Фискальные налоги определение

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Фискальная функция — налог

Фискальная функция налогов — главная, основная. Ее сущность в том, что с помощью налогов формируются финансовые средства государственного денежного фонда ( фиск от лат. [1]

Фискальная функция налогов заключается в формировании финансовых ресурсов государства, их аккумуляции в бюджете и внебюджетных фондах для последующего расходования на нужды страны. [2]

Фискальная функция налогов заключается в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание аппарата управления, армии, развитие фундаментальных направлений науки и техники, поддержку нетрудоспособных. Из собранных с помощью налогов средств государство покрывает расходы на образование, культуру, здравоохранение, а также строительство крупных сооружений, предприятий, дорог, защиту окружающей среды, производство общественных товаров и услуг. Распределение налогов по бюджетам разного уровня ( федеральный, субъектов федераций, местных органов) позволяет обеспечить их деятельность финансами. [3]

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. [4]

Исторически первой была фискальная функция налогов , отражающая интересы государственной казны [ лат. Она состоит в формировании денежных доходов государства, которое, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления своих функций и возложенных задач. [5]

В России традиционно преобладает фискальная функция налогов , т.е. взимание государством с физических и юридических лиц налогов для финансирования государственных расходов. Вместе с тем налоги выполняют регулирующую и стимулирующую функции. [6]

Как проявляется на практике фискальная функция налога . [7]

Данный принцип подразумевает оптимальный ( с точки зрения реализации фискальной функции налогов , создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения. [8]

Поэтому при формировании гибкой системы налогообложения ( особенно в части налога на добычу нефти и газа) необходимо соблюдение определенного баланса между стимулирующей и фискальной функцией налогов . Соответственно, предоставление налоговых льгот одним недропользователям должно компенсироваться усилением налоговой нагрузки на других. [9]

Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное предназначение — обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции ( товаров и услуг), а также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль вторична1 В 1992 — 1997 гг. этот налог был так же фискален, как и все налоги, взимаемые в этот период на территории Российской Федерации. [10]

Ведущей функцией налогов является фискальная, сущность которой состоит в изъятии средств налогоплательщиков в бюджеты всех уровней ( федеральный, субъектов РФ, местные бюджеты) и в государственные внебюджетные социальные фонды. Фискальная функция налогов состоит в формировании финансовых ресурсов государства в целом, аккумулируемых в соответствии с законодательством в федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ и в бюджетах местного самоуправления. Следовательно, фискальная функция налогов проявляется в формировании бюджетной системы страны и во внебюджетных социальных фондах, необходимых для реализации государством оборонной, природоохранной, социальной, управленческой и других функций, а также определенных федеральных программ. [11]

Вводя налоги, государство изымает у предприятий часть их доходов в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов , связанной с формированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления. [12]

Так реализуется фискальная функция налогов , связанная с формированием доходной части государственного бюджета, обеспечивающая перераспределение национального дохода и создающая условия для эффективного государственного управления. [13]

Ведущей функцией налогов является фискальная, сущность которой состоит в изъятии средств налогоплательщиков в бюджеты всех уровней ( федеральный, субъектов РФ, местные бюджеты) и в государственные внебюджетные социальные фонды. Фискальная функция налогов состоит в формировании финансовых ресурсов государства в целом, аккумулируемых в соответствии с законодательством в федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ и в бюджетах местного самоуправления. Следовательно, фискальная функция налогов проявляется в формировании бюджетной системы страны и во внебюджетных социальных фондах, необходимых для реализации государством оборонной, природоохранной, социальной, управленческой и других функций, а также определенных федеральных программ. [14]

Фискальная функция — основная функция, характерная для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства. Именно фискальная функция подготавливает реальные возможности для перераспределения части стоимости национального дохода. Фискальная функция налогов , с помощью которой происходит огосударствление части национального дохода в денежной форме, создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономику. Следовательно, она в значительной степени обусловливает экономическую функцию. [15]

www.ngpedia.ru

Фискальные налоги определение

15. Налоги, их виды и функции

Налогиэто обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня в размерах, порядке и на условиях, определенных действующим законодательством.

Налогообложение прошло длительный путь развития. Первые налоги возникли в период разделения общества на классы и образования государства. Они были преимущественно натуральными и представляли собой «взносы граждан», предназначенные для содержания публичной власти. По мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму и стали основным видом государственных доходов: сегодня денежные налоги обеспечивают до 9/10 всех доходов бюджетов промышленно развитых государств.

В современных условиях налоги выполняют три основных функции: фискальную, регулирующую и распределительную.

Фискальная функция налогов заключается в том что с их помощью формируются финансовые средства государства, т. е. доходная часть бюджета, внебюджетные фонды и т. д.

Сущность регулирующей функции состоит в том, что налоги выступают одним из главных инструментов экономической политики государства, стимулируя или сдерживая темпы воспроизводства.

Распределительная функция налогов проявляется в том, что с их помощью государство оказывает влияние на распределение и перераспределение результатов воспроизводства как на микро-, так и на макроуровне между сферами хозяйства и различными группами населения.

Некоторые ученые-экономисты объединяют регулирующую и распределительную функции налогов в одну общую функцию — экономическую.

Любой налог состоит из следующих элементов: субъект налога, объект налога, источник налога, единица налогообложения, налоговая ставка, налоговый оклад, налоговые льготы.

Субъектом налога, или налогоплательщиком, называется физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложена обязанность уплачивать налог.

Объект налога — это предмет (доход имущество, товар), подлежащий налогообложению. Часто название налога является производным от его объекта (например, земельный налог).

Под источником налога понимается доход субьекта налога (зарплата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог. Иногда источник и объект налога могут совпадать (например, налог на прибыль).

Единицей обложения является единица измерения объекта налога (по земельному налогу такой единицей может быть, например, гектар).

Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения.

Налоговым окладом называется сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком с одного объекта.

Под налоговыми льготами понимается полное или частичное освобождение субъекта от налогов в соответствии с действующим законодательством. Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум — наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.

Совокупность налогов, установленных государством, методы и принципы их построения, а также способы взимания составляют налоговую систему государства. Современная налоговая система включает в себя различные виды налогов. Основную их группу составляют выделяемые по объекту налогообложения прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество и подразделяются на реальные и личные. Для реальных налогов характерно взимание с отдельных видов имущества (поземельный, подушный, промысловый); налогообложение строится на основе средней доходности этого имущества. Личные налоги — это налоги на доходы или имущество, взимаемые с источника дохода или по декларации (налог на наследство, подоходный налог, налог на прибыль).

Косвенные налоги представляют собой налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Они подразделяются на монопольные фискальные налоги (налог на добавленную стоимость), акцизы, т. е. добавки к цене на отдельные виды товаров, и таможенные пошлины (экспортные, импортные). При реализации такого товара (услуги) полученные от фактических плательщиков налоговые суммы перечисляются в бюджет лицом производящим их реализацию.

По направлению их использования все налоги делятся на общие, которые поступают в общий бюджет государства и расходуются последним по своему усмотрению, и специальные, направляемые государством только на заранее определенные цели.

В зависимости от государственного органа, взимающего налоги и распоряжающегося полученными средствами, различают налоги федеральные, республиканские (налоги субъектов федерации) и местные.

Налоговая практика знает три способа взимания налогов. Первый способ называется кадастровым. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов налога, классифицируемых по внешним признакам, с установленной доходностью объекта обложения (например, при земельном налоге внешним признаком является размер участка). Вторым способом является изъятие налога до получения налогоплательщиком дохода: налог исчисляется и удерживается бухгалтерией с того юридического лица, который выплачивает доход субъекту (таким путем взимается подоходный налог). При третьем способе изъятие налога у субъекта происходит уже после получения им дохода — на основе поданной налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных им доходах.

Между количеством денег, которое может получить государство, и ставкой налогов существует зависимость, доказанная американским экономистом Артуром Ласером. По мнению Ласера, государство не будет получать деньги в двух случаях: когда оно не взимает налогов (т. е. устанавливает налоговую став ку равной нулю) и когда оно забирает всю прибыль. Чрезмерное повышение налогов на прибыль предприятий лишает последние стимула к капиталовложениям, замедляет экономический рост и в конеч-ном счете уменьшает поступление доходов в государственный бюджет. Вот почему любое государство стремится к нахождению оптимальной величины налогового бремени, построению эффективной и справедливой системы налогов.

В Российской Федерации формирование современной налоговой системы после 1991 г. шло в сложных условиях экономического спада, инфляции и кризиса государственных финансов. В 1992 г. был принят Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а в 2000 г. введен в действие Налоговый кодекс РФ.

Как и в большинстве крупных государств, в РФ действует трехуровневая система налогообложения.

Первый уровень составляют федеральные налоги, которые действуют на территории всей страны и регулируются федеральным законодательством. На их основе формируется доходная часть федерального бюджета, за их счет поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Ко второму уровню относятся налоги республик в составе РФ, а также краев, областей, автономных областей и автономных округов. Они устанавливаются представительными органами субъектов Федерации на основе принципов, закрепленных федеральным законодательством. Часть этих налогов относится к общеобязательным платежам на всей территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только ставки данных налогов в определенных пределах, определяют порядок их взимания и предоставления налоговых льгот.

Третий уровень — это местные налоги, т. е. налоги городов, поселков и т. п. Они устанавливаются местными представительными органами власти. Причем представительные органы власти Москвы и Санкт-

Петербурга имеют право устанавливать как местные налоги, так и налоги субъекта Федерации.

Недостатки современной системы налогообложения в РФ очевидны: большое количество налогов и сложность их подсчета, высокий уровень налогообложения, а также постоянные изменения в налоговом законодательстве. С целью устранения этих недостатков в настоящее время федеральные органы власти пытаются провести налоговую реформу в стране.

www.e-reading.club

Фискальные налоги определение

Правительства разных стран при осуществлении своей финансовой политики довольно широко использует фискальные сборы в качестве средств доходов бюджетов. Например, хорошо известен финансовый эффект, взимания таможенных пошлин и сборов, представляющих собой обособленную группу фискальных платежей. Исключительно важным моментом является четкое определение предназначения и места фискальных платежей, иных квазиналогов, установление их соотношения с другими обязательными платежами [5].

Все это показывает важность и актуальность исследования проблемы правовой идентификации фискальных платежей.

Необходимо отметить, что в русской экономико-правовой литературе понятие сбора трактовалось довольно широко. Под ним понималось любое получение денежных средств, как в принудительном, так и в добровольном порядке. В настоящее время понятие «сбор» приобрело самостоятельное значение. В контексте статьи 57 Российской Конституции (согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы) понятие «сбор» охватывает собой не только сборы, понятие и признаки которых закреплены в статье 8 Налогового Кодекса РФ, но и другие фискальные сборы, которые не обладают вышеуказанными признаками.

Существующие в РФ фискальные платежи нужно четко разделить на следующие категории:

1) фискальные платежи, законодательно определенные и закрепленные статьей 8 НК РФ;

2) таможенные платежи, признаки и понятие которых закреплены в ст. 11 Таможенного Кодекса РФ;

3) фискальные платежи, которые не соответствуют понятиям и признакам, закрепленным в НК РФ и ТК РФ.

В настоящее время потребность в установлении различного рода обязательных платежей, обеспеченных государственным принуждением весьма велика. В некоторых случаях это может быть обусловлено потребностями государственных органов, органов местного самоуправления для выполнения своих обязанностей, в других – специфической сферой предпринимательской деятельности. Однако не все они установлены Налоговым кодексом РФ и включены в налоговую систему России.

Реформы в финансовой сфере привели к кардинальному изменению системы фискальных платежей и источников их регулирования. Однако, несмотря на кажущуюся завершенность российской налоговой системы, остается серьезная проблема, касающаяся систематизации существующих фискальных сборов, обязанность по уплате которых закреплена ст. 57 Конституции РФ [1, 3, 4, 7].

Об организации фискальных платежей Китая невозможно заявлять равно как о целой текстуре. Отличают законное управление налогообложения в Странной Всенародной Республике (континентальный Поднебесная), Странной Республике (Остров), Гонконге и Аомынь (минувшие 2 обладают положение специализированных (особенных) управленческих областей). Организации налогообложения в данных зонах никак не взаимосвязаны и различаются равно как согласно формуле взыскиваемых налогов и сборов, таким (образом и согласно систематизации платежей.

Следует кроме того заметить, что и применяемая в законодательстве зон Китая номенклатура с целью обозначения фискальных платежей обладает некоторые характерные черты. За исключением поземельного налога, в налоговом законодательстве континентального Китая и Тайваня всегда фискальные платежи, в том числе пошлины и пошлины, классифицируются одним иероглифом. Следовательно юридическую природу фискальных платежей по названию установить невозможно. В единичных вариантах имеет возможность фигурировать иероглиф, содержащий значение сбора, однако он же применяется и с целью обозначения расходов. В Гонконге и Макао, где языками права кроме того представлены английский и португальский, такого рода проблемы никак не имеется [2, 8, 11].

Фискальные платежи страны (территории) – это достаточно многогранная проблема. Практику любопытны сведения о нормах налогообложения, теоретику – о режиме их определения и внедрения в деятельность. Не стараясь одновременно охватить необъятное, в данной статье обратим внимание читателя только на 3 ключевых аспекта.

Системы фискальных платежей территорий

К ведению налоговых органов континентального Китая полагается приписывать 22 вида налогов, которые разделяются в зависимости от объекта налогообложения. Кроме налоговых органов, налоги могут взиматься и другими субъектами, к примеру таможенными органами (в частности, таможенный сбор).

Налоговые прибыли Тайваня распределяются согласно 2 группам: государственные налоги; налоги населенных пунктов прямого повиновения и уездов (населенных пунктов).

К первой группе причисляются 9 видов налогов, в том числе налог на добавленную стоимость, подоходный налог, налог на имущество и дарение. Вторая группа содержит в себя земельные и другие налоги.

Система фискальных платежей Гонконга представляется простой и малозатратной. Свойственно то, что она отражает не только лишь общественно-политические и народнохозяйственные цели, но и культурные традиции. Так, воздействием колониального прошлого можно истолковать присутствие в системе фискальных платежей пошлины на пари (в Гонконге крайне популярны лошадиные скачки, а итоги очередного забега непременно поступают в число основных новостей гонконгских СМИ). Налоговые ставки низкие (к примеру, ставка налога на доходы в настоящее время), приоритетным курсом работы в области налогообложения предстает предотвращение уклонения от уплаты налогов. Главными источниками прибыли служат налог на доходы, налог на заработную плату, налог на прибыль от недвижимого имущества [6, 10, 12].

Гонконг является открытым портом. В отношении импорта продуктов в контраст внешнеторговой политике, проводимой, к примеру, в Тайване и континентальном Китае, тут не используется таможенный тариф. Тем не менее алкогольные напитки, табак, нефтепродукты и метиловый спирт, за пределами подчиненности от места их изготовления, облагаются пошлинами. Они формируют прибыль территории и в то же время дают возможность сохранять единую планку налогообложения на невысоком уровне.

В отличие от прежней метрополии (Великобритании), в Гонконге не имеется налога на увеличение денежных средств и налога на добавленную стоимость. В то же время нормативные утверждения с целью отдельных платежей − гербовой пошлины (введена в 1866 г.) и пошлины на имущество, переходящее по наследству (введена в 1915 г.),— во многом схожи предписаниям законодательства Великобритании. Такую аналогию можно провести между Португалией и Макао в отношении налога на недвижимое имущество.

Налоговый режим Макао первоначально был нацелен на Португалию. И лишь после ряда реформ концепция фискальных платежей получила нынешние очертания. Равно как и в Гонконге, в Макао в основе налогообложения доходы лежит территориальная идея. Взимается ограниченное число фискальных платежей. Налоговые ставки пониже, Нежели в иных государствах Китая и в Гонконге, что объясняется ориентацией экономики на экспортирование. Баланс между доходом и расходом в бюджете территории при сохранении низких налоговых ставок в существенной степени поддерживается поступлениями от франчайзинга [15, 17, 19].

Взаимосвязь фискальных платежей и экономической политики

Наличие в организации налогообложения страны (территории) отдельных типов фискальных платежей обусловливается прочерчиваемой вслед за тем финансовой политикой, к тому же упоминания о единичных налогах могут заключаться в конституции. К примеру, в Конституции Тайваня от 25 декабря 1946 г. (с учетом последующих изменений) есть ряд утверждений по налогу с стоимости земли. Так, по ст. 143 участок в пределах Китайской Республики принадлежит абсолютно всем ее жителям. Налог с земли уплачивается в соответствии с ее стоимостью. В случае если стоимость территории увеличивается без использования труда и применения капиталов, то взимается налог на добавленную к земле стоимость, что направляется в доход государства [14, 16, 18].

В данной взаимосвязи увлекателен и опыт Макао. В экономике данной территории существенную значимость представляет франчайзинг. Согласно основному закону особого административного района Макао от 31 марта 1993 г. оговаривается, что концепция налогообложения франчайзингового коммерциала обязана быть установлена законодательством. С целью сравнения: в Гонконге ту же функцию, что и франчайзинг в Макао, осуществляют пошлины на товары. Хотя, подобного условия в установлениях Основного закона особого административного района Гонконг от 4 апреля 1990г. – не имеется.

В Макао франчайзингом могут заниматься исключительно фирмы, которым властью дано соответствующее право посредством решения с ними специализированных договоров. К примеру, в течение времени действия Соглашения владелец обязуется давать социальные, которые обязаны отвечать нуждам территории. В свою очередь концессионеру налоги сменяются отчислениями и даются отдельные налоговые привилегии [13, 19]. В частности, концессионер поквартально отчисляет территории 9 % совокупного операционного дохода (доходом признается сумма, объявленная покупателям), из них 8 % – Директорату финансов и т % Управлению почты и телекоммуникаций. В течение срока действия договора владелец избавляется от таможенного налога в отношении ввоза всех материалов, нужных для его работы [21]. Помимо этого, никак не подлежат обложению как полученные, так и предоставленные концессионером товары и услуги, если они связаны с исполнением его обязательств согласно договору.

Думается, подобная практика может быть использована и в Рф, к примеру в области жилищно-коммунального хозяйства. Напомним, что в годы нэпа (1921–1933) подобные мероприятия уже предпринимались. Так, Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 12 апреля 1923 г. губернским (районным) исполнительным комитетам предоставлялось право передавать гражданам РСФСР и федеративных с ней советских республик концессии на коммунальные компании (трамваи, водоснабжение и т. п.). Хотя, инициированные события не были доведены до конца, однако не по финансовым обстоятельствам, а вследствие выполнения государством политики лимитирования и вытеснения частного капитала [20].

Эволюция фискальных платежей

Во 2-ой половине XX века перед Китаем, равно как и перед другими государствами, появилась проблема реформирования своей налоговой системы, что во многом прекратила удовлетворять условиям общества, переступившего в своем развитии некий общеисторический рубеж. Одним из направлений поиска подходящих альтернатив предстало увеличение системы фискальных платежей, и не только лишь посредством внедрения новых налогов (в частности, налога с вылета пассажиров). Началось развитие законодательства о взиманиях и обременениях, возникновение которого можно разъяснить совокупной направленностью к гуманизации общества, т.е. проведением государством политики уважения прав человека и заботы об экологии.

Сегодня, кроме непосредственно налогов, в составе фискальных платежей Китая есть квазиналоги. Более свободно сформирована система взиманий и обременении в Гонконге, однако, это тема с целью отдельного исследования.

Сейчас можно заметить, что имеются некоторые точки соприкосновения налогового законодательства и законодательства о взиманиях и обременениях. Таковой является, к примеру, закрепление права на отказ (Очень редко – от налогов и сборов, значительно более популярное явление – от сборов). Такого рода отречение можно определить как предоставленную законом либо подзаконным актом должностному лицу и органу власти вероятность прекратить сбор денежных средств.

Аналогичная концепция работает и в Тайване. На основании ст. 27-1 Закона Тайваня от 14 июля 1977 г. «О земельном налоге» Исполнительной палатой в 1987 г. было положено постановление о приостановлении взимания поземельного налога, что было обусловлено рядом факторов. Дело в том, что налог взимался в натуре изготавливаемыми в территории неочищенным рисом и (или) пшеницей, а там, где они не выращивались, в денежном эквиваленте (в отличие от иных аграрных налогов слово «ставка» к поземельному налогу никак не применяется). Вследствие этого, обложение налогами было трудным и дорогостоящим. Помимо того, из-за перемен общественно-экономического характера к этому времени отпала потребность в контроле над источниками продовольствия. Подобным способом, полномочия верховных органов власти Китая достаточно широки, в особенности, если сопоставлять с функциями российского правительства.

applied-research.ru

Фискальные налоги определение

Налоги и налоговая система

Фискальные монопольные налоги пополняют казну за счет косвенного обложения товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством. Возник этот налог из «регалии», т. е. присвоения государством исключительного права на какой-либо вид деятельности. Например, еще с петровских времен существует в России монополия на производство спиртных напитков. Накануне антиалкогольной кампании этот вид монопольной государственной деятельности обеспечивал поступление в бюджет более трети его суммы. Практически всегда объектом государственной монополии в России было также производство и продажа изделий из мехов и золота, пользовавшихся спросом и на внешнем, и на внутреннем рынке.

Таможенные пошлины – это косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, т. е. пересекающие границы страны. Они уплачиваются всеми, кто осуществляет внешнеторговые операции. В зависимости от тех целей, которые преследует государство, таможенные пошлины подразделяются на «фискальные», «протекционные», «антидемпинговые» и «преференциальные.

Фискальные таможенные пошлины преследуют очевидную цель – рост бюджетных доходов, о чем говорит само их название.

Политика государства в тех случаях, когда оно хочет защитить своих предпринимателей от иностранной конкуренции, поддержать высокий уровень цен на их продукцию в своей стране, называется протекционизмом. Осуществляется она с помощью протекционных, таможенных пошлин, защищающих внутренний рынок от проникновения импортных товаров. Правда, такая политика может оказать «медвежью услугу» оберегаемой от конкуренции экономике. Так, ограничение ввоза японских автомобилей на американский рынок в ходе так называемой «автомобильной войны» привело к тому, что автомобильная промышленность США оказалась отброшенной примерно на десятилетие от уровня современных технологий, что привело к утрате прежних позиций в конкуренции не только на мировом, но и на внутреннем рынке.

Демпинг – это «бросовый» экспорт, т. е. продажа товаров на иностранном рынке по искусственно пониженным, бросовым ценам. Такие действия преследуют цель вытеснить конкурентов из других стран или разорить национальную экономику той страны, в которую товары по этим ценам вывозятся. Чтобы защитить национальную экономику, государство вводит антидемпинговые пошлины, с одной стороны, с другой – старается создать условия для развития собственной экономики.

Преференциальные (,,льготные“) пошлины устанавливаются на какой-то определенный вид товара, во ввозе которого страна заинтересована (например, новые технологии), или на весь импорт из той или иной страны по договору (в этом случае, как правило, преследуются какие-то политические цели).

Мировая практика налогообложения выработала и использует множество форм прямых и косвенных налогов. Они различаются по объектам, источникам, формам взимания. Это позволяет учесть все многообразие возможных доходов – платежеспособность, т. е. материальное положение разных групп населения, смягчить психологически общее бремя налогов, более гибко воздействовать на общественное производство, его структуру, темпы роста.

Какой с точки зрения общества и отдельного индивида должна быть структура налогов, их шкала, кто должен их платить? На первый взгляд, кажется, что платить в бюджет (а именно туда идут налоги) должны те; кто имеет выгоды от правительственных программ и их осуществления. Этот принцип получил название «принципа полученных благ». Действительно, некоторые налоги так и построены. Например, налоги на благоустройство территорий, содержание автодорог: те, кто их уплачивает, получают от этих программ разную отдачу. Хорошие дороги, полагают некоторые, выгодны прежде всего владельцам автомобилей. В действительности же они выгодны всем хотя бы потому, что позволяют доставлять в регион много хороших и разных, а главное, нужных товаров. Но если применять принцип полученных благ как основополагающий в налогообложении, то получается, что бедные семьи должны выплачивать налоги, чтобы обеспечить благотворительные программы для малоимущих, а безработные – для выплаты им пособий. А как оценить размер выгоды, получаемой каждым гражданином от существования армии, службы национальной безопасности, развития фундаментальной науки, культуры, образования? А ведь они существуют в основном за счет средств из бюджета, т. е. за счет налогов. Каким же должен быть принцип их взимания на эти нужды? Может быть, «принцип платежеспособности», согласно которому больше должны платить те, чьи доходы выше, причем как в абсолютном, так и в относительном выражении? Но и здесь не все так просто. Согласно закону Энгеля, с ростом доходов возрастает их доля, направляемая на приобретение предметов роскоши, в то время как доля расходов на приобретение предметов первой необходимости падает. Преимущественное налогообложение той части населения, которая имеет высокие доходы, сократит их возможности в приобретении предметов роскоши, а налоги на беднейшую часть населения (особенно косвенные) лишат ее возможности купить самые необходимые продукты и вещи. Это значит, что средства, изъятые в виде налогов у бедных, у которых доходы и так невелики, будут большей жертвой, чем те, что изъяты у богатых. Но это вовсе не означает, что богатые с удовольствием, без ропота будут платить в бюджет больше. Вот почему правительствам приходится применять различные по воздействию налоги. Их можно разделить на три группы: «прогрессивные», «пропорциональные» и «регрессивные».

Прогрессивный – это такой налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Такая ситуация складывается, как правило, в тех случаях, когда имеется несколько шкал налоговых ставок для разных по величине доходов. Тогда речь идет о «предельной» налоговой ставке. Она равна приросту выплачиваемых налогов, поделенному на прирост дохода (выражается в процентах). Предельная налоговая ставка увеличивает размер подоходного налога только в пределах каждой последующей налоговой шкалы. Рассмотрим это на условном примере. Пусть с дохода до 1000 денежных единиц (д. ед.) взимается налог 10 %, с дохода от 1000 до 1500 д. ед. – 15 %, свыше 1500 д. ед. – 20 %. Тогда прирост выплачиваемых налогов до суммы в 1000 д. ед. составит 100 д. ед. (10 % от 1000 д. ед.). Если доход возрастет на 500 д. ед. (с 1000 до 1500), то к нему будет применена более высокая предельная налоговая ставка (15 %), т. е. дополнительный налог составит 75 д. ед. (15 % от 500 д. ед.). Дальнейший прирост налогооблагаемого дохода, предположим, еще на 700 д. ед. увеличит сумму налога до 140 д. ед. (20 % от 700 д. ед.). Итак, предельная ставка налога в последней шкале равна 20 %. Однако это вовсе не означает, что лицо, получившее больший доход, действительно уплатит в бюджет его пятую часть. Посчитаем среднюю налоговую ставку. Она определяется делением суммы уплаченного налога на величину налогооблагаемого дохода (в процентах). В нашем примере сумма уплаченного налога 315 д. ед. (100+75+140), сумма налогооблагаемого дохода 2200 д. ед., т. е. средняя налоговая ставка равна 14,32 % (315 д.ед. 2200 д.ед. 100 %), что, естественно, ниже 20 %. Таким образом, реальное налоговое бремя для лиц, получающих высокие доходы, меньше величины предельной налоговой ставки в последней шкале. Это объясняется тем, что с сумм, находящихся в предшествующих шкалах, налог взимается по более низкой ставке. Следовательно, растущие предельные налоговые ставки сдерживают рост средних. Такова особенность прогрессивного налога.

www.newreferat.com

Фискальные налоги определение

В зависимости от уровня государственных структур, взимающих налоги:

общегосударственные (устанавливаются органами государственной власти высшего уровня);

местные (устанавливаются местными органами власти и управления).

В зависимости от метода взимания:

—раскладочные (сначала устанавливается объем налоговых поступлений, необходимых для нужд государства, а затем эту сумму распределяют на отдельные части по территории, между отдельными плательщиками);

— окладные (вначале устанавливаются налоговые ставки, а потом — размер налога на каждого плательщика).

В зависимости от формы налогообложения (определяющий критерий классификации налогов):

— прямые (изымаются непосредственно у собственников имущества, получателей дохода);

— косвенные (непрямые) (изымаются в сфере реализации или потребления экономических благ, то есть перекладываются на потребителя и не зависят от уровня дохода).

Прямые налоги, в свою очередь, выступают в следующих формах:

— реальные (земельный налог, домовой, на денежный капитал и т. п.);

— личные (устанавливаются для конкретного плательщика индивидуально: налог с доходов граждан (физических лиц), налог на прибыль корпораций, на наследство, на дарение, на прирост капитала, на имущество и т. п.).

Косвенные налоги делят на три группы: фискальные монополии, акцизы и таможенные пошлины.

Фискальные монополии — это установленные государством цены на экономические блага, которые обеспечивают ему определенные денежные поступления, т. е. являются своеобразным источником доходов государства от реализации монопольных товаров. Монополия государства может быть полной и частичной.

Полная монополия проявляется в исключительном праве государства на производство и реализацию определенных товаров по установленной государством цене. Объектом полной монополии, как правило, являются такие товары массового потребления, как соль, спички, водочные и табачные изделия и т. п.

Частичную монополию государство реализует посредством монополизации только ценообразования или производства и ценообразования или ценообразования и реализации.

Акцизы — это косвенные налоги в виде надбавки к рыночной цене, которая присваивается государством. В переводе с латыни аccido (акциз) означает «отрезать», «отсечь».

Акцизы существуют в таких формах:

— фиксированные (устанавливаются на единицу товара в денежном выражении);

— пропорциональные (устанавливаются в процентах к объему реализации);

— специфические (устанавливаются на отдельные виды товаров: изделия из драгоценных металлов и камней, табачные изделия, автомобили и т. п.);

— универсальные (устанавливаются на весь объем реализации: налог с продаж, налог с оборота, налог на добавленную стоимость).

Универсальные акцизы в развитых странах эволюционировали в направлении от налога с оборота к налогу на добавленную стоимость (НДС).

В Украине этот налог был учрежден в декабре 1991 г.

Налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль и налог на доходы физических лиц — наиболее распространенные виды налогов в мировой практике налогообложения.

Таможенная пошлина устанавливается при ввозе и вывозе товаров через государственную границу или при транспортировке иностранных товаров через территории определенных стран транзитом.

Различают следующие формы пошлин:

по происхождению:

по цели:

— фискальные, имеющие бюджетное предназначение;

— протекционистские^ используемые для защиты отечественного рынка от конкуренции со стороны иностранных экономических благ;

— антидемпинговые, устанавливаемые на многосторонней основе с целью развития мировой торговли. Они небольшие по размеру и являются переходным звеном к беспошлинной торговле;

— статистические, используемые для учета экспортно-импортных операций в условиях свободной внешней торговли (не имеют бюджетного предназначения);

— компенсационные, устанавливаемые по соглашению сторон с целью избежания ценовой конкуренции между ними;

по ставкам:

— специфические, устанавливаемые на единицу товара;

— адвалорные, определяемые в процентах от стоимости товаров;

— смешанные, предполагающие наличие адвалорных и специфических пошлин.

Что касается соотношения прямых и косвенных налогов, то следует отметить, что чем богаче страна, тем больший удельный вес прямых налогов в структуре налоговых поступлений в государственную казну. Это не означает второстепенность косвенных налогов. Последние имеют много как преимуществ, так и недостатков.

Преимущества косвенных налогов:

— быстрое поступление в бюджет в связи с тем, что налогом облагаются реализация и потребление;

— равномерность изъятия в территориальном разрезе;

— мотивационная роль в создании государством условий для производства и реализации как предпосылки стабильности налоговых поступлений;

— ограничение потребления одних групп экономических благ и расширение потребления других благодаря дифференциации налоговых ставок государством.

Недостатки косвенных налогов:

— неадекватность налогов размеру доходов плательщиков;

— чрезмерная обременительность их для малообеспеченных слоев населения.

В Украине, как и в других странах СНГ, преобладают косвенные налоги. Это объясняется:

— низким уровнем доходов преобладающего большинства юридических и физических лиц;

— значительным удельным весом «теневого» сектора экономики;

— большим количеством убыточных и низкорентабельных предприятий;

— низким уровнем налоговой культуры.

Принципы налогообложения:

— оптимальное соотношение экономической эффективности и социальной справедливости;

— относительная стабильность в кратко- и среднесрочном периодах, с одной стороны, и гибкость — в долгосрочном периоде;

— прогрессивный характер налогообложения;

— защита отечественного производителя;

— избежание двойного налогообложения.

Методы налогообложения:

— пропорциональное налогообложение не учитывает дифференциацию доходов при определении налоговой ставки;

— при прогрессивном налогообложении средняя ставка прогрессивного налога увеличивается по мере возрастания дохода: плательщик налогов уплачивает не только большую сумму налога, но и больший процент. Прогрессивное налогообложение оказывает наиболее сильное давление на лиц с высоким уровнем доходов;

— регрессивное налогообложение зиждется на снижении налоговых ставок по мере возрастания налогов. Данный метод налогообложения выгоден для лиц с высокими доходами, но неприемлем для мелких налогоплательщиков.

Налоги — один из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Посредством налоговой политики государство может стимулировать (или ограничивать) объемы национального производства, степень деловой активности, производство общественных благ. Преобладающее большинство общественных благ оплачивается за счет налогов. В то же время налоги искажают конечные результаты процесса распределения ресурсов и деформируют структуру производства.

Система налогообложения наилучшим образом выполняет свое функциональное назначение тогда, когда в наименьшей степени искажает экономику.

УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ

Основные термины и понятия

Акцизы. Внутренний и внешний государственный долг. Государственное казначейство. Государственный бюджет. Государственный долг. Дефицит государственного бюджета. Классификация налогов. Консолидированный бюджет. Кривая Лаффера. Налоговая квота. Налоговая ставка. Налоговые льготы. Пошлины. Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение. Профицит государственного бюджета. Раскладочные и окладные, прямые и косвенные налоги. Сбалансированный бюджет. Управление государственным долгом. Финансовая система. Финансы. Фискальные монополии. Функции финансов.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение категории «финансы» и раскройте объективную причину возникновения финансов.

2. Дайте характеристику общих и отличительных черт категорий «финансы» и «деньги».

3. Раскройте основные структурные элементы финансов.

4. Дайте определение финансовой системы и раскройте ее структуру.

5. Дайте определение государственного бюджета и раскройте его функции.

6. Охарактеризуйте в общем виде структуру доходов и расходов государственного бюджета.

7. Чем отличаются понятия «ассигнование», «субсидии», «субвенции», «дотации»?

8. Дайте характеристику принципов бюджетного финансирования.

9. Дайте определение бюджетного дефицита. В каких формах он проявляется? Охарактеризуйте их.

10. Когда государству целесообразно иметь профицитный бюджет?

11. Какая связь существует между бюджетным дефицитом и государственным долгом?

12. Какие положительные и отрицательные последствия государственного долга вы знаете?

13. Кто и как осуществляет управление государственным долгом?

14. Дайте определение налогов и раскройте содержание их функций.

15. Какие виды ставок налогообложения вы знаете, когда и как их целесообразно использовать?

16. Связь каких явлений отражает кривая Лаффера?

17. Чем объясняется целесообразность классификации налогов до разным критериям? Раскройте содержание этих классификаций.

18. Какие налоговые льготы вы знаете. Раскройте их содержание. Почему общество не отказывается от налоговых льгот?

19. Дайте характеристику пошлин и объясните целесообразность существования их разных форм.

20. Какие принципы и методы налогообложения вы знаете? Раскройте их целевое предназначение.

21. Какую роль в экономической и социальной жизни играют налоги?

Литература

1. Базилевич ВД. Державні фінанси : навч. посіб. / В.Д. Базилевич, Л.О. Баластрик ; за ред. В.Д. Базилевича.

— К.: Атіка, 2004. — 368 с.

2. Базилевич В Д. Ринкова економіка: основні поняття і категорії: навч. посіб. / В.Д. Базилевич, К.С. Базилевич. — К.: Знання, 2006. — С. 106—111.

3. Гальчинський A.C. Економічна теорія : підручник / A.C. Гальчинський, П.С. Єщенко. — К. : Вища шк., 2007.

4. Загородній А.Г. Фінансовий словник / А.Г. Загород-ній, Г.Л. Вознюк, Т.С. Смовженко. — 2-ге вид, — Л.: Центр Європи, 1997. — 576 с.

5. Основи економічної теорії: політекономічний аспект : підручник / за ред. Г.Н. Климка. — 5-те вид., випр. — К. : Т-во «Знання», КОО, 2004. — 615 с.

6. Податкова система України : підручник / за ред. В.М. Федосова. — К.: Либідь, 1994. — 463 с.

7. СоколовськаА.М. Податкова система держави: теорія і практика становлення / A.M. Соколовська. — К.: Знання-Прес, 2004, —454 с.

8. Brace P. State Government and Economic Performance / Brace, Paul. — Baltimore : Johns Hopkins University Press, 1993.

pidruchniki.com

Популярное:

  • Закон вступление в права наследства Основное содержание закона о наследстве Закон о наследстве регулирует особую процедуру, которая обусловливает переход прав и обязанностей, а также имущества умершего гражданина его родственникам или иным лицам, в том числе […]
  • Жалоба на методиста Если не устраивает заведующая детским садом … Вопрос: Добрый день! Г. Калининград. Скажите, пожалуйста, если родителей полностью не устраивает заведующая детским садом, могут ли они требовать от начальника управления образования […]
  • Бланк заявления иностранного гражданина по месту жительства Как составляется заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства Житель другого государства, прибывший в РФ, должен подать в миграционную службу заявление иностранного гражданина или […]
  • Помощь юриста по автокредиту Суд по автокредиту – советы адвоката Если вы берете целевой кредит на покупку автомобиля, то купленная вами машина будет оформлена как залог. Грубо говоря, в случае невыплаты автокредита банк имеет право забрать у вас автомобиль […]
  • Счетчики на газ закон Президент РФ отменил обязательную установку счетчиков на газ Президент Владимир Путин подписал закон, который вносит поправку в закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении. " и отменяет обязательную установку газовых счетчиков в […]
  • Когда пенсии за январь 2013 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 27 декабря 2013 График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат за январь 2014 года […]
  • Получить пенсионные накопления по наследству Как унаследовать средства пенсионных накоплений наследодателя? Наследодатель при жизни вправе в любое время подать заявление в территориальный орган ПФР и определить конкретных лиц (правопреемников) и доли средств, которые […]
  • Основные признаки права собственности Понятие и основные признаки права собственности на природные объекты и ресурсы. ГК, Статья 209. Содержание права собственности. Право владения означает закрепленную законом возможность фактичес­кого обладания природным объектом, […]