Гк рф ликвидация предприятия

Гк рф ликвидация предприятия

Законодательные акты, которые могут
пригодиться при создании ТСЖ

Ликвидация юридического лица

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

2. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2002 года Федеральным законом от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

3. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 настоящего Кодекса.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 03.01.2006 N 6-ФЗ.

О некоторых вопросах применения статьи 61 см. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84.

1. Ликвидация юридического лица — это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

ГК содержит развернутый перечень оснований ликвидации юридических лиц, которая (так же как и реорганизация) может носить и добровольный, и принудительный характер.

2. В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников (учредителей) или органа юридического лица, уполномоченного на принятие соответствующего решения учредительными документами. Типичными основаниями добровольной ликвидации являются нецелесообразность дальнейшего существования юридического лица, истечение срока, на который оно было создано, достижение, или напротив, принципиальная недостижимость уставных целей организации.

Прежняя редакция п. 2 коммент. ст., действовавшая до 1 июля 2002 г., предусматривала еще одно основание добровольной ликвидации — признание судом недействительной регистрации юридического лица. Эта законодательная конструкция обоснованно подвергалась критике в юридической литературе, поскольку участники организации были обязаны подчиниться соответствующему решению суда и, значит, их решение не было добровольным. Из действующего ГК это основание добровольной ликвидации юридического лица изъято.

Принудительная ликвидация любого юридического лица может проводиться по решению суда в следующих случаях:

— если при создании юридического лица были допущены грубые нарушения закона и эти нарушения носят неустранимый характер;

— если юридическое лицо осуществляет деятельность без надлежащего разрешения (лицензии);

— если юридическое лицо занимается деятельностью, запрещенной законом;

— если деятельность юридического лица сопряжена с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (см. п. 23 постановления Пленумов ВС и ВАС N 6/8).

Толкование понятия неоднократности нарушений закона в контексте коммент. ст. содержится в абз 2. п. 3 постановления КС от 18 июля 2003 г. «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А. Б. Борисова, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская независимая вещательная корпорация».

Согласно легальному толкованию, данному КС, отсутствие в п. 2 коммент. ст. конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию — в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Данная норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду — с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, — принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Если нарушения, допущенные юридическим лицом, не являются грубыми и носят устранимый характер, суд вправе предложить юридическому лицу принять меры по их устранению, установив для этого необходимый срок, и лишь в случае невыполнения данных им указаний в установленный срок может решить вопрос о ликвидации юридического лица на основании п. 2 коммент. ст. (см. п. 5 Информационного письма Президиума ВАС от 13 января 2000 г. N 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)»).

3. Для общественных и религиозных организаций (объединений), а также фондов абз. 2 п. 2 коммент. ст. предусматривает еще одно основание принудительной ликвидации по решению суда — систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям этих организаций.

Последнее правило было бы логичным распространить на все организации со специальной правоспособностью, но законодатель почему-то этого не сделал.

4. Пункт 3 коммент. ст. нуждается в ограничительном толковании, поскольку не вызывает сомнений, что государственный орган или орган местного самоуправления, которым законом дается право на предъявление требования о ликвидации юридического лица, вправе требовать такой ликвидации лишь по основаниям, предусмотренным абз. 2 п. 2 коммент. ст. для случаев принудительной ликвидации. Предъявление требований о ликвидации юридического лица по мотивам истечения срока, на который оно создавалось, или достижения его уставных целей (абз. 1 п. 2 коммент. ст.) кем-либо, кроме участников (учредителей) или органов самого юридического лица, совершенно недопустимо.

По решению суда обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица могут быть возложены на его учредителей (участников) либо орган самого юридического лица, уполномоченный его учредительными документами принимать решение о ликвидации юридического лица. Если в этом случае указанные лица не произвели ликвидацию юридического лица в установленный срок, суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица.

При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т. п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве по аналогии закона (п. 24 постановления Пленумов ВС и ВАС N 6/8).

5. Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. Так, коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хозяйственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации, как утрата имущества, т. е. уменьшение стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала. И в том и в другом случае ликвидация может производиться как добровольно, так и принудительно.

www.ville.ru

Статья 61. Ликвидация юридического лица

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
6) в иных случаях, предусмотренных законом.

4. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

6. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

Комментарий к статье 61 Гражданского Кодекса РФ

1. Статья 61 посвящена общим вопросам ликвидации — юридической процедуре, направленной на прекращение ЮЛ без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1). Под отсутствием правопреемства закон имеет в виду отсутствие не любого, а только универсального правопреемства, так как процедура ликвидации сама по себе отнюдь не исключает сингулярное правопреемство (переход отдельных прав и обязанностей ликвидируемого ЮЛ к другим лицам). Так, права ликвидируемого ЮЛ могут переходить к его кредиторам в результате расчетов с ними, учредители (участники) также в целом ряде случаев могут приобрести как его права (получая имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, — так называемую ликвидационную стоимость, или квоту), так и обязанности (отвечая в субсидиарном порядке по его обязательствам перед кредиторами). Отсюда отсутствие именно универсального правопреемства отличает ликвидацию от всякой реорганизации.

2. Юридическое лицо может быть ликвидировано в обычном или в судебном порядке. Обычно ЮЛ ликвидируется по решению учредителей (участников) либо органа ЮЛ, уполномоченного на решение такого вопроса учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который оно создано, и с достижением цели, ради которой оно создано (добровольная ликвидация) (абз. 2 п. 2 ст. 61). В судебном порядке ЮЛ ликвидируется по требованию уполномоченных госорганов или органов местного самоуправления (ср. с абз. 1 п. 2 ст. 57 ГК, в котором решение о разделении и выделении принимают только уполномоченные госорганы или сам суд).

Уполномоченными на ликвидацию, в частности, могут быть различные публичные органы: а) регистрирующие (налоговые) органы (п. 2 ст. 25 Закона о регистрации юридических лиц, п. 6 ст. 35 Закона об акционерных обществах, п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1991. N 15. Ст. 492)); б) ЦБ РФ (ст. 23.1 Закона о банках); в) орган страхового надзора (п. 10 ст. 32.8 Закона об организации страхового дела); г) прокурор (ч. 2 ст. 9 Закона о противодействии экстремизму, п. 2 ст. 24 Закона о противодействии терроризму, п. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре).

Поводы для судебной ликвидации ЮЛ: а) грубые и неустранимые нарушения закона, допущенные при создании ЮЛ; б) осуществление ЮЛ деятельности без лицензии; в) осуществление ЮЛ запрещенной законом деятельности; г) осуществление ЮЛ деятельности с нарушением Конституции; д) осуществление ЮЛ деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства; е) систематическое осуществление некоммерческой организацией (в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом) деятельности, противоречащей ее уставным целям; ж) другие предусмотренные ГК случаи (см., например, ст. ст. 81, 86, п. 2 ст. 119 ГК). Поскольку последние предусматривает только ГК, нарушение иных законов — основание для судебной ликвидации ЮЛ, только если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта (п. 23 Постановления ВС и ВАС N 6/8).

В зависимости от решения суда ликвидация ЮЛ может быть вынужденной (если обязанности по ликвидации возложены судом на учредителей (участников) ЮЛ или на его орган, уполномоченный на ликвидацию) или принудительной (если они возложены судом на специально назначенного для этого ликвидатора) (абз. 3 п. 2, п. 3 ст. 61). Если по решению суда обязанности по ликвидации возложены на учредителей (участников) ЮЛ либо уполномоченные его учредительными документами органы (п. 3 ст. 61), однако в установленный срок ликвидация ЮЛ не произведена, суд назначает ликвидатора и уже ему поручает осуществить ликвидацию ЮЛ. При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК, п. 24 Постановления ВС и ВАС N 6/8).

3. Правила п. 2 ст. 61 не являются ни универсальными, ни исчерпывающими: некоторые ЮЛ ликвидируются только в судебном порядке (абз. 1 п. 2 ст. 119 ГК), к тому же иногда требовать судебной ликвидации ЮЛ могут не только публичные (абз. 1 п. 3 ст. 61), но и частные лица (кредиторы — абз. 1 п. 4 ст. 116 ГК, заинтересованные лица — абз. 1 п. 2 ст. 119 ГК); известна также возможность упрощенной (внесудебной) ликвидации.

Так, если ЮЛ в течение последних 12 месяцев не представляло документы отчетности согласно законодательству РФ о налогах и сборах и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, регистрирующий орган независимо от причин такой ситуации принимает решение о предстоящем исключении его из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего свою деятельность (недействующего) и в течение 3 дней с момента принятия такого решения публикует соответствующую информацию, а также сведения о порядке и сроках направления заявлений всем тем лицам, чьи права и законные интересы могут быть при этом затронуты (включая само недействующее ЮЛ и возможных его кредиторов). При отсутствии заявлений в течение 3 месяцев с момента опубликования этих сведений ЮЛ исключается из ЕГРЮЛ, в противном случае (при наличии заявлений) решение о его исключении из ЕГРЮЛ не принимается, а само ЮЛ может быть ликвидировано только в обычном порядке (т.е. с соблюдением правил ст. ст. 62 — 64 ГК).

Исключение недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ может быть обжаловано заинтересованными лицами (кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с его исключением) в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Соответствующие споры подведомственны арбитражным судам. Упрощенная ликвидация позволяет оперативно «очищать» ЕГРЮЛ от организаций, существующих de jure, но не de facto, поддерживая тем самым его «чистоту» (ст. 21.1, п. п. 7 — 9 ст. 22 Закона о регистрации юридических лиц).

4. Особый повод для ликвидации и процедура ликвидации ЮЛ — его несостоятельность (банкротство), т.е. неспособность ЮЛ удовлетворить требования кредиторов, причем признание ЮЛ банкротом и его ликвидация по правилам специального законодательства (о банкротстве) необходимы во всех случаях, если стоимость его имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов (п. 4 ст. 61, ст. 65 ГК).

Участь банкротства может постичь большинство ЮЛ. Из числа коммерческих организаций банкротами не могут быть только казенные предприятия, из числа организаций некоммерческих — все учреждения (ст. 120 ГК), политические партии, являющиеся, как известно, одной из форм общественного объединения (Закон о партиях, ст. 12.2 Закона об общественных объединениях, ст. 117 ГК) и религиозные организации (ФЗ от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях») (СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465; ст. 117 ГК).

5. Особый статус в вопросе признания банкротом имеют госкорпорации и фонды: первые не могут быть банкротами по общему правилу (кроме случаев, когда иное допускает учредивший госкорпорацию федеральный закон), вторые, напротив, могут быть банкротами только по общему правилу (кроме случаев, когда иное установлено законом, предусматривающим создание и деятельность фонда). Так, не может быть банкротом фонд, являющийся Центром исторического наследия Президента РФ (п. 7 ст. 2 Закона о Центрах исторического наследия Президентов).

www.gk-rf.ru

Статья 61. Ликвидация юридического лица

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

4. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

6. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

Комментарий к Ст. 61 ГК РФ

1. Перечень оснований ликвидации юридического лица, изложенный в комментируемой статье, не является исчерпывающим.

2. Ликвидация юридического лица может осуществляться по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного учредительными документами органа юридического лица (добровольная ликвидация). Мотивацией такого решения могут послужить различные основания. В частности, юридическое лицо может быть ликвидировано по истечении срока либо с достижением целей, для которых оно создавалось. До недавнего времени к числу таких оснований относилось «признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер» .

———————————
Исключено п. 9 ст. 2 Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ.

Вместе с тем законодательством допускается принудительная ликвидация юридического лица по решению суда. Основаниями такой ликвидации являются:

— грубые нарушения закона, допущенные при создании юридического лица, если они носят неустранимый характер;

— осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом;

— иные неоднократные или грубые нарушения закона либо иных правовых актов;

— систематическое осуществление некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;

— иные случаи, предусмотренные ГК РФ.

Угроза применения принудительной ликвидации понуждает юридические лица осуществлять деятельность в рамках существующего правопорядка, не нарушая соответствующие предписания законодательства, и тем самым призвана обеспечить защиту прав и законных интересов других лиц.

3. Грубым нарушением законодательства, например, является невыполнение требований о приведении юридическим лицом своих учредительных документов в соответствие с законом в установленный им срок .

———————————
Пункт 3 ст. 59 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.

В случае подачи иска о ликвидации по такому основанию арбитражный суд может предложить юридическому лицу принять меры по устранению имеющихся в учредительных документах расхождений с законом путем внесения в них необходимых изменений и дополнений с регистрацией их в установленном порядке .

———————————
Обзор практики споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (по этому вопросу см. также Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 5 февраля 1998 г. N 4/2 «О применении пункта 3 статьи 94 Федерального закона «Об акционерных обществах» и от 9 декабря 1999 г. N 90/14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Если указания суда, данные в период подготовки дела к судебному разбирательству, либо определение об отложении рассмотрения дела не будут выполнены в установленный судом срок, суд решает вопрос о ликвидации юридического лица на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ.

Во всех других случаях, если нарушения, допущенные юридическим лицом, не являются грубыми и носят устранимый характер, суд вправе предложить такому лицу принять меры по устранению имеющихся нарушений, установив для этого необходимый срок, и лишь в случае невыполнения данных им указаний в установленный срок может решить вопрос о ликвидации юридического лица.

4. Отсутствие в п. 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию — в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду (с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий) принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц .

———————————
Постановление КС РФ от 18 июля 2003 г. N 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская независимая вещательная корпорация».

5. Требование о принудительной ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридического лица могут быть заявлены налоговыми органами (п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» ), федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ст. 42 Закона о рынке ценных бумаг, ст. 43 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» ), антимонопольным органом (ст. 23 Закона о защите конкуренции), органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (ст. 25 Закона о регистрации юридических лиц).

———————————
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 15. Ст. 492.

Собрание законодательства РФ. 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4448.

6. Решение о ликвидации юридического лица может быть оформлено в виде протокола общего собрания учредителей (участников) общества с ограниченной ответственностью, в виде решения уполномоченного государственного органа (органа местного самоуправления) в случае ликвидации государственного (муниципального) унитарного предприятия либо государственного (муниципального) учреждения и др.

7. О банкротстве юридических лиц см. комментарий к ст. 65 ГК РФ.

stgkrf.ru

Порядок и сроки ликвидации предприятия: «уходим красиво»

Ликвидация компании — весьма сложная процедура как с юридической, так и с организационной точки зрения, требующая немало времени и опыта в соответствующей сфере. Законодательно она регулируется статьями 61–64 ГК РФ, в которых изложены определение ликвидации, обязанности лиц, принявших решение о ее проведении, порядок проведения и удовлетворения требований кредиторов ликвидируемой организации.

В зависимости от того, является ли ликвидация добровольной или принудительной, от собственников потребуется выполнить определенную последовательность действий. В нашей статье пойдет речь о том, как закрыть компанию на добровольной основе.

Ликвидация со всеми вытекающими

Ликвидация организации — это прекращение ее существования путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) с погашением всех ее прав и обязанностей без передачи кому-либо. В соответствии с этой процедурой бывшие руководители компании и ее собственники полностью освобождаются от любых претензий со стороны кредиторов, налоговых органов и органов внутренних дел.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (акционеров или дольщиков) компании. Это самый правильный путь для исключения компании из ЕГРЮЛ, освобождающий ответственных лиц, в частности главного бухгалтера и генерального директора, от субсидиарной ответственности. Неприятные последствия при добровольной ликвидации для руководителей и собственников практически отсутствуют. Исключением являются возможные доначисления налоговых платежей, пеней и штрафов.

Собственник принимает решение о ликвидации компании по различным причинам. В одном случае поводом к этому является требование кредиторов, в другом — государственных органов. Бывает и так, что ликвидация предприятия происходит в случае необходимости реструктуризации бизнеса или нерентабельности продолжения ее деятельности. Еще одним распространенным поводом к закрытию фирмы являются нарушения правил ведения бухгалтерского или налогового учета. В этом случае проще ликвидировать компанию, чем попасть на большие штрафы в ходе очередной налоговой проверки.

Вне зависимости от причины ликвидации предприятия наступает момент, когда владелец или управляющий менеджер сталкивается с необходимостью официального закрытия юридического лица. Что он должен предпринять и какие документы понадобится заполнить, чтобы оставить эту компанию в прошлом?

Добровольная ликвидация предприятия включает в себя несколько этапов. По закону ликвидационная комиссия обязана уведомить налоговые органы о завершении ликвидации не ранее чем за 2 месяца с момента публикации объявления в СМИ. Таким образом, минимальный срок, определенный законодательством, составляет 3 месяца, максимальный срок не установлен. Как показывает практика, процесс добровольной ликвидации предприятия занимает 5–6 месяцев, но в некоторых случаях он затягивается на срок до одного года.

Порядок ликвидации предприятия

Этап 1. Принятие решения о ликвидации, назначение ликвидатора и уведомление регистрирующего органа. На этом этапе проводится учредительное собрание, на котором и принимается решение о ликвидации компании. Оно оформляется документально и подписывается всеми учредителями. Назначение ликвидатора или ликвидационной комиссии производится в рамках решения и оформляется в виде нотариально заверенного уведомления. На этом же этапе подготавливается сообщение о начале процедуры ликвидации. Подача сообщения о ликвидации фирмы в регистрирующие органы производится в течение 3 дней с момента принятия решения. Этот срок установлен действующим законодательством. После подачи сообщения регистрирующий налоговый орган вносит запись о начале ликвидации в ЕГРЮЛ и выдает соответствующее свидетельство. Кроме того, необходимо уведомить Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

Этап 2. Публикация сообщения о ликвидации в официальных СМИ. Официальными СМИ для публикации считаются «Вестник экономического правосудия» и «Вестник государственной регистрации». Обычно публикация производится после получения свидетельства в налоговой, но законодательство РФ не запрещает обращаться одновременно в регистрирующий орган и в СМИ. Текст сообщения должен содержать полное наименование юридического лица, ОГРН, ИНН, КПП, юридический адрес, сведения о принятом решении о ликвидации (дата, номер и наименования органа, принявшего решение), порядок, сроки, адрес и телефон для заявлений требований кредиторов.

К сообщению должны быть приложены документы: бланк-заявка (2 экз.), сопроводительное письмо (2 экз.), решение о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, лист записи ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации, платежный документ и доверенность (в случае заполнения документа доверенным лицом). Все документы должны быть заверены соответствующими подписями и печатями.

Этап 3. Уведомление о ликвидации работников организации, ее кредиторов и службы занятости. Работников компании и службу занятости уведомляют о предстоящей ликвидации не позднее, чем за два месяца. Кредиторам также необходимо дополнительно сообщить о ликвидации, публикация в СМИ является недостаточной. Это делается не позднее, чем за один месяц. На этом же этапе ликвидатором рассматриваются требования кредиторов к компании.

Этап 4. Прохождение налоговой проверки (сверки с налоговыми органами). В течение двух месяцев со дня принятия решения о ликвидации компания будет подвергнута выездной налоговой проверке. Это делается в обязательном порядке, независимо от того, когда подобная проверка проводилась в последний раз. Обычно в результате проверки начисляются дополнительные налоговые платежи, пени и штрафы. В том случае, если у организации остались должники среди контрагентов, проводится взыскание долгов согласно договору.

Этап 5. Составление промежуточного ликвидационного баланса, уведомление регистрирующего органа о его составлении. По истечении срока, отведенного на заявление требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточной ликвидационный баланс (ПЛБ). Он имеет форму обычного бухгалтерского баланса и отражает сведения об имуществе организации, требования кредиторов и результаты их рассмотрения. Уведомление об утверждении ПЛБ направляется в регистрирующие органы.

Этап 6. Расчеты с кредиторами. На этом этапе ликвидируемая компания производит расчеты с кредиторами, успевшими предъявить свои требования в установленный законодательством срок.

Этап 7. Инвентаризация и распределение оставшегося имущества компании. Проводится после окончательных расчетов с кредиторами с целью получения информации об оставшемся имуществе организации.

Этап 8. Формирование ликвидационного баланса. Государственная регистрация ликвидации. Ликвидационный баланс формируется после всех расчетов с кредиторами и проведения инвентаризации. На собрании учредителей принимается решение об утверждении ликвидационного баланса, после этого подготавливается заявление о регистрации юридического лица в связи с ликвидацией и оплачивается госпошлина. Пакет документов, включающий ликвидационный баланс, решение о его утверждении, квитанцию об оплате госпошлины, документы, подтверждающие получение кредиторами уведомления о начале ликвидации, передаются в регистрирующий орган. По истечении пяти дней выдается свидетельство о ликвидации. Процедура завершена.

Процесс добровольной ликвидации предприятия очень бюрократизирован. Побочной стороной является риск назначения дополнительных налоговых проверок, что может привести к доначислению налогов, штрафов или пеней.

Однако преимуществ у добровольной ликвидации гораздо больше по сравнению с принудительной. Все обязанности ликвидированной организации перед государством и третьими лицами прекращаются, а также исключается возможность проведения последующих проверок. После ликвидации кредиторы и уполномоченные органы не вправе требовать исполнения своих требований, если они не успели заявить о них до или в процессе ликвидации в установленный законом срок. Кроме того, по окончанию ликвидации к компании нельзя предъявить штрафные санкций или требования инвесторов. Претензии потребителей на ликвидированное предприятие тоже не распространяются.

Самостоятельно довести ликвидацию до благополучного завершения очень сложно, гораздо эффективнее поручить ее специалистам, которые сделают все в соответствии с требованиями законодательства и в максимально короткие сроки.

На что обратить внимание при добровольной ликвидации предприятия?

В первую очередь важно определиться с личностью, назначаемой на должность ликвидатора. К этому лицу перейдет руководство предприятием в период ликвидации. Им может быть как прежний руководитель компании, так и любое третье лицо. Полномочия прежнего руководства прекращаются с момента принятия решения о ликвидации.

Срок проверки ликвидируемого лица налоговым органом не определен и фактически устанавливается налоговым органом. До момента ее завершения и урегулирования предъявленных в ее ходе требований налоговых органов процедуру ликвидации завершить невозможно.

Важно строго соблюдать регламент процедуры ликвидации. Регистрирующие и налоговые органы, а также внебюджетные фонды выдвигают жесткие требования к ходу выполнения обязательных действий при ликвидации. Одно нарушение срока или порядка оформления документации — и вам может быть отказано в ликвидации компании. Тщательно готовьте документы и соблюдайте все требования, чтобы благополучно завершить процедуру.

Как закрыть фирму с долгами: банкротство не приговор

К ликвидации компании путем банкротства обычно прибегают тогда, когда юридическое лицо не в состоянии погасить свои долги. Это практически единственный легальный способ избежать ответственности и претензий со стороны кредиторов. Основным документом, регламентирующим процедуру ликвидации по этой схеме, является Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Федеральный закон определяет понятие банкротства как полную невозможность совершения платежей должником по взятым на себя обязательствам перед персоналом и кредиторами из-за неимения свободных денежных средств. Поводами инициирования процедуры банкротства являются следующие:

  • долговые обязательства юридического лица в сумме составляют не менее 300 000 рублей, при этом в сумму основного долга не включаются пени и штрафы, на него начисленные;
  • компания не производит обязательные выплаты кредиторам в течение 3 месяцев;
  • организация не выплачивает заработную плату, пособия и другие обязательные выплаты своим сотрудникам.

Признание юридического лица банкротом, так же как и добровольная ликвидация компании, производится в определенном порядке.

Наблюдение (обязательный этап)

Первый этап установления несостоятельности должника. Его целью является выявление реальных финансовых возможностей компании и анализ ее положения в отрасли как состоятельного или несостоятельного участника хозяйственной деятельности. С помощью наблюдения можно определить, есть ли у должника физическая возможность осуществлять необходимые платежи в полном объеме. Процедура наблюдения ограничивает полномочия руководителя предприятия. На протяжении всего этапа арбитражный суд назначает временного управляющего, имеющего доступ ко всей информации компании, включая содержащую коммерческую тайну. Наблюдение имеет четкие временные ограничения, согласно которым оно не может длиться более 7 месяцев. По окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет и принимается решение о переходе к следующему этапу банкротства.

Финансовое оздоровление или санация (обязательный этап)

На этом этапе составляется план мероприятий по возврату компании платежеспособности. Целью этого документа является полное погашение всех задолженностей за ограниченный промежуток времени. При проведении процедуры санации должны быть соблюдены определенные условия:

  • срок процедуры — не больше 2 лет;
  • план оздоровления содержит график погашения долгов с объяснением возможности удовлетворения требований кредиторов;
  • график погашения долгов обязательно утверждается в судебной инстанции;
  • полный расчет по обязательствам завершается не позднее, чем за месяц до окончания санации.

На время процедуры оздоровления отменяются начисления штрафов, пеней, дивидендные выплаты, снимается арест с имущества, приостанавливается производство по исполнительным листам. Если после проведения санации финансовое состояние компании не улучшилось или улучшилось незначительно, происходит переход к следующему этапу.

Внешнее управление

На этом этапе все функции руководства компанией принимает на себя внешний управляющий. Продолжительность внешнего управления по закону составляет один год с возможностью продления срока на 6 месяцев. Для возврата платежеспособности могут быть приняты меры, включающие смену профиля деятельности и закрытие нерентабельных направлений, возврат дебиторской задолженности, уступку прав требования юридического лица, дополнительный выпуск акций, реализацию организации-неплательщика и другие. По окончании этапа подготавливается отчет и принимается решение о начале выплат кредиторам. Если есть возможность полностью удовлетворить все требования, то процедура банкротства прекращается. В противном случае наступает следующий этап.

Конкурсное производство

Этот этап является окончательным и переход к нему означает, что признание несостоятельности компании произошло на уровне арбитражного суда. В результате этого собственность компании подлежит продаже на торгах для того, чтобы закрыть долги кредиторам, выплатить судебные издержки и долги персоналу по заработной плате. Процедура конкурсного производства занимает 6 месяцев с возможностью продления еще на такой же срок.

Конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку собственности и активов компании, составляет отчет с полным отражением конкурсной массы (имущества должника) и отслеживает ход торгов. Конкурсное производство — крайняя мера в процессе банкротства. По итогам торгов сумма средств может не соответствовать размеру долга компании, и долговые обязательства в этом случае гасятся не полностью, что не соответствует интересам кредиторов. В этом случае руководитель компании может быть привлечен к уголовной ответственности. Конкурсное производство завершается прекращением деятельности компании.

Мировое соглашение

На любом этапе в ходе процедуры банкротства между его участниками может быть заключено мировое соглашение. Инициатором выступает любая из сторон, но принятие соглашения осуществляется только при полном согласии всех участников процесса. При заключении мирового соглашения процедура банкротства прекращается. Если одна из сторон не соблюдает условия соглашения, то процесс признания несостоятельности возобновляется. Максимальный срок проведения процедуры банкротства может составлять 5 лет.

Итак, руководители и собственники вправе сами выбирать, каким способом ликвидировать компанию. Но следует все же прислушаться к советам профессионалов.

Как упростить процедуру ликвидации?

По этому вопросу нас согласился проконсультировать эксперт юридической фирмы «Клифф»:

«Конечно, ликвидация организации — процедура достаточно длительная и трудоемкая. Необходимо провести «сверки» со всеми фондами, подтвердить отсутствие задолженностей и подготовить документы, подтверждающие этот факт. Обычно это происходит в несколько этапов. На самостоятельное их прохождение у большинства руководителей нет ни времени, ни желания, ни моральных ресурсов. К тому же, чтобы процесс шел гладко, необходимо хорошо разбираться в юридических и налоговых тонкостях, быть в курсе всех изменений законодательства. Поэтому я рекомендую не начинать процесс ликвидации собственными силами, а обращаться за помощью к профессионалам.

Так, юридическая фирма «Клифф», представителем которой я являюсь, имеет основательный опыт в сопровождении таких процедур. Наши специалисты обеспечивают все требования налоговых и регистрирующих органов. Мы предлагаем только официальную ликвидацию, а значит, — наши клиенты полностью защищены от всех проблем с законом. Обратившись к нам, клиент получает прежде всего глубокий анализ положения дел и комплексный подход к решению задачи — взаимосвязанную работу юристов и бухгалтеров. Это оптимизирует временные рамки процесса ликвидации. Кроме того, для каждого конкретного случая мы подготовим план действий по процедуре, который поможет оценить все временные и финансовые затраты. Наши эксперты сопровождают клиента на всех этапах процесса ликвидации, стремясь максимально снизить риски для владельцев бизнеса».

P.S. Юридическая фирма «Клифф», работающая на рынке с 1994 года, входит в 15 крупнейших юридических компаний России согласно рейтингу «Право.ру». Компания является членом международной юридической ассоциации World Link for Law. В штате работает 60 юристов высокого класса.

Ликвидация юридического лица — сложный и трудозатратный процесс, который стоить доверить профессионалам для оперативной и правильной ликвидации.

Стоимость услуги по ликвидации фирмы составляет около 55 тысяч рублей и включает подготовку документов и юридическое сопровождение процесса.

Услуги по ликвидации организации могут включать:

  • консультацию;
  • полное юридическое сопровождение;
  • экспресс-аудит бухгалтерии для оценки налоговых рисков;
  • бухгалтерское сопровождение процедуры ликвидации;
  • представительство интересов заказчика в налоговых органах.

Ознакомиться с услугами.

Процесс ликвидации занимает от 4 до 12 месяцев и обычно сопровождается внеплановой налоговой проверкой. Минимизировать риски можно с помощью услуг юридической фирмы.

Ликвидация предприятия влечет за собой прекращение субсидиарной ответственности руководителя, невозможность предъявления требований со стороны кредиторов, инвесторов, а также назначения проверок госорганами.

Услуги по ликвидации юридического лица стоит доверять серьезной юридической компании, которая специализируется на решении подобных вопросов и имеет в своем штате опытных специалистов.

На рын­ке су­щест­ву­ет мно­го пред­ло­же­ний по аль­тер­на­тив­но­му пре­кра­ще­нию хо­зяйст­вен­ной де­я­тель­нос­ти пред­при­я­тия. Низ­кая сто­и­мость и сжа­тые сро­ки вы­гля­дят при­вле­ка­тель­но, но обыч­но та­кие «вы­год­ные пред­ло­же­ния» не­сут вы­со­кие рис­ки для ди­рек­то­ров и собст­вен­ни­ков биз­не­са. Добро­воль­ная лик­ви­да­ция га­ран­ти­ру­ет вам уве­рен­ность в от­сут­ст­вии пре­тен­зий в бу­ду­щем. А фак­тор дли­тель­нос­ти про­це­ду­ры мож­но ни­ве­ли­ро­вать, пе­ре­дав за­да­чу в ве­де­ние юри­ди­чес­ких кон­суль­тан­тов, что пол­ностью осво­бо­дит собст­вен­ни­ков для но­вых про­ек­тов.

aif.ru

Популярное:

  • Областной закон великого новгорода Областной закон Новгородской области от 30.05.2012 N 74-ОЗ (в ред. от 04.03.2013) "Об оказании бесплатной юридической помощи на территории Новгородской области" (принят Постановлением Новгородской областной Думы от 23.05.2012 N […]
  • Список переселения с севера Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Нормативные документы: Приказ Министерства строительства, ЖКХ и энергетики Республики Карелия от 25.01.2017 №21 ЗДЕСЬ Постановление […]
  • Правила создания содержания и охраны зелёных насаждений города москвы Постановление Правительства Москвы от 10 сентября 2002 г. N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" Информация об изменениях: Постановлением Правительства Москвы от 28 […]
  • Сущность и понятие гражданства рф Гражданство РФ: понятие и общие принципы Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3 ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской […]
  • Основные черты гражданство Основные черты гражданство 20. ГРАЖДАНСТВО РФ: ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3 ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О […]
  • Ст 4 п2 фз об осаго Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ"Об обязательном страховании гражданской […]
  • Налог как вернуть переплату Как вернуть переплату по налогу? Если из-за ошибок, допущенных при расчете налогов, ошибок или опечаток в платежных документах или по иным причинам вы уплатили или с вас удержали сумму налога в большем размере, чем требуется по […]
  • Закон от 06102003 г 131-фз Изменения, внесенные в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2012 году В Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах […]