Федеральный закон обязательный медицинский осмотр

Статья 213 ТК РФ. Медицинские осмотры некоторых категорий работников

16 ноября 2017

8 ноября 2017

20 октября 2017

30 августа 2017

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

Здравствуйте! Подскажите, за чей счет проводится медосмотр при приеме на работу?
У меня с руководителем возникла спорная ситуация на тему мед.осмотра работников. А именно: руководитель утверждает, что предварительный мед.осмотр при устройстве на работу работник должен проходить за свой счёт, а в дальнейшем периодический мед.осмотр будет оплачивать наша организация. Обратившись к Трудовому кодексу и различным правовым документам, я нигде не нашла подтверждения его слов. Мне кажется руководитель не совсем прав в своём утверждении? Подскажите, пожалуйста, какими аргументами я могу оспорить его утверждение, если, конечно, могу?
Заранее благодарю

Добрый день! Работодатель отказывает в возврате денежных средств за медкомиссию ввиду того, что комиссия была оплачена картой другого человека (не работника). Является ли отказ правомерным? Все чеки и договора были предоставлены работодателю.

Вопрос относится к городу Иркутск

В правилах внутреннего трудового распорядка нашей школы прописано, что при поступлении на работу работник обязан предъявить медицинскую книжку. Но для прохождения медицинского осмотра работодатель вынужден выдать работнику направление. Обязан ли работодатель оплачивать работнику прохождение первичного медицинского осмотра?

Вопрос относится к городу Нижневартовск

Воспитатель муниципального детского сада Иванова отказалась пройти периодический (плановый) медицинский осмотр за свой счет в свободное от работы время, мотивируя тем, что на работодателя возложена обязанность по финансовому обеспечению прохождения медосмотров работников за счет рабочего времени. Директор дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) отстранила от работы Иванову как непрошедшую медосмотр вне зависимости от наличия (отсутствия) уважительных причин, объяснив, что возможно и применение дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения. Воспитатель пригрозила директору обращением с жалобой в Государственную инспекцию труда. Вопрос: Имеются ли основания для обжалования действий директора ДОУ, отстранившей воспитателя от работы, со стороны Ивановой? Ответ обоснуйте.

Вопрос относится к городу чебоксары

Добрый день! Сотрудник при трудоустройстве был направлен на медкомиссию, комиссию мы возвращаем только при условии прохождения ее в городской поликлинике, частные клиники мы не оплачиваем. Сотрудник решил пройти комиссию в частной клиники и что мы ему ее не возвращаем оплату за комиссию. Какое заявление не обходимо написать сотруднику об отказе на возврат комиссии?

Здравствуйте! У меня такой вопрос, недавно прошел мед. обследование за счет организации которая оплачивает медосмотр, но в последний момент передумал устраиваться в эту фирму, потребует ли фирма обратно потраченные финансы или нет?

Вопрос относится к городу Благовещенск

Приказ Минздравсоцразвития 302н от 12.04.11-какие изменения в 2017 году привели к тому,что все работники пассажирского автопредприятия должны проходить периодический медосмотр,это законно?

Вопрос относится к городу Нижний Новгород

Заведующая детским садом не желает оплатить стоимость проф.осмотра педагогу-психологу вышедшему из отпуска по уходу за ребёнком, якобы декретники проходят за свой счёт.

если есть направление от работодателя, оплатится ли мне мои затраты, за мед осмотр?

Здравствуйте! прошла медкомиссию по трудоустройству в апреле, проработала месяц и уволилась. в июле пришла в бухгалтерию написать заявление на возврат денег за медкомиссию — отказали, по причине того, что я на данный момент у них не работаю. Правомерен ли отказ бухгалтерии?

ppt.ru

Все ли работники при поступлении на работу проходят предварительный медицинский осмотр? На основании какого документа устанавливается перечень таких работников? Как определить перечень работников, которым необходимо проводить периодические медицинские осмотры?

В соответствии со ст. 69 ТК РФ обязательному предварительному и периодическим медицинским осмотрам подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Так, ТК РФ устанавливает обязанность по прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра также для:
— работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (часть первая ст. 213 ТК РФ);
— работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств (часть первая ст. 213, ст. 328 ТК РФ);
— работников, занятых на подземных работах (часть первая ст. 213, ст. 330.3 ТК РФ);
— спортсменов (ст. 348.3 ТК РФ);
— лиц, привлекаемых на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей (ст. 324 ТК РФ);
— работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей (часть вторая ст. 213 ТК РФ).
Обязанность работодателя организовать проведение предварительных и периодических медицинских осмотров для конкретных категорий работников может следовать и из иных федеральных законов. Такие осмотры обязательны, в частности, для:
— педагогических работников (п. 9 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ);
— персонала объектов по хранению и уничтожению химического оружия (ст. 14 Федерального закона от 02.05.1997 N 76-ФЗ);
— отдельных категорий работников объектов использования атомной энергии (ст. 27 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ);
— лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой (п. 3 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ).
В соответствии с частью четвертой ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Большинство таких факторов и видов работ, при выполнении которых работники подлежат обязательному медицинскому осмотру, приведены в соответствующих перечнях, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н. В то же время из формулировки части четвертой ст. 213 ТК РФ не следует, что указанные перечни устанавливают исчерпывающий список категорий работников, которые подлежат обязательному медицинскому осмотру. Следовательно, такие категории могут быть предусмотрены и иными нормативными актами, например:
— Перечнем профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.09.1999 N 1020;
— Перечнем должностей работников объектов использования атомной энергии, на которые распространяются медицинские противопоказания, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.03.1997 N 233.
От лиц, для которых такой осмотр не является обязательным в соответствии с законодательством РФ, работодатель не может требовать прохождения предварительного медицинского осмотра (определение Приморского краевого суда от 06.10.2015 N 33-9050/2015, определение Владимирского областного суда от 06.09.2012 N 33-2581/2012).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

17 августа 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

www.garant.ru

Прохождение работниками медицинских осмотров

Нередко в организациях встает вопрос: кто из сотрудников должен проходить обязательные медицинские осмотры и какова процедура их прохождения? Давайте попробуем разобраться с этим и другими вопросами.

В ст. 41 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья. В целях реализации данного права был принят Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 23.07.2008; с изм. от 22.12.2008; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ). Как указано в ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ, торговые организации обязаны выполнять требования санитарного законодательства, в частности обеспечивать наличие личных медицинских книжек у своих работников.

Статья 213 ТК определяет, кто должен проходить медицинские осмотры.

Извлечение
из Трудового кодекса Российской Федерации

Статья 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников

Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований).

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников определен приказом Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 № 90 (в ред. от 06.02.2001).

Данным приказом определены:

  • временный перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, медицинских противопоказаний, а также врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований;
  • временный перечень работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований по видам работ, медицинских противопоказаний к допуску на работу;
  • положение о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников.

Помимо этого, согласно ст. 34 Федерального закона № 52-ФЗ работники торговых организаций обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические профилактические медицинские осмотры. Аналогичное требование содержится и в Санитарно-эпидемиологических требованиях к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов, СП 2.3.6.1066-01 (утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001; в ред. от 03.05.2007; далее — Санитарные требования).

Как следует из раздела 13 Санитарных требований, лица, поступающие на работу в торговые организации, проходят медицинские осмотры, профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию. На каждого работника заводится личная медицинская книжка, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований владельца, сведения о перенесенных им инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении им гигиенической подготовки и аттестации.

Пунктом 6 ст. 34 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. В настоящий момент в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (в ред. от 07.11.2008) таким органом является Роспотребнадзор.

Форма личной медицинской книжки утверждена приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» (в ред от 10.07.2007; далее — Приказ № 402). Этим приказом определено, что бланки личных медицинских книжек изготавливает федеральное государственное учреждение здравоохранения «Информационно-методический центр “Экспертиза”». Оно же обеспечивает центры гигиены и эпидемиологии, выдающие личные медицинские книжки по итогам прохождения медицинских осмотров, их бланками и специальными голограммами, а также ведет реестр выданных бланков медицинских книжек.

Как следует из п. 1.1 Приказа № 402, личные медицинские книжки должны иметь только те работники торговых организаций, деятельность которых непосредственно связана с хранением, транспортировкой и реализацией товаров. Если трудовые обязанности сотрудника торговой компании не связаны с указанными видами деятельности (например, бухгалтера), то личная медицинская книжка на него не оформляется.

В личной медицинской книжке указываются следующие сведения:

• наименование выдавшей ее организации Роспотребнадзора;

• подпись руководителя организации Роспотребнадзора (с расшифровкой);

• сведения о владельце (Ф. И. О. физического лица, год рождения, домашний адрес, должность и личная подпись);

• наименование работодателя (организация либо индивидуальный предприниматель);

• записи о переходе владельца на работу в другие организации;

• отметки о перенесенных владельцем инфекционных заболеваниях и сделанных ему профилактических прививках;

• заключение врача о допуске владельца к работе по результатам медицинского обследования;

• результаты медицинских обследований (на туберкулез, носительство возбудителей кишечных инфекционных заболеваний, дифтерии, патогенного стафилококка, на гельминтозы);

• результаты лабораторных исследований и осмотра дерматовенеролога;

• профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация;

• отметки о сделанных предупреждениях при нарушении санитарных норм и правил.

Как правило, при оформлении личной медицинской книжки физическое лицо обращается в уполномоченную организацию с заявлением о выдаче и регистрации личной медицинской книжки, после чего проходит медицинское освидетельствование, гигиеническое обучение и аттестацию.

Финансирование мероприятий по прохождению предварительных, периодических медицинских осмотров, гигиенической подготовки и аттестации работников, а следовательно, и оплата оформления личной медицинской книжки ст. 213 ТК РФ возложены на работодателя. Поэтому, даже если потенциальный работник, получив личную медицинскую книжку, оплаченную работодателем, не заключит в дальнейшем с организацией трудовой договор, заставить его «отрабатывать» расходы, понесенные работодателем, нельзя. Трудовой кодекс РФ не предусматривает возможности взыскания с потенциального работника убытков, причиненных незаключением трудового договора.

Несмотря на то, что оформленная личная книжка принадлежит работнику, он обязан передать ее на хранение работодателю. Нахождение медицинских книжек на руках у работников допускается только в исключительных случаях (например, у продавца отдаленной торговой точки при мелкорозничной торговле). Если при проверке торговой организации выяснится, что к работе допущен продавец, не имеющий личной медицинской книжки (или истек срок его аттестации), то избежать штрафных санкций вряд ли удастся. Суммы административных штрафов установлены пунктом 2 ст. 14.4 Кодекса об административных правонарушениях. При увольнении работника работодатель обязан вернуть ему личную медицинскую книжку.

Безусловно, у каждого работодателя возникнет вопрос: как же реализовать на деле прохождение работниками медицинских осмотров и как документально внутри организации это оформить.

Согласно действующему законодательству предварительные и периодические медицинские осмотры работников проводятся лечебно-профилактическими учреждениями любой формы собственности, имеющими соответствующую лицензию и сертификат на основании договора с работодателем. Поэтому начать следует с заключения договора с медицинским учреждением о предоставлении услуг по проведению обязательных предварительных и периодических медосмотров.

Схема организации медицинских осмотров:

  1. Заключить договор с медицинским учреждением.
  2. Издать приказ по организации об очередности и периодичности прохождения медосмотров.
  3. Составить поименные списки лиц, подлежащих направлению на медосмотры.
  4. Выдать сотрудникам направления в медицинское учреждение.
  5. Получить от работника заключение, подписанное врачом и заверенное печатью лечебного учреждения, с результатом медосмотра.

Работодатель должен составить поименный список лиц, обязанных пройти медицинский осмотр, а также своевременно направить работника на медосмотр. Обычно списки работников составляют совместно сотрудник отдела кадров и специалист службы охраны труда и в дальнейшем контролируют своевременное прохождение медосмотров.

Работникам, прошедшим предварительный или периодический медицинский осмотр и признанным годными к работе с вредными, опасными веществами и производственными факторами, выдается соответствующее заключение, подписанное лечащим врачом и скрепленное печатью лечебно-профилактического учреждения.

Если у работника выявлены проблемы в состоянии здоровья и медицинская комиссия выдала соответствующее заключение, работодатель обязан перевести работника на другую имеющуюся в организации работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья (на это обстоятельство указывает статья 73 ТК РФ). Если работник не согласен на перевод либо в организации нет соответствующей работы, трудовой договор прекращается по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Теперь возникает следующий вполне обоснованный вопрос: кто оплачивает прохождение медосмотров? Исходя из положений статей 213, 266 и 212 ТК РФ, следует, что обязательные предварительные, периодические и внеочередные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя. Если же сотрудник не прошел обследование по вине организации, то за дни, когда он был отстранен в связи с этим от работы, ему оплачивается все время отстранения от работы как за простой (ст. 76 ТК РФ). При этом согласно ст. 157 ТК РФ оплата времени простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

М. С. Попова-Иванова,
начальник отдела управления кадрами и трудовыми отношениями

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 2, 2009.

www.profiz.ru

Медосмотры: права и обязанности работодателя

Трудовым кодексом на работодателя возложена обязанность по проведению медицинских осмотров работников в случаях, предусмотренных российским законодательством. Такие случаи установлены во множестве разноуровневых нормативных актов, что затрудняет выяснение вопроса о необходимости проведения медосмотра для того или иного конкретного работника.

Рассмотрим требования трудового законодательства, направленные на обеспечение здоровья работника, а также случаи, когда работодатель вправе или прямо обязан организовать и оплатить медицинские осмотры сотрудников.

Права и обязанности работодателя

Обязанность работодателя по проведению медосмотров закреплена в ст. 212 Трудового кодекса РФ.

Работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, а также внеочередных медосмотров работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы и среднего заработка на время прохождения указанных медосмотров.

Предварительный медосмотр осуществляется при приеме на работу, периодические — в течение трудовой деятельности работников с частотой, порядок определения которой устанавливается нормативными актами, предусматривающими обязательные периодические медосмотры для данной категории работников. Причем таким актом может быть не только сам Трудовой кодекс РФ или иной федеральный закон, но и любой подзаконный нормативный акт, содержащий нормы трудового права.

Более того, в ст. 34 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» сказано, что при необходимости на основании предложений органов санитарно-эпидемиологического надзора решениями региональных органов государственной власти или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.

Работодатель должен быть в курсе всех подобных требований, установленных государственными и муниципальными нормативными актами, поскольку ст. 212 ТК РФ запрещает допуск работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательных, то есть предусмотренных органами государственной власти или местного самоуправления, медицинских осмотров. Работника, не прошедшего соответствующего медосмотра и приступившего к работе, работодатель согласно ст. 76 ТК РФ должен отстранить от работы.

В период недопущения к работе и отстранения от нее заработная плата работнику не начисляется. Но если работник не прошел обязательный мед­осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

В статье 214 ТК РФ определено, что прохождение обязательного предварительного и периодических медосмотров — обязанность работника. Вместе с тем в ст. 219 ТК РФ сказано, что прохождение внеочередного медицинского осмотра в соответствии с медицинскими рекомендациями является уже правом работника, которое он может реализовывать по своему усмотрению. Обеспечение и обязательных, и внеочередных медосмотров, а также сохранение за работником места и среднего заработка на время таких медицинских осмотров — обязанность работодателя.

За нарушение законодательства о труде и об охране труда в ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях для работодателя установлена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц — от 1000 до 5000 руб., юридических — от 30 000 до 50 000 руб. При этом вместо уплаты штрафа в отношении юридических лиц возможно административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

В статье 69 ТК РФ закреплена обязанность работодателя проводить медицинский осмотр несовершеннолетних работников при заключении трудового договора. Аналогичная обязанность распространяется и на иных работников в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

В статье 213 ТК РФ указано, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, проходят обязательные предварительные и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры. Работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядок проведения таких осмотров определяются нормативными правовыми актами в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Для большинства профессий правила проведения обязательных медицинских осмотров утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83. Согласно подп. 3.3 этих правил частота проведения периодических медосмотров определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации. При этом периодические мед­осмотры должны проводиться не реже одного раза в два года.

Для отдельных профессий, например для работников автомобильного транспорта, верхолазов, порядок прохождения медицинских осмотров утвержден специальными нормативными актами. А для сотрудников ведомственной охраны в самом Федеральном законе от 14.04.99 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» установлена ежегодная периодичность проведения обязательных медицинских осмотров.

При всей схожести процедур, осуществляемых при обязательном медосмотре и дополнительной диспансеризации, правовое регулирование этих двух видов медицинских мероприятий различно.

Дополнительная диспансеризация охарактеризована в приказе Минздравсоцразвития России от 04.02.2010 № 55н «О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» (далее — приказ № 55н) как осуществляемые учреждениями муниципальной и государственной систем здравоохранения, функционирующими в системе ОМС, медицинские осмотры, направленные на раннее выявление и профилактику заболеваний, в том числе социально значимых. В отличие от обязательных медицинских осмотров в диспансеризации могут участвовать работники всех профессий. Кроме того, участие в диспансеризации является для работника правом, а не обязанностью.

Законодательство не предусматривает и ответственность работодателя за непрохождение его работниками дополнительной диспансеризации. В письме от 07.10.2008 № 7694-ВС «О дополнительной диспансеризации» Минздравсоцразвития России не относит диспансеризацию к обязательным медицинским осмотрам, а значит, все изложенные выше требования, связанные с обеспечением обязательных медицинских осмотров, на участие работодателя в диспансеризации не распространяются.

Таким образом, обеспечение прохождения сотрудниками диспансеризации в рабочее время, равно как и сохранение за ними места и среднего заработка на время прохождения диспансеризации, по общему правилу является правом, а не обязанностью работодателя. Обязанностью это право становится лишь в случае прохождения диспансеризации, предусмотренной ст. 254 ТК РФ, беременными женщинами в соответствии с положением, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 30.03.2006 № 224.

Дополнительная диспансеризация в 2010 г. осуществляется в соответствии с приказом № 55н. Дополнительной диспансеризации в 2010 г. подлежат работающие граждане, не проходившие ее в предыдущие годы, а также граждане, занятые на работах с вредными условиями труда, независимо от сроков прохождения предыдущих углубленных медицинских осмотров. В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 30.12.2006 № 860 и от 24.12.2007 № 921 граждане, в отношении которых проводилась дополнительная диспансеризация в 2007, 2008 или 2009 г., повторно дополнительной диспансеризации в 2010 г. не подлежат.

Приказом № 55н региональным органам исполнительной власти рекомендовано осуществлять работу по организации проведения дополнительной диспансеризации совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования. На работодателей обязанности по участию в обеспечении диспансеризации этим приказом не возложены.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1146 «О порядке предоставления в 2010 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан» дополнительная диспансеризация осуществляется не за счет средств работодателя, а за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Расходы на проведение обязательных медосмотров работодатель вправе учесть при расчете налога на прибыль. Указанные затраты признаются в составе расходов на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, на что прямо указано в письмах Минфина России от 07.11.2005 № 03-03-04/1/340 и от 07.08.2007 № 03-03-06/1/543. При этом необходимо помнить, что расходы работодателя на обязательные медосмотры должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. То есть они должны быть обоснованны, документально подтверждены и связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

При исчислении налога на прибыль учитываются расходы как на периодические, так и на предварительные мед­осмотры. Об этом говорится в письме Минфина России от 06.10.2009 № 03-03-06/1/648. В нем отмечено, что затраты на предварительные медосмотры лиц, которые по результатам осмотра или по иным причинам не были приняты на работу, также учитываются для целей налогообложения прибыли.

Начисленный работнику средний заработок за время прохождения обязательного медосмотра работодатель включает в расходы на оплату труда в соответствии с п. 7 ст. 255 НК РФ. С этих сумм среднего заработка работник в общем порядке уплачивает НДФЛ, а работодатель — страховые взносы, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Вместе с тем ни НДФЛ, ни страховые взносы не уплачиваются с сумм расходов, произведенных работодателем на оплату стоимости обязательных мед­осмотров. На это Минфин России указывает в письме от 21.11.2008 № 03-03-06/4/84.

Предусмотренные законодательством обязательные медосмотры

www.eg-online.ru

Федеральный закон обязательный медицинский осмотр

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Работники детских учреждений проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ст. 213 Трудового кодекса РФ).

Обязанность педагогических работников проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя установлена п. 9 ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 273-ФЗ.

Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н.

Работы в образовательных организациях, в детских и подростковых сезонных оздоровительных организациях отнесены данными перечнями к работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).

Периодичность осмотров составляет один раз в год.

Порядок проведения осмотров (предварительных, периодических) подробно регламентирован приложением № 3 к указанному приказу.

xn--273—84d1f.xn--p1ai

Популярное:

  • Фз о трудовых пенсиях 2001 года О трудовых пенсиях в Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 29.11.2003 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 14.02.2005 N 3-ФЗ, от 03.06.2006 N […]
  • Приказ 302 пункт 18 ПРИКАЗ 302 Н ОТ 12.04.2011 ПО МЕДОСМОТРАМ (ИЗМЕНЕНИЯ, ПРИЛОЖЕНИЯ): "ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ (ОБСЛЕДОВАНИЯ)". ПРИКАЗ 302 Н от 12.04.2011 МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ […]
  • Наказание по уголовному праву рб Система, виды и цели наказания в уголовном праве Главная > Реферат >Государство и право Понятие системы наказаний, принципы её построения. Виды наказаний…………………………………………….4 Характеристика наказаний, связанных с лишением либо […]
  • Приказ 302 н от 12042011 по медосмотрам Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные […]
  • Какие бывают объекты собственности Субъекты и объекты права собственности Действующее законодательство (ГК РФ) исходит из того, что все имущество в Российской Федерации может находиться в частной, государственной и муниципальной собственности. Субъектами права […]
  • Ставка патента в крыму Максимальная стоимость патента на сдачу жилья в Крыму не превышает 4,5 тыс руб Симферополь, 6 февраля. Крыминформ. Крымские налоговики проанализировали нагрузку на предпринимателей, использующих патентную систему налогообложения […]
  • Приказ 302н прил2 п14 Приказ 302н текст Обязательный медосмотр. Обзор Приказа Минздравсоцразвития 302н от 12.04.11 Приказ Минздравсоцразвития об обязательных медосмотрах работников вредных производств действует с 1 января 2012 года, однако споры […]
  • 302 приказ здравоохранения Приказ Минздрава 302н: актуальные изменения и дополнения Организация медосмотров на некоторых предприятиях является обязательным. А допуск сотрудников к работе без его прохождения влечет серьезные правовые последствия для […]