Деятельность международного уголовного суда

Понятие и источники международного уголовного права

Предмет регулирования международного уголовного права можно определить как совокупность международно-правовых норм, определяющих составы международных преступлений и преступлений международного характера, регулирующих деятельность органов международной уголовной юстиции и оказание правовой помощи по уголовным делам.

В области международного уголовного права почти безусловно господствует принцип экстерриториальной (универсальной) юрисдикции: любое государство имеет право преследовать лиц, совершивших международные преступления или преступления международного характера.

Важнейшая часть предмета международного уголовного права — определение составов международных преступлений и преступлений международного характера (см. тему 11).

Впервые классификация международных преступлений была произведена в Уставе Международного военного (Нюрнбергского) трибунала: преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности. В настоящее время эта классификация дополнена еще одним видом -преступления против человеческой цивилизации.

Составы преступлений международного характера впервые были сформулированы в международном обычном праве, с XIX в. борьба с такими преступлениями ведется на основе многосторонних международных соглашений. В настоящее время действует комплекс международных соглашений по

Международное уголовное право

борьбе с отдельными видами преступлений международного характера.

В 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН поручила Комиссии международного права сформулировать позитивные принципы и нормы, закрепленные в Уставе Международного военного трибунала и отраженные в его Приговоре, и составить проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. На VI сессии Комиссии международного права (1954 г.) был принят проект Кодекса.

После принятия резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» (1974 г.) работа над проектом Кодекса получила новый импульс. Особое внимание Комиссии международного права было уделено разработке перечня международных преступлений, преступлений против мира и безопасности человечества. Сфера применения Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества — только физические лица.

Проблема организации международной уголовной юстиции представляет собой часть предмета международного уголовного права. Первая конвенция о создании органов международного правосудия была подписана под эгидой Лиги Наций — Конвенция о создании Международного уголовного суда (1937 г.). Международный уголовный суд обладал юрисдикцией в соответствии с Конвенцией о борьбе с терроризмом (1937 г.). Обе конвенции в силу не вступили.

Идея международной уголовной юстиции была реализована в 1945 г. созданием Нюрнбергского и Токийского международных военных трибуналов. Однако их деятельность закончилась с завершением процессов над преступниками Второй мировой войны. Эти трибуналы были созданы и функционировали в форме международных судов ad hoc.

В 1998 г. был открыт для подписания Римский статут Международного уголовного суда. Статут вступил в силу в 2002 г. На Первой ассамблее государств-участников Статута (2002 г.) были приняты Правила процедуры и доказывания, документ «Элементы преступлений».

Основной источник международного уголовного права -международный договор. Устав ООН закрепляет принципы сотрудничества государств во всех областях, в том числе и в сфере борьбы с преступностью.

Уставы международных военных трибуналов (Нюрнбергского, Токийского, по Югославии, по Руанде), Статут Международного уголовного суда являются источниками и материальных (определение составов международных преступлений), и процессуальных (установление юрисдикции, правил процедуры) норм международного уголовного права. Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества представляет собой один из основных источников материальных норм международного уголовного права.

Общие международные соглашения по глобальным вопросам, содержащие отдельные нормы о преследовании и наказании за совершение международных преступлений, также являются источниками международного уголовного права: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Пакты о правах человека (1966 г.), Женевские конвенции (1949 г.), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются (1978 г.).

Универсальные многосторонние международные соглашения о сотрудничестве государств по борьбе с отдельными видами международных преступлений и преступлений международного характера — это важнейший источник международного уголовного права.

Региональные конвенции по борьбе с уголовной преступностью, с международными преступлениями и преступлениями международного характера — это источники международного уголовного права, имеющие ограниченную терри-

Международное уголовное право

ториальную сферу действия. В качестве примеров можно назвать Кодекс Бустаманте, Конвенцию ОАЕ о ликвидации наемничества в Африке (1977 г.), комплекс европейских конвенций: о пресечении терроризма (1977 г.), об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.), об отмывании доходов от преступной деятельности (1990 г.).

Среди региональных международных договоров важное место занимают соглашения о выдаче преступников (Европейская конвенция о выдаче преступников 1957 г., Конвенция о выдаче преступников стран Бенилюкса 1962 г., Арабская конвенция о выдаче преступников 1952 г.), о передаче осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государстве гражданства (Европейская конвенция 1983 г., Конвенция СНГ 1998 г.), договоры о правовой помощи (Европейская конвенция о правовой помощи по уголовным делам 1959 г., конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и 2002 г.). Источниками международного уголовного права являются и двухсторонние соглашения о борьбе с отдельными видами преступлений международного характера: о борьбе с угоном гражданских воздушных судов (между СССР и Финляндией 1974 г.), о морском судоходстве (между СССР и Швецией 1973 г.). Основная роль международного обычая в современном международном уголовном праве сводится к восполнению пробелов международных соглашений и к расширению сферы действия международных соглашений в области борьбы с преступностью. Резолюции международных организаций и акты международных конференций также являются источниками международного уголовного права. Среди этих источников на первом месте стоят резолюции главных органов ООН — Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. Роль источников международного уголовного права играют и рекомендации специализированных международных организаций (Интерпола) и конференций (Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями). Устав Интерпола закрепляет нормы, регулирующие сотрудничество государств по борьбе с преступно-

стью. На VIII Конгрессе ООН (1990 г.) была принята резолюция относительно подготовки и принятия «комплексного договора» — единой Конвенции о международных преступлениях.

Специфика международного уголовного права заключается в его чрезвычайно тесной связи с национальным уголовным правом. С самого начала нормы международного уголовного права формулируются именно в национальном законодательстве (английский Акт о запрещении рабства 1804 г.). Как правило, состав международного преступления или преступления международного характера прежде всего формируется в обычной практике, потом вводится в национальное уголовное законодательство и только потом становится нормой международного договора.

lib.sale

Международный уголовный суд как орган международной уголовной юстиции

Правовой статус и юрисдикция Международного уголовного суда

Международный уголовный суд был создан по итогам Дипломатической конференции, проводимой Риме в 1998 году, в участии которой «приняли участие представители 156 стран и около 260 неправительственных организаций» Трикоз Е.Н. Начало деятельности Международного уголовного суда: состояние и перспективы // Журнал российского права. 2005. № 3, март (правовая система Консультант Плюс), и предметом которой было принятие проекта Римского Статута, являющегося международным договором и главным правовым актом МУС. Как отмечает И.И. Лукашук «за принятие Статута проголосовали 120 государств, включая Россию. Двадцать одно государство воздержалось, и семь проголосовали против». Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов.

М., 2005.С. 443 Этот факт говорит о том, какая острая необходимость в таком органе, как МУС существовала в мире.

Международный уголовный суд приступил к работе 1 июля 2002 года. Данный орган расположен в г. Гааге, Нидерланды, и обладает «международной правосубъектностью» Костенко Н.И. Международный уголовный суд. М., 2002. С. 46. Международный характер правосубъектности Суда говорит о том, что он способен осуществлять свои права и обязанности на международном уровне, это самостоятельный международный, а не внутригосударственный орган правосудия.

Юрисдикция МУС имеет ограниченный характер, зависящий от различных оснований: от времени осуществления МУС своих полномочий, от территории, на которую она распространяется, от вида преступлений, за которые он призван осуждать, а также от круга лиц, которые ему подсудны.

Сначала необходимо обратить внимание, что МУС не призван расследовать и осуждать за преступления, совершённые до его создания, т.е. до 1 июля 2002 года. Он, как регламентирует статья 11 Статута, «обладает юрисдикцией только в отношении преступлений, совершенных после вступления в силу настоящего Статута» Римский Статут Международного уголовного суда //Костенко Н.И. Международный уголовный суд. М., 2002. С. 198. Другими словами, его предназначение вершить суд за будущие, а не за прошедшие преступления.

Важно отметить одно правило, связанное осуществлением полномочий МУС во времени. Оно связано с тем, что «в отношении преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда, не устанавливается никакого срока давности» Там же. С. 207(ст. 29 Статута). Это положение означает, что лицо, совершившее преступление, предусмотренное Статутом, не может быть освобождено от уголовной ответственности по истечении каких-либо сроков.

Что касается действия юрисдикции МУС в пространстве, то, как отмечает автор Ю. С. Ромашев, руководствуясь Статутом, она распространяется, на территорию следующих государств являющихся участниками Статута или признающих юрисдикцию Суда:

-государства, на территории которого имело место данное деяние

-государства регистрации морского или воздушного судна, если преступление было совершено на их борту;

-государства, гражданином которого является лицо, обвиняемое в совершении преступления Ромашев Ю.С. Международно-правовые основы борьбы с преступностью. В 2-х т.: Т. 2. М., 2006. С. 393..

Итак, к лицам, которые будут нести международную уголовную ответственность по Статуту в первую очередь будут относиться «преступники, которые являются гражданами государств, ратифицировавших Римский Статут» Трикоз Е.Н. Начало деятельности Международного уголовного суда: состояние и перспективы // Журнал российского права. 2005. № 3, март (правовая система Консультант Плюс). Это правило вытекает из договора, заключённого государствами о создании Международного уголовного суда. Его положения не будут распространяться на государства, не являющиеся его участниками, а, следовательно, и на преступников-граждан данных государств (за исключением случая, когда эти преступники совершили своё деяние на территории другого государства, ратифицировавшего Статут).

Отметим тот факт, что созданный международный орган уголовного правосудия, согласно ст. 1 Статута уполномочен «осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества». Римский Статут Международного уголовного суда //Костенко Н.И. Международный уголовный суд. М., 2002. С. 191 Это свидетельствует о том, что далеко не все составы преступлений подсудны Международному уголовному суду (и это является ещё одной особенностью его юрисдикции). Учреждая данный орган, в первую очередь преследовались цели защитить мировое сообщество от наиболее опасных и жестоких преступлений, составляющих угрозу личным правам человека, а также международной безопасности и правопорядку, предотвратить возможность развязывания войн и межнациональных конфликтов, сохранить мирное сосуществование народов и государств. Поэтому, не стоит удивляться, что Римским Статутом предусмотрены лишь четыре группы преступлений, которые в свою очередь в нём далее конкретизируются и разъясняются. А именно, к ним на основании п. 1 ст. 5 Статута относятся «преступление геноцида; преступления против человечности; военные преступления; преступление агрессии» Там же. С. 192.

Характеризуя юрисдикцию Международного уголовного суда, нужно, конечно, определить, кто же будет всё-таки нести ответственность в соответствии с налагаемым им наказанием, т.е., иначе говоря, определить круг лиц, на которых она распространяется. Если обратиться к п. 1 ст. 25 Статута, можно установить, что «Суд обладает юрисдикцией в отношении физических лиц» Там же. С.205. В этом главное его отличие по сравнению с Международным судом справедливости в Гааге, «чья юрисдикция распространяется только на государства» Трикоз Е.Н. Начало деятельности Международного уголовного суда: состояние и перспективы // Журнал российского права. 2005. № 3, март (правовая система Консультант Плюс). Это говорит о том, что к уголовной ответственности могут быть привлечены отдельные лица, совершившие действия, предусмотренные п. 1 ст. 5 Статута, и при этом их «индивидуальная ответственность не влияет на ответственность государств по международному праву» (п. 4 ст. 25 Статута) Римский Статут Международного уголовного суда.//Костенко Н.И. Международный уголовный суд. М., 2002. С. 205. Другими словами, это означает, что данные лица самостоятельно несут назначенное им Судом наказание, и не разделяют его с государством, к которому принадлежат.

Сделаем ещё одно важное замечание — как предусматривает п. 1 ст.27 Статута, его положения «применяются в равной мере ко всем лицам без какого бы то ни было различия на основе должностного положения» Там же. С. 206. Это означает, что Суд не устанавливает каких-либо привилегий или иммунитетов для отдельных высокопоставленных лиц государств, все равны перед Судом.

Также важно обратить внимание, что все преступники, которые привлечены к Суду, должны достичь возраста 18 лет, что предусмотрено ст. 26 Статута. Там же. На мой взгляд, возраст уголовной ответственности в данной статье немного завышен, поскольку сейчас имеет место совершение международных преступлений и более молодыми лицами.

Говоря об особенностях юрисдикции МУС нельзя не подчеркнуть, что данный орган дополняет национальные органы уголовной юстиции» Международное публичное право: учеб./ Л. П. Ануфриева, Д. К. Бекяшев, К. А. Бекяшев, В. В. Устинов и др.; отв. ред. К. А. Бекяшев. М., 2005. С. 750, а не подменяет их. Речь о данной особенности МУС пойдёт в следующей главе.

Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод, что МУС обладает весьма ограниченной юрисдикцией во всех её проявлениях, что, без сомнения, не позволяет ему на сегодняшний день стать по-настоящему универсальным инструментом борьбы с международной преступностью.

studbooks.net

Римский статут Международного уголовного суда;

(Рим, 17 июля 1998 г.)

Римский статут Международного уголовного суда – международный договор, учредивший Международный уголовный суд. Принят на дипломатической конференции в Риме 17 июля 1998 г. и вступил в силу с 1 июля 2002 г.

По состоянию на 2011 г., договор ратифицировало 114 государств, тогда как всего его подписало 139 государств, но ратифицировали соглашение не все. Россия подписала договор 13 сентября 2000 г., но до настоящего времени не ратифицировала его.

Международные трибуналы, действовавшие в 1990-х годах (Международный трибунал по бывшей Югославии и Международный трибунал по Руанде) показали международному сообществу необходимость создания независимого и постоянного суда для разрешения дел, связанных с геноцидом, военными преступлениями и преступлениями против человечности. В июне 1998 г. Генеральная Ассамблея ООН созвала конференцию «для завершения и принятия конвенции по учреждению международного уголовного суда». 17 июля 1998 г. Римский статут был принят путём голосования, в ходе которого 120 государств проголосовали «за», 7 государств проголосовали «против» и 21 государство воздержалось.

Условием для вступления в силу Устава являлась ратификация Устава не менее, чем 60 государствами. Этот «барьер» был преодолён 11 апреля 2002 г. Соглашение вступило в силу 1 июля 2002 г.

Сознавая, что все народы объединены общими узами и что взаимопереплетение их культур образует совместное наследие, и будучи обеспокоены тем, что эта тонкая мозаика может быть в любой момент времени разрушена.

будучи преисполнены решимости. на благо нынешнего и грядущих поколений учредить независимый постоянный Международный Уголовный Суд, связанный с системой Организации Объединенных Наций, обладающий юрисдикцией в отношении самых серьезных преступлений, вызывающих озабоченность всего международного сообщества, подчеркивая, что Международный Уголовный Суд, учрежденный на основании настоящего Статута, дополняет национальные органы уголовной юстиции,

преисполненные решимости создать прочные гарантии обеспечения международного правосудия и уважения к нему,

[стороны] согласились о нижеследующем.

Часть 1. Учреждение Суда

Настоящим учреждается Международный уголовный суд (Суд). Он является постоянным органом, уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества, указанные в настоящем Статуте, и дополняет национальные органы уголовной юстиции. Юрисдикция и функционирование Суда регулируются положениями настоящего Статута.

Статья 2. Отношения Суда с Организацией Объединенных Наций

Суд устанавливает отношения с Организацией Объединенных Наций посредством соглашения, одобряемого Ассамблеей государств- участников настоящего Статута и впоследствии заключаемого Пред-седателем Суда от имени Суда.

Статья 3. Местопребывание Суда

1. Местопребыванием Суда является Гаага, Нидерланды (государство пребывания).

2. Суд вступает с государством пребывания в соглашение о штаб-квартире, одобряемое Ассамблеей государств-участников и впоследствии заключаемое Председателем Суда от имени Суда.

3. Если Суд считает это желательным, он может заседать в любых других местах, как это предусмотрено в настоящем Статуте.

Статья 4. Правовой статус и полномочия Суда

1. Суд обладает международной правосубъектностью. Он также обладает такой правоспособностью, какая может оказаться необходимой для осуществления его функций и достижения его целей.

2. Суд может осуществлять свои функции и полномочия, как это предусмотрено в настоящем Статуте, на территории любого государства-участника и, по специальному соглашению, на территории любого другого государства.

Часть 2. Юрисдикция, приемлемость и применимое право Статья 5. Преступления, подпадающие под юрисдикцию Суда

1. Юрисдикция Суда ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества. В соответствии с настоящим Статутом Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений:

a) преступление геноцида;

b) преступления против человечности;

c) военные преступления;

d) преступление агрессии.

2. Суд осуществляет юрисдикцию в отношении преступления агрессии, как только будет принято в соответствии со статьями 121 и 123 положение, содержащее определение этого преступления и излагающее условия, в которых Суд осуществляет юрисдикцию касательно этого преступления. Такое положение сообразуется с соответствующими положениями Устава Организации Объединенных Наций…

Статья 6. Геноцид

Для целей настоящего Статута «геноцид» означает любое из следующих деяний, совершаемых с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

a) убийство членов такой группы;

b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

c) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное фи-зическое уничтожение ее;

d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Статья 7. Преступления против человечности

1. Для целей настоящего Статута «преступление против человечности» означает любое из следующих деяний, которые совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц, если такое нападение совершается сознательно:

d) депортация или насильственное перемещение населения;

e) заключение в тюрьму или другое жестокое лишение физической свободы в нарушение основополагающих норм международного права;

g) изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, принудительная стерилизация или любые другие формы сексуального насилия сопоставимой тяжести;

h) преследование любой идентифицируемой группы или общности по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, гендерным, как это определяется в пункте 3, или другим мотивам, которые повсеместно признаны недопустимыми согласно международному праву, в связи с любыми деяниями, указанными в данном пункте, или любыми преступлениями, подпадающими под юрисдикцию Суда;

i) насильственное исчезновение людей;

j) преступление апартеида;

к) другие бесчеловечные деяния аналогичного характера, заключающиеся в умышленном причинении сильных страданий или серьезных телесных повреждений или серьезного ущерба психическому или физическому здоровью.

Статья 8. Военные преступления

1. Суд обладает юрисдикцией в отношении военных преступлений, в частности когда они совершены в рамках плана или политики или при крупномасштабном совершении таких преступлений.

2. Для целей настоящего Статута военные преступления означают:

a) серьезные нарушения Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, а именно любое из следующих деяний против лиц или имущества, охраняемых согласно положениям соответствующей Женевской конвенции:

I) умышленное убийство;

II) пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;

III) умышленное причинение сильных страданий или серьезных телесных повреждений или ущерба здоровью;

IV) незаконное, бессмысленное и крупномасштабное уничтожение и присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью;

V) принуждение военнопленного или другого охраняемого лица к службе в вооруженных силах неприятельской державы;

VI) умышленное лишение военнопленного или другого охраняе-мого лица права на справедливое и нормальное судопроизводство;

VII) незаконная депортация или перемещение или незаконное лишение свободы;

VIII) взятие заложников;

b) другие серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в международных вооруженных конфликтах в установленных рамках международного права, а именно любое из следующих деяний:

I) умышленные нападения на гражданское население как таковое или отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях;

II) умышленные нападения на гражданские объекты, т.е. объекты, которые не являются военными целями;

III) умышленное нанесение ударов по персоналу, объектам, материалам, подразделениям или транспортным средствам, задейство-ванным в оказании гуманитарной помощи или в миссии по поддержанию мира в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, пока они имеют право на защиту, которой пользуются граж-данские лица или гражданские объекты по международному праву вооруженных конфликтов;

IV) умышленное совершение нападения, когда известно, что такое нападение явится причиной случайной гибели или увечья гражданских лиц или ущерба гражданским объектам или обширного, долгосрочного и серьезного ущерба окружающей природной среде, который будет явно несоизмерим с конкретным и непосредственно ожидаемым общим военным превосходством;

V) нападение на незащищенные и не являющиеся военными целями города, деревни, жилища или здания или их обстрел с приме-нением каких бы то ни было средств;

VI) убийство или ранение комбатанта, который, сложив оружие или не имея более средств защиты, безоговорочно сдался;

VII) ненадлежащее использование флага парламентера, нацио-нального флага или военных знаков различия и формы неприятеля или Организации Объединенных Наций, а также отличительных эмблем, установленных Женевскими конвенциями, приводящее к гибели людей или причинению им серьезных физических увечий;

VIII) перемещение, прямо или косвенно, оккупирующей державой части ее собственного гражданского населения на оккупируемую ею территорию, или депортация или перемещение части населения оккупируемой территории в пределах границ или за пределы этой территории;

IX) умышленное нанесение ударов по зданиям, предназначенным для целей религии, образования, искусства, науки или благотворительности, историческим памятникам, госпиталям и местам сосредоточения больных и раненых, при условии, что они не являются военными целями;

X) причинение лицам, которые находятся под властью противной стороны, физических увечий или совершение над ними медицинских или научных экспериментов любого рода, которые не оправданы необходимостью медицинского, зубоврачебного или больничного лечения соответствующего лица и не осуществляются в его интересах и которые вызывают смерть или серьезно угрожают здоровью такого лица или лиц;

XI) вероломное убийство или ранение лиц, принадлежащих к неприятельской нации или армии;

XII) заявление о том, что пощады не будет;

XIII) уничтожение или захват имущества неприятеля, за исключением случаев, когда такое уничтожение или захват настоятельно диктуются военной необходимостью;

XIV) объявление отмененными, приостановленными или недопустимыми в суде прав и исков граждан противной стороны;

XV) принуждение граждан противной стороны к участию в военных действиях против их собственной страны, даже если они на-ходились на службе воюющей стороны до начала войны;

XVI) разграбление города или населенного пункта, даже если он захвачен штурмом;

XVII) применение яда или отравленного оружия;

XVIII) применение удушающих, ядовитых или других газов и любых аналогичных жидкостей, материалов или средств;

XIX) применение пуль, которые легко разрываются или сплющиваются в теле человека, таких как оболочечные пули, твердая оболочка которых не покрывает всего сердечника или имеет надрезы;

XX) применение оружия, боеприпасов и техники, а также методов ведения войны такого характера, которые вызывают чрезмерные повреждения или ненужные страдания или которые являются неизбирательными по своей сути в нарушение норм международного права вооруженных конфликтов, при условии, что такое оружие, такие боеприпасы, такая техника и такие методы ведения войны являются предметом всеобъемлющего запрещения и включены в приложение к настоящему Статуту путем поправки согласно соответствующему положению, изложенному в статьях 121 и 123;

XXI) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

XXII) изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, как она оп-ределена в пункте 2 (f) статьи 7, принудительная стерилизация и любые другие виды сексуального насилия, представляющие собой грубое нарушение Женевских конвенций;

XXIII) использование присутствия гражданского лица или другого охраняемого лица для защиты от военных действий определенных пунктов, районов или вооруженных сил;

XXIV) умышленное нанесение ударов по зданиям, материалам, медицинским учреждениям и транспортным средствам, а также персоналу, использующим в соответствии с международным правом отличительные эмблемы, установленные Женевскими конвенциями;

XXV) умышленное совершение действий, подвергающих гражданское население голоду, в качестве способа ведения войны путем лишения его предметов, необходимых для выживания, включая умышленное создание препятствий для предоставления помощи, как это предусмотрено в Женевских конвенциях;

XXVI) набор или вербовка детей в возрасте до пятнадцати лет в состав национальных вооруженных сил или их использование для активного участия в боевых действиях;

с) в случае вооруженного конфликта немеждународного характера серьезные нарушения статьи 3, общей для четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, а именно: любое из следующих деяний, совершенных в отношении лиц, не принимающих активного участия в военных действиях, включая военнослужащих, сложивших оружие, и лиц, выведенных из строя в результате болезни, ранения, содержания под стражей или по любой другой причине:

I) посягательство на жизнь и личность, в частности убийство в любой форме, причинение увечий, жестокое обращение и пытки;

II) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

III) взятие заложников;

IV) вынесение приговоров и приведение их в исполнение без предварительного судебного разбирательства, проведенного созданным в установленном порядке судом, обеспечивающим соблюдение всех судебных гарантий, которые по всеобщему признанию являются обязательными;

d) пункт 2 (с) применяется к вооруженным конфликтам немеждународного характера и, таким образом, не применяется к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения напряженности, таким как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия или иные акты аналогичного характера;

e) другие серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в вооруженных конфликтах немеждународного характера в установ-ленных рамках международного права, а именно любое из следующих деяний:

I) умышленное нанесение ударов по гражданскому населению как таковому, а также умышленное нападение на отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях;

II) умышленное нанесение ударов по зданиям, материалам, медицинским учреждениям и транспортным средствам, а также персоналу, использующим в соответствии с международным правом отличительные эмблемы, предусмотренные Женевскими конвенциями;

III) умышленное нанесение ударов по персоналу, объектам, материалам, подразделениям или транспортным средствам, задействованным в оказании гуманитарной помощи или в миссии по поддер-жанию мира в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, пока они имеют право на защиту, которой пользуются гражданские лица или гражданские объекты по праву вооруженных конфликтов;

IV) умышленное нанесение ударов по зданиям, предназначенным для целей религии, образования, искусства, науки или благотворительности, историческим памятникам, госпиталям и местам сосредоточения больных и раненых, при условии, что они не являются военными целями;

V) разграбление города или населенного пункта, даже если он взят штурмом;

VI) изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, как она определена в пункте 2 (f) статьи 7, принудительная стерилизация и любые другие виды сексуального насилия, также представляющие собой грубое нарушение статьи 3, общей для четырех Женевских конвенций;

VII) набор или вербовка детей в возрасте до пятнадцати лет в состав вооруженных сил или групп или использование их для активного участия в боевых действиях;

VIII) отдача распоряжений о перемещении гражданского населения по причинам, связанным с конфликтом, если только этого не требуют соображения безопасности соответствующего гражданского населения или настоятельная необходимость военного характера;

IX) вероломное убийство или ранение комбатанта неприятеля;

X) заявление о том, что пощады не будет;

XI) причинение лицам, которые находятся во власти другой стороны в конфликте, физических увечий или совершение над ними ме-дицинских или научных экспериментов любого рода, которые не оправданы необходимостью медицинского, зубоврачебного или больничного лечения соответствующего лица и не осуществляются в его интересах и которые причиняют смерть или серьезно угрожают здоровью такого лица или лиц;

XII) уничтожение или захват имущества неприятеля, за исключением случаев, когда такое уничтожение или захват настоятельно диктуются обстоятельствами конфликта;

f) пункт 2 (e) применяется к вооруженным конфликтам немеждународного характера и, таким образом, не применяется к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения напряженности, таким как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия или иные акты аналогичного характера. Он применяется в отношении вооруженных конфликтов, которые имеют место на территории одного из государств-участников, когда идет длительный вооруженный конфликт между правительственными властями и организованными вооруженными группами или между самими такими группами…

studopedia.su

22.5.1. Международный уголовный суд

По поручению ГА ООН в 1994 г. Комиссия международного права (КМП) разработала проект договора по созданию международного уголовного суда. КМП рекомендовала созвать конференцию полномочных представителей для рассмотрения данного документа и принятия соответствующего международного дого вора.

Состав Суда включает: Президиум, Отделение предварительного производства, Судебное отделение, Апелляционное отделение, Канцелярию Прокурора, Секретариат.

В предметную юрисдикцию Международного уголовного суда согласно Римскому статуту входят следующие международные преступления: преступление агрессии (п. 2 ст. 5), преступление геноцида (ст. 6), преступления против человечности (ст. 7), военные преступления (ст. 8). В ходе Римской конференции было решено, что перечень преступлений, входящих в юрисдикцию Суда, впоследствии может быть расширен: по истечении семи лет после вступления Статута в силу предусмотрен созыв Конференции по обзору с целью рассмотрения поправок к данному документу, относящихся в том числе к перечню подсудных преступлений.

Согласно п. 2 ст. 5 Римского статута Международный уголовный суд «осуществляет юрисдикцию в отношении преступления агрессии, как только будет принято. положение, содержащее определение этого преступления и излагающее условия, в которых Суд будет осуществлять юрисдикцию касательно этого преступления». Помимо принятия определения агрессии, его соотношения с правом государства на самооборону, ключевой является проблема выработки условий, при которых Суд будет осуществлять юрисдикцию в отношении данного преступления. Сложность заключается в согласовании правового механизма взаимоотношений между Судом и Советом Безопасности ООН — единственным органом, которому в соответствии с нормами международного права принадлежит право определять существование «любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии» (ст. 39 Устава ООН).

Основной вопрос — должно ли предшествовать принятию Судом к рассмотрению дела об агрессии определение, вынесенное по данному случаю Советом Безопасности ООН. В настоящее время разработка определения преступления агрессии продолжается в рамках специально созданной Подготовительной комиссии.

Международный уголовный суд осуществляет юрисдикцию в отношении преступлений против человечности в соответствии с п. 1 ст. 5 Римского статута. Основной квалифицирующий признак — совершение преступных деяний в рамках широкомасштабного или систематического нападения на гражданских лиц, если такое нападение совершается сознательно (ст. 7 Статута).

Суд правомочен рассматривать дела о военных преступлениях, совершенных как в ходе международных, так и внутренних конфликтов. Базовыми квалифицирующими признаками являются наличие вооруженного конфликта и совершение преступлений в рамках плана, политики или при крупномасштабном совершении таких преступлений. Военные преступления составляют: серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г.; другие серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в международных вооруженных конфликтах. Статья 124 Римского статута предоставляет возможность государствам при подписании Статута сделать заявление, что в течение семи лет после вступления настоящего Статута в силу для соответствующего государства оно не признает юрисдикцию Суда в отношении военных преступлений, когда, как предполагается, преступление совершено его гражданами или на его территории.

В Римском статуте Международного уголовного суда зафиксирован принцип дополнительного характера международного уголовного правосудия («принцип дополнительности», или «комплементарное™»). Указанный принцип предполагает, что Суд осуществляет свою деятельность лишь в тех случаях, когда национальные органы уголовного правосудия не могут функционировать надлежащим образом или их деятельность оказывается неэффективной. Дело не может быть принято Судом к производству: если данное дело расследуется или в отношении его возбуждено уголовное преследование государством, которое обладает в отношении его юрисдикцией, за исключением случаев, когда это государство не желает или не способно вести расследование или осуществлять уголовное преследование должным образом;

если государство, обладающее юрисдикцией в отношении данного дела, провело расследование и решило не возбуждать уголовного преследования, кроме случаев, когда это решение стало результатом нежелания или неспособности государства возбудить уголовное преследование должным образом; если лицо уже было судимо за преступления, входящие в юрисдикцию Суда, кроме случаев, когда судебное разбирательство было проведено для того, чтобы оградить соответствующее лицо от ответственности за данные преступления, или не являлось независимым и беспристрастным (ст.

С целью выявления в каждом конкретном случае неспособности государства расследовать дело Суд учитыйает «в состоянии ли данное государство в связи с полным либо существенным развалом или отсутствием своей национальной судебной системы получить в свое распоряжение обвиняемого либо необходимые доказательства и свидетельские показания или же оно не в состоянии осуществлять судебное разбирательство еще по каким-либо причинам» (п. 3 ст. 17). Таким образом, ст. 17 Римского статута предоставляет возможность привлекать виновных лиц к ответственности в первую очередь в рамках национальных правовых систем; только в случае их бездействия или неэффективности может быть задействован механизм Международного уголовного суда.

Часть 3 Римского статута посвящена «общим принципам уголовного права». К ним Статут относит принцип «Nullum crimen sine lege» (нет преступления без закона), в соответствии с которым лицо не подлежит уголовной ответственности за деяния, не являющиеся преступлениями на момент их совершения (ст. 22); принцип «Nulla poena sine lege» (нет наказания без закона), согласно которому лицо может быть наказано только на основании положений Римского статута (ст. 23); принцип отсутствия у закона обратной силы, в соответствии с которым лицо не подлежит уголовной ответственности за деяния до вступления Римского статута в силу (ст. 24); принцип неприменимости срока давности к преступлениям, входящим в предметную юрисдикцию Суда (ст. 29); принцип недопустимости ссылки подсудимых на их должностное положение (ст. 27).

Индивид несет уголовную ответственность и подлежит наказанию за преступление, подпадающее под юрисдикцию Суда, если он: совершает такое преступление индивидуально, совместно с другим лицом или через другое лицо; приказывает, пособничает, подстрекает или побуждает совершить такое преступление, иным образом содействует его совершению или покушению на него; любым другим образом способствует совершению или покушению на совершение такого преступления группой лиц, действующих с общей целью; покушается на совершение такого преступления, предпринимая действие, представляющее собой значительный шаг в его совершении, однако преступление оказывается незавершенным по обстоятельствам, не зависящим от намерений лица (ст. 25 Римского статута).

В отношении элемента субъективной стороны преступления ст. 30 Римского статута устанавливает, что лицо подлежит ответственности и наказанию в случае, если совершило преступление «намеренно и сознательно». При этом лицо имеет намерение в тех случаях, когда: в отношении деяния — это лицо собирается совершить такое деяние; в отношении последствия — это лицо сознает, что оно наступит при обычном ходе событий.

Тот факт, что преступление, подпадающее под юрисдикцию Суда, было совершено лицом по приказу его начальника или правительства, не является основанием для освобождения этого лица от ответственности, кроме случаев, когда: это лицо «было юридически обязано исполнить приказы данного правительства или данного начальника»; это лицо не знало, что приказ был незаконным; и приказ не был явно незаконным. В отношении приказов о совершении преступления геноцида или преступлений против человечности устанавливается, что они являются «явно незаконными» (ст. 33 Статута).

В настоящее время на рассмотрении Международного уголовного суда находятся ряд ситуаций. Термин «ситуация», используемый в Римском статуте, имеет иное значение, чем в ст. 34 и 35 Устава ООН. В ст. 14 Римского статута данный термин определяется как «ситуация, при которой, как представляется, были совершены одно или несколько преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда».

Четыре ситуации были переданы в Канцелярию Прокурора Международного уголовного суда по инициативе соответствующих государств: Демократической Республики Конго, Центрально-Африканской Республики, Уганды, Кот д’Ивуара. Кот д’Ивуар стал первым государством, которое, не являясь участником Рим ского статута, передал Суду на рассмотрение ситуацию на основании ст. 12 Римского статута, предусматривающей возможность государства, не являющегося участником Статута, признать юрисдикцию Суда посредством заявления, представленного Секретарю Суда. Ситуация в отношении Дарфура (Судан) была передана в Суд Советом Безопасности ООН.

В отношении ситуаций в Венесуэле (Боливарианской Республике) и Ираке Канцелярией Прокурора на основании ст. 53 Статута было принято решение не начинать расследование. В первом случае Прокурор пришел к следующему выводу: «имеющаяся информация не является разумной основой для того, чтобы считать, что произошли преступления, подпадающие под юрисдикцию Суда»; во втором — что «ситуация не достигла уровня требуемой серьезности, предусмотренного Статутом».

lib.sale

Популярное:

  • Приказ мо рф о ввк 2014 Приказ Министра обороны РФ от 20 октября 2014 г. N 770 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации правовых актов по вопросам проведения военно-врачебной экспертизы" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
  • Внешнеэкономическая деятельность предприятия учебное пособие Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов Раздел I. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия в переходный период Глава 1. Проблемы интеграции России в систему мирохозяйственных связей […]
  • Начало великому переселению народов положило начало Великое переселение народов Великое переселение народов, условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV-VII веках (германцев, славян, сарматских племен). Великое переселение народов способствовало крушению […]
  • Пейзаж в романе преступление и Научная библиотека РГУ имени С.А. Есенина Приоритетом в использовании новых информационных технологий для коллектива Научной библиотеки является полноценное обеспечение информационных потребностей университета и повышение […]
  • Отдел опеки комсомольского района тольятти Администрация Комсомольского района Руководитель подразделения Анисимов Артем Николаевич Родился 14 ноября 1981 года в г.Тольятти. 1999 год - окончил среднюю школу №83 в п.Поволжский. В 2004 году закончил […]
  • Кто правил в 1758 Кто правил в 1758 ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА РОМАНОВА (1741 - 1761 годы правления) Дочь Петра I Алексеевича и Марии Скавронской (Екатерина I) Родилась 18 декабря 1709 г - † 25 дек. 1761 г Супруг: Алексей Григорьевич […]
  • Настоящий регламент и правила Статья 38. Правила по применению положений настоящего Регламента Статья 38Правила по применению положений настоящего Регламента Европейская Комиссия в соответствии с процедурой, установленной в Статье 37(2) и в соответствии с […]
  • 23 закона власти Закон 23. Концентрируй свои силы Формулировка закона Сохраняйте силы и энергию, копите и храните их в концентрированном виде. Вы добьетесь большего, открыв богатую жилу и углубляя ее, чем порхая от одной неглубокой шахты к […]