Долги по уплате налогов

Долги по уплате налогов

Депутаты поддержали во втором чтении пакет поправок в Налоговый кодекс, включая положения, направленные на освобождение россиян от лишнего налогового бремени. Эти положения были добавлены к законопроекту об уточнении налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК), который уже был принят Думой в первом чтении в начале декабря. «За» проголосовали 406 депутатов, передает корреспондент РБК.

Поправки позволяют списать с физических лиц и индивидуальных предпринимателей недоимки по ряду налогов, а также задолженности ИП по страховым взносам. Кроме того, пенсионеры, инвалиды и ветераны, владеющие земельными участками, будут освобождены от «налога на шесть соток». Представляя законопроект, глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров сообщил, что предложенные изменения налогового законодательства отражают порученное президентом Владимиром Путиным н​а его пресс-конференции 14 декабря.

«Первое, о чем говорил президент, — это необходимость освобождения физических лиц от образовавшейся задолженности по так называемым условным доходам», — сказал Макаров. Поправка расширяет список доходов, освобождаемых от НДФЛ (ст. 217 Налогового кодекса). К ним предложено отнести доходы с 1 января 2015-го по 1 декабря 2017 года, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом.

С принятием этой поправки исчезнет проблема накопленных налоговых долгов, когда налоговики начисляли гражданам НДФЛ как следствие списания их долгов перед банками, телефонными операторами, предприятиями ЖКХ и т.п. По словам Владимира Путина, это «бессмысленная» практика. Но отказываться от нее власти не будут: такие «условные доходы», полученные после 1 декабря 2017 года, снова будут облагаться НДФЛ.

Глава бюджетного комитета подчеркнул, что задача Госдумы сделать так, чтобы уже с 1 января «груз долгов на людей не давил». Третье чтение законопроекта запланировано на четверг, 21 декабря.​

«Не много и не мало»

Еще одна поправка предполагает освобождение пенсионеров, инвалидов и ветеранов войны от уплаты налога на небольшие земельные участки. Сейчас пенсионеры по старости освобождены от налога на квартиры и другие строения и помещения в их собственности, но не от земельного налога. А для льготных категорий по земельному налогу (инвалиды, ветераны и т.д.), куда пенсионеры как отдельная группа не входят, предусмотрен денежный вычет 10 тыс. руб. из налоговой базы — кадастровой стоимости земельного участка.

«Президент совершенно справедливо отмечает, что 10 тыс. руб. — это не много и не мало, а надо освободить эти шесть соток, решить этот вопрос для очень большого количества людей», — заявил на пленарном заседании Макаров.

Как следует из текста поправки, пенсионеров включат в льготную категорию по земельному налогу, а денежный налоговый вычет (10 тыс. руб.) будет заменен вычетом в натуральном выражении: налоговая база будет уменьшена на кадастровую стоимость 600 кв. м, находящихся в собственности льготника. Таким образом, для участков большего размера сохранится необходимость платить налог, но лишь за тот размер земли, что останется после вычета шести соток.

По данным Торгово-промышленной палаты, средняя кадастровая стоимость земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, например, в Подмосковье составляет 154,3 тыс. руб. за одну сотку. Налог на участок в шесть соток такой кадастровой стоимостью составит 2,8 тыс. руб. в год. Если применять денежный вычет 10 тыс. руб. из налоговой базы, то сумма налога уменьшается примерно на 200 руб. А теперь, после утверждения поправок, платить земельный налог за такой участок вообще не придется.

Макаров подчеркнул, что поправке придается обратная сила: льгота распространяется уже на налог за текущий 2017 год. Причем депутатам придется найти варианты компенсировать выпадающие в связи с этой поправкой доходы в бюджетах муниципалитетов в следующем году. «Кстати, наша с вами задача — когда мы будем рассматривать поправки к закону о бюджете, подумать о тех выпадающих доходах муниципальных бюджетов, которые мы обязаны будем компенсировать. Это не за счет муниципалитетов, а за счет федерального бюджета, просто это надо отложить, это наше с вами домашнее задание», — сказал глава бюджетного комитета.

Долги на землю, транспорт и недвижимость

Поправками также будет признана безнадежной и подлежащей списанию недоимка по имущественным налогам физических лиц (налоги на землю, недвижимость и транспорт), образовавшаяся на 1 января 2015 года, равно как и задолженность по пеням, начисленным с того времени за эту недоимку.

По словам Макарова, существует огромное количество долгов, являющихся безнадежными, которые нельзя взыскать и по которым отсутствуют документы. «Все они висят в личном кабинете и влияют на возможности человека, хотя давным-давно надо было их списать, но просто это тяжелейшая процедура, надо потратить на это огромное количество средств, и это миллионы людей и миллиарды рублей», — рассказал он.

По данным ФНС, неурегулированная задолженность граждан по этим налогам на 1 января 2015 года составляла 103 млрд руб. (не считая пеней, набежавших после), какая-то часть этой задолженности была погашена в последующие периоды. Путин говорил, что списать нужно 41 млрд руб. Безнадежной можно считать задолженность тех граждан, кому налоговые органы не смогли предъявить иск в силу разных обстоятельств, либо тех, у кого истек срок давности по уплате налога, пояснял РБК член комитета по бюджету Дмитрий Юрков. Например, по транспортному налогу в 2018 году налоговая вправе выставить счет владельцу автомобиля только за период 2015–2017 годов, то есть не более трех лет, предшествующих году направления уведомления.

Безнадежными также будут признаны долги индивидуальных предпринимателей на аналогичную дату (1 января 2015 года) по ряду налогов, за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и таможенного НДС. Макаров напомнил слова президента, что все это также должно произойти без участия налогоплательщика. «Президент предложил списать эти налоги, но это надо сделать, сказал он, не дергая людей, это должна сделать сама налоговая служба», — отметил Макаров.

В таких списаниях налоговых долгов может быть элемент неравного отношения к налогоплательщикам, полагает замруководителя российской налоговой практики IPT Group Елена Чурсина. Добросовестные налогоплательщики, погасившие задолженность добровольно, окажутся в худшем положении по сравнению с недобросовестными, которым государство простит долги, предупреждает она.

Глава «Опоры России» Александр Калинин сказал РБК, что расширение круга ИП, которым будут прощены долги, пойдет на пользу бизнес-активности в стране. Списание долгов по группе налогов коснется тех, кто пытался вести бизнес, но прогорел, пояснил он. «У нас фактически вход в бизнес — рубль, а выход — пять. Это прежде всего может сказаться на индивидуальных предпринимателях, поскольку у них все коррелируется с личным имуществом. Поэтому это шаг навстречу бизнесу», — сказал Калинин.

Общий объем недоимок и задолженности по пеням, который будет списан, пока неизвестен. Из слов Путина на пресс-конференции следовало, что это как минимум 56–60 млрд руб. Минфин и ФНС этот вопрос не комментируют.

Списать неработавшим ИП

Наконец, поправками признаются безнадежными и подлежат списанию недоимка по страховым взносам и задолженность по соответствующим пеням и штрафам индивидуальных предпринимателей за периоды, истекшие до 1 января 2017 года. В ходе пресс-конференции Путин говорил о намерении простить долги 2,9 млн индивидуальных предпринимателей на сумму 15 млрд руб. Речь идет именно об ИП, кому страховые взносы начислялись при отсутствии фактической деятельности.

«Бывает, что люди зарегистрировались в качестве ИП, работать не начинали, а страховые взносы у нас платятся по факту регистрации, а не по виду деятельности. И если он не работал, не подавал никакой документации, то ему начислялось восемь МРОТ со штрафом. Это огромная проблема для людей; более того, взыскание этих средств неминуемо повлекло бы обращение в суды, поэтому президент предложил эту проблему также решить», — рассказал Макаров.

Чтобы определить неактивных ИП, ФНС, вероятнее всего, воспользуется правилами, которые сейчас применяются при исключении из ЕГРЮЛ брошенных («мертвых») фирм, отмечает партнер налоговой практики адвокатского бюро КИАП Михаил Успенский. «Для этого существуют два критерия, которые должны выполняться одновременно: несдача отчетности и отсутствие операций хотя бы по одному расчетному счету за последние 12 месяцев», — говорит он. Кроме того, налоговые инспекторы могут попытаться провести анализ бизнес-активности соответствующего лица в интернете, добавляет юрист налоговой практики Sameta Реваз Читая.

www.rbc.ru

Долг по налогам

Каждый гражданин, частный предприниматель или организация обязаны своевременно и надлежащим образом исполнять налоговые обязательства, зафиксированные в законодательных актах. Если они не исполняются, то происходит взыскание долга по налогам, а в ряде случаев может грозить и уголовная или административная ответственность.

От своевременного получения информации о текущей или просроченной задолженности зависит возможность устранить указанные неблагоприятные последствия. Может ли ФНС списать долги, и где рядовому гражданину посмотреть размер задолженности — ответы на эти вопросы можно узнать в представленном материале.

Как узнать долги по налогам?

Прежде всего, следует установить их наличие, общий размер задолженности, а также сумму просроченных обязательств по каждому виду платежей в бюджет. В настоящее время доступны различные варианты получения информации, в том числе о фактически взысканных долгах по налогам на официальном сайте ФНС РФ.

Долги физических лиц

Для граждан предусмотрена обязанность по уплате НДФЛ (если ее не исполнил налоговый агент — работодатель), имущественного, транспортного, земельного налога. Для каждого из указанных видов предусмотрены различные основания для расчета и перечисления в бюджет, а взыскание долга может осуществляться только налоговой инспекцией.

Физическое лицо может получить информацию по налоговым долгам следующими способами:

  • исходя из сведений платежных документов, которые инспекция ФНС обязана рассылать всем плательщикам;
  • путем обращения в территориальный налоговый орган для получения справки о состоянии задолженности;
  • через форму запроса официального портала Госуслуг​;
  • долги по налогам по фамилии можно проверить по открытым базам данных службы ФССП или картотеки судебных дел (этот вариант также применяется, если фактически уплаченный долг не аннулирован надлежащим образом из базы принудительного взыскания).

Помимо этого, современные платежные системы (например, онлайн-банкинга) позволяют в режиме реального времени получить доступ к актуальной информации о долгах с указанием оснований начисления и взыскания задолженности.

Долги частных предпринимателей

Состав налоговых обязательств ИП будет зависеть от направлений деятельности и может включать в себя налоги на имущество, на прибыль и т.д. Кроме того, если предприниматель выступает работодателем, у него возникает обязанность по уплате страховых взносов в ПФР на своих сотрудников.

Долги по налогам ИП и страховым взносам можно установить теми же способами, что и для физических лиц. Помимо этого, частные предприниматели могут использовать такой электронный ресурс, как Личный кабинет налогоплательщика​ ​ (для рядовых граждан он также доступен, однако функциональные возможности существенно ограничены).

Взысканный долг по налогам ИП после официального закрытия предпринимательства не будет автоматически погашен, а перейдет на гражданина.

В этом случае необходимо использовать способы получения информации, доступные физлицам.

Долги юридических лиц

Долг предприятия может быть взыскан как в безакцептном режиме, так и путем обращения в арбитражный суд. Это дает возможность компании получить актуальную информацию о задолженности следующими способами:

  • путем обращения в инспекцию ФНС для получения справки о долгах;
  • путем использования клиентского сервиса для электронного взаимодействия с налоговыми службами;
  • путем получения информации с официальных открытых источников — базы данных по долгам ФССП и картотеки арбитражных дел (для этого достаточно указать в поисковой строке ОГРН или ИНН организации).

Помимо этого, подробные сведения о долгах юридических лиц включаются налоговыми органами в акты камеральных и выездных проверок. В этом случае компания может своевременно установить факт возникновения задолженности и урегулировать спорный вопрос.

Что делать с долгами по налогам?

Далеко не всегда безнадежный долг по налогам граждан или юридических лиц будет самостоятельно списан инспекцией ФНС, а его наличие может существенно повлиять на текущую жизнь и деятельность плательщиков (например, даже указание на него в справке ФНС может повлечь отказ банковского учреждения в оформлении кредита).

Самый простой и эффективный способ избавится от задолженности — полностью погасить обязательства перед бюджетом. Помимо этого, существуют следующие альтернативные варианты его устранения:

  • добиться реструктуризации задолженности (поскольку ФНС является государственным ведомством, такая возможность существенно ограничена и на практике применяется только на стадии банкротства);
  • обратиться в территориальное учреждение ФНС для списания долга, по которому истек срок принудительного взыскания;
  • обратиться в судебные органы с аналогичным требованием (в содержании иска необходимо указать и требование о выдаче справки об отсутствии задолженности).

Все указанные действия целесообразно осуществлять при полной поддержке профессионального юриста, поскольку процедура списания является одной из наиболее сложных категорий дел.

Почему налог оплачен, а долг висит?

Даже если взысканный долг полностью выплачен, он может еще длительное время висеть в базах данных ФССП. Это связано не только с неправомерными действиями судебных приставов, но и со следующими факторами:

  • несвоевременность обновления и актуализации электронных баз данных должников;
  • указание неверных реквизитов в платежных документах (долг считается погашенным только при поступлении средств в бюджет, поэтому неверное указание реквизитов в платежке подразумевает ненадлежащее исполнение обязанности плательщика);
  • доначисление суммы штрафных санкций до момента полного расчета по долговым обязательствам;
  • неправильное указание данных плательщика (фамилии, имени, отчества, ИНН и т.д.);
  • несвоевременное исключение из базы данных сведения по налогам умершего гражданина.

В большинстве указанных случаев проблему решит письменное обращение в ФНС с указанием возникшего вопроса. Например, при неправильном указании реквизитов будет достаточно оформить заявление об уточнении назначения платежа.

Что грозит?

Долги по налогам могут повлечь множество неблагоприятных последствий для граждан, предпринимателей или юридических лиц. Помимо процедуры принудительного взыскания, могут наступать следующие последствия:

  • обращение ареста и взыскания на имущество должника в рамках исполнительного производства;
  • инициирование процедуры банкротства;
  • установление запрета на выезд за границу РФ, если сумма долга превысит определенный предел;
  • удержания из заработной платы должника-гражданина или со счетов компании;
  • отказ в одобрении банковских кредитов, социальных льгот и пособий, и т.д.

Указанные последствия могут наступать даже в случае ошибочного начисления задолженности или несвоевременного удаления данных о погашенных долгах.
Чтобы избежать подобных рисков, необходимо регулярно отслеживать ситуацию с задолженностью по налогам, а при возникновении любых проблем — обращаться к профессиональному юристу.

Списание долгов по налогам

Как списать долги по налогам законными способами? Среди возможных вариантов решения проблемы выделяется проведение банкротства физлиц или предприятий. В этом случае даже текущие долги могут быть легально списаны, если у должника отсутствуют имущественные активы для расчета с кредиторами. Помимо этого, банкротная процедура предусматривает возможность получения рассрочки по выплате, для этого оформляется соглашение о реструктуризации.

Безнадежная задолженность также существенно осложняет жизнь гражданам или фирмам, поэтому ее списание будет возможно путем обращения в налоговое учреждение или через суд. В судебном порядке необходимо подтвердить факт истечения сроков для принудительного взыскания налоговых платежей, что позволит добиться выдачи справки об отсутствии задолженности.

pravoved.ru

Долги ООО: когда участникам общества придется лично заплатить за свою фирму

По общему правилу, физические лица — участники ООО никакой ответственности по долгам этого юрлица не несут. Именно ограничение ответственности и привело к популярности данной организационно-правовой формы. Однако из этого правила есть исключения. Причем, налоговики весьма активно пользуются этими исключениями для взыскания с участников налоговых долгов компании. О том в каких случаях и при каких условиях физлицам-учредителям придется оплатить долги ООО по налогам, читайте в нашей сегодняшней статье.

Ответственность участников ООО

Бизнесмены нередко задаются вопросами: кто отвечает по долгам ООО? Могут ли долги ООО быть взысканы с его участников — физических лиц? Ответы на эти вопросы вряд ли обрадуют недобросовестных коммерсантов. Да, участники организации могут быть привлечены к оплате ее долгов рамках трех процедур. Первая из них предусмотрена гражданским, а вторая — налоговым законодательством. А третья процедура связана с возмещением вреда, причиненного преступлением, и предусматривает взыскание с лиц, осужденных за уклонение от уплаты налогов сумм этих самых налогов.

Чем грозит банкротство ООО с долгами

Согласно ст. 56 ГК РФ, учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника. Но это общее правило, из которого предусмотрены исключения.

Одним из них является случай банкротства компании, к которому привели действия и решения лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). А если мы заглянем в закон о банкротстве (Федеральный закон от 26.10.02 № 127-ФЗ), то увидим, что там эта ответственность расширена и распространяется не только на действующих участников, но и на тех, кто мог давать подобные обязательные указания в течение трех лет, предшествующих появлению признаков банкротства (п. 1 ст. 61.10 Закона).

Причем, как указывается в постановлении Президиума ВАС РФ от 06.11.12 № 9127/12, Гражданским кодексом и Законом о банкротстве установлены два различных вида ответственности. В частности, для взыскания задолженности компании с учредителей на основании Закона о банкротстве не нужно дожидаться собственно факта банкротства (т.е. вынесения арбитражным судом соответствующего решения).

Кроме того, в этом случае действует презумпция виновности. То есть, не налоговый орган должен доказать, что банкротство наступило в результате действий и решений участников, а последние должны доказать, что это не так. Причем, в ст. 61.11 Закона о банкротстве прямо приведены ситуации, когда предполагается, что расплатиться по долгам организация не может именно из-за действий контролирующих лиц. Например, если совершались сделки с активами на сумму, эквивалентную 20-25% общей балансовой стоимости имущества организации или меньшую, если это привело к невозможности осуществлять нормальную хозяйственную деятельность (письмо ФНС России от 16.08.17 № СА-4-18/[email protected]). Или если утрачены либо неверно составлены документы бухучета (пп. 2 п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве).

В случае же с ответственностью, предусмотренной статьей 56 ГК РФ, все чуть сложнее (п. 22 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8). Тут должна прослеживаться причинно-следственная связь между указаниями или действиями каждого конкретного участника и фактом банкротства организации, доказать которую должны инициаторы иска о привлечении участников к ответственности. Необходим и сам факт банкротства организации, т.е. признание этого факта арбитражным судом, или добровольное объявление о несостоятельности.

Тем не менее, и тот, и другой путь взыскания долгов организации с ее участников, руководства и учредителей, как показывает практика, весьма распространены. Причем этими возможностями активно пользуются как управляющие, действующие в интересах кредиторов, так и налоговые органы при взыскании налогов с учредителей и руководителей компаний-банкротов (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.05.14 № А19-15646/2012, АС Западно-Сибирского округа от 12.08.15 № Ф04-254/2007 и от 15.09.15 № Ф04-14477/2014, АС Поволжского округа от 26.02.15 № Ф06-20495/2013 (оставлено в силе определением ВС РФ от 05.05.15 № 306-ЭС15-4383), ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.14 № А27-7188/2010). То есть, это вполне себе «живые» нормы, которые активно применяются для взыскания долгов организации с ее участников, учредителей и руководства.

С кого могут взыскать налоговые долги ООО

По общему правилу, каждый налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанности по уплате налога. Однако в НК РФ имеются положения, позволяющие взыскивать налоговую задолженность ООО не только с самого налогоплательщика, но и с иных лиц. Если первоначально в Кодексе речь шла только о взыскании налоговых долгов зависимых и дочерних обществ с материнских организаций, то впоследствии этот перечень сильно расширился. Последняя редакция ст. 45 НК РФ позволяет взыскивать налоговую задолженность с любых лиц, признанных судом каким-либо образом зависимыми с налогоплательщиком (редакция введена Федеральным законом от 30.11.16 № 401-ФЗ).

Итак, согласно текущей редакции ст. 45 НК РФ, налоговики имеют право взыскать налоги абсолютно с любого взаимозависимого лица: будь то организация, предприниматель или простое физическое лицо. Более того, это могут быть не только российские лица, но и иностранцы, в т. ч. не являющиеся налоговыми резидентами РФ (п. 2 ст. 45, п. 2 ст. 11 НК РФ, письмо ФНС России от 19.12.16 № СА-4-7/[email protected]). А раз так, то никто не мешает налоговикам предъявить подобные требования и к участникам, учредителям или руководству компании, как физическим лицам. Поэтому давайте разбираться в каких случаях им могут быть предъявлены требования об уплате налоговых долгов.

Поможет нам в этом уже упомянутое письмо ФНС России от 19.12.16 № СА-4-7/[email protected] В нем проанализирован как сам текст п. 2 ст. 45 НК РФ, так и судебная практика по его применению (тут, кстати, заметим, что принудительно взыскать «чужие» налоги можно только через суд — об этом прямо сказано в ст. 45 НК РФ). Анализ позволяет выделить следующие критерии, когда требование о погашении налоговой недоимки может быть адресовано участникам, учредителям и руководству компании.

Когда налоги ООО могут взыскать с учредителей

Во-первых, взыскиваемая задолженность должна быть выявлена исключительно в рамках налоговой проверки. Так как статья 45 НК РФ не ограничивает проверки исключительно выездными, то, выходит, подойдет и камеральная. А значит, данному критерию будет соответствовать бо́льшая часть выявляемой задолженности, т.к. камеральные проверки сегодня — основной способ налогового контроля.

Во-вторых, данная задолженность должна числиться за организацией более трех месяцев.

Если перечисленные условия выполняются, инспекторы могут попробовать взыскать недоимку с третьих лиц, которые являются взаимозависимыми с организацией. Причем, в данном случае термин «взаимозависимость» используется в значительно более широком смысле, чем тот, которым оперирует ст. 105.1 НК РФ (определение Верховного Суда РФ от 16.09.16 № 305-КГ16-6003). Дело в том, что в п. 2 ст. 45 НК РФ есть термин «иная зависимость», который явно шире термина «взаимозависимость». Поэтому для целей взыскания налогов лица могут признаваться зависимыми даже если отношения между ними не соответствуют критериям ст. 105.1 НК РФ, но носят согласованный (зависимый друг от друга) характер и приводят к невозможности исполнения обязанности по уплате налогов их плательщиком.

Вместе с тем, для целей ст. 45 НК РФ применяются и признаки взаимозависимости, прямо зафиксированные в Налоговом кодексе. Как следует из определения Верховного Суда РФ от 14.09.15 № 306-КГ15-10508, положения п. 2 ст. 105.1 НК РФ применяются не только для целей контроля за рыночными ценами, но и для определения права налоговиков на взыскание налогов со взаимозависимого лица. То есть оснований для признания компании и ее учредителей (участников) или руководства зависимыми для целей ст. 45 НК РФ предостаточно.

Впрочем, одного лишь факта зависимости не хватит, чтобы налоговики могли предъявить такому лицу претензии по «чужим» налоговым долгам. В силу прямого указания в п. 2 ст. 45 НК РФ, подобное требование допускается только если эти лица совершали действия, направленные на уклонение от уплаты налогов. Некоторые из таких действий поименованы непосредственно в ст. 45 НК РФ: поступление выручки за товары, работы или услуги, реализуемые налогоплательщиком, на счета взаимозависимого лица, или совершение между взаимозависимыми лицами сделок, направленных на передачу денег и другого имущества после того, как стало известно о проведении в отношении налогоплательщика проверки (как выездной, так и камеральной).

При этом не важно носят ли данные сделки возмездный или безвозмездный характер, а также предполагают ли возврат имущества. То есть суд вполне может признать действием, направленным на уклонение от уплаты налогов, заключение договора займа, по которому в пользу участника выводятся денежные средства после того, как стало ясно, что проверка обернется доначисленями. И тому уже есть реальные примеры: см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.16 № 09АП-55725/2015.

Обратите внимание: при наличии указанных выше оснований налоговая задолженность компании может быть взыскана с участников и учредителей даже после того, как компания-должник была признана банкротом (постановление АС Уральского округа от 03.02.2016 № А60-11984/2015). Добровольная ликвидация организации также не спасет зависимых лиц от необходимости расплатиться по ее налоговым долгам. Даже несмотря на то, что ст. 44 НК РФ говорит: обязанность по уплате налогов юридическим лицом прекращается при ликвидации этого юридического лица. Имеются примеры судебных решений, где налоговикам удалось убедить суд, что ст. 44 Кодекса не действует, если установлен факт уклонения от уплаты налогов при помощи взаимозависимого лица. В этом случае применяются специальная норма — п. 2 ст. 45 НК РФ, которая не содержит положения о том, что со взаимозависимого лица можно взыскать задолженность только «живого» юрлица (постановление АС Поволжского округа от 04.07.16 № А06-6687/2015).

Сроки давности

Не действуют в данном случае и сроки давности взыскания недоимки, установленные ст. 47 НК РФ (постановления АС Северо-Западного округа от 21.09.15 № Ф07-7120/2015, АС Поволжского округа от 04.07.16 № Ф06-10110/2016). Правда, за кадром остается вопрос о том, сколько же времени есть у налоговиков для подобного взыскания «чужих» налогов. На наш взгляд, в данном случае применимы выводы, сделанные в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.03.08 № 13084/07. Там сказано, что в силу универсальности воли законодателя, системного толкования и сравнительного анализа пп. 8 п. 1 ст. 23, пп. 1, 2 п. 3 ст. 44, п. 8 ст. 78, ч. 1 ст. 87, ст. 113 НК РФ окончательный срок для взыскания недоимки по налогам составляет три года с момента ее образования. В случае пропуска этого срока давности принудительного исполнения обязанности по уплате налога налоговый орган право на взыскание недоимок утрачивает полностью, в т. ч. и с зависимых лиц.

Преступление и возмещение вреда

По общему правилу, вред, причиненный преступлением, подлежит возмещению лицом, признанным виновным в совершении такого преступления. Также подобное взыскание возможно при прекращении уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям (к примеру, по амнистии или в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности). Соответственно, в случае с налоговыми преступлениями вред — это сумма неуплаченного налога и начисленные на нее пени. Именно их можно взыскать с преступника. Примечательно, что порядок взыскания этих сумм регулируется нормами не уголовного, а гражданского права (ст. 1064 и 1068 ГК РФ). Взыскание происходит на основании решения суда, которое может быть вынесено по соответствующему иску, заявленному либо в рамках уголовного дела (ст. 54 УПК РФ), либо отдельно, уже после вынесения приговора или прекращения уголовного дела (пп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ).

В конце 2017 года о такой ответственности высказался Конституционный суд. Постановлением от 08.12.17 № 39-П высокий суд подтвердил правомерность взыскания налоговых платежей (недоимки и пеней), начисленных налогоплательщику-организации, с физических лиц, по вине которых эти платежи не попали в бюджет. При этом судьи отдельно указали на то, что вред можно взыскать как при вынесении приговора судом, так и при прекращении дела на любой предыдущей стадии, если таковое произошло по нереабилитирующим основаниям. Также КС РФ обратил внимание на недопустимость взыскания с физлиц налоговых штрафов, начисленных организации в связи с неуплатой налогов, т.к. такие суммы, по мнению КС РФ, не относятся к категории «вред, причиненный преступлением».

Одновременно КС РФ сделал несколько важных уточнений, которые обязательно должны учитываться судами при рассмотрении исков налоговиков (или прокурора) о взыскании ущерба в виде неуплаченных налогов и пеней с виновных физических лиц.

Во-первых, такое взыскание возможно лишь при наличии доказательств окончательной невозможности исполнения соответствующих обязанностей самой организацией-налогоплательщиком. То есть сначала инспекторы (прокурор) должны попытаться взыскать неуплаченные суммы с организации. Только если это невозможно сделать по объективным причинам (ликвидация организации или фактическое прекращение деятельности, отсутствие имущества и т.п.), можно говорить о предъявлении иска к физическим лицам.

Во-вторых, предъявлять иски к фигурантам уголовного дела можно лишь после того, как предприняты попытки взыскания налоговой задолженности с контролирующих лиц в порядке, предусмотренном ГК и НК РФ (их мы детально описали выше).

Единственным исключением из этих двух правил является ситуация, когда установлено, что юридическое лицо служит лишь «прикрытием» для действий контролирующего его физического лица (т.е. фактически организация не является самостоятельным участником экономической деятельности). В таком случае вред, причиненный бюджету в связи с совершением преступления, можно взыскивать с виновного контролирующего физлица сразу, без установления факта невозможности исполнения юридическим лицом соответствующих налоговых обязательств самостоятельно.

В-третьих, Конституционный суд постановил обязательно учитывать размеры налоговых обязательств юрлица, вменяемых физическому лицу в рассматриваемом порядке. При этом судьи отметили, что целью в данном случае является не финансовое наказание физического лица, а возмещение ущерба бюджету. Поэтому суд, решая вопрос о взыскании ущерба, обязательно должен учитывать имущественное положение физического лица, в том числе — факт его личного обогащения в результате совершения преступления, степень вины и степень влияния на поведение организации, а также иные имеющие значение обстоятельства.

Проще говоря, величина ответственности за вред, причиненный единственным участником — генеральным директором, имеющим возможность полностью контролировать поведение компании, должна быть выше, чем, к примеру, у наемного менеджера, обязанного отчитываться перед учредителями либо предварительно согласовывать с ними свои действия. А лицо, которое совершило преступление не с целью личного обогащения, должно возмещать вред бюджету в меньшем размере чем тот, кто пустил сэкономленные на налогах средства на личные нужды.

В-четвертых, КС РФ высказал свою точку зрения в отношении доказывания вины при взыскании ущерба с лиц, уголовное преследование которых было прекращено по нереабилитирующим основаниям. Тут судьи указали, что материалы прекращенного уголовного дела для целей дальнейшего взыскания ущерба являются обычным письменным доказательством и никакого приоритета для суда не имеют. Поэтому суд, рассматривающий иск о взыскании ущерба, ни в коей мере не связан решением о прекращении уголовного дела в части установленности состава гражданского правонарушения. Поэтому в таком случае суд обязан произвести всестороннее и полное исследование всех имеющихся доказательств по делу и дать им оценку. То есть, в этом случае мы, по сути, имеем дело с обычным гражданским процессом.

www.buhonline.ru

Какие налоговые долги простят россиянам

Госдума одобрила поправки в законодательство, освобождающие миллионы граждан от фискальной задолженности. ТАСС рассказывает, кому и какие налоги платить не придется

Владимир Путин, выступая на ежегодной большой пресс-конференции, предложил освободить граждан и индивидуальных предпринимателей от части налоговых долгов, накопившихся из-за несовершенства фискальной системы, а также списать налоги, начисленные на условные доходы граждан.

Соответствующие поправки в Налоговый кодекс были приняты депутатами Госдумы 20 декабря 2017 года.

Поправки в законодательство позволят списать долги по транспортному налогу, налогу на имущество физлиц, земельному налогу. Но не все, а только те, которые возникли до 1 января 2015 года.

Срок давности по уплате этих налогов как раз составляет три года. То есть в 2018 году налоговики могут направить уведомление и требовать перечислить в бюджет налоги лишь за 2015–2017 годы. Долги за более ранние периоды фискалы взыскать уже не могут, но они продолжают числиться за налогоплательщиками. «Все они висят в личном кабинете и влияют на возможности человека, хотя давным-давно надо было их списать», — рассказал глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Эти налоги и будут прощены как безнадежные к взысканию.

Задолженность по пеням, начисленным за недоимку по имущественным налогам, также будет списана.

По словам Владимира Путина, долги перед бюджетом по имущественным налогам имеют 42 млн человек, а сумма задолженности достигает 41 млрд рублей.

Индивидуальным предпринимателям (ИП) спишут долги по всем налогам, если они возникли до 1 января 2015 года.

Не будет прощена задолженность лишь по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортному НДС и акцизам.

Да, долги по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды, которые накопились к 1 января 2017 года у ИП и лиц, занимающихся частной практикой (например, адвокатов, нотариусов), будут списаны. Пени и штрафы им платить также не придется.

Но на прощение долгов могут рассчитывать далеко не все коммерсанты, а только те, кто фактически не занимался предпринимательской деятельностью, хотя были зарегистрированы как ИП. Дело в том, что страховые взносы начисляются ИП даже тогда, когда он не ведет свою деятельность. «Человек начал работу, начал бизнес. Что‑то не получилось. А налоги на него все начисляли и начисляли. Надо освободить этих людей от выплат подобного рода», — сказал Путин в ходе большой пресс-конференции.

Решение о признании недоимки безнадежной к взысканию и ее списании примет налоговая инспекция по месту жительства предпринимателя. Порядок списания утвердит ФНС.

Поправки в НК смогут освободить от долгов по налогам и страховым взносам 2,9 млн ИП. Объем задолженности этих людей достигает 15 млрд рублей.

По закону, если человеку прощают его долги, у него возникает условный доход, с которого он обязан заплатить налог на доходы физлиц (НДФЛ).

Такой доход может возникнуть, если, например, банк простил клиенту часть долга, управляющая компания не стала требовать уплаты задолженности по ЖКХ или работодатель решил не просить возврата займа у работника. В этом случае гражданин должен подать декларацию и уплатить 13% от прощенной суммы. На практике этого не происходит, и у человека возникает фискальный долг.

Принятые в НК поправки прощают такие долги, если они возникли с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года. От необходимости рассчитаться с бюджетом будут освобождены около 3 млн человек.

Сейчас пенсионеры освобождены от уплаты налога на недвижимость, но налог на землю платить должны в полном объеме.

Льготы по земельному налогу есть у инвалидов, ветеранов, и для них предусмотрен денежный вычет 10 тыс. рублей из налоговой базы, то есть кадастровой стоимости земельного участка.

Поправки в НК позволят, во–первых, включить пенсионеров в число льготников при уплате земельного налога.

А во-вторых, для всех льготников денежный вычет 10 тыс. рублей от кадастровой стоимости участка будет заменен на вычет в натуральном выражении. То есть налоговая база будет уменьшена на кадастровую стоимость 600 кв. м, находящихся в собственности льготника. «Президент совершенно справедливо отмечает, что 10 тыс. руб. — это не много и не мало, а надо освободить эти шесть соток, решить этот вопрос для очень большого количества людей», — заявил Андрей Макаров

После принятия закона льготники будут платить налог лишь за ту часть участка, которая превышает шесть соток. Если льготник является собственником участка в 10 соток, то налог он будет платить лишь за 4 сотки.

tass.ru

Популярное:

  • Что влияет на налог на недвижимость Для исчисления налогов важен момент передачи недвижимости, а не дата госрегистрации права на него Финансисты разъяснили, как влияет момент регистрации права собственности на недвижимость на исчисление налога на прибыль, налога […]
  • Закон по тарифам страховых взносов Статья 22. Тариф страхового взноса Информация об изменениях: Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ в статью 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г. Статья 22. Тариф […]
  • Образец заявления о смене расчетного периода для расчета больничного Как взять другие периоды при расчете декретного, больничного Заявление о замене расчетного периода в целях расчета больничного пособия Понадобится при расчете суммы пособия по безработице, если сотрудница в расчетном периоде […]
  • Закона об оплате труда в россии Минимальный размер оплаты труда (подготовлено экспертами компании "Гарант") Минимальный размер оплаты труда Минимальный размер оплаты труда (МРОТ, федеральный МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным […]
  • Ст17 закона рф о социальной защите инвалидов в рф Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ "О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Документ является […]
  • Мчс приказ 329 Приказ МЧС России от 29 июня 2015 г. N 329 "О внесении изменений в Порядок присвоения квалификационных званий сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденный приказом МЧС […]
  • Единый реестр функций Единый реестр функций Адрес: 660049, г. Красноярск пр. Мира, 32 Электронная почта: [email protected] Телефон приемной: (391) 265-84-00 Телефон дежурного прокурора: (391) 227-48-78 Функции оператора единого реестра проверок, […]
  • Пенсия матери 5 детей ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 19 мая 2015 Органами ПФР Ростовской области выплачиваются пенсии 1 млн. 300 тыс. […]