Форма собственности гос предприятия

Виды государственных предприятий

Предприятия создаются и функционируют в соответствии с государственным законодательством, которым регулируются все аспекты формирования и деятельности предприятий всех форм собственности и видов.

В зависимости от порядка создания в соответствии с Гражданским кодексом формируются следующие юридические лица – субъекты хозяйствования (рисунок).

Виды предприятий по Хозяйственному кодексу представлены на рисунке.

Краткая характеристика отдельных видов предприятий:

Государственное унитарное предприятие

Государственное унитарное предприятие создается компетентным органом государственной власти в распорядительном порядке на базе обособленной части государственной собственности, как правило, без разделения ее на доли, и входит в сферу его управления.

Орган государственной власти, в сферу управления которого входит предприятие, является представителем собственника и выполняет его функции в пределах, определенных Хозяйственным Кодексом и другими законодательными актами.

Имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и закрепляется за таким предприятием на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.

Наименование государственного унитарного предприятия должно содержать слова «государственное предприятие».

Государственное унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника и органа власти, в сферу управления которого оно входит.

Государственное коммерческое предприятие

Государственное коммерческое предприятие является субъектом предпринимательской деятельности, действует на основании устава на принципах предпринимательства, указанных в Хозяйственном Кодексе, и несет ответственность за результаты своей деятельности всем принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения имуществом согласно настоящему Кодексу и другим законам, принятым в соответствии с настоящим Кодексом.

Имущество государственного коммерческого предприятия закрепляется за ним на праве хозяйственного ведения.

Уставный фонд государственного коммерческого предприятия создается уполномоченным органом, в сферу управления которого оно входит, до регистрации этого предприятия в качестве субъекта хозяйствования. Минимальный размер уставного фонда государственного коммерческого предприятия устанавливается законом.

В случае если стоимость активов государственного коммерческого предприятия по результатам его деятельности окажется меньше размера уставного фонда, предусмотренного уставом предприятия, орган, в сферу управления которого входит данное предприятие, обязан провести в установленном законодательством порядке уменьшение его уставного фонда, но не ниже установленного минимального размера уставного фонда.

Государство и орган, в сферу управления которого входит государственное коммерческое предприятие, не несут ответственности по его обязательствам, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законами.

Убытки, причиненные государственному коммерческому предприятию вследствие выполнения решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые были признаны судом неконституционными либо недействительными, подлежат возмещению указанными органами добровольно или по решению суда.

Государственное унитарное коммерческое предприятие может быть преобразовано в случаях и порядке, предусмотренных законом, в корпоратизированное предприятие (государственное акционерное общество). Особенности деятельности корпоратизированных предприятий определяются настоящим Кодексом и другими законами.

Казенные предприятия создаются в отраслях народного хозяйства, в которых:

• законом разрешено осуществление хозяйственной деятельности только государственным предприятиям;
• основным (более пятидесяти процентов) потребителем продукции (работ, услуг) выступает государство;
• по условиям хозяйствования невозможна свободная конкуренция товаропроизводителей или потребителей, преобладающим (более пятидесяти процентов) является производство общественно необходимой продукции (работ, услуг), которое по своим условиям и характеру удовлетворяемых им потребностей, как правило, не может быть рентабельным;
• приватизация имущественных комплексов государственных предприятий запрещена законом.

Казенное предприятие создается по решению Кабинета Министров. В решении о создании казенного предприятия определяются объем и характер основной деятельности предприятия, а также орган, в сферу управления которого входит создаваемое предприятие. Реорганизация и ликвидация казенного предприятия проводятся в соответствии с требованиями Хозяйственного Кодекса по решению органа, к компетенции которого относится создание данного предприятия.

Имущество казенного предприятия закрепляется за ним на праве оперативного управления в объеме, указанном в уставе предприятия.

Казенное предприятие является юридическим, лицом имеет соответствующие счета в учреждениях государственного банка, печать со своим наименованием.

Орган, в сферу управления которого входит казенное предприятие, утверждает устав предприятия, назначает его руководителя, дает разрешение на осуществление казенным предприятием хозяйственной деятельности, определяет виды продукции (работ, услуг), на производство и реализацию которой распространяется указанное разрешение.

Наименование казенного предприятия должно содержать слова «казенное предприятие».

Коммунальные унитарные предприятия

Коммунальное унитарное предприятие создается компетентным органом местного самоуправления в распорядительном порядке на базе обособленной части коммунальной собственности и входит в сферу его управления. Орган, в сферу управления которого входит коммунальное унитарное предприятие, является представителем собственника — соответствующей территориальной общины и выполняет его функции в пределах, определенных настоящим Кодексом и другими законодательными актами.

Имущество коммунального унитарного предприятия находится в коммунальной собственности и закрепляется за таким предприятием на праве хозяйственного ведения (коммунальное коммерческое предприятие) или на праве оперативного управления (коммунальное некоммерческое предприятие). Уставный фонд коммунального унитарного предприятия создается органом, в сферу управления которого оно входит, до регистрации его в качестве субъекта хозяйствования. Минимальный размер уставного фонда коммунального унитарного предприятия устанавливается соответствующим местным советом.

Наименование коммунального унитарного предприятия должно содержать слова «коммунальное предприятие» и указание на орган местного самоуправления, в сферу управления которого входит данное предприятие.

Коммунальное унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника и органа местного самоуправления, в сферу управления которого оно входит.

Коммунальное унитарное предприятие возглавляет руководитель предприятия, назначаемый органом, в сферу управления которого входит предприятие, и являющийся подотчетным этому органу.

Убытки, причиненные коммунальному унитарному предприятию вследствие выполнения решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, подлежат возмещению указанными органами добровольно либо по решению суда.

Деловое письмо
Служебная записка
Объяснительная записка
Докладная записка
Формы собственности

Назад | | Вверх

center-yf.ru

Государственная и частная собственность

Соотношение государственной и частной форм собственности практически всегда выступают ключевым вопросом любой экономической, правовой, философской и множества других теорий, основой для принятия государственных решений, непосредственно влияют на жизнь каждого человека (учиться самому либо учить детей в частных детских садах, школах, вузах или государственных, лечиться самому либо лечить детей и родственников в частных лечебных учреждениях или государственных и т.д.).

Несмотря на многочисленные научные публикации, вопросы тенденций развития форм собственности остаются недостаточно исследованы. А ситуация складывается весьма непростая. Если в 1996 году предприятий и организаций, находящихся в частной собственности было 64% от общего числа, то в 2010 году эта цифра достигла уже 84% (см. рис. 1 и 2).

Также неоправданно значительно снижается среднегодовая численность занятых в экономик по формам собственности. В 1992 году 69% занятых было на предприятиях государственной и муниципальной форм собственности, а в 2009 году таких насчитывалось уже 32% (см. рис.3 и 4).


При этом данные Росстата свидетельствуют, что работники частных организаций имеют одну из самых низких среднемесячных начисленных зарплат среди организаций различных форм собственности. Ниже чем в среднем по России, когда как зарплата работников организаций государственной формы собственности превышает средний уровень по стране (см. рис.5).

Складывается общая тенденция постоянного и неуклонного сокращения государственного сектора, прежде всего мотивируемая его неэффективностью.

Общая тенденция снижения государственного участия в экономике активно поддерживается и продвигается на общегосударственном уровне.

Идеология такой политики была выражена в статье А. Кудрина и О. Сергиенко «Макроэкономическая политика» : «В последние годы роль государственного сектора в российской экономике возросла. По оценкам Минэкономразвития, доля государственных и контролируемых государством компаний достигает 45—50%. Удельный вес таких компаний в инвестициях составляет около 40%. В то же время проведенные в ряде стран исследования подтверждают тезис о большей эффективности негосударственных компаний, поскольку они действуют в рыночной среде, механизмы которой обеспечивают более высокую производительность труда, отбор лучших инвестиционных проектов, активизацию инновационных процессов. Таким образом, необходимо сделать акцент на частные компании как основной источник развития, по возможности, быстрее сократить (в идеале — ликвидировать) область нерыночных отношений в российской экономике.

При этом заявлено, что «уменьшение государственного сектора должно происходить за счет перехода части бюджетных организаций в частный сектор на добровольной основе при поэтапном сокращении бюджетной составляющей их финансирования (касается прежде всего отраслей социальной сферы, особенно образования и здравоохранения)».

Такой подход противоречит общемировым тенденциям и современным теоретическим воззрениям.

Так, директор Венского Института высших исследований Бернхард Фельдерер в интервью Российской газете заявил: «Россию зря критикуют за госучастие в экономике» . Согласно его данным, доля соотношения государственных инвестиций к валовому внутреннему продукту в России сейчас составляет 29 процентов, а в большинстве развитых стран Европы — почти 50 процентов. Так что еще вопрос: у кого государства больше в экономике.

При этом он констатирует: «К сожалению, ваши реформы последних лет предполагали рост только в тех секторах, где есть быстрая отдача. И при этом происходило полное забвение со стороны государства других важных секторов — образования, науки, здравоохранения. В них государственная активность должна была быть явно выше, а финансирование больше».

В этом же русле крупнейший специалист в развитии этой теории Р. Масгрейв писал: «Один рыночный механизм не может выполнять всех экономических функций. Государственная политика необходима для управления, корректировки и дополнения определенных его аспектов. Этот факт важно понять, поскольку он означает, что соответствующий размер государственного сектора в значительной мере есть вопрос технического, а не идеологического порядка», аналогичным образом высказался и лауреат Нобелевской премии Дж. Стиглиц: «Я писал его (учебное пособие), будучи убежденным, что понимание затрагиваемых в нем вопросов является центральным для любого демократического общества. Среди наиболее важных из этих проблем — вопросы разумного соотношения между государственным и частным секторами, а также то, как правительства могут более эффективно достигать своих целей».

Существует и научно обоснованная позиция по соотношению между государственной и частной формами собственности.

Е. Балацкий и Н. Екимова приводят конкретные пропорции государственного и частного секторов экономики (см. рис.6). Национальная экономика должна быть разделена на две части таким образом, чтобы доля государственного сектора находилась в районе либо 38%, либо 62%

Применение такого подхода к анализу стран по показателю доли государственных расходов в ВВП показывает, что в настоящее время в зоне риска находятся такие страны, как Австралия, Япония, Швеция, США и Россия. Причем если Швеция рискует из-за слишком громоздкого госсектора, то Австралия, Япония, США и Россия рискуют из-за неоправданно сильного уменьшения госсектора.

Современная абсолютизация частной, в особенности индивидуальной, формы собственности становится тормозом для развития государств как в мире, так и в России.

Между тем, общим для исследователей является мнение, что некая форма совместной собственности предшествовала появлению индивидуальной собственности. В свое время совместная собственность позволяла выжить и обеспечить выживание слабым членам первых общностей. В дальнейшем, появилась индивидуальная собственность, ставшая в глазах обществ всех формаций поистине универсальной.

Вместе с тем, обоснованность (целесообразность) сохранения права на индивидуальную собственность подвергалась сомнению. Очевидно, что в условиях даже наиболее совершенных законодательных систем собственность зачастую приобретается и распределяется неудовлетворительным способом. В то время как одни становятся богатыми в результате бесчестных поступков или благодаря стечению обстоятельств, другие, трудолюбивые и одаренные, имеют лишь скромный достаток. Дети наследуют состояние своих родителей-богатство, которое они не заработали, и нужду, которую они не заслужили. И поскольку богатство является наиболее мощным инструментом приобретения еще большего богатства, эти злоупотребления и неравенства не исчезают.

Однако, инстинкт собственности столь глубоко коренится в человеческой природе, а выгоды этого института столь велики, что никогда не нуждался в теоретических защитниках.

Между тем, возрастает число сторонников активного развития контроля над любыми собственниками (находятся ли объекты в частной либо государственной собственности). Даже в таком «либеральном» государстве как Великобритания, где за последние 25 лет было объявлено о денационализации и приватизации около ста государственных компаний, в результате чего государственный сектор сократился на две трети, правительство продолжает контролировать их деятельность. В каждом из секторов услуг – электро-, газо-, водо-, теплоснабжении, телекоммуникационных сетях, транспортных системах – созданы специальные регулирующие органы, призванные стимулировать конкуренцию в интересах потребителей. Их руководство назначается соответствующими министрами; оно обязано согласовывать с правительством свои планы, принципы, оценки инвестиций и ценообразования, финансовые цели, лимиты внешних заимствований. Проводит систематический мониторинг деятельности национализированных предприятий.

Вопрос: на каких основаниях и в каких пределах должна существовать собственность индивидуальная или совместная? И на какие объекты?

Ответ на этот вопрос при первом подходе может быть таков:

чем крупнее собственность (особенно это касается средств производства, градообразующих предприятий, моногородов, предприятий как имущественных комплексов и др.), тем больше ограничений должно быть возложено на индивидуальную собственность с государственным и общественным контролем.

Индивидуальная собственность, соответствующая нижнему уровню установленных законом социальных стандартов, должна быть освобождена от налогообложения, доведение до нижнего уровня социальных стандартов может дотироваться государством за счет общественных фондов потребления.

На индивидуальную собственность, превышающую установленный законом верхний предел социальных стандартов, должны быть наложены дополнительные ограничения как финансовые так и иного рода (налог на роскошь, ограничения на продажу недвижимости, полученной в результате наследования и др.).

Земельные участки также должны быть ранжированы по размерам и видам использования. Земельные участки под жилыми домами, являющимися единственным местом для проживания в пределах установленных размеров по установленным социальным стандартам, должны быть освобождены от налогов, а также распределяться по единым правилам местными органами власти под государственным и общественным контролем.

Сельскохозяйственные земли должны быть оформлены во владение лицам и организациям ее обрабатывающим. Индивидуальной собственности на эти земли быть не может. Государство и общество оставляют за собой контроль за использованием этих земель. Предоставление, как и изъятие из владения сельскохозяйственных земель происходит в установленном законом порядке.

Иные природные ресурсы как находящиеся в земле, так и добытые полезные ископаемые и иные природные ресурсы, не могут находиться в индивидуальной собственности. Государственные органы от имени государства наделяют правом пользования с правом продажи добытого природного ресурса с передачей государства части дохода от его реализации на условиях, установленных законом.

Таким образом, можно сделать вывод, что тенденция к абсолютизации индивидуальной частной собственности противоречит интересам общества и не соотносится с концепцией нравственного государства.

Государственный сектор в государстве должен быть, его долю необходимо установить исходя из общественных потребностей, которые определяются гражданами страны и законодательно закрепляются.

Данные положения не противоречат законодательству и, прежде всего, Конституции РФ. Но в то же время установленная в статье 8 Конституции норма о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности не означает и не ведет к равенству правовых режимов различных форм собственности. Особенности же правовых режимов различных форм собственности целесообразно установить законом. Продолжение же проводимой сегодня политики сокращения государственного сектора экономики, особенно это касается сфер образования и здравоохранения, губительно для страны.

rusrand.ru

Формы собственности и формы хозяйствования

Форма собственности — это законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности. Признанными и гарантированными Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (далее — Конституция), являются такие формы собственности, как государственная, муниципальная и частная.

Конституция допускает существование также иных форм собственности, в рыночном хозяйстве в качестве основных следует выделить частную и государственную формы собственности. Формы хозяйствования — это формы экономической реализации отношений собственности, находящие свое конкретное отражение в организационно-правовых формах предприятий.

Формы собственности и формы хозяйствования не следует отождествлять, но в то же время и противопоставлять друг другу. Наибольшим изменениям подвержены формы хозяйствования, поскольку в условиях конкурентной борьбы субъекты хозяйствования стремятся использовать новейшие научно-технические разработки, применять новые формы организации, управления, стимулирования и т.п., способствующие достижению поставленной цели. В результате одни формы отмирают, другие переходят в иное состояние, возникают новые формы хозяйствования, но все они продолжают действовать в рамках имеющихся форм собственности.

Формы собственности в СССР и в Российской Федерации. К началу 1990-х гг. в СССР сложилась следующая структура собственности на средства производства: государственная собственность составляла 88,6% от общей структуры собственности, колхозная — 8,7%, собственность кооперативов по производству товаров и услуг (включая жилищно-строительные) — 1,5%, собственность граждан — 1,2%. Эти данные свидетельствуют о высоком государственном монополизме на средства производства.

Положительной стороной проявления государственной собственности выступали обеспечение единого централизованного управления экономикой, огромная концентрация ресурсов и их использование для решения глобальных хозяйственных задач. На развитии государственной собственности базировался и процесс расширенного воспроизводства, где централизация собственности обеспечивала относительное равенство в распределении материальных и духовных благ между членами общества. Однако опыт СССР и стран социалистического лагеря показал несостоятельность абсолютизации государственной собственности. Эффективность народного хозяйства, основанного на государственной собственности, оказалась невысокой, по многим параметрам она уступала эффективности рыночной экономики. Замедлялись темпы роста производительности труда, из года в год снижалась фондоотдача, росла материалоемкость продукции.

Государственные предприятия экономически не были заинтересованы в использовании достижений науки и техники, так как существовавшая монополия государственной собственности делала более выгодным выпуск традиционной продукции на основе устоявшейся технологии. Отсутствие конкуренции лишало предприятия стимулов к повышению качества продукции и снижению издержек производства. Недостаток подлинно хозяйского отношения к производству так или иначе препятствовал его нормальному функционированию. Это объяснялось тем, что, по утверждению западных экономистов, хозяин всегда заинтересован в процветании фирмы, а управляющий — в сохранении своей должности и получении сверхприбылей в кратчайший срок.

С распадом СССР начался процесс возврата к частной собственности на средства производства и рыночному механизму координации и управления экономической деятельностью. Частная собственность — это собственность отдельных, обособленных лиц, направленная главным образом на получение и умножение их доходов. Данная форма собственности преобладает со времен рабовладельческого общества вплоть до наших дней.

Формирование отношений собственности в России началось с приватизации. Ее предполагалось провести в два этапа: первый этап — чековый (ваучерный) — с 1 июля 1992 г. по 1 июля 1994 г.; второй этап — денежный — с 1 июля 1994 г. по настоящее время. К сожалению, цели и задачи, которые ставились при проведении приватизации, не оправдали надежд большинства населения страны. Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам, которые используют ее в дальнейшем в хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за ее результаты. Государственная собственность, на долю которой в 1990-е гг. приходилось 89,2% в общей структуре собственности, в результате приватизации перешла в основном в частные руки. Таким образом, в настоящее время в экономике России преобладает частная собственность, на долю которой приходится 84,6%.

Как экономическая категория государственная собственность означает принадлежность имущества народу в лице избранных им представительных органов государственной власти. С этой точки зрения право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества. Что же касается конкретных органов и лиц, уполномоченных государственным собственником в порядке ст. 125 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (далее — ГК) выступать от его имени, то их формы и виды определяются теми отношениями, в которых они призваны участвовать.

Так, наиболее широкими полномочиями по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности располагает Правительство РФ (п. «г» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, п. 15 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в ред. от 24 января 1993 г.) и др.). Основными органами, располагающими полномочиями по управлению и распоряжению объектами государственной собственности субъектов РФ, следует считать губернаторов (мэров, глав администраций), правительства, комитеты по управлению имуществом и фонды имущества субъектов РФ.

Государственная форма собственности существует в экономике практически любой страны. Она приходит прежде всего в те сферы хозяйства, где частный сектор не хочет или не может принимать участие в силу разных причин: низкая прибыльность, значительные размеры инвестиций и сроки их окупаемости, большой риск и т.п. Это, например, угольная промышленность, авиация, космонавтика, атомная энергетика. Кроме того, государственная собственность охватывает отрасли инфраструктуры, способствующие решению общественных задач, таких как образование, наука, здравоохранение, транспорт, связь и др. Государственная собственность возникает в результате национализации (возмездной — с полной или частичной компенсацией и безвозмездной — без компенсации, т.е. насильственной); строительства новых объектов за счет средств госбюджета; покупки государством контрольного пакета акций частных компаний и т.п.

В системе экономических отношений не исключено и сосуществование частной и государственной собственности. В этом случае имеет место смешанная экономика. Однако всегда преобладает одна из двух форм собственности: либо частная, либо государственная. Именно она и формирует общественный строй. Вопрос о соотношении частной и государственной форм собственности зависит от конкретной, реальной действительности, и прежде всего от исторических, географических и природных условий, политической и экономической ситуации в той или иной стране, участия ее в разного рода блоках и союзах (военных, экономических, политических).

Что же касается экономической эффективности функционирования этих двух форм собственности, то это во многом зависит от спецификации прав собственности, т.е. четкого закрепления отдельных правомочий за конкретными экономическими субъектами и компетенции этих субъектов.

Многие экономисты отдают предпочтение частной собственности, поскольку государственная собственность, по их мнению, более «бюрократизирована». Предпочтение частной собственности достаточно убедительно было продемонстрировано реформами премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер, в основу которых был положен принцип экономического либерализма. Важным шагом в реализации этого принципа была денационализация. Приватизировались доходные предприятия, а позднее и целые отрасли, считавшиеся естественными монополиями (телефонная связь, газодобыча, снабжение, почта). К началу 1988 г. было распродано 30% государственного сектора. Доходность приватизированных предприятий возросла в 3—7 раз.

В современном мире наблюдается не просто сосуществование разных форм и видов собственности, но и их взаимопроникновение и взаимодополнение. Так, внутри госпредприятия могут образовываться структуры частнопредпринимательского и кооперативного содержания; само госпредприятие может быть передано в доверительную собственность (траст) или в аренду и т.д. Совместные предприятия, холдинги, концерны, финансово-промышленные группы — вот далеко не полный перечень объединения различных форм и видов собственности на основе соответствующей спецификации их прав.

В нашей стране согласно ст. 214 ГК государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК). В общем виде структура собственности в Российской Федерации может быть представлена следующим образом (рис. 3.2).

Субъектами права муниципальной собственности выступают органы местного самоуправления, их должностные лица, а также население муниципального образования. Однако и ГК, и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливают, что права собственника муниципального имущества осуществляются от имени муниципального образования. Следовательно, субъектом права муниципальной собственности является только муниципальное образование, а не органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, действующие в соответствии с законом, и не юридические лица или граждане, действующие по специальному поручению, которые являются лишь представителями муниципального образования в отношениях по поводу муниципального имущества. Этот вывод подтверждает норма п. 2 ст. 212 ГК, в соответствии с которой имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Что же касается организационно-правовых форм предприятий как форм хозяйствования, где экономически реализуются отношения собственности, то в соответствии с ГК они максимально приближены к структурам, сложившимся в странах с развитой рыночной экономикой.

Формы хозяйствования. В российском законодательстве выделяют следующие типы частных коммерческих организаций (предприятий).

1. Индивидуальные частные предприятия и крестьянские фермерские хозяйства. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ПБОЮЛ) с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (неограниченная ответственность). Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством.

2. Хозяйственные товарищества и общества. Это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица. Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество». Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Хозяйственные общества могут создаваться в следующих формах.

1. Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Число участников ООО не должно превышать предела, установленного Федеральным законом от 8 декабря 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении итого срока — ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела.

2. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО). Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.

Участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. Фирменное наименование ОДО должно содержать наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью».

3. Акционерное общество (АО). Акционерным признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам АО в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Фирменное наименование АО должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.

Акционерные общество может быть создано в виде открытого акционерного общества (ОАО) или закрытого акционерного общества (ЗАО). Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Количество участников ЗАО не должно превышать числа, установленного Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока — ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела.

Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке. Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной и дополнительной ответственностью не вправе выпускать акции. Хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном ГК.

3. Производственный кооператив (артель). Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» и уставом кооператива.

4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. В современной отечественной экономике государственные и муниципальные коммерческие организации создаются в форме унитарного предприятия. В соответствии с п. 1 ст. 113 ГК унитарным предприятием признается коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной Федеральным законом от 14 ноября 1992 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда.

Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

В случаях и в порядке, предусмотренных законом, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Фирменное наименование унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано в соответствии с Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Таким образом, гражданское законодательство Российской Федерации придало разным видам отечественной предпринимательской деятельности правовую форму. Это означает, что государство защищает равенство участников предпринимательской деятельности, неприкосновенность собственности, свободу договора, гражданские права. Вместе с тем отечественное гражданское законодательство построено в соответствии с нормами международного права. Все это способствует развитию цивилизованных форм предпринимательства в России.

www.konspekt.biz

Популярное:

  • Закон вступление в права наследства Основное содержание закона о наследстве Закон о наследстве регулирует особую процедуру, которая обусловливает переход прав и обязанностей, а также имущества умершего гражданина его родственникам или иным лицам, в том числе […]
  • Жалоба на методиста Если не устраивает заведующая детским садом … Вопрос: Добрый день! Г. Калининград. Скажите, пожалуйста, если родителей полностью не устраивает заведующая детским садом, могут ли они требовать от начальника управления образования […]
  • Бланк заявления иностранного гражданина по месту жительства Как составляется заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства Житель другого государства, прибывший в РФ, должен подать в миграционную службу заявление иностранного гражданина или […]
  • Помощь юриста по автокредиту Суд по автокредиту – советы адвоката Если вы берете целевой кредит на покупку автомобиля, то купленная вами машина будет оформлена как залог. Грубо говоря, в случае невыплаты автокредита банк имеет право забрать у вас автомобиль […]
  • Счетчики на газ закон Президент РФ отменил обязательную установку счетчиков на газ Президент Владимир Путин подписал закон, который вносит поправку в закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении. " и отменяет обязательную установку газовых счетчиков в […]
  • Когда пенсии за январь 2013 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 27 декабря 2013 График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат за январь 2014 года […]
  • Получить пенсионные накопления по наследству Как унаследовать средства пенсионных накоплений наследодателя? Наследодатель при жизни вправе в любое время подать заявление в территориальный орган ПФР и определить конкретных лиц (правопреемников) и доли средств, которые […]
  • Основные признаки права собственности Понятие и основные признаки права собственности на природные объекты и ресурсы. ГК, Статья 209. Содержание права собственности. Право владения означает закрепленную законом возможность фактичес­кого обладания природным объектом, […]