был дополнен статьей номер 5.1. В этой статье написано, что для эффективного осуществления деятельности по охране атмосферного воздуха государственные органы могут передавать свои полномочия учреждениям субъектов РФ. Передача полномочий осуществляется по принципам, прописанным в ФЗ номер 184 о принципах организации законодательных и исполнительных органов гос. власти субъектов России.

В ст. 14 описана форма получения разрешения на выброс вредных веществ. Согласно этой статье, разрешение на выброс загрязняющих веществ может быть выдано только фед. органом исполнительной власти или фед. органом исполнительной власти субъектов РФ, занимающимися деятельностью по охране окружающей среды. В таком разрешении сотрудники гос. учреждений и органов устанавливают допустимый уровень количества выбросов и другие условия и требования, согласно которым происходит охрана и сохранение среды. Порядок выдачи разрешения, количество оказываемого физического влияния на среду и денежная сумма пошлины за разрешение устанавливаются Правительством России и законодательством РФ. В случае выявления нарушений, деятельность организации или производства может быть остановлена или совсем прекращена.

В ст. 18 описаны способы и причины разрешения на хранение, сжигание или обезвреживание отходов. Согласно этой статье, любое хранение или утилизация отходов, загрязняющих окружающую среду, дурнопахнущих или другим способом оказывающих негативное влияние на население, запрещено. Юр. лица обязаны вывозить с территорий производства отходы в специально отведенные для этого места. Предпочтительней, чтобы отходы были вывезены в места, где будут использованы как сырье.

В ст. 25 96 ФЗ об охране атмосферного воздуха написано, что если у юридического лица или у индивидуального предпринимателя есть свое производство, они обязаны вести контроль над количеством отходов. Такие лица обязаны охранять атмосферный воздух от хим. и биологических загрязняющих веществ. Юр. лица и ИП назначают специалиста, сотрудника, занимающегося деятельностью по охране окружающей среды. Охрана среды должна проходить согласно законодательству РФ, не отходя от положений законов. Вся информация о проведенных мероприятиях, мерах и действиях должна быть передана в соответствующие органы.

Согласно 96 ФЗ 28 ст., лица, в организации или на производстве которых выбрасываются любые отходы, загрязняющие среду, обязаны за это платить. Сумма оплаты высчитывается согласно законодательству России.

Скачать текст закона об охране атмосферного воздуха

Описываемый Федеральный закон 96 определяет полномочия, права и обязанности лиц по охране атмосферного воздуха. Лица обязаны выполнять и следовать определенным условиям и требованиям, чтобы сохранить и улучшить состояние окружающей среды. Каждому гражданину рекомендуется ознакомиться с настоящим законом.

Скачать Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» можно по ссылке.

lawlinks.ru

Закон «Об охране атмосферного воздуха»

Атмосферный воздух — важный компонент окружающей нас природы, часть среды обитания растений, животных и человека.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» определяет правовые аспекты охраны воздуха. Он создан с целью осуществления конституционных прав граждан на получение достоверной информации об окружающей среде и создание благоприятной обстановки для проживания.

Описание Федерального закона 96

Законодательство Российской Федерации в сфере охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции РФ. Оно состоит из настоящего Федерального закона и других законодательных положений. Закон предусматривает ведение опциональных экологических условий в области атмосферного воздуха.

Имущественные отношения, которые возникают во время работы над охраной воздуха, дополнительно регулируются Гражданским законодательством Российской Федерации.

Отношения, которые возникают в момент деятельности по охране атмосферного воздуха, контролируются законодательством о техническом регулировании. Предметом регулирования выступают требования к продукции, сооружениям, зданиям и процессам проектирования.

Федеральный закон был принят Государственной Думой 2 апреля 1999 года, а одобрен Советом Федерации через 20 дней того же года. Последние изменения были внесены 30 декабря 2008 года.

Краткое содержание Федерального закона «»Об охране атмосферного воздуха»»:

  • Глава 1 — Описывает общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 — Управляет областью охраны воздуха;
  • Глава 3 — Организовывает деятельность в области охраны окружающей среды;
  • Глава 4 — Учитывает вредные воздействия на атмосферный воздух и определяет источники;
  • Глава 5 — Контролирует область охраны окружающей среды;
  • Глава 6 — Описывает экономический механизм;
  • Глава 7 — Перечисляет права граждан, юридических лиц и общественных объединений;
  • Глава 8 — Предусматривает ответственность за нарушение законодательства;
  • Глава 9 — Описывает способы международного сотрудничества;
  • Глава 10 — Перечисляет заключительные положения.

Настоящее законодательство определяет полномочия органов государственной власти.

К ним относятся:

  • Создание и определение единой государственной политики в сфере охраны атмосферного воздуха на территории РФ;
  • Определение порядка проектирования деятельности в области охраны среды и создание экологических и гигиенических документов по уровню качества среды в атмосфере;
  • Создание цельной нормативно-методической базы в сфере охраны атмосферного воздуха;
  • Создание федеральных целевых программ.

Хотите проанализировать статьи настоящего Федерального закона с внесенными изменениями, дополнениями и поправками? Скачайте его по ссылке.

Последние изменения в законе об атмосферном воздухе

30 декабря 2008 году изменения были внесены в следующие статьи:

Статья 12

Определяются нормативы выбросов вредных веществ в атмосферу:

  • Технические нормативы выбросов;
  • Предельно допустимые выбросы.

Федеральный закон самостоятельно устанавливает нормативы выбросов веществ в атмосферу. Однако предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных веществ.

Статья 15

В ст 15 настоящего закона перечислены стандартные условия для различной деятельности, последствия которой влечет за собой вредное воздействие на атмосферную среду.

К техническим средствам, которые могут оказать вредное воздействие на окружающую среду, устанавливаются нормативы. Это защитит здоровье человека и его генетический фонд. При производстве продукции запрещается внедрение новых материалов, техники, технологий и другой продукции, если они не соответствуют законодательным нормам настоящего Федерального закона.

На территории Российской Федерации может быть использовано только то топливо, которое представлено с сертификатом соответствия и специальным декларациям, содержание которых описывает минимальное негативное воздействие на окружающий воздух.

На территории Российской Федерации запрещается использовать и производить технические средства и технологические установки, которые не обладают сертификатами соответствия.

Статья 25

В ст 25 Федерального закона описывается контроль над производством, который вредно воздействует на окружающую атмосферу.

Производство контролируют юридические лица согласно нормативам вредных биологических, химических и физических веществ, после чего составляется ведомость в виде отчета государственным органам. На предприятиях должно быть уполномоченное лицо, которое ответственно за производственный контроль и охрану атмосферного воздуха.

Также предоставляется информация о лицах, которые ответственны за проведение тщательного контроля воздействия вредных веществ.

Ниже рассмотрены статьи, изменения в которые не вносились. Тем не менее они содержат важные моменты.

Статья 18

В ст 18 определяется количество вредных веществ, которые воздействуют на окружающую среду.

Федеральный закон запрещает хранить или закапывать отходы, которые воздействуют на воздух окружающей среды. Места хранения или захоронения предварительно согласовываются с территориальными органами исполнительной власти.

Статья 28

96-ФЗ 28 ст определяет плату за чрезмерный выброс вредных веществ в атмосферу. Если загрязняющие вещества выбрасываются в природу, то индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, которые это практикуют, устанавливается фиксированная плата. Размер денежных средств (штрафа) предусматривается законодательством Российской Федерации.

Статья 31

Настоящий закон определяет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере охраны атмосферного воздуха. Лица, которые совершили нарушение законодательства РФ, несут административную, уголовную или другую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Чтобы скачать изменения, дополнения и поправки к статье, перейдите по ссылке.

210fz.ru

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

атмосферный воздух — жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений;

вредное (загрязняющее) вещество — химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;

загрязнение атмосферного воздуха — поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха;

вредное физическое воздействие на атмосферный воздух — вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду;

трансграничное загрязнение атмосферного воздуха — загрязнение атмосферного воздуха в результате переноса вредных (загрязняющих) веществ, источник которых расположен на территории иностранного государства;

неблагоприятные метеорологические условия — метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха;

предельно допустимый уровень физического воздействия на атмосферный воздух — норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;

предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух — норматив, который устанавливается для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух и при котором вредное физическое воздействие от данного и ото всех других источников не приведет к превышению предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух;

технический норматив выброса — норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели;

предельно допустимая (критическая) нагрузка — показатель воздействия одного или нескольких вредных (загрязняющих) веществ на окружающую среду, превышение которого может привести к вредному воздействию на окружающую среду;

предельно допустимый выброс — норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов;

временно согласованный выброс — временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса;

мониторинг атмосферного воздуха — система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения;

охрана атмосферного воздуха — система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду;

гигиенический норматив качества атмосферного воздуха — критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека;

экологический норматив качества атмосферного воздуха — критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду;

качество атмосферного воздуха — совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

1. Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха вправе предусматривать введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха.

3. Имущественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха, регулируются гражданским законодательством.

Глава II. Управление в области охраны атмосферного воздуха

Статья 3. Основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:

приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;

обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;

недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды;

обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;

научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом;

обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 4. Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха

Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды .

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся:

формирование и проведение единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории Российской Федерации;

установление порядка разработки и утверждения гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух и других экологических нормативов в целях охраны атмосферного воздуха;

формирование единой нормативно-методической базы в области охраны атмосферного воздуха;

формирование и обеспечение реализации федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха;

установление порядка государственного учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

установление порядка разработки технических нормативов выбросов, утверждение технических нормативов выбросов, а также перечня объектов (кадастров), в отношении которых они разрабатываются;

установление порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

установление порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;

установление порядка использования сборов, полученных за выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;

установление порядка организации и проведения государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения;

установление порядка ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и (или) вредных физических воздействий на атмосферный воздух, которые осуществляются с нарушением условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;

координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

установление порядка сертификации топлива, технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок, подтверждающей их соответствие требованиям охраны атмосферного воздуха;

определение величины уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сроков, в которые будет осуществлено такое уменьшение, в соответствии с федеральными целевыми программами охраны атмосферного воздуха и международными обязательствами Российской Федерации в данной области;

организация информирования населения о загрязнении атмосферного воздуха и выполнении федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха;

осуществление иных полномочий в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

определение функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

организация и проведение государственного контроля за охраной атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся:

Утратил силу с 1 января 2005 г.

принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;

Утратил силу с 1 января 2005 г.

разработка и реализация региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха;

Утратил силу с 1 января 2005 г.

участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;

проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;

Утратил силу с 1 января 2005 г.

осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;

информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;

Утратил силу с 1 января 2005 г.

участие в проведении государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на соответствующей территории субъекта Российской Федерации;

право принятия и реализации региональных программ в области охраны атмосферного воздуха, в том числе в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха, и стимулирования производства и применения экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей;

организация и проведение государственного контроля (государственного экологического контроля) за охраной атмосферного воздуха, за исключением контроля на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

введение ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха, выявленного в результате организации и проведения государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, осуществляемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны атмосферного воздуха

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области охраны атмосферного воздуха в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 8 настоящего Федерального утратила силу с 1 января 2005 г.

Глава III. Организация деятельности в области охраны атмосферного воздуха

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 9 настоящего Федерального утратила силу с 1 января 2005 г.

Статья 9. Программы охраны атмосферного воздуха и мероприятия по его охране

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 10 настоящего Федерального утратила силу с 1 января 2005 г.

Статья 10. Финансирование программ охраны атмосферного воздуха и мероприятий по его охране

Статья 11. Нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух

1. В целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.

2. Гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 12. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух

1. В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:

технические нормативы выбросов;

предельно допустимые выбросы.

2. Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.

3. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в пункт 4 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению соответствующих территориальных органов специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.

План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух разрабатывается и осуществляется юридическими лицами, для которых устанавливаются временно согласованные выбросы, с учетом степени опасности указанных веществ для здоровья человека и окружающей среды.

5. В целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

6. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, методы их определения пересматриваются и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.

7. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 13. Государственная регистрация вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ

Федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с другими федеральными органами исполнительной власти осуществляет организацию регистрационных испытаний вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на человека и окружающую среду, и их государственную регистрацию в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 14. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух

1. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

2. Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды .

3. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

4. За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух могут взиматься сборы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ в пункт 5 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования указанного Федерального закона

5. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации .

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ в статью 15 настоящего Федерального закона внесены изменения

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в статью 15 настоящего Федерального закона внесены изменения

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 15 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 15. Общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух

1. В целях предупреждения вреда, который может быть причинен окружающей среде, здоровью и генетическому фонду человека, стандартами на новые технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которые могут оказать вредное воздействие на атмосферный воздух, устанавливаются требования охраны атмосферного воздуха.

2. Запрещается внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха.

3. Производство и использование топлива на территории Российской Федерации допускаются только при наличии сертификатов соответствия или деклараций о соответствии , подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха.

4. Производство и использование на территории Российской Федерации технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок допускаются только при наличии сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, подтверждающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов.

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 5 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

5. Сертификаты соответствия или декларации о соответствии, подтверждающие соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов, а также сертификаты соответствия или декларации о соответствии, подтверждающие соответствие топлива установленным нормам и требованиям охраны атмосферного воздуха, выдаются или принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ в пункт 6 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

6. Органы исполнительной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут вводить ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.

7. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.

8. Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды .

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 16. Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности

1. При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.

2. При проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, а также при застройке и реконструкции городских и иных поселений должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.

3. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

4. В проектах строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и другими федеральными органами исполнительной власти.

5. Размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами и другими федеральными органами исполнительной власти или с их территориальными органами.

6. При вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться непревышение технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

7. Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в пункт 8 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения

8. Запрещаются проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей среды.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ в статью 17 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 17 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 17. Регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств

1. Запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

2. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств.

3. Утратил силу с 1 января 2005 г.

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 4 статьи 17 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

4. Транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти .

5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут в пределах своей компетенции вводить ограничения на въезд транспортных и иных передвижных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма на особо охраняемых природных территориях и регулировать передвижение транспортных и иных передвижных средств на указанных территориях.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 18 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 18. Регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ при хранении, захоронении, обезвреживании и сжигании отходов производства и потребления

1. Хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды , запрещается.

2. Юридические лица, отходы производства и потребления которых являются источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязаны обеспечивать своевременный вывоз таких отходов на специализированные места их хранения или захоронения, а также на другие объекты хозяйственной или иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья.

3. Места хранения и захоронения загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления должны быть согласованы с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 19 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 19. Мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей

1. В городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

2. Порядок проведения указанных в пункте 1 настоящей статьи работ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти.

3. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды , обеспечивающими контроль за проведением и эффективностью указанных мероприятий.

4. При изменении состояния атмосферного воздуха, которое вызвано аварийными выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и при котором создается угроза жизни и здоровью человека, принимаются экстренные меры по защите населения в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статья 20. Трансграничное загрязнение атмосферного воздуха

В целях уменьшения трансграничного загрязнения атмосферного воздуха источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ, расположенными на территории Российской Федерации, Российская Федерация обеспечивает проведение мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также осуществляет иные меры в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Глава IV. Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 21 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 21. Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 1 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

1. Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти .

2. Перечень организаций, осуществляющих в установленном порядке статистические наблюдения в области охраны окружающей среды на соответствующих территориях, определяется территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды по согласованию с территориальными органами государственной статистики.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 22. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников

1. Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды .

2. Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды .

Глава V. Контроль за охраной атмосферного воздуха

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 23 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 23. Мониторинг атмосферного воздуха

1. В целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 2 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

2. Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного мониторинга окружающей среды и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти .

3. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ в статью 24 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 24 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 24. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха

1. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха должен обеспечить соблюдение:

условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;

стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

выполнения федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха, программ субъектов Российской Федерации охраны атмосферного воздуха и выполнения мероприятий по его охране;

иных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

2. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальные органы в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют и проводят государственный контроль (государственный экологический контроль) за охраной атмосферного воздуха, за исключением контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ в статью 25 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 25 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 25. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха

1. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

2. Юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

3. Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в области охраны окружающей среды.

Статья 26. Общественный контроль за охраной атмосферного воздуха

Общественный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации об общественных объединениях.

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в статью 27 настоящего Федерального закона внесены изменения

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ в статью 27 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 27 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 27. Права и обязанности государственных инспекторов по охране природы, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха

1. Должностные лица федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды , его территориальных органов , органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, являются государственными инспекторами по охране природы, осуществляющими контроль за охраной атмосферного воздуха на основании положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ в пункт 2 статьи 27 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования указанного Федерального закона

2. Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном порядке:

беспрепятственно посещать объекты хозяйственной и иной деятельности, в том числе объекты оборонного значения, на которых имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

проверять соблюдение установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и работу очистных сооружений, средств контроля за такими выбросами;

проверять соблюдение установленных нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

определять размеры вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения атмосферного воздуха;

направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях;

аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него или приостанавливать действие таких разрешений на определенный срок, если условия таких разрешений не соблюдаются;

вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности;

проводить измерения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, в том числе автомобильным транспортом;

давать предписания, обязательные для физических и юридических лиц, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

привлекать к административной ответственности граждан, юридических и должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

предъявлять иски физическим и юридическим лицам за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

осуществлять иные не противоречащие законодательству Российской Федерации действия по охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции.

3. Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, обязаны:

иметь соответствующий уровень подготовки в области охраны атмосферного воздуха;

осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, законодательством Российской Федерации о государственной службе и административным законодательством Российской Федерации;

осуществлять контроль за соблюдением на соответствующей территории установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также других условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;

обеспечивать контроль за выполнением заключений государственной экологической экспертизы;

взаимодействовать с общественными природоохранными организациями при осуществлении контроля за охраной атмосферного воздуха;

обосновывать размеры возмещения вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха;

информировать органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, правоохранительные органы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в пределах своей компетенции;

подготавливать и направлять материалы о нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в правоохранительные органы.

Глава VI. Экономический механизм охраны атмосферного воздуха

Статья 28. Плата за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него

За загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава VII. Права граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха

Статья 29. Права граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха

1. Граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на:

информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него;

участие в проведении мероприятий по охране атмосферного воздуха и их финансирование;

участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха;

обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества.

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в пункт 2 статьи 29 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Граждане и общественные объединения имеют право предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, окружающей среде, причиненного загрязнением атмосферного воздуха.

3. Представители общественных объединений имеют право доступа на территории объектов хозяйственной и иной деятельности, имеющих источники загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 30 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 30. Обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в пункт 1 статьи 30 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:

обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти;

внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;

обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;

выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды ;

немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля;

предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха;

соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

2. Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.

Глава VIII. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 32. Возмещение вреда, причиненного здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха

Вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей среды за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.

Глава IX. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

Статья 33. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с принципами, установленными международными договорами Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Глава Х. Заключительные положения

Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Признать утратившим силу Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, N 29, ст. 1027).

3. Признать утратившим силу постановление Верховного Совета РСФСР «О порядке введения в действие Закона РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, N 29, ст. 1028).

4. Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

www.infosait.ru

Популярное:

  • Охрана прав ребенка в законе об образовании Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ"Об основных гарантиях прав ребенка в […]
  • Федеральный закон от 21071997 116-фз о промышленной безопасности Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ"О промышленной безопасности опасных […]
  • Федеральный закон 129 фз от 05052014 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N […]
  • Закон об организаторах торгов Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ"Об организованных торгах" С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2012 […]
  • Гос проверки закон Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изменениями и […]
  • Федеральный закон о вич инфицированных Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от […]
  • Федеральный закон 261-фз от 08112007 Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и […]
  • Федеральный закон no 183-фз Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ"Об экспортном контроле" С изменениями и дополнениями от: 30 декабря 2001 г., 29 […]