Федеральный закон от 27072010 208-фз

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ
«О консолидированной финансовой отчетности»

С изменениями и дополнениями от:

21 ноября 2011 г., 29 декабря 2012 г., 23 июля 2013 г., 5 мая, 4 ноября 2014 г., 3 июля 2016 г., 18 июля, 31 декабря 2017 г.

Принят Государственной Думой 7 июля 2010 года

Одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
27 июля 2010 г.
N 208-ФЗ

Урегулирован порядок составления и представления консолидированной финансовой отчетности.

Кредитные и страховые организации, а также компании, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых биржах, обязаны применять Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и Разъяснения МСФО (изданные Фондом Комитета по МСФО). Бухгалтерская отчетность составляется на основе национального законодательства.

Согласно закону годовая отчетность подлежит обязательному аудиту и направляется акционерам, а также уполномоченным федеральным органам исполнительной власти (банками — в ЦБР). Учредительными документами компании либо актом ЦБР может быть предусмотрено представление промежуточной консолидированной отчетности.

Вводится обязательная публикация годовой консолидированной отчетности.

Указанные правила начинают действовать с отчета за год, следующий за годом признания МСФО для применения в России (в отношении компаний, ценные бумаги которых обращаются на фондовых биржах, — не ранее чем с отчета за 2015 г.).

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июля 2010 г. N 168, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 31 ст. 4177

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 262-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Положения настоящего Федерального закона (в редакции названных изменений) в отношении требований к представлению и раскрытию промежуточной консолидированной финансовой отчетности применяются к промежуточной консолидированной финансовой отчетности начиная с первого отчетного периода года, следующего за годом вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 262-ФЗ

Положения настоящего Федерального закона (в редакции названных изменений), предусматривающие аудит либо проводимую аудиторской организацией проверку промежуточной консолидированной финансовой отчетности, применяются к промежуточной консолидированной финансовой отчетности за первое полугодие года, следующего за годом вступления в силу требований к представлению и раскрытию промежуточной консолидированной финансовой отчетности

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 282-ФЗ

Изменения вступают в силу со 2 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

base.garant.ru

Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»

Принят Госдумой 01.07.2010
Одобрен Советом Федерации 14.07.2010
Опубликован 30.06.2011

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее также — организация).

2. Для целей настоящего Федерального закона под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций — группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее — МСФО).

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон распространяется:

1) на кредитные организации;

2) на страховые организации;

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 282-ФЗ пункт 3 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу со 2 января 2013 г.

3) на иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

2. В случае, если федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса) либо если учредительными документами организации, не указанной в части 1 настоящей статьи, предусмотрены представление и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности, такая отчетность составляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Утратила силу с 1 сентября 2013 г.

4. Утратила силу с 1 сентября 2013 г.

Статья 3. Составление консолидированной финансовой отчетности

1. Консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО.

2. Консолидированная финансовая отчетность организации составляется наряду с бухгалтерской отчетностью этой организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

3. На территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства Российской Федерации Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Статья 4. Представление консолидированной финансовой отчетности

1. Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, а также в Центральный банк Российской Федерации.

2. Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, если такое представление предусмотрено ее учредительными документами, а также в Центральный банк Российской Федерации в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации.

3. Годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляются участникам организации, в том числе акционерам, в порядке, определяемом учредительными документами организации.

4. Утратила силу с 1 сентября 2013 г.

5. Представление годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности организациями в Центральный банк Российской Федерации осуществляется в порядке, определяемом Центральным банком Российской Федерации.

6. Консолидированная финансовая отчетность представляется пользователям, предусмотренным настоящей статьей, на русском языке.

7. Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность.

8. Консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации.

Статья 5. Аудит консолидированной финансовой отчетности

Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью.

Статья 6. Надзор за представлением и публикацией консолидированной финансовой отчетности

Надзор за представлением и публикацией консолидированной финансовой отчетности организациями осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Статья 7. Публикация консолидированной финансовой отчетности

1. Организация должна публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность.

2. Консолидированная финансовая отчетность считается опубликованной, если она размещена в информационных системах общего пользования и (или) опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

3. Публикация консолидированной финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней после дня представления такой отчетности пользователям, предусмотренным статьей 4 настоящего Федерального закона.

Статья 8. Заключительные положения

1. Организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи.

2. Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам, а также организации, облигации которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, обязаны представлять и опубликовывать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, но не ранее чем с отчетности за 2015 год.

Президент Российской Федерации
Д. Медведев

Москва, Кремль
27 июля 2010 г.
N 208-ФЗ

www.ib.ru

Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»

Редакция КФО. МС

27 июля 2010 года № 208-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ[*]

7 июля 2010 года

14 июля 2010 года

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее также – организация).

2. Для целей настоящего Федерального закона под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций – группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее – МСФО).

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон распространяется:

1) на кредитные организации;

2) на страховые организации;

3) на иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

2. В случае если федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса) либо если учредительными документами организации, не указанной в части 1 настоящей статьи, предусмотрены представление и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности, такая отчетность составляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Порядок представления и (или) публикации кредитными организациями иного вида финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, а также порядок использования такой отчетности и консолидированной финансовой отчетности в целях банковского надзора определяются Центральным банком Российской Федерации.

4. Особенности порядка представления и публикации организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, консолидированной финансовой отчетности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 3. Составление консолидированной финансовой отчетности

1. Консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО.

2. Консолидированная финансовая отчетность организации составляется наряду с бухгалтерской отчетностью этой организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

3. На территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства Российской Федерации Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Статья 4. Представление консолидированной финансовой отчетности

1. Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам. Годовая консолидированная финансовая отчетность также представляется:

1) организациями, за исключением кредитных организаций, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;

2) кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации.

2. Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, если такое представление предусмотрено ее учредительными документами. Кредитные организации также представляют промежуточную консолидированную финансовую отчетность в Центральный банк Российской Федерации в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации.

3. Годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляются участникам организации, в том числе акционерам, в порядке, определяемом учредительными документами организации.

4. Представление годовой консолидированной финансовой отчетности организациями, за исключением кредитных организаций, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Представление годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации осуществляется в порядке, определяемом Центральным банком Российской Федерации.

6. Консолидированная финансовая отчетность представляется пользователям, предусмотренным настоящей статьей, на русском языке.

7. Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность.

8. Консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации.

Статья 5. Аудит консолидированной финансовой отчетности

Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью.

Статья 6. Надзор за представлением и публикацией консолидированной

финансовой отчетности

1. Надзор за соблюдением сроков представления и публикации консолидированной финансовой отчетности организациями, за исключением кредитных организаций, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации.

2. Надзор за представлением и публикацией консолидированной финансовой отчетности кредитными организациями осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Статья 7. Публикация консолидированной финансовой отчетности

1. Организация должна публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность.

2. Консолидированная финансовая отчетность считается опубликованной, если она размещена в информационных системах общего пользования и (или) опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

3. Публикация консолидированной финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней после дня представления такой отчетности пользователям, предусмотренным статьей 4 настоящего Федерального закона.

Статья 8. Заключительные положения

1. Организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи.

2. Организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам, а также организации, облигации которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, обязаны представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, но не ранее чем с отчетности за 2015 год.

27 июля 2010 года

Редакция попросила прокомментировать факт принятия и основные положения закона «О консолидированной финансовой отчетности» экспертов в области МСФО.

Кирилл Витальевич Алтухов,

партнер департамента аудиторских услуг «КПМГ» в России и СНГ

Принятие данного закона должно повлечь за собой изменения, которые ожидались еще с конца 90-х гг., когда правительством была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Потребовалось более 10 лет, чтобы перейти от декларирования намерений к конкретным действиям. За это время также поменялось и представление о дальнейшем развитии российского бухгалтерского учета.

Раньше преобладало мнение, что методологическая база российского бухгалтерского учета будет полностью переориентирована на МСФО и как таковой российский бухгалтерский учет прекратит самостоятельное существование. Сейчас, определив консолидированную отчетность публичных компаний в качестве сферы применения МСФО, законодатель не освободил их от ведения российского бухгалтерского учета. Кроме того, вести учет в соответствии с правилами российского бухгалтерского учета должны все непубличные компании, т. е. малый и средний бизнес.

Как будет развиваться российский бухгалтерский учет в будущем? Бизнес заинтересован в оптимизации расходов на введение учета. Сейчас компания, составляющая МСФО-отчетность, также ведет два вида учета: российский бухгалтерский и налоговый. В связи с этим наиболее простым и, возможно, предпочтительным вектором развития учета в России может быть объединение бухгалтерского и налогового учета. Хотя я не верю в высокую вероятность такого варианта, он, как мне кажется, в большей степени отвечает интересам как крупного, так и малого бизнеса. Второй возможный вектор развития – сближение с МСФО. Он в большей степени отвечает интересам крупного бизнеса. Самый нежелательный для бизнеса вариант – параллельное развитие всех видов учета.

На сегодняшний день большинство крупных российских компаний (практически все публичные) уже перешли на МСФО для общения с инвесторами. Поэтому ни бизнес, ни аудиторы, ни инвесторы не почувствуют значительного изменения климата, поскольку они в этом климате уже живут.

Гораздо важнее то, каковы будут дальнейшие шаги в области корпоративного законодательства, к которым может подтолкнуть данный закон, – переход к консолидированному налогоплательщику и уплата дивидендов с консолидированной прибыли.

МСФО – только одна из мер, которые нужно принять для улучшения инвестиционного климата в стране. Не думаю, что сам по себе этот шаг позволит опередить кого-либо в мировом инвестиционном рейтинге.

Я также хотел бы остановиться на еще одном, очень важном, на мой взгляд, аспекте – мерах государственного регулирования перехода и применения МСФО. Правительство уже подготовило проект Положения о порядке признания Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и Разъяснений МСФО для применения на территории Российской Федерации. Ожидаются и другие официальные документы, которые должны определить всю систему мер, обеспечивающих переход на МСФО.

Здесь может быть интересен опыт других стран, например Канады, которая сейчас переходит на МСФО, или опыт единой Европы пятилетней давности. В этих странах регулятор определил формальные шаги, которые должны выполняться на уровне компаний. Например, разработка новой учетной политики, организационные мероприятия, составление переходного бухгалтерского баланса и т. д. При этом официальная отчетность публичных компаний включала информацию о выполнении этих шагов.

Такой опыт полезен и для нашей страны, также способствуя формированию института корпоративного управления.

Кроме того, мне кажется, что новое регулирование должно более четко определить ответственность компаний, роль и ответственность организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также роль государства в регулировании финансового рынка, включая вопрос о необходимости создания мегарегулятора.

Аскар Ахметов,

руководитель департамента международной финансовой отчетности АКГ «Интерком-Аудит»

Несмотря на расплывчатые границы правоприменимости закона «О консолидированной финансовой отчетности», оцениваю его принятие как позитивный, хотя и несколько запоздалый шаг (поскольку его принятия ожидали с 2004 г.) навстречу к интегрированию России в мировую экономику и созданию единых общемировых финансовых стандартов бухгалтерского учета. По сути, теперь существует закон, который хотя и минимально, но декларирует и регламентирует применение МСФО на территории России.

Подчеркну некоторые моменты, заслуживающие, на мой взгляд, внимания в связи с принятием данного закона.

Во многих аспектах МСФО основаны на профессиональном суждении пользователей (приоритет экономического содержания над формой, концепция справедливой стоимости, эффективная процентная ставка и т. д.). Правила учета отдельных статей активов и обязательств, расходов и доходов по МСФО могут в значительной мере отличаться от применимой в настоящее время практики их отражения в бухгалтерском учете в соответствии с российскими ПБУ. Это означает, что перспективное изучение МСФО и наработка профессионального суждения в процессе самостоятельной подготовки финансовой отчетности по МСФО приветствуются.

В связи с этим возрастает роль заблаговременной подготовки квалифицированных внутренних специалистов в компании, имеющих дело с бухгалтерским и управленческим учетом. Возможно, понадобится часть специалистов переучивать для работы с МСФО. Следует учитывать тот факт, что современные курсы обучения дают лишь необходимый минимум теоретических знаний. Порой на практике полученных знаний оказывается недостаточно. Для твердого и уверенного понимания принципов МСФО требуется достаточный опыт их практического применения, а опыт может быть приобретен лишь в процессе подготовки отчетности по МСФО, разбора конкретных экономических ситуаций и транзакций, изучения уже существующей обширной практики их применения (best practice).

Подготовка консолидированной отчетности группы компаний – это подготовка и индивидуальной отчетности по МСФО всеми дочерними компаниями на основе единой групповой учетной политики. На практике у любого российского холдинга дочерние компании представляют собой весьма «разношерстную» группу, в которую входят предприятия отличных друг от друга секторов экономики, форм собственности и размеров. Вопрос унификации учетных правил и систем в случае большой группы достаточно сложен, поэтому его стоит решить заранее.

Касательно «неблизких» сроков правоприменимости закона стоит отметить, что при подготовке финансовой отчетности за любой год начиная, например, с 2015 г. в соответствии с действующими сегодня стандартами МСФО (а именно МСФО 1 «Применение МСФО впервые») необходимо будет подготовить сопоставимую финансовую информацию и раскрытия к финансовой отчетности минимум за один предыдущий отчетный период. Поэтому лучше не ждать завершения «первого» отчетного года.

Алексей Савельев,

руководитель департамента консолидированной отчетности ОАО «ВымпелКом»

Принятие Закона «О консолидированной финансовой отчетности» – важный шаг в реформе бухгалтерского учета в стране и во многом отвечает потребностям бизнеса. Однако не стоит забывать, что многие компании готовят отчетность не только в соответствии с МСФО, но и ОПБУ США. Несмотря на то что работа по сближению ОПБУ США и МСФО ведется уже очень давно, до сих пор не утверждены конкретные сроки их объединения. Таким образом, введение требования подготовки отчетности по МСФО может обернуться дополнительными издержками для крупных компаний. Вполне возможно, что именно этим объясняется и срок вступления закона в силу: 2015 г. На данный момент один из сроков полной конвергенции МСФО и ОПБУ США – конец 2014 г.

В то же время, если государственные органы продолжат движение в сторону консолидированной отчетности не только в бухгалтерском законодательстве, но и в налоговом (уплата единых налогов на уровне холдингов) и правовом (придание консолидированной отчетности должного статуса в законе об акционерных обществах), то это может стимулировать переход на МСФО в добровольном порядке.

В любом случае российским законодателям нужно продолжать реформирование системы учета и отчетности в России, оптимизировав само количество «учетов» – налоговый, бухгалтерский, статистический и теперь финансовый (МСФО).

Также значительный объем работы предстоит и в развитие Закона «О консолидированной финансовой отчетности»:

– официальный (и, что важно, профессиональный) перевод стандартов – от терминологии в МСФО зависит очень многое, и, как правило, в русском языке трудно подобрать подходящие аналоги. Возможно, появится необходимость в составлении глоссариев соответствия терминов в оригинальных МСФО и переведенных, чтобы специалистам было легче ориентироваться;

– подготовка специалистов начиная с обучения в вузах – возможно введение специальных курсов, аналогичных ACCA, в программу подготовки. В этом плане уже присутствуют аналоги некоторых экзаменов ACCA на русском языке, например Диплом по финансовой отчетности (DipIFR), которые можно адаптировать для учебных планов.

[*] 10 августа 2010 г. официально вступил в действие Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности». В силу концептуального значения документа для дальнейшего развития бухгалтерского учета в России работа по созданию закона велась несколько лет и сопровождалась активными дискуссиями в профессиональном сообществе.

Наконец закон был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан президентом РФ.

finotchet.ru

Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ

Содержание

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом Править

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие требования к составлению, представлению и раскрытию консолидированной финансовой отчётности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее также — организация).

2. Для целей настоящего Федерального закона под консолидированной финансовой отчётностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности (далее — МСФО) определяется как группа.

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона Править

1. Настоящий Федеральный закон распространяется:

1) на кредитные организации;

2) на страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);

3) на негосударственные пенсионные фонды;

4) на управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

5) на клиринговые организации;

6) на федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

7) на акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

8) на иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путём их включения в котировальный список.

2. В случае если федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчётности (сводной бухгалтерской отчётности, сводной (консолидированной) отчётности и баланса) либо если учредительными документами организации, не указанной в части 1 настоящей статьи, предусмотрены представление и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчётности, такая отчётность составляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3 — 4. Утратили силу.

5. Настоящий Федеральный закон применяется также при составлении, представлении и раскрытии финансовой отчётности организациями, которые не создают группу, указанную в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона. В наименовании такой финансовой отчётности слово «консолидированная» не используется.

6. Настоящий Федеральный закон не распространяется на организации государственного сектора.

7. Настоящий Федеральный закон не применяется к консолидированной (сводной) бюджетной отчётности, сводной отчётности государственных (муниципальных) учреждений, формируемым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Составление консолидированной финансовой отчётности Править

1. Консолидированная финансовая отчётность составляется в соответствии с МСФО .

2. Консолидированная финансовая отчётность организации составляется наряду с бухгалтерской (финансовой) отчётностью этой организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».

3. На территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО , принимаемые Фондом Международных стандартов финансовой отчётности и признанные в порядке, установленном с учётом требований законодательства Российской Федерации Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

4. Отчётным периодом для годовой консолидированной финансовой отчётности (отчётным годом) является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

5. Учредительными документами организаций, не являющихся организациями, указанными в пунктах 1 — 7 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, и (или) головными организациями банковских холдингов, могут быть установлены иные даты начала и окончания отчётного года при условии, что его продолжительность равна продолжительности календарного года. Настоящее положение не применяется, если другими федеральными законами предусмотрено, что отчётным периодом для годовой консолидированной финансовой отчётности организации является календарный год и (или) консолидированная финансовая отчётность входит в состав годового отчёта организации.

6. Первым отчётным годом для годовой консолидированной финансовой отчётности организации является период с даты её государственной регистрации по 31 декабря того же календарного года включительно. В случае, если учредительными документами организации установлена иная дата окончания отчётного года, первым отчётным годом для годовой консолидированной финансовой отчётности такой организации является период с даты её государственной регистрации по дату окончания отчётного года, установленную учредительными документами организации, включительно. Организации, за исключением организаций, указанных в пунктах 1 — 5 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, и организаций, являющихся головными организациями банковских холдингов, вправе не составлять консолидированную финансовую отчётность за первый отчётный год, если продолжительность периода с даты их государственной регистрации по дату окончания отчётного года включительно менее 90 дней.

7. Отчётным периодом для промежуточной консолидированной финансовой отчётности является период с даты начала отчётного года по отчётную дату периода, за который составляется промежуточная консолидированная финансовая отчётность, включительно. Первым отчётным периодом для промежуточной консолидированной финансовой отчётности является период с даты государственной регистрации организации по отчётную дату периода, за который составляется промежуточная консолидированная финансовая отчётность, включительно.

Статья 4. Представление консолидированной финансовой отчётности Править

1. Годовая консолидированная финансовая отчётность представляется участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации. Указанная отчётность, за исключением отчётности организаций, указанных в пунктах 6 — 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено частью 7.1 настоящей статьи, также представляется в Центральный банк Российской Федерации.

2. Промежуточная консолидированная финансовая отчётность представляется участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации, если такое представление предусмотрено её учредительными документами. Указанная отчётность, за исключением отчётности организаций, указанных в пунктах 6 — 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено частью 7.1 настоящей статьи, также представляется в Центральный банк Российской Федерации в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации.

2.1. Федеральными законами могут быть установлены случаи представления годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчётности организациями, указанными в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, также в Центральный банк Российской Федерации.

3. Годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчётность представляются участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации в порядке, определяемом учредительными документами организации.

5. Представление годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчётности организациями в Центральный банк Российской Федерации осуществляется в порядке, определяемом Центральным банком Российской Федерации.

6. Консолидированная финансовая отчётность представляется пользователям, предусмотренным настоящей статьёй, на русском языке с отражением её показателей в валюте Российской Федерации.

7. Годовая консолидированная финансовая отчётность представляется в срок не позднее 120 дней после окончания отчётного года, за который составлена данная отчётность. Промежуточная консолидированная финансовая отчётность представляется в срок не позднее 60 дней после окончания отчётного периода, за который составлена данная отчётность. В случае, если последний день срока представления консолидированной финансовой отчётности приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днём, последним днём срока представления консолидированной финансовой отчётности считается первый следующий за ним рабочий день.

7.1. Годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчётность организаций, указанных в пунктах 1 — 5 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также организаций, указанных в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и являющихся головными организациями банковских холдингов, представляется в Центральный банк Российской Федерации в сроки, установленные Центральным банком Российской Федерации.

8. Консолидированная финансовая отчётность подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации. Если федеральными законами установлены квалификационные требования к руководителю организации, консолидированная финансовая отчётность подписывается руководителем организации, а также иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации, в предусмотренных такими документами случаях.

Статья 5. Аудит консолидированной финансовой отчётности Править

1. Годовая консолидированная финансовая отчётность подлежит обязательному аудиту.

2. Консолидированная финансовая отчётность за первое полугодие отчётного года, раскрытие которой предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, подлежит аудиту либо проводимой аудиторской организацией проверке, вид и порядок проведения которой устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.

3. Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчётности либо иной документ, составляемый по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчётности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, представляется и раскрывается вместе с указанной консолидированной финансовой отчётностью.

Статья 6. Надзор за представлением и раскрытием консолидированной финансовой отчётности Править

Надзор за представлением и раскрытием консолидированной финансовой отчётности организациями, за исключением организаций, указанных в пунктах 6 и 7 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Статья 7. Раскрытие консолидированной финансовой отчётности Править

1. Организация раскрывает годовую консолидированную финансовую отчётность. Организации, указанные в пунктах 1 и 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, раскрывают также промежуточную консолидированную финансовую отчётность.

2. Консолидированная финансовая отчётность считается раскрытой, если она размещена в информационных системах общего пользования или опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчётности проведены иные действия, обеспечивающие её доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчётности по процедуре, гарантирующей её нахождение и получение.

3. Организация размещает на собственном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о месте раскрытия консолидированной финансовой отчётности в случае размещения (опубликования) этой отчётности в ином, отличном от собственного сайта организации, месте.

4. При раскрытии консолидированной финансовой отчётности путём размещения в информационных системах общего пользования она должна быть доступна для заинтересованных в ней лиц вместе с аудиторским заключением о ней либо иным документом, составляемым по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчётности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, в течение трёх лет с даты её размещения.

5. Раскрытие консолидированной финансовой отчётности осуществляется организацией не позднее 30 дней со дня истечения срока для её представления в соответствии с частью 7 статьи 4 настоящего Федерального закона, если иной срок раскрытия консолидированной финансовой отчётности не установлен другими федеральными законами.

6. Центральный банк Российской Федерации вправе устанавливать сокращённые сроки раскрытия консолидированной финансовой отчётности организаций, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также организаций, указанных в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и являющихся головными организациями банковских холдингов. В случае, если последний день срока раскрытия консолидированной финансовой отчётности приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днём, последним днём срока раскрытия консолидированной финансовой отчётности считается первый следующий за ним рабочий день.

7. Сведения о раскрытии консолидированной финансовой отчётности с указанием состава раскрытой отчётности, способа, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, и даты её раскрытия представляются организациями, указанными в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также организациями, указанными в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и являющимися головными организациями банковских холдингов, в Центральный банк Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.

8. Консолидированная финансовая отчётность организации, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и (или) сведения, определённые Правительством Российской Федерации, раскрывается в части, не содержащей указанных сведений. В случае, если в консолидированной финансовой отчётности часть информации, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и (или) сведения, определённые Правительством Российской Федерации, не может быть выделена, такая отчётность не подлежит раскрытию.

Статья 8. Заключительные положения Править

1. Организации составляют, представляют и раскрывают консолидированную финансовую отчётность начиная с отчётности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи.

2. Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путём их включения в котировальный список и которые составляют консолидированную финансовую отчётность по иным, отличным от МСФО , международно признанным правилам, обязаны представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчётность начиная с отчётности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, но не ранее чем с отчётности за 2015 год.

3. В случае, если к организованным торгам допущены только облигации организации путём их включения в котировальный список, такая организация обязана составлять, представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчётность начиная с отчётности за 2014 год.

4. Организации, указанные в пунктах 3 — 5 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязаны составлять, представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчётность начиная с отчётности за 2015 год, а организации, указанные в пунктах 6 и 7 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, начиная с отчётности за год, следующий за годом, в котором они включены в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации.

ru.m.wikisource.org

Популярное:

  • Законы о энергоснабжении Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и […]
  • Закон об образовании в ивановской области 2013 Закон Ивановской области от 5 июля 2013 г. N 66-ОЗ "Об образовании в Ивановской области" (принят Ивановской областной Думой 27 июня 2013 г.) (с изменениями и дополнениями) Закон Ивановской области от 5 июля 2013 г. N 66-ОЗ"Об […]
  • Закон о железнодорожном транспорте рф Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ"О железнодорожном транспорте в Российской […]
  • Федеральный закон 225-фз от 27072010 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (с изменениями и […]
  • Федеральный закон от 29122004 n 199-фз Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам […]
  • Законом о гражданстве 2002 г Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ"О гражданстве Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января, 18 июля 2006 […]
  • Закон фз 143 Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ"Об актах гражданского состояния" С изменениями и дополнениями […]
  • Ст 9 федерального закона от 27072006 152-фз о персональных данных Закон "О персональных данных" Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ"О персональных данных" С изменениями и дополнениями от: 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 28 июня, 27 июля, 29 ноября, 23 декабря 2010 г., 4 июня, 25 июля […]