2014 заморозили пенсии

Экономполитика

Пенсионным накоплениям продлевают заморозку

Правительство решило заморозить пенсионные накопления в 2016 году

В среду на совещании у президента Владимира Путина могут быть решены вопросы продления моратория на накопительные пенсионные взносы и индексации пенсий. Правительство уже решило продлить мораторий на 2016 год. При этом замороженные накопления пойдут в резерв, а не на финансирование дефицита ПФР.

Правительство уведомило глав профильных комитетов Госдумы о новой заморозке пенсионных накоплений в 2016 году. Об этом сообщил депутат от «Единой России» Андрей Исаев, передает «Интерфакс».

«Да, принято такое решение, по моим сведениям. Считаю его правильным», — заявил Исаев.

По словам источника «Газеты.Ru», знакомого с ситуацией, слова Исаева более или менее соответствуют действительности, но депутат все-таки «поторопился с выступлением».

По данным источника агентства «Интерфакс», средства от заморозки пенсионных накоплений будут направлены в резервы правительства вместо перечисления этих средств в Пенсионный фонд для перечисления текущих выплат пенсионеров.

Ранее «Ведомости» со ссылкой на свои источники сообщали, что правительство вновь заморозило накопительную часть пенсии.

Замораживание накопительных взносов предположительно даст бюджету в 2016 году 344 млрд руб.

На что именно направят сэкономленное, собеседники «Ведомостей» не уточнили: решится в ближайшее время, говорит один чиновник. Скорее всего, потратят, полагает другой. Но только не на индексацию и не на социальные расходы, уверяют еще двое чиновников.

По словам источника «Газеты.Ru», в среду на совещании у президента Владимира Путина может быть поставлена точка в спорах по поводу моратория на пенсионные накопления. Кроме того, скорее всего, будет принято решение об индексации пенсии в следующем году всего на 4% (за это выступает Минфин). Социальный блок требует индексацию по закону, то есть на величину инфляции. Компенсировать ее могли бы как раз пенсионные накопления, на которые может быть продлен мораторий.

Окончательных решений по заморозке пенсионных накоплений на 2016 год пока не зафиксировано, отметил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

«В данном случае пока окончательных решений, насколько я понимаю, не зафиксировано, но мы знаем о точке зрения правительства», — сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Он отметил, что он в курсе этой точки зрения правительства, а

у президента Владимира Путина, «безусловно, есть свое мнение на этот счет».

«После того как эта тема будет финализирована и зафиксировано будет окончательное решение, безусловно, оно будет обнародовано», — сказал Песков. Он не уточнил, какая точка зрения правительства и президента и когда ждать окончательного решения.

Ранее Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) направила письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой отказаться от продления моратория.

«Два последних года на счета граждан государство не перечисляло средства будущих пенсионеров. Фактически десятки миллионов человек понесли убытки на сумму около 30 млрд руб.», — написал председатель совета НАПФ Константин Угрюмов.

По подсчетам НАПФ, сейчас объем накоплений в НПФ превышает 1,7 трлн руб. (2,4% от ВВП).

Представители Минэкономразвития и Минфина не смогли оперативно предоставить комментарий. Помощник вице-премьера Ольги Голодец Алексей Левченко сказал «Газете.Ru»: «Формально бюджетный процесс не закончен, решений нет». На следующий неделе Минфин внесет в правительство проект бюджета.

Напомним, в нынешнем году срок внесения бюджета в Госдуму перенесен до 25 октября. Правительство временно переходит на однолетний, а не трехлетний бюджет. Кроме того, отменяется бюджетное правило, которое предполагает привязку к средней цене на нефть за несколько лет.

m.gazeta.ru

Накопительную часть пенсии заморозили до 2020 года

Президент России Владимир Путин подписал поправки в закон об обязательном пенсионном страховании. Документ опубликован в среду, 20 декабря, на официальном портале правовой информации.

Заморозка накоплений продлевается с 2019 до 2020 года. Закон начнет действовать с 1 января 2018 года, отмечается в документе.

Материалы по теме

Кто пойдет на балл

11 декабря уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов предложил создать фонд старшего поколения, чтобы выплачивать из него пенсии.

В октябре ЦБ сообщал, что до конца 2018 года в России запустят систему индивидуального пенсионного капитала, которая предполагает сохранение действующего тарифа страховых пенсионных взносов, но сверх этого граждане будут формировать добровольные пенсионные накопления.

Тогда же закон о продлении заморозки накопительной части пенсии до 2020 года одобрили обе палаты российского парламента.

Впервые пенсионные накопления россиян заморозили в 2014 году. Тогда власти уверяли, что эта мера временная и продлится не более года. Мораторий касается только тех россиян, кто принял решение передать часть (6 из 22 процентов, которые работодатель отчисляет в Пенсионный фонд России) своих пенсионных сбережений в негосударственные пенсионные фонды. Именно на эти 6 процентов и распространяется мораторий.

m.lenta.ru

Пенсии: сегодня заморозили, завтра конфисковали

Экономисты Альфа-банка не исключают, что правительство России готовится к реализации «венгерского сценария» — национализации накопительного компонента пенсий

Москва. 11 ноября. FINMARKET.RU — Решение российского правительства поделиться нефтяными доходами бюджета с пенсионерами и агрессивно повышать пенсии в 2007 — 2010 гг. привело к резкому росту дефицита ПФР, который в настоящее время превышает 3% ВВП.

Из-за внушительного дефицита Пенсионного фонда и неблагоприятного демографического тренда пенсионная реформа приобрела особую важность для правительства. В результате маневров властей могут быть национализированы пенсионные накопления граждан, а страна вновь вернется к распределительной системе, как это было в других странах. Такого сценария развития событий на пенсионном фронте не исключают аналитики Альфа-банка.

Каким путем пойдем?

Трехуровневая пенсионная система, введенная в 2002 г. и сочетающая обязательное участие в распределительной системе (1-й уровень), обязательное формирование накопительной части пенсии (2-й уровень) и добровольные пенсионные сбережения (3-й уровень) сейчас подвергается пересмотру.

Первые признаки предстоящих изменений в пенсионной системе появились уже в прошлом году, когда было предложено сократить ставку отчислений в накопительную часть пенсий с 6% до 2 — 4% с целью повышения ставки в распределительную часть с 16% до 18 — 20%.

Однако этого оказалось недостаточно, и в середине 2013 г. правительство решило, что участие в накопительной системе, которое изначально было обязательным, с 2014 г. станет добровольным.

Более того, у всех, включая сделавших выбор в пользу накопительной системы, новые отчисления будут заморожены на ближайшие два года (2014 — 2015 гг.) и направлены на финансирование дефицита распределительной системы (Пенсионного фонда России).

«Заморозка» накопительной части ставит под вопрос будущее накопительной пенсионной системы, действующей в России с 2002 г., указывают аналитики Альфа-банка. По их мнению, это может привести к национализации накопленных сбережений (как это было в Венгрии).

Более того, опыт Венгрии показывает, что в качестве следующего шага население может быть поставлено перед жестким выбором между распределительной и накопительной системой, что, видимо, заставит население сделать выбор в пользу распределительной системы.

Решение заморозить накопительную часть пенсий в 2014 — 2015 гг. даст ПФР России примерно 0,7% ВВП дополнительных ресурсов в год, а этого недостаточно для покрытия его дефицита, который составляет 3,0 — 3,5% ВВП.

Наконец, одна из главных целей создания накопительной пенсионной системы в 2002 году – создание внутренних источников длинных денег для развития финансового рынка – видимо, не входит в список приоритетов правительства, так как бюджетная политика явно демонстрирует нежелание увеличивать госдолг.

Мир увяз в пенсионных реформах

В своем желании модифицировать пенсионную систему Россия не одинока. После глобального кризиса пенсионная реформа оказалась на повестке дня во многих странах. Некоторые страны Центральной и Восточной Европы и СНГ провели пенсионные реформы, аналогичные российской в районе 2000 г., и перешли от единой системы распределительных пенсий к трехуровневой модели.

Изначально предполагалось, что позитивный эффект от реформы станет заметным через 25 — 30 лет, т. е. когда пенсионеры начнут использовать ранее накопленные сбережения и давление на распределительную систему снизится. Краткосрочно же эта реформа увеличила нагрузку на бюджет, поскольку часть текущих доходов распределительной системы была перенаправлена на формирование индивидуальных пенсионных накоплений.

В период экономического подъема эти издержки были приемлемыми, однако после 2008 — 2009 гг. нагрузка на бюджет стала непосильной, и правительства этих стран вынуждены были пересмотреть подход к пенсионным накоплениям.

Накопительная часть пенсий под давлением во всем мире. Многие страны — аналоги России, которые перешли к накопительным пенсионным системам 10 — 15 лет назад, после кризиса 2008 — 2009 гг. вынуждены были дать реформам обратный ход. После 2010 года большинство этих стран повысили пенсионный возраст, снизили ставку отчислений в накопительную часть пенсий и сделали участие в накопительной системе пенсий добровольным.

На более решительные шаги пошла Венгрия, где накопительная часть была полностью отменена, а ранее накопленные сбережения национализированы, и Казахстан, который сохранил накопительную часть, но передал управление накопительными пенсиями государственному агентству, отказавшись от услуг негосударственных пенсионных фондов.

Не все рецепты подходят для России

Хотя российский госдолг в размере 10% ВВП является одним из самых низких среди сопоставимых стран, федеральный бюджет сбалансирован при цене на нефть $110 за баррель, что заставляет искать пути снижения бюджетного дисбаланса.

Кроме того, в ближайшие 10 — 15 лет на пенсионную систему будут оказывать давление демографические тренды. Россия будет испытывать последствия снижения рождаемости в 1990-е годы: экономически активное население сократится, а количество пенсионеров в среднем будет расти на 1 млн человек каждые три года.

При прочих равных условиях это будет провоцировать дальнейшее расширение дефицита ПФР.

Правительство не может повысить пенсионный возраст из-за низкой продолжительности жизни. В отличие от других стран в России возможности повысить пенсионный возраст очень ограничены. Хотя в России он составляет 60 лет для мужчин и 55 для женщин, что ниже 65 — 67 лет в странах-аналогах, это оправдано тем, что средняя продолжительность жизни в России составляет 69 лет, а не 75, как в этих странах.

Рождаемость в России заметно снизилась в 1990-е годы, после распада СССР. В 1989 г. в стране проживало 44 млн граждан младше 20 лет; к 2012 г. эта цифра сократилась до 30 млн. Даже официальный прогноз правительства предполагает сокращение экономически активного населения в ближайшие годы, в том числе на 2 млн человек к 2017 г.

В то же время количество пенсионеров по-прежнему будет увеличиваться на 1 млн каждые три года.

Впереди усиление бюджетных и инфляционных рисков.

Последствия трансформации пенсионной системы

Вероятная трансформация пенсионной системы в пользу распределительной будет иметь два ключевых негативных последствия в долгосрочной перспективе:

усиление бюджетных рисков из-за слабой демографии и продолжающихся индексаций,

ухудшение инфляционных ожиданий, которые сдерживались созданием накопительной системы в прошлом.

Издержки этой пенсионной реформы будут значительными:

она затронет примерно 45 млн служащих, за которых их работодатели отчисляют в обязательном порядке 6% фонда оплаты труда,

в настоящий момент на их персональные пенсионные накопления, созданные за счет перечислений работодателей, составляют 2,6 трлн руб., т. е. 5% ВВП,

в случае отсутствия пенсионной реформы дефицит ПФР, по прогнозам Альфа-банка, расширится с 3,2% ВВП в 2013 г. до 3,5% в 2016 г.

В перспективе возврат к распределительной системе повлечет за собой возникновение двух ключевых рисков.

Во-первых, заметно возрастут социальные обязательства государства перед населением. Рекордно низкая безработица окажут повышательное давление на зарплаты и, следовательно, пенсии в ближайшие годы и могут дорого обойтись бюджету. Позитивный эффект на бюджет за счет мобилизации дополнительных доходов будет заметен только в краткосрочной перспективе, в долгосрочной нагрузка на расходную часть значительно вырастет .

Во-вторых, национализация пенсионных сбережений подстегнет ухудшение инфляционных ожиданий. В отличие от стран-аналогов, сильно преуспевших в сдерживании инфляции в первые пять-десять лет после первоначальных пенсионных реформ, в России инфляционные индикаторы остаются высокими.

Наталья Орлова, Альфа-банк

«Обратный ход пенсионной реформы в России нарушит социальный договор, согласно которому население формирует частные сбережения, в том числе пенсионные, а государство сосредоточено на политике таргетирования инфляции.

Хотя ЦБ все еще говорит о предпочтении низкой инфляции, активное использование социальных расходов в качестве инструмента поддержки экономики ухудшает инфляционные ожидания.

Снижение значимости накопительной пенсионной системы или полный отказ от нее ее в пользу распределительных пенсий окажет повышательное давление на инфляцию в кратко- и долгосрочной перспективе».

www.interfax.ru

Накопительная часть пенсии будет заморожена до 2020 года

Госдума во втором чтении одобрила правительственный законопроект о продлении моратория на формирование накопительной части пенсии до 2020 года. У депутатов законопроект особых вопросов не вызвал (такая «заморозка» проводится уже в пятый раз с 2014 года), так что, скорее всего, они его примут и в третьем чтении. Зато поднялся шум в интернете: опять пенсионеров грабят!

Попробуем разобраться, что же у нас пытаются отобрать.

Напомним: у россиян 1967 года рождения и моложе пенсия по идее должна складываться из страховой и накопительной части. Страховая часть засчитывается в счет будущей пенсии напрямую. А накопительная часть, как изначально предполагалось, должна «работать» на рынке, то есть вкладываться через специализированные фонды и управляющие компании в разного рода финансовые и фондовые инструменты и приносить будущим пенсионерам прибыль.

С 2014 года накопительную систему заморозили — все взносы, которые работодатели переводят за своих сотрудников в Пенсионный фонд, идут на страховую часть пенсии. Так удобнее для бюджета. Поскольку реально взносы на страховую часть пенсии не лежат где-то на счету, а из них выплачиваются сегодняшние пенсии. Будущим же пенсионерам, в зависимости от переведенной суммы, засчитывается определенное число пенсионных баллов — в зависимости от их количества потом и будет рассчитана пенсия. Вот эту систему (без того, чтобы часть пенсионных взносов переводить в какую-то отдельную заначку на накопительную часть пенсию) — и хотят продлить до 2020 года.

Отсюда и получаются порядка 551,3 млрд рублей дополнительных доходов Пенсионного фонда, которые он сможет потратить на пенсии нынешним пенсионерам. На самом деле, это перекладывание денег из одного кармана (накопительного) в другой (страховой). Все, что теряют при этом будущие пенсионеры, — потенциальный доход, который мог бы возникнуть при правильном размещении накопительных денег (если бы по-прежнему взносы делились на страховую и накопительную часть). Но большинство россиян доверили свои пенсионные накопления государственному Внешэкономбанку , и доход был и так, мягко говоря, не очень — ниже инфляции.

Все это не значит, что россиян совсем лишат накопительной части пенсии. Тем, за кого такие взносы какое-то время переводились, эти накопления при расчете пенсии учтут и приплюсуют к страховой части. Вот только вряд ли эта сумма окажется значительной — с учетом «заморозки» много накопить просто не получится.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Поднимут ли вместо пенсионного возраста минимальный стаж россиянам?

Пенсионная реформа похожа на ремонт. Ее нельзя закончить, можно только приостановить. В понедельник в некоторых деловых СМИ прошел слух, что чиновники задумали сделать хитрый ход. Мол, раз повышать пенсионный возраст не дают, можно повысить минимальный трудовой стаж. Это будет стимулировать людей работать дольше. Откуда берутся такие слухи? Так ли это? Чем грозит россиянам? И как сделать собственную пенсию выше? (подробности)

КСТАТИ

Индексация пенсий в 2018 году: кто и какую прибавку получит

Пенсии повысятся трижды, но по одному разу для различных категорий пенсионеров: в январе, апреле и августе. В большинстве своем все как обычно, но в 2018 году в правилах индексации пенсий появились некоторые изменения. О них — подробнее в нашем материале (подробности)

www.kp.ru

2014 заморозили пенсии

Накопительная часть пенсий в 2017 г. вновь будет заморожена, заявила вице-премьер правительства Ольга Голодец. Она уточнила, что трансферта в Пенсионный фонд России (ПФР) на компенсацию части страхового взноса в следующем году не предусмотрено.

«Уже предельные лимиты приведены, в них нет трансферта Пенсионному фонду», — сказала Голодец. На уточняющий вопрос, означает ли это продление заморозки накопительной части пенсий, она ответила: «Да».

Ранее замминистра труда Андрей Пудов сообщал, что ПФР при подготовке трехлетнего бюджета исходил из того, что взносы на накопительную пенсию могут быть заморожены сразу на три года, а весь тариф страхового взноса будет направлен на страховую часть пенсий. Он отмечал, что формирование пенсионных накоплений в 2017–2019 гг. не предусмотрено.

Замораживание взносов поможет не увеличивать трансферт ПФР, говорил руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. В проектировках бюджета расходы на развитие пенсионной системы растут за три года всего на 300 млрд – с 3,352 трлн до 3,674 трлн руб.

По оценкам Минфина, в 2016 г. замораживание накопительных взносов сэкономило бюджету 344 млрд руб. – на столько был снижен трансферт. Дальше ежегодно бюджет будет экономить около 400 млрд руб., оценивает Гурвич.

Накопительная пенсия не формируется с 2014 г. Тогда правительство объявляло такое решение разовой мерой — на год, необходимый для реорганизации негосударственных пенсионных фондов. Однако затем мораторий был продлен еще на 2015 г. На фоне возобновившихся споров о судьбе накопительных взносов, в том числе с участием мегарегулятора, отстаивавшего их необходимость, Медведев объявил весной 2015 г., что ликвидации накопительной части пенсии не будет: «Такое решение поддерживается и большинством экспертов, и, самое главное, гражданами нашей страны».

В 2016 г. правительство вновь продлило мораторий. Замораживание накопительных взносов, по расчетам Минфина, в 2016 г. дало бюджету 344 млрд руб. (в 2017 г. – 412 млрд, в 2018 г. – 471 млрд) за счет сокращения трансферта ПФР.

С 1 февраля 2016 г. пенсии для неработающих пенсионеров были проиндексированы на 4%, тогда как уровень фактической инфляции 2015 г. составил 12,9%. 23 августа правительство объявило о замене второй индексации пенсий в 2016 г. единовременной выплатой. Пенсионеры получат 5000 руб. в январе 2017 г., сказал премьер-министр Дмитрий Медведев, отметив, что на это потребуется 200 млрд руб. из бюджета. Бюджет исполняется трудно, сетовал Дмитрий Медведев, ПФР в первом полугодии 2016 г. недобрал 174 млрд руб. доходов, эта сумма также будет компенсирована из федерального бюджета.

Тогда курирующая социальный блок правительства Голодец заявила, что решение о единовременной выплате — разовая мера, в 2017 г. будет восстановлен традиционный способ индексации пенсий: на уровень фактической инфляции предыдущего года.

www.vedomosti.ru

Популярное:

  • Номер закона о бухгалтерском учете Новый Федеральный Закон "О бухгалтерском учете" Статьи по теме: Оформление операций в бухучете в 2014 году Правильное оформление хозяйственных операций – одна из краеугольных проблем, как бухгалтерской практики, так и […]
  • Учебные пособия для адвокатов Литература для будущего юриста Обратите внимание! Все книги, представленные в этом разделе, открываются в отдельном окне интернет-версии спецвыпуска "ГАРАНТ-Образование". Подробнее о "ГАРАНТ-Образовании". Садовникова Г.Д. […]
  • Закон фз 143 Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ"Об актах гражданского состояния" С изменениями и дополнениями […]
  • Образец заявления о смене расчетного периода для расчета больничного Как взять другие периоды при расчете декретного, больничного Заявление о замене расчетного периода в целях расчета больничного пособия Понадобится при расчете суммы пособия по безработице, если сотрудница в расчетном периоде […]
  • Приказа 205н минздравсоцразвития россии Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 г. N 205н "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, […]
  • Транспортный налог спб за 2014 Транспортный налог Санкт-Петербург 2016 Закон Санкт-Петербурга о транспортном налоге на 2016 год за номером 487-53, от 04 ноября 2002 года, устанавливает правила начисления транспортного налога для двух категорий граждан: […]
  • Единовременное пособие за 2 ребенка в 2014 году Пособия на детей в 2016 году Актуально на: 18 января 2016 г. Порядок расчета пособий на детей в 2016 году не поменялся. Однако изменились максимумы и минимумы различных «детских» пособий. Это связано с индексацией пособий на […]
  • Закон о защите конкуренции 2006 г Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ"О защите конкуренции" С изменениями и дополнениями от: 1 декабря 2007 г., 29 […]