Функция и элементы налога

Сущность и функции налогов, элементы налога, принципы налогообложения. Проблемы перестройки налоговой системы

Налоги – это обязательные фиксированные платежи, выполняющие целый ряд функций, в основном четыре: фискальную – собирают деньги в госбюджет; контрольную – отслеживают эффективность, (что затрудняется из-за теневой экономики); социальную – поддерживают социальное равновесие и сглаживают неравенство в уровне жизни населения; регулирующую – налоговыми льготами (регулирование осложняется тем, что льгот слишком много).
Тем не менее, налоги позволяют регулировать: деловую активность (изменением ставок налогов); пропорциональность отраслевой и региональной структуры хозяйства (дифференциацией ставок); капиталовложения (нормами ускоренной амортизации); цены (регулированием акцизов); НИР – сокращаются налоги на нераспределенную прибыль; внешнеэкономические связи (таможенными пошлинами); охрану среды (налогом Пигу, продажей лицензий); развитие малого бизнеса (не облагается первые два года); уровень жизни (не облагаются: минимальная зарплата, средства на содержание детей).

Элементами налога являются: субъект налога – (плательщик), объект налога (то, что облагается налогом — доход, имущество, продажа), ставка налога (величина налога на единицу обложения: доход, земля, и т.д.), носитель налога (фактический плательщик, например, акциз, перекладывается на покупателя).

Налоги бывают: твердые, например, налог на транспортные средства, пропорциональные, прогрессивные (подоходный налог), регрессивные (для стимулирования производства – в США после реформы 1986 г.).

Основные принципы налогообложения: справедливость, определенность, удобность (по форме и времени), однократность полученных благ.
Проблемы перестройки налоговой системы заключаются в том, что нужно: сокращать ставки налогов, которые негативно влияют на предпринимательство, переходить с фискальной функции на стимулирующую; переносить центр тяжести с подоходного налога на имущественный; возможно, следует перейти на фискальный федерализм – налоги территорий; ввести налог на вывоз капитала за границу; увеличить налог за пользование землей и недрами.

Основные поступления в бюджет дают 4 налога: 44% — на прибыль, 33% — НДС, 10% — налог с физических лиц, 6% — акцизы.

Налоговая система совершенствуется, новый парламент вносит в нее свои коррективы.

studopedia.ru

Сущность, функции, виды и основные элементы налогов

Юридическое определение налога дано в Налоговом кодексе РФ: под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».

Основные черты налога: односторонний характер его установления; безвозмездность; принудительный характер платежей. Налоги являются важнейшим элементом экономической политики государств и выполняют следующие функции:

  1. регулирующую – государство может регулировать частную собственность только косвенно – через налоги; с помощью налогов государство регулирует темпы развития экономики: уменьшение налогового бремени дает импульс к развитию отраслей, регионов, отдельных предприятий, рост же налогов замедляет темпы роста экономики;
  2. перераспределительную – с помощью налогов государство перераспределяет финансовые ресурсы между сферами экономики, отраслями, регионами и т. д.;
  3. фискальную – налоги являются важнейшим источником доходов госбюджета, на их долю приходится более 90 % доходов;
  4. контрольную – с помощью налогов государство осуществляет контроль за эффективным использованием финансовых ресурсов;
  5. стимулирующую – через налоги государство стимулирует эффективное использование всех экономических ресурсов.

Классификация налогов:

  1. По объекту обложения – прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с дохода или имущества. Косвенные налоги включаются в цену товара и оплачиваются потребителем. Прямые налоги делятся на личные и реальные. Косвенные налоги подразделяются на индивидуальные акцизы, универсальные акцизы (НДС) и таможенные пошлины.
  2. По субъектам обложения – раскладочные и количественные. Раскладочные налоги распределяются между налогоплательщиками. Количественные налоги учитывают имущественное состояние налогоплательщика.
  3. По месту поступления – закрепленные и регулирующие.
  4. По уровню управления – федеральные, региональные и местные.
  5. По цели использования – общие и целевые.
  6. По срокам оплаты – регулярные и разовые (налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения).

Основные условия установления налога: категории налогоплательщиков; объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; срок и порядок уплаты налога; налоговые льготы.

Налогоплательщики – это организации и физические лица, индивидуальные предприниматели, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.

Объект налогообложения – это то, что облагается налогом. Объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, работ и услуг; ввоз (вывоз)товаров на территорию России и др.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Источник налога – это доход или капитал на микроуровне, на макроуровне – национальный доход.

Ставка налога – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от изменения налоговой базы. Различают четыре метода налогообложения: равное (подушное), пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.

be5.biz

Основные признаки и элементы налога. Функции налогов

Под налогом понимается обязательный, индивидуально без­возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собствен­ности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельно­сти государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с ор­ганизаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов го­сударственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление опре­деленных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Следует обратить внимание еще на один вид платежа, безус­ловно относящийся к налоговой системе, — это пошлины. Пошлина — оплата каких-либо действий государственных орга­нов в интересах плательщика. Государственная пошлина упла­чивается, например, за рассмотрение дел в судах общей юрис­дикции, регистрацию сделок, записи в актах гражданского со­стояния, выдачу каких-либо свидетельств, выписок, данных и т.д. Таможенная пошлина уплачивается за перевоз товаров через та­моженную границу.

Исходя из определений, рассмотрим основные признаки и ос­новные элементы налога.

Основные признаки налога следующие:

1) императивность или абсолютная обязательность уплаты налога;

2) индивидуальная безвозмездность, поскольку налогоплатель­щик в отличие от плательщика сборов не может рассчитывать на какую-либо конкретную пользу от государства лично для себя;

3) законность, так как налог может устанавливаться только законодательством и взиматься лишь на основании закона;

4) регулярность взимания;

5) уплата в целях финансирования деятельности государства.

Для установления налога в законе определены его основные

1) субъект налогообложения, т.е. налогоплательщик или пла­тельщик сбора;

2) объект налогообложения и единица обложения;

3) налоговая база;

4) налоговая ставка;

5) налоговый оклад, т.е. сумма налога с единицы обложения;

6) налоговый период;

7) налоговые льготы. Налоговые льготы не принадлежат к раз­ряду обязательных элементов, ибо налог может быть установлен и без них.

Налоги — основа формирования бюджета, однако этим их функции отнюдь не исчерпываются. Следует отметить, что по поводу функций налогов у ученых не выработано единой точки зрения (в различных источниках можно встретить разные, порой противоположные, взгляды).

Остановимся на наиболее приемлемом, на наш взгляд, варианте.

Первая функция налогов — это, несомненно, фискальная (фиском в Римской империи называлась казна императора, бе­рущая свое начало от воинской кассы). Фискальная функция отражает задачу наполнения деньгами казны или, в современ­ном понимании, бюджета государства.

Вторая функция налогов — распределительная, или социальная: через налоговую систему государство осуществляет перераспре­деление финансовых ресурсов, в том числе перетекание денег из производственной сферы в социальную.

Третья функция налогов — регулирующая, именно эта функция определяет задачи налоговой политики государства. С помощью налоговых методов можно стимулировать или дестимулировать развитие отдельных отраслей и регионов, добиваться желаемых изменений в структуре производства, его размещении. Можно проводить протекционистскую экономическую политику или, на­оборот, обеспечить свободу товарному рынку, регулировать на­правление инвестиций. Подчеркнем, что речь идет о регулирова­нии деятельности частных компаний, которым нельзя «приказать».

Четвертая функция налогов — контрольная. С их помощью благодаря налоговой статистике и анализу налоговых деклараций государство владеет информацией об истинном финансовом по­ложении страны, о финансово-хозяйственной деятельности ор­ганизаций, об источниках доходов юридических и физических лиц. Точное знание о состоянии экономики позволяет вносить своевременные изменения в бюджетную и налоговую политику.

Пятая функция налогов — политическая. Нередко она проти­воречит фискальной. Это связано с особыми режимами налого­обложения для отдельных стран. Последним таким примером является Правительственное Соглашение между Россией и Бе­ларусью о взимании косвенных налогов по принципу «страны назначения».

Политическая функция налогов не нова: вспомним князя Оле­га и его отношения с днепровскими северянами и радимичами; ранее налоги как рычаг политики использовал Гай Юлий Цезарь.

Иногда в качестве отдельной функции налогов выделяют по­ощрительную, осуществляемую через установление налоговых льгот. Но, на наш взгляд, ее можно не выделять в качестве самостоя­тельной функции, поскольку она поглощается социальной и ре­гулирующей функциями налогов.

Нетрудно заметить, что функции налогов тесно связаны с на­логовыми теориями. До настоящего времени не утихают дискуссии вокруг регулирующей функции налогов. И сегодня можно встретить экономистов и финансистов-практиков, преувеличивающих фис­кальную функцию налогов и отрицающих их социальную роль.

finances.social

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

www.audit-it.ru

Налоговая система Российской Федерации

Сущность, функции, виды и элементы налогов. Сущность налоговой системы. Принципы построения налоговой системы. Налоговая политика. Налоговая реформа в России

Сущность, функции, виды и элементы налогов

Существуют различные определения налогов. Д. Рикардо считал, что налог – это та доля продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства. К. Маркс полагал, что налоги – это экономическое воплощение существования государства. Юридическое определение налога дано в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ). Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Основные черты налога: односторонний характер его установления; безвозмездность; принудительный характер платежей.

Налоги являются важнейшим элементом экономической политики государства и выполняют следующие функции.

Регулирующая функция. Государство может регулировать частную собственность только косвенно – через налоги. С помощью налогов государство регулирует темпы развития экономики: уменьшение налогового бремени дает импульс к развитию отраслей, регионов, отдельных предприятий, рост же налогов замедляет темпы роста экономики.

Перераспределительная функция. С помощью налогов государство перераспределяет финансовые ресурсы между сферами экономики, отраслями, регионами и т.д.

Фискальная функция. Налоги являются важнейшим источником доходов госбюджета, на их долю приходится более 80% доходов.

Контрольная функция. С помощью налогов государство осуществляет контроль за эффективным использованием финансовых ресурсов.

Стимулирующая функция. Через налоги государство стимулирует эффективное использование всех экономических ресурсов.

Классификация налогов

По объекту обложения налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с дохода или имущества. Косвенные налоги включаются в цену товара и оплачиваются потребителем. Прямые налоги делятся на личные (уплачиваются с действительно получаемого дохода) и реальные (взимаются с предполагаемого дохода, например, налог на недвижимость). Косвенные налоги подразделяются на индивидуальные акцизы, универсальные акцизы (НДС) и таможенные пошлины.

По субъектам обложения налоги делятся на раскладочные и количественные. Раскладочные налоги распределяются между налогоплательщиками. Количественные налоги учитывают имущественное состояние налогоплательщика (подоходный налог с физических лиц).

Кроме того налоги можно классифицировать:

по месту поступления – закрепленные и регулирующие;

по уровню управления – федеральные, региональные и местные;

по цели использования – общие и целевые;

по срокам оплаты – регулярные и разовые.

Основные условия установления налогов и сборов:

– порядок исчисления налога;

– порядок и сроки уплаты налога;

Налогоплательщики – это организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

– юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;

– иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;

– международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Физическими лицами признаются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства.

Индивидуальные предприниматели – это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные охранники, частные нотариусы, частные детективы.

Объект налогообложения – это то, что облагается налогом. Объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, работ и услуг; ввоз (вывоз) товаров на территорию РФ и др.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Источник налога – это доход или капитал на микроуровне, на макроуровне – это национальный доход.

Налоговый период – календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога.

Ставка налога – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки бывают твердые (в руб.) и в процентах.

Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от изменения налоговой базы. Различают четыре метода налогообложения:

– пропорциональное – ставка налога одна, с ростом налоговой базы растет сумма налога;

– прогрессивное – с ростом налоговой базы растет ставка налога;

– регрессивное – с ростом налоговой базы ставка налога уменьшается.

Порядок исчисления налога показывает, кто исчисляет сумму налога. Это может быть сам налогоплательщик (налог на прибыль), налоговая организация (налог на имущество физических лиц), третье лицо (работодатель при исчислении подоходного налога с физических лиц).

Способы исчисления налога – налог может исчисляться по частям, нарастающим итогом.

Способы уплаты налога:

– у источника дохода;

– кадастровый (земельный налог).

Порядок уплаты налога – это технические приемы внесения налога в соответствующий бюджет. Это могут быть авансовые платежи в течение налогового периода с окончательным расчетом суммы налога по окончании налогового периода; разовая уплата всей суммы налога и т.д. Уплата налогов производится в наличном или безналичном порядке через кредитную организацию в российской валюте. Днем уплаты налога признается день зачисления налога на счет бюджета, при ввозе товаров – день принятия таможенной декларации таможенным органом

Сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому налогу. Они могут быть определены календарной датой, периодом времени (год, квартал, месяц и т.п.).

Налоговая льгота – предоставляемая отдельным категориям налогоплательщиков при наличии оснований возможность уплачивать налог в меньшем размере по сравнению с суммой налога, подлежащей уплате другими налогоплательщиками. Налоговые льготы предоставляются в виде дополнительных скидок и вычетов.

studme.org

Популярное:

  • Артиллеристы сталин дал приказ аккорды Артиллеристы сталин дал приказ аккорды ПЕСНЯ АРТИЛЛЕРИСТОВ Из кинофильма "В 6 часов вечера после войны", режиссер-постановщик Иван Пырьев, 1944 Слова Виктора Гусева Музыка Тихона Хренникова Горит в сердцах у нас любовь к земле […]
  • Субсидии по жкх в ульяновске О мерах социальной поддержки,предоставляемых населению Ульяновской области в связи с повышением тарифов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг В целях социальной поддержки населения Ульяновской области при оплате […]
  • Кадровый аудит пособия Кадровый аудит Автор: Чешко Анатолий. Руководитель направления «Кадровый консалтинг» ЗАО «Евроменеджмент» Источник: Акционерное общество: вопросы корпоративного управления Опубликовано: 6 февраля 2007 Несмотря на то, что […]
  • Закон о службе наркоконтроля Ликвидация ФСКН: судьбы и факты Независимый доклад к годовщине ликвидации Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков … Независимый доклад к годовщине ликвидации ФСКН России подготовлен совместными усилиями […]
  • Як оформить лист Як правильно підписати поштовий конверт Вже багато років поспіль конверти залишаються одним з найпоширеніших і найзручніших способів доставки повідомлень, листів та іншої інформації. Незважаючи на стрімкий розвиток електронної […]
  • Экспертиза водки где сделать Экспертиза водки где сделать Алкоголь с давних пор является неотъемлимым атрибутом всякого застолья. Рюмка хорошей водки для расслабления или бокал вина во время дружеской беседы не принесут вреда здоровью. Каким образом […]
  • Правило рядности это Правило рядности это Собственно, на курсы вождения меня записалПодробнее Самой распространенной ошибкой начинающего водителя является несоблюдение рядности движения. Сложность возникает особенно в тех местах, где […]
  • Генер прокурор Генеральная прокуратураРоссийской Федерации Генеральный прокурор Заместители Генерального прокурора О Генпрокуратуре России Международное сотрудничество Взаимодействие со СМИ Правовое просвещение Генеральная […]