2012 единый налог

Единый налог 2012 и первичные документы

О необходимости предоставления на проверку первичных документов плательщиками единого налога 1 — 2-й групп и 3-й группы («не-плательщиками НДС») с учетом изменений, внесенных в Налоговый кодекс с 01.01.12.

1. Предыстория (до НКУ)

Вопрос необходимости подтверждения данных налоговой отчетности плательщиков ЕН первичными документами имеет давнюю историю.

Читайте также

Налоговые органы всегда отстаивали необходимость получения, хранения и предоставления на проверку первичных документов плательщиками ЕН, ссылаясь при этом на все возможные (а часто и невозможные) нормы законодательства.

Так, некоторое время, популярными были ссылки на нормы Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (часть 1 статьи 2) и также приказ Минфина 24.05.95 № 88 «О документальном обеспечении записей. » (подпункт 1.1). До сих пор не у всех проверяющих возникло понимание, что нормы указанных актов применимы исключительно к юридическим лицам.

Наиболее абсурдными были ссылки на п. 6 ст. 9 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций. ». Указанный пункт до 01.01.2011 действовал в редакции, согласно которой предприниматели – плательщики ЕН освобождались от применения РРО при условии ведения Книги учета доходов и расходов. На основании этого пункта налоговые органы начисляли штрафы по Закону «Об РОО» как при отсутствии записей в Книге о расходах, так и при отсутствии первичных документов. Причем, попытки начислить штрафы имели место даже в случаях, когда операции осуществлялись исключительно в безналичной форме. С подобным случаем из практики Компании 4Business Вы можете ознакомиться на блоге Лиги (часть 1, часть 2).

С 01.01.2011 в связи со вступлением в силу Закона Украины от 02.12.2010 № 2756-VI редакция пункта 6 статьи 9 Закона «Об РРО» была изменена, и предусматривает освобождение от применения РРО для всех физических лиц – субъектов упрощенной системы, без ссылки на обязательность ведения Книги.

2. История (после НКУ и до 01.01.12)

2.1. Пункт 44.1 НКУ

Со вступлением в силу Налогового кодекса органы ГНС стали ссылаться на п. 44.1 НКУ:

«налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Налогоплательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных документами, определенными абзацем первым этого пункта«.

Несостоятельность данной ссылки доказать не просто, главным образом из-за грамматической сложности формулировок самого пункта. Однако, попробуем:

1. Абзацем 2 пункта 44.1 запрещено «формирование показателей налоговой отчетности . не подтвержденных документами». Однако, не всеми и любыми документами, а только определенными абзацем первым указанного пункта. А в абзаце первом сказано, что ведение таких документов должно быть предусмотрено законодательством. Но на данный момент законодательством не определено, какие именно первичные документы должен получать, составлять, хранить и предоставлять на проверку плательщик ЕН.

2. Абзацем 1 пункта 44.1 предусмотрено, что первичные документы нужны не вообще, а для для конкретной цели: учета доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и / или налоговых обязательств. Учет доходов и расходов плательщиков ЕН ведется в форме Книги. Порядок ведения Книги (как старый — до 01.01.12, так и новый — после 01.01.12) никоим образом не упоминал первичные документы. И хотя доходы (но никак не расходы) связаны с объектом налогообложения плательщика ЕН, законодательством не определено, какими именно документами они должны подтверждаться (см. п. 1). В любом случае, объект налогообложения определяется по кассовому методу и не требует иного подтверждения, чем банковские выписки (приходные кассовые документы).

2.2. Пункт 177.10 НКУ

Немалый ущерб плательщикам ЕН был нанесен ссылками на п. 177.10 НКУ, согласно которого физические лица — предприниматели обязаны вести Книгу учета доходов и расходов и иметь подтверждающие документы относительно происхождения товара. При отсутствии таких документов делался вывод: товар приобретен у физ-лица — не предпринимателя, а значит, необходимо было удержать НДФЛ. и т.д. Кроме того, применялся весь арсенал санкций, предусмотренных КоАП за нарушение правил торговли (торговли на рынках, незаконной торговой деятельности), нарушение прав на объект интеллектуальной собственности и пр.

Однако данный пункт (177.10) «географически расположен» в разделе IV НКУ «Налог на доходы физических лиц» в статье 177, из названия которой следует, что его нормы распространяются только на физических лиц – предпринимателей на общей системе налогообложения.

3. Современность (после 01.01.12)

3.1. Теория (законодательство и письма)

Со вступлением в силу Закона от 04.11.2011 № 4014-VI появилась некоторая ясность. Теперь пунктом 296.1 НКУ установлено, что плательщики единого налога ведут учет в порядке, определенном подпунктами 296.1.1-296.1.3 этого пункта. В свою очередь, подпунктом 296.1.1. определено, что «плательщики единого налога первой и второй групп. ведут книгу учета доходов путем ежедневного, по итогам рабочего дня, отображения полученных доходов. Форма книги учета доходов и порядок ее ведения утверждается Минфином». На этом всё: никаких других указаний относительно ведения учета плательщиками единого налога второй группы НКУ не содержит. Отметим также, что норма пункта 296.1 НКУ является специальной, т.е. имеет преимущество над другими нормами НКУ, в т.ч. и над общей нормой пункта 44.1.

Форма книги учета доходов и порядок ее ведения утверждены приказом Минфина №1637 от 15.12.2011. Порядок не содержит никаких требований относительно подтверждения данных книги первичными документами. Не содержит подобных требований и приказ Минфина №1688 от 21.12.2011 об утверждении формы декларации плательщика единого налога.

Кроме того, с введением новой формы Книги, снят вопрос об учете расходов: для плательщиков ЕН 1-2 группы и 3-1 группы, не зарегистрированных плательщиками НДС, отражение и учет расходов не предусмотрены.

Однако ГНСУ продолжает ссылаться на п. 44.1 НКУ, как, например, в письме от 06.01.2012 г. №432/6/15-2216є, (см. п. 7). И утверждает, что «налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов, определенных в пункте 44.1, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не менее 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее непредставления — с предусмотренного Кодексом предельного срока представления такой отчетности«.

Минфин в письме от 29.02.12 высказывает противоположную точку зрения: «При отражении доходов в Книге факт их поступления не всегда может быть подтвержден первичными документами, в частности получение наличности в оплату товаров (работ, услуг), поэтому Кодексом и Порядком не предусмотрено требование обязательности осуществления записей в Книге на основании первичных документов . При этом данные, приведенные в Книге, являются подтверждением факта получения дохода и используются для составления налоговой декларации плательщика единого налога за соответствующий налоговый (отчетный) период.»

Однако, налоговую проверку будет проводить не Минфин, поэтому вернемся к точке зрения ГНС.

3.2. Практика

На практике проверяющие:

1) настаивают на том, что первичные документы связаны с предметом проверки (т.е. без них проведение проверки невозможно);

2) требуют восстановления документов (п. 44.5 НКУ), переносят сроки проверки;

3) применяют штраф по п. 121.1 НКУ («необеспечение налогоплательщиком хранения первичных документов») — 510 грн.;

4) через 90 дней вновь приходят на проверку и применяют штраф уже за повторное нарушение — 1020 грн.

5) см. пункты 1-2 и пункт 4.

Прервать «порочный круг» можно только через процедуру судебного обжалования или предоставив требуемые документы.

3.3. С точки зрения предпринимателя

Категорическая поставка вопроса об обязанности плательщика ЕН вести первичные документы едва ли приведет нас к полезным выводам. Первичные документы действительно могут потребоваться при проверке самому предпринимателю для подтверждения следующих фактов:

1. не превышен допустимый объем дохода. Для этого достаточно банковских выписок (при желании плательщика ЕН — кассовых документов);

2. вид деятельности плательщика ЕН не является запрещенным (п. 291.5 НКУ) и соответствует коду КВЭД, указанному в свидетельстве. Это может быть доказано соответствующей формулировкой назначения платежа в банковских выписках (что может быть достигнуто посредством аккуратной формулировки назначения платежа в счете, выставляемом покупателю);

3. покупателями плательщика ЕН являются лица, предусмотренные в описании групп (п. 291.4 НКУ). Это важно только для плательщиков ЕН второй группы, которые не имеют права предоставлять услуги юр- и физ-лицам на общей системе налогообложения. Опять-таки, плательщик четко указан в банковской выписке;

Из указанного выше следует, что практически во всех случаях необходимыми и достаточными документами являются банковские выписки.

Несколько больший объем документов может понадобиться в случаях, когда необходимо доказать, что денежные средства, поступившие на счет плательщика ЕН, не являются доходом (п. 292.4, 292.11 НКУ). В этом случае плательщик ЕН сам заинтересован предоставить договора, акты выполненных работ и прочие документы, отражающие суть операции.

Кроме того, обязательность наличия специальных документов (иных, чем бухгалтерские) может быть предусмотрена нормативно-правовыми актами, регламентирующими определенные виды деятельности. См., например, Правила осуществления деятельности в сфере торговли, утвержденные постановлением КМУ от 15.06.2006 N 833, Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики Украины от 19.04.2007 N 104. Оговоримся, что проверка подобных документов (применение санкций за их отсутствие), за редким исключением, не входит в компетенцию налоговых органов.

blog.liga.net

Единый налог-2012. Основные сведения о новой упрощенной системе налогообложения

1 января 2012 года вступил в силу Закон Украины от 04.11.2011г. № 4014- VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности» (далее – Закон № 4014). Указанный документ кардинально реформировал упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства.

Ниже приведен сжатый анализ условий и порядка применения упрощенной системы налогообложения для физических лиц-предпринимателей и юридических лиц.

Изменения для плательщиков налога на прибыль относительно работы с субъектами хозяйствования на упрощенной системе налогообложения

Существенным моментом, который содержится в Законе № 4014, является восстановление права плательщиков налога на прибыль относить в состав расходов средства, уплаченных частным предпринимателям на упрощенной системе налогообложения. Из Налогового кодекса исключен подпункт 139.1.12, которым предусматривалось вышеуказанное ограничение. Однако следует учитывать, что не все плательщики единого налога будет иметь возможность работать с юридическими лицами, о чем мы скажем ниже.

Новая упрощенная система налогообложения (с учетом изменений, вступивших в силу согласно Закону № 5083-VI от 05.07.2012г.) делит ее субъектов на 6 групп, из которых первая, вторая, третья и пятая предусматривают условия работы для разных категорий физических лиц — предпринимателей, а четвертая и шестая группы – это юридические лица на упрощенной системе налогообложения.

Объем доходов, предельно допустимый для плательщиков единого налога, значительно увеличен. Предприниматели 2-й, 3-й, 5-й групп могут находиться на упрощенной системе налогообложения до достижения объема дохода в размере 1 000 000 грн., 3 000 000 грн. и 20 000 000 грн. соответственно, для юридических лиц в четвертой и шестой группе единого налога объем дохода за календарный год может составлять 5 000 000 грн. и 20 000 000 грн.соответственно.

Для плательщиков единого налога Законом № 4014 предусмотрено осуществление расчетов за товары, работы, услуги исключительно в денежной форме (наличной или безналичной) (пп. 291.6 НКУ).

За нарушение указанной нормы и использование иной формы расчетов предусмотрены последствия в виде уплаты двойной ставки единого налога на сумму такого расчета для юридических лиц (пп.293.5 НКУ), и уплаты ставки единого налога в размере 15% для физических лиц-предпринимателей плательщиков единого налога 1-й, 2-й и 3-й групп. Кроме того, указанное нарушение является основанием для аннулирования свидетельства плательщика единого налога (пп.299.15 НКУ).

Переход на упрощенную систему налогообложения допускается только 1 раз за календарный год (пп.298.1.4 НКУ).

Предприниматели, которые имеют право работать в 1-й группе «единщиков», ограничены в видах деятельности (в основном, это бытовые услуги населению, ограниченные перечнем, указанным в п.291.7 НКУ).

Единый налог, который уплачивается физическими лицами-предпринимателями, а также юридическими лицами, больше не будет уменьшать сумму единого социального взноса, который начисляется на заработную плату наемных работников, а также в качестве обязательного взноса для предпринимателей. С 1 января 2012 года эти взносы уплачиваются отдельно.

В соответствии с пп.292.4 НКУ при оказании услуг, выполнении работ по договорам поручения, агентским договорам, договорам транспортного экспедирования доходом плательщика единого налога считается только сумма его вознаграждения. Кроме того, как указано в пп.292.14 НКУ, определение дохода осуществляется для целей налогообложения единым налогом, а также предоставления права субъекту хозяйствования зарегистрироваться или пребывать на упрощенной системе налогообложения.

Налоговый кодекс теперь не содержит понятия «выручка», а только понятие «доходы». Предельный объем доходов посредников по договорам поручения, агентским договорам, договорам транспортного экспедирования теперь будет подсчитываться в соответствии с приведенными выше нормами. Таким образом, «единщики», работающие по указанным выше посредническим договорам, смогут дольше работать, не превышая предельного объема дохода.

Основными условиями пребывания субъектов хозяйствования физических лиц на упрощенной системе во второй группе являются:

  • ко второй группе ЕН относятся только физические лица-предприниматели, осуществляющие деятельность по оказанию услуг плательщикам единого налога или населению, производство или продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства;
  • количество наемных работников не может превышать 10 человек;
  • объем дохода не должен превышать сумму 1 000 000 грн.

При этом для физлиц предпринимателей второй группы предусмотрена уплата единого налога в размере от 2 до 20% суммы минимальной заработной платы, установленной на 1 января календарного года, то есть немного более 200 грн. Сумма единого налога перечисляется плательщиком авансом до 20 числа текущего (отчетного) месяца. За несвоевременную уплату авансового платежа по единому налогу предусмотрена штрафная санкция в размере 50% ставки единого налога (п.122.1 НКУ). Предусмотрено также ведение учета в книге учета доходов. Физлица предприниматели 2-й группы, которые работают без наемных работников, имеют право оформить отпуск или больничный лист на срок от 30 и более календарных дней, подав заявление в свободной форме и больничный лист в налоговую инспекцию. На период отпуска и больничного они освобождаются от уплат единого налога (пп.298.3.2 НКУ).

Плательщики единого налога второй группы, которые превысили предельно допустимый объем доходов, обязаны не позднее 20 числа месяца, следующего за календарным кварталом, в котором допущено превышение, перейти в третью группу плательщиков единого налога или на общую систему налогообложения. С суммы доходов, превышающей предельный объем, необходимо будет уплатить единый налог по ставке 15%. Отметим, что З акон № 4014 предусматривает налогообложение суммы превышения именно единым налогом, а не налогом с доходов физических лиц, как предусматривалось ранее. Ведь доходы, полученные физическим лицом-предпринимателем, с которых уплачивается единый налог, не включаются в совокупный месячный (годовой) доход физического лица (пп. 165.1.36 НКУ).

Третья, четвертая, пятая и шестая группа плательщиков единого налога

Условиями нахождения физических лиц — предпринимателей в третьей группе плательщиков единого налога являются:

  • количество наемных работников в пределах 20 человек;
  • предельный объем дохода, не превышающий 3 000 000 грн.

Пятая группа плательщиков единого налога предусматривает:

  • количество наемных работников в пределах 20 человек;
  • предельный объем дохода, не превышающий 20 000 000 грн.

При этом для предпринимателей третьей группы, а также для юридических лиц существуют только ограничения, предусмотренные в целом для всех субъектов хозяйствования, которые переходят на упрощенную систему налогообложения. То есть они могут оказывать услуги предприятиям плательщикам налога на прибыль на общих основаниях, нерезидентам, равно как и всем прочим субъектам.

Плательщики единого налога, которые принадлежат к третьей или четвертой группе, вправе выбрать ставку единого налога в размере 5% от дохода без уплаты НДС или же 3% от дохода с уплатой НДС.

Для плательщиков единого налога пятой и шестой групп предусмотрены ставки налога в размере 7% от дохода без уплаты НДС или же 5% от дохода с уплатой НДС.

Условия регистрации плательщиков единого налога плательщиками НДС

В соответствии с абз. 4 «в» подпункта 293.8. Налогового кодекса ставка в размере 3 или 7% может быть выбрана добровольно плательщиком единого налога, который применяет ставку единого налога 5% (7%) не позднее, чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала, в котором была осуществлена регистрация плательщиком НДС.

Обязанность зарегистрироваться плательщиком НДС наступает только в случае превышения «единщиком» предельного объема дохода, предоставляющего ему право находиться на упрощенной системе налогообложения. В таком случае с 1 числа месяца, следующего за кварталом, в котором произошло превышение предельного размера дохода, плательщик единого налога доложен перейти на общую систему налогообложения, а также зарегистрироваться плательщиком НДС в установленном порядке.

kievbusinesscentre.com.ua

Единый налог 2012 и ЕСВ: придется платить больше

С 01.01.2012 вступает силу Закон Украины №4014-VI от 04.11.2011 «О внесении изменений в Налоговый кодекс… относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности». В связи с этим, многие предприниматели-плательщики единого налога задают вопрос: коснутся ли принятые изменения уплаты Единого социального взноса (ЕСВ).

К сожалению, никаких позитивных изменений не предвидится. ЕСВ не является налогом или сбором, поэтому изменения, внесенные в Налоговый кодекс, никак, на первый взгляд, не отразятся на порядке его начисления и уплаты. Плательщики единого налога — физические лица в 2012 году всё также обязаны платить ЕСВ «за себя» в размере не менее минимального взноса за каждый месяц, вне зависимости от того, получен ли в этом месяце доход. Минимальный взнос ЕСВ составляет 34,7% от минимальной зарплаты. В 1 кв. 2012 года минимальный взнос составит 1073*34,7% = 372,33 грн. Кроме того, ЕСВ в размере от 36,76 до 49,70% (в зависимости от класса профессионального риска) должен уплачиваться на сумму зарплаты наемных работников и на каждого члена семьи, который участвует в предпринимательской деятельности (в размере не менее минимального взноса).

Негативные изменения заключаются в том, что в 2012 году единый налог и ЕСВ, вместе взятые, дадут несколько большую суму, чем в 2011 году. И не только за счет увеличения минимальной зарплаты. Дело в том, что в 2011 году согласно Указа Президента «Об упрощенной системе…» 57% ставки единого налога отводились на ЕСВ, т.е. «уменьшали» минимальный взнос. С 01.01.12 ставка единого налога будет «чистой» и не будет иметь к ЕСВ никакого отношения.

Для сравнения, при максимальной ставке единого налога (ЕН) для второй группы:

В 2011 году:

ЕН = 200 грн. (из них 200*57% = 114,00 грн. – это ЕСВ);

ЕСВ к уплате = 941*34,7% = 326,53 – 114,00 (уже уплачено в составе ЕН) = 212,53 грн.;

Всего ЕН + ЕСВ в 2011 году = 200,00+212,53 = 412,53 грн.

В 2012 году:

ЕН = 1073,00 грн. * 20% = 214,60 грн. (при этом ЕСВ в ставке ЕН нет);

ЕСВ к уплате = 1073,00*34,7%= 372,33 грн.;

Всего ЕН + ЕСВ в 2012 году = 214,60+372,33= 586,93 грн.

Таким образом, при максимальной (для второй группы) ставке единого налога предприниматель в 2012-ом году (в 1 кв.) будет платить на 174,40 грн. больше, чем в 2011-ом.

Прим.: Изменения относительно уплаты ЕСВ плательщиками ЕН были внесены несколько ранее – 06.08.2011 — Законом Украины № 3609-VI от 07.07.2011, согласно которого от уплаты ЕСВ были освобождены инвалиды и пенсионеры по возрасту, которые получают пенсию или социальную помощь.

minfin.com.ua

2012 единый налог

Для создания профиля вам нужно ввести только email:

Спасибо за регистрацию! На ваш email отправлена ссылка для активации профиля. Используйте ее, чтобы установить желаемый пароль.

Восстановление пароля

Введите ваш email и вы получите письмо со ссылкой:

На ваш email отправлена ссылка для сброса пароля. Используйте ее, чтобы установить желаемый пароль.

Единый налог

Единый налог (ЕН) — налог, оплачиваемый субъектами хозяйственной деятельности на упрощенной системе налогообложения, основной предпринимательский налог. Изначально планировался и был единственным отчислением, предусмотренным в рамках упрощенной системы налогообложения, и объединял в себе отчисления в местный налоговый бюджет, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. В настоящее время единый налог перечисляется только на счета местных органов казначейств, а остальные отчисления включены в единый социальный взнос.

С 1 января 2012 года единый налог перестал быть фиксированным отчислением, определяется в процентном соотношении и зависит от группы плательщика ЕН. С этого же момента была отменена 50% доплата ЕН за каждого наемного сотрудника.

Для предпринимателей 1 группы единый налог определяется как процент прожиточного минимума, а для 2 группы — от минимальной заработной платы, установленной на январь текущего календарного года. Конкретная ставка единого налога устанавливается местными советами и зависит от видов деятельности, осуществляемой предпринимателем. Для 1 группы ставка единого налога составляет до 10%, для 2 группы — до 20%.

Предприниматели 1 и 2 групп уплачивают единый налог авансом до 20-го числа текущего месяца. Закон предусматривает возможность уплатить единый налог авансом за весь отчетный период.

Для предпринимателей и предприятий 3 группы единый налог определяется как процент от дохода за отчетный период. При этом определены следующие размеры ставок:

Субъекты хозяйственной деятельности 3 группы уплачивают единый налог в течение 10 дней после крайнего срока сдачи соответствующей налоговой декларации за отчетный период (квартал).

С момента своего появления в 1999 году единый налог для предпринимателей был фиксированным налогом в размере от 20 грн до 200 грн. Как и сейчас, конкретная ставка ЕН устанавливалась местными советами и зависела от видов деятельности. Юридические лица на упрощенной системе платили 6% и 10% от дохода за отчетный период в зависимости от того, являлись ли они плательщиками НДС.

После поступления на расчетный счет налоговой инспекции, единый налог делился в следующих пропорциях: 43% оставалось в местном бюджете, 42% отправлялось в Пенсионный фонд, 15% в фонд социального страхования. Таким образом, один налог заменял сразу 3 отчисления, что и объясняло его название.

Такая структура налога просуществовала до 2010 года. К этому времени 42% даже от максимальной ставки в 200 гривен давно отстали от обязательных отчислений в Пенсионный фонд с минимальной зарплаты. В 2009 году предпринимателям было рекомендовано добровольно доплачивать разницу, а с середины 2010 года обязательность доплаты была закреплена законодательно. С этого момента единый налог перестал был «единым». C 1 января 2011 вступил в силу закон о едином социальном взносе, который включил в себя все отчисления в Пенсионный фонд. Оплата единого налога была уменьшена до части, отчисляемой в местный бюджет — 43%. В таком виде единый налог просуществовал еще год, пока не был реформирован в соответствии с последними изменениями.

taxer.ua

Единый налог-2012: как платить предпринимате­лям-упрощен­цам

На этой неделе вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Украины

Изменения в Налоговый кодекс Украины значительно влияют на работу предпринимателей, выбравших упрощенную систему налогообложения.

Во-первых, с 1 января в Украине перестал существовать фиксированный налог — предприниматели, работающие на базарах, отныне должны получить в налоговой свидетельство плательщика единого налога. Сделать это можно до 1 июня 2012 года — до этой даты остаются действительны ранее выданные свидетельства и патенты старого образца.

Бланк заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения смотрите ЗДЕСЬ.

Во-вторых, продлен срок перехода на «упрощенку»: заявление о переходе на единый налог с 1 января 2012 года можно подать до 25 января этого года. Причем в следующем году делать этого не придется — свидетельство об уплате единого налога теперь сделали бессрочным. При этом у предпринимателя осталось право раз в год менять систему налогообложения — обращаться в налоговую нужно лишь в этом случае.

В-третьих, предпринимателей разделили на четыре группы, в одну из которых включили и юридических лиц, которые вновь обрели право работать на упрощенной системе налогообложения.

В-четвертых, изменились ставки налогов для различных групп, которые теперь зависят от годового оборота, количества наемных работников и сферы деятельности (см. таблицу).

Еще одно изменение — улучшили соцзащиту предпринимателей, которым теперь предоставили право уходить в отпуск или на больничный.

А самое главное изменение — предпринимателям-физлицам разрешили работать с НДС и отменили запрет для юрлиц относить услуги упрощенцев на валовые расходы. «Сегодня» выяснила детали нововведений.

КАК ИЗМЕНИЛСЯ НАЛОГ

Для базара. Размер ставки единого налога для 1-й и 2-й групп предпринимателей привязан к минимальной зарплате — 1074 гривни. Какой конкретно процент от минималки нужно платить, решают местные советы по месту регистрации предпринимателя. Для первой группы размер единого налога составляет от 1 до 10% от минимальной зарплаты, или от 10,74 до 107,4 гривни. Для второй — от 21,48 до 214,8 гривни. В Киеве местные советы всех районов приняли решение о том, что «единщики» первой и второй групп должны платить максимум: 107,4 и 214,8 грн соответственно.

Кроме налога, нужно платить и Единый социальный взнос (ЕСВ) «за себя» в размере 34,7% от минимальной зарплаты (1073*34,7%) в размере 372,33 грн. Также ЕСВ в размере от 36,76 до 49,70% (в зависимости от класса профессионального риска) должен уплачиваться при начислении зарплат наемных работников и на каждого члена семьи, который участвует в предпринимательской деятельности (в размере не менее минимального взноса). В итоге в 2012 году единый налог и ЕСВ для предпринимателей второй группы вместе взятые дают большую сумму, чем в 2011 году. Согласно с расчетами «Сегодня», если в прошлом году «единщики» второй группы (самая максимальная), зарегистрированные в Киеве, платили единый налог в среднем 412 грн, то в этом году они же будут платить 587 грн. Но есть и хорошая новость: от уплаты ЕСВ освобождены инвалиды и пенсионеры по возрасту, которые получают пенсию или социальную помощь.

Для тех, кто работает с юрлицами . Третья и четвертая группа предпринимателей, работающая без НДС, обязана платить 5% от оборота, а сам годовой оборот для них ограничен 300 тысячами гривен. Например, если он работает 10 месяцев в году и дела идут максимально хорошо, то в месяц нужно заплатить 1500 грн.

Если же такой предприниматель регистрируется плательщиком НДС (при достижении оборота в 300 тыс. грн), то, помимо налога на добавленную стоимость, ему еще и нужно отдать 3% от оборота (планка ограничена 3 миллионами). В этом случае, если ежемесячно оборот составляет 100 тыс. грн, в бюджет нужно заплатить как минимум 2 тыс. грн. А если нет расходов на закупку товаров/услуг у других плательщиков НДС, то эта цифра увеличивается до 18 700 грн.

ДЛЯ РАБОТЫ С НДС НУЖЕН БУХГАЛТЕР

Как видим, для предпринимателей первой и второй группы (работают с физлицами) существенных изменений не произошло. А вот для предпринимателей, которые работают с юрлицами, по сравнению с тем, что было до 1 апреля 2011 года, работа существенно усложнилась. Напомним, что до появления Налогового кодекса регистрация плательщиком НДС была делом добровольным, а единый налог в 200 грн включал в себя и взносы в пенсионный фонд и соцстрах. Годовой же оборот составлял 500 тыс. грн для всех.

Теперь платить нужно намного намного больше, а упрощенная система (без необходимости уплаты НДС) фактически заканчивается на 300 тыс. грн. Конечно, это все же лучше, чем запрет на работу юрлиц с единщиками, который появился в апреле прошлого года.

А вот для работы с НДС обязательно нужен бухгалтер — без специальной подготовки разобраться во всех тонкостях этого запутанного налога очень сложно. Кроме того, специалист сможет правильно заполнить документы таким образом, чтобы предприниматель смог претендовать на налоговый кредит и возмещение затрат с НДС. Тогда расходы, необходимые для ведения бизнеса (закупка товара, оплата услуг, аренды, топлива и так далее), будут обходиться фактически на 20% дешевле.

КТО ПОТЕРЯЛ ПРАВО НА «УПРОЩЕНКУ»

Некоторые предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения сейчас, потеряли такую возможность. Отныне на едином налоге не могут работать нерезиденты (граждане других стран), пункты обмена валют, экспортеры/импортеры, продавцы подакцизных товаров, ювелиры, финансисты, управленцы, связисты, антиквары, организаторы гастролей и ряд других предпринимателей, которых разработчики законодательства посчитали достаточно обеспеченными людьми, чтобы те платили налоги на общих основаниях.

Также ограничили риелторов: они не имеют права работать на едином налоге в случае сдачи в аренду земли площадью выше 0,2 гектара или жилья площадью свыше 100 квадратных метров. Кроме того, всех, кто работает на рынке недвижимости (оценка, продажа, посредничество, аренда), отнесли к третьей группе, независимо от их годового оборота. Ну и, само собой, откажут в выдаче свидетельства в том случае, если есть налоговый долг.

Тяжелее стало работать «атийшникам» (услуги по информатизации), которые в прошлом году даже после 1 апреля могли работать с юрлицами по прежним условиям (затраты на их услуги списывали на валовые расходы предприятия). Для них собирались принять отдельный закон, предусматривающий налоговые льготы для этого вида деятельности, но соответствующий законопроект пока что «завис» в Раде. Пока что они вынуждены писать заявления о переходе на упрощенную систему 3 группы и платить 5% от зарплат (оборот у них обычно равен доходу).

КАК МЫ СТАНОВИЛИСЬ «ЕДИНЩИКАМИ»

Чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения либо продлить свидетельство плательщика единого налога, нужно подать заявление в налоговый орган по месту регистрации. Журналисты «Сегодня» для эксперимента отправились в налоговую Подольского района 5 января — поскольку в этот день предприниматели-упрощенцы сдают отчет за 4-й квартал. Мы ожидали увидеть серьезную очередь из тех, кто отчитывается, и тех, кто подает заявление на следующий год. Однако никаких проблем выявлено не было: сдать отчет удалось за 5 минут (перед нами было лишь 2 человека), а на то, чтобы купить бланк заявления (кстати, за него просят 2,5 гривни), заполнить его и отдать в окошко, ушло еще около 15 минут. Очевидно, налоговики учли опыт прошлого года, когда предпринимателям приходилось стоять в очереди по часу-полтора (сдавали новый вид отчетности, который через месяц отменили).

Так же порадовало то, что в налоговой повсюду размещены информационные стенды с исчерпывающими ответами на вопросы, работает отдел по разъяснению законодательства, а инспектор, с которым мы столкнулись в корридоре, не поленился провести краткий ликбез по заполнению заявления.

В налоговой. Вся нужная информация висит на стендах. Очередей нет. Фото: В. Бовсуновского

Сроки. Как мы писали выше, подать заявление можно до 25 января. Физлица — предприниматели 1 и 2 группы, которые подали такое заявление, становятся плательщиками единого налога с первого числа ближайшего месяца после получения свидетельства. А новосозданные субъекты предпринимательской деятельности 3 группы могут работать на едином налоге со дня регистрации. С общей системы налогообложения на упрощенную и наоборот можно перейти лишь один раз в год (не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего квартала).

КВЭДы. Коды классификации видов экономической деятельности изменились с 1 января. Новые распечатаны и висят на стендах, опубликованы на сайтах налоговых. Также вы можете посмотреть и скачать их ЗДЕСЬ.

Уплата налогов . Расчетные счета изменились — старые бланки квитанций не подходят. Новые параметры для заполнения квитанций мы нашли на стенде в районной налоговой.

Оплата за январь и февраль осуществляется с 1 по 20 января включительно — один раз придется заплатить за 2 месяца (это касается предпринимателей первой и второй группы). Новых свидетельств пока еще не выдают — бланки появятся через месяц. Но до июня действительны и старые.

www.segodnya.ua

Популярное:

  • Ст 205 3 ук рф Статья 205. Террористический акт Информация об изменениях: Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ в наименование статьи 205 внесены изменения О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях […]
  • Законы рф как источник экологического права Законы рф как источник экологического права III. ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА 1. Понятие, особенности, классификация и система источников экологического права2. Конституционные основы регулирования природопользования и […]
  • Страховка по вкладам как получить Как получить страховую выплату по вкладу при отзыве лицензии у банка За 2018 год, по состоянию на 5 июня, государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" уже зафиксировано 25 страховых случаев, влекущих выплаты по […]
  • Калькулятор осаго 2018г Реальна ли отмена полисов страховки ОСАГО в 2017-2018 годах? Безаварийный страховой стаж (полных лет): 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10+ Если у вас было ДТП Конечный результат может отличаться в зависимости от наличия ДТП во всей страховой […]
  • Категория д осаго Купить ОСАГО категории «Д» практически нельзя Безаварийный страховой стаж (полных лет): 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10+ Если у вас было ДТП Конечный результат может отличаться в зависимости от наличия ДТП во всей страховой истории. М 0 1 […]
  • Презентация для детей правила поведения в школе Правила поведения в школе. Ребята, вы обязаны соблюдать эти правила! - презентация Презентация была опубликована 4 года назад пользователемИгорь Девятов Похожие презентации Презентация на тему: " Правила поведения в школе. […]
  • Правовое обеспечение медико социальной экспертизы Правовое регулирование в области медикосоциальной экспертизы Правовое регулирование в области медико-социальной экспертизы СОДЕРЖАНИЕ 1. Правила признания лица инвалидом — страница 3. 1.1. Порядок направления на […]
  • Презентация закона ома Закон Ома. Презентация по физике. - презентация Презентация была опубликована 4 года назад пользователемЛюдмила Недосеева Похожие презентации Презентация на тему: " Закон Ома. Презентация по физике." — Транскрипт: 1 […]