Алименты кассовый символ

Содержание:

Алименты на карту

Выплаты алиментов могут осуществляться по добровольному соглашению или по постановлению суда. Для перечисления алиментов на карту можно выбрать разные способы, каждый из которых требует подтверждения факта выплат.

Алименты на карточку уплачиваются двумя способами:

  • Добровольно (заключено соглашение об уплате алиментов, заверенное у нотариуса);
  • Принудительно (алименты взыскиваются по решению суда, приставам выдают исполнительный лист).

Что необходимо для перечисления алиментов?

Администрация организации по месту работы плательщика ежемесячно осуществляет удержание оговоренной суммы из его заработной платы и других доходов в течение трех дней со дня выплаты заработной платы.

Перечисление алиментов может осуществляться с расчетного счета организации.

Выбранный вид получения обычно взыскатель указывает в заявлении, в котором приводятся также необходимые при их перечислении данные: банковские реквизиты или почтовый адрес. Все расходы, связанные с перечислением алиментов на карточку получателя, несет лицо, выплачивающее средства на содержание ребенка.

Выплаты алиментов на карту по добровольному соглашению

В добровольном соглашении фиксируется сумма алиментов, способ их выплаты и периоды, в течение которых необходимо перечислять указанную сумму на счет получателя. На одного ребенка – не менее 25% от суммы всех доходов, на двух – 33%, на трех и более – 50%. Алименты в добровольном соглашении могут быть указаны и в твердой денежной сумме. Этот способ актуален для лиц, не имеющих доходов или с нестабильными доходами. По договоренности выплаты на карту Сбербанка или иной банковской структуры могут производиться в твердой денежной сумме ежемесячно, ежеквартально или каждые 6, 12 месяцев.

Перечисление алиментов на счет получателя через бухгалтерию

Лицо, выплачивающее алименты, может обратиться в бухгалтерию своей организации с заявлением с указанием счета получателя, на который должны производиться перечисления. К заявлению необходимо приложить копию добровольного соглашения или исполнительный лист.

Бывшая супруга также может подать в бухгалтерию организации, в которой работает муж, заявление о способе получения алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка с указанием своих банковских реквизитов.

Необходимая сумма будет перечислена на карточку в течение трех дней с момента выплаты заработной платы плательщику алиментов. Заявление может быть подано не только лично, но и отправлено заказным письмом с уведомлением о вручении для подтверждения законности обращения за выплатами. Выплата алиментов может осуществляться с расчетного счета организации.

Самостоятельное перечисление алиментов на счет получателя

Для временно безработных актуален способ самостоятельного перечисления денежных средств на карту (банковский счет) получателя, например, на карту Сбербанка. Сохранение всех квитанций о переводе с указанием суммы и даты платежа – гарантия безопасности при возникновении недоразумений и возможных судебных разбирательств.

  • Ответьте на несколько простых вопросов и получите подборку материалов сайта по своему случаю ↙

Перечисление на счет ребенка

Может быть также открыт отдельный счет на имя ребенка, на который будет перечисляться часть средств или дополнительная сумма помимо установленных алиментов.

Возможен вариант перечисления алиментов на счет ребенка – не более 50% от установленной суммы переводится на счет в банке, открытый на имя несовершеннолетнего.

Такой способ применяется при следующих обстоятельствах:

  • по взаимной договоренности сторон;
  • в случае ненадлежащего исполнения родителем, получающим алименты, обязанности по расходованию соответствующих выплат на содержание, воспитание и образование ребенка и исполнения при таком способе решения суда уровня материального обеспечения ребенка, достаточного для его полноценного развития (питание, образование, воспитание и т.д.).

Если алименты перечисляются по почте, а получателю удобнее на счет в банке

Необходимо обратиться в службу судебных приставов с заявлением об изменении способа выплаты алиментов и указать в нём свои банковские реквизиты. После вынесения службой положительного решения бухгалтерия сможет перечислять алименты на карточку через Сбербанк или иную банковскую организацию.

Перечень документов при непосредственном обращении в организацию получателя

Получатель направляет исполнительный документ – судебный приказ, исполнительный лист, соглашение об уплате алиментов в организацию или любому юридическому лицу, которое выплачивает заработную плату, пенсию, стипендию.

Необходимые документы:

  1. Исполнительный документ;
  2. Заявление, в котором указываются:
    • Реквизиты банковского счета, на который следует перечислять денежные средства, или адрес, по которому следует переводить денежные средства;
    • Фамилия, имя, отчество;
    • Реквизиты документа, удостоверяющего личность получателя.

Держателю карточки при открытии банковского счета, куда будут перечисляться алименты, выдается банковская карта.

Документы при обращении в организацию службы судебных приставов

  1. Постановление судебного пристава.
  2. Заявление о перечислении алиментов на банковский счет получателя передается в службу судебных приставов.
    Расходы (плата банку за перечисление средств) по переводу алиментов получателю – за счет плательщика.

Необходимо написать в 2-х экземплярах заявление на имя судебного пристава-исполнителя, занимающегося исполнительным производством по взысканию алиментов на несовершеннолетнего, о перечислении поступающих от должника алиментов на расчетный счет получателя в любом банке.

К заявлению необходимо приложить:

  • Копию сберкнижки с указанием названия банка и номера счета;
  • Копию паспорта.

1 экземпляр заявления нужно передать в канцелярию службы судебных приставов или непосредственно судебному приставу-исполнителю. Он должен оставить свою роспись на 2-м экземпляре заявления. Можно направить заявление заказным письмом с почтовым уведомлением на адрес службы судебных приставов.
Судебный пристав-исполнитель обязан перечислять алименты в течение 5 операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов. Обычно это производится через Сбербанк, но могут быть и иные варианты.

Минусы переводов алиментов на карту и возможные альтернативы

К минусам переводов на карту Сбербанка можно отнести то, что расходы по осуществлению этой операции покрываются за счет плательщика.

В соответствии со статьей 109 Семейного кодекса, плательщик по алиментам должен возмещать такие издержки, как комиссия банка, почтовый сбор и прочее. Эти расходы не зачитываются в счет алиментных обязательств, а осуществляются сверх них (дополнительно).

Алименты по желанию взыскателя могут быть:

  • Получены им в кассе организации, в которой работает уплачивающее их лицо;
  • Перечислены на счет в банке, указанный взыскателем. При получении денежных средств с расчетного счета в банке для выплаты алиментов причитающаяся сумма должна быть в течение трех дней выдана через кассу либо отправлена почтовым переводом;
  • Отправлены почтовым переводом. При переводе алиментов по почте должен быть надлежащим образом заполнен раздел «Для письменного сообщения», находящийся на оборотной стороне талона к почтовому переводу;
  • Лично из рук в руки. (Как заполнить расписку о получении прочитайте тут)
  • Наличными деньгами, непосредственно передаваемыми плательщиком.Обязательно предоставление расписки с указанием даты и выплаченной суммы, желательно в присутствии третьего лица.

В кассе по месту работы плательщика алиментов

Если алименты выдаются наличными получателю или его представителю с доверенностью из кассы организации, в которой работает плательщик, кассир должен зафиксировать номер, дату и место выдачи предъявленного паспорта или другого документа, удостоверяющего личность получателя и место его регистрации.

Почтовым переводом

Если отправлять алименты почтовым переводом по решению суда, особое внимание необходимо уделить заполнению раздела «Для письменного сообщения» на обратной стороне талона к почтовому переводу.

По решению суда

В данном разделе необходимо указать:

  1. Месяц, за который произошло удержание алиментов;
  2. Количество фактически отработанных должником рабочих дней;
  3. Суммы заработной платы;
  4. Удержанный НДФЛ;
  5. Алиментные удержания;
  6. При наличии у должника задолженности должны указываться суммы перечисляемой и оставшейся задолженности.

По добровольному соглашению

Заполнение документов при перечислении алиментов по почте предусматривает наличие следующих пунктов:

  1. Точные реквизиты получателя;
  2. ФИО;
  3. Сумма денежного перевода.

alimenty-expert.ru

Кассовые символы в банке: определение, виды, классификация и особенности

Для анализа статистических данных по обращению рублей в России ЦБ требует от банков указывать в ПКО и РКО источники поступлений и направления выдачи денежных средств. Требования к детализации информации описаны в положении БР № 318 «О порядке ведения кассовых операций». Стоит отметить, что они не распространяются на операции с иностранной валютой.

Организация

Чтобы не указывать в документах длинные наименования, Банк России зашифровал статьи прихода и расхода с помощью кодов. Эти элементы имеют свое название — «кассовые символы». Все документы, подтверждающие движение средств, содержат поле, в котором указывается этот код и сумма. Банковские кассовые символы используются для распределения всех транзакций и для формирования отчетности для ЦБ. Если разные части общей суммы документа соответствуют разным символам, то это также отображается в отдельных полях отчетности.

Расшифровка кассовых символов по реализации

Код «02» отражает сумму прихода наличных денег от продажи товаров физ- и юрлицам. Для отражения оплаты услуг используется код «11». Но далеко не для всех предприятий, а только для тех, у которых оказание платных услуг не является основным видом деятельности. Это предприятия ж/д, водного, автомобильного, пассажирского транспорта, музеи, выставки, парки культуры и т. д. Сюда же относятся поступления рублей для перевода на счета юридических лиц и предпринимателей с комментариями «За обучение (лечение путевку, аренду и т. д.)».

Кассовый символ в чековой книжке под номером «12» используется для отражения сумм налогов, штрафов, страховых взносов, таможенных платежей, поступивших от физлиц без открытия счета. Здесь же отображаются все виды членских взносов, перечисляемых на счета товариществ и кооперативов, различные благотворительные, целевые, паевые, вступительные платежи.

Транзакции

  • «13» — переводы между физлицами;
  • «14» – перечисление денег в счет предоставленного займа без открытия текущего счета в банке;
  • «15» – оплата сделок с недвижимым имуществом, взносов на счета ЖКХ, товариществ собственников жилья;
  • «16» – поступление средств от физлиц на открытый в банке депозитный или сберегательный счет, в том числе в иностранной валюте;
  • «17» – поступление денег от Федерального агентства связи;
  • «19» – поступление средств на счета частных предпринимателей.

Следующие символы кассовых операций используются для отражения операций с ценным бумагами. Поступление средств от операций с государственных облигаций отражается кодом «20», оплата векселей – «21». С кодом «22» отражается движение средств по счетам организаторов азартных игр: тотализаторов, букмекерских контор, казино, игровых автоматов, продажи лотерейных билетов. Квитанции по оплате дорожных чеков содержат символ «30». Операции с кодом «31» отражают движение средств на открытые в банке текущие счета, а также переводы в иностранной валюте (за исключением погашения кредитов).

Прочие поступления

С кодом «32» в платежках отражается:

  • возврат подотчетных сумм, полученных по денежным чекам в счет оплаты банковских операций, таких как комиссия и аренда индивидуальных сейфов и т. п.;
  • поступления денег от воинских частей Минобороны, если в объявлении на взнос не указан источник поступления;
  • перевод средств от реализации собственного оборудования;
  • штрафы, пени и комиссии по выданным займам;
  • аренда банковского сейфа;
  • выручка от продажи драгметаллов физическим лицам.

Кассовые операции

Код «33» используется для отражения оприходования наличных средств, изъятых из терминалов, банкоматов и иных устройств, используемых для приема денег в автоматическом режиме. По строке «35» отображается остаток денег в кассе банка на начало месяца.

Следующие символы кассового плана в банке используются при движении средств между филиалами, структурными подразделениями или другими кредитными учреждениями. Это коды «37» и «39».

Все рассматриваемые далее кассовые символы применяются для отражения операций по использованию средств.

Социальные выплаты

Коды «40», «41» применяются для отражения перечисления средств в счет оплаты труда, выплаты стипендии студентам вузов и училищ, лицам, находящимся на профобучении, на переподготовку сотрудников по производственной необходимости и гранты. Для всех остальных выплат социального характера, которые не относятся к вышеперечисленным категориям, используется код «42». Выплата пенсий, пособий по нетрудоспособности отражается в квитанциях с символом «50».

Прочие расходы

Их немного, но обойти такие транзакции вниманием тоже нельзя:

  • «46» — выдача средств на покупку у ИП сельхозпродуктов;
  • «47» — расход денег на операции игрового бизнеса и выигрышей по лотерейным билетам;
  • «51» — снятие наличных с текущих счетов физлиц.

Для символа кассового плана «53», который так и называется «Прочие выплаты», предусмотрены такие операции по выдаче средств:

  • юрлицам на выплату учредителям, которые не являются сотрудниками организации;
  • на выплату алиментов;
  • на благотворительные цели;
  • донорам;
  • для покупки драгметаллов;
  • приобретение фермерским хозяйством племенного скота;
  • на закупку вторсырья, тары и стройматериалов.

Финансовые операции

В положении БР № 318 перечислены кассовые символы, предназначенные для выдачи средств:

  • по кредитам и договорам займа («54»);
  • сберегательным депозитам физических лиц («55»);
  • перечисленным через различные платежные системы: «Юнистрим», «Вестерн Юнион», «Анелик», «Контакт» и т. д. («56»);
  • во время покупки у физлиц иностранной валюты («57»);
  • со счетов ИП («58»);
  • подразделениям Федерального агентства связи («59»).

Отдельно предусмотрены кассовые символы для отражения расхода средства по ЦБ, в том числе по государственным («60»), векселей («61»). Точно так же, как и с приходными операциями, имеется код для отражения остатка сумм в кассе на конец периода («70»), движения средств между структурными подразделениями и филиалами одного банка («71») и разными кредитными учреждениями («75»).

Забалансовые кассовые символы в банке

Поступление средств через платежные терминалы с или без карты в счет оплаты товаров, услуг, налогов, страховых платежей, в погашение кредитов физическими лицами отражается в квитанциях с кодом «80». Для выдачи наличных средств через банкоматы («81»), поступления денег с использованием карт («82»), прихода («83») и расхода («84») средств по операциям с использованием платежных карт также имеются свои коды. Отдельно отражается движение на счетах ломбардов («85» и «86»), операции по продаже («87») и покупке («88») лома и отходов цветных металлов ИП.

Отдельно стоит отметит код «89» под названием «Переходящая торговая выручка». Здесь отображаются суммы наличных средств, зафиксированных банком по балансу в первый рабочий день нового месяца. Авансовые выплаты зарплаты, поступления и выдача средств некоммерческим организациям также отражаются отдельно кодами «96», «97» и «98».

Кассовые символы «99» и «100» фиксируют выборку операций по поступлению средств от банковских агентов независимо от источника.

Итоговая сумма по символам от «02» до «39» должна соответствовать общей сумме расходов, отображаемой символами «40»-«77». Забалансовые коды используются для расшифровки информации по всем поступлениям и расходам. Итоговые суммы сверяются с балансом по счету «202».

В классификаторе встречаются коды доходов и расходов, похожие между собой на первый взгляд. Рассмотрим некоторые из них.

В отчет, который сдается в Банк России, не попадают операции по поступлению (выдаче) денег из кассы в послеоперационное время или в выходные дни банку и от инкассаторов.

По коду «14» отражаются суммы поступлений от физлиц в счет возврата ипотечного кредита, который был предоставлен из средств целевого бюджетного фонда. Но если деньги списывались с карты через кассу, то дополнительно в квитанции используется символ «82».

Код «31» применяется для учета поступлений денег физлицам, кроме таких переводов:

  • Погашение части ранее полученного кредита. В таких случаях используется символ «14».
  • Перевод средств в качестве оплаты штрафов и просроченной задолженности по кредитному договору. Для этих операций предусмотрен символ «32».
  • Оплата физическим лицом аккредитива за приобретение недвижимости («15).
  • Перевод средств с текущего счета на депозитный, при условии, что это не противоречит внутренним правилам банка («16»).

Но символ «31» применятся для отражения сумм транзакций между физлицами без открытия счета, в том числе в иностранной валюте. Сюда же входит материальная помощь на безвозвратной основе.

Немало вопросов также возникает относительно того, какие операции показывать с кодом «32». В теории это должны быть все сделки, которые не учитываются в разрезах «02», «11» – «17» и «19 – «32». Но у сотрудников банка часто возникают вопросы относительно того, как отражать сделки с арендой сейфов, поступлением средств через карту и выручкой организации. Рассмотрим их детальнее.

Когда физлицо вносит оплату в счет арены сейфа, то в ПКО по коду «12» указывается сумма НДС, а по коду «32» — стоимость услуги. Для перевода средств, полученных от реализации ОС, используется статья «Прочие расходы». Когда деньги вносятся через кассу по реквизитам карты, то сумма дополнительно дублируется по забалансовой статье «82».

Также остановимся детальнее на символе «42». Кроме транзакций, не относящихся к фонду заработной платы, по этому коду отражается выдача:

  • средств на представительские расходы,
  • пособия по нетрудоспособности, в части, которая выплачивается за счет работодателя;
  • компенсация за использованием сотрудником личного имущества;
  • дивидендов.

Кредиты, которые выдаются физлицам в виде переводов через платежные системы, отражаются так же, как и обычные займы. При этом в комментарии должно быть указано «Выдача кредита по переводу». Все остальные транзакции, которые физлица получают от организаций через платежные системы, отражаются в квитанциях с символом «56».

Для «прочих вычетов» выделен код «53». Не коммерческим организациям нужно дополнительно указывать забалансовый символ «98».

businessman.ru

Кассовая дисциплина

В соответствии с указанием Центрального Банка России от 24.11.2016 г. № 4212-У «О перечне, формах и порядке составления и предоставления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации», в целях предоставления АО «ГОРБАНК» достоверной отчетности по форме 0409202 «Отчет о наличном денежном обороте» при заполнении поля «Символ» в приходных и расходных кассовых документах (чеках и объявлениях на взнос наличными), следует руководствоваться действующей в настоящее время номенклатурой и содержанием символов прихода и расхода, приведенной в Разделе II Порядка составления и предоставления отчетности по форме 0409202 «Отчет о наличном денежном обороте».

1. Выдачи наличных денег с назначением «Выплата дивидендов»
1.1 выдачи наличных денег со счетов акционерных обществ на выплату дивидендов физическим лицам, которые участвуют в капитале (учредителям, акционерам) и не являются работниками данных организаций — по символу 60 — «Выдачи на операции с государственными и другими ценными бумагами (за исключением векселей)»;
1.2 выдачи наличных денег на выплату дивидендов акционерам акционерных обществ, являющимся работниками указанных обществ — по символу 42 — «Выдачи на расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера»;
1.3 выдачи наличных денег юридическому лицу — обществу с ограниченной ответственностью на выплату доли участникам, являющимся сотрудниками этой организации, процентов от участия в собственности – по символу 42 — «Выдачи на расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера»;

2. Выдачи наличных денег с назначением «Финансовая помощь»
2.1 выдачи наличных денежных средств со счетов организаций на выдачу/возврат временной финансовой помощи юридическим лицам, а также физическим лицам и учредителям, не являющимся их сотрудниками — по символу 54 — «Выдачи займов и кредитов»;
2.2 выдачи временной финансовой помощи при наличии соответствующего договора — по символу 54 — «Выдачи займов и кредитов»;
2.3 выдачи наличных денег со счета организации для оказания финансовой помощи на безвозвратной основе юридическому лицу или физическому лицу, не являющемуся сотрудником организации — по символу 53 — «Прочие выдачи»;
2.4 выдачи наличных денежных средств со счетов организаций на выдачу, а также возврат временной финансовой помощи физическим лицам (в том числе учредителям), являющимся сотрудниками данной организации — по символу 42 — «Выдачи на расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера»;

3. Выдачи наличных денег с назначением «Выдача/Возврат займа»
3.1 выдачи наличных денежных средств со счетов организаций на выдачу, а также возврат займа физическим лицам (в том числе учредителям), являющимся сотрудниками данной организации — по символу 42 — «Выдачи на расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера».

4. Поступления наличных денег с назначением «Финансовая помощь»

4.1 поступления наличных денежных средств на расчетный счет организации (поступления наличных денег от физических лиц в целях перевода на счета физических лиц и/или юридических лиц (в назначении платежа указывается «Финансовая (материальная) помощь») в виде финансовой помощи на безвозвратной основе — по символу 12 – «Поступления налогов, сборов и страховых премий»;
4.2 поступления наличных денег на расчетный счет организации (в том числе от учредителя, сотрудника организации) (поступления наличных денег от физических лиц в целях перевода на счета физических лиц и/или юридических лиц (в назначении платежа указывается «Финансовая (материальная) помощь») в виде временной финансовой помощи на основании соответствующего договора (наличие договора обязательно) — по символу 14 – «Поступления займов и в погашение кредитов»;
4.3 поступления наличных денег на расчетный счет организации (в том числе от учредителя) (поступления наличных денег от физических лиц в целях перевода на счета физических лиц и/или юридических лиц (в назначении платежа указывается «Финансовая (материальная) помощь») в виде временной финансовой помощи при отсутствии соответствующего договора — по символу 32 – «Прочие поступления»;
4.4 поступления наличных денег от физических лиц в целях перевода на депозитные счета физических лиц в виде временной финансовой помощи (в назначении платежа указывается «Финансовая (материальная) помощь») — по символу 16 – «Поступления на счета по вкладам (депозитам) физических лиц»;
4.5 поступления наличных денег от физических лиц, предназначенных для перевода на текущие счета физических лиц в виде временной финансовой помощи (в назначении платежа указывается «Финансовая (материальная) помощь») — по символу 31 — «Поступления на счета физических лиц»;
4.6 возврат временной финансовой помощи от сотрудника организации — по символу 14 – «Поступления займов и в погашение кредитов»;

5. Поступления наличных денег с назначением «Выдача/Возврат займа»
5.1 поступления наличных денег на расчетный счет организации (в том числе от учредителя) в виде займов на основании соответствующего договора (наличие договора обязательно) — по символу 14 – «Поступления займов и в погашение кредитов»;
5.2 поступления наличных денежных средств на счета организаций в качестве возврата займа сотрудником — по символу 14 – «Поступления займов и в погашение кредитов»;

Кроме того:
по символу 12 – «Поступления налогов, сборов и страховых премий» должны проходить:
— поступления всех видов взносов (членских, вступительных, добровольных, благотворительных, в уставный капитал) на счета юридических лиц (в том числе на счета товариществ собственников жилья, садоводческих и гаражно-строительных кооперативов);

по символу 20 – «Поступления от операций с государственными и другими ценными бумагами (за исключением векселей)» должны проходить:
— поступления наличными деньгами от акционерных обществ с назначением платежа «Оплата акционерами за акции в уставном капитале»;

по символу 32 — «Прочие поступления» должны проходить:
— поступления наличных денег на счет организации от реализации собственных основных средств (машин, оборудования);

по символу 53 — «Прочие выдачи» должны проходить:
— выдачи наличных денег юридическому лицу — обществу с ограниченной ответственностью на выплату учредителям, не являющимся сотрудниками этой организации;
— выдачи наличных денег на выплату алиментов;
— возврат Банком принятых налогов, взносов и других платежей.

по символу 42 — «Выдачи на расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера» должны проходить:
— выдачи наличных денег на представительские расходы;
— пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемые застрахованным лицам за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя — по символу 42. Пособие по временной нетрудоспособности за остальной период, начиная с 3-го дня временной нетрудоспособности, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации — по символу 50 «Выдачи на выплату пенсий, пособий и страховых возмещений»;
— выдачи наличных денег со счетов организаций на выплату компенсаций сотрудникам за использование их личного имущества в служебных целях.

Порядок заполнения чека

В соответствии с Положением Банка России от 16.07.2012 г. № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», Письмо ГУЦБ РФ по СПб от 07.12.2007 №24-1-19/12788, от 28.08.2002 №24-01-19/628

1. Денежные чеки должны быть заполнены в один прием от руки с сохранением всех реквизитов бланка, аккуратно, без исправлений и помарок, без грамматических ошибок. Заполняются ручками с пастой, чернилами черного синего цвета или фиолетового цвета. Допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета.

2. Сумма цифрами должна начинаться с начала строки, без разделителей в виде точек или пробелов; оставшееся свободное место после суммы цифрами прочеркивается двумя линиями, в реквизите «копеек» прочерки не допускаются;

3. После слова «заплатите» вписывается чернилами или шариковой ручкой: фамилия, имя и отчество лица, на имя которого выдается чек.

4. Сумма прописью должна начинаться с начала строки, с четко выраженной заглавной буквы, не выходить за рамки реквизита «сумма прописью», между словами не допускается большое расстояние. Слово «рублей» должно указываться вслед за суммой прописью без оставления свободного места, свободное место после суммы прописью прочеркивается двумя линиями, которые не должны перечеркивать буквы верхней строки;

5. Подписи лиц, имеющих право первой и второй подписи должны соответствовать предъявленной в Банк карточке образцов подписей и оттиска печати, и не выходить за рамки поля «подписи»;

6. Печать ставится на специально отведенном месте «место печати чекодателя», оттиск печати должен быть четким, соответствовать заявленным карточкам с образцами подписей и оттиска печати, и не заходить на другие реквизиты денежного чека;

7. При наличии в представленной банку владельцем счета карточке с образцами подписей отметки о том, что организации печать не присвоена, чеки принимаются банком без скрепления их оттиском печати

8. Подписание чека до заполнения всех его реквизитов категорически запрещается.

9. В сумме цифрами на оборотной стороне денежного чека рубли отделяются от копеек знаком тире «-»;

10. В реквизите «кем выдан» паспорт указывается наименование органа, выдавшего паспорт с указанием района;

11. Никакие поправки в тексте чека не допускаются, т.к. делают чек недействительным;

12. Одновременно с составлением чека должны быть заполнены все реквизиты корешка чека;

13. Корешки оплаченных и испорченных чеков, а также испорченные чеки чекодатель обязан хранить не менее трех лет;

14. Владелец счета обязан при закрытии счета возвратить учреждению банка чековые книжки с оставшимися неиспользованными корешками и чеками при заявлении, с указанием №№ чеков.

www.gorbank.spb.ru

Возмещение ущерба, учет и налогообложение

В декабре 2009 года автомобиль федерального учреждения попал в ДТП. Водитель организации признан виновным. В январе 2010 года произведен ремонт автомобиля за счет средств учреждения. Автомобиль находится в оперативном управлении и учитывается по виду деятельности «1» (бюджетная деятельность). Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба производится по распоряжению работодателя в пределах среднего заработка и удерживается из заработной платы. В статье рассказано, как поступить учреждению: удержанную сумму перечислить в доход бюджета или восстановить кассовый расход отчетного года, и как отразить это в учете.

По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации денежные средства, полученные (удержанные) в счет возмещения причиненного ущерба (произведенных в текущем финансовом году кассовых расходов), могут быть учтены на лицевом счете бюджетного учреждения как восстановление кассовой выплаты.

Возмещение ущерба

Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов утвержден приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н (далее — Порядок N 8н).

Согласно п. 2.5.6 Порядка N 8н суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета. В то же время суммы возврата дебиторской задолженности, образовавшейся у получателя бюджетных средств в текущем финансовом году, учитываются на соответствующем лицевом счете как восстановление кассовой выплаты с отражением по тем же кодам бюджетной классификации, по которым была произведена кассовая выплата (п. 2.5.4 Порядка N 8н).

Анализ разъяснений, которые дают должностные лица уполномоченных органов, позволяет сделать следующие выводы.

  1. Под «возвратом дебиторской задолженности» понимается любое поступление денежных средств, направленное на компенсацию конкретных кассовых расходов бюджетного учреждения. Иными словами, для того, чтобы кассовая выплата была восстановлена в соответствии с п. 2.5.4 Порядка N 8н, денежные средства вовсе не обязательно должны поступить от того юридического (физического) лица, которому такая выплата была произведена.
  2. Порядок движения денежных средств в подобных ситуациях не зависит от того, в добровольном или принудительном порядке поступают такие средства, главное — расходы какого периода они компенсируют.
  3. Даже если дебиторская задолженность не была отражена в бюджетном учете, но поступающие в текущем финансовом году денежные средства связаны с компенсацией расходов прошлых лет, данные суммы должны быть направлены в доход соответствующего бюджета. При этом сама задолженность будет отражена в текущем году.
  4. Для восстановления кассовых расходов учреждению необходимо иметь соответствующие документы, которые подтверждали бы, что денежные средства поступают в счет компенсации конкретных расходов.
  5. В том случае, если сумму «возмещения ущерба» нельзя однозначно квалифицировать в качестве компенсации какого-либо кассового расхода текущего финансового года, поступающей в порядке возврата дебиторской задолженности, следует руководствоваться положениями ст. 41 БК РФ и перечислять денежные средства в доход соответствующего бюджета.

Данные выводы подтверждаются, например, разъяснениями должностных лиц Минфина России по вопросу бюджетного учета при возврате средств сотрудником в том случае, если он превысил лимит по телефонным переговорам (письмо Минфина России от 26.10.2006 N 02-14-10а/2851; Минфин разъясняет (А.Ю. Ильина, «Бюджетный учет», N 7, июль 2009 г.)).

Право привлечь работника к материальной ответственности возникает у работодателя в силу заключенного между сторонами трудового договора (часть первая ст. 232 Трудового кодекса). Во время действия трудового договора работодатель вправе производить удержания из заработной платы работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами (ст. 137 ТК РФ), в том числе и для взыскания суммы ущерба, не превышающего среднего месячного заработка (часть первая ст. 248 ТК РФ). Удержания производятся при выплате заработной платы с учетом ограничений, установленных ст. 138 ТК РФ.

Таким образом, учитывая тот факт, что взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба производится по распоряжению работодателя, считаем, что в рассматриваемой ситуации речь не может идти о добровольном возмещении ущерба через кассу бюджетного учреждения. Иными словами, сумма ущерба должна быть удержана из заработной платы в установленном порядке. В то же время виновное лицо имеет право еще до начисления заработной платы (в добровольном порядке) вносить соответствующие суммы в кассу учреждения.

Бюджетный учет

Единый порядок ведения бюджетного учета в Российской Федерации установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее — Инструкция N 148н).

В соответствии с положениями п. 170 Инструкции N 148н на счете 020900000 «Расчеты по недостачам» учитываются расчеты по суммам:

  • выявленных недостач и хищений денежных средств и ценностей;
  • суммы потерь от порчи материальных ценностей;
  • другие суммы, подлежащие удержанию в установленном порядке;
  • другие суммы, подлежащие списанию в установленном порядке.

Однако аналитические счета 020900000 «Расчеты по недостачам» предполагают учет в разрезе недостач конкретных видов активов (основных средств, материальных запасов, финансовых активов и т.д.). Таким образом, данный счет, по нашему мнению, нецелесообразно использовать в рассматриваемой ситуации.

В данном случае, например, может быть использован счет 030403000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда», на котором учитываются расчеты по удержаниям из заработной платы на основании различных документов.

В том случае, если сотрудник в добровольном порядке вносит денежные средства в кассу учреждения (до начисления заработной платы), в бюджетном учете могут быть сделаны следующие проводки:

Дебет КРБ 130403830 Кредит КДБ 140101180
— отражена сумма материального ущерба, которая подлежит взысканию по распоряжению работодателя;

Дебет КИФ 120104510 Кредит КРБ 130403730
— внесена в кассу учреждения сумма в счет возмещения ущерба;

Дебет КРБ 121003560 Кредит КИФ 120104610
— внесены на лицевой счет учреждения наличные денежные средства;

Дебет КРБ 130405225 Кредит КРБ 121003660
— зачислены на лицевой счет учреждения наличные денежные средства;

Дебет КДБ 140101180 Кредит КРБ 140101225
— произведена корректировка финансового результата.

В том случае, если сумма причиненного ущерба была удержана из заработной платы виновного лица в установленном порядке, следует учитывать положения п. 2.3.2 Порядка N 8н. В соответствии с данной нормой операции по восстановлению получателем бюджетных средств суммы произведенной им кассовой выплаты с одного кода бюджетной классификации на другой код бюджетной классификации классифицируются как внебанковские операции и осуществляются на основании представленной в орган Федерального казначейства Заявки на кассовый расход.

В этом случае в бюджетном учете могут быть сделаны следующие записи:

Дебет КРБ 130403830 Кредит КДБ 140101180
— отражена сумма материального ущерба, которая подлежит взысканию по распоряжению работодателя;

Дебет КРБ 130201830 Кредит КРБ 130403730
— произведено удержание из заработной платы;

Дебет КРБ 130405225 Кредит КРБ 130405211
— восстановлена кассовая выплата на основании Заявки на кассовый расход;

Дебет КДБ 140101180 Кредит КРБ 140101225
— произведена корректировка финансового результата.

Если автомобиль, приобретенный за счет бюджетных средств, попал в ДТП. В феврале поступило страховое возмещение на ремонт автомобиля. В I квартале 2010 года средства не были потрачены. Надо ли платить налог на прибыль с полученной суммы и отражать его в декларации. Надо ли платить налог на прибыль, если страховое возмещение бюджетная организация потратила не в полном объеме, а оставшаяся сумма не была перечислена в бюджет.

По нашему мнению, в данном случае средства страхового возмещения не могут рассматриваться в качестве внереализационных доходов бюджетного учреждения и не учитываются при налогообложении прибыли.

После осуществления расходов за счет страхового возмещения в соответствии с генеральным разрешением и сметой остаток средств, согласно положениям бюджетного законодательства, должен быть перечислен в доход федерального бюджета.

Согласно положениям ст. 246 Налогового кодекса российские организации являются плательщиками налога на прибыль организаций. При этом бюджетные учреждения не являются исключением. Прибылью признается разница между полученными доходами и произведенными расходами, определяемыми в соответствии с гл. 25 НК РФ (ст. 247 НК РФ). Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями определены в ст. 321.1 НК РФ.

Бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников (п. 1 ст. 321.1 НК РФ). При этом под иными источниками понимаются доходы от коммерческой деятельности — доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности (абзац 3 п. 1 ст. 321.1 НК РФ).

По общему правилу, суммы страхового возмещения, полученные организациями от страховых компаний, относятся к внереализационным доходам, которые учитываются в составе доходов при расчете налога на прибыль в соответствии с положениями ст. 250 НК РФ (смотрите, например, письмо Минфина России от 08.10.2009 N 03-03-06/1/656).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации важно определить следующее. Относятся ли суммы, поступающие в бюджетное учреждение, к целевым средствам или с точки зрения налогового законодательства они могут быть отнесены к внереализационным доходам даже в том случае, если расходы по страхованию осуществлялись за счет средств бюджета и транспортное средство учитывалось в рамках бюджетной деятельности. При этом нормы НК РФ следует рассматривать во взаимосвязи с нормами бюджетного законодательства.

Согласно ст. 41 БК РФ средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия относятся к неналоговым доходам бюджета.

При этом в соответствии с Приложением N 1 к Федеральному закону от 02.12.2009 N 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (далее — Закон N 308-ФЗ) доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств федерального бюджета, подлежат перечислению в федеральный бюджет по нормативу 100%.

В то же время в рассматриваемой ситуации необходимо учитывать определенные особенности, связанные с зачислением в доход бюджета такого рода доходов.

  1. В соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» выгодоприобретателем по договору страхования будет являться именно бюджетное учреждение, то есть страховая выплата должна быть произведена страховщиком в пользу потерпевшего (получателя бюджетных средств).
  2. На лицевой счет учреждения (в рамках бюджетной деятельности) сумма страхового возмещения в соответствии с положениями действующих нормативных документов зачислена быть не может, так как ее нельзя квалифицировать в качестве средств бюджетного финансирования или восстановления кассовых расходов. Таким образом, суммы страхового возмещения могут быть зачислены только на лицевой счет (по приносящей доход деятельности).
  3. Согласно положениям п. 1 ст. 6 Закона N 308-ФЗ , а также части 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ средства, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются и расходуются указанными бюджетными учреждениями в установленном Минфином России порядке. Такой порядок установлен для получателей средств федерального бюджета приказом Минфина России от 01.09.2008 N 88н. При этом все вышеуказанные документы предполагают, что получение и расходование средств, учитываемых на лицевых счетах (по приносящей доход деятельности), может осуществляться только на основании генерального разрешения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, а также сметы доходов и расходов.
  4. По своему смыслу страховые выплаты предполагают компенсацию ущерба страхователя. Поэтому главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств может быть принято решение о возможности расходования подведомственными учреждениями данных сумм для осуществления ремонта автотранспортных средств. Соответственно, такое решение подтверждается генеральным разрешением и сметой, оформленными в установленном порядке.

Таким образом, действующее законодательство рассматривает суммы, поступившие в счет возмещения ущерба при возникновении страховых случаев (когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств федерального бюджета) в качестве доходов бюджета. При этом действующие нормативные документы в целях результативного и эффективного использования таких средств допускает особый порядок их расходования до зачисления в доход бюджета (смотрите, например, письмо Минфина России от 24.02.2004 N 03-01-01/08-85). Иными словами, норматив, указанный в Приложении 1 к Закона N 308-ФЗ, применяется для распределения средств, поступивших на балансовый счет 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» (в части сумм неиспользованной в соответствии со сметой страховой выплаты).

Следовательно, в данной ситуации суммы страхового возмещения могут рассматриваться в качестве целевых средств, которые поступают и используются в рамках бюджетной деятельности.

В то же время мы не исключаем возможных претензий со стороны налоговых органов. Такие претензии могут быть основаны на том, что поступление и расходование сумм страхового возмещения учитывается на лицевом счете (по приносящей доход деятельности).

В этой связи напомним, что Минфин России неоднократно указывал, что налоговое законодательство не связывает возникновение обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций с обязательным поступлением денежных средств на тот или иной лицевой счет (зачислением в доход бюджета). Так, например, рассматривая вопросы исчисления налога на прибыль при сдаче в аренду имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, специалисты финансового ведомства указывают, что налоговые обязательства возникают независимо от того, что арендная плата в полном размере зачисляется в доход бюджета (смотрите, например, письма Минфина России от 14.11.2008 N 02-03-0/3467, от 27.03.2009 N 03-03-05/54). При этом неизменно делается ссылка на п. 3 ст. 41 БК РФ.

Таким образом, сам факт учета страхового возмещения на лицевом счете (по приносящей доход деятельности) не может служить основанием для учета данных сумм при налогообложении прибыли.

При этом обращаем внимание на то, что п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса предполагает зачисление в бюджет только после уплаты налогов и сборов:

  • доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходов от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями.

А вот средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, в соответствии с положениями ст. 41 БК РФ, в полном объеме относятся к доходам федерального бюджета. Именно к таким доходам относятся доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев (смотрите, например, Приложения NN 1, 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н).

Кроме того, следует учитывать, что в соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» НК РФ. В рассматриваемом же случае нормативными документами установлено, что сумма страхового возмещения должна быть направлена в доход бюджета, а полученные доходы и произведенные расходы связаны только с бюджетной деятельностью.

Немаловажен и тот факт, что расходы по ремонту автомобиля в данном случае в соответствии с положениями п. 1 ст. 252 НК РФ не могут быть учтены при налогообложении прибыли, так как не относятся к деятельности, направленной на получение дохода. При этом возникновение у бюджетного учреждения обязательств по уплате налога на прибыль в том случае, если страховое возмещение будет полностью направлено на ремонт автомобиля, по нашему мнению, не в полной мере соответствует компенсационному характеру таких денежных средств. В этом случае учреждению пришлось бы дополнительно планировать расходы по уплате налога на прибыль, в то время как, например, у коммерческой организации в аналогичной ситуации и доходы и расходы были бы учтены при налогообложении прибыли. То есть можно было бы говорить о нарушении конституционного принципа равенства налогообложения, на котором основано законодательство о налогах и сборах (п. 1 ст. 3 НК РФ).

Таким образом, в данной ситуации средства страхового возмещения не могут рассматриваться в качестве внереализационных доходов бюджетного учреждения и не учитываются при налогообложении прибыли. Отметим, что данную точку зрения разделяет и большинство специалистов.

В то же время следует учитывать, что по рассматриваемому вопросу отсутствуют какие-либо разъяснения уполномоченных органов, касающиеся бюджетных организаций. Нам неизвестна также и соответствующая судебная практика. Возможность применения бюджетного законодательства при решении вопросов о налогообложении тех или иных сумм прямо НК РФ не предусмотрена и следует только из отдельных писем Минфина России.

Кроме того, специалисты финансового ведомства в письме от 24.03.2010 N 03-03-06/4/30 пришли к выводу, что пени за просрочку поставки товара являются внереализационным доходом бюджетного учреждения и согласно ст. 321.1 НК РФ подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом данные средства учитываются в доходах бюджета по тому же основанию, что и страховое возмещение.

Таким образом, сохраняется возможность разногласий с налоговыми органами по вопросу налогообложения прибыли в данном случае. Поэтому напоминаем, что на основании положений пп. 2 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 24 НК РФ учреждение может обратиться с запросом в Минфин России для получения в свой адрес письменных разъяснений по вопросу налогообложения доходов от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев (по имуществу, приобретенному за счет средств бюджета). Выполнение таких письменных разъяснений Минфина России, в случае спора с налоговыми органами, исключает вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Статья опубликована в журнале
«Бухгалтерский учет в бюджетных
и некоммерческих организациях»
№ 16 август 2010 год.

В.В. Пименов,
М.Ю. Миллиард,
А.Н. Суховерхова,
эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ

  1. Бюджетный кодекс РФ
  2. Налоговый кодекс РФ.
  3. Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.
  4. Приказ Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н.
  5. Трудовой кодекс РФ.

www.garant.ru

Популярное:

  • Как подать на алименты куда обратиться Куда и как подать заявление на взыскание алиментов Общеизвестно, что алименты на содержание ребенка обязан платить тот из родителей, у которого ребенок не находится на иждивении. Но, к сожалению, нередко возникает ситуация, […]
  • Заявление на уменьшение алиментов в связи с рождением ребенка Как уменьшить алименты при рождении второго ребенка во втором браке Закон обязывает обеспечивать ребёнка обоих родителей вне зависимости от того, состоят ли они в браке. В случае развода родитель, проживающий отдельно от […]
  • Как производится выплата алиментов Расчет алиментов из заработной платы Если развод позволяет мужу и жене снять с себя обязательства по отношению друг ко другу, то не позволяет сделать этого по отношению к ребенку. Выплата алиментов на ребенка – это выполнение […]
  • Приказ минюста от 27082012 169 Приказ минюста от 27082012 169 Приказ Минюста РФ от 27 августа 2012 г. N 169"Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы" В соответствии с Законом […]
  • Что послужило причиной развода Причины разводов в семье Причины распада семей. Почему не удалось создать счастливую семью? Причины развода в семье - тема хоть и наболевшая, но ещё совсем молодая, т.к. стала актуальной всего несколько десятилетий назад. По […]
  • Пенсия при выслуге 25 лет Увеличение пенсионного возраста военнослужащим: обзор законопроекта Обзор законопроекта, предусматривающего увеличение выслуги, дающей право на военную пенсию, с лет с 20 до 25 лет. Указанным проектом закона предлагается […]
  • 10 лет вредного стажа Стаж на опасном и вредном производстве Законодательством закреплено, что сотрудники опасного и вредного производства имеют право на досрочную трудовую пенсию. Среди них этим правом обладают те, у кого в страховой стаж и стаж на […]
  • Приказ минфина 33н от 25 марта 2011 Основные изменения в бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений Автор: Павлова А., эксперт журнала В ноябре 2017 года Приказом Минфина РФ № 189н[1] внесены изменения в правила составления и представления […]