Федеральный закон об аттестации рабочих мест

Аттестация рабочих мест в 2018 году

Хотя официально в 2018 году нет такого понятия, как аттестация рабочих мест, многие по привычке продолжают так называть специальную оценку условий труда. Спецоценка пришла на смену аттестации с января 2014 года, не изменив самой сути процесса, но привнеся много новых правил. По своей природе понятия «аттестация рабочих мест» и «специальная оценка условий труда» можно считать синонимами. Задача мероприятия оценить условия работы сотрудников и зафиксировать вредные факторы, которые влияют на здоровье. Мы расскажем, как происходит спецоценка в 2018 году.

Кто обязан проводить спецоценку условий труда

Приказ Минтруда России от 20.02.2014 N 103н отменил ранее действовавший порядок, который закреплял Приказ 342н, аттестация рабочих мест заменена на специальную оценку условий труда (СОУТ). Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ о спецоценке условий труда закреляет новые правила проведения аттестации (или оценки).

Раньше аттестовывать нужно было только те рабочие места, где расположены инструменты, устройства, оборудование либо источники опасности, вопрос о необходимости оценки офисных зон оставался дискуссионным. С 2014 года при проведении оценки проверять необходимо любое рабочее место.

Обязанность проводить спецоценку лежит на всех работодателях, независимо от их статуса. Если предприниматель работает сам на себя, но при этом арендует офис хотя бы с одним стулом и столом, он должен провести его проверку.

Законом выделены только три категории рабочих мест, которые не нужно оценивать. Это зоны работы:

  • сотрудников-надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, нанятых физическим лицом, не являющимся ИП.

Сроки проведения СОУТ и штрафы

Процедура проводится один раз в 5 лет. Аттестация рабочих мест, проведённая до 2014 года остаётся действительной до окончания срока действия, но не дольше чем до 31 декабря 2018 года. До этого срока абсолютно всем компаниям и предпринимателям надо успеть провести специальную оценку по новым нормам.

Внеплановая спецоценка проводится, если:

  • организованы новые места работы;
  • получено предписание надзорного органа;
  • изменен технологический процесс, заменено оборудование;
  • изменился состав используемого сырья и материалов;
  • изменились средства индивидуальной защиты и это может повлиять на здоровье работников;
  • на производстве несчастный случай или выявлено профзаболевание;
  • мотивированно настаивает профсоюз работников.

Те организации и ИП, у которых нет результатов предыдущей аттестации или их действие истекло, проводят спецоценку незамедлительно. Особенно это касается предприятий с вредными и опасными производственными факторами. Вероятность проверки контролирующими органами обстановки на таких предприятиях выше, чем на условно безопасных. Кроме того, от наличия опасных факторов будет зависеть размер страховых взносов, которые перечисляет компания за работников.

Без действующих итогов аттестации компаниям и ИП грозит штраф по ст. 5.27.1 КоАП . При первом нарушении для юрлиц штраф от 60 000 до 80 000 руб., для должностных лиц и ИП — от 5 000 до 10 000 руб. За повторное нарушение организации предстоит заплатить от 100 000 до 200 000 руб., должностному лицу или ИП — от 30 000 до 40 000 руб. Кроме того, надзорный орган может приостановить деятельность на срок до 90 суток и дисквалифицировать должностное лицо на срок от 1 года до 3 лет.

Проверять условия труда можно поэтапно, но завершить проверку необходимо до 31 декабря 2018 г.

Аттестация рабочих мест и уплата страховых взносов в 2018

Работники вредных и опасных производств вправе рассчитывать на досрочную пенсию, поэтому страховые взносы за них работодатели уплачивают по повышенным тарифам (ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ ). А потому сумма страховых взносов напрямую зависит от результатов аттестации рабочих мест (спецоценки).

Дополнительные тарифы установлены в статье 428 НК РФ . Для работодателей, которые уплачивают страховые взносы по итогам спецоценки условий труда, они ниже.

Если аттестация рабочего места (СОУТ) не проводилась, то тарифы составят 9% или 6% в зависимости от вредности производственных факторов.

Проведение оценки позволит разделить условия труда на классы и подклассы и дифференцировать тарифы. В статье 14 ФЗ N 426-ФЗ выделено 4 класса:

Согласно ст. 428 НК РФ допустимый и оптимальный классы не требуют уплаты дополнительных взносов — дополнительный тариф по ним 0%. Работодатели, которые провели аттестацию и установили, что условия труда отдельных работников относятся к опасным, платят страховые взносы за этих сотрудников по тарифу 8%, а вредные условия разделяются на подклассы и тарифы по ним составляют от 2% до 7%.

Процедура спецоценки — как проходит аттестация рабочих мест по этапам

Аттестация рабочих мест 2018 (СОУТ) проводится независимой специализированной организацией, которую работодатель приглашает для выявления факторов, отклоняющихся от нормы. С такой компанией необходимо заключить гражданско-правовой договор (ст. 8 Закона N 426-ФЗ ).

Результат проверки оформляется в форме отчёта, которая утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н . Работодатель начинает применять итоги проверки с даты утверждения отчёта: при выявлении необходимости предоставлять сотрудникам положенные гарантии и компенсации, обеспечивать средствами защиты, выдавать молоко и улучшать обстановку. Если комиссией условия труда признаны безопасными, то работодателю остаётся контролировать и поддерживать всё на должном уровне.

Однако первым шагом будет подготовка к проведению аттестации рабочих мест (спецоценке), которая происходит еще до приглашения сторонней организации для проверки. На первом этапе работодатель:

  • формирует комиссию по проведению СОУТ, которая должна включать представителей работодателя, профсоюза и специалиста по кадрам. Возглавляет комиссию работодатель или его уполномоченный. Число членов комиссии — нечётное. Образование комиссии нужно оформить приказом;
  • утверждает график проведения аттестации в произвольной форме и знакомит с ним комиссию;
  • составляет перечень рабочих мест, на которых будет проводиться оценка;
  • и уже после этого заключает договор со специализированной организацией для проверки.

Второй этап заключается в непосредственной оценке рабочих условий. При проверке эксперт сторонней компании:

  • выявляет потенциально вредные и опасные факторы. Работодатель предоставляет эксперту все необходимые сведения, документы и устные разъяснения, иначе организация вправе приостановить или не начать проверку. По результатам идентификации вредных факторов составляется протокол;
  • измеряет и исследует вредные и опасные факторы, если они выявлены. После чего также составляется и утверждается протокол о результатах измерений и испытаний.

Заключительный этап аттестации представляет собой подведение итогов проверки. Работодатель при этом:

  • утверждает отчёт, который составляет экспертная организация. Все члены созданной до начала аттестации комиссии оставляют на отчёте свои подписи. Организацию, которая проводила проверку, нужно уведомить об утверждении в течение 3-х рабочих дней;
  • подаёт декларацию в трудовую инспекцию о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчёта о проведении спецоценки . Форма декларации и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 N 80н;
  • знакомит сотрудников под роспись с результатами в течение 30 дней с момента утверждения отчёта. До введения СОУТ для ознакомления сотрудника с условиями его работы использовалась карта аттестации рабочего места, в которой он ставил подпись. Теперь она заменена картой специальной оценки условий труда, форма который утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н;
  • размещает на своём официальном сайте (при условии его наличия) итоговые сводные данные о результатах аттестации в течение 30 дней;
  • при подаче очередного отчёта в соцстрах по форме 4-ФСС обязательно отражает информацию о результатах спецоценки в таблице N 5.

Все ли рабочие места нужно проверять

В перечень рабочих мест для проверки можно не включать вакантные. Также можно не проверять все офисные столы в одном помещении. Если условия труда на месте аналогичные, то достаточно проверить 20% от общего числа рабочих зон, но не менее 2-х. Об этом сказано в ст. 16 Закона N 426-ФЗ . Если хотя бы одно место в помещения не совпадает по условиям с остальными, придётся провести спецоценку всех, даже если ранее они были признаны аналогичными.

Стоимость аттестации рабочих мест в 2018 году

Стоимость аттестации рабочих мест (СОУТ) 2018 определяет не только цена договора, который работодатель заключает со специализированной компанией. Специализированные организации предлагают провести оценку условий труда по цене от 500 до 1000 руб. за одно место. Помимо рыночной цены договора к стоимости специальной оценки условий труда могут добавиться:

  • дополнительные страховые отчисления по взносам и надбавки работникам при выявлении вредных факторов;
  • затраты на улучшение трудовых условий, модернизацию оборудования и замену средств коллективной и индивидуальной защиты;
  • крупные штрафы за отстутствие результатов аттестации, если результаты проверки будут признаны недействительными.

Прежде чем заключать договор о проведении СОУТ с посторонней организацией, проверьте, имеет ли она действительно право проводить спецоценку. Аттестация рабочих мест по ОКПД 2 имеет код 71.20.19.130. Информация об этом должна быть в документах компании, а сама организация должна быть включена в специальный реестр, который размещён на официальном сайте Минтруда.

m.ppt.ru

Закон о специальной оценке условий труда, или Что стало с аттестацией рабочих мест

C 1 января 2014 года вступили в силу два закона, которые предусматривают новый подход к оценке условий труда: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» 1 (далее – закон о специальной оценке условий труда) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» 2 . Специальная оценка условий труда предусматривает введение единой процедуры взамен прежних двух: аттестации рабочих мест и государственной экспертизы условий труда. Для того, чтобы устранить неясности при применении новой системы, мы побеседовали с председателем Комитета по трудовым отношениям и охране труда Московского городского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», генеральным директором HSA Company Дмитрием Третьяковым.

Есть мнение, что закон о специальной оценке условий труда устанавливает избыточное государственное регулирование данной деятельности и полное отсутствие саморегулирования оценки условий труда. Вы согласны с этим утверждением?

Д.Т.: Нет, не согласен, поскольку фактически саморегулирование оценки условий труда невозможно, исходя из специфики данного процесса. Законодателем разработаны нормативные требования к этой процедуре, определены меры государственного контроля и регулирования специальной оценки, что отражено в федеральных законах. Также существует государственная экспертиза и контроль со стороны Минтруда России за компаниями, которые проводят специальную оценку. Я говорю об обязательной аккредитации данных организаций через Федеральное агентство по аккредитации, об аккредитации самих экспертов, которые принимают активное участие в процедуре специальной оценки условий труда. Отсюда вытекает следствие: если априори в данном вопросе не может существовать саморегулирования, то избыточного государственного регулирования – тем более. Поясняю: сама специальная оценка условий труда подразумевает именно проведение достоверных объективных исследований состояния условий труда на рабочих местах. Что может в этой ситуации «продиктовать» (читай, регулировать) государство? Понизить или повысить классы вредности?

Кстати о классах вредности. Специалисты по охране труда давно критикуют такие показатели нормативов, на основании которых присваиваются классы вредности, как пульсация световых приборов или напряженность труда. Какое решение данной проблемы видите Вы?

Д.Т.: На самом деле объективно то видение проблемы, которое затрагивается в этом вопросе, отражено в Методике проведения специальной оценки условий труда, и законодатель ее уже скорректировал в рамках проведения процедуры инструментальных замеров по специальной оценке условий труда. Например, такой фактор, как освещенность, ушел из предмета оценки, а напряженность труда изменена. Формально законодатель придерживается того единственного принципа, когда для формирования выводов по специальной оценке подлежат использованию только те параметры, которые можно замерить инструментально.

В законе о специальной оценке условий труда не раскрывается понятие дистанционных работников. При этом для работодателя предусмотрен сокращенный перечень обязанностей в сфере охраны труда в отношении данной категории лиц. Как отсутствие в вышеназванном законе определения отразится при выявлении круга лиц, не подлежащих специальной оценке?

Д.Т.: Дистанционные рабочие места исторически выводились уже из аттестации рабочих мест, так как работник не находится в зоне действия ответственности работодателя и осуществляет свою трудовую функцию на удалении, при этом удаление может дистанционно меняться в зависимости от временного фактора – это и сезонные работники, и те, кто трудится на аутсорсинге и аутстаффинге. В отношении аттестующих компаний, не все из них брались еще в период аттестации за оценку условий труда данных категорий работников, да и объективно это ни к чему.

Аналогично в законе о специальной оценке условий труда отсутствует понятие ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Поясните, с какого момента рабочее место считается введенным в эксплуатацию?

Д.Т.: На самом деле данный вопрос был достаточно актуален и во время действия аттестации рабочих мест, поскольку связан с фактическим определением статуса рабочего места. Формально это выглядело как издание приказа, который – если это производственное рабочее место – вводил вновь организованное рабочее место в эксплуатацию. Фактически момент определялся временем начала работы на данном месте с целью исполнения своих должностных обязанностей. Стоит обратить внимание, что вся специальная оценка проводится исключительно на тех рабочих местах, которые введены в эксплуатацию, к тому же на них осуществляется в штатном режиме выполнение всех функциональных особенностей и задач, для которых это рабочее место было организовано.

В ч. 2 ст. 10 закона о специальной оценке условий труда указано, что идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. В ч. 2 ст. 12 данного закона мы видим: «Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников». Так кто же определяет вредные и опасные производственные факторы: эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, или комиссия?

Д.Т.: Дело в том, что идентификация не есть формирование перечня вредных и (или) опасных факторов. Фактически идентификация – это сличение того перечня вредных и (или) опасных факторов, которые заявлены комиссией по специальной оценке, с положениями классификатора. Эта процедура действительно возлагается на эксперта. Более того, в рамках данной процедуры эксперт обязан оценить ряд технической документации – это касается и сырья, и технологических процессов производства, и технической документации на помещения, и многого другого. При этом возможно присутствие самого эксперта на рабочем месте, опрос руководства и работников, изучение материалов по оценке условий труда предшествующего периода (аттестации рабочих мест).

Что касается формирования самой комиссии, то на нее в рамках закона о специальной оценке условий труда возложены исключительные полномочия: она определяет не только объем работы и график проведения специальной оценки условий труда, но и перечень самих факторов, подлежащих идентификации. Причем если комиссия указывает на фактор, которого нет в классификаторе, то эксперт при процедуре идентификации вправе его не оценивать. Таким образом, вредные и опасные факторы идентифицирует эксперт по предоставлению перечня, подготовленного комиссией.

До вступления в силу закона о специальной оценке условий труда стоимость аттестации одного рабочего места составляла около 1000 руб.; теперь проведение спецоценки обойдется в 15 000 руб. Помимо этого, с 1 января 2014 года работодателю предстоит платить отдельно за идентификацию потенциально вредных и опасных производственных факторов и за саму оценку. По статистике Роструда, работодатели и раньше неохотно проводили аттестацию. Не получится ли, что при такой высокой стоимости процедуры работодатели будут применять различные уловки и искать пути ухода от проведения спецоценки?

Д.Т.: Не совсем понятно, из каких источников взята цифра стоимости в 15 000 руб., она вызывает некоторые сомнения в плане завышенности. Насколько известно по нашим 38 филиалам, «потолок» спецоценки по субъектам составляет 10 000 руб. (Оренбург), да и то по причине минимальной конкуренции на этом региональном рынке. Если говорить о конкретном расчете стоимости услуги – ценник по специальной оценке условий труда не может быть меньше себестоимости. В среднем 1000 руб. – это тот крайний минимум, который может быть предложен только за один процесс идентификации. Инструментальные замеры в силу объективных причин, а именно: формирования лаборатории, обучения экспертов, специалистов, поверка приборов – не могут стоить менее 2500 руб., и заказчику нужно это понимать. Поэтому когда вам предлагают провести специальную оценку условий труда за, скажем, 800 руб., нужно как минимум задуматься о причинах столь низкой цены и вытекающих рисках для заказчика.

Необходимо понимать, что специальная оценка условий труда – это комплекс услуг (в том числе идентификация потенциально вредных факторов и непосредственно их замеры). Говоря проще: в рамках проведения специальной оценки заказчик может платить за весь комплекс (идентификацию и замеры) или же только за замеры и только за идентификацию: условия договора определяются заказчиком исходя из объективных причин.

Теперь по поводу отказа со стороны работодателей проводить специальную оценку условий труда. Без сомнения, отказов не будет: согласно ст. 212 ТК РФ в обязанность работодателя входит в том числе и проведение специальной оценки условий труда. Нарушение этих обязанностей ведет к административной ответственности в рамках ст 5.27 КоАП РФ и соответствующим санкциям в виде штрафов. Причем штрафы достаточно существенны. Поэтому ни о каком желании или не желании проводить специальную оценку речи быть не может. Это обязанность работодателя.

Формально приказ Минздрава России от 26 апреля 2011 г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» действует до сих пор, в то время как целый ряд подзаконных актов, призванный регулировать порядок проведения специальной оценки условий труда, все еще проходит процедуру оценки регулирующего воздействия 3 . Как в таких условиях проводить специальную оценку условий труда?

Д.Т.: Несмотря на то, что Приказ Минздрава России от 26 апреля 2011 г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» и постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», а также ряд других нормативных актов еще действуют, мы обязаны проводить специальную оценку условий труда с 1 января 2014 года. Другое дело, что отсутствие подзаконных актов может только отодвинуть процедуру специальной оценки и смягчить позицию надзорно-контрольных органов в лице Роструда, Государственной инспекции труда к проведению соответствующих мероприятий. Поэтому никаких препон к проведению специальной оценки мы не видим. Более того, в ст. 27 закона о специальной оценке условий труда сказано ясно: результаты аттестации рабочих мест до 1 января 2014 года. признаются действительными, а после этой даты все должно проходить в рамках специальной оценки, что подтверждается и позицией государственной экспертизы в некоторых регионах, и Государственной инспекции труда.

Многие работодатели опасаются, что в отсутствии Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, формы отчета комиссии по проведению специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению эксперт может злоупотребить своим положением и увеличить объем специальной оценки условий труда. Ваше мнение на этот счет?

Д.Т.: Объем специальной оценки определяет далеко не эксперт, а комиссия, которую формирует работодатель. Она же может принимать решения в пользу увеличения или уменьшения объемов работ по представлению эксперта.

По поводу потенциальных злоупотреблений экспертами. Да, действительно, подзаконных нормативных актов пока нет, однако никто и не говорит о фактическом проведении специальной оценки. Как только появятся Методика проведения специальной оценки условий труда (которая содержит формы отчетности) и Классификатор вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, у эксперта не будет возможности злоупотреблять своими обязанностями. А до момента внедрения этих актов эксперт не может выдавать никакого отчета, что не исключает его формальную работу в части изучения документации, предусмотренной законом о специальной оценке условий труда в рамках конкретно взятых процедур. Из указанного закона также следует, что у эксперта есть большая доля ответственности за собственный статус, в том числе и административная.

Согласно ч. 2 cт. 18 закона о специальной оценке условий труда объектом учета в отношении рабочего места являются в том числе сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета работника или работников, занятых на данном рабочем месте (СНИЛС). Означает ли это, что после проведения специальной оценки условий труда в случае приема на работу новых сотрудников необходимо будет повторно проводить оценку?

Д.Т.: Никоим образом. Специальная оценка является срезом состояния условий труда на конкретный промежуток времени. Более того, в отчетных документах по спецоценке (так же, как и в аттестации рабочих мест) имеются дополнительные графы, связанные с ознакомлением работников, в том числе и вновь принятых на работу, с материалами по специальной оценке. К тому же в рамках Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» работодатель будет обязан вносить соответствующие изменения в сами трудовые договоры для того, чтобы показывать условия труда, в которых предстоит трудиться работнику.

Расскажите, как правильно трактовать ч. 4 ст. 27 «Переходные положения». Например, работодатель начал проведение аттестации рабочих мест до 1 января 2013 года, а закончил ее проведение после этой даты. Подпадает ли он под правила указанной выше статьи, согласно которым специальная оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации?

Д.Т.: Важно очень четко понимать, что такое аттестация рабочих мест в контексте тех отчетов, которые формируются по ее результатам. Основной момент заключается в том, что протоколы гигиенических замеров, которые были сделаны до 1 января 2014 года, действительны. Все, что сделано после этой даты, должно подпадать под действие новых законов. Однако это не исключает отдельную интерпретацию ст. 27 закона о специальной оценке условий труда территориальными подразделениями Роструда, что подтверждается фактической практикой на текущий момент. Некоторые государственные инспекции труда принимают к рассмотрению материалы по аттестации рабочих мест, более того, государственная экспертиза в рамках своих полномочий принимает соответствующие данные для анализа и выдачи заключения.

С 1 января 2015 года из санкции ст. 5.27 КоАП РФ исчезнут такие виды ответственности за нарушения законодательства о труде и об охране труда, как административное приостановление деятельности организации и дисквалификация должностного лица, и в качестве наказания за такого рода правонарушения останется лишь штраф. Чем, на Ваш взгляд, вызваны такие изменения?

Д.Т.: Нельзя сказать, что эти виды ответственности уходят: они остаются, но только по отдельным основным моментам, связанным со специальной оценкой, например, в части нарушения процедуры ее проведения. Необходимо отметить, что приостановление деятельности используется в основном в рамках судебного решения. Надзорно-контрольные органы самостоятельно (если только это не вызывает непосредственную угрозу жизни и здоровью работника) не вправе приостанавливать деятельность предприятия.

То, что увеличены штрафные санкции, считаю правильным, так как в рамках предыдущей редакции ст. 5.27 КоАП РФ верхняя планка штрафных санкций достигала 50 000 руб., и это для многих предприятий было достаточно безболезненным, чтобы, не проводя оценку условий труда, фактически «откупаться» от надзорно-контрольных органов. Сейчас штрафные санкции увеличены до 200 000 руб. и являются существенным регулятором поведения недобросовестного работодателя.

Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме:

Инфографика:

1 За исключением ст. 18, которая вступает в силу с 1 января 2016 года.
2 За исключением п. 4 ст. 9 и ст. 11, вступающих в силу с 1 января 2015 года.
3 Речь идет, в частности, о проектах постановлений Правительства РФ «Об утверждении Перечня видов деятельности и организаций, в которых специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей», «Об утверждении Порядка аттестации лиц на право выполнения работ по специальной оценке условий труда», «Об утверждении Порядка ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда» (которые находятся на рассмотрении в Минэкономразвитии России), проектов приказов Минтруда России «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда и трудового процесса, формы отчета комиссии по проведению специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению», «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда и перечня документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда», «Об утверждении формы декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядка оформления декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и Порядка формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда», «Об утверждении формы бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований и инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда».

www.garant.ru

Нужна ли аттестация рабочих мест офисных и других работников в 2017 году?

Многие уже знают, что аттестация рабочих мест кардинально изменилась. Причиной этого стало принятие нового федерального закона и поправки к Трудовому кодексу РФ. Стоит обратить внимание и на то, что изменилось и само название процедуры. Теперь вместо аттестации проводится специальная оценка условий труда. Новые правила вступили в законную юридическую силу с января 2014 года.

Давайте детально рассмотрим специальную оценку условий труда и основные моменты, которых коснулись изменения. В нашей статье вы узнаете, как проходит эта оценка, обязательна ли она, кто ее проводит и санкции, применяемые к нарушителям. Итак, начнем.

Последние изменения в законе

Главным изменением стала не только смена названия процесса, в корне изменилась и сама процедура. О ней мы поговорим далее. Важным моментом стало и существенное ужесточение наказания за нарушение требований, установленных законодательством.

Как отмечают специалисты, введение полностью нового механизма связано с тем, что аттестация рабочих мест, проводимая ранее, не давала нужного эффекта и не могла обезопасить рабочих. Нововведение должно дать стимул предпринимателям относиться с должным вниманием к спецоценке, а санкции призваны обеспечить принудительное выполнение установленных правил.

Некоторые просто расписались, не уделив внимания изучению правил техники безопасности. Чуть меньше процентов набрало отсутствие у работников средств индивидуальной либо коллективной защиты. Тройку «лидеров» замыкает непроведение аттестации.

Не лишним будет напомнить руководителям и сотрудникам бухгалтерии о том, что во время сдачи отчетности в Фонд соцстраха нужно будет указать на наличие проведенной спецоценки. Данное требование впервые будет предъявлено с 1 января 2015 года. По результатам оценки осуществляется присвоение каждому рабочему месту класса вредности. Это и определит размер страховых взносов, вносимых в Пенсионный Фонд. Действует прямопропорциональная зависимость – чем больше вредность (класс), тем большим будет пенсионный взнос.

Если вам кажется, что это пустяки, то обратите внимание на то, что отсутствие спецоценки условий труда автоматически препятствует сдаче отчета за квартал в Фондсоцстраха, а также расчету пенсионных взносов. Таким образом, начинает расти «снежный ком» нарушений действующего законодательства, следовательно, и санкций за их несоблюдение.

Что нужно делать теперь?

Специальная оценка представляет собой целостный комплекс мероприятий, которые направлены на идентификацию опасных, вредных производственных факторов, а также на оценку уровня их влияния на сотрудников с учетом колебаний фактического значения и установленного норматива. Основная задача спецоценки – определить, соответствуют ли условия рабочего места установленным законом требованиям, и обнаружить рабочие места, условия работы на которых вредны либо опасны. Работники, работающие в таких условиях, обязательно должны получать соответствующие компенсации и дополнительные гарантии.

Специальная оценка проводится всеми работодателями без исключения: и на различных видах предприятий, и индивидуальными предпринимателями. Проверке не подлежат рабочие места таких категорий:

  • принадлежащие работникам, которые заняты надомным трудом;
  • сотрудников, работающих на дистанционной основе;
  • сотрудников работодателей – физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Раньше аттестация требовалась только на тех рабочих местах, на которых используется оборудование, ручные инструменты, машины, механизмы, установки, устройства, транспортные средства, аппараты или где располагались источники опасности. Сейчас проверка касается любого рабочего места, невзирая на применяемые в прошлом факторы и критерии. Это значит, что спецоценка рабочих мест офисного персонала также необходима. До принятия закона вопрос об офисных рабочих местах был дискуссионным.

Законодатель побеспокоился и о переходном периоде. Работодатель, который провел аттестацию рабочего места по старому законодательству (до 1 января 2014 года) освобожден от обязанности проводить спецоценку до момента истечения срока действия результатов данной аттестации. Но не более чем до 31 декабря 2018 года. Результаты аттестации используются и для задач специальной оценки – для организации медицинских осмотров, для информирования сотрудников об условиях труда, для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, начисления компенсаций и др.

Что касается компаний, в которых имеются рабочие места с опасными или вредными условиями труда, они должны провести оценку незамедлительно. Так же, как и с рабочими местами, позволяющими уйти работнику на досрочную трудовую пенсию по старости. Другие организации проводят спецоценку до 31 декабря 2018 года. Аттестация рабочих мест, которая была проведена в 2014 году, считается незаконной, и ее результаты не могут быть использованы. Об этом идет речь в специально изданном письме Минтруда РФ.

Подробная информация о проведении спецоценки — на следующем видео:

Кто и каким образом проводит специальную оценку?

Начнем с того, кто проводит специальную оценку. В соответствии с законом обязанность провести и профинансировать оценку возлагается непосредственно на работодателя. Именно он, независимо от того, юрлицо это либо индивидуальный предприниматель, организовывает оценку рабочего места сотрудников.

Теперь давайте подробно остановимся на сроках проведения спецоценки, имеющих немаловажное значение. Сроки напрямую зависят от типа оценки – плановая или внеплановая. Плановая проводится не реже, чем один раз в пять лет. Отсчитывать пять лет нужно от дня, когда был утвержден отчет о проведении прежней спецоценки. По желанию работодателя можно провести специальную оценку и до того момента, как истечет срок действия предыдущей. Это возможно, если условия на рабочих местах улучшены. Возникает вопрос, зачем проводить преждевременную оценку, а не подождать срока очередной? Улучшение позволит экономить на страховых взносах, на компенсациях сотрудникам и на средствах индивидуальной защиты.

Также в законе предусмотрены и другие случаи внеплановой оценки:

  • при изменении технологического процесса;
  • замене оборудования;
  • при изменении составов применяемого сырья или материала;
  • после несчастного случая на производстве или установления профессионального заболевания вследствие влияния опасных или вредных факторов;
  • по запросу профсоюза;
  • при смене средств индивидуальной либо коллективной защиты и др.

Причем во время внеплановой оценки, ей подлежат исключительно рабочие места, которых коснулись изменения. Порядок аналогичен порядку плановой аттестации и содержится в приказе Минтруда РФ.

Еще несколько слов о спецоценке аналогичных рабочих мест. Очень часто можно увидеть, что несколько сотрудников работают в одинаковых условиях, выполняя те же функции, а значит и их рабочие места идентичны. В таком случае оценку проводят в отношении 20% рабочих мест, но не меньше, чем на двух. Аналогичные означает, что места находятся в однотипных помещениях, их системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопление и свет одинаковы. Важно и то, что оборудование, материалы и сырье, используемые сотрудниками на аналогичных местах, должны быть однотипными, а средства индивидуальной защиты – одинаковыми.

Для начала спецоценки создается соответствующая комиссия и привлекается организация, специализирующаяся на ее проведении. Обычно с такой организацией заключают гражданско-правовой договор. Главой комиссии является непосредственно работодатель или его представитель. В нее обязательно входят профсоюзные деятели, если они есть на предприятии, и специалист по охране труда, обслуживающий данную организацию.

Затем эксперты приступают к исследованию рабочих мест и выявляют среди них те, которые подвержены действию опасных либо вредных факторов. Те места, где подобные факторы отсутствуют, заносят в декларацию, которую впоследствии предоставляют в трудовую инспекцию. Там, где есть данные факторы, они должны быть тщательно измерены. Каждому месту присваивается класс условий труда.

Последний этап – отчет комиссии, в котором указываются следующие данные:

  • перечень рабочих мест с указанием опасных и вредных факторов;
  • протоколы всех измерений и испытаний;
  • заключения экспертов;
  • и др.

Работодатель знакомит своих сотрудников с отчетом под роспись. Срок для ознакомления составляет один месяц. При наличии сайта сведения из отчета публикуются на нем.

В этой статье вы можете посмотреть правила и образец заполнения спецификации к договору поставки.

Если вас интересует, что такое факторинг и какие его виды бывают, прочитайте об этом здесь.

Возможные штрафы и другие санкции

Как и за любое другое правонарушение, за невыполнение работодателем своей обязанности по проведению спецоценки условий труда грозит административная ответственность в виде штрафа либо приостановления деятельности:

  • Размер административного штрафа для индивидуального предпринимателя составит от пяти до десяти тысяч рублей или приостановление его деятельности длительностью до 90 суток.
  • Юридические лица, которые допустили нарушения, заплатят намного больше – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей. Приостановление деятельности также актуально и для них, длительность аналогична.

Для сравнения приведем прежние суммы санкций:

  • индивидуальные предприниматели платили от одной до пяти тысяч рублей;
  • юрлицам нарушение выливалось в копеечку – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Орган, привлекающий к ответственности работодателей за данную категорию правонарушений – Роструд.

Так что стоит задуматься, что лучше — позаботиться о правильности оценки рабочего места или заплатить штраф, а то и потерять прибыль, которая не будет получена из-за приостановления деятельности фирмы либо индивидуального предпринимателя.

Несчастный случай на предприятии при отсутствии спецоценки – это прямое доказательство виновности работодателя для суда. В таком случае данное деяние подпадает уже не под административные санкции, а под уголовные. Наказанием служит: штраф – до 400 000 рублей, исправительные работы на 2 года, принудительные работы до года либо лишение свободы сроком до года.

znaydelo.ru

Популярное:

  • Крайслер прокладка коллектора ПРОКЛАДКА ВПУСКНОГО КОЛЛЕКТОРА CHRYSLER 300M LR LR СЕДАН Для идентификации автомобиля и достоверного подбора прокладка впускного коллектора Chrysler 300M LR LR Седан, следует внимательно выбрать модификацию транспортного […]
  • Отдел по назначению жилищных субсидий Отдел по назначению жилищных субсидий Начальник отдела – Хомякова Ирина Федоровна, тел. 53-08-88 Отдел назначения жилищных субсидий Управления социальной защиты населения Администрации Миасского городского округа предоставляет […]
  • Что надо для уменьшения алиментов Снижение размера алиментов Алименты могут быть уменьшены – это факт. На это надеются все плательщики, и этого боятся все получатели алиментов. Для уменьшения размера алиментов нужны серьезные основания. Заинтересованная сторона […]
  • Ставка патента в крыму Максимальная стоимость патента на сдачу жилья в Крыму не превышает 4,5 тыс руб Симферополь, 6 февраля. Крыминформ. Крымские налоговики проанализировали нагрузку на предпринимателей, использующих патентную систему налогообложения […]
  • Ст103 закона 44 фз Отчетность заказчика по контракту Каждый заказчик, осуществляющий закупки по 44-ФЗ, обязан размещать на сайте ЕИС отчеты о заключении и исполнении контрактов, а также прикреплять к отчетам все необходимые документы. Рассмотрим в […]
  • Районый суд Районый суд Приём граждан осуществляется общей приёмной – кабинет № 101 (тел. 262-64-31) в следующем режиме: Понедельник, вторник, четверг с 09-00 до 16-00 часов Среда с 09-00 до 15-00 часов Пятница с 09-00 до 13-00 […]
  • Штраф п101 Вопрос 24751 Здравствуйте. Уточнение к вопросу №24649: нарушение п.101, п.10.3 cт.12.9 Комментарии, уточнения и замечания по вопросу Последние ответы Перечень документов для замены паспорта, в связи с повреждением […]
  • Первичный учет материальных ценностей Тема 4. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 4.2. Синтетический учет материально-производственных запасов Основные особенности учета производственных запасов: 1) на складах материально-ответственными лицами ведется только […]