Добывающих судов

Промысловые суда

Промысловые суда используются для добычи, транспортировки, переработки рыбы, крабов, водорослей и т. д. В зависимости от назначения суда подразделяются на добывающие, добывающе-перерабатывающие, перерабатывающие и обслуживающие. Особенности и техническое оснащение промысловых судов зависит от формы организации промысла. Промысел может быть экспедиционным или автономным. При автономном промысле суда выходят на лов рыбы и наполнив трюм доставляют её в порт в сыром виде или виде полуфабриката.

При экспедиционном промысле рыболовные суда уходят в плаванье на длительный период времени и занимается такое судно исключительно добычей рыбы. Обработкой и транспортировкой рыбы занимаются производственно-транспортные суда. Некоторые добывающие суда могут не только вылавливать рыбу, но и частично её обрабатывать, но если они выходят в экспедиционное плаванье, то также сдают улов транспортным судам или рефрижераторам.

Добывающие суда

К добывающим относятся все промысловые суда, которые предназначены для добычи, морских крабов, беспозвоночных водорослей и т. п. Промысловый флот в основном состоит из добывающих и добывающе-перерабатывающих судов. К добывающим судам причисляются – траулеры, сейнеры, рыболовные боты, дрифтеры, тунцеловы, краболовы, китобойцы, суда для бессетевого лова рыбы.

Добывающе-перерабатывающие суда

К добывающе-перерабатывающим судам причисляются большие морозильные траулеры–рыбзаводы, среднетоннажные рыболовные траулеры с кормовым тралением, малые рыболовные траулеры и траловые боты.

По методу траления, то есть ловли, траулеры делятся на бортового траления и кормового траления. Все большие траулеры бывают только с бортовым тралением. По степени обработки улова траулеры разделяются на траулеров-ловцов, траулеров с частичной переработкой и на траулеров-рыбзаводов. Траулеры-ловцы каждый день сдают наловленное на транспортные суда или береговую базу. На траулерах с частичной переработкой улов выпотрашивают, засыпают льдом и сдают полуобработанную рыбу один раз в несколько дней. Траулеры-рыбзаводы полностью перерабатывают свой улов и передают уже готовый к продаже продукт.

Тип: добывающе-перерабатывающие суда

Траулеры малые и средние – это однопалубные судна, а большие траулеры – как правило двухпалубные. На траулерах-рыбзаводах есть несколько цехов специального назначения – цех по переработке рыбы, морозильный, цех консервирования рыбы и цех утилизации отходов. Также большие траулеры оборудованы рефрижераторными и обычными трюмами.

Сейнеры

В отличие от траулеров, которые производят улов тралением, сейнеры используют для лова кошельковый невод. Как и траулеры, сейнеры классифицируют по величине, разделяя на большие, средние малые. Также все сейнеры делятся на одноплощадочные и двухплощадочные, площадка располагается на открытом пространстве палубы и необходима для работы.

Малые сейнеры с одной площадкой, средние и большие могут быть как с одной так и с двумя площадками. У сейнеров помимо кошельковых неводов имеются и другие рыболовные приспособления, так как кошельковый метод является сезонным.

Дрифтеры

Дрифтеры — суда предназначенные для лова рыбы только плавными сетями. По размерам дрифтеры являются судами намного меньшими, чем траулеры, хотя по строению и внешнему виду кроме размеров ничем не отличаются от траулеров.

Дрифтерные сети – дрейфующие, то есть они облдают свойством осуществлять лов во время дрейфа, захватывая рыбу, пытающуюся пройти сквозь сеть за плавники и жабры.

Китобойцы

Китобойцы – охотничьи суда, оснащённые гарпунной пушкой для забоя китов. С 1972 года убой китов запрещён, поэтому сейчас китобойцы – это уже история.

Перерабатывающие суда

Суда приспособленные специально для приёма улова с рыболовных суден и его переработки. Помимо этого они снабжают рыболовные суда всем необходимым во время экспедиционного лова.

Перерабатывающими являются сельдяные, краболовные, рыбомучные, морозильные и плавучие рыбоконсервные базы. Все перерабатывающие суда разделяются на два типа – рефрижераторы и плавучие базы.

Плавучие базы

Плавучие базы являются самыми большими промысловыми судами, их водоизмещение измеряется от 10 тыс. до 15 тыс. тонн. Базы имеют различные надстройки и по несколько палуб. Помещения внутри самих баз делятся на жилые, производственные, грузовые и служебные. Число команды и производственных работников может достигать до 400 человек. Поэтому на плавучих базах большие площади выделены под жилые помещения, общественные и культурные, а также медицинский блок.

Производственные рефрижераторы

Рефрижераторы, вид промысловых судов, на которые улов передаётся с рыболовов, не имеющих морозильных камер. Производственные рефрижераторы доставляют замороженную рыбу на борт транспортных рефрижераторов или прямиком на берег.

sea-man.org

О состоянии российского рыбопромыслового флота и промыслового судостроения

Несмотря на проблематичность получения в настоящее время необходимых достоверных данных, ОАО «Гипрорыбфлот» за счет собственных средств, используя все доступные источники информации, продолжает ведущуюся в нем уже многие десятилетия работу по учету и ежегодному анализу состава рыбопромыслового флота России. Некоторые итоги такого анализа в отношении флота добывающих судов с мощностью главных двигателей 55 кВт и более по состоянию на 01.01.2012 года представлены ниже.

На рисунке 1 приведена диаграмма динамики изменения численности добывающих судов и доли в их составе судов со сверхнормативным сроком эксплуатации (СНС).

Прослеживается общая (с некоторыми вариациями) тенденция к сокращению численности флота. С 1995 по 2012 гг. количество добывающих судов сократилось на 28%. Однако, по оценкам института, имеющиеся промысловые мощности флота пока еще продолжают оставаться избыточными по отношению к заданным «Стратегией развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года» (далее Стратегия) на текущий период объемам вылова.

В таблице 1 приведены сведения о пополнении рыбопромыслового флота за 2002-2011 гг., а на рисунке 2 – соответствующие диаграммы.

Пополнение осуществлялось в основном (около 88%) бывшими в эксплуатации судами иностранной постройки. Доля судов новостроя составила около 12%, а судов новостроя, построенных в России, – около 10%. Причем из 52 судов, построенных в России, 50 единиц являются малыми и маломерными, и только 2 судна – среднетоннажные, построенные в 2002-2003 гг.

За рубежом новые суда заказывались в незначительном количестве – за 10 лет всего 11 судов, одно из которых – крупное, 6 – средних и 4 малых.

Основная часть флота (71,1%) сосредоточена на Дальневосточном бассейне. Доля численности флота остальных бассейнов составляет: Северного – 15,8%, Западного – 8,3%, Азово-Черноморского – 2,9%, Каспийского – 1,9%.

Доля судов, имеющих возраст, превышающий нормативный срок службы, неуклонно возрастает и к 2012 году достигла 89%, в то время как в 1995 г. она составляла 42%.

Средний возраст добывающих судов российского рыбопромыслового флота приведен в таблице 2.

Наиболее старый флот эксплуатируется на Западном (97,6% судов СНС) и Каспийском (97,4% судов СНС) бассейнах.

В связи с этим можно отметить, что средний возраст российских добывающих судов, составляющий около 27,5 лет, находится на уровне флота ЕС, Исландии и Норвегии, где в условиях экономического кризиса вместо строительства новых судов судовладельцы в значительной степени переориентировались на проведение модернизации уже имеющихся судов. Однако состояние иностранного судна предельного возраста и российского, как говорится, «две большие разницы». В развитых зарубежных странах имеется отлаженный рынок качественного технического обслуживания, ремонта и модернизации судов, что позволяет значительно увеличить сроки их эффективной эксплуатации. В России же такой рынок практически отсутствует, а необходимое для модернизации современное судовое оборудование не производится. Закупка оборудования и выполнение работ по модернизации за рубежом из-за высоких ввозных пошлин не по карману мелким компаниям, составляющим подавляющее большинство российских судовладельцев. В связи с этим значительное количество судов работает без должного технического обслуживания и модернизации, что влечет за собой их более быстрый износ и препятствует эффективной эксплуатации.

Качественное изменение состава российского добывающего флота за последние 10 лет характеризуется сведениями об изменении удельных значений основных технико-эксплуатационных характеристик судов.

Удельное полное водоизмещение судов по всему флоту, а также крупным, большим и средним судам оставалось на стабильном уровне, а по малым и маломерным судам имело тенденцию роста на 10% и 6% соответственно. Это обусловлено, по-видимому, тем, что в пополнении флота преобладали малые и маломерные суда, имеющие большее водоизмещение, чем списываемые старые суда аналогичного типа.

Удельный объем грузовых трюмов с 2004 года оставался на стабильном уровне для крупных и больших судов, а для судов остальных типов имел заметный рост. Это может говорить о том, что поступавшие в состав флота средние, малые и маломерные суда по данному показателю превосходили списываемые.

Удельная мощность главного двигателя в целом по флоту выросла на 2%. Если удельная мощность ГД на крупных судах не менялась, так как их обновление практически не осуществлялось, то по остальным судам наблюдался ощутимый рост данного показателя, особенно по группе малых судов (более 20%).

Происходящее постепенное сокращение численности флота определило некоторые положительные тенденции в изменении качественных показателей его работы. Так, за последние 10 лет почти в 1,6 раза увеличился удельный вылов на одно судно и на кВт мощности главных двигателей и почти в 1,8 раза увеличился удельный вылов на одну тонну водоизмещения и на одного члена экипажа.

В то же время основу добывающего флота страны продолжают составлять суда, построенные еще в советский период, т. е. 25-35 лет назад, и списание их неизбежно. Поэтому можно предположить, что численность добывающего флота в ближайшие годы приблизится к оптимальной с точки зрения соответствия его промысловых мощностей доступным сырьевым запасам российской экономической зоны, однако убыль старых судов продолжится. При этом во избежание потерь объемов добычи и закрепленных за ними долей квот вылова судовладельцы будут искать возможность обновления флота, которое может производиться путем модернизации имеющихся судов, покупки судов на вторичном рынке, в том числе с последующей их модернизацией, либо строительства новых судов.

Модернизация имеющихся судов из-за плохого технического состояния большинства из них может быть эффективным инструментом только на ближайшую перспективу в 5-10 лет и не решает вопроса обновления флота.

Приобретение судов на вторичном рынке с их модернизацией является приемлемым вариантом для поддержания состояния флота на минимально необходимом уровне, так как эти суда хоть и не являются новыми, но имеют более высокие технико-эксплуатационные характеристики в сравнении со списываемыми судами и смогут эффективно работать еще 10-20 лет в зависимости от их возраста.

Приобретение новых современных судов является наиболее оптимальным вариантом обновления флота, так как обеспечивает перспективу эффективной эксплуатации судна на 20-25 лет.

Вопрос способа обновления своего флота находится полностью в компетенции судовладельца и зависит от выбранных им в своей деятельности приоритетов. При этом его интересы, как правило, в первую очередь направленны на извлечение наибольшей прибыли от эксплуатации судов и не всегда могут совпадать с интересами государства, заинтересованного также в развитии на своей территории различных отраслей промышленности, связанных с рыболовством, в частности – промыслового судостроения.

Сегодняшнее общее состояние российского судостроения описано в «Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу», а также в ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы и всем известно. Можно лишь дополнить картину следующей информацией о постройке в России судов рыбопромыслового флота.

На территории Россииисторически располагались мощности промыслового судостроения, предназначенные для строительства только малых и маломерных, а также нескольких типов среднетоннажных судов. Однако в последние десятилетия даже эти незначительные мощности практически не были задействованы из-за отсутствия заказов со стороны раздробленных рыбохозяйственных предприятий.

Большинство судостроительных заводов, строивших ранее большими сериями средние и малые рыбопромысловые суда, утратили эту функцию (ОАО «Николаевский-на-Амуре ССЗ»; ООО «Сретенский ССЗ»; ОАО «Астраханская судостроительная верфь»; ОАО «Волгоградский ССЗ»; ЗАО «Азовская судоверфь»; ОАО «Рыбинская верфь»; Ейский СРЗ, АО «ССЗ «Остон»; ОАО «ССЗ «Авангард»).

За счет модернизации проектов маломерных судов, выпускавшихся еще в советское время, удалось выжить ОАО «ССЗ им. Октябрьской революции», на котором, хоть и в небольших количествах, продолжают строить малые рыболовные сейнеры пр. 1338 в обновленной комплектации.

ОАО «Ярославский ССЗ» поддержал производство за счет получения в 2009-2012 гг. заказов из Норвегии на постройку нескольких малых рыболовных сейнеров.

Был предпринят ряд попыток осуществлять строительство в основном маломерных рыболовных судов на предприятиях, ранее не имевших такого опыта (ЗАО «Приморский межколхозный СРЗ»; ОАО «Восточная верфь»; ОАО «Дальневосточный завод «Звезда»; ОАО «Амурский ССЗ»; ОАО «Петропавловская судоверфь»; ОАО «Дальзавод»; ГМП «Звездочка»; ОАО «Ахтарская судоверфь»). Однако, судя по тому, что построены здесь были только единичные суда, такие попытки не имели большого успеха.

На ОАО «Выборгский судостроительный завод» в 2003-2004 гг. было построено 7 корпусов больших и средних рыболовных судов для заказчиков из Норвегии, Дании и Ирландии. Но после этого заказы промыслового судостроения здесь не выполнялись.

Единственной за последние годы попыткой начать в России строительство современного среднетоннажного рыбопромыслового судна для российского заказчика является закладка в мае 2012 года на ОАО «Пела» ярусника длиной 47,5 м. Однако проект судна разработан английской фирмой по норвежскому прототипу и практически все его комплектующее оборудование – импортное, т.е. Россия является только местом сборки судна, а не его создания. Кроме того, отсутствует информация о стоимости и системе финансирования данного проекта, а также о гарантированном источнике обеспечения судна квотами вылова после его ввода в эксплуатацию. В связи с этим судить о конкурентоспособности данного судна и дальнейшем использовании опыта его создания при обновлении отечественного флота затруднительно.

Внутренний рынок услуг в области проектирования современных рыбопромысловых судов в России резко сократился за последние 15 лет. Фактически только единичные КБ продолжали выполнять отдельные работы по проектированию новых промысловых судов. Однако решить поставленные задачи по обновлению рыбопромыслового флота России эти раздробленные и не скоординированные конструкторские подразделения не смогут по многим причинам, подробно обозначенным в статье «Проектирование судов рыбопромыслового флота в России» (Журнал «Рыбная промышленность» № 1, 2011 г.).

В России не производится практически все основное современное конкурентоспособное комплектующее оборудование, необходимое для постройки новых высокоэффективных рыбопромысловых судов или модернизации существующих.

С учетом указанных обстоятельств можно констатировать, что на сегодняшний день российское промысловое судостроение фактически не имеет серьезной поддержки государства, находится в глубоком упадке, не развивается и существует только за счет усилий руководства нескольких отдельных судостроительных предприятий.

Между тем потребность в постройке новых судов для рыбопромыслового флота России с учетом заданных Стратегией объемов добычи ВБР, по расчетам ОАО «Гипрорыбфлот», оценивается в очень значительном объеме – порядка 850 добывающих судов различных размерений и назначений. Очевидно, что такой объем судостроения за период оставшихся до 2020 года семи лет с учетом сегодняшних реалий не возможен не только на российских, но и на зарубежных верфях. Поэтому необходимая промысловая мощность флота в ближайшей перспективе будет поддерживаться за счет продления сроков службы старых, хотя и малоэффективных, но работоспособных судов, а также приобретения за рубежом судов, бывших в эксплуатации.

В последние годы вопрос о необходимости возрождения отечественного судостроения усиленно муссируется на всех уровнях государственного управления. То тут, то там провозглашаются грандиозные планы по постройке больших серий судов, строительства новых современных судостроительных верфей, разрабатываются и принимаются все новые различные концепции, стратегии, программы и даже законы. Однако практических результатов это почему-то не приносит, и в 2012 году в России уже не было построено ни одного добывающего судна.

В настоящее время отечественные судостроители не могут предложить рыбодобытчикам какой-либо конкурентоспособный продукт, поэтому заверения о возможности уже сегодня строить в России современные рыбопромысловые суда вызывают большие сомнения. Для этого просто нет необходимой базы, как нет растерянного за 20 лет опыта промыслового судостроения и соответствующих квалифицированных кадров.

Казалось бы, такой опыт можно нарабатывать, строя суда для федеральных нужд. Однако даже при выделении бюджетных средств на создание таких судов наши чиновники и судостроители не в состоянии реализовать поставленные задачи. Об этом говорит и попытка заказать строительство НИС на ОАО «Дальзавод», который не выполнил заключенный контракт, и невыполнение Госпрограммы по развитию рыбохозяйственного комплекса в 2009-2012 годах в части строительства 24 научно-исследовательских судов.

По-видимому, дело не только в поиске средств и создании механизма финансирования строительства судов, чему в последние годы уделяется основное внимание, но и в неспособности государственных структур реализовывать ими же намеченные планы. Поэтому и придумывают чиновники все новые ухищрения для решения поставленных задач вроде введения «квот под киль» или ручного управления заказами судов за рубежом. Это проще, чем заниматься реальным восстановлением промыслового судостроения.

Дмитрий НАУМОВ, главный специалист ОАО «Гипрорыбфлот», г. Санкт-Петербург

fishnews.ru

§ 2. Классификация гражданских судов

Гражданские суда в основном представлены транспортными и промысловыми судами, для обеспечения нормальной эксплуадами, для обеспечения нормальной эксплуатации которых предназначаются суда остальных типов. Эти суда обеспечивают мирные связи между государствами (внешнюю торговлю, деловые и культурные отношения), добычу продукции моря, ее переработку и т. п. В зависимости от основного назначения гражданские суда разделяют на следующие типы:

1) Транспортные суда (в морском флоте их часто называют торговыми), которые в свою очередь подразделяются на пассажирские, предназначаемые для перевозки не менее 12 пассажиров(1) и небольшого количества срочных грузов (багаж, почта и т. п.);

грузовые , предназначаемые для перевозки различных грузов; в зависимости от особенности грузов эти суда разделяются на сухогрузные (генерального груза(2), сыпучего груза, лесовозы, хлопковозы, треллерные и контейнерные), рефрижераторные (для перевозки скоропортящихся грузов) и наливные, или танкеры, перевозящие жидкие грузы наливом;

грузо-пассажирские — для перевозки пассажиров и одновременно груза.

Транспортные суда линейного плавания, совершающие регулярные рейсы между двумя определенными портами (например, Ленинград — Лондон), называются лайнерами. Грузовые суда, перевозящие грузы не на определенных линиях, а в любом направлении (в зависимости от потребности перевозок — бродячие суда), называют трампами;

паромы , самоходные суда, перевозящие различные средства сухопутного транспорта и людей через водные пространства — моря, проливы, озера, реки и т. п.

2) Промысловые суда, добывающие продукцию моря (рыбу, морских животных, водоросли и т. п.), перерабатывающие (в полуфабрикаты или готовую продукцию) и транспортирующие ее на береговые или плавучие базы.

Эти суда подразделяют на

рыболовные , к которым относятся: траулеры — суда, приспособленные для лова рыбы тралами. В зависимости от размеров, района плавания и объема трюмов их разделяют на большие морозильные рыболовные траулеры (БМРТ), суда морского и океанического рыболовства, оборудованные для полной переработки рыбы и хранения готовой продукции; большие рыболовные траулеры (БРТ), разделяющиеся на посольно-свежьевые и морозильные траулеры-рыбозаводы; средние рыболовные траулеры (СРТ), частично обрабатывающие рыбу и сдающие ее в бочках на базы; малые рыболовные траулеры (МРТ) и тралботы (ТБ) — суда, предназначенные для тралового лова донных рыб, раков, креветок и т. п. в прибрежных районах, частичной обработки улова и доставки его в порт или на плавучие базы; сейнеры — суда, приспособленные для лова рыбы кошельковым методом. Эти суда не обладают средствами первичной обработки (охлаждения) улова и механизацией работ. В зависимости от водоизмещения и связанной с этим оснащенности сейнеры также разделяют на большие, средние и малые; рыболовные боты — небольшие моторные суда разнообразного типа, производящие лов рыбы различными орудиями и обеспечивающие прибрежный ставной неводный лов; тунцеловные суда — однопалубные суда, предназначенные для лова рыбы — тунца ярусом и тролами;

китобойные , предназначенные специально для охоты за китами (в носу у них устанавливается гарпунная пушка) и для отбуксирования китовых туш к плавучим заводам;

зверобойные — моторно-парусные суда небольшого водоизмещения, приспособленные для плавания в ледовых условиях к лежбищам морских зверей (моржей, котиков и т. п.), отбоя их и доставки туш на базу;

плавучие базы — суда, которые обслуживают промыслы в удаленных районах: принимают от рыболовных китобойных или зверобойных судов их добычу, окончательно обрабатывают ее в готовую продукцию, хранят ее в рефрижераторных трюмах, а также обеспечивают снабжение и ремонт промысловых судов, медицинское и культурно-бытовое обслуживание их личного состава;

рыбоконсервные заводы — суда, являющиеся одновременно плавучими базами и заводами, вырабатывающими консервы из продукции, добываемой промысловыми судами;

производственные рефрижераторы — суда, принимающие на промысле рыбу-сырец от добывающих судов, замораживающих ее и доставляющие в порт или на другие суда;

транспортные рефрижераторные суда , предназначенные для приема на промысле готовой рыбной продукции и транспортировки ее к береговым базам.

3) Научно-исследовательские суда предназначаются для выполнения разнообразных научно-исследовательских работ в открытых морях и океанах. К ним относятся специально приспособленные и оборудованные надводные и подводные суда, батискафы (глубоководные снаряды, способные передвигаться под водой) и батистаты (снаряды, опускаемые с судна под воду на тросе).

4) Учебные суда служат для плавательной практики и предназначены для лиц, обучающихся в учебных заведениях, готовящих плавсостав. Эти суда оборудованы специальными лабораториями, учебными кабинетами и аудиториями для практического освоения вопросов, связанных с эксплуатацией судов.

5) Специальные суда предназначены для обеспечения нормальной и безаварийной эксплуатации всех судов на водных пространствах. Эти суда могут быть движущимися или стояночными и в зависимости от назначения их подразделяются на

гидрографические, предназначенные для изучения океанов и морей, сбора материалов для составления карт, лоций и извещений мореплавателям об изменениях обстановки на местности и т. п.;

лоцмейстерские , поддерживающие в состоянии эксплуатации навигационные обозначения морских и рейдовых фарватеров;

лоцманские , доставляющие и снимающие лоцманов с судов после проводки их по фарватеру в порт или обратно;

плавучие маяки — суда, имеющие маячные средства (огни, радиосигналы и обозначения), стоящие на якоре и обозначающие вход на фарватер или мелкое место в открытом море;

водолазные боты-суда , оборудованные для обеспечения работ водолазов и подводных гидротехнических работ;

пожарные суда, оборудованные мощными противопожарными и отливными средствами для тушения пожаров на судах и откачки из них воды.

6) Судоремонтные суда (судоремонтные плавучие средства) служат для выполнения всех видов судоремонта. К ним относятся:

плавучие мастерские — самоходные и несамоходные суда, оборудованные средствами для выполнения всех видов судоремонта;

плавучие доки — несамоходные суда, приспособленные для подъема из воды плавающих судов, для их освидетельствования и выполнения работ в подводной части корпуса;

плавучие подъемные краны — самоходные и несамоходные суда, имеющие грузоподъемные устройства.

7) Служебные суда предназначены для выполнения разнообразных работ, связанных с обеспечением эксплуатации основных судов флота. Их можно подразделить на

ледоколы — суда, приспособленные для вскрытия ледяного покрова и плавания во льдах. Назначением их является обеспечение плавания судов в ледяной обстановке;

буксиры — суда, обеспечивающие буксировку несамоходных или больших самоходных судов в узкостях, где эти суда неуправляются;

толкачи — суда, работающие на внутренних путях сообщения для передвижения несамоходных и неуправляемых судов методом их толкания;

посыльные суда — мелкие самоходные суда, предназначенные для доставки на стоящие вдали от берега суда всевозможных предметов снабжения;

разъездные суда — мелкие быстроходные суда, служащие для связи между берегом и судном.

8) Спасательные суда служат для оказания помощи или спасения судов, терпящих бедствия в открытом море.

К этим судам относятся

морские спасатели — суда с высокими мореходными качествами, позволяющими им в любую погоду выйти в открытое море, подойти к аварийному судну и оказать ему помощь;

спасательные базы — суда, которые обслуживают более мелкие суда специального назначения при длительных спасательных работах в открытом море;

спасательные боты — мелкие мореходные суда, специально оборудованные для спасательных работ на месте аварии судна;

судоподъемные понтоны — емкости, предназначенные для подъема затонувших судов.

9) Спортивные суда предназначены для занятий спортом.

10) Суда технического флота служат для выполнения специальных гидротехнических работ (выем или намыв грунта); для обеспечения надлежащего состояния акваторий (территорий) портов и гаваней, каналов и фарватеров; для налива грунта на берег; для создания плотин или поднятия берегов, а также для добычи из-под воды гравия, строительного песка и других материалов. Эти суда подразделяются на

дноуглубительные суда, оборудованные специальными приспособлениями и механизмами для подъема грунта со дна. В зависимости от способа подъема грунта эти суда, в свою очередь подразделяются на землечерпательные или черпаковые, поднимающие грунт при помощи черпаков-ковшей, собранных на замкнутой шарнирной цепи, двигающейся по наклонным направляющим. При опрокидывании черпака над водою грунт попадает в лоток и отводится в стоящее у борта грунтовозное судно;

землесосы или рефулеры, разрыхляющие грунт специальными вращающимися ножами и мощными насосами, засасывают смесь грунта с водою (пульпу) в трубу —сосун. Поднятая пульпа по отводным трубам удаляется за борт на значительные расстояния, намывая берега;

грунтовозы (шаланды) — самоходные суда с открытыми бункерами для грунта и с саморазгружателями (откидными шлюзами в днище);

грунтовозные баржи — несамоходные суда с открытыми бункерами и саморазгружающимися шлюзами;

самоопрокидывающиеся баржи — несамоходные суда, способные самостоятельно создавать крен для разгрузки грунта за борт;

грязевые и фекальные баржи — несамоходные суда, предназначенные для приема, обезвреживания и отвода в район свалки нечистот и отходов от судов, стоящих в портах и гаванях.

flot.com

Добывающих судов

Судно — инженерное сооружение, способное плавать на воде, предназначенное для транспортных, промысловых или производственных целей.

Флот рыбной промышленности СССР отличается большим разнообразием судов. Наиболее существенные различия между ними определяются такими признаками, как назначение судна, его размерения, район плавания, материал корпуса, тип промыслового устройства и вооружения, состав технологического оборудования, вид производимой продукции, тип двигателя и движителя и т. п.

В соответствии с классификационными признаками суда флота рыбной промышленности различают следующим образом. По назначению

транспортные (сухогрузные, наливные, рефрижераторные, пассажирские) ;

промысловые (добывающие, обрабатывающие, приемно-транспорт- ные);

служебные (ледоколы, буксиры, лоцманские); специальные (научно-исследовательские, учебные, спасательные, плавучие маяки);

технические (землечерпалки, землесосы, грунтоотвозные шаланды, плавучие доки, плавучие краны) . По району плавания суда неограниченного района плавания;

суда ограниченного района плавания I (разрешается свободное плавание в закрытых морях, а в открытых морях — с предельным расстоянием от места убежища 200 миль) ;

суда ограниченного района плавания II (разрешается плавание в открытых морях с удалением от места убежища до 50 миль) ;

суда ограниченного района плавания II СП (разрешается плавание на внутренних водных путях с выходом в море при волнении не более 6 баллов и с удалением от места убежища в открытых морях до 50 миль, а в закрытых — до 100 миль);

суда ограниченного района плавания III (разрешается прибрежное, рейдовое и портовое плавание).

По материалу корпуса стальные (основная масса судов);

деревянные (суда малых размеров); железобетонные (плавучие доки, баржи и т. п.); композитные (малые суда, часть корпуса которых делается из дерева, а все связи, например, из стали);

пластмассовые (небольшие суда и шлюпки); алюминиевые (суда на подводных крыльях и шлюпки) . По типу силовой установки главного двигателя

теплоходы (суда с главным двигателем внутреннего сгорания — дизелем) ;

дизель-электроходы (приводятся в движение электродвигателями, получающими энергию от судовых дизель-генераторов);

турбоэлектроходы (приводятся в движение электродвигателями, получающими энергию от силовых турбогенераторов) ;

газотурбоходы (приводятся в движение газовой турбиной) ; пароходы (приводятся в движение поршневой паровой машиной или паровой турбиной);

атомоходы (приводятся в движение атомной силовой установкой) .

По роду движителя, преобразующего энергию двигателя в энергию движения судна, различают суда винтовые, водометные, колесные, с крыльчатым движителем, парусные. Для достижения высоких скоростей используются новые принципы уменьшения сопротивления воды движению судна. Эти принципы основаны на использовании подводных крыльев и воздушной подушки, бульбовых оконечностей.

По типу промыслового устройства и вооружения добывающих судов промыслового флота траулеры (ведут промысел донными и пелагическими тралами, по способу траления подразделяются на траулеры кормового — спуск и подъем трала осуществляются по кормовому слипу и бортового траления — спуск и подъем трала осуществляются через борт);

сейнеры (в основном ведут промысел кошельковыми неводами) ;

дрифтеры (ведут промысел дрифтерными сетями);

По составу технологического оборудования и виду производимой продукции

морозильные суда (оборудованы морозильными установками и вырабатывают мороженую продукцию);

посольные суда (вырабатывают соленую и малосольную продукцию как с помощью специальных рыбопосольных машин, так и вручную);

суда с консервным производством (имеют специальное технологическое оборудование для выработки консервов и пресервов); 6

суда с мукомольным производством (оборудованы рыбомучными установками для выработки рыбной муки и жира).

Различные виды технологического оборудования и выпускаемой продукции могут совмещаться одновременно и на одном судне.

Наиболее распространенным типом добывающего судна является траулер. Современные большие траулеры, как правило, оборудованы мощными морозильными установками, имеют большую суточную производительность. К большим траулерам относятся суда типа БМРТ — большие морозильные рыболовные траулеры. Наиболее массовыми из них являются следующие их группы: 1. БМРТ пр. 394 (типа «Маяковский) ; пр. 394А, 394AM (типа «Пионер Латвии»); пр. 394РМ (типа «Лу- чегорск»); 2. БМРТ пр.В-15, пр.В-26 (типа «Лесков», типа «Пушкин» постройки ФРГ); 3. БМРТ пр. 1288 (типа «Пулковский меридиан»); пр.408 (типа «Иван Бочков»); 4. БМРТ пр. 1386 (типа «Горизонт»).

Широко распространены на флоте рыбной промышленности разновидности больших траулеров: БМРТ типа «Прометей» и РТМ (рыболовный траулер морозильный) типа «Атлантик».

Средние рыболовные траулеры с морозильными установками (СРТМ) имеют очень широкое распространение на флоте рыбной промышленности и представлены в основном следующими проектами: СРТМ пр. 502 типа «Маяк»; пр. 502М типа «Ольга»; СРТМ пр. 502Э,’ 502ЭМ типа «Железный поток»; СРТМ пр. 502Г типа «Доблесть»; СРТР типа «Океан»; СРТР пр. 395 типа «Бологое»; ТСМ пр. 333 типа «Орленок» (траулер-сейнер морозильного типа); СТР пр. 503 типа «Альпинист» (сейнер-траулер рефрижераторного типа).

Среди сейнеров наибольшее распространение на флоте получили суда типа РС-300.

Промысел дрифтерными сетями осуществляется судами типа СРТ, а также некоторыми сейнерами и малыми рыболовными траулерами.

Обрабатывающие суда предназначены для приема и переработки улова, а также для пополнения снабжения добывающих судов. К ним относятся рыбообрабатывающие плавбазы, тунцеловные базы, производственные рефрижераторы (ПР).

Приемно-транспортные суда осуществляют прием и транспортировку готовой продукции, а также пополнение запасов добывающих судов. К судам такого типа относятся все транспортные рефрижераторы (TP).

Наличие в классе промысловых судов добывающих, обрабатывающих и приемно-транспортных обусловлено прежде всего наиболее широко распространенной формой ведения промысла — экспедиционной. При такой форме промысла одни суда добывают рыбу или добывают и перерабатывают ее, а другие транспортируют или перерабатывают улов и транспортируют продукцию.

Капитан катера А. и его старший помощник Д. признаны виновными в нарушении правил по технике безопасности на судах флота рыбной промышленности.

97% всех судов транспортного флота — это грузовые суда, и только 3% — пассажирские. Грузовые суда бывают сухогрузные и наливные, существует и смешанная группа.

Суда и судоходство. Самая древняя лодка. Самый древний в мире челн найден на берегу
Принято

категорий — плавсостава судов флота рыбной промышленности (утверждено Госкомтрудом. СССР, Госпланом СССР и ВЦСПС 21 апреля 1960 г. — Бюллетень Госкомтруда СССР

www.bibliotekar.ru

Популярное:

  • Жалоба на методиста Если не устраивает заведующая детским садом … Вопрос: Добрый день! Г. Калининград. Скажите, пожалуйста, если родителей полностью не устраивает заведующая детским садом, могут ли они требовать от начальника управления образования […]
  • Индивидуально трудовая собственность Индивидуально трудовая собственность 3.2. Типы и формы собственности Отношения собственности в ходе исторического развития образовались в различные формы. Формы собственности отличаются друг от друга по субъектам собственности, […]
  • Налог на капитальный ремонт кто не платит Что говорит закон об оплате за капитальный ремонт, есть ли льготы пенсионерам? Компенсация взносов - сколько должны платить пенсионеры? С начала 2016 года вступил в силу Федеральный Закон № 271 «О капитальном ремонте в […]
  • Два закона кирхгофа Два закона кирхгофа Иногда их называют правилами. Они широко используются в электротехнике вместе с другими методами расчётов и позволяют решать целый ряд задач. Основное преимущество этих правил в том, что они имеют довольно […]
  • Заявление в садик электронное Запись в детский сад: как пойти в садик через электронную запись? Запись в детский сад — процедура хлопотная и малоприятная. По крайней мере, так было до недавнего времени. Современные технологии призваны облегчить жизнь простым […]
  • За сколько работодатель должен предупреждать об увольнении Увольнение по собственному желанию Увольнение по собственному желанию (другими словами, по инициативе работника) - одно из самых распространенных оснований расторжения трудового договора. Инициатива прекращения трудовых […]
  • Ликвидация предприятий способы "Закрытие фирмы или головная боль?" 04.02.2009 – Баранов В.В. Зачем нужно закрытие предприятия «Всё – пришла пора закрыть фирму!» - такая проблема рано или поздно встаёт перед каждым российским предпринимателем. Причины тому […]
  • Закон о больничном по беременности Пособие по беременности и родам в 2018 году Пособие по беременности и родам (или, как его часто называют, «декретные») является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Разберемся, кому и в […]