Административные жалобы и порядок их рассмотрения

Рубрикатор

Административная жалоба: понятие, признаки, виды. Процедуры разрешения административных жалоб

Все жалобы граждан следует поделить на два типа:

административные, т. е. рассматриваемые во внесудебном, в административном порядке;

судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия в порядке уголовного, гражданского административного или конституционного судопроизводства.

Административная жалоба — это жалоба, подаваемая в административный или контрольно-надзорный орган.

Среди административных жалоб по правовым признакам различаются общая и специальная. Основания и порядок производства по специальным жалобам устанавливаются специальными нормами, содержащимися в других актах.

Право на общую административную жалобу сейчас фактически является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее по любому значимому для него поводу, в любое время. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия.

Право на общую жалобу не ограничено по содержанию. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействие работников любых органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предмет жалобы — не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные деяния, еще идет речь о несправедливом решении вопросов, отсутствии должной четкости, о бестактности, невнимании к критическим замечаниям, использовании устаревших приемов в работе.

Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов.

Общие административные жалобы граждане могут подавать лично, через своих представителей, используя средства связи. Такие обращения могут быть письменными и устными, индивидуальными и коллективными.

Подача общей административной жалобы не ограничена каким-либо сроком. В законе отсутствуют и количественные ограничения права на жалобу. По одному и тому же факту гражданин может обращаться много раз в один и тот же либо в разные органы, одновременно или в разное время. Ограничения:

1. Она должна быть изложена на государственном, то есть русском языке. Из этого общего правила возможны исключения.

2. Указом Президиума ВС (совета) было установлено «Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени и отчества и содержать, помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы, также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит».

3. Наличие акта правосудия блокирует производство и по общей, и по специальной административной жалобе.

Специальная жалоба – позволяет учитывать особенности правового статуса граждан как лиц выполняющих те или иные функции, как участников трудовых или юрисдикционных отношений. Право на специальную административную жалобу чаще всего является еще одним способом защиты прав, оно не конкурирует с правом на общую административную жалобу, а дополняет его. Порядок рассмотрения специальной жалобы устанавливается: ГПК, УПК, трудовым законодательством, группа актов устанавливающая административное наказание.

Признаки специальной жалобы: наличие специальных норм, устанавливающие особый порядок рассмотрения; специальные основания для обжалования, прямо названные в законе; четкое определение субъектов права обжалования; специальные сроки подачи жалоб; процедурные особенности; специальные сроки рассмотрения.

Особенности и отличия от общей жалобы:

1) специальная жалоба может быть подана только лицом привлеченным к ответственности, потерпевшим или адвокатом

2) Может быть только письменной. Для общей жалобы форма не установлена.

3) Адресатом специальной административной жалобы выступают вышестоящие органы. Круг общей жалобы значительно шире.

4) специальная жалоба должна быть направлена адресату в течение 10 дней со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания.

5) подача в установленный срок специальной жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания.

6) Специальная жалоба подается через орган, вынесший постановление, который обязан в течение 3 суток направить ее вместе с делом по подведомственности.

7) Жалоба рассматривается уполномоченным органом в 10-тидневный срок. Для общей — иные сроки.

Т.о. право на специальную жалобу уже права на общую жалобу. Цель состоит в том, чтоб в более сжатые сроки рассматривать жалобы постановлений о наложении административного взыскания, чтобы усилить контроль за правами граждан.

В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии.

Первая из них – стадия первичной обработки. Здесь получают письменные, выслушивают устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, то есть определить, кто и как будет работать с жалобой, либо переслать её в компетентную организацию.

Вторая стадия – проверка жалобы (анализ ситуации). Прежде всего, должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты, активисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела.

Третья стадия – принятие решения по жалобе.

Общий срок рассмотрения жалоб граждан – один месяц. Из этого правила установлены три исключения.

1. Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней.

2. Если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц.

3. Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в центральных органах в 15-дневный, а в местных – в 7-дневный срок. В случае необходимости срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение:

• о полном удовлетворении жалобы;

• о частичном удовлетворении жалобы;

• об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованостью, истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.). По общей административной жалобе не может быть отказано в удовлетворении по мотивам неподведомственности. Если жалоба не подведомственна органу, учреждению, он еще на стадии первичной обработки обязан направить ее в компетентную организацию.

Четвертая стадия производства по жалобамисполнение принятого решения.

Основания и порядок производства по специальным жалобам регулируются специальными нормами, содержащимися в Уставе связи, Дисциплинарном Уставе Вооруженных Сил, Положении о порядке рассмотрения трудовых споров, Таможенном и Налоговом кодексах, КоАП РФ и в некоторых иных актах.

ifreestore.net

Административная жалоба это

Административная жалоба подается в вышестоящие органы исполнительной власти, любых организаций и общественных объединений, а также вышестоящим должностным лицам. Федеральным законом предусмотрена проверка и рассмотрение жалоб органами прокуратуры и депутатами представительных органов.

Административная жалоба бывает двух видов:

Общая административная жалоба имеет следующие характеристики:

• может подаваться в любом возрасте;
• не установлены сроки для реализации права на подачу;
• подаются вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган по отношению к тому, чьи действия обжалуются.

При этом существует прямой запрет на передачу жалобы на рассмотрение тому, чьи действия обжалуются.

Отличие общей административной жалобы от других видов обращений:

• жалоба свидетельствует о наличие правового спора, что предъявляет особые требования к процессуальной форме рассмотрения данного вида обращения: процедура административной жалобы должна двигаться в том же направлении, что и судебное рассмотрение;
• для данного вида обращения требуется более точно и детально определить подведомственность их обращения, учитывая различные аспекты государственно-служебного подчинения;
• инициирование спора гражданином предполагает более детальный механизм направления, регистрации, передачи спора по жалобе;
• для жалобы должны быть определены виды и формы решений, а также основания для их вынесения;
• для жалобы необходимо определить процедуру исполнения решения.

Специальная административная жалоба имеет особенности:

• наличие специальных норм, регулирующих основания и порядок работы с ними;
• специальные основания для обжалования (приказ руководителя, постановление по делу об административном правонарушении и т.п.), прямо названные в законе;
• четкое определение субъектов права на специальную жалобу, признание таковыми, как правило, лишь определенных, лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей (специальная жалоба не может быть подана с целью защиты интересов других лиц);
• четкое определение письменной формы и адресатов жалобы;
• специальные сроки подачи жалоб;
• процедурные особенности в производстве по конкретным видам жалоб.

К специальным можно отнести жалобы:

• государственных гражданских служащих;
• на действия и бездействие таможенных органов;
• на акты налоговых органов;
• связанные с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями;
• рассматриваемые вышестоящими органами исполнительной власти в порядке производства по делам об административных правонарушениях;
• направляемые Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и уполномоченным по правам человека в субъектах Федерации;
• иные жалобы, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок их рассмотрения.

Рассматривается административная жалоба в течение одного месяца с момента ее подачи.

Надзорная жалоба
Апелляционная жалоба
Апелляция и преступение
Кассационная жалоба
Административная ответственность
Административное право
Административное взыскание

Назад | | Вверх

center-yf.ru

Общая и специальная жалобы: понятие, отличительные черты, сроки подачи.

Обычная: По закону судебная жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Жалоба направляется по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения ответчика.

В таком же порядке военнослужащий вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Для обращения в суд установлены следующие сроки:

· три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

· один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Специальная. Судебное обжалование на основе специальных норм — исключение из судебного обжалования по общему праву. В установленных специальными нормами случаях жалобы тоже направляется в суд, но процедуры их подачи и рассмотрения отличаются некоторым своеобразием.

Примером специальной судебной жалобы может быть обжалование по ч. 9 ст. 38 и ч. 7 ст. 44 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», на основании которых решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии РФ и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ.

Специальные жалобы в арбитражные суды согласно АПК РФ подаются, если федеральным законом установлен для определенной категории дел досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров. В таких случаях суд может принять дело к производству, если соблюдена процедура досудебного рассмотрения разногласий.

lawbook.online

Административная жалоба. Как её подать?

Ох уж эти жалобщики. И чего им неймётся? И то им не так, и это. Мешают только работать занятым людям. Согласитесь, знакомая позиция. Подобные слова часто можно услышать из уст тех самых «занятых людей», которым приходится с жалобами разбираться. Однако, не следует забывать, что выражение несогласия с действиями властей и должностных лиц — конституционное право любого гражданина. Более того, собраться с духом и пожаловаться способен далеко не каждый, поэтому за единичными административными жалобами, как правило, кроются проблемы, которые мешают многим людям.

Чтобы административная жалоба возымела желаемое действие и не осела «мёртвым грузом» на рабочем столе чиновника, следует соблюдать требования Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», других законов и кодексов РФ.

Понятие административной жалобы. Какая жалоба является административной?

Юристы квалифицируют все жалобы как административные и судебные. Последние рассматриваются судами в порядке различных судопроизводств: гражданского, уголовного, арбитражного, конституционного. Все остальные жалобы, поданные должностным лицам и органам власти, таким образом, относятся к административным.

Не следует принимать за судебную жалобу любое обращение в суд. Например, жалоба на несвоевременное рассмотрение дела, решение по которой будет принимать не суд, а отдельный судья или председатель суда, считается административной.

Законодательство различает два вида административных жалоб: общие и специальные. Первые федеральный закон о порядке рассмотрения обращений называет обращениями граждан и причисляет к ним не только жалобы как таковые (по определению ст. 4 закона: «просьбы гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц»), но также и различные предложения и заявления.

Подачу и рассмотрение общих административных жалоб граждан регламентирует Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Порядок производства и основания специальных административных жалоб регулируют специальные нормы законодательных актов, например, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Дисциплинарного устава ВС РФ и других.

Любой человек вправе подать общую административную жалобу в любое время и по любому поводу. Это право ничем и никем не ограничено. Право на подачу специальной административной жалобы регламентируется положениями кодексов и других юридических документов. Так, жалоба по административному делу, на постановление об административном нарушении подаётся в соответствие с требованиями главы 30 КоАП РФ.

Предмет общей административной жалобы. На что можно жаловаться?

Административные жалобы граждан основаны на их конституционном праве на обращение в органы власти и могут затрагивать любые вопросы. Это положение распространяется не только на граждан РФ, но и на граждан других государств и лиц без гражданства. Однако, подавая жалобу в административном порядке следует учитывать полномочия государственного органа или должностного лица. Кроме того, административная жалоба не должна нарушать права и свободы других лиц.

Требования к общей административной жалобе

В соответствие со второй статьёй Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» административные жалобы и другие обращения могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Граждане реализуют свои права свободно и добровольно, плата за рассмотрение административных жалоб не взимается.

Жалобы подаются в письменном или в электронном виде. К ним граждане вправе прилагать любые дополнительные материалы или документы, в том числе и в цифровом формате, а также просить истребовать дополнительные материалы в иных органах.

В тексте административной жалобы в обязательном порядке указывается наименование органа или должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, которому направлено обращение, а также собственная фамилия имя и отчество, почтовый адрес для уведомлений и ответов. Суть жалобы излагается в произвольной форме, подписывается личной подписью гражданина с указанием даты обращения. При наличии дополнительных документов и материалов, они (либо их копии) прилагаются к административной жалобе.

При обращении в электронном виде, вместо почтового адреса может быть указан адрес электронной почты, если ответ ожидается в форме электронного документа. Дополнительные материалы в этом случае могут быть также приложены в электронном формате, либо направлены обычной почтой.

Пример (образец) общей административной жалобы

Подавая жалобу в административном порядке следует излагать в ней конкретные факты нарушений, свои требования и просьбы по их устранению. Очевидно, что предложить некий образец административной жалобы или бланк для заполнения, пригодный на все случаи жизни невозможно. Приведённый ниже пример лишь поясняет, каким может быть обращение в компетентный орган.

В государственную инспекцию

труда в городе Санкт-Петербурге

от Шарова Игоря Вячеславовича,

проживающего по адресу:

ул. Генерала Трулова, д.14, кв.44

С 19.08.2012 по 24.12.2013 я работал в должности инженера в ООО «Невские берега», юридический адрес 198000, Санкт-Петербург, ул. Покатая, д.15, фактический адрес 198000, Санкт-Петербург, ул. Покатая, д.15. Директор Ивлиев Андрей Викентьевич, тел. 000-00-00, главный бухгалтер Кононова Ирина Валерьевна, тел. 000-00-00.

По увольнении из ООО «Невские берега» со мной до сих пор не произведён окончательный расчёт. Трудовая книжка выдана на руки, но запись в ней не заверена печатью.

Прошу по факту указанных нарушений провести проверку и восстановить мои нарушенные права.

Приложение: Копия записи в трудовой книжке.

rossovet.ru

18. Административная жалоба: понятие, виды. Производство по административной жалобе.

Право граждан на защиту представляет собой право на обжалование незаконных действий и решений. 1) Административные жалобы — жалобы, подаваемые в органы ПА на действия и решения представителей ПА.2) Судебная жалоба. Административная жалоба бывает двух видов:общая административная жалоба, регулируемая ФЗ о порядке; — специальная, регулируемая другими НПА.

Характеристика общей административной жалобы: 1) может подаваться в любом возрасте (достаточно элементарной административной дееспособности); 2) российским законодательством не установлены сроки для реализации права на подачу общей административной жалобы; 3) в отношении административной жалобы установлена специальная потребность; подаются вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган по отношению к тому, чьи действия обжалуется. При этом существует прямой запрет на передачу жалобы на рассмотрение тому, чьи действия обжалуются. Отличие общей административной жалобы от других видов обращений:

1) жалоба свидетельствует о наличие правового спора, что предъявляет особые требования к процессуальной форме рассмотрения данного вида обращения: процедура административной жалобы должна двигаться в том же направлении, что и судебное рассмотрение. 2) для данного вида обращения требуется более точно и детально определить подведомственность их обращения, учитывая различные аспекты государственно-служебного подчинения. Есть ситуации, когда органы находятся в двойном подчинении (организационно и функционально), это законодательство не регулирует. 3) инициирование спора гражданином предполагает более детальный механизм направления, регистрации, передачи спора по жалобе. 4) для жалобы должны быть определены виды и формы решений, а также основания для их вынесения. 5) для жалобы необходимо определить процедуру исполнения решения.

В результате складывается ситуация, при которой институт административной жалобы является крайне неэффективным и не обеспечивает эффективной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Необходимость АЖ1) административная жалоба отличается от судебной своей относительной простотой и меньшей затратностью. Предполагается, что до суда не должны доходить бесспорные дела. 2) административная жалоба является средством осуществления контроля руководителей государственных органов за деятельностью своих подчиненных. Само наличие определенного количества жалоб может быть сигналом, что в деятельности этого лица не все хорошо. 3) только в рамках института административной жалобы возможно рассмотрение вопросов о целесообразности принятых сотрудником государственной власти решений или действий. Это принципиальное отличие. Судебный порядок проверяет только законность, а не целесообразность (насколько была учтена позиция жителей? Когда речь идет о корте во дворе). 4) ПА зачастую способна более эффективно, чем судебная система разрешать споры, связанные с необходимостью оценки технических, технологических, экологических и иных факторов, оценка которых требует специальных знаний. Значит, институт административной жалобы должен существовать.

Специальная административная жалоба Признаки (и одновременно отличия от общей АЖ): 1) специальная административная жалоба всегда регулируется отдельными правовыми актами. Так как в тех или иных сферах процедура рассмотрения общей административной жалобы неэффективна. Или если дело является сложным, например, связано с предоставлением финансовых средств на основе усмотрения. 2) Специальная административная жалоба может быть подана только строго определенными лицами, причем, как правило, такие лица должны являться участниками соответствующих правоотношений. Например, подача жалобы на постановление об административной ответственности. 3) Специальная административная жалоба подается в строго указанный орган или должностному лицу. Жалоба подается тому лицу, чьи действия обжалуются, а оно передает ее по подведомственности. 4) специальная административная жалоба всегда письменная. Причем часто устанавливаются требования о приложении определенного перечня документов, которые призваны доказать, что лицо является участником соответствующих правоотношений; или обеспечивает сбор информации, необходимой для разрешения более сложного по своей природе дела. 5) помимо указания адресата жалобы и личных данных лица, которое подает заявления,устанавливаются требования об указании в жалобе иных сведений. Например, реквизиты вынесенного решения. 6) для каждой специальной административной жалобы установлены собственные сроки ее рассмотрения. Как правило, сроки являются сокращенными. 7) в отношении жалоб, как правило, устанавливается специальный перечень решений. Отменить решение полностью или в части, принять новое решение, отправить на рассмотрение и т.д. В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии. Первая — стадия первичной обработки. Здесь получают письменные и выслушивают устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, т. е. определить, кто и как будет работать с нею, дать ему определенные указания либо поручить переслать ее в компетентную организацию. Вторая стадия — проверка жалобы (анализ ситуации). Прежде всего должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты, активисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела. Проверяющие могут использовать разнообразные, не запрещенные законом средства изучения ситуации: беседы с людьми, ознакомление с документами, ревизии, обследования, за меры и др. На этой стадии лицо, подавшее жалобу, вправе: лично изложить доводы лицу, рассматривающему обращение; знакомиться с итоговыми материалами проверки; представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании; пользоваться услугами адвоката, иного представителя, а также переводчика. Если жалоба коллективная, соответствующие права реализует представитель подписантов. Помимо сбора фактических сведений, работа с жалобами предполагает тщательное изучение правовых норм, имеющих отношение к делу. Третья стадия — принятие решения по жалобе. Следует от метить, что в любой властной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора) является центральным моментом функционирования. А стадия принятия решения — главная в любом административном производстве. Поскольку решение подводит итог уже проделанной работе, установлены сроки его принятия, а значит, сроки рассмотрения обращения (дела). Общий срок рассмотрения жалоб граждан — один месяц. Из этого правила установлены три исключения. Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней. Если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц. В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение: о полном удовлетворении жалобы; о частичном удовлетворении жалобы; об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необос нованностью, с истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.). Четвертая стадия — исполнение принятого решения. Прежде всего необходимо выслать мотивированный ответ на письмен ную жалобу, а на устную можно и ответить устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактически ничего не сделано. Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина.

studfiles.net

Популярное:

  • Жалоба на методиста Если не устраивает заведующая детским садом … Вопрос: Добрый день! Г. Калининград. Скажите, пожалуйста, если родителей полностью не устраивает заведующая детским садом, могут ли они требовать от начальника управления образования […]
  • Индивидуально трудовая собственность Индивидуально трудовая собственность 3.2. Типы и формы собственности Отношения собственности в ходе исторического развития образовались в различные формы. Формы собственности отличаются друг от друга по субъектам собственности, […]
  • Налог на капитальный ремонт кто не платит Что говорит закон об оплате за капитальный ремонт, есть ли льготы пенсионерам? Компенсация взносов - сколько должны платить пенсионеры? С начала 2016 года вступил в силу Федеральный Закон № 271 «О капитальном ремонте в […]
  • Два закона кирхгофа Два закона кирхгофа Иногда их называют правилами. Они широко используются в электротехнике вместе с другими методами расчётов и позволяют решать целый ряд задач. Основное преимущество этих правил в том, что они имеют довольно […]
  • Заявление в садик электронное Запись в детский сад: как пойти в садик через электронную запись? Запись в детский сад — процедура хлопотная и малоприятная. По крайней мере, так было до недавнего времени. Современные технологии призваны облегчить жизнь простым […]
  • Ликвидация предприятий способы "Закрытие фирмы или головная боль?" 04.02.2009 – Баранов В.В. Зачем нужно закрытие предприятия «Всё – пришла пора закрыть фирму!» - такая проблема рано или поздно встаёт перед каждым российским предпринимателем. Причины тому […]
  • Ип зарегистрированные в 2018 году не платят налоги Какие налоги платит ИП в 2018 году? Рассказываем, какие налоги должны платить российские индивидуальные предприниматели в 2018 году. Виды налогообложения для ИП в 2018 году На сегодняшний день в России действуют следующие виды […]
  • База начислений алиментов Как рассчитать алименты: памятка для работодателя Содержание несовершеннолетних детей — забота родителей, но обязанность производить расчет и выплату алиментов государство возлагает на их работодателей. Разбираемся в порядке и […]