Договор между рф и об пенсия

Пенсионное обеспечение лиц в соответствии с нормами международных договоров

Пенсионное обеспечение лиц, прибывших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также лиц, проживающих за пределами РФ, но имеющих право на страховую пенсию по нормам международных договоров, осуществляется на основании договора (соглашения) между Российской Федерацией и той страной, в которой лицо проживает.

В настоящее время Российской Федерацией заключено несколько договоров (соглашений) в области пенсионного обеспечения, а именно:

На территориальном принципе основаны:

  • Соглашение от 13.03.1992 г. (Армения, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Украина);
  • Соглашение от 10.02.1995 (Молдова);
  • Соглашение от 16.05.1997 (Грузия);
  • Соглашение от 29.06.1999 (Литва).

Это означает, что пенсию назначает и выплачивает та Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает, по нормам своего национального законодательства. При этом и право на пенсию, и размер пенсии определяется с учётом пенсионных прав, приобретенных на территории обеих Сторон.

Таким образом, лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в т.ч. гражданам перечисленных государств, пенсия будет назначена по нормам Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» или Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

На принципе пропорциональности основаны:

  • Договор от 11.04.1994 (Испания);
  • Договор от 27.02.2009 (Болгария);
  • Договор от 14.07.2011 (Эстония);
  • Договор от 08.12.2011 (Чехия).
  • Договор от 06.06.2016 (Израиль).

Согласно нормам, закрепленным в данных договорах, каждая сторона назначает и выплачивает пенсию за стаж, выработанный на ее территории независимо от того, когда протекала работа (в том числе и до распада СССР).

Смешанные договоры (т.е. основанные на территориально-пропорциональном принципе):

  • Договор от 24.01.2006 (Беларусь);
  • Договор 19.01.2011 (Латвия).

При выборе расчета пенсии по нормам Договора каждая сторона назначает и выплачивает пенсию за стаж, выработанный на ее территории. При этом за стаж, выработанный до 13.03.1992 по Договору с Республикой Беларусь и до 01.01.1991 по Договору с Латвией, пенсию назначает и выплачивает та Сторона, на территории которой пенсионер проживает.

Кроме того, гражданам предоставляется право назначить пенсию без применения норм договора по принципу гражданства, т.е. по национальному законодательству той Стороны, гражданами которой они являются.

Таким образом, по принципу гражданства пенсия может быть назначена только при наличии гражданства той страны, куда лицо обращается за назначением пенсии.

При выходе из гражданства этой Стороны выплата назначенной пенсии прекращается.

www.pfr.kirov.ru

Договор между рф и об пенсия

ДОГОВОР
от 27 февраля 2009 г.

между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении

Российская Федерация и Республика Болгария, в дальнейшем именуемые «Договаривающимися Сторонами», стремясь урегулировать отношения в сфере социального обеспечения и обязательного (государственного) социального страхования, договорились о нижеследующем:

Раздел I. Общие положения

1. Для целей настоящего Договора нижеследующие термины означают:

1.1 «законодательство» — законы и другие нормативные правовые акты каждой Договаривающейся Стороны, регулирующие отношения в области социального обеспечения и обязательного (государственного) социального страхования, указанные в статье 2 настоящего Договора;

1.2 «уполномоченный орган»: В Российской Федерации — Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации; В Республике Болгарии — министр труда и социальной политики;

1.3 «компетентное учреждение» — учреждения Договаривающихся Сторон, на которые возложена реализация законодательства в областях социального обеспечения и обязательного (государственного) социального страхования, указанных в статье 2 настоящего Договора;

1.4 «место жительства (проживания)»: В Российской Федерации — место постоянного или временного проживания на законных основаниях на территории Российской Федерации, определяемое или признаваемое в качестве такового согласно законодательству Российской Федерации; В Республике Болгарии — долгосрочное пребывание в Республике Болгарии в соответствии с болгарским законодательством;

1.5 «застрахованное лицо» — лицо, определенное таковым в соответствии с законодательством каждой Договаривающейся Стороны;

1.6 «член семьи» — лицо, определенное таковым в соответствии с законодательством каждой Договаривающейся Стороны;

1.7 «страховой (трудовой) стаж» — период, учитываемый как таковой согласно законодательству каждой Договаривающейся Стороны при определении права на пенсии и пособия по социальному обеспечению и обязательному (государственному) социальному страхованию и их размеров, а также трудовой стаж при конвертации пенсионных прав по законодательству Российской Федерации;

1.8 «пенсии и пособия» — денежные выплаты, указанные в статье 2 настоящего Договора, включая все их составные части, повышения и надбавки к ним, предусмотренные законодательством Договаривающихся Сторон, за исключением накопительной части трудовой пенсии, предусмотренной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Другие термины, используемые в настоящем Договоре, имеют значение, которое определено законодательством каждой Договаривающейся Стороны.

1. Настоящий Договор относится:

в Российской Федерации к:
1) пособиям по временной нетрудоспособности;
2) пособиям по материнству и пособиям для семей с детьми;
3) пособиям на погребение;
4) трудовым пенсиям по старости (в том числе досрочным трудовым пенсиям), инвалидности, по случаю потери кормильца;
6) выплатам застрахованному лицу вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания или членам семьи в случае смерти застрахованного лица по этим причинам.

в Республике Болгарии к:
1) возмещениям по временной нетрудоспособности;
2) возмещениям по материнству;
3) семейной помощи для детей;
4) пенсиям по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
5) пенсиям по страховому стажу и возрасту, а также по инвалидности от общего заболевания;
6) пенсиям по случаю потери кормильца;
7) пенсиям, не связанным с трудовой деятельностью (пенсия по военной инвалидности, пенсия по гражданской инвалидности, социальная пенсия по старости, социальная пенсия по инвалидности, пенсия за особые заслуги, персональные пенсии);
8) помощи в случае смерти.

2. Настоящий Договор распространяется и на отношения, регулируемые законодательством о социальном обеспечении и обязательном (государственном) социальном страховании, которое изменяет или дополняет положения, изложенные в пункте 1 настоящей статьи.

Настоящий Договор регулирует социальное обеспечение и обязательное (государственное) социальное страхование лиц, проживающих на территории Договаривающихся Сторон и являющихся их гражданами, а также членов семей перечисленных лиц, подпадавших или подпадающих под действие законодательства одной из Договаривающихся Сторон. Для Российской Федерации настоящий Договор не распространяется на военнослужащих вооруженных сил Договаривающихся Сторон и других созданных согласно законодательству Договаривающихся Сторон воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, членов их семей, других лиц, приравненных к указанным военнослужащим в части пенсионного обеспечения согласно специальному законодательству Российской Федерации, а также на государственных гражданских служащих.

Граждане одной Договаривающейся Стороны и члены их семей, проживающие на территории другой Договаривающейся Стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой Договаривающейся Стороны в отношении того, что изложено в статье 2 настоящего Договора.

При переезде лица, которому назначена пенсия (за исключением социальной пенсии — в Российской Федерации, и социальной пенсии по старости — в Республике Болгарии) и выплаты в случае несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны для проживания, их выплата продолжается Договаривающейся Стороной, их назначившей.

Раздел II. ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. Застрахованные лица, на которых распространяется действие настоящего Договора, подпадают исключительно под действие законодательства той Договаривающейся Стороны, на территории которой они осуществляют трудовую деятельность.

2. Из положений пункта 1 настоящей статьи устанавливаются следующие исключения:

2.1 на застрахованных лиц, которые осуществляют трудовую деятельность на территории обеих Договаривающихся Сторон, распространяется законодательство той Договаривающейся Стороны, на территории которой это лицо проживает;

2.2 на застрахованных лиц, которые подпадают под действие законодательства одной Договаривающейся Стороны, направленных на работу на определенный период на территорию другой Договаривающейся Стороны, распространяется законодательство первой Договаривающейся Стороны при условии, что срок командировки не превышает двух лет. По согласованию между уполномоченными органами или иными определенными ими органами (учреждениями) в индивидуальном порядке указанный срок распространения законодательства направляющей Договаривающейся Стороны может быть продлен, но не более чем на один год;

2.3 в отношении сотрудников дипломатических представительств и работников консульских учреждений Договаривающихся Сторон, а также частных домашних работников применяются соответственно положения Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года и Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года;

2.4 на членов экипажа судна распространяется законодательство той Договаривающейся Стороны, под флагом которой осуществляется плавание. На лиц, принятых на работу по погрузке, разгрузке и ремонту судов или в службу охраны порта, распространяется законодательство той Договаривающейся Стороны, на территории которой расположен порт;

2.5 на персонал транспортных предприятий, осуществляющих международные перевозки на территориях обеих Договаривающихся Сторон, распространяется законодательство той Договаривающейся Стороны, на территории которой зарегистрировано соответствующее предприятие.

1. На членов семьи, которые следуют совместно с застрахованным лицом, распространяется законодательство той же Договаривающейся Стороны, что и на застрахованное лицо согласно пункту 1 статьи 6 настоящего Договора.

2. Пункт 1 настоящей статьи не применяется, если на членов семьи на основании их собственной трудовой деятельности распространяется законодательство другой Договаривающейся Стороны.

Раздел III. ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И МАТЕРИНСТВУ

Для установления права на пособие по временной нетрудоспособности и материнству, а также определения их размера полностью учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

Пособия по временной нетрудоспособности и материнству назначаются и выплачиваются согласно законодательству и за счет средств той Договаривающейся Стороны, законодательство которой распространяется на застрахованное лицо.

Раздел IV. ПЕНСИИ

1. При определении права на пенсию в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

2. В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании своего страхового (трудового) стажа (приобретенного на ее территории). Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин. При этом подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию.

3. Если продолжительность страхового (трудового) стажа, накопленного в соответствии с законодательством одной Договаривающейся Стороны, составляет менее одного года и этот период не дает права на пенсию, то он засчитывается компетентным учреждением другой Договаривающейся Стороны при условии, что с учетом страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории первой Договаривающейся Стороны, возникает право на пенсию.

4. При определении права на досрочную трудовую пенсию в Российской Федерации и пенсию по страховому стажу и возрасту работавшим в особых условиях труда в Республике Болгарии, учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях и в соответствии с законодательством обеих Договаривающихся Сторон на аналогичных работах и производствах, в профессиях, должностях, специальностях, учреждениях (организациях), кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

1. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий своему страховому (трудовому) стажу, а в Республике Болгарии страховому доходу, согласно положениям законодательства этой Договаривающейся Стороны. Подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

1.1 В том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, исчисление размера пенсии, соответствующего страховому (трудовому) стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, производится следующим образом: сумма пенсии, определенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, делится для мужчин — на 300 месяцев, для женщин — на 240 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории Российской Федерации (в этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается).

1.2 При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 10 настоящего Договора в страховой (трудовой) стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный в Республике Болгарии, но не более требуемого 25 лет и 20 лет соответственно для мужчин и женщин.

2. Положения пункта 1 настоящей статьи не применяются к определению страховой и накопительной частей трудовой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, образуемой суммой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начиная с 1 января 2002 года. В этом случае размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии исчисляется по нормам законодательства Российской Федерации.

Социальные пенсии в Российской Федерации и пенсии, не связанные с трудовой деятельностью, в Республике Болгарии устанавливаются в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон, на территории которой проживает лицо.

Раздел V. ПОСОБИЯ НА ПОГРЕБЕНИЕ И ПОМОЩИ В СЛУЧАЕ СМЕРТИ

При возникновении права на пособие на погребение или на помощь в случае смерти согласно законодательству обеих Договаривающихся Сторон, пособие назначается и выплачивается той Договаривающейся Стороной, законодательство которой распространялось на лицо на момент смерти.

Раздел VI. ПОСОБИЯ ДЛЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ

1. Пособия для семей с детьми, за исключением единовременного пособия по случаю рождения ребенка, выплачиваются в соответствии с законодательством той Договаривающейся Стороны, на территории которой проживает ребенок.

2. Единовременное пособие по случаю рождения ребенка выплачивает та Договаривающаяся Сторона, законодательство которой распространялось на мать в момент рождения ребенка или усыновителя в момент усыновления.

Раздел VII. ПОСОБИЯ В СЛУЧАЕ ТРУДОВОГО УВЕЧЬЯ ИЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

1. Пособия в случае трудового увечья, профессионального заболевания или смерти по этим причинам назначает и выплачивает та Договаривающаяся Сторона, законодательство которой распространялось на застрахованное лицо в момент получения увечья, иного повреждения здоровья, смерти либо во время его трудовой деятельности, повлекшей профессиональное заболевание, в том числе и в тех случаях, когда профессиональное заболевание впервые было выявлено на территории другой Договаривающейся Стороны.

2. В тех случаях, когда застрахованное лицо, получившее профессиональное заболевание, работало на территории обеих Договаривающихся Сторон, в условиях и областях деятельности, которые могли вызвать профессиональное заболевание, пособие назначается и выплачивается Договаривающейся Стороной, на территории которой последний раз выполнялась указанная работа.

3. В случае изменения степени утраты трудоспособности, утраты профессиональной трудоспособности застрахованного лица, перерасчет размера пособия производится в соответствии с законодательством той Договаривающейся Стороны, согласно которому было назначено пособие.

Раздел VIII. СОТРУДНИЧЕСТВО ДОГОВАРИВАЮЩИХСЯ СТОРОН

В целях реализации настоящего Договора уполномоченные органы заключают соглашение о его применении.

1. В целях реализации настоящего Договора уполномоченные органы определяют компетентные учреждения.

2. Уполномоченные органы сотрудничают непосредственно по всем вопросам социального обеспечения и обязательного (государственного) социального страхования, которые регулирует настоящий Договор.

3. Уполномоченные органы предоставляют друг другу необходимую информацию об изменениях в законодательстве.

1. Решения о степени утраты трудоспособности, утраты профессиональной трудоспособности, степени ограничения способности к трудовой деятельности, группе и причине инвалидности принимает медико-экспертное учреждение той Договаривающейся Стороны, по законодательству которой производится назначение и выплата соответствующих пенсии и пособия.

2. Медицинские освидетельствования, а также переосвидетельствования лиц в целях установления утраты трудоспособности, утраты профессиональной трудоспособности, степени ограничения способности к трудовой деятельности, группы и причины инвалидности, производятся по месту их проживания.

1. Любое заявление о назначении или пересмотре пенсии или пособия, поданное согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны, также считается заявлением, поданным в соответствии с законодательством другой Договаривающейся Стороны.

2. Любые заявления или претензии, которые согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны были поданы в определенный срок в компетентное учреждение этой Договаривающейся Стороны, считаются поданными в установленный срок в компетентное учреждение другой Договаривающейся Стороны.

1. Компетентные учреждения Договаривающихся Сторон предоставляют друг другу необходимые сведения об обстоятельствах, имеющих значение для применения настоящего Договора, а также принимают меры для установления этих обстоятельств.

2. Необходимые для социального обеспечения и обязательного (государственного) социального страхования документы, выданные на территории любой из Договаривающихся Сторон, принимаются без легализации.

3. Порядок предоставления необходимых сведений и документов и удостоверения перевода документов, выданных на государственных языках Договаривающихся Сторон, определяются соглашением о применении настоящего Договора.

Любая информация о лицах, которая направляется одной Договаривающейся Стороной другой Договаривающейся Стороне, является конфиденциальной и может быть использована только для применения настоящего Договора.

Договаривающиеся Стороны решают все спорные вопросы, которые могут возникнуть между ними в связи с толкованием и применением настоящего Договора, путем переговоров между уполномоченными органами Договаривающихся Сторон.

Раздел IX. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Пенсии, назначенные до вступления в силу настоящего Договора, могут быть пересмотрены в соответствии с положениями настоящего Договора на основании заявления лица с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления, но не ранее дня вступления в силу настоящего Договора. Такой пересмотр на дату подачи заявления не может повлечь уменьшения размера пенсии.

При определении права на пособия и пенсии согласно настоящему Договору учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории одной из Договаривающихся Сторон до вступления в силу настоящего Договора.

1. Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу на 30-й день с даты обмена ратификационными грамотами.

2. Внесение изменений и дополнений в настоящий Договор производится путем подписания Договаривающимися Сторонами соответствующих протоколов.

3. В случае если в одной из Договаривающихся Сторон изменится уполномоченный орган или компетентное учреждение или его название, Договаривающиеся Стороны уведомляют об этом друг друга по дипломатическим каналам.

1. Настоящий Договор заключается на неопределенный срок.

2. Каждая Договаривающаяся Сторона вправе денонсировать настоящий Договор, письменно уведомив об этом другую Договаривающуюся Сторону по дипломатическим каналам. Действие настоящего Договора прекращается по истечении шести месяцев с даты получения такого уведомления.

3. Права, приобретенные в соответствии с положениями настоящего Договора, не теряют своей силы в случае его денонсации.

Совершено в городе Москве 27 февраля 2009 года, в двух одинаковых экземплярах, каждый на русском и болгарском языках, при этом оба текста имеют одинаковую силу.

www.kdmid.ru

Назначение пенсии в России: как учитывается работа в странах ближнего зарубежья, международные соглашения, особенности

Как известно, до 1992 года существовал СССР, однако после распада бывшие Советские республики стали носить название «Ближнее зарубежье». В связи с этим у многих возникает вопрос, как учитывается работа в этих странах при назначении пенсии, ведь и до сих пор многие люди предпенсионного возраста продолжают там трудовую деятельность.

Чтобы детально разобраться в вопросе, необходимо знать, какие страны входят в Ближнее зарубежье:

  • Литва, Латвия, Эстония;
  • Азербайджан, Украина, Беларусь;
  • Казахстан, Грузия;
  • Армения, Молдова;
  • Узбекистан, Туркменистан;
  • Таджикистан, Кыргызстан.

До распада Советского Союза никто не предавал значения тому, как будет рассчитываться пенсия, если пенсионер не трудится на территории России, однако после образования Российской Федерации как государства-продолжателя СССР для многих этот вопрос стал более чем актуальным.

Сейчас по закону назначение пенсии осуществляется только гражданам, которые на протяжении трудовой деятельности осуществляли страховые выплаты в ПФР и работающим на территории РФ, однако есть и исключения:

  • Если возможность трудоустройства российских граждан за границей предусмотрена международным договором;
  • Если за время работы за границей за гражданина производились пенсионные взносы в ПФР: эти периоды будут включены в страховой стаж.

Таким образом, главным условием для назначения пенсии является наличие страховых перечислений, которые работодатели ежемесячно делают за своих сотрудников. Также трудовые пенсии начисляются при соответствии следующим критериям:

  • Выслуга лет (характерно для военных и государственных гражданских служащих);
  • По инвалидности, если она была получена в результате трудовой деятельности;
  • По старости: для мужчин – 60, для женщин – 55 лет.

Чаще всего споры вызывают ситуации, когда гражданин несколько лет отработал в Ближнем зарубежье, и после распада СССР продолжил там свою трудовую деятельность. При достижении пенсионного возраста или иных обстоятельств ему должна быть назначена пенсия, если это предусмотрено Международным договором.

Какие Международные договоры актуальны на 2017 год:

  • Соглашение о гарантиях пенсионного обеспечения, заключенное в 1992 году между Россией, Арменией, Казахстаном, Белоруссией, Украиной, Туркменией, Узбекистаном, Киргизией.
  • Соглашения с Грузией и Молдовой, подписанные в 1995 году;
  • Соглашение с Литвой.

До 2007 года не было соглашений между РФ и некоторыми другими странами Ближнего зарубежья. Например, договор с Эстонией был ратифицирован в 2007 году, а в 2011 – с Латвией.

Какие международные соглашения в сфере пенсионного обеспечения действуют в 2017 году: подробности

На данный момент в России действуют 15 Международных соглашений, заключенных с 19 странами, и все они основаны на принципе территориальности. Также до сих пор актуальны договоры, оформленные еще в период существования СССР:

  • О соцобеспечении, оформленный в 1960 году между СССР и румынской Народной Республикой;
  • Договор от 1981 года, заключенный с Монголией;
  • Соглашение по вопросам пенсий граждан, выехавших на ПМЖ в Республику Словакия;
  • Соглашение между СССР и Чехословацкой, составленное в 1959 году.

Если гражданин, претендующий на получение пенсии, проживает на территории страны бывшего СССР, то все вопросы регулируются следующими соглашениями:

  • О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ, оформленное между Россией и Беларусью, Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Украиной, Таджикистаном, Туркменистаном.
  • Договором между Молдовой и РФ от 1995 года.
  • Соглашением между РФ и Грузией от 1997 года.
  • Договором между Правительствами Литовской Республики и РФ.

Согласно нормам вышеперечисленных соглашений, обязанность по обеспечению граждан пенсиями возлагается на страны, на территории которых они проживают на момент достижения соответствующего возраста. При процедуре назначения пособия по старости должен учитываться стаж работы в другом государстве, подписавшем Международный договор.

Если гражданин уже во время получения пенсии переезжает на постоянное место жительства в страну, с которой у РФ заключен договор, пенсия может и дальше перечисляться по прежнему адресу проживания, если соответствующий вид выплат не предусмотрен другим государством или лицо не соответствует законодательным критериям. Например, в некоторых государствах пенсионный возраст выше, чем в России, и тогда гражданин будет получать пособие только при достижении определенного количества лет. Исключением является Монголия, Словакия, Румыния и Венгрия: при переезде в эти страны пенсия по прежнему адресу проживания начисляться не будет.

Помимо вышеперечисленных соглашений, у РФ есть и другие Международные договоры о социальном обеспечении граждан, заключенные с государствами, не входившими в состав бывшего СССР:

  • С Испанией, оформленный в 1994 году. Он основан на принципе пропорциональности;
  • С Белоруссией. Построен на принципах территориальности и пропорциональности: учитывается не только страна, в которой будут производиться выплаты, но и равномерное распределение пенсионных средств;

Согласно договору с Беларусью, оформление пенсий может производиться любым из следующих образов:

  • Стаж, полученный до 13 марта 1992 года, учитывается страной проживания. Периоды работы после указанной даты берутся в расчет уже договаривающейся стороной;
  • Гражданин может ходатайствовать о применении законодательных норм договаривающейся страны, при этом решение обжалованию не подлежит;
  • Если после переезда в другую страну гражданин утрачивает право на пенсию на ее территории, страна, где он проживал ранее, продолжает выплачивать пособие по прежнему месту жительства;
  • При переезде из одной страны в другую и наличии стажа 25 лет (мужчины) и 20 лет (женщины) выплату пенсий может далее производить сторона, где они были изначально назначены. Нормы договора в данном случае применены не будут, а обжалование решения не представляется возможным.

Работа на территории бывших республик СССР (Эстония, Латвия, Азербайджан), не заключивших соглашений по пенсионному обеспечению

Ранее существовало понятие «трудовой стаж», которое несколько лет назад было изменено на «страховой стаж». При исчислении последнего учитываются только периоды, в которые были произведены страховые начисления. В данном случае стаж работы до 31 января 1991 года входит в общий трудовой, а после указанной даты – в страховой стажи, если в ПФР были произведены страховые взносы.

В 2007 году был утвержден договор с Эстонией, в соответствии с которым граждане, находящиеся на территории РФ и оформляющие пенсию, должны предоставить справку для подтверждения и учета «эстонского» стажа работы. Все периоды трудовой деятельности после 1999 года в Эстонии также отражаются в данном документе, если в это время осуществлялись пенсионные перечисления работодателем.

Ратификация договора с Латвией была осуществлена позднее, в 2011 году. Согласно данному документу, при назначении пенсии учитывается выработанный стаж на территории одной из сторон, при этом будут использоваться законодательные нормы этой же страны.

Перед обращением в Пенсионный фонд для оформления пенсии гражданам, работавшим в странах Ближнего Зарубежья, необходимо собрать такой пакет документов:

  • Паспорт. В нем должна быть отметка о регистрации на территории России, при этом регистрационный учет в другом государстве нужно отменить;
  • Паспорт гражданина СССР с отметкой о регистрации по месту фактического проживания до 6 февраля 1992 года;
  • Лицам без гражданства или иностранным гражданам – вид на жительство.

Если хотя бы одно из вышеуказанных условий не будет соблюдено, Пенсионный фонд или иной орган имеют право отказать в учете стажа работы за границей. Исключением является паспорт гражданина СССР: необходимость его предоставления зависит от возраста обратившегося гражданина.

Таким образом, возможность и нюансы оформления пенсии на территории РФ или странах Ближнего Зарубежья зависит от условий Международных договоров, заключенных между государствами. Если такого документа нет, и гражданин не является гражданином РФ, будут применяться нормы законодательства той страны, на территории которой гражданин планирует получение пособия по старости.

vse-o-trude.ru

Подписан Договор между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения

Министр труда и социальной защиты Российской Федерации Максим Топилин и Министр по делам Иерусалима Зеэв Элькин подписали Договор между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения.

Договор основан на пропорциональном принципе распределения финансовых обязательств государств за стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Государства Израиль.

Заключение договора позволит предоставить право на получение страховых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца гражданам Израиля, осуществлявшим трудовую деятельность на территориях России, в том числе гражданам СССР, выехавшим с территории РСФСР на постоянное проживание в Израиль до 1992 года, по российскому законодательству.

Численность возможных получателей страховой пенсии, проживающих в Израиле – порядка 100 тысяч человек. При этом договор не предусматривает выплату валоризации и фиксированной выплаты к страховой пенсии в случае проживания гражданина на территории Государства Израиль. В то время как гражданин, проживающий на территории Российской Федерации, получает пенсию в полном объеме (страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии и валоризация).

Расходные обязательства России до договору в 2017 году оценочно составят около 5,4 млрд рублей.

Договор также регулирует вопросы назначения и выплаты:

  • пособия по временной нетрудоспособности (будет назначаться и выплачиваться согласно законодательству и за счет средств той стороны, законодательство которой распространяется на застрахованное лицо);
  • обеспечение в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональным заболеванием (будет выплачиваться стороной, законодательство которой распространялось на застрахованное лицо в момент последней работы, повлекшей возникновение профессионального заболевания, даже в случае, если профессиональное заболевание впервые констатировано на территории другой стороны);
  • пособия для семей с детьми (будут выплачиваться согласно законодательству стороны, на территории которой проживает ребенок);
  • пособие на погребение (будет выплачиваться в соответствии с законодательством стороны, на территории которой проживало застрахованное лицо на день его смерти).

На основании федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» Договор между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения подлежит ратификации. Планируется, что он вступит в силу в 2017 году.

После ратификации между министерствами будет заключено Административное соглашение, предусматривающее подробный механизм взаимодействия пенсионных служб.

Международное сотрудничество в сфере пенсионного обеспечения

rosmintrud.ru

Договор от 24.01.2006г.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 вступил в силу с 29 марта 2007 года.

Данный Договор определяет порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и материнству, для семей с детьми, по безработице, в случае трудового увечья или профессионального заболевания, на погребение, а также трудовых пенсий по возрасту (старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) и социальных пенсий.

Договором не урегулирован вопрос государственного пенсионного обеспечения. Вместе с тем, учитывая, что Российская Федерация и Республика Беларусь являются участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, действие которого распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения, возможность установления и выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению должна рассматриваться в рамках Соглашения.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством по новому месту жительства пенсионера.

В связи с этим, в случае если белорусским законодательством не предусмотрено назначение пенсии по основаниям и условиям, аналогичным для назначения пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ, то Российской Федерацией продолжается выплата пенсий, назначенной по государственному обеспечению, в том числе и выплата второй пенсии получателям двух пенсий.

При этом в ПФР представляются отдельный формуляр и справка об отказе в назначении пенсии, оформленные компетентным органом Республики Беларусь.

Если российским законодательством не предусмотрен данный вид пенсии, применяется аналогичный порядок.

Договор не устанавливает правового регулирования в отношении назначения (продолжения выплаты) пенсий отдельным категориям граждан по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренному Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ, в частности на военнослужащих Вооруженных Сил, а также на государственных служащих.

Под действие Договора от 24.01.2006 подпадают:

— временно или постоянно проживающие на территории Российской Федерации граждане РФ или граждане Республики Беларусь, а также члены семей этих лиц;

— постоянно проживающие на территории Республики Беларусь граждане Российской Федерации или граждане Республики Беларусь, а также члены семей этих лиц;

— беженцы в рамках статуса беженцев, а также члены их семей.

Иностранные граждане под действие настоящего Договора не подпадают.

1. Согласно Договору каждая Сторона исчисляет и выплачивает пенсии пропорционально периодам страхового (трудового) стажа, приобретенным после 13 марта 1992 года на ее территории.

При этом за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные до 13 марта 1992 года на территории одной из Сторон, пенсию назначает и выплачивает Сторона, на территории которой лицо проживает в момент обращения за пенсией.

По желанию и на основании заявлений граждан Российской Федерации и граждан Республики Беларусь им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству того государства, гражданами которого они являются, без применения положений Договора. Такой выбор окончательный и пересмотру не подлежит.

Пенсии, назначенные до вступления в силу Договора от 24.01.2006 могут быть пересмотрены согласно положениям указанного Договора. Такой пересмотр не может повлечь уменьшения размера пенсии.

При переезде пенсионера с территории одной страны на территорию другой страны выплата пенсии, назначенной за периоды страхового (трудового) стажа приобретенного до 13 марта 1992 года, по прежнему месту жительства прекращается с месяца назначения пенсии по новому месту жительства.

В случае, если стаж продолжительностью не менее 25 лет (для мужчин) или не менее 20 лет (для женщин) полностью выработан на территории одной из Сторон (в том числе в период СССР), по его желанию и на основании заявления выплата пенсии продолжается Стороной, назначившей пенсию, без применения норм Договора. Такой выбор окончательный и пересмотру не подлежит.

2. При определении права на трудовую пенсию в страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, засчитывается стаж, приобретенный на территории Республики Беларусь (суммирование периодов страхового стажа).

В случае если право на трудовую пенсию возникает без учета страхового стажа, приобретенного на территории Республики Беларусь, пенсия назначается на основании страхового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации.

При определении права на досрочную трудовую пенсию по старости учитывается стаж на соответствующих видах работ, дающих право на эту пенсию, приобретенный на территории и в соответствии с законодательством Республики Беларусь на аналогичных условиях, работах, в профессиях, должностях, учреждениях (организациях).

Подсчет и подтверждение страхового стажа осуществляется согласно российскому пенсионному законодательству.

fond.bichura.org

Популярное:

  • Приказом минэнерго россии 325 от 30122008 Региональный центр по энергосбережению Приказ Минэнерго России от 30.12.2008 N 325 (ред. от 10.08.2012) "Об утверждении порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, […]
  • Размер госпошлина на развод Госпошлина на развод С 1 января 2018 года размеры государственных пошлин за развод не изменились. Последнее их повышение состоялось в 2015 году — тогда стоимость регистрации расторжения брака и выдачи соответствующего […]
  • Стаж 40 лет а пенсию начислят Надбавка к пенсии за 40 лет трудового стажа с 2018 года Надбавки к пенсии за 40 лет трудового стажа в 2018 году не изменялись, однако определенные изменения были произведены годом ранее. Это касается не только денежных средств, […]
  • Удержание из пенсии в 2018 году ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, территориальными органами ПФР производятся удержания из пенсии В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 […]
  • Справка о пенсии по инвалидности Какие нужны документы для оформления пенсии по инвалидности? Существует три вида пенсий по инвалидности (п. 2 ст. 6 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; пп. 3, 5 п. 1, п. 6 ст. 5 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ): страховая пенсия по […]
  • Как уйти на пенсию в 58 лет Возможен ли досрочный выход на пенсию для мужчин в 58 лет и что для этого нужно Действующее законодательство устанавливает пенсионный возраст для мужчин в 60 лет. В то же время в рамках многочисленных социальных программ, […]
  • Налог на недвижимость процентная ставка Регионы, где платят налог имущество физ. лиц из кадастровой стоимости В этой статье мы рассмотрим, в каких российских регионах платят налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости. Кроме того, ознакомимся с […]
  • Пенсионный фонд 400 закон Сроки вступления в силу положений Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ 1. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году 2. Продолжительность страхового […]