Для чего нужен закон о контрактной системе

Для чего нужны контрактная служба и контрактный управляющий?

Государство ежегодно пытается ужесточить требования к государственным и муниципальным закупкам товаров и услуг, совершенствуя старые и принимая новые законы и подзаконные акты.

Одним из новшеств законодательства в сфере закупок стал федеральный закон 44 фз «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данный закон ввел в закупочные отношения понятия «контрактная служба» (КС) и «контрактный управляющий» (КУ).

Разбираемся в основных понятиях 44-ФЗ

Вводя данные понятия, законодатель исходил из того, что КС или КУ смогут регулировать эффективность и экономичность расходования бюджетных средств, что позволит избежать незаконных закупок, коррупции, мошенничества. В статье 38 закона 44-ФЗ четко и понятно указаны случаи, когда Заказчику следует создавать контрактную службу или назначать контрактного управляющего.

Если разобраться, закон частично освобождает Заказчика от ответственности в сфере закупок. Посудите сами, КС или КУ полностью занимаются ведением закупки. На них возлагаются обязанности, начиная от планирования закупки и заканчивая отслеживанием исполнения контракта. Составление протоколов, проектов договоров, закупочной документации, план-графиков, и это далеко не весь перечень документальной базы, которую должный вести КУ или КС. А значит в случае всевозможных проверок, именно они будут отвечать по всей строгости закона. Соответственно, работники КС или КУ должны иметь широкий законодательный кругозор, регулярно совершенствовать свои знания, уметь применить полученное на практике.

Если контрактная служба по 44 ФЗ может иметь в своем составе необходимое количество работников, то контрактный управляющий единолично берет на себя исполнение всех функций в сфере закупок. Несомненно, правильная работа КС или КУ во многом зависит от правильности составления внутренних локальных актов. К самому главному документу Заказчика относится «Положение о закупках». Контрактная служба 44 ФЗ в своей деятельности должна руководствоваться «Положением о контрактной службе», контрактный управляющий по федеральному закону 44 ФЗ должен ориентироваться на свою должностную инструкцию. Именно в вышеуказанных документах должны содержаться четкие права и обязанности работников в сфере закупок. По сути, Заказчику не нужно «придумывать велосипед», за него уже все придумал закон (например, Приказ Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631 утверждающее Типовое положение). Заказчику остается только правильно применить все нормы на практике.

Создание контрактной службы

Создавая контрактную службу или назначая на должность контрактного управляющего, заказчику следует грамотно продумать весь ход действий. Для создания КС мало издать приказ, необходимо выделить отдельное структурное подразделение внутри своего учреждения или создать постоянно действующий состав сотрудников, без формирования структурного подразделения.

Помимо всего, КС должна иметь руководителя, который и будет нести всю ответственность за действия службы. Речь идет не только о дисциплинарной ответственности, но и об административной, которая предусматривает наложение штрафа. Так как действия в сфере закупок теперь доступны широкому кругу лиц, благодаря размещению документации о закупках в сети «Интернет», КС или КУ должны в сроки, установленные законом, размещать информацию о предстоящих и прошедших закупках, современно обновлять положения, если в них вносились изменения, опубликовывать отчеты о закупках, размещать план-графики и пр.

Закон оставляет открытым перечень полномочий КС и КУ, что позволяет Заказчику предъявлять дополнительные требования, не противоречащие закону.

Несомненно, законодательство в сфере закупок еще не раз будет изменено или дополнено, практическая основа федерального закона 44-ФЗ еще до конца не сформирована, что влечет за собой большое количество ошибок.

Подводя итог, можно дать совет тем, кто напрямую имеет отношение к сфере закупок: регулярно отслеживайте вносимые поправки в законы, читайте больше практических примеров, судебную практику, совершенствуйте свои познания с помощью различных семинаров и научных книг. Только применяя все перечисленное, можно наладить работу и избежать возможных ошибок.

Также читайте на нашем сайте про различия 44 фз и 223 фз.

m.ppt.ru

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок

Разделы:

Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон о контрактной системе). Закон вступает в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – закон о госзакупках), который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующих органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).

Закон о контрактной системе призван обеспечить открытость и прозрачность в сфере закупок, повысить профессионализм заказчиков, стимулировать введение инноваций, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд. Это должно сделать проведение госзакупок более эффективным. Закон о контрактной системе нацелен на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Согласно финансово-экономическому обоснованию закон о контрактной системе не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета. Затраты, связанные с осуществлением организационных мероприятий, предполагается произвести за счет средств, выделяемых федеральными органами исполнительной власти, заказчиками из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований, на текущее материально-техническое обеспечение их деятельности без изменения лимитов бюджетных ассигнований в рамках текущего финансирования.

Контрактная система, предлагаемая в качестве альтернативы устаревшему закону, предполагает переход от практически не действовавшего механизма к регулированию полного цикла государственных закупок и должна заменить действующий закон о государственных и муниципальных закупках.

Основные понятия

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет собой совокупность участников закупок и осуществляемых ими действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд (ст. 3 закона о контрактной системе).

К участникам контрактной системы относятся:

  • федеральные органы исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок,
  • органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок,
  • иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок,
  • госкорпорация по атомной энергии «Росатом»,
  • заказчики,
  • поставщики (подрядчики, исполнители),
  • уполномоченные органы,
  • уполномоченные учреждения,
  • специализированные организации,
  • операторы электронных площадок (ст. 3 закона о контрактной системе).

Участник закупки – любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (п. 4 ст. 3 закона о контрактной системе).

Государственный заказчик – государственный орган (в том числе орган государственной власти), орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени РФ или субъекта РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки (п. 5 ст. 3 закона о контрактной системе).

Муниципальный заказчик – муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (п. 6 ст. 3 закона о контрактной системе).

Заказчик – государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частью 1 ст. 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, осуществляющие закупки (п. 7 ст. 3 закона о контрактной системе).

Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) представляет собой совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта РФ) или муниципальных нужд либо в установленных законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (п. 2 ст. 3 закона о контрактной системе).

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее – закупка) – совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (п. 3 ст. 3 закона о контрактной системе).

Специализированная организация – юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со ст. 40 закона о контрактной системе (п. 11 ст. 3 закона о контрактной системе).

Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок (п. 12 ст. 3 закона о контрактной системе).

Контрольный орган в сфере закупок – федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну (п. 13 ст. 3 закона о контрактной системе).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок – орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок) реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, организации мониторинга закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, а также по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации (п. 14 ст. 3 закона о контрактной системе).

Эксперт, экспертная организация – обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 15 ст. 3 закона о контрактной системе).

Государственный контракт, муниципальный контракт – договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 закона о контрактной системе);

Единая информационная система в сфере закупок (далее – единая информационная система) – совокупность информации, указанной в части 3 ст. 4 настоящего закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 9 ст. 3 закона о контрактной системе).

О том, что изменилось с принятием закона о контрактной системе, как в связи с этим будут строиться правовые отношения между заказчиками и участниками госзакупок, а также о переходных положениях нового закона читайте далее.

www.garant.ru

Законы о госзакупках и закупках госкомпаний должны быть заменены рамочным законом об основах контрактной системы — доклад ЦСР

24 июля 2017 08:46

Москва. 24 июля. ИНТЕРФАКС — Законы о госзакупках и закупках госкомпаний должны быть заменены рамочным законом об основах контрактной системы, следует из доклада Центра стратегических разработок (ЦСР), находящемся в распоряжении «Интерфакса».

«Чтобы восстановить правовое единство и сохранить многообразие закупочных операций, нужен закон об основах контрактной системы, — говорится в докладе. — Он установит общие принципы закупок в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, нужд организаций с государственным участием и прочих. Контрактная система должна перейти к правовой конструкции: единые принципы — множественность способов их реализации».

Основная критика экспертов ЦСР направлена на закон «О контрактной системе» (44-ФЗ).

«Изначально в этот закон вкладывали верные принципы: ориентир на достижение результата — закупки не ради закупок, а для обеспечения госнужд, повышенные требования к прозрачности, профессионализм всех участников и т. д.», — отмечается в докладе.

В настоящее время, по оценке авторов документа, 44-ФЗ неэффективен, а его целевые установки носят декларативный характер. Так, этот закон не способствует развитию конкуренции, привлечению профессионалов, закупкам качественных товаров (работ и услуг).

«Госзаказ превращается в рынок монополий, — утверждают эксперты. — В 2015 году 2,6% заказчиков разместили 80% от всего объема госзаказа, а 3,5% поставщиков получили 80 % казенных денег».

По их оценке, доля закупочных процедур без конкуренции достигает 60% (3,3 трлн рублей) в сегменте 44-ФЗ и 80% — в сегменте 223-ФЗ (закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который регламентирует закупки госкомпаний).

«Профессионализация имитируется, к работе привлекают совместителей, подчас случайных людей, — говорится в докладе. — Заказчики ориентированы не на приобретение качественной продукции на лучших условиях, а на точное соблюдение правил».

Также в документе ЦСР указывается на изменчивость нормативного регулирования контрактной системы. По подсчетам центра, за время существования 44-ФЗ было принято 35 пакетов поправок к нему, еще 85 законопроектов находится на рассмотрении.

«Коллизии, пробелы, исключения из общих правил — нарастают, — считают эксперты. — Правоприменение перешло на письма ведомств, которых выпущено уже несколько тысяч, а широкое применение получило порядка 300. Правовая неразбериха провоцирует нарушения законодательства и скандалы вокруг госзаказа, организацию бизнеса по жалобам на заказчиков, текучку кадров в контрактных службах, достигающую по отдельным организациям 75%».

По мнению экспертов ЦСР, проекты федеральных законов, попадающие на рассмотрение в правительство, предлагают в основном либо усилить контроль за заказчиком и ограничить его полномочия, либо дать преимущества отдельным участникам закупок. «То есть правовая база контрактной системы не развивается, — утверждается в докладе. — Вносятся мелкие правки, которые не меняют ее сути, а проекты федеральных законов не решают основной задачи 44-ФЗ — повышения эффективности и результативности закупок для государственных и муниципальных нужд».

Для устранения перечисленных и других проблем контрактной системы ЦСР предлагает создать новую архитектуру контрактной системы, включая новую нормативную базу в виде закона об основах контрактной системы.

«Закон раскроет содержание принципов, а также введет новый понятийный аппарат, — считают эксперты. — Будут определены периметр контрактной системы, ее архитектура и сегменты. Контрактная система получит устойчивый правовой фундамент».

При этом правила проведения процедур определения поставщиков и планирование закупок ЦСР предлагает перевести на уровень подзаконных актов.

«Нужно отделить стабильную часть правовой системы от подвижной, корректируемой части, — говорится в докладе. — Прежде всего надо перевести на уровень подзаконных актов операционные вопросы: правила проведения процедур закупок, планирования, формирования и размещения информации. Одновременно расширить права заказчиков на разработку новых процедур закупок, включая новые правила размещения рамочных контрактов».

Как сообщалось, ряд обозначенных в докладе ЦСР проблем контрактной системы ранее отмечалась и контрольными органами (избыточное нормотворчество — ИФ), и регуляторами (низкий уровень конкуренции), и участниками рынка (превалирование ценового подхода при определении поставщиков). Однако к настоящему времени реальных мер для устранения этих проблем не предпринято.

Более того, существующие законодательные инициативы направлены на усиление регулирования как контрактной системы (это предусматривает, в частности, законопроект об электронизации госзакупок), так и закупок госкомпаний (ограничение числа видов закупочных процедур, числа торговых площадок для их проведения и т.п.). Соответствующие законопроекты были внесены правительством РФ на рассмотрение Госдумой во II чтении в начале текущего года.

Предполагалось, что они будут приняты в течение весенней сессии Госдумы — президент РФ Владимир Путин поручил правительству РФ обеспечить их рассмотрение именно до конца весенней сессии. Тем не менее, этого не произошло, в том числе, из-за противодействия госкомпаний, которых не устраивает ряд нововведений в 223-ФЗ.

prozakupki.interfax.ru

Закон № 44-ФЗ о контрактной системе (ФКС)

Информация

Описание: Данная группа создана для работников контрактных служб, контрактных управляющих, специалистов по закупкам для обсуждения практики применения Федерального закона от 05.04.2013 г.№ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, Показать полностью… работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Правила группы «Закон № 44-ФЗ о контрактной системе (ФКС)»
1. Пользователи имеют право:
• задавать вопросы в отдельных темах и на стене группы;
• обсуждать актуальные проблемы законодательства о контрактной системе в сфере закупок (44-ФЗ);
• загружать в соответствующие разделы изображения и видеоматериалы, касающиеся тематики группы, исключая рекламу не санкционированную администрацией группы.
2. Пользователям запрещается:
• публиковать текстовые и аудиовизуальные материалы, противоречащие законодательству Российской Федерации;
• проявлять в своих высказываниях неприязнь по национальному, расовому, религиозному и иным признакам, а также употреблять ненормативную лексику при написании постов;
• писать посты полностью или преимущественно текстом в верхнем регистре (при нажатом Caps Lock);
• размещать рекламные материалы без согласования с администрацией группы;
• распространять спам в любом виде: текст, изображения, видеоматериалы, аудиоматериалы.
3. Администрация группы вправе
• наказывать нарушения правил группы методами от удаления несоответствующего правилам группы поста до перманентного (пожизненного) бана;
• изменять правила группы на свое усмотрение, предварительно разместив новые правила.

62 767 записей к записям сообщества

Вам не хватает практических знаний или нет опыта работы в ЕИС – мы научим!

С радостью сообщаем, что в этом году — У нас появился семинар-практикум по особенностям работы в Единой информационной системе. Показать полностью… Это значит, что у Вас есть возможность поработать с демонстрационной версией, своеобразным «тренажером», для учебной практики на ЕИС.

m.vk.com

Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия

Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. сменил Закон № 94-ФЗ, который регулировал госзакупки прежде. Закон призван регулировать отношения между госзаказчиками и участниками закупок на всех этапах закупочной деятельности.

«Управление закупками (120 часов)»
Программа разработана согласно методическим рекомендациям Минэкономразвития России и Минобрнауки России и полностью соответствует Профстандарту.

Цели ФЗ о закупках

  • повышение эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг. Эффективное и экономное расходование бюджетных средств – не только одна из главных целей Закона №44-ФЗ, но и один из основных принципов Бюджетного кодекса РФ. Согласно ст. 34 БК РФ заказчики «должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности)».
  • обеспечение гласности и прозрачности госзакупок, обеспечение доступа к информации. Достижение этой цели реализовано в создании Единой Информационной Системы, в которой можно отследить все этапы проведения закупок, жалобы и решения контролирующих органов по этим жалобам. Вся информация, собранная в одном месте, существенно упрощает работу, как пользователям системы, так и контролирующим органам.
  • предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. При проведении электронного аукциона участники выступают под номерами, а не под собственными названиями, заказчик постфактум узнает, кто выиграл аукцион. В запросе котировок конверты можно подавать обезличенными, только на процедуре вскрытия конвертов заказчик узнает, кто подал заявки. Такие меры помогают минимизировать возможность нечестной конкуренции.

«Как применять ГОСТы при описании объекта закупки?»

Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Напишите в техзадании не только ГОСТ, но и показатели из стандарта. Если укажете только название товара и ссылку на ГОСТ, участнику будет трудно понять, какой именно товар необходим. Например, один из заказчиков включил в документацию требование, что материалы должны отвечать определенным ГОСТам. Конкретных показателей в техническом задании не было. Контролеры и суды посчитали это нарушением. Материалы по госстандартам разнообразны: они подразделяются на виды, классы, марки, классификации, поэтому участники не понимали, какой именно товар поставить. Смотрите еще три совета по применению ГОСТов, в рекомендации:
«Как описать объект закупки в 2018 году»

Шесть принципов контрактной системы

Принцип № 1 – открытость и прозрачность. Принцип выражается в том, что вся информация о госзакупках, за исключением той, которая касается гостайны, размещена в открытом доступе в ЕИС. Любой желающий может получить информацию о том, кто, что, на каких условиях закупает и каким образом определен или будет определен поставщик.

Принцип № 2 – обеспечение конкуренции. Конкуренция должна быть основана на принципе «добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок» (ст. 8 Закона № 44-ФЗ). Любое юридическое или физическое лицо может стать участником госзакупок, если соответствует обязательным требованиям, которые предъявляет к поставщикам 44-ФЗ. Необоснованное ограничение конкуренции противоречит Закону №44-ФЗ и влечет за собой административную ответственность для заказчика и его должностных лиц.

Принцип № 3 – профессионализм. Имеется в виду, прежде всего профессионализм заказчика. Заказчики «принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок» (ч. 2 ст. 9 Закона №44-ФЗ). Проведение закупок по 44-ФЗ – это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. Оперативно, грамотно и без нарушений спланировать закупку, подготовить документацию, провести конкурентную процедуру и подписать контракт может только профессионально подкованный специалист — контрактный управляющий.

Принцип № 4 – поощрение использования инновационных технологий и процессов. Принцип выражается в том, что заказчик при закупках должен делать выбор в пользу высокотехнологичных товаров, работ и услуг, если это возможно.

Принцип № 5 – единство контрактной системы. Закон №44-ФЗ регулирует все госзакупки вне зависимости от сферы и предмета закупки. Соблюдение требований 44-ФЗ обязательно для всех заказчиков и для всех участников закупок.

Принцип № 6 – ответственность за результат. Заказчики несут ответственность за подготовку документации, за обеспечение конкуренции в закупках, за законный выбор поставщика, за исполнение своих обязательств по контракту. Участники несут ответственность за достоверность предоставленной информации, за своевременное обеспечение и подтверждение своей добросовестности в случае необходимости, за исполнение контракта. И если кто-то из них не справляется со своими обязанностями, то вынужден будет понести ответственность за нарушение.

Отличия 44-ФЗ от прежнего регулятора 94-ФЗ

Среди основных отличий 44-ФЗ можно отметить:

  • ЕИС. Единая информационная система призвана обеспечивать максимальную прозрачность и открытость закупок. Ранее системы контроля не позволяли быстро, объективно и всесторонне оценить законность проведения той или иной закупки.
  • Реестр банковских гарантий. В соответствии со ст.45 Закона №44-ФЗ банковские гарантии, которые предоставляют участники закупок «должны быть включены в реестр банковских гарантий», иначе заказчик не сможет принять такое обеспечение. Частые случаи мошенничества с банковскими гарантиями обязали законодателя предусмотреть для заказчика своего рода «страховку» от нечестных на руку предпринимателей и банков.
  • Антидемпинговые меры по ст.37 Закона № 44-ФЗ. Когда участник существенно занижает цену – он должен подтвердить свою добросовестность ли внести обеспечение «в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта». Это позволит заказчику убедиться в том, что такой участник намерен заключить контракт, а не сорвать закупку.
  • Новые конкурентные способы определения поставщика и критерии оценки заявок.
    Закон №44-ФЗ предусматривает пять основных способов определения поставщика.
  • Расширенные требования к участникам закупки. Например, 94-ФЗ обязывал заказчиков допускать к закупке только тех участников, которые не числятся в РНП. Согласно 44-ФЗ, заказчик может установить требование отсутствия в РНП не только юридического лица, но и физических лиц – представителей руководящего звена организации.

Материалы по теме:

Способы определения поставщика

Закон №44-ФЗ предусматривает пять способов определения поставщика в соответствии со ст.24:

  • конкурс;
  • аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • закупка у единственного поставщика.

Первые четыре способа закупки – конкурентные процедуры. Закупку у единственного поставщика можно провести в ряде случаев – когда конкурентная процедура не состоялась (не всегда), когда речь идет о малых закупках до 100 тысяч и в иных случаях, предусмотренных ст.93 Закона №44-ФЗ.

Конкурс – это способ определения поставщика, при котором победителем признается участник, предложивший наилучшие условия для заказчика, то есть цена – не единственный критерий оценки заявок(ч. 3 ст. 24 Закона №44-ФЗ).

  • открытые (ст.48 44-ФЗ);
  • с ограниченным участием (ст.56 44-ФЗ);
  • двухэтапные (ст.57 44-ФЗ);
  • закрытые (ст. 84,85 44-ФЗ);
  • закрытые с ограниченным участием (ст. 84,85 44-ФЗ);
  • закрытые двухэтапные (ст. 84,85 44-ФЗ).

Аукцион – это способ определения поставщика, при котором основным критерием оценки является цена. Тот участник, который предложил самую низкую цену и будет признан победителем аукциона (ч. 4 ст.24 Закона №44-ФЗ). Аукцион надо проводить, если заказчик закупает товары, работы и услуги, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р.

  • электронные (ст. 59 Закона №44-ФЗ);
  • закрытые (ст. 86 Закона №44-ФЗ).

Запрос котировок – форма закупки, при которой победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 Закона №44-ФЗ).

Запрос предложений – закупка, при которой победителем признается тот, чье предложение наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге (ч.1 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

Электронные площадки закупок по 44-ФЗ

Закупки по 44-ФЗ проводятся на 6 специализированных электронных площадках.

  • ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная система торгов»;
  • ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» (Общероссийская система электронной торговли);
  • АО «Электронные торговые системы» (Национальная электронная площадка);
  • ОАО «Российский аукционный дом»;
  • ООО «РТС-Тендер»;
  • АО «Единая электронная торговая площадка».

Торги по 44-ФЗ можно проводить только на этих площадках.

? Материалы по теме:

Планирование и алгоритм проведения закупок по 44-ФЗ

Планирование закупок. Все закупки, которые проводит заказчик, должны быть включены в план-график и план закупок. Закупать что-то, не входящее в план-график и план закупок нельзя. Постановление Правительства РФ №73 от 25.01.2017г. ввело новые формы планов-графиков и планов закупок.

Чтобы провести закупку по 44-ФЗ заказчику нужно:

  1. Пройти регистрацию (перерегистрацию) в ЕИС и на ЭТП, получить электронную цифровую подпись (ЭЦП) в Казначействе. Тем, кто зарегистрировался в ЕИС (ООС) до 15.07.2016 г. надо снова пройти регистрацию. Крайний срок – 01.04.2017 г , если этого не сделать, доступ в личный кабинет будет закрыт. Требование обозначено в Приказе Федерального казначейства от 30.12.2015 г. № 27н.
  2. Назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу. В соответствии с требованиями ст.38 Закона №44-ФЗ создавать контрактную службу надо тем заказчикам, у которых годовой объем закупок выше 100 млн. рублей. Остальным можно назначить контрактного управляющего. С января 2017 года контрактный управляющий и сотрудники контрактной службы должны иметь высшее или дополнительное образование в сфере закупок.
  3. Разместить в ЕИС планы и планы — графики закупок.
  4. Подготовить и разместить закупочную документацию (правильно выбрать метод определения НМЦК). Делать это надо с учетом национального режима и всех действующих запретов на поставку импортной продукции.
  5. Провести закупку. В зависимости от способа определения поставщика заказчик должен публиковать промежуточные и итоговые протоколы. В аукционе – протокол рассмотрения первый частей заявок, протокол подведения итогов аукциона, в запросе котировок – протокол рассмотрения и оценки заявок на участие. Нужно строго соблюдать сроки размещения документов. За нарушения сроков предусмотрена административная ответственность.
  6. Подписать контракт. В библиотеке ЕИС уже есть несколько типовых контрактов на определенные виды объектов закупки. Разработкой контракта занимается контрактная служба заказчика или контрактный управляющий.
  7. Принять товар/работу/услугу.
  8. Оплатить контракт и разместить отчетность.

Если победитель уклонился от заключения контракта – заказчик обязан подать сведения в ФАС. ФАС в свою очередь принимает решение о включении такого поставщика в реестр недобросовестных поставщиков .

Отчетность заказчика по 44-ФЗ

Заказчик обязан публиковать в ЕИС отчет:

  • По объему закупок у СМП и СОНКО. Порядок и форма отчета регламентирована Постановлением Правительства РФ № 238 от 17.03.2015.
  • По исполненным контрактам. Форма и порядок подачи отчета описан в Постановлении Правительства №1093 от 28.11.2013г. К отчету надо прикладывать результаты экспертизы и документ о приемке результатов в соответствии с ч. 10 ст. 94 Закона №44-ФЗ. Предусмотрена отдельная отчетность по реестру контрактов (ст. 103 Закона №44-ФЗ) и отдельная по этапам исполнения контрактов (ч. 9 ст. 94 Закона №44-ФЗ).
  • По закупкам у единственного поставщика, подрядчика исполнителя. Заказчик должен обосновать необходимость закупки именно таким способом в соответствии с ч.3 ст.93 Закона №44-ФЗ.

Своевременное размещение отчета – персональная ответственность контрактного управляющего. За нарушение сроков предусмотрена административная ответственность по ст. 7.30 КоАП РФ.

? Материалы по теме:

Кто может участвовать в закупках по 44-ФЗ

Согласно требованиям Закона №44-ФЗ, участниками закупок могут быть любые юридические и физические лица вне зависимости от их местонахождения и организационно-правовой формы, если они соответствуют требованиям ст.31 44-ФЗ.

В закупках не могут участвовать лица, которые:

  • имеют судимости по статьям 289, 290, 291, 291.1 УК РФ. Если у кого-то из руководящего состава участника есть непогашенная или неснятая судимость по этим статьям – участвовать в госзакупках нельзя. Также не допускается применение к участнику закупок «наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью» в соответствии с ч. 1 Закона №489-ФЗ от 28.12.2016 г.;
  • привлекались к ответственности по ст.19.28 КоАП РФ за 2 года до участия в закупке (ч. 2 Закона №489-ФЗ от 28.12.2016);
  • находятся в состоянии ликвидации, банкротства или приостановления деятельности;
  • имеют задолженности перед бюджетом по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов;
  • находятся под юрисдикцией Турции или под руководством граждан Турции, если речь идет о закупке работ и услуг;
  • являются оффшорными компаниями;
  • имеют конфликт интересов с заказчиком, его руководителями, контрактным управляющим, членами комиссии. Под конфликтом интересов понимается наличие прямых родственных связей.

? Материалы по теме:

Что делает поставщик, чтобы участвовать в госзакупках

Для того чтобы стать участником госзакупок надо:

  1. Получить ЭЦП в специальном удостоверяющем центре;
  2. Зарегистрироваться на торговой площадке. Направить оператору площадки учредительные документы организации;
  3. Установить и настроить ЭЦП;
  4. Пройти аккредитацию на торговых площадках по 44-ФЗ;
  5. Найти интересующую закупку самостоятельно или при помощи специальных организаций, ознакомиться с ее требованиями, подготовить и своевременно подать заявку на участие;
  6. Определиться с формой обеспечения заявки (контракта) . Если позволяет форма закупки – использовать банковскую гарантию – это удобнее и дешевле. Подтвердить добросовестность в случае необходимости в порядке, предусмотренном способом закупки.
  7. В случае победы – своевременно подписать контракт (представить протокол разногласий).

Участвовать можно только после подробного ознакомления с условиями закупки. Если какой-то пункт в закупочной документации вызывает вопросы – можно обратиться за разъяснениями к заказчику.

Контроль в сфере закупок

Ведомственный контроль. Правила проведения ведомственного контроля в госзакупках регламентированы Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 № 89. В соответствии со ст. 100 Закона №44-ФЗ ведомственный контроль осуществляют:

  • государственные органы;
  • государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;
  • государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • муниципальные органы.

ФАС контролирует сами процедуры проведения закупок. Полномочия по контролю за госзакупками распределяются между Казначейством и Минэкономразвития в соответствии с Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 г. № 996. В настоящий момент казначейский контроль по ч. 5 ст. 99 Закона №44-ФЗ приостановлен в соответствии с Постановлением Правительства РФ №315 от 20.03.2017 г.:

  • для федеральных заказчиков до 01.01.2018 г.;
  • для муниципальных и субъектов РФ до 01.01.2019 г.

С 01 июля 2017 года Минэкономразвития передаст Минфину все полномочия по контролю ЕИС и регулированию всей контрактной системы.

Внутренний контроль. Выражается в том, что заказчик должен контролировать исполнение контракта поставщиком (ст. 101 Закона 44-ФЗ). Контроль привлечения субподрядчиков и соисполнителей также лежит на заказчике. Методы контроля заказчик определяет сам, законодательно они не прописаны.

Общественный контроль. Реализован в возможности граждан, общественных объединении и объединений юридических лиц публично обсуждать госзакупки и запрашивать все интересующие документы у заказчиков. Заказчики обязаны работать с такими обращениями в общем порядке. В рамках общественного контроля может быть проведен:

  • независимый мониторинг;
  • оценка эффективности госзакупок.

В рамках общественного контроля стороннее лицо, не являясь участником закупок, может подать жалобу в контролирующий орган.

Разработчиком ЕИС станет дочернее предприятие «Ростеха». Отвечать за развитие сайта закупок, вести его и обслуживать будет только Казначейство России. А регулировать контрактную систему вместо Минэкономразвития станет Минфин.
Продолжение разъяснения читайте в статье журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»

www.pro-goszakaz.ru

Популярное:

  • Закон о вывесках на магазине Установка наружной вывески: какие сложности ждут ее владельца Вывеска - это своего рода визитная карточка любого предприятия розничной торговли и сферы услуг, будь то магазин, парикмахерская, кафе или автосервис. Она информирует […]
  • Приказ о контрактной службе по 44 фз образец Приказ о контрактном управляющем - образец "Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому". В случае, отсутствия у заказчика контрактной службы и, если общий объем закупок в год не превышает […]
  • Подоходный налог в 2010 Налог на доходы физических лиц Подоходный налог с физических лиц занимает важное место в национальных бюджетно-налоговых системах всех стран мира. В общей системе доходов государства подоходный налог входит в группу […]
  • Закон потребителей молдовы Закон потребителей молдовы В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного […]
  • Налог на собственность для военнослужащих Налогообложение военнослужащих При покупке и продаже недвижимости по военной ипотеке Нет, не взимается. Рассмотрим подробнее этот случай, а также случай последующей продажи приобретенного жилья: 1Имущественный налог В […]
  • Статья ук рф кража гос номера Статья ук кража гос номеров Кража номеров Если сразу находятся два элемента — «кража» и «нажива» — то уголовщину за содеянное никто не отменит. А что такое «номера», которые украли? Доброй день. У моего знакомого знакомого […]
  • Нотариусы в туле в зареченском районе Нотариусы 28 организаций Вертилецкий Александр Васильевич Нотариус Телефон: 8 (48767) 9-68-77 Адрес: Тульская обл., Ленинский р-н, Плеханово пос., ул. Заводская, д. 15 (Без района) Верушкина Ольга Николаевна Нотариус Телефон: 8 […]
  • Николай споров “Ты мерзавец!”: Сванидзе и Шевченко подрались из-за спора о Сталине Уважаемые люди перешли на личные оскорбления 30.01.2018 в 22:33, просмотров: 86914 Российский журналист и историк Николай Сванидзе и тележурналист Максим […]