Закон рф о частной детективной деятельности 1992

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ЗАКОН РФ от 11.03.92 N 2487-I «О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • «Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 23.04.1992, N 17, ст. 888,
  • «Российская газета», N 100, 30.04.92

ЗАКОН РФ от 11.03.92 N 2487-I «О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

11 марта 1992 года N 2487-I

Настоящим Законом частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания.

Правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция РСФСР, настоящий Закон, другие законы и иные правовые акты Российской Федерации.

Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

5) поиск без вести пропавших граждан;

6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лица, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, индивидуального частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать услуги, перечисленные в настоящей статье.

Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечисленные в части второй статьи 3 настоящего Закона.

Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.

В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг, перечисленных в части первой статьи 3 настоящего Закона.

При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио- и телефонной связи.

В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств, виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Выдача лицензий на частную сыскную деятельность на определенной территории Российской Федерации производится соответствующим органом внутренних дел в пределах его компетенции.

Гражданин, претендующий на получение лицензии на работу в качестве частного детектива, обязан лично предоставить в соответствующий орган внутренних дел:

анкету; фотографии; медицинскую справку о состоянии здоровья;

документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования или прохождение специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет;

сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи и иных технических средствах и намерении их использовать.

Органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензии, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение.

Лицензия не выдается:

1) гражданам, не достигшим двадцати одного года;

2) гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

3) гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

4) гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления;

5) гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;

6) бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;

7) гражданам, не представившим документы, перечисленные в части второй настоящей статьи.

Лицензия на работу в качестве частного детектива выдается органом внутренних дел в течение месяца со дня подачи заявления гражданином, претендующим на ее получение, сроком на три года и является основанием для государственной регистрации индивидуального частного детективного предприятия (*) в Совете народных депутатов по месту учреждения данного предприятия или для заключения трудового договора (контракта) с объединением частных детективов. Порядок и размеры платежей при выдаче лицензий определяются Министерством финансов Российской Федерации.

(*) Далее — частные детективные предприятия.

В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение или нарушение срока рассмотрения заявления могут быть обжалованы в вышестоящий орган внутренних дел или суд.

Гражданину, получившему лицензию на работу в качестве частного детектива, соответствующим органом внутренних дел одновременно выдается документ установленного образца, удостоверяющий его личность.

Частным детективам запрещается:

1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений;

2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

3) собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

4) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

5) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

6) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

7) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

8) разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;

9) передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.

Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность.

Частные детективные предприятия могут создавать объединения, имеющие статус юридического лица. Обязательным требованием для их руководителей является наличие высшего юридического образования и лицензии на частную сыскную деятельность.

Учредители объединения для получения лицензии обязаны представить в соответствующий орган внутренних дел заявление, сведения о характере и направлениях деятельности объединения, составе и предполагаемой численности персонала, о наличии специальных средств, технических и иных средств, а также о потребности в них и учредительные документы.

Лицензия выдается органом внутренних дел в течение месяца со дня подачи заявления сроком на три года и является основанием для государственной регистрации объединения в Совете народных депутатов по месту учреждения данного объединения. Порядок и размеры платежей при выдаче лицензий определяются Министерством финансов Российской Федерации.

В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом учредителей, направивших заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение или нарушение срока рассмотрения заявления могут быть обжалованы в вышестоящий орган внутренних дел или суд.

Объединения частных детективов вправе открывать свои филиалы в других регионах Российской Федерации. При этом каждый филиал должен получить лицензию в соответствующем органе внутренних дел по месту своего расположения.

Непредставление учредителями перечисленных в части второй настоящей статьи сведений либо представление искаженных сведений служит основанием для отказа в выдаче лицензии.

Частное детективное предприятие (объединение) обязано заключить с каждым из своих клиентов письменный договор на оказание услуг, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дата заключения договора.

Договор считается заключенным, если между сторонами на конфиденциальной основе достигнуто соглашение по всем его пунктам и он составлен с соблюдением условий, установленных в части первой настоящей статьи.

В договоре предусматривается обязанность частного детективного предприятия (объединения) предоставить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы, который должен включать ответы на основные вопросы, интересующие клиента в соответствии с договором.

К отчету прилагается уточненный расчет гонорара и расходов частного детективного предприятия (объединения). Копия отчета подлежит хранению в архиве предприятия (объединения) в течение трех лет.

Споры по расчетам за услуги и другим основаниям, установленным договором между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом, пользующимся его услугами, рассматриваются в судебном порядке.

Частные детективы и объединения частных детективных предприятий должны своевременно продлевать срок действия лицензий, а также представлять в орган внутренних дел по его требованию сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением ими установленных правовыми актами положений о частной детективной деятельности. Лицензия продлевается по ходатайству заявителя на пять лет за один месяц до истечения срока ее действия.

Орган внутренних дел, выдавший лицензию, вправе ее аннулировать в случаях:

нарушений либо неисполнения частным детективом (предприятием, объединением) требований, предусмотренных настоящим Законом, положений других законов и иных правовых актов Российской Федерации, составляющих правовую основу деятельности частных детективов, их предприятий и объединений;

неисполнения налоговых и иных финансовых обязательств.

Принятию решения об аннулировании лицензии должно предшествовать предварительное письменное предупреждение органом внутренних дел ее обладателя, за исключением случаев, если частному детективу предъявлено обвинение в совершении преступления. В предупреждении точно указывается, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены надлежащим образом, и определяется срок для устранения допущенных нарушений.

Аннулирование лицензии является основанием для прекращения частной сыскной деятельности и может быть обжаловано в вышестоящий орган внутренних дел или суд.

Лицензия на частную сыскную деятельность аннулируется также в случае добровольного отказа частного детектива от нее или ликвидации объединения.

При установлении судом законности аннулирования лицензии повторное обращение за ее получением возможно по истечении трех лет со дня судебного решения.

Оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения.

Предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь на то лицензию, выдаваемую органом внутренних дел в порядке, установленном настоящим Законом для лицензирования объединений частных детективов.

Охранная деятельность предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

Руководители охранных предприятий, а также персонал этих предприятий (далее — охранники), оказывающие услуги, связанные с проектированием, монтажом и эксплуатацией средств охранно-пожарной сигнализации, использованием в своей профессиональной деятельности оружия и специальных средств, обеспечением защиты жизни и здоровья отдельных лиц, обязаны получить лицензию в порядке, установленном для частных детективов. При этом вместо документов, подтверждающих наличие юридического образования, специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика и стажа работы в оперативных или следственных подразделениях, требуется представить в орган внутренних дел документы, подтверждающие прохождение специальной подготовки для работы в качестве охранника, либо стаж работы не менее трех лет в органах внутренних дел или в органах безопасности.

Руководителям охранных предприятий, а также охранникам, оказывающим услуги, перечисленные в части четвертой настоящей статьи, не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.

Отказ в выдаче, продление срока действия, аннулирование лицензии и обжалование решений органов внутренних дел производятся в порядке, установленном настоящим Законом для частных детективов.

Гражданину, получившему лицензию на оказание охранных услуг, соответствующим органом внутренних дел одновременно выдается документ установленного образца, удостоверяющий его личность.

Виды вооружения охранников, порядок приобретения, учета, хранения и ношения ими оружия регламентируются Правительством Российской Федерации.

Для получения лицензии на оказание охранных услуг предприятие, создаваемое для этих целей, наряду с документами, перечисленными в части четвертой статьи 11 настоящего Закона, представляет в соответствующий орган внутренних дел записку, в которой перечисляются виды охранных услуг и указываются территория деятельности создаваемого предприятия охраны, данные о предполагаемой численности персонала, намерении использовать технические и иные средства, специальные средства, оружие и потребности в них.

Обязательным требованием к руководителю предприятия является наличие высшего образования.

При необходимости органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решений о выдаче лицензий на охранную деятельность.

Отказ в выдаче, продление срока действия, аннулирование лицензии предприятия, заключение им договоров с клиентами и обжалование решений органов внутренних дел осуществляются в порядке, аналогичном установленному для объединений частных детективных предприятий.

На охранную деятельность распространяются ограничения, установленные статьей 7 настоящего Закона. Охранникам запрещается использовать методы сыска.

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемые жизнь и здоровье граждан или собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (милицию).

Частным охранным предприятиям и предприятиям (объединениям) частных детективов для осуществления охранно-сыскной деятельности разрешается создавать на договорной основе ассоциации с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц.

Предприятия независимо от их организационно-правовых форм, расположенные на территории Российской Федерации, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя, с правом открытия текущих и расчетных счетов (далее — службы безопасности).

Руководитель и персонал служб безопасности обязаны получить лицензии в соответствии с положениями статей 4, 6, 11 и 12 настоящего Закона, руководствоваться иными его требованиями и действовать на основании собственных уставов, согласованных с органами внутренних дел по месту своего учреждения. Отказ в выдаче, продление срока действия, аннулирование лицензий и обжалование решений органов внутренних дел осуществляются в порядке, установленном настоящим Законом для частных детективов охранников.

Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.

Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения, имеющие право юридического лица.

Разработка программ обучения, лицензирование указанных в части первой настоящей статьи учреждений и контроль за их деятельностью осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охраной деятельности — специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Законом, и в пределах предоставленных лицензией прав.

Охранник при применении специальных средств или огнестрельного оружия либо частный детектив при применении специальных средств обязан:

предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;

стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;

обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;

немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Частные детективы и охранники, обладающие лицензией, обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Такая проверка осуществляется в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Применение частным детективом или охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой лишение лицензии, а также иную ответственность, установленную законом.

На частную детективную и охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств, установленные Правительством Российской Федерации для органов внутренних дел Российской Федерации.

Частные детективы и охранники имеют право применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью, а охранники и для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью охраняемых граждан;

2) для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собственности.

Охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;

2) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность;

3) для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемой собственности, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.

О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту применения оружия.

Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Фонд государственного социального страхования Российской Федерации.

Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий.

Оказание сопротивления, угроза или насилие в отношении лиц, занимающихся оказанием охранных услуг в связи с исполнением ими своих обязанностей, влечет ответственность в соответствии с законом.

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляют Министерство внутренних дел Российской Федерации, иные министерства и ведомства Российской Федерации и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных настоящим Законом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Должностные лица, уполномоченные осуществлять контроль за деятельностью частных детективных и охранных предприятий (объединений, ассоциаций), образовательных учреждений и служб безопасности, вправе требовать от них в рамках своей компетенции представления соответствующих документов и получать письменную или устную информацию, необходимую для выполнения контрольных функций.

Надзор за исполнением настоящего Закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий (объединений, ассоциаций), образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных настоящим Законом, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

На сайте «Zakonbase» представлен ЗАКОН РФ от 11.03.92 N 2487-I «О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ЗАКОН РФ от 11.03.92 N 2487-I «О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ЗАКОН РФ от 11.03.92 N 2487-I «О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

zakonbase.ru

Федеральный закон № 534-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»

Федеральный закон

от 31 декабря 2014 г. № 534-ФЗ

«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 19 декабря 2014 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года

Внести в Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 17, ст. 888; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 12, ст. 1093; 2003, № 2, ст. 167; 2005, № 24, ст. 2313; 2006, № 30, ст. 3294; 2007, № 31, ст. 4011; 2008, № 52, ст. 6227; 2009, № 48, ст. 5717; № 52, ст. 6450, 6455; 2010, № 47, ст. 6032, 6035; 2011, № 7, ст. 901; № 27, ст. 3880; № 49, ст. 7067; 2013, № 27, ст. 3477; 2014, № 19, ст. 2331; № 26, ст. 3364; № 30, ст. 4211) следующие изменения:

1) пункт 7 части третьей статьи 3 изложить в следующей редакции:

«7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.»;

а) в части первой слова «и условий» исключить;

б) в пункте 5 части седьмой слова «и условий» исключить;

а) в части третьей первое предложение изложить в следующей редакции: «Частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране», а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.»;

б) дополнить частью шестой следующего содержания:

«Оказание охранных услуг в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности.»;

а) в части второй слова «и условий» исключить;

б) в пункте 5 части третьей слова «и условий» исключить;

5) в части седьмой статьи 11.3 слова «и условиям» исключить;

а) в части первой слова «и условий» исключить;

б) в части второй слова «и условий» исключить;

в) в части четвертой слова «и условий» исключить;

7) часть шестую статьи 12 после слов «на охраняемое имущество» дополнить словами «либо нарушающее внутриобъектовый и (или) пропускной режимы»;

а) часть вторую изложить в следующей редакции:

«Действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны. Типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел. Экземпляр должностной инструкции частного охранника на объекте охраны в обязательном порядке направляется в орган внутренних дел по месту нахождения соответствующего объекта охраны.»;

б) пункт 1 части третьей дополнить словами «на объекте охраны»;

9) в наименовании раздела V после слова «Применение» дополнить словами «физической силы,», слова «детективной и» исключить;

а) наименование после слова «применения» дополнить словами «физической силы,»;

б) в части первой слова «огнестрельное оружие и специальные средства» заменить словами «физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие»;

в) в части второй:

абзац первый после слова «применении» дополнить словами «физической силы,»;

абзац второй после слова «применении» дополнить словами «физической силы,»;

г) часть четвертую после слов «Применение охранником» дополнить словами «физической силы,»;

11) дополнить статьей 16.1 следующего содержания:

«Статья 16.1. Применение физической силы

Частные охранники имеют право применять физическую силу в случаях, если настоящим Законом им разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.»;

а) в части пятой слова «и условий» исключить;

б) в пункте 1 части восьмой слова «и условий» исключить.

www.webohrannik.ru

«Комментарий к Закону «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (постатейный) (Захарова Т.В.) («Юстицинформ», 2003)

КОММЕНТАРИЙ
К ЗАКОНУ «О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 15 октября 2002 года
Т.В. ЗАХАРОВА
Захарова Татьяна Викторовна, генеральный директор юридической фирмы «Юрфирма-СВ».

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 1992 г. N 2488-1
О ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ЧАСТНОЙ
ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
———————————
Не приводится.
11 марта 1992 года N 2487-1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Частная детективная и охранная деятельность
Комментарий к статье 1
Деятельность частных детективных и охранных организаций и индивидуальных предпринимателей носит частноправовой характер. Отсутствие в Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» прямого указания на то, что основной целью создания и деятельности частных охранных и детективных организаций является извлечение прибыли, обусловливает настоятельную потребность в определении базовых понятий в данной сфере.
В определении частной детективной и охранной деятельности реализован один из основных принципов гражданского права — принцип эквивалентности отношений. Законодатель в ст. 1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» выделил возмездность в качестве существенного признака частной детективной и охранной деятельности.
В соответствии со ст. 50 ГК РФ основная цель деятельности частных детективных и охранных организаций и предпринимателей — извлечение прибыли и распределение ее между участниками коммерческой организации. Но даже если исключить из рассмотрения основную цель коммерческих организаций, факт осуществления субъектами детективной и охранной деятельности защиты только тех лиц, которые способны оплатить эти услуги, является серьезным доводом против того, чтобы считать частную детективную и охранную деятельность правоохранительной.
Квалифицирующим признаком правоохранительной деятельности является ее объективный, обязательный для государственных органов характер. Правоохранительные органы обязаны в соответствии со своей компетенцией осуществлять правоохранительную деятельность вне зависимости от обращения лиц, права которых нарушены. Так, в ст. 10 Закона РФ «О милиции» отсутствует требование такого обращения в качестве условия исполнения милицией обязанностей по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению и раскрытию преступлений.
В деятельности детективных и охранных структур реализуется принцип диспозитивности, в соответствии с которым «граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права» (п. 1 ст. 9 ГК РФ). Для субъектов предпринимательства в отличие от правоохранительных органов не установлена обязанность по защите прав неопределенного круга лиц.
Легальным признаком этого вида предпринимательства являются договорные отношения между ее субъектом и заказчиком услуг. Только при наличии договора между клиентом и детективной или охранной организацией, индивидуальным предпринимателем возникают гражданско — правовые обязательства по охране прав конкретного клиента и только в объеме, предусмотренном договором. Организации и индивидуальные предприниматели своей волей и в своих интересах заключают договоры на оказание детективных и охранных услуг. Эта сфера предпринимательства не включена в перечень публичных видов деятельности, субъекты которой обязаны заключать публичный договор на ее осуществление по требованию каждого обратившегося лица (ст. 426 ГК РФ).
Также стоит обратить внимание на то, что административное право объясняет понятие «правоохранительные органы» как «систему органов государственной власти, главной задачей которых является осуществление непосредственно при помощи специальных форм и методов функций правоохранительного характера, обеспечение безопасности личности, общества, государства», а также относит к ним некоторые негосударственные органы и учреждения, но не частные детективные и охранные структуры.
Одной из причин противоположности научных взглядов является отсутствие дефинитивных норм, в обобщенном виде закрепляющих существенные признаки этих юридических понятий.
Понятие «правоохранительные органы» включает в себя следующие виды государственных органов: Генеральную прокуратуру РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Федеральную службу налоговой полиции РФ и Государственный таможенный комитет России.
Отсутствие определений терминов в нормативных актах говорит о рассмотрении понятий «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы» как общепризнанных. Оба понятия соответствуют требованию доступности, предъявляемому к юридической терминологии. Они вошли в Конституцию РФ. В данном случае действующие нормативные акты не позволяют рассматривать частную детективную и охранную деятельность как правоохранительную.
Сторонники правоохранительного характера детективной и охранной деятельности не указывают на цель ее классифицирования и на то, решению каких теоретических и практических задач она должна способствовать. Тезис о правоохранительной сущности этого вида предпринимательства обоснован общностью задач, характера, форм и методов их деятельности, однако общность содержания деятельности частных охранно — детективных структур и правоохранительных органов условна и основана на больших допущениях. Очевидны отличительные признаки правоохранительных органов как органов исполнительной власти и признаки субъектов предпринимательства.
Детективные и охранные организации в отличие от создаваемых по решению государства правоохранительных органов могут быть учреждены или ликвидированы только при наличии свободного волеизъявления учредителей — физических и (или) юридических лиц. Невозможно существование правоохранительных органов и осуществление ими правоохранительной деятельности, являющейся функцией государства, в зависимости от желания учредителей создать предпринимательскую структуру для оказания услуг в охранной или детективной сфере или прекратить ее деятельность.
Обеспечение законности и общественной безопасности, охрана общественного порядка, защита прав и свобод человека и гражданина, борьба с преступностью являются конституционной обязанностью государства. Цель деятельности правоохранительных органов — обеспечение правопорядка в обществе и государстве.
Исполнение правоохранительными органами возложенных на них обязанностей носит публично — правовой характер и обеспечивает охрану прав граждан, интересов общества и государства. Так, например, Специальная президентская комиссия США по изучению частной службы безопасности считает, что в основе различия между государственными правоохранительными органами и частной службой безопасности лежит источник финансирования: государственный или частный. Реализация задач правоохранительной деятельности обеспечивается бюджетным финансированием правоохранительной деятельности. Однако приверженцы идеи правоохранительного характера частной детективной и охранной деятельности исключают из рассмотрения ее основную цель, ссылаясь на то, что данный вид деятельности осуществляется «в целях защиты законных прав и интересов клиентов».
На основании ст. 1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» обязательным условием для осуществления частной детективной и охранной деятельности является получение данными предприятиями специального разрешения (лицензии) органов внутренних дел.
В соответствии с Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности» МВД России, МВД республик в составе Российской Федерации, управления внутренних дел краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт — Петербурга, автономной области и автономных округов в составе Российской Федерации имеют право выдавать, продлевать срок действия и аннулировать лицензии на частную детективную и (или) охранную деятельность и осуществлять контроль за деятельностью частных детективных и охранных предприятий (объединений), их филиалов и охранно — сыскных подразделений на предприятиях, действующих на соответствующей территории Российской Федерации (приложение к Приказу МВД России от 22 августа 1992 г. N 292).
В частях 2 и 3 ст. 1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» указано, что «на граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется». В нем также установлены запреты детективам и охранникам «выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов» (п. 2 ст. 7 и ст. 12), «осуществлять какие-либо оперативно — розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания» (ст. 1).
В данном случае законодатель имел в виду то, что частные детективы и охранники не могут быть наделены компетенцией в части осуществления функций властного характера по применению мер административного пресечения от имени государства. Должностные лица правоохранительных органов являются представителями государственной власти. Для решения законодательно определенных задач и в рамках установленной компетенции они наделены государственно — властными полномочиями и используют правовые средства, в частности меры правового принуждения. Так, ст. 14 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» предусматривает, что «сотрудник налоговой полиции при исполнении служебных обязанностей является представителем государственной власти». Только государственные правоохранительные органы вправе применять к виновному лицу юридические санкции, профилактические и превентивные меры государственного принуждения (штрафные, карательные санкции), привлекать его к уголовной или административной ответственности.
Цель этих нормативных положений — предотвращение заблуждений относительно правового статуса частных детективов и охранников и их прав и обязанностей.
Такой подход существует не только в российском законодательстве. Например, в ФРГ в инструкции частного охранника сказано, что он «не имеет полномочий полицейского, так как не является государственным служащим». Служебное удостоверение охранника заметно отличается от удостоверения полицейского.
Важной организационной характеристикой является единство правоохранительных органов, имеющих общий предмет ведения и наделенных соответствующей компетенцией. Принцип единства установлен, например, п. 1 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»: «Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему органов». Свойство системности правоохранительных органов отмечено в Концепции национальной безопасности Российской Федерации.
Статья 2. Правовая основа частной детективной и охранной деятельности
Комментарий к статье 2
Исходя из смысла ст. 2 комментируемого Закона под правовой основой частной детективной и охранной деятельности следует понимать совокупность специальных законов, нормативных и иных правовых актов, в соответствии с которыми и на основании которых действует и работает настоящий Закон, однако не следует забывать, что и сам Закон является основной и неотъемлемой частью, составляющей правовую основу частной детективной и охранной деятельности.
Прежде чем определять правовую основу частной детективной и охранной деятельности, следует обратить внимание на то, что данная статья Закона в качестве элемента правовой основы частной детективной и охранной деятельности относит Конституцию РСФСР, однако данное утверждение является ложным, точнее устаревшим, так как Конституция РСФСР (Основной закон Российской Федерации — России (в ред. от 10 декабря 1992 г.)) прекратила свое действие в связи с принятием новой Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г.
Правовая основа частной детективной и охранной деятельности состоит из настоящего Закона, других законов и иных нормативно — правовых актов.
В данном случае правовую основу как источник частной детективной и охранной деятельности следует разделить на два элемента: внешний и внутренний.
К внешнему элементу правовой основы следует относить те законы и нормативные акты, которые являются фундаментальными и основополагающими, а также в соответствии с которыми и на основании которых осуществляется и регламентируется данный вид деятельности.
1. Конституция РФ (12 декабря 1993 г.), ст. ст. 19, 22, 23, 24 ч. 1, 25, 29 п. 4, 30, 34, 35 п. п. 1, 2, 3, 36, 49. Данные положения Конституции составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и гарантируют основные естественные и неотъемлемые права и свободы человека и гражданина.
2. ГК РФ, часть первая (принят Государственной Думой 21 октября 1994 г., официальный текст по состоянию на 1 января 2002 г.), ст. ст. 1, 9, 426.
В области осуществления частной детективной и охранной деятельности ГК РФ определяет и регулирует договорные отношения между сторонами, которые возникают по поводу данного вида деятельности, в частности заключение договоров на оказание соответствующих услуг.
3. УК РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ, ст. ст. 37, 38, 39, 105, 108, 109, 112, 114 — 117, 119, 127, 171, 203, 222, 223, 224, 225, 226.
К примеру, в ст. 203, ч. 1, говорится, что предусмотрена уголовная ответственность за превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения.
В части 2 названной статьи предусмотрена ответственность за то же деяние, повлекшее тяжкие последствия. Под применением насилия следует понимать побои (ст. 116), умышленное причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью (ст. 115, ч. 1 ст. 112), истязание (ч. 1 ст. 117), незаконное лишение свободы (ч. 1 ст. 127), угрозу убийства или причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 119). Субъектами преступления могут быть руководители, служащие частной охранной или детективной службы.
Преступление совершается умышленно в том случае, если виновное лицо осознает, что своими действиями оно выходит за пределы предоставленных ему полномочий и эти действия противоречат задачам деятельности его службы.
Тяжкие последствия, предусмотренные в ч. 2 ст. 203, могут выражаться в умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью нескольким лицам, тяжкого вреда здоровью или в убийстве. Причинение тяжкого вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах (ч.

www.lawmix.ru

Популярное:

  • 50 штраф по закону о защите прав 50 штраф по закону о защите прав Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
  • Если выиграл машину нужно платить налог Все форумы ФНС Налог на выигрыш Нравится Не нравится caver 17 Dec 2007 Выиграл автомобиль, не в лотерее и не в казино, а при розыгрыше, что-то вроде того, что купи наш товар, собери этикетки, вышли и выиграй […]
  • Специальность экономическая экспертиза Вузы Краснодарского края со специальностью «Экономическая безопасность» МФПУ СИНЕРГИЯ - все формы обучения - идет набор! Гос. диплом + приложение UNESCO. Эффективный вуз. Более 100 направлений подготовки! […]
  • Обучение в барнауле на юриста Вузы Барнаула МФПУ СИНЕРГИЯ - все формы обучения - идет набор! Гос. диплом + приложение UNESCO. Эффективный вуз. Более 100 направлений подготовки! Трудоустройство. Высшее образование в крупнейшем вузе Сибири Более 100 […]
  • Юрист университеты Юридические вузы Санкт-Петербурга Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов 5 факультетов, 22 направления, Очно, заочно, дистанционно.2 гос. диплома, отсрочка от армии, 100% трудоустройство. Высшее образование в […]
  • Страховка в метро Подробно о страховании выезжающих за рубеж Туристическая страховка для выезда за границу состоит из рисков и дополнительных условий для надежной защиты от непредвиденных ситуаций в поездке. Просто собирайте свой полис ВЗР, как […]
  • Уровень насильственных преступлений Рейтинг стран мира по уровню преднамеренных убийств Информация об исследовании и его результаты Информация об исследовании Безопасность. Государственное управление. Показатель уровня преднамеренных убийств рассчитывается […]
  • Работа в сочи вахта с проживанием для женщин Вакансии вахтой для женщин Фельдшер - от 68 000 руб. ОАО СНГ НГДУ "Быстринскнефть" Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут Требования к кандидату - Диплом врача терапевта, опыт работы в оказании первой экстренной […]