Досрочное прекращение полномочий главы это

Досрочное прекращение полномочий главы это

Законодательные основания досрочного прекращения полномочий глав муниципальных образований

Мэр города Долматово (Курганская область) в 1996-2004 гг.

Благодаря законодательному закреплению, отзыв главы муниципального образования избирателями стал императивным правовым институтом. Долгое время федеральный законодатель избегал его регулирования, возлагая решение этой задачи на субъекты Федерации и муниципальные образования. Считалось, что если отзыв выборного должностного лица признается уставом самоуправляющейся территории, то возможность его принятия существует. Если нет, то такой формы прямой демократии для населения данного муниципального образования также нет. Теперь отзыв становится обязательной частью устава территории самоуправления.

Глава муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования в соответствии с собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. (Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ. В редакции от 18.04.2005. Ст. 36, п. 1). Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования: избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава; в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию; в случае избрания представительным органом муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования; не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации; в случае формирования представительного органа муниципального района является председателем представительного органа муниципального района.

Каковы же законодательные основы досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования?

Эти основания установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г . «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[1] (в дальнейшем ФЗ от 06.10.03). Сделано это впервые, так как прежний закон об общих принципах организации местного самоуправления[2] избегал регламентации статуса выборных должностных лиц местного самоуправления и депутатов муниципальных представительных органов. Предполагалось, что их правовое положение должно регулироваться самостоятельным федеральным законом об основах статуса выборного лица местного самоуправления[3]. Однако процесс разработки и принятия такого закона прервал Президент РФ, посчитавший, что ядром правового регулирования отношений подобного рода должно стать не федеральное, а региональное законодательство.

Все же ФЗ от 06.10.03 отчасти компенсирует отсутствие специального законодательства, закрепляя нормативные установки, прежде неизвестные уровню федерального правового регулирования. К примеру, наконец в рамках одного законодательного акта определены временные границы срока полномочий выборного должностного лица местного самоуправления — от двух до пяти лет. Конкретное решение этого вопроса зависит от устава муниципального образования. Прежде минимальный срок (не менее двух лет) устанавливался в законе об общих принципах организации местного самоуправления, а верхняя планка срока полномочий (не более пяти лет) — законом об основных гарантиях избирательных прав… граждан РФ.

Более удачно в сравнении с депутатами местных представительных органов решается вопрос о начале и окончании срока полномочий глав муниципальных образований. Полномочия начинаются со дня вступления в должность (обычно день принятия присяги или день издания акта о вступлении в должность) и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования. Согласно законодательству, у депутатов полномочия возникают со дня избрания, что на практике вызывает много кривотолков. Что считать днем избрания: день голосования, день принятия соответствующей избирательной комиссией решения об установлении результатов выборов или же день опубликования такого решения?

Решен также вопрос об основаниях досрочного прекращения полномочий выборных должностных лиц. Их одиннадцать. Одни из них следуют из гражданского законодательства: признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признание безвестно отсутствующим или умершим, опять-таки по решению суда. Другие регламентируются нормами уголовного права — вступление в законную силу обвинительного приговора суда.

Нормативное установление данных оснований каких-либо неожиданностей не вызывает, за исключением, пожалуй, одного несоответствия. Хорошо известно, что избирательного права лишены лица, признанные недееспособными. Однако ограниченно недееспособные в этот круг не попадают. Следовательно, они могут быть избраны руководителями муниципальных образований. Но исполнять соответствующие обязанности не смогут, поскольку нормы муниципального права указывают на то, что ограниченная дееспособность, признанная судом, служит причиной досрочного сложения таким главой своих служебных обязанностей. И еще. В последние годы в российском законодательстве о статусе выборных лиц в качестве самостоятельного основания прекращения полномочий устанавливается смерть лица. В общем перечне законодательных оснований это занимает первое место (ст. 36, 37, 40 ФЗ от 06.10.03). Насколько юридически целесообразно отражать в нормах закона данное обстоятельство? Неужели не понятно, что смерть человека — единственно самое прочное условие завершения им своей деятельности, и не только выборной. Вряд ли это требует нормативного подтверждения.

На что действительно следует обратить внимание законодателю, так это на группу оснований, имеющих публично-правовое выражение. Их несколько: отрешение от должности; выезд за пределы страны; прекращение гражданства России; отзыв избирателями; стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия; досрочное прекращение полномочий представительного органа при условии, что глава избран из состава этого органа. В данную группу следовало включить еще одно — занятие должностей и осуществление полномочий, несовместимых со статусом главы муниципального образования. Ряд ограничений подобного рода следует, например, из избирательного законодательства, законодательства о муниципальной службе.

Выборные должностные лица не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, депутатами законодательных органов государственной власти субъектов Федерации. Они не вправе занимать государственные должности Российской Федерации и ее субъектов, должности государственной и муниципальной службы. Им нельзя заниматься предпринимательской деятельностью. Очевидно, что данные обстоятельства должны были найти отражение в качестве дополнительного основания прекращения полномочий глав муниципальных образований.

Прекращение гражданства России — основание, терминологически приведенное в соответствие с законодательством о гражданстве. Прежде законодатель с упорством называл его «утрата гражданства». Выезд за пределы России на постоянное место жительства — основание, ставшее самостоятельным недавно. Ранее законы многих субъектов Федерации предусматривали несколько иное — выезд выборного лица за пределы муниципального образования на постоянное место жительства. Данное положение противоречило нормам избирательного законодательства, которое позволяло участвовать в выборах лицам, никак не связанным местом жительства с местом своего избрания.

Кроме того, оно получило негативную оценку Конституционного суда РФ[4]. Суд признал, что федеральное законодательство не устанавливает ограничений в зависимости от места жительства применительно к возможности занятия гражданином должности и исполнения им соответствующих полномочий. Хотя в постановлении Конституционного суда речь шла о главе администрации субъекта Федерации, очевидно, что данная точка зрения имеет прямое отношение и к главам муниципальных образований.

Благодаря законодательному закреплению, отзыв главы муниципального образования избирателями стал императивным правовым институтом. Долгое время федеральный законодатель избегал его регулирования, возлагая решение этой задачи на субъекты Федерации и муниципальные образования. Считалось, что если отзыв выборного должностного лица признается уставом самоуправляющейся территории, то возможность его принятия существует. Если нет, то такой формы прямой демократии для населения данного муниципального образования также нет. Теперь отзыв становится обязательной частью устава территории самоуправления (пп. 8 п. 1 ст. 44 ФЗ от 06.10.03). В соответствии с п. 2 ст. 24 данного закона, в уставе должны быть закреплены основания и процедура отзыва. Законодатель указывает, что основаниями для отзыва могут служить только конкретные противоправные решения или действия (бездействие) выборного лица и только в случае их подтверждения в судебном порядке.

Нетрудно заметить, что судебное решение служит, по ФЗ от 06.10.03 г., основанием как для отзыва, так и для отрешения от должности глав муниципальных образований (ст. 74). Мотив такого судебного вердикта — противоправное решение должностного лица (при отзыве) и издание нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ и законодательству (при отрешении от должности). Очевидно, что понятия противоправного решения, а тем более действия (бездействия) могут чрезвычайно широко трактоваться. В чем выражается это противоправное решение? В издании правового акта? В устном распоряжении? Ответов на эти и другие вопросы закон не содержит. А как быть, если суд подтвердил в своем решении противоправный характер действий главы, но тот подчинил их (действия) законодательным требованиям? В этом случае процедура отзыва сворачивается?

Гораздо более очевидно, что законодатель многое почерпнул из постановления Конституционного суда РФ от 2 апреля 2002 г .[5] Так, процедура отзыва должна предусматривать возможность главы дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Кроме того, воспринята еще одна правовая позиция суда: выборное лицо считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании. Указанное постановление Конституционного суда не только дает разъяснения по поводу юридических особенностей отзыва, но и служит также примером судебных актов, являющихся источниками муниципального права.

Установленная в судебном порядке стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования — основание, впервые сформулированное ФЗ от 06.10.03. Здесь очевидна аналогия с конституционной нормой, указывающей на стойкую неспособность по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия (ч. 2 ст. 92 Конституции РФ). С разницей лишь в том, что в случае с главой муниципального образования данный факт устанавливается в судебном порядке. Однако в части процедуры установления неспособности исполнять должностные обязанности существует полная неясность — как в отношении главы государства, так и касательно главы самоуправляющейся территории. Механизм пока не апробирован на практике. Думается, что это основание останется невостребованным и в перспективе.

Глава муниципального образования в случае его избрания из состава депутатов представительного органа местного самоуправления может прекратить свои полномочия в связи с завершением деятельности самого представительного органа. Это естественно. А что делать с главой, избранным населением, но по должности возглавляющим местную думу, опять-таки в случае прекращения ею полномочий досрочно? Закон на этот вопрос не отвечает. Значит, такой глава сохраняет за собой должность, ожидая проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления.

При всех указанных в законе обстоятельствах от главы муниципального образования не требуется письменного заявления о сложении полномочий. Действительно, когда есть обвинительный приговор суда, личное заявление никакой роли не играет. Тем не менее, в случае отставки по собственному желанию такое заявление необходимо (ведь мотивы подобного решения законодатель не раскрывает). Отсюда возникает необходимость подачи такого заявления.

Таковы законодательные основания досрочного прекращения полномочий глав муниципальных образований.

www.law.edu.ru

Прекращение полномочий главы муниципального образования РФ

Марченко С.А.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

20 марта 2009 г. Государственной Думой РФ был рассмотрен и принят проект федерального закона № 155656–5 «О внесении изменений в ФЗ — Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В этом проекте рассматривается процедура лишения полномочий и удаления в отставку главы муниципального образования по решению представительного органа муниципального образования.
По существу, в статью 36 пункт 6 действующего ФЗ-131 (текст статьи см. здесь), в которой расписаны все случаи досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, добавлен подпункт 2.1 — удаление в отставку в соответствии со статьей 74.1 того же ФЗ-131 (текст статьи см. здесь)

Население России по данным Росстата на 1 января 2009 г. составляло 141 903 979 чел. Российская Федерация состоит примерно из 24210 муниципальных образований, без учета Чечни и Ингушетии.

Должность главы муниципального образования – выборная, также как и должность депутата муниципального собрания. Все это предусмотрено действующим федеральным законом о местном самоуправлении, а также прописана процедура досрочного прекращения полномочий лиц, занимающих выборные должности. Зачем нужно было принимать данную поправку, дающую другим ветвям власти большую возможность влиять на деятельность избранного местным населением главы муниципального образования, то есть ставить главу в зависимость не от избирателей, а от других центров власти? Многие эксперты по вопросам местного самоуправления находят эту поправку не соответствующей Конституции РФ. К примеру, заключение Европейского клуба экспертов МСУ, которое предлагает иной вариант этого проекта (полный текст заключения ЕКЭ МСУ размещён по адресу http://emsu.ru/lg/0904/11.htm. Заключение очень конкретное, юридически правильное и соответствует Конституции РФ.

Например, участие главы субъекта РФ в отрешении от должности главы МО представительным органом МО является неправомерным.

Конституция РФ провозглашает самостоятельность и невхождение органов МСУ в систему органов государственной власти (статья 12), запрет на ограничение прав местного самоуправления (статья 133). В соответствии с этим абзац второй ч.4 ст.34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – ФЗ-131) запрещает участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов МСУ, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц МСУ.

Конституционный Суд РФ также не раз подчеркивал, что органы государственной власти не вправе участвовать в назначении или отрешении от должности каких-либо должностных лиц МСУ, в т.ч. признавал не соответствующими положения законов субъектов РФ, согласно которым глава МО избирается на должность и освобождается от должности представительным органом МСУ по предложению государственных должностных лиц (Постановления Конституционного Суда РФ от 24.01.1997 № 1-п, от 15.01.1998 № 3-П, Определения Конституционного Суда РФ от 08.10.1999 № 138-О, от 11.06.1999 № 105-О, от 15.05.2001 № 98-О). Так, в определении от 11.06.1999 № 105-О Конституционный Суд РФ прямо указал на «обязанность как федерального законодателя, так и законодателя субъекта РФ обеспечивать безусловное право населения, избранных им представительных органов местного самоуправления самостоятельно, без вмешательства органов государственной власти и государственных должностных лиц формировать органы местного самоуправления» (абзац пятый п.4 мотивировочной части).

Исключение из этого правила составляет установление ответственности перед государством как особой формы ответственности за нарушения установленных государством требований. Это возможно в двух случаях (статья 72 ФЗ-131):

– нарушение Конституции РФ и законов;

– ненадлежащее исполнение государственных полномочий, переданных органам МСУ.

Соответственно, привлечение к ответственности перед государством также находится в компетенции государственных органов. Конституционный Суд РФ указывал, что «досрочное прекращение полномочий – при условии, что оно сопровождается одновременным назначением новых выборов и как разновидность ответственности соразмерно степени совершенного нарушения и значимости защищаемых интересов, – само по себе не может рассматриваться как неправомерное вмешательство органов государственной власти в деятельность местного самоуправления» (Постановление от 16.10.1997 № 14-П).

Процедура ответственности главы МО перед государством установлена статьей 74 ФЗ-131.

Наверное, наши законодатели, тоже знают о некоторых неясных моментах в принятой ими поправке. Так в чём же дело, почему же поправки в ФЗ-131 не соответствуют нормам Конституции РФ? Или, может, всё же соответствуют?

В. Суриков. Боярыня Морозова
(один из старых вариантов удаления в отставку — на санях)

Ответ довольно и простой, и сложный. Примерно такой же, как и ответ на философский вопрос, что первично — бытиё или сознание, где Конституция — это сознание, а уровень развития экономики и общества – это бытиё. Любое государство закладывает в свою Конституцию, как правило, самые лучшие гуманистические идеи и достижения всего прогрессивного человечества и провозглашает Конституцию основным законом Государства. Но вот бытиё – экономика, традиции и уровень жизни населения, который отражается на социальном качестве последнего, не всегда соответствует Основному Закону страны.

Если в Российской Империи конституции вообще не было, хотя в последние десятилетия своего существования это была довольно свободная страна, но с очень низким (по отношению к западным соседям) уровнем жизни, то в СССР конституция уже была. Можно сказать, что это на бумаге была очень демократичная и довольно прогрессивная Конституция. По существу, это была немного переделанная конституция Франции – родины всей мировой демократии и одной из самых демократических стран в мире. А вот бытиё в СССР не было даже отдалённо похоже на французский уровень жизни. Может, по количеству танков на душу населения СССР и был впереди планеты всей, но по уровню жизни, а соответственно, и уровню гражданских свобод, возможно, даже уступал Российской Империи.

В Российской Федерации Конституцию также утвердили не на один день. Конституция хорошая, отвечающая всем нормам мировой демократии. Но вот по бытию Россия ещё не особенно развитая держава с экстенсивной сырьевой экономикой, с колоссальными проблемами, которые пришли из прошлой жизни, с сокращающимся и деградирующим населением, с нерешенными национальными и прочими проблемами, но с ещё достаточно грозной военной силой, которая осложняет притязания международных монополий на наши природные ресурсы на источник, дающий существование россиянам, как единой нации. И Конституция страны – это не мёртвый догматический документ. Ведь изменили же срок полномочий президента с четырёх до шести лет. Это надо было сделать ещё четыре года назад. Или увеличить, или уменьшить, чтобы срок полномочий президента совпадал с цикличностью мировой экономики.

Поэтому принимать законы, которые формально соответствуют Конституции РФ, но практически ведут к разрушению Государства Российского, могут только или социалисты-утописты или силы, которые хотят быть неподконтрольными в своей «вотчине», под названием «муниципальное образование». Ни для кого не секрет, что в данное время социальная активность населения, если только она не затрагивает вопросы зарплаты, еды, воды и тепла, очень незначительная. А местные выборы вообще мало кого интересуют. Так что инициативная группа людей, обладающая определёнными ресурсами, может собрать менее 20% голосов от общего числа избирателей и выбрать своего мэра или главу.

А дальше абсолютно спокойно начать разграбление города или региона. Сначала разграбить в свою пользу, а потом, может быть, и вообще отделиться. И все вроде как демократически, «всенародно избранные». Интересно, каковы будут результаты, если провести анонимный опрос среди глав администраций, с какими целями они становятся главой или мэром; сколько средств потрачено на выборы; как можно возместить эти затраты? Новая поправка в статью 36 пункт 6 подпункт 2.1 «удаление в отставку в соответствии со статьёй 74 п.1» даёт возможность более оперативного контроля со стороны центральной власти за целостностью и соблюдением законности на всей территории РФ и для построения действующей вертикали власти. Не надо забывать и то, что и сама центральная власть страны, тоже выборная, выбирается демократическим путём и основные, самые большие полномочия делегированы ей избирателями всей страны.

Поэтому нельзя, вопреки здравому смыслу, ставить местный закон выше общегосударственного интереса. А Конституция – это идеал, к которому надо стремиться. И на данное время, Основной закон РФ намного меньше расходится с «бытиём», чем за все предыдущие этапы истории нашей страны, и это надо ценить. Ценить те реальные, основные демократические права и свободы, которыми сейчас пользуются граждане Российской Федерации. Так вот, для обеспечения этих прав и свобод на всей громадной территории нашей многонациональной державы и принята данная поправка.

Сама мировая история развития местного самоуправления показывает, что без политической активности местного населения одними законодательными актами реальные органы местного самоуправления не построишь, а процесс строительства государства, является непрерывным, всё время совершенствующимся или деградирующим. Не надо забывать, что сейчас проводятся и другие реформы ветвей власти. Самая важная – судебная. Если она будет доведена до конца и суд будет действовать только на основании закона, тогда эта поправка в ФЗ о местном самоуправлении будет реально защищать жителей территориального образования от возможной некомпетентности, или, ещё хуже, административного беспредела выборных чиновников, которые нарушают права и свободы гражданина, гарантируемые Конституцией РФ.

www.samoupravlenie.ru

§ 4. Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) отрешения от должности в соответствии со ст. 74 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»;
4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
6) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
8) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин России, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
9) отзыва избирателями;
10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;
11) досрочного прекращения полномочий представительного органа, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.
В случаях, когда глава муниципального образования временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет должностное лицо, предусмотренное уставом муниципального образования субъекта Федерации. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования. Чаще всего это заместитель (первый заместитель) главы муниципального образования.

1. Еремин А.Р. Реализация права человека и гражданина на местное самоуправление в Российской Федерации: конституционные вопросы / Под ред. В.Т. Кабышева. Саратов, 2003.
2. Васильев В. Когда городом правит голова // Российская Федерация. 1997. N 12.

jurisprudence.club

Актуальные проблемы досрочного прекращения полномочий главы местного самоуправления

Рубрика: 4. Муниципальное право

Дата публикации: 03.12.2017

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Воротынцев А. С. Актуальные проблемы досрочного прекращения полномочий главы местного самоуправления [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 19-23. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/282/13463/ (дата обращения: 05.08.2018).

Актуальность темы исследования обусловлена значением правовых оснований досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, которые оказывают влияние на законные сроки его легислатуры.

Ключевые слова: глава местной администрации, полномочия, досрочное прекращение, основания, удаление в отставку, отзыв избирателями, отрешение от должности, местное самоуправление, самостоятельность.

Сложившаяся в Российской Федерации практика отстранения глав муниципальных образований (глав местного самоуправления) требует правового совершенствования. В частности, это касается правового регулирования оснований отстранения глав местного управления от власти.

В системе местного управления особенное значение главы местной администрации вызвала потребность фиксации в законодательстве списка случаев досрочного прекращения его полномочий.

Данная тема считается интересной по следующему ряду причин:

‒ неопределенная координация вопросов досрочного прекращения полномочий главы местной администрации в уставах муниципальных образований;

‒ неимение в перечне законодательства надлежащей систематизации оснований досрочного прекращения полномочий глав местной администрации, которая построена на твердых и выверенных условиях;

‒ значительные расхождения в нормативных основаниях досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, а также в механизме их реализации, которые тормозят его оптимальное функционирование в данной должности, органическое взаимодействие институтов муниципальной власти и другое.

Основания досрочного прекращения полномочий главы местной администрации нуждаются в отлаженном механизме их реализации, соответствующем условиям постоянства и устойчивости занимаемой им должности, исключающей возможность необоснованного отстранения от власти главы местного управления, неконституционного присвоения его полномочий.

Согласно ст. 32 Конституции РФ, право избирать и быть избранным относится к одному из важнейших прав граждан Российской Федерации [1]. Общегосударственные основы регулирования настоящего права установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее: ФЗ № 67). Федеральный закон от

6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее: ФЗ № 131), среди прочего, устанавливает основные положения, касающиеся ответственности глав муниципальных образований и глав местной администрации перед населением (ст. 71), государством (ст. 72, 74 и 74.1), физическими и юридическими лицами (ст. 78), в результате которой может осуществляться досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования и главы местной администрации. Базовые положения Конституции Российской Федерации, упомянутых федеральных законов находят развитие в иных федеральных и региональных законах, в уставах муниципальных образований.

В этой связи обращает на себя внимание правовое регулирование сущности и содержания оснований досрочного прекращения полномочий избранного непосредственно гражданами главы муниципального образования, являющегося одновременно главой соответствующего муниципального образования. При этом очевидно, что досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования затрагивает не только его собственные права, но и права граждан, оказавших ему доверие посредством реализации активного избирательного права.

Российское законодательство устанавливает следующие основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования и главы местной администрации: смерть, отставка по собственному желанию, удаление в отставку по инициативе депутатов представительного органа местного самоуправления, признание судом данного лица безвестно отсутствующим или объявление его умершим, признание судом главы местного самоуправления недееспособным или ограниченно дееспособным и иные основания предусмотренные ч.6 ст. 36 ФЗ № 131 [2].

Стоит отметить, что список данных оснований достаточно широк, и за последние годы был значительно изменен. Так первая редакция федерального закона 2003 года предусматривала одиннадцать оснований досрочного прекращения полномочий главы местной администрации. А к началу 2012 года их количество возросло до шестнадцати.

Причинами появления новых оснований досрочного прекращения полномочий главы местной администрации считаются: сложность переустройства местных органов власти в РФ, в сфере территориальной организации местного управления; преобразование муниципальных образований, а также совершенствование в России властных отношений, которые предполагают повышенную ответственность выборных официальных лиц.

В отличие от российского законодательства в отечественной государственно-правовой науке основания прекращения полномочий нашли определенное обобщение с раскрытием их сущности, достоинств и недостатков. В частности, профессор МГЮА им. О. Е. Кутафина, В. В. Комарова определяет следующие основания досрочного прекращения полномочий главы местного управления: его кончина; увольнение по собственному желанию; отрешение от места службы при наступлении ответственности перед государством; вступление в законную силу решения суда о признании судом недееспособным либо ограниченно дееспособным; вступление в законную силу решения суда о признании судом безвестно отсутствующим либо объявление умершим; вступление в отношении него в законную силу обвинительного вердикта суда; выезд за пределы РФ на ПМЖ (постоянное место жительства); выход из гражданства России, прекращение гражданства иностранного государства — участника интернационального соглашения Российской Федерации, согласно которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местной администрации; отзыв избирателями; определенная в судебном порядке стойкая неспособность по состоянию здоровья исполнять полномочия главы местного управления; досрочное прекращение полномочий представительного органа местного управления, если глава местной администрации был выбран из состава данного органа [4]. Однако сами проблемы В. В. Комаровой не затрагиваются.

Таким образом, в учебной литературе рассматриваются только основания досрочного прекращения полномочий главы местного управления, сами проблемы не раскрываются и даже не затрагиваются в тексте учебного пособия.

Далее рассмотрим труды ученых по данной теме и сделаем обзор точек зрения авторов. Выясним, какие проблемы им удалось выявить при помощи собственных исследований.

Так С. В. Гончаров выделяет следующие актуальные проблемы досрочного прекращения полномочий главы местного управления:

1) необоснованное предоставление субъектам РФ полномочий продления либо сокращения сроков полномочий уже избранных региональных органов (выборных официальных лиц) в целях синхронизации избирательного цикла во всех субъектах РФ с едиными днями голосования в порядке ч.4 ст. 82 ФЗ № 67, поскольку это существенно нарушает избирательные права граждан, которые отдавали свой голос за орган либо официальное лицо местной администрации на тот срок полномочий, который установлен уставом местного управления;

2) незаконное применение таких муниципально-правовых санкций, как удаление в отставку, отзыв избирателями, отрешение от должности, которое не всегда основано на установленных фактах, свидетельствующих о действиях (бездействии) главы местного управления, приведших к нарушению соответствующих муниципально-правовых норм и утрате доверия со стороны субъектов применения муниципально-правовых санкций;

3) неопределенность в уставах местного управления в части сроков полномочий главы местной администрации, когда в устав местного управления вносятся изменения, промежутков времени и содержания полномочий органов местного управления, но прежний глава местной администрации в силу ч.4 ст. 40 ФЗ № 131 продолжает исполнять свои полномочия;

4) неимение необходимой систематизации установленного законодательством списка оснований досрочного прекращения полномочий главы местной администрации;

5) чрезмерное влияние мнения высшего официального лица субъекта РФ (к примеру, губернатора) об удалении в отставку главы местной администрации, что идет вразрез принципу самостоятельности местного управления. Указанное мнение ни при каких обстоятельствах не должно иметь обязательного характера для выборного органа местного управления;

6) к настоящему времени законодательная процедура исполнения предусмотренных законодательством оснований досрочного прекращения полномочий главы местной администрации охватывает только удаление в отставку, отрешение от должности и отзыв избирателями» [3].

По мнению С. Е. Чаннова, основными проблемами досрочного прекращения полномочий главой местного управления являются:

‒ спорный характер вопроса о возможности досрочного прекращения контракта с главой местной администрации, так как увольнение глав местных администраций по предусмотренным основаниям ТК РФ, а также Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ неприемлемо, как с формально-юридических позиций, так и с точки зрения потребностей залога независимости главы местной администрации в системе муниципальной власти;

‒ спорный вопрос об отставке усугубляется еще и тем, что ни в муниципальном, ни в трудовом законодательстве четко не растолкована сама сущность отставки главы местной администрации;

‒ присутствие бесспорных пробелов в регулировании расторжения соглашения с главой местной администрации [5].

Таким образом, учеными в основном анализируются основания досрочного прекращения полномочий главы местного управления, а актуальные вопросы досрочного прекращения полномочий главы местного управления ими вовсе не затрагиваются.

Следовательно, подходы выявленных ими проблем решены не полностью.

Цель написания исследования — это изучение актуальных проблем, досрочного прекращения полномочий главы местного управления.

Задачи настоящего исследования:

1) сказать об актуальности проблемы «досрочного прекращения полномочий главы местного управления» в современных условиях;

2) изучить данную тему с точки зрения права в специальных законах;

3) изучить данную тему с точки зрения истории в специальной литературе и учебных пособиях по муниципальному праву;

4) сделать обзор точек зрения авторов статьи по данной теме;

5) на основе изученных работ, обосновывая это теорией и практикой, определить наилучшие пути решения данной проблемы.

Вопросам исследования посвящено огромное число работ. В основном материал, который изложен в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях и статьях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Основания досрочного прекращения полномочий главы местного управления». Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

На основе изученных трудов ученых и учебных пособий, обосновывая это теорией и практикой, можно определить следующие пути решения данной проблемы:

‒ дальнейшее совершенствование института удаления главы местного управления в отставку выборным органом местного управления (ст. 74.1 ФЗ № 131);

‒ проводить различие в методике удаления в отставку всенародно избранного главы местного управления и главы, избранного из числа депутатов выборного органа местного управления. В данном случае речь идет об отставке главы местного управления гражданами;

‒ по причине чрезмерной упрощенности института отрешения от должности главы местной администрации восстановить норму о том, что правом отрешения от поста мэров городов — административных центров субъектов РФ, обладает только Президент РФ по представлению высшего официального лица субъекта РФ. Дополнив его п.9 Постановления Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который, на мой взгляд, может применяться не только на уровне субъекта РФ, но и на местном уровне, а именно положением об установлении процедурных гарантий, в частности требования положительного голосования большинства всех зарегистрированных избирателей данного муниципального образования, что создаст возможность ограничения произвольного применения данного института, особенно в случаях, когда отзыв связывается с утратой доверия по политическим мотивам.

Возможно, поэтому на сегодняшний момент сложилась определенная противоречивая судебная практика нелегитимного отстранения глав местных самоуправлений от власти, без доказательной базы.

К примеру, для справки, впервые удаление в отставку главы местного управления, избранного населением, было реализовано решением Собрания Депутатов Озерского городского округа Челябинской области от 1 июня 2009 № 54. Однако удаленный в отставку глава Озерска оспорил данное решение в суде и уже 16 июня 2009 решение Собрания Депутатов было признано незаконным и отменено Озерским городским судом [7].

Основанием для отставки Ч. послужило то, что по итогам 2007 и 2008 годов депутаты отказались принимать годовые отчеты мэра. Причем годом раньше отчет за 2007-й был принят этим же составом депутатов.

Прокурор Челябинской области сразу обратил внимание на допущенные нарушения: во-первых, депутаты рассматривали вопрос об отставке в неимение заинтересованного лица; во-вторых, выставлено два «неуда» Ч. еще до того, как поправки к Закону вступили в силу.

Решением Озерского городского суда от 16 июня 2009 заявление Ч. было удовлетворено; решение Собрания депутатов Озерского городского округа № 54 от 01 июня 2009 года об удалении в отставку главы Озерского городского округа Ч. признано незаконным и отменено [6].

В заключение можно отметить необходимость дальнейшего усовершенствования правового регулирования института досрочного прекращения полномочий главы местного управления. Так как в современном российском обществе данный вопрос оставаться актуальным. Ни специальные законы, ни учебные пособия, ни даже ученые не могут до конца разобраться в этих проблемах и прийти к общему мнению. Например, в специальном законе дается только список оснований, по которым полномочия главы местного управления могут быть досрочно прекращены, учебные пособия по муниципальному праву вообще не затрагивают эту тему и только ученые в своих диссертациях и авторефератах пытаются пролить свет на данную проблему.

Однако трудов ученых крайне недостаточно, так же как и судебной практики по данному вопросу. Поэтому ввиду сравнительной молодости данного института он нуждается в серьезном реформировании на уровне законодательства.

Оно должно быть синхронным, и осуществляться как на федеральном, так и региональном уровне. Потому что двусмысленное толкование положений, осуществляющих правовое регулирование указанного института, влечет, с одной стороны, дестабилизацию общественно-политической ситуации в муниципальном образовании, по причине злоупотреблений со стороны представительного органа при принятии необоснованных решений о досрочном прекращении полномочий главы местного управления, с другой стороны, недостижение основной цели ввода данного института, а именно повышения результативности деятельности органов и должностных лиц местного управления и их ответственности перед общественностью.

Таким образом, руководствуясь вышеизложенным можно предложить следующие пути совершенствования данного института:

1) необходимо совершенствование системы отчетности представительных органов и особенно главы муниципального образования, избранных глав администраций, прекращения их полномочий в случае необходимости, определения пределов самостоятельности;

2) нужно проводить реформирование системы взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления, так как зачастую органы государственной власти, особенно субъектов федерации, перекладывают на органы местного самоуправления задачи государственного характера, не подкрепляя их соответствующими финансовыми средствами.

3) необходима регламентация процедур, связанных с использованием институтов прямой демократии, в связи, с чем в муниципальных образованиях необходимо создание структур, позволяющих населению участвовать в управлении местными делами. Такими структурами могут стать постоянные комиссии для привлечения населения к решению этих дел.

4) нужно провести усовершенствование вопросов срока легислатуры, досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, муниципально-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, в связи с тем, что удаление в отставку глав администраций способствует полному огосударствлению органов местного самоуправления. Кроме этого на практике происходит подмена понятия «местное самоуправление» на «органы местной власти», а последнее не вполне и не всегда выражает интересы населения данной территории.

5) необходимо восстановить норму о том, что правом отрешения от должности мэров городов — административных центров субъектов РФ, обладает только Президент РФ по представлению высшего официального лица субъекта РФ, дополнив ее положением о том, что представление высшего должностного лица субъекта, должно выносится на обсуждение граждан имеющих активное избирательное право, а также проживающих на территории данного муниципального образования, решение по которому должно приниматься посредством голосования.

На мой взгляд, именно эти предложения будут способствовать решению проблем связанных с прекращением полномочий главы местного самоуправления, столь актуальных в Российской Федерации на сегодняшний день…

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года (с попр. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. — 2009. — № 7.

2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. — 2003.— № 202.

3. Гончаров С. В. Некоторые вопросы досрочного прекращения полномочий главы местного самоуправления // Бизнес в законе. — 2012. — № 5. — С. 91–94.

4. Комарова В. В. и др. Муниципальное право России. — М.: КНОРУС, 2017. — 194 с.

5. Чаннов С. Е. Актуальные проблемы расторжения контракта с главой местной администрации // Журнал российского права. — 2009. — № 5. — С. 76–84.

6. Шугрина Е. С. Удаление главы местного самоуправления в отставку: проблемы законодательного регулирования и правоприменительная практика // Право и политика. — 2009. — № 9. — С. 1800–1806.

7. Решение Озерского городского суда Челябинской области от 16 июня 2009 по делу № 2–822/09 // Городское управление. — 2009. — № 9.

moluch.ru

Популярное:

  • Сайт октябрьского районного суда гулан-удэ Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ Республики Бурятия Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ был образован в 1961 году путем объединения народных судов 1 и 2 участков Октябрьского района, которые до 1957 года назывались судами 1 […]
  • Договор купли-продажи квартиры долевая собственность образец Договор купли-продажи квартиры долевая собственность образец г. Самара, обл.Двадцать второе мая , две тысячи восьмого года. Гр. Иванова Валентина Михайловна, 26.07.1942 года рождения, место рождения г. Куйбышев, паспорт серии 36 […]
  • Практика налоговых преступлений Обзор судебной практики Кемеровского областного суда по делам о налоговых преступлениях (статьи 198 - 199.2 УК РФ), рассмотренным судами Кемеровской области Обзор судебной практики Кемеровского областного суда по делам о […]
  • В собственность зк рф Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц 1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, […]
  • Следственный комитет города екатеринбурга Следственный комитет города екатеринбурга Вечером 1 августа 2018 года, около 21 часа, в правоохранительные органы Екатеринбурга поступило сообщение об обнаружении в квартире дома по улице Патриотов тела 57-летнего мужчины с […]
  • Повышение трудовых пенсий в 2018 году с 1 апреля ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 30 марта 2018 Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, […]
  • Новые правила тахограф Изменение в законодательстве о тахографах и Приказ Минтранса №273 Многие уже слышали о этом документе, который пока еще не принят но уже находится на рассмотрении в Министерстве Юстиций РФ. Кто то скажет, что в такой жесткой […]
  • Услуги нотариуса в орле Нотариусы Орел Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Алексеева Елена Петровна Телефон: +7 (4862) 45-42-42 […]