Доплата налога на землю

Содержание:

Разъясняем законодательство

Про уплату земельного налога

Вопрос: Здравствуйте. К нам обратились пенсионеры – жители села Б-Жирово Фатежского района, которым пришло извещение уплатить земельный налог на 2014 и 2013 года, общая сумма составила 1831 рубль. Но за 2013–й год земельный налог уже был уплачен в размере 160 рублей. Пенсионеры обратились за разъяснениями в налоговую инспекцию по месту жительства, в устной беседе сотрудники налоговой сообщили, что сумма платежей за 2013-й год была невелика, поэтому и нужно оплатить новую сумму. Правомерно ли требовать уплатить налог повторно? Если да, с чем это связано. Если нет, куда могут обратиться люди за защитой своих интересов?

Отвечает заместитель прокурора Фатежского района Ярыгина Т.М.: Статьей 65 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами такой платы являются земельный налог и арендная плата

Порядок и сроки уплаты земельного налога регулируются главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), а также нормативными актами представительных органов муниципальных образований.

Всем гражданам, обладающим земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, направляются налоговые уведомления на уплату земельного налога, с указанием суммы налога к уплате, а также подробным ее расчетом.

Налоговые инспекторы определяют сумму земельного налога на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органов муниципальных образований.

Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст.391 НК РФ).

Для налогоплательщиков — физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статьей 391 НК РФ предусмотрена возможность изменения налоговой базы в результате изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет. В таком случае изменение налоговой базы учитывается, начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.

Таким образом, в случае ошибки Росреестра подлежит пересчету налог за все периоды, в которых при исчислении суммы к уплате в бюджет использовалась ошибочная кадастровая стоимость объекта налогообложения.

Если кадастровая стоимость была изначально завышена по данным Росреестра, то излишне уплаченный налог можно вернуть (или зачесть), написав заявление в инспекцию. Одновременно, если кадастровая стоимость была изначально занижена, то в результате исправления технической ошибки может потребоваться доплата налога.

Вместе с тем, для установления достоверных обстоятельств конкретного случая пересчета налоговых платежей необходимо обратиться с соответствующим заявлением в налоговый орган.

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

prockurskobl.ru

Как рассчитать сумму земельного налога организациям и ИП?

Налог – один из наиболее действенных способов наполнения бюджета. В нашей стране вся совокупность налогообложений делится на общегосударственные и местные платежи в зависимости от того, кто устанавливает процентные ставки.

Довольно широкая система классификации существует в зависимости от самого объекта налогообложения. Общепринятое мнение гласит, что подлежит уплате само осуществление предпринимательской деятельности. Но довольно часто предметом налогообложения становится сам объект, который используется в бизнесе. Рассмотрим участки земли, как предмет, который облагается обязательными платежами.

Что это за налог

Прежде всего, необходимо определиться, что же представляет собой такой вид налогообложения. Земельный налог – это вид обязательных платежей, который составляется для участков земельного фонда, которые используются предпринимателями в экономической деятельности. При этом такое налогообложение обязательно как для индивидуальных предпринимателей, так и для различных форм бизнеса, созданных в качестве юридических лиц.

Соответственно, процентные ставки устанавливаются местными властями исходя из соображений целесообразности. Государство регулирует данный вопрос исключительно в сфере предоставления минимального и максимального процента для налогообложения.

Кто должен его уплачивать, кто освобожден

Исключительной прерогативой государства становится установление круга субъектов, которые обязаны платить такого рода налог. К ним относят юридические лица и индивидуальных предпринимателей, которым:

  • участки земельного фонда принадлежат, как собственность;
  • земельные участки передаются в пользование по праву постоянного владения;
  • земельные фонды принадлежат на праве собственности, как объект наследства.

Довольно часто возникает вопрос по поводу земли, которой лицо пользуется по договору аренды. В данном случае уплата земельного налога отсутствует. В эту же категорию относят земли, которые принадлежат по праву безвозмездного использования.

Кроме того, уплате не подлежит использование земель:

  • участки, которые имеют ограниченную оборотоспособность;
  • на которых размещены объекты особой ценности;
  • которые принадлежат к лесному фонду;
  • которые находятся под водными объектами и на праве собственности принадлежат государству.

О размере и порядке выплаты страховых взносов для ИП в 2016 году читайте здесь.

Подробная инструкция о том, как получить свой ИНН через интернет, приведена в этой статье.

Формула расчета

Очень важно научиться рассчитывать налогообложение на земельные фонды. Многие считают это нецелесообразным, ссылаясь на то, что налоговые органы осуществляют такие действия самостоятельно и предоставляют субъектам экономической деятельности готовые расчеты непосредственно для оплаты. Но специалисты в этой сфере рекомендуют все же самостоятельно осуществлять перерасчет, чтобы обеспечить себя от машинальных ошибок налоговиков и штрафов, которые могут последовать после таких действий.

Для таких расчетов существует следующая формула:

ЗН = КСУ * РЧ * ПС * КВ, где:

  • ЗН – земельное налогообложение;
  • КСУ – стоимость участка земельного фонда согласно местному кадастру;
  • РЧ – размер части лица во владении земельным участком;
  • ПС – процентная ставка налогообложения;
  • КВ – коэффициент, который показывает период использования участка.

При этом кадастровую стоимость земли, используемой в деятельности, можно узнать непосредственно в кадастровой карте, которая размещена на официальном сайте или в местном отделении налоговой службы. Ставка в процентах отображается в зависимости от региона. Узнать ее можно как в налоговой инспекции по месту регистрации, так и на официальном сайте. Коэффициент, который показывает период использования участка применяется исключительно в том случае, когда деятельность производилась на протяжении неполного налогового периода, то есть года.

О том, как исчисляется данный налог — на следующем видео:

Порядок расчета с примерами

Для того чтобы показать действие формулы, попробуем использовать ее на примерах.

Для физических лиц

К примеру, некий индивидуальный предприниматель Власов К. Д. использует в своей деятельности земельный участок. По кадастровой стоимости региона его проживания этот объект землевладения оценивается в сумму 1 250 000 рублей. При этом процентная ставка составляет 0,5% от кадастровой стоимости.

Узнаем размер налога, умножив кадастровую стоимость на налогооблагаемый процент:

  • ЗН = 1 250 000 рублей * 0,5% = 6 250 рублей

На земельный участок

Гражданин Мелков А. Д. использует в своей деятельности земельный участок (СНТ). При этом ему принадлежит не вся земля, а только ее половина. Районным кадастром для этого участка определяется стоимость такой земли в 500 000 рублей. Допустим, такая земля находится в Московской области, где процентная ставка составляет 0,3%. Подсчитаем, какую именно сумму, обязан платить Мелков А. Д:

  • ЗН = 500 000 рублей * 0,5 * 0,3% = 750 рублей

Остальную доплату будут вносить лица, которые владеют второй половиной налогооблагаемого участка. Точно такой же подсчет осуществляется для жителей в многоквартирном доме.

Для юридических лиц

Принцип подсчета земельного налога для юридического лица такой же, как и для индивидуальных предпринимателей. Например, ООО «Радуга» в своей деятельности использует участок земли, кадастровая стоимость которого составляет 780 000 рублей. При этом участок принадлежит ему не полностью, а только на четверть. Процентная ставка в регионе составляет 0,7%.

Просчитаем размер налога, умножив все показатели между собой:

  • ЗН = 780 000 рублей * 0,25 * 0,7% = 1 365 рублей

Если изменилась кадастровая стоимость

Довольно часто предприниматели сталкиваются с проблемой изменения кадастровой стоимости земельного участка. Поэтому стоит запомнить, что каждый период вычисляется по той стоимости, на которую был установлен определенный налог.

Например, ИП Владов А. Д. Первые полгода платил налог на участок земли по кадастровым данным в 560 000 рублей. В следующее полугодие стоимость увеличилась до 605 000 рублей. Процентная ставка его региона равна 0,5%. В таком случае нам необходимо подсчитать каждый период отдельно и просуммировать полученные результаты. Подсчитаем размер налога за первое полугодие:

  • 560 000 рублей * 0,5 года * 0,5% = 1 400 рублей.

Теперь найдем размер налога за второе полугодие:

  • 605 000 рублей * 0,5 года * 0,5% = 1 513 рублей.

Общий налог за год будет составлять сумму двух ранее полученных результатов:

  • 1 400 рублей + 1 513 рублей = 2 913 рублей.

Именно такая сумма должна составлять годовой налог предпринимателя за землю, кадастровая стоимость которой менялась на протяжении года. Если изменений было больше – просто необходимо подсчитать каждый период отдельно и суммировать все полученные результаты.

Налоговый и отчетный периоды, возможные льготы

Налоговый период при уплате земельного налогообложения составляет год. То есть предприниматель или организация обязаны ежегодно платить определенные суммы за использование земельных фондов в своей деятельности, другого варианта не предусмотрено. При этом, как говорилось ранее, налоговый орган самостоятельно проводит все расчеты и к концу сентября направляет все необходимые уведомления на адрес субъекта экономической деятельности.

Это связано с тем, что несвоевременное получение уведомления никаким образом не освобождает предпринимателя от уплаты налогов, а только становится причиной начисления штрафов. Кроме того, на местном уровне налоговыми подразделениями могут устанавливаться льготные упрощения для некоторых категорий предпринимателей. Для того чтобы узнать, какие именно предприниматели и организации имеют право на такое упрощение, нужно обратиться в свое территориальное налоговое подразделение или воспользоваться электронным ресурсом.

Описанные выше подсчеты служат для того, чтобы субъекты всех форм ведения хозяйственной деятельности могли самостоятельно убедиться в правильности данных, предложенных налоговой службой. В случаях, когда информация предоставлена налоговиками и собственные подсчеты не совпадают, предпринимателям необходимо обратиться в то отделение, которое прислало такие ведомости. Дальнейшее разбирательство и определит, какую именно сумму необходимо уплатить.

Ответственность за неуплату налога

В случаях, когда индивидуальный предприниматель или организация не уплатили или несвоевременно уплатили налогообложение за землю, осуществляется начисление штрафных санкций. О размере такого дополнительного денежного обязательства предпринимателям по адресу регистрации бизнеса присылается уведомление.

При этом процентная ставка такого штрафа указывается в зависимости от региона нахождения участка земли, облагаемого налогом. Государство устанавливает исключительно рамки максимального и минимального процента.

Изменения с 2016 года

2016 год является периодом серьезных изменений в сфере налогообложения:

  • Для индивидуальных предпринимателей меняется порядок осуществления уплаты суммы по земельному налогу: так, они больше не несут обязанность по сдаче декларации и расчету суммы платежа.
  • Кроме того, в 2016 году большинство регионов высчитывает пошлину исходя из кадастровой стоимости земли. Например, ставка для Москвы составит около 0,3%.
  • Наконец, важным изменением является тот факт, что сумма налога увеличивается благодаря тому, что налог выплачивается как за территорию, так и за все постройки, находящиеся на ней. Именно по имуществу изменилось исчисление налога – размер пошлины стали считать исходя из кадастровой, а не инвентаризационной стоимости.

www.delasuper.ru

Срок и порядок уплаты земельного налога

Кто платит налог на землю

С точки зрения законодательства данная процедура ничуть не сложна, однако практика показывает, что далеко не всегда предприниматели осуществляют отчисления в бюджет в соответствии с требованиями. В результате конфликтные ситуации с ИФНС по данному вопросу не такая уж редкость. Поэтому рассмотрим, как оплатить земельный налог ИП в установленном законодательством порядке.

Вначале стоит определить, кто должен платить этот вид отчислений в бюджет. Ответ на данный вопрос содержится в Налоговом кодексе РФ.

Плательщиками налога на землю признаются физические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели, организации, владеющие на праве собственности, постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения земельными участками различного назначения.

Лица, использующие наделы по договорам аренды, в том числе и на длительный срок, освобождаются от уплаты налога в отношении арендованных земель.

Отметим, что ИП в отношении своих земельных участков могут осуществлять отчисления по двум вариантам:

  • уплата налога на землю физическим лицом – если участок используется исключительно в личных целях;
  • уплата ИП – в случае использования участка в коммерческих целях.

К содержанию

Срок уплаты

За налоговые периоды по 2014 год включительно срок уплаты земельного налога устанавливался на региональном уровне. Причем ранее ИП, как и организации, должны были осуществлять ежеквартальные авансовые платежи – до первого числа месяца, следующего за отчетным.

Кроме того, расчет суммы отчислений ИП производил самостоятельно. Для этого ему было необходимо предварительно узнать кадастровую стоимость своего участка, а также уточнить ставки налога в зависимости от категории земель. Кроме того, практически во всех регионах действуют повышающие коэффициенты для земель, используемых в предпринимательских целях. Смотрите пример налоговой декларации по ЗН.

Начиная с 1 января 2015 года, обязанность рассчитывать налог на землю для ИП лежит на налоговой службе: платеж будет осуществляться на основании ее уведомления.

Срок оплаты налога– до 1 октября года, следующего за отчетным. Однако данные изменения – с 2015 года – касаются именно отчетного периода, платеж в 2015 году за 2014 год ИП должен был осуществить на основании самостоятельного расчета и в сроки, установленные региональным законодательством.

Порядок уплаты земельного налога ИП до и после 2015 года

Порядок отчислений

Порядок уплаты земельного налога предпринимателем, ничуть не отличается от иных платежей, предусмотренных действующим законодательством.

У некоторых субъектов предпринимательства возникает вопрос, куда осуществлять платеж, если ИП зарегистрирован в одном месте, а использует землю в другом населенном пункте: например, ИП имеет регистрацию в городе, а его производство занимает земли в пригороде.

Согласно законодательству, земельный налог перечисляется только в бюджет того муниципалитета, где расположен данный участок, независимо от места регистрации ИП.

При проведении платежа важно использовать правильные реквизиты, которые в каждом регионе свои, причем они различаются и между муниципалитетами.

Как было отмечено ранее, освобождены от уплаты земельного налога арендаторы земель. Кроме того, федеральное законодательство содержит определенные льготы по размеру налоговых платежей за землю отдельным категориям граждан.

Отметим, что местное законодательство может предусматривать иные категории граждан, а также субъектов хозяйственной деятельности, в отношении которых действует освобождение от земельного налога либо льготный режим его начисления.

Таким образом, при уплате налога на землю ИП должен ориентироваться не только на нормы федерального налогового законодательства, но и нормативные документы региональных и местных властей. Именно в этом кроется основная сложность. Впрочем, как показывает практика, большинство предпринимателей успешно справляются с этой проблемой.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога ИП: Видео

ipinform.ru

Сроки внесения платежей по земельному налогу для физических и юридических лиц

Земельный налог обязателен к уплате всеми владельцами участков в независимости от их площади, назначения и местонахождения. С 2015 года обязанность по самостоятельному расчету суммы сбора и подаче отчетности осталась только у организаций, изменились и сроки уплаты земельного налога. Физлица и предприниматели отныне будут получать единые уведомления от ФНС с указанием суммы.

Земельный налог: когда платить ИП?

Индивидуальные предприниматели в рыночных отношениях выступают физическими лицами и хозяйствующими субъектами одновременно. Земельный налог ИП платят на общих основания. Однако в зависимости от целей использования участка разнится ставка, сроки уплаты и порядок внесения платежа:

  • Участки земли, которые предприниматель использует в бизнесе, облагаются земельным налогом. Расчет его и сдача налоговой декларации производится в этом случае субъектом хозяйствования самостоятельно наравне с организациями. Расчет авансовых платежей также осуществляется самим ИП. Однако за 2015 года платеж будет насчитываться налоговым органом. Уже в следующем году предприниматели получат готовые уведомления по всем, принадлежащим ИП, участкам.
  • Расчет налога по участкам, которые предприниматель использует в качестве приусадебного хозяйства, дачным, занятым жилыми строениями, производит ФНС по месту регистрации земли.

Сроки уплаты земельного налога в 2015 году, как и подачи декларации, устанавливаются муниципальной властью в каждом конкретном регионе.

Порядок и сроки уплаты, подачи отчетности по земельному налогу для ИП такие:

  • налог за год надо уплатить вплоть до 1 октября года, который следует за налоговым периодом;
  • декларацию за прошлый год необходимо было предоставить в ФНС не позднее 1 февраля 2015 года;
  • в следующем году сдавать отчетность за 2015 год не нужно; ИП освобождены от этого в связи с изменениями, вступившими в силу с начала этого года;
  • с начала текущего года предприниматели освобождены от уплаты авансов по земельному налогу, поэтому срок уплаты не установлен.

Уплата налога физическими лицами

Внесенные в Налоговый кодекс поправки (глава 31 НК) устанавливают крайний срок оплаты налога для физлиц – 1 октября. То есть, сумму за этот год надо будет внести не позднее 01.10.2016. Ранее срок заканчивался 1 ноября.

Физлица не рассчитывают сумму платежа самостоятельно, это прерогатива ФНС. Уплата производится ими на основании единого уведомления, которое доставляется адресатам по почте. В уведомлении содержится информация:

  • сумма, подлежащая внесению в бюджет;
  • период, в течение которого необходимо произвести уплату;
  • данные о плательщике;
  • информация о налогооблагаемой базе – площадь, назначение, кадастровая стоимость участка земли.

Информация не всегда соответствует действительности. Случается ошибка, когда оплаченный штраф снова включается в общую сумму или за проданный в прошлом году участок все равно начисляется налог. В этом случае необходимо лично посетить ФНС с документами, подтверждающими неправомерное начисление сбора за землю.

Если сумма земельного налога за год не поступает в бюджет до указанного срока уплаты, для физических лиц начинают действовать штрафные санкции. С первого же дня просрочки насчитывается пеня. Как только сумма долга вместе со штрафом превысит полторы тысячи рублей, органы ФНС имеют право обратиться с исковым заявлением в суд для взыскания средств с налогоплательщика.

Для граждан действуют различные льготы:

  • На 10 тысяч рублей сокращается размер налоговой базы (кадастровой стоимости) для Героев труда, ветеранов и инвалидов боевых действий, чернобыльцев.
  • В отдельных регионах в списке льготников присутствуют многодетные семьи, пенсионеры и другие категории.
  • Некоторые льготные категории граждан и вовсе освобождаются от уплаты сбора. Решение об этом принимают местные органы власти.

Ставка для физлиц выше, чем для организаций, и равна 1,5% от кадастровой стоимости участка. Именно поэтому необходимо выяснить полный перечень льгот конкретного района. Льготирование предоставляется не автоматически, а по заявлению плательщика с предоставлением подтверждающих документов, которые дают право воспользоваться скидкой при уплате земельного налога.

Земельный налог, взимаемый с организаций

Организации и предприятия также являются плательщиками земельного налога. Уплачивать сбор необходимо только за те участки, которые находятся в бессрочном пользовании и на них имеется право собственности. За арендованную землю налог не взимается.

Порядок расчета и подачи декларации по налогу для юрлиц установлен 31-й главой НК. Согласно ей организации самостоятельно рассчитывают налог за год, авансовые платежи, составляют декларацию и подают ее в ИФНС.

При расчете налога для организаций используется, как правило, ставка в размере 0,3%. Поэтому дополнительных льгот для юрлиц не предусмотрено – сумма и так получается не «заоблачной». Право на льготирование имеют лишь предприятия, которые заключают договоры краткосрочной аренды земли. Сроки и порядок уплаты земельного налога (авансовых платежей) для юридических лиц таковы:

  • По истечении первого квартала, который является отчетным периодом, организация производит уплату первого в году авансового взноса. Он представляет собой четвертую часть суммы налога за год. В налоговую службу сдается декларация.
  • По завершении второго и третьего кварталов соответственно производятся отчисления в бюджет, и подается отчетность.
  • По завершении года (налогового периода) не позднее 1 февраля должна быть произведена доплата и подана налоговая декларация.

Сроки уплаты авансовых и годовых платежей по земельному налогу в 2015 устанавливаются местной властью. Если же таковые не установлены в каком-либо регионе, стоит руководствоваться федеральным законодательством. Узнать порядок внесения платежей, действующие льготы можно в территориальном отделе ФНС города.

creditnyi.ru

Исчисление и уплата земельного налога. Участки, права на которые возникли не с начала года

Идеальной была бы ситуация, когда права на земельные участки возникали бы у организаций с начала года. На практике такие случаи крайне редки, намного чаще государственная регистрация прав на земельные участки приходится на даты, не совпадающие с началом года. Рассмотрим порядок исчисления и уплаты земельного налога, если такая обязанность возникает не с начала календарного года.

Общие положения

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе земельный налог регулируется в особом порядке: в соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 387 НК РФ этот налог устанавливается, вводится в действие, прекращает действовать на основании НК РФ и законов названных городов и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Вводя земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. Помимо этого указанные органы наделены правом устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая определение размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Согласно ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, которые обладают земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Последним из названных прав могут обладать только граждане (п. 1 ст. 266 ГК РФ).

Не признаются плательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Таким образом, если у организации в течение налогового периода возникают права собственности и постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, и этот участок является объектом налогообложения, то указанная организация признается плательщиком земельного налога.

Напомним, что налоговым периодом является календарный год, т. е. период с 1 января по 31 декабря (п. 1 ст. 393 НК РФ).

Как следует из п. 1 ст. 131 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 21.07.97 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ), права собственности и постоянного (бессрочного) пользования возникают у организации с момента государственной регистрации земельного участка. Доказательством существования зарегистрированных прав собственности и постоянного (бессрочного) пользования признается запись в Едином государственном реестре прав. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей в указанный реестр (п. 3 ст. 2 Закона № 122-ФЗ).

На основании п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Не являются объектом налогообложения земельные участки, перечисленные в п. 2 ст. 389 НК РФ.

Кадастровая оценка земли

Напомним, что согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Кадастровая оценка земель осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

При определении рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства РФ от 8.04.2000 г. № 316. Налогоплательщики-организации (далее — налогоплательщики) определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на правах собственности или постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).

Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, установлен в п. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.07 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Федеральный закон № 221-ФЗ), согласно которому эти сведения предоставляются в виде:

  • копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;
  • кадастровой выписки об объекте недвижимости;
  • кадастрового паспорта объекта недвижимости;
  • кадастрового плана территории;
  • кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  • в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В п. 13 ст. 14 Федерального закона № 221-ФЗ установлено, что кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно по запросам любых лиц. Форма такой справки утверждена приказом Минэкономразвития России от 1.10.13 г. № 566, она оформляется на одном вертикально расположенном листе формата A4 и заверяется подписью уполномоченного в установленном порядке лица органа кадастрового учета, выдавшего кадастровую справку, и оттиском печати такого органа.

Кроме того, сведения о величине кадастровой стоимости земельного участка отражены в его кадастровом паспорте и в кадастровой выписке об этом участке. Формы этих документов содержатся в приложениях 3 и 4 к приказу Минэкономразвития России от 25.08.14 г. № 504 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории» соответственно.

Согласно п. 8 ст. 14 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровая выписка об объекте недвижимости или кадастровый паспорт земельного участка предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса (максимальный срок), если иное не установлено Федеральным законом № 221-ФЗ.

Получать сведения о кадастровой стоимости земельных участков налогоплательщики обязаны самостоятельно. Как следует из п. 14 ст. 396 НК РФ и постановления Правительства РФ от 7.02.08 г. № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков», налогоплательщики обязаны обеспечивать себя сведениями посредством получения необходимых данных через Интернет либо путем подачи письменного запроса в территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости о предоставлении такой информации.

Изменения в законодательстве

Кроме того, на основании Закона № 361-ФЗ с 1 января 2017 г. перестали действовать главы I -IV, ст. 31 и глава VI Закона № 122-ФЗ, а с 1 января 2020 г. он полностью утратит силу (ст. 30 Закона № 361-ФЗ).

Однако следует иметь в виду, что с 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 3.07.16 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», который регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории РФ.

С 1 января 2017 г. также начал действовать Федеральный закон от 13.07.15 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», регулирующий отношения, которые возникают в связи с осуществлением на территории РФ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в этом реестре (см. на стр. 7 статью Д. Азжеурова «Госрегистрация прав на недвижимость»).

Изменение кадастровой стоимости земли в течение налогового периода

Нередко у налогоплательщиков возникает вопрос, изменяется ли кадастровая стоимость земельного участка в течение налогового периода. В письме Минфина России от 29.01.09 г. № 03-05-06-02/05 разъяснено следующее: из положений НК РФ следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и для целей налогообложения не может изменяться в течение налогового периода, если не изменились результаты государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок или судебного решения, внесенных обратным числом на указанную дату. Аналогичное мнение содержится в письмах Минфина России от 18.12.08 г. № 03-05-05-02/91, от 5.09.06 г. № 03-06-02-02/120.

Отметим, что и арбитражные суды поддерживают позицию Минфина России (постановления ФАС Московского округа от 6.03.09 г. № КА-А41/1065–09, ФАС Поволжского округа от 31.03.09 г. № А06-5597/2008).

Следовательно, если у налогоплательщиков в течение налогового периода возникают права собственности и постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, являющийся объектом налогообложения, то его кадастровая стоимость определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Данное положение справедливо, если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок или судебного решения, внесенных обратным числом на указанную дату.

Отметим, что согласно абзацу 5 п. 1 ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Вместе с тем изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, которая допущена осуществляющим государственный кадастровый учет органом при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка (абзац 6 п. 1 ст. 391 НК РФ).

Если кадастровая стоимость изменяется на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решения суда, то сведения об измененной кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая была предметом оспаривания (абзац 7 п. 1 ст. 391 НК РФ).

Если земельный участок образован в течение налогового периода, то налоговая база в данном периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет (абзац 2 п. 1 ст. 391 НК РФ).

Исчисление суммы налога

По истечении налогового периода сумма налога рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не установлено п. 15 ст. 396 НК РФ. При этом налоговая ставка устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в пределах, определенных НК РФ (ст. 394). Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налогоплательщики, для которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода как ¼ соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК РФ).

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) сумма налога (сумма авансового платежа по нему) в отношении данного земельного участка исчисляется с учетом коэффициента. Для определения такого коэффициента число полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, следует разделить на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если право собственности (постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок (его долю) возникло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

В случаях, когда соответствующее право на земельный участок (его долю) возникло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении данного коэффициента.

Иными словами, если права на земельный участок возникли до 15-го числа включительно, то земельный налог за этот месяц уплачивает новый собственник (пользователь) земельного участка. Если же права на земельный участок перешли во второй половине месяца (после 15-го числа), то обязанность по уплате земельного налога за этот месяц возлагается на прежнего собственника (пользователя). Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 8.09.06 г. № 03-06-01-02/36.

Пример

5 августа 2017 г. организация приобрела в собственность земельный участок. Нормативным правовым актом данная организация является плательщиком земельного налога и обязана исчислять и уплачивать авансовые платежи по нему. Налоговая ставка установлена в размере 1%. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2017 г. года составляет 40 000 000 руб.

Коэффициент для расчета земельного налога равен 0,42 (5 месяцев (август- декабрь) / 12 месяцев).

Сумма земельного налога составит 168 000 руб. (40 000 000 руб. х 1% х 0,42).

Сумма авансового платежа по налогу за III квартал календарного года рассчитывается исходя из коэффициента 0,67 (2 месяца / 3 месяцев).

Таким образом, сумма авансового платежа по налогу за III квартал текущего года будет 67 000 руб. (40 000 000 руб. х 1% х ¼x0,67).

Налоговые льготы

Налогоплательщик может быть освобожден от уплаты земельного налога на основании ст. 395 НК РФ или нормативного правового акта представительного органа муниципального образования (закона городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). При этом налогоплательщик, руководствуясь п. 10 ст. 396 НК РФ, обязан представить документы, подтверждающие такое право на льготу, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставлено такое право, исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права считается за полный месяц.

Сроки уплаты налога

Если предусмотрена уплата авансовых платежей, налогоплательщики-организации должны их уплачивать, руководствуясь п. 2 ст. 397 НК РФ. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в установленном п. 5 ст. 396 НК РФ порядке, т. е. сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам налогового периода.

Сумма налога и авансовых платежей по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (п. 3 ст. 397 НК РФ). По этому же месту по истечении налогового периода налогоплательщики-организации обязаны представлять налоговую декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.п. 1, 3 ст. 98 НК РФ).

Форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена приказом ФНС России от 28.10.11 г. № ММВ-7-11/[email protected] «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения».

Обратите внимание! Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в названном качестве (п. 4 ст. 398 НК РФ).

Критерии отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утверждены приказом ФНС России от 16.05.07 г. № ММ-3-06/[email protected] «О внесении изменений в Приказ МНС России от 16 апреля 2004 года № САЭ-3-30/[email protected]». Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков утверждены приказом Минфина России от 11.07.05 г. № 85н.

Подписывайтесь на главное от «Клерка» на Яндекс.Дзен. Самый умиротворяющий бухгалтерский сервис.

www.klerk.ru

Популярное:

  • Приказ 65 мвд рф от 31012013 Приказ МВД России от 31 января 2013 г. N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД России от 31 января 2013 г. […]
  • Последние изменения в материнском капитале в 2014 Материнский капитал в 2015 и 2016 году Программа материнского капитала началась в 2007 году в виде реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Их обеспечение в рамках программы установлено […]
  • Повышение пенсий в россии в 2013 году За 2013 год в России были выплачены пенсии на сумму 5,25 трлн рублей За 2013 год Пенсионный фонд РФ выплатил 41 миллионам российских пенсионеров 5,25 трлн руб. Об этом сообщается в отчете, размещенном на сайте фонда. Сумма […]
  • Статья про опеку Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ"Об опеке и попечительстве" С изменениями и дополнениями от: 18 июля 2009 […]
  • Приказом минэкономразвития 544 Приказ Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н "Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети […]
  • Материнский капитал 500 Материнский капитал 500 Напомним, что точная сумма материнского капитала ежегодно индексируется: в 2007г. она составляла 250 тыс. руб., к началу 2010г. - увеличилась до 343,4 тыс. руб., к 2013г. - 408,9 тыс. руб. В настоящее […]
  • Приказ мчс 701 2014 года Приказ мчс россии 701 от 2014 МЧС России Приказ от 18 декабря 2014 г. № 701 Об утверждении типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне Зарегистрировано в Минюсте […]
  • Приказ 555 министерства обороны Приказ Министра обороны РФ от 18 августа 2014 г. N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской […]