4 Третейские суды

Статья 10. Формирование состава третейского суда

Статья 10. Формирование состава третейского суда

1. Формирование состава третейского суда производится путем избрания (назначения) третейских судей (третейского судьи).

2. В постоянно действующем третейском суде формирование состава третейского суда производится в порядке, установленном правилами постоянно действующего третейского суда.

3. В третейском суде для разрешения конкретного спора формирование состава третейского суда производится в порядке, согласованном сторонами.

4. Если стороны не договорились об ином, то формирование состава третейского суда для разрешения конкретного спора производится в следующем порядке:

1) при формировании состава третейского суда, состоящего из трех третейских судей, каждая сторона избирает одного третейского судью, а два избранных таким образом третейских судьи избирают третьего третейского судью.

Если одна из сторон не избирает третейского судью в течение 15 дней после получения просьбы об этом от другой стороны или два избранных третейских судьи в течение 15 дней после их избрания не избирают третьего третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда;

2) если спор подлежит разрешению третейским судьей единолично и после обращения одной стороны к другой с предложением об избрании третейского судьи стороны в течение 15 дней не избирают третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда.

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

base.garant.ru

Количество третейских судов 1 ноября резко сократится

Глава Правительства России Дмитрий Медведев сообщил, что 1 ноября 2017 года завершается переходный этап реформирования системы третейских судов. Действующими останутся только те, чью заявку на аккредитацию одобрил Совет по совершенствованию третейского разбирательства. Такие заявки, отметил Премьер-министр, подали только 40 НКО.

Реформа третейских судов стартовала в 2016 году. Раньше третейские суды создавали при любом юридическом лице, теперь же – только при НКО, которые получили право на осуществление функций «постоянно действующего арбитражного учреждения». Такое право признается актом Правительства, составленным на основе рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства. Исключения составляют Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате России. Им одобрение Правительства не требуется.

Реформа преследует цель исключить из судебной системы бездействующие и недобросовестные суды. Всего третейских судов было больше 2 000. «Скажем прямо, далеко не все эти суды пользовались соответствующим уважением, – говорит Дмитрий Медведев. – Очень часто они, по сути, отстаивали интересы, близкие к ведомственным или корпоративным». Из 40 поступивших от НКО заявок отобрали только два института: АНО «Институт современного арбитража» и Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП).

Госдума приняла федеральный закон 15 декабря 2015 года, Совет Федерации одобрил его 25 декабря 2015 года. Заявки на аккредитацию принимались Советом по совершенствованию третейского разбирательства с 1 ноября 2016 года.

pravo.ru

В России осталось четыре третейских суда

1 ноября 2017 года завершился переходный этап реформирования системы третейских судов. В результате в России на сегодняшний день осталось лишь четыре таких суда.

В чем суть реформы?

Если раньше третейские суды могли быть созданы на базе любой формы юридического лица, то теперь они могут создаваться лишь при некоммерческой организации (НКО). Кроме того, эти НКО должны получить соответствующее разрешение Правительства, а заявку должен одобрить Совет по совершенствованию третейского разбирательства.

«С этого момента заниматься администрированием арбитража, то есть выбирать, назначать, отводить арбитров, вести делопроизводство, смогут только те институты, которые были созданы при некоммерческих организациях и получили на это специальное разрешение. Это позволит приблизить российский арбитраж к общемировым стандартам в части качества и количества этих учреждений«, – заявил глава Правительства Дмитрий Медведев.

Какие суды остались?

До проведения арбитражной реформы в России насчитывалось более 1500 третейских судов. Теперь их осталось только четыре: АНО «Институт современного арбитража» и Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП), которые получили разрешение Правительства, а также Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате, которым одобрение Правительства не требуется.

Зачем нужны третейские суды?

Администратор Арбитражного центра при Институте современного арбитража Андрей Горленко заявил, что у третейского суда большое количество преимуществ: гибкая процедура, отсутствие множества инстанций, возможность выбора профессиональных арбитров с определенной специализацией, конфиденциальность, возможность исполнить решение более чем в 150 странах мира.

В связи с деофшоризацией наличие современного арбитража в России является одним из важных стимулов перевода коммерческих активов в отечественную юрисдикцию. Также одной из задач, стоящих перед Арбитражным центром, является повышение инвестиционной привлекательности России.

pravo.ru

§ 4. ТРЕТЕЙСКИЙ СУД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Третейский суд в Российской Федерации — негосударственный орган, полномочный по соглашению сторон в специальном третейско-судебном порядке рассматривать и разрешать определенные виды гражданско-правовых споров.

Этот суд наряду с судами общей юрисдикции и судами арбитражной юрисдикции предназначен осуществлять защиту нарушенных или оспариваемых гражданских прав. Однако в отличие от государственных судов третейский суд не полномочен осуществлять правосудие. Он рассматривает отнесенные к его компетенции правовые споры посредством специальной судебной процедуры, регламентируемой сторонами, с учетом требований закона.
Согласно закону в Российской Федерации могут образовываться: постоянно действующие третейские суды; третейские суды для разрешения конкретного спора.
Постоянно действующие третейские суды образуют торговые
палаты, биржи, общественные объединения предпринимателей и потребителей, иные организации — юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, и их объединения (ассоциации, союзы). Они действуют при названных организациях — юридических лицах. Третейские суды такого вида не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации и органах местного самоуправления.
Для образования постоянно действующего третейского суда организация, при которой планируется его деятельность, должна: принять решение об образовании постоянно действующего третейского суда; утвердить положение о постоянно действующем третейском суде; утвердить список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.
Копии этих документов организация направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд.
Третейский суд для разрешения конкретного спора образуется в порядке, определяемом соглашением сторон, с учетом положений Закона о третейских судах.
К компетенции третейских судов (подведомственность им дел) относится любой спор, вытекающий из гражданских правоотноше
ний, за исключением случаев, установленных законом (например, трудовые, семейные споры), при условии заключения об этом третейского соглашения между сторонами в письменной форме, а также отсутствия решения суда общей или арбитражной юрисдикции по существу данного спора.
Состав третейского суда формируется путем избрания либо назначения третейских судей, число которых должно быть нечетным. Точное их число и способ наделения полномочиями (назначение или избрание) могут определяться по соглашению сторон. Если такое соглашение отсутствует, а также нет правил его определения в постоянно действующем третейском суде, то состав третейского суда формируется в составе 3 третейских судей. Если отсутствуют соглашение сторон, правила постоянно действующего суда о порядке наделения третейских судей полномочиями, то применяется следующая процедура: при формировании состава третейского суда, состоящего из 3 третейских судей, каждая сторона избирает одного третейского судью, а два избранных таким образом третейских судьи избирают третьего третейского судью. Если одна из сторон не избирает третейского судью в течение 15 дней после получения просьбы об этом от другой стороны или два избранных третейских судьи в течение 15 дней после их избрания не избирают третьего третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение в компетентный суд; если спор подлежит разрешению третейским судьей единолично и после обращения одной стороны к другой с предложением об избрании третейского судьи стороны в течение 15 дней не избирают третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение в компетентный суд.
Закон о третейских судах предъявляет ряд требований к третейскому судье (см. схемы).
В случае несоблюдения этих требований третейскому судье может быть заявлен отвод. Кроме того, основаниями для самоотвода третейского судьи, а также для прекращения его полномочий по соглашению сторон являются юридическая или фактическая неспособность третейского судьи участвовать в рассмотрении спора, иные причины, по которым третейский судья не участвует в рассмотрении спора в течение неоправданно длительного срока.
В случае прекращения полномочий третейского судьи другой третейский судья избирается (назначается) в соответствии с правилами, которые применялись при избрании (назначении) заменяемого третейского судьи.

Финансирование деятельности третейского суда (гонорар третейских судей, расходы, понесенные свидетелями, расходы на организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства и другие расходы) производится в порядке, определяемом соглашением сторон, правилами соответствующего постоянно действующего третейского суда, с учетом требований Закона о третейских судах. В частности, данный закон устанавливает, что распределение расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде между сторонами, производится третейским судом в соответствии с соглашением сторон, а при отсутствии такового — пропорционально удовлетворенным и отклоненным требованиям.
Рассмотрение дел в третейских судах осуществляется на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон.
Постоянно действующий третейский суд осуществляет третейское разбирательство в соответствии с правилами этого третейского суда, если стороны не договорились о применении других правил третейского разбирательства, а третейский суд для разрешения конкретного спора — в соответствии с правилами, согласованными сторонами. Но эти правила третейского разбирательства, согласованные сторонами, не должны противоречить обязательным положениям Закона о третейских судах, не предоставляющим сторонам права договариваться по отдельным вопросам.
Не согласованные сторонами, не определенные правилами постоянно действующего третейского суда и Законом о третейских судах правила третейского разбирательства определяет третейский суд.
По вопросам, не затрагивающим существа спора, третейский суд выносит определение, а по итогам разбирательства — решение третейского суда.
Решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и сроки, установленные в данном решении.

Если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению на основе выданного компетентным судом (общей или арбитражной юрисдикции) исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда по правилам исполнительного производства. Кроме того, решение третейского суда, если в третейском соглашении не предусмотрено, что оно окончательно, может быть оспорено в течение 3 месяцев участвующей в деле стороной в компетентный суд (общей или арбитражной юрисдикции).

Схема 175. Порядок образования третейских судов в Российской Федерации
(ст. 2, 3 Закона о третейских судах)
В России могут быть образованы третейские суды

lib.sale

В РФ осталось 4 третейских суда, но их число может снова увеличиться — Федеральная палата адвокатов

Число третейских судов в России после завершения переходного этапа реформирования системы третейских судов сократилось с более 2500 до 4, однако в дальнейшем их количество может снова увеличится. Об этом сообщил на пресс-конференции в ТАСС президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко.

С сегодняшнего дня в России действует четыре третейских суда: АНО «Институт современного арбитража», Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП), а также Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате.

«Реформа не совершилась, завершился лишь ее первый этап. Я не исключаю того, что в России появится еще несколько третейских судов», — сказал Пилипенко.

«Совершенно очевидно, что 2,5 тысячи третейских судов, которые существовали в России несколько лет назад, это, наверное, многовато — тем более, что репутация у многих была достаточно сомнительная. Можно, конечно, заявить, что на сегодняшний день 4 арбитражных института с их отделениями — это для России мало, и как член совета (по совершенствованию третейского разбирательства — прим. ТАСС) при Министерстве юстиции я могу совершенно точно сказать, что, если появятся еще заявки, которые аппарат Минюста представит на утверждение совета, я готов голосовать за то, чтобы в России появилось еще несколько арбитражных институтов. Если они будут соответствовать требованиям закона, и если я не буду знать ничего дурного о репутации людей, которые стоят за этими идеями», — резюмировал Пилипенко.

Реформа системы третейских судов

В сентябре 2016 года вступил в силу федеральный закон 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», предполагающий постепенное введение более жестких требований к порядку организации третейских судов. Если ранее они могли создаваться на базе юридического лица любой организационно-правовой формы, то теперь инициировать этот вопрос могут только некоммерческие организации (НКО). При этом они должны получить соответствующее разрешение правительства, а заявку должен одобрить совет по совершенствованию третейского разбирательства при Министерстве юстиции РФ.

Реформа третейского разбирательства в РФ позволит привести систему российского арбитража к мировым стандартам, заявил ранее на этой неделе председатель правительства РФ Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами. Он отметил, что количество этих учреждений за последние годы увеличилось, при этом далеко не все из них пользовались соответствующим уважением. Очень часто они были близки к ведомственным или корпоративным интересам, сказал глава правительства.

www.finanz.ru

Популярное:

  • Спрос и закон падающего спроса Спрос и закон падающего спроса Кривая спроса и закон падающего спроса Количество вещей, которое покупается людьми, всегда зависит от цен на товары. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется […]
  • Возраст судья конституционного суда рф Возраст судья конституционного суда рф Требования к кандидатам на должность судьи и порядок их отбора. Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ) 1. […]
  • Приказ места для курения davaivdunem Приказ О Месте Для Курения Образец Как ограничить курение на территории компании. В нашей компании сотрудникам разрешено курить в определенном месте – рядом с парковкой на прилегающей к офису территории. Эта норма […]
  • 4 федеральный конституционный закон о судебной системе российской федерации Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 4-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" Комментарии Российской Газеты Одобрен […]
  • Пособие общая биология Общая биология. Пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. Краснодембский Е.Г. Биология, находясь на стыке естественных и гуманитарных наук, занимает особое место. Пособие, написанное преподавателем […]
  • Первичный учет материальных ценностей Тема 4. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 4.2. Синтетический учет материально-производственных запасов Основные особенности учета производственных запасов: 1) на складах материально-ответственными лицами ведется только […]
  • Презентация для детей правила поведения в школе Правила поведения в школе. Ребята, вы обязаны соблюдать эти правила! - презентация Презентация была опубликована 4 года назад пользователемИгорь Девятов Похожие презентации Презентация на тему: " Правила поведения в школе. […]
  • Нотариус зеленоград часы работы Зеленоградский административный округ (ЗелАО) Зеленоград, микрорайон 2,корп.248 +7 (499) 736-78-85 Нотариус Гудкова Лилия Наядовна График работы: вторник-четверг 10:00-18:30; пятница 10:00-18:00, перерыв 13:00-14:00; суббота […]