Горный закон ст43

Социальные гарантии работников горных предприятий

Права работников горных предприятий , занятых на тяжелых работах и работах с опасными и ( или) вредными условиями труда , связанные с оплатой и охраной труда , порядком допуска работников к тяжелым работам и работам с опасными и ( или) вредными условиями труда , продолжительностью рабочего времени для рабочих подземных профессий , льготами и компенсациями работникам , проработавшим на работах с опасными и ( или) вредными условиями труда , и в случае увечья , гибели , профессионального заболевания , а также их социальным страхованием и защитой работников , высвобождаемых при ликвидации , консервации горных предприятий , определяются законами Украины .

Формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат работникам горных предприятий устанавливаются в коллективном договоре с соблюдением условий , размеров и норм, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевым соглашениями.

Работники горных предприятий, занятые на работах с особым характером труда , вредными и тяжелыми условиями труда, за счет владельца проходят послесменную реабилитацию и периодическую (не реже чем один раз в два года) медицинскую диспансеризацию, а также лечение при заболеваниях , обусловленных указанными работами, в порядке, установленном Министерством здравоохранения Украины.

Работникам горных предприятий , которые проработали на работах с опасными и вредными условиями труда не менее пяти лет , и молодым специалистам , занятым на таких работах , которые не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий , владельцами горных предприятий для приобретения жилья предоставляется беспроцентная ссуда на срок до 15 лет.

Работникам горных предприятий , занятым на работах с особым характером труда , вредными и тяжелыми условиями труда , оказывается помощь на оздоровление и питание . Порядок представления и размеры такой помощи устанавливаются трехсторонним соглашением уполномоченных представителей владельцев горных предприятий , отраслевых профсоюзов и Кабинета Министров Украины.

Работникам , занятым на работах с особым характером труда , вредными и тяжелыми условиями труда , может устанавливаться дополнительное пенсионное обеспечение за счет аккумулированных в отраслевом пенсионном фонде средств горных предприятий . Условия и порядок предоставления дополнительного пенсионного обеспечения , а также размер отчислений горными предприятиями средств на эти цели определяются трехсторонним соглашением уполномоченных представителей владельцев горных предприятий , отраслевых профсоюзов и Кабинета Министров Украины.

Предприятия по добыче угля и углестроительные предприятия бесплатно предоставляют уголь на бытовые нужды в размере , который определяется коллективным договором , таким категориям лиц:

  • работникам по добыче ( переработке) угля и угледобывающих предприятий;
  • пенсионерам , проработавшим на предприятиях по добыче ( переработке) угля , угледобывающих предприятиях : на подземных работах — не менее 10 лет для мужчин и не менее 7 лет 6 месяцев — для женщин , на работах , связанных с подземными условиями — не менее 15 лет для мужчин и не менее 12 лет 6 месяцев — для женщин , на работах технологической линии на поверхности действующих шахт или на строящихся шахтах , разрезах , обогатительных и брикетных фабриках — не менее 20 лет для мужчин и не менее 15 лет — для женщин;
  • инвалидам и ветеранам войны и труда , лицам , награжденным знаками Шахтерской Славы или Шахтерской Доблести трех степеней , лицам , инвалидность которых наступила в результате общего заболевания , в случае , если они пользовались этим правом до наступления инвалидности;
  • семьям работников , которые погибли ( умерли ) на предприятиях по добыче ( переработке) угля , которые получают пенсии в связи с потерей кормильца.

Лица, которые имеют право на бесплатное получение угля на бытовые нужды, но проживают в домах, имеющих центральное отопление, в расчетах за коммунальные услуги освобождаются от уплаты за электрическую энергию и газ за счет средств предприятий по добыче (переработке) угля, которые перечисляют средства на эти цели в местный бюджет.

Похожие:

  • Как еще можно убить угольную промышленность Украины::

Одна из новостей августа размещенная на сайте Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, которая окончательно убьет Украинскую.

«>Как еще можно убить угольную промышленность Украины — 07/10/2014 17:46
Вопросы приватизации энергетических объектов::

4 июня заместитель Министра Вадим Улида принял участие в работе круглого стола на тему: «Приватизация в энергетике: проблемы и дальнейшие шаги». Круглый.

Действия работников шахты и инженерно технических работников при внезапной остановке вентилятора главного проветривания.

Правила поведения при появлении дыма в горных выработках, правила поведения при обнаружении очага пожара в горных выработках, правила поведения при пожаре в.

Требования к работникам угольной отрасли в случае аварий, при подземных пожарах, использование огнетушителей и аппаратов групповой защиты.

Следующие:

  • Горный закон СТАТЬЯ 48::

Социальные гарантии работникам горных предприятий , которые ликвидируются или консервируются Работникам горных предприятий , которые находятся на.

Порядок предоставления льгот и компенсаций работникам горного предприятия , которые высвобождаются в связи с его ликвидацией или консервацией Работники горного.

Льготы и компенсации работникам горного предприятия в связи с прекращением деятельности этого предприятия Работники горного предприятия .

Порядок ликвидации или консервации горного предприятия Ликвидация или консервация горного предприятия осуществляется по проекту , утвержденному.

Формы прекращения деятельности горных предприятий Прекращение деятельности горных предприятий осуществляется в форме ликвидации , реорганизации или.

Предыдущие:

  • Горный закон СТАТЬЯ 42::

Дополнительные требования к лицам , которые находятся в особо опасных подземных условиях Лица, которые находятся в особо опасных подземных условиях шахт и.

Обязанности работников горных предприятий Работники горного предприятия обязаны: знать и выполнять требования горного законодательства и.

Специальные требования к работникам горных предприятий К работникам горных предприятий , привлеченных или постоянно занятых на горных работах .

Требования к трудовой дисциплине, профессиональной подготовки и квалификации работников горных предприятий Требования к трудовой дисциплине.

Основные обязанности владельца (руководителя) горного предприятия Владелец (руководитель ) горного предприятия обязан обеспечивать: эксплуатацию предприятия в соответствии с его проектом.

coalguide.ru

Статья 43 ЛК РФ. Использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых

1. Использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.

2. Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

3. На основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 настоящего Кодекса, допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства.

3.1. В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, в том числе в охранных зонах указанных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.

4. Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Комментарии к ст. 43 ЛК РФ

Использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых является самостоятельным видом использования лесов, установленным ст. 25 настоящего Кодекса. При применении комментируемой статьи необходимо иметь в виду следующее. Работы по геологическому изучению недр или использование лесов для разработки месторождений полезных ископаемых не заменяют порядок, установленный законодательством о недрах для выполнения указанных работ. Речь идет только о специфике данного вида работ в лесу. Любое природопользование характеризуется наличием специфических правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов и оформлением соответствующих прав на объекты природопользования. У лесопользования, землепользования, недропользования, водопользования есть специфические особенности, характерные только для конкретного вида пользования природными объектами и ресурсами, а есть объединяющие особенности. В нашем случае оформление права на пользование лесным участком в соответствии со ст. 43 ЛК РФ для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых не освобождает пользователей от необходимости оформления процедуры отвода участка недр в соответствии с Законом РФ «О недрах». В соответствии со ст. 11 этого Закона предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию. В соответствии с лицензией недра передаются в пользование в виде участков, представляющих собой геометризованные блоки недр. Участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода. Например, для добычи полезных ископаемых — в виде горного отвода, а для геологического изучения недр — в виде геологического отвода. Для геологического изучения срок пользования может составлять до 5 лет, а для добычи полезных ископаемых — на срок отработки месторождения полезных ископаемых. Недра — это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающихся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Проведение указанных работ в лесу, как видим, требует дополнительно оформления права аренды на лесные участки, за исключением указанных в п. 3 настоящей статьи случаев. Так, если при выполнении таких работ не будет осуществлена рубка лесных насаждений, достаточно будет только получения разрешения уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления (в зависимости от территориальной принадлежности лесного участка и компетенции указанных органов).

Лесной кодекс РФ 1997 г. прямо не предусматривал геологическое изучение недр и разработку полезных ископаемых как разновидность лесопользования, но механизм по допустимости вышеуказанных работ на землях лесного фонда содержал. Существовала статья о порядке проведения в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования (ст. 66). Причем эти работы могли осуществляться без перевода земель лесного фонда в земли других категорий и без перевода лесных земель в нелесные, только на основании разрешения (сначала лесхозов, затем территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта РФ, впоследствии также при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы).

Разработкой месторождений полезных ископаемых считается комплекс работ, включающий в себя вскрытие, подготовку и выемку полезного ископаемого. Разработка бывает нескольких видов: открытая — это способ добычи полезных ископаемых, при котором процесс выемки вскрышных пород и полезного ископаемого осуществляется в открытых пространствах на земной поверхности; подземная — это способ добычи полезных ископаемых, при котором вскрытие, подготовка месторождения и выемка полезного ископаемого осуществляются под землей . Таким образом, практически речь идет о добыче полезных ископаемых. Формулировка «добыча полезных ископаемых» как раз и содержалась в тексте ст. 66 Лесного кодекса РФ 1997 г. Как видим, Лесной кодекс РФ 2006 г. не уточняет способ добычи, не определяет критерии для отсутствия оформления договора аренды на лесной участок для этих нужд, не указывает на необходимость перевода земель в другую категорию. Напомним, что, по мнению ученых, добыча полезных ископаемых, о которых шла речь в ст. 66 ЛК РФ 1997 г., очевидно, касалась общераспространенных полезных ископаемых, т.е. тех, добыча которых фактически не требует капитального строительства соответствующих для того сооружений . Отдельные уточнения содержала ст. 66 ЛК РФ 1997 г. в новой редакции Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 154-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования земель лесного фонда». Но Федеральным законом «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (2006 г.) ст. 1 и 2 данного Федерального закона были признаны утратившими силу с 1 января 2007 г. Из Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 154-ФЗ продолжает действовать только ст. 3, излагающая в новой редакции абз. 10 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»: «разрешение проведения в лесном фонде работ по региональному геологическому изучению, за исключением буровых работ». Новая редакция Кодекса также не дает четкого ответа на указанный вопрос. Поэтому принятие подзаконного акта, указанного в п. 4 комментируемой статьи, необходимо для ее надлежащей реализации.

См.: Гимадеев М.М., Щеповских А.И. Экологический энциклопедический словарь / Под ред. М.М. Гимадеева. Казань: Природа, 2000. С. 311.

См.: Комментарий к Лесному кодексу РФ / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2001.

Недропользование по-прежнему остается лицензируемым видом деятельности. Поэтому, в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» 1995 г., с последними изменениями, включенными Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившими в силу с 1 января 2007 г., материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе, к чему относятся и вышеуказанные работы. См. также комментарий к ст. 21 настоящего Кодекса.

rulaws.ru

Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1 ст 43 (ред. от 31.05.2018)

Статья 43. Регулярные платежи за пользование недрами

1. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора, если иное не установлено международным договором).

В целях настоящей статьи к строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся также строительство искусственных сооружений и прокладка кабелей и трубопроводов под водой.

Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются за:

1) пользование недрами для регионального геологического изучения;

2) пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение. Порядок отнесения объектов пользования недрами к особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;

3) исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ;

3) разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;

4) разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.

2. Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Порядок определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь участка недр, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части участка недр. Платежи за право пользования недрами устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и взимаются:

по ставкам, установленным за проведение работ по разведке месторождений, — за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов;

по ставкам, установленным за проведение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, — за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений.

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год.

Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, в отношении участков недр местного значения уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами, в следующих пределах:

(рублей за 1 кв. км участка недр)

1. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях поиска и оценки месторождений полезных ископаемых

Углеводородное сырье на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации

Металлические полезные ископаемые

Россыпные месторождения полезных ископаемых всех видов

Неметаллические полезные ископаемые, уголь, горючие сланцы и торф

Прочие твердые полезные ископаемые

2. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях разведки полезных ископаемых

Углеводородное сырье на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации

Металлические полезные ископаемые

Россыпные месторождения полезных ископаемых всех видов

Неметаллические полезные ископаемые

Прочие твердые полезные ископаемые

3. Ставки регулярных платежей за пользование недрами при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

Хранение нефти и газоконденсата (рублей за 1 тонну)

Хранение природного газа и гелия (рублей за 1 000 куб. м)

Сумма регулярных платежей за пользование недрами включается организациями в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в течение года равными долями.

3. Размеры регулярных платежей за пользование недрами, условия и порядок их взимания при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются соглашениями о разделе продукции в пределах, установленных настоящей статьей.

При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», применяются условия исчисления и уплаты регулярных платежей, установленные указанными соглашениями.

При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных после вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и до вступления в силу настоящей статьи, уплата регулярных платежей за пользование недрами, условия и порядок их взимания устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на дату подписания каждого такого соглашения.

4. Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.

Порядок и условия взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а суммы указанных платежей направляются в федеральный бюджет.

5. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

6. Пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов по местонахождению участков недр расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной и налоговой деятельности, по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр.

fzrf.su

Предоставление угля для бытовых нужд углеперерабатывающим предприятием своим работникам и пенсионерам

Будьте внимательны: в законодательство могли быть внесены изменения! В этой статье приведены ссылки на законодательство, актуальное на январь 2008 г.

Углеперерабатывающее предприятие (агломерация и обогащение угля) на основании положений коллективного договора предоставляет своим работникам и пенсионерам уголь для бытовых нужд. Уголь приобретается у шахт. В связи с этим просим ответить на следующие вопросы:

1. Обязательны ли для такого предприятия требования ч. 7 ст. 43 Горного закона Украины?

2. Возникает ли по такой передаче объект обложения НДФЛ?

3. Возможно ли отнесение таких расходов в состав валовых затрат?

4. Возникают ли в данном случае валовые доходы?

5. Отражать ли налоговые обязательства по НДС?

6. Можно ли включить в состав налогового кредита суммы НДС, уплаченные шахтам в стоимости приобретенного угля?

Основным нормативным документом, регулирующим порядок функционирования горных предприятий, является Горный закон Украины от 06.10.99 г. № 1127-XIV (далее – Горный закон).

Статьей 43 Горного закона предусмотрены права и социальные гарантии работников горных предприятий, к которым, согласно приведенному в ст. 1 определению, относятся и работники обогатительных фабрик.

В соответствии с ч. 7 ст. 43 Горного закона угледобывающие и углестроительные предприятия

«. безвозмездно предоставляют уголь на бытовые нужды в размере, который определяется коллективным договором, следующим категориям лиц:

  • работникампо добыче (переработке) угля и углестроительных предприятий;
  • пенсионерам, которые проработали на предприятиях по добыче (переработке) угля, углестроительных предприятиях: на подземных работах – не менее 10 лет для мужчин и не менее 7 лет 6 месяцев – для женщин; на работах, связанных с подземными условиями, – не менее 15 лет для мужчин и не менее 12 лет 6 месяцев – для женщин; на работах технологической линии на поверхности действующих шахт или на строящихся шахтах, разрезах, обогатительных и брикетных фабриках – не менее 20 лет для мужчин и не менее 15 лет – для женщин;
  • инвалидам и ветеранам войны и труда, лицам, награжденным знаками Шахтерской Славы или Шахтерской Доблести трех степеней, лицам, инвалидность которых наступила вследствие общего заболевания, в случае, если они пользовались этим правом до наступления инвалидности;
  • семьям работников, погибших (умерших) на предприятиях по добыче (переработке) угля, которые получают пенсии в связи с утратой кормильца».

Для ответа на вопрос о необходимости применения норм ст. 43 Горного закона и порядка отражения в налоговом учете таких операций, необходимо установить и доказать факт принадлежности предприятия к угледобывающим предприятиям и угольной промышленности.

Действующее законодательство не содержит определения терминов «угледобывающее предприятие» и «угольная промышленность».

В целях установления принадлежности предприятия к угольной промышленности и к угледобывающим предприятиям, на наш взгляд, необходимо воспользоваться Классификатором видов экономической деятельности (КВЭД).

Виды деятельности указанного в вопросе предприятия относятся к:

Секции C. Добывающая промышленность. Секция включает добычу полезных ископаемых, а также дополнительные процессы, осуществляемые с целью подготовки сырья к реализации: дробление, сортировка, очистка, обогащение и агломерация угля.

10. Добыча топливо-энергетических полезных ископаемых.

10.1. Добыча угля, лигнита и торфа.

10.10. Добыча, обогащение и агломерация каменного угля.

10.10.1. Добыча и обогащение каменного угля.

10.10.3. Агломерация каменного угля.

Как видно из приведенной нормы, процесс обогащения и агломерации угля является составной частью класса «добыча угля». Исходя из этого можно сделать вывод о том, что предприятие осуществляющее указанные виды деятельности, считается угледобывающим предприятием, входящим в состав угольной промышленности. То есть обязано применять нормы ч. 7 ст. 43 Горного закона.

Обязательность применения углеперерабатывающими предприятиями всех без исключения норм ст. 43 Горного закона подтверждается и письмом Министерства угольной промышленности Украины от 21.12.2007 г. № 2237/03/01-04, в частности:

«. В соответствии со ст. 43 Горного закона Украины предприятия по добыче угля, углестроительные и перерабатывающие предприятия безвозмездно предоставляют уголь на бытовые нужды в размере, который определяется коллективным договором.

Обособленные подразделения, которые не занимаются непосредственно добычей угля (автобазы, столовые, ремонтные участки), но входят в государственные предприятия, являющиеся юридическими лицами, основным видом деятельности которых является добыча угля, имеют право на получение безвозмездного угля на бытовые нужды.

. Угледобывающие предприятия и предприятия по добыче угля – это предприятия, которые занимаются добычей полезных ископаемых (угля, солей и т. п.) подземным или открытым способом.

Углестроительные предприятия – это предприятия, которые занимаются строительством.

Обогатительные фабрики – это предприятия, которые занимаются переработкой угля».

Что касается обложения таких операций налогом с доходов физических лиц, необходимо обратить внимание на следующее.

Позиция ГНАУ по данному вопросу изложена в письме от 11.01.2008 г. № 251/7/17-0717.

В данном письме делается вывод о том, что к операциям по безвозмездному предоставлению угля работникам обогатительной фабрики не применяются нормы пп. 4.3.15 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV (далее – Закон № 889), и, соответственно, такой доход подлежит обложению НДФЛ по общим правилам.

На наш взгляд, ГНАУ, использовав аргументацию вышеупомянутого письма № 2237, проигнорировала основную его мысль, заключающуюся в обязательности осуществления углеперерабатывающими предприятиями безвозмездной выдачи угля в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 43 Горного закона.

С такими фискальными выводами ГНАУ согласиться трудно (да и не нужно) и вот по каким соображениям.

В соответствии с пп. 4.3.15 Закона № 889 в состав общего месячного или годового налогооблагаемого дохода не включается стоимость угля и угольных брикетов, бесплатно предоставленных в объемах и в соответствии с перечнем профессий, утвержденных Кабинетом Министров Украины, плательщику налога из числа лиц, состоящих в трудовых отношениях с угледобывающим предприятием, а также:

неработающим пенсионерам, имеющим стаж работы на таких предприятиях не менее 10 лет на подземных работах или не менее 20 лет на поверхности;

лицу, получившему инвалидность вследствие увечья или профессионального заболевания за время работы на таком предприятии;

члену семьи погибшего работника такого предприятия, который получает пенсию вследствие утраты кормильца.

При этом следует помнить о том, что при выплате денежной компенсации стоимости такого угля ее сумма облагается налогом в общем порядке.

В целях практического применения норм пп. 4.3.15 Закона № 889 Кабинетом Министров Украины постановлением от 14.04.2004 г. № 462 (далее – постановление № 462) утвержден Перечень профессий лиц, в состав общего месячного или годового налогооблагаемого дохода которых не включается стоимость бесплатно предоставленных им угля и угольных брикетов, а также установлен предельный объем угля и угольных брикетов (5,9 тонн на домохозяйство), стоимость которых не включается в состав такого дохода.

Если внимательно проанализировать упомянутый Перечень, можно увидеть, что часть приведенных в нем профессий характерна только для углеперерабатывающих предприятий, что является дополнительным аргументом, подтверждающим право работников таких предприятий на применение льгот, предусмотренных пп. 4.3.15 Закона № 889.

Учитывая все вышеизложенное, сумма безвозмездно переданного угля не включается в состав налогооблагаемого дохода физического лица и, соответственно, не облагается НДФЛ при одновременном выполнении следующих условий:

– виды деятельности перерабатывающего предприятия соответствуют кодам КВЭД 10.10.1, 10.10.3;

– уголь выдается в объемах, предусмотренных коллективным договором, но не более предельных 5,9 тонн на домохозяйство;

– выдача осуществляется лицам, предусмотренным пп. 4.3.15 Закона № 889 с учетом норм постановления № 462;

Что касается отражения таких операций в налоговом учете по налогу на прибыль, сообщаем следующее.

Вопрос включения рассматриваемых затрат в состав валовых расходов четко регламентирован пп. 5.2.11 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР (далее – Закон о прибыли), в соответствии с которым в состав валовых затрат включаются суммы расходов, связанных с безвозмездным предоставлением работникам угольной промышленности, неработающим пенсионерам, имеющим стаж работы на предприятиях отрасли не менее 10 лет на подземных работах или не менее 20 лет на поверхности, инвалидам из числа лиц, которые во время работы на таких предприятиях получили увечье или профессиональные заболевания, а также семьям работников угольной промышленности, погибших на производстве, получающим пенсию в случае утраты кормильца, угля на бытовые нужды по нормам, устанавливаемым в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Как уже говорилось выше, предприятия по переработке угля, вид деятельности которых соответствует КВЭД 10.10.1, 10.10.3, относятся к предприятиям угольной промышленности.

Поэтому затраты, понесенные углеперерабатывающим предприятием на выдачу угля работникам, а также другим лицам, перечень которых изложен в пп. 5.2.11 Закона о прибыли, в размерах, установленных коллективным договором, но не выше предельных норм (5,9 тонн на домохозяйство), могут быть включены в состав валовых расходов такого предприятия – плательщика налога на прибыль.

А вот вопрос отражения такой операции в составе валовых доходов предприятия, не имеет однозначного решения.

Сотрудники ГНАУ на местах отстаивают позицию о включении суммы затрат, понесенных на безвозмездную передачу угля сотрудникам углеперерабатывающего предприятия, в состав валовых расходов, с одновременным отражением в валовых доходах.

В пользу данной позиции приводятся следующие аргументы.

В соответствии с пп. 4.1.1 Закона о прибыли в состав валовых доходов включаются доходы от продажи товаров, к которым, на основании пп. 1.31 этого же Закона, относятся и операции по безвозмездному предоставлению товаров.

В контексте пп. 1.23 Закона о прибыли под «безвозмездно предоставленными товарами» понимаются товары, которые предоставляются налогоплательщиком согласно договорам дарения или другим договорам, которые не предусматривают денежной или другой компенсации стоимости таких материальных ценностей, или без заключения таких договоров.

На этом основании сотрудники ГНАУ приходят к выводу, что сумма безвозмездно переданного угля является продажей и в соответствии с пп. 4.1.1 Закона о прибыли включается в состав валовых доходов.

По нашему мнению, все операции по продаже товаров, в т. ч. безвозмездной передачи, должны носить гражданско-правовой характер 1 .

1 Обращаем внимание на то, что данный аргумент был принят судом (постановление Хозяйственного суда Донецкой области от 23.04.2007 г. по делу № 41/68а, а также постановление Хозяйственного суда Донецкой области от 11.05.2007 г. по делу № 22/122а, оставленное без изменений согласно определению Донецкого апелляционного административного суда от 26.07.2007 г. по делу № 22-а-1497/07).)

В соответствии со ст. 1 ГКУ одной из основных характеристик гражданско-правовых отношений является свободное волеизъявление.

Нормами ст. 627 ГКУ предусмотрено, что стороны свободны в заключении договора (как в письменной, так и в устной форме), выборе контрагента и определении условий договора.

В данном случае безвозмездная передача угля работникам осуществляется на основании требований ст. 43 Горного закона. То есть предприятие не имеет возможности определить условия предоставления и ценообразования, соответственно, такая операция не подпадает под определение «безвозмездно предоставленных товаров», значит, не является продажей и, следовательно, не включается в состав валовых доходов предприятия.

Вторым аргументом является тот факт, что в соответствии с п. 4.1 Закона о прибыли валовым доходом считается общая сумма дохода от всех видов деятельности.

Закон о прибыли не содержит определения термина «доход», отсылая к нормам бухгалтерских стандартов.

Методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации о доходах предприятия и ее раскрытия в финансовой отчетности регулируются Положением (стандартом) бухгалтерского учета 15 «Доход», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 29.11.99 г. № 290 (далее – П(С)БУ 15).

Нормами п. 5 данного стандарта предусмотрено, что доход признается во время увеличения актива или уменьшения обязательства, которое приводит к росту собственного капитала.

Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, других активов) признается при наличии всех нижеприведенных условий:

покупателю переданы риски и выгоды, связанные с правом собственности на продукцию (товар, другой актив);

предприятие не осуществляет в дальнейшем управление и контроль за реализованной продукцией (товарами, другими активами);

сумма дохода (выручка) может быть достоверно определена;

есть уверенность, что в результате операции произойдет увеличение экономических выгод предприятия, а расходы, связанные с этой операцией, могут быть достоверно определены.

Учитывая приведенные нормы П(С)БУ 15, можно сделать вывод, что передача угля, осуществляемая в соответствии с требованиями ст. 43 Горного закона, не приводит к увеличению экономических выгод и собственного капитала предприятия, значит, не является доходом в бухгалтерском и налоговом учете.

Таким образом, при осуществлении операций по безвозмездной передаче угля, которая проводится на основании ст. 43 Горного закона, в размерах, предусмотренных коллективным договором, но не выше предельных норм (5,9 тонн на домохозяйство), доходов по такой передаче у углеперерабатывающих предприятий (деятельность по КВЭД 10.10.1, 10.10.3) не возникнет.

Что касается обложения рассматриваемых операций налогом на добавленную стоимость, то в соответствии с п. 3.1 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР (далее – Закон об НДС) объектом обложения НДС являются операции по поставке товаров на таможенной территории Украины.

Под поставкой товаров понимаются любые операции, осуществляемые в соответствии с договорами купли-продажи, мены, поставки и другими гражданско-правовыми договорами, которые предусматривают передачу прав собственности на такие товары за компенсацию, а также операции по безвозмездной поставке товаров (п. 1.4 Закона об НДС).

Как говорилось выше, основным условием гражданско-правовых отношений является свобода сторон в заключении договора и выборе условий такого договора (ст. 627 ГКУ).

Исходя же из того, что в рассматриваемом вопросе отношения между сторонами носят обязательный характер, обусловленный требованиями ст. 43 Горного закона, такие операции не являются гражданско-правовыми. Значит, в понимании п. 1.4 Закона об НДС они не могут считаться операциями по поставке товаров, и в соответствии с нормами п. 3.1 этого Закона не являются объектом обложения НДС.

По вопросу возникновения права на налоговый кредит сообщаем следующее.

В соответствии с нормами пп. 7.4.1 Закона об НДС в налоговый кредит отчетного периода включаются суммы НДС, уплаченные (начисленные) плательщиком налога в связи с приобретением или изготовлением товаров и услуг с целью их дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности.

Углеперерабатывающие предприятия, в отличие от шахт и разрезов, не имеют права учитывать такие расходы в себестоимости продукции, значит, такие расходы не повлияют на формирование цены реализации продукции углеперерабатывающего предприятия и, соответственно, не будут участвовать в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности. Учитывая данный факт, на наш взгляд, углеперерабатывающее предприятие не имеет права на включение сумм НДС по таким расходам в свой налоговый кредит.

Ольга Буркун, Владимир Овчаров

Оцените статью, пожалуйста:

Другие записи на эту же тему

Комментарии:

Может ли пенсионер получить компенсацию за уголь если он топит газом согласно 43 статье

www.cursor-audit.com

Популярное:

  • Пленум верховного суда российской федерации 29 сентября 2018 МОСКВА, 7 фев - РАПСИ, Олег Сивожелезов. Пленум Верховного суда (ВС) РФ утвердил внесение изменений в обобщение практики применения положений Гражданского кодекса (ГК) РФ об исковой давности и ответственности за нарушение […]
  • Мировые суды нижегородская обл Участки мировых судей Нижегородского района города Н. Новгорода Территориальная подсудность мирового участка №1: улицы: 3-я Ямская, Академика Блохиной, Большие Овраги, Ванеева (дома № 1, 1 а, 3), Ереванская, Звездинка, […]
  • Играют бывших адвокатов Мужчина, 43 года, образование высшее: социологи нарисовали портрет российского адвоката Как выглядит среднестатистический российский адвокат, какие качества его характеризуют и какие пути он выбирает, стремясь вверх по […]
  • Давыдов нотариус Нотариус и чиновник УФМС осуждены по делу об убийстве сироты ради квартиры Верховный суд Республики Татарстан вынес приговор группе из 8 человек, в которую входили нотариус, риэлтор и начальник отделения УФМС, совершивших […]
  • Претензия подрядчика по строительному подряду Претензия по договору строительного подряда (претензия по договору строительного подряда, с требованием исполнить договор в полном объеме и в указанный срок) Генеральному директору ООО "______" (юр. адрес исполнителя […]
  • Пенсия при выслуге 25 лет Увеличение пенсионного возраста военнослужащим: обзор законопроекта Обзор законопроекта, предусматривающего увеличение выслуги, дающей право на военную пенсию, с лет с 20 до 25 лет. Указанным проектом закона предлагается […]
  • Программа переселения в россию Омск Программа переселения в россию Омск В Омской области замораживают программу помощи переселенцам? Сложные времена вынуждают областные власти жертвовать рядом своих начинаний. По данным «СуперОмска», действовавшая на протяжении […]
  • Увеличение пенсий по старости Повышение пенсионного возраста, как увеличится пенсия в 2018 году Россия признана одной из худших стран для пенсионеров Россия вошла в пятерку худших стран мира для пенсионеров, заняв в рейтинге 40-е место из 43. Хуже оказались […]