Госдолг налоги статья

Берут обязательства, возвращают займы: как регионы России выплачивают госдолг

Чтобы выбраться из «долговой ямы» субъектам Федерации приходится принимать сбалансированные бюджеты, сокращать расходы и просить поддержки у федеральной казны

Количество регионов, государственный долг которых выше, чем уровень доходов, неуклонно снижается. В начале мая 2016 года их было восемь, в этом году — всего четыре.

При этом, по мнению экспертов, основной причиной появления долговых обязательств областей являются наложенные федеральным центром обязательства.

ТАСС рассказывает о том, как обстоит ситуация и какими способами регионы пытаются сократить задолженность.

Доходы снижают нагрузку

По состоянию на 1 июня в Республике Марий Эл, Псковской, Костромской областях и Хакасии госдолг превысил сумму налоговых и неналоговых доходов почти в полтора раза. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в середине июня подверг критике руководство этих субъектов и при этом отметил, что, несмотря на такую ситуацию, необходимо выполнять задачи, поставленные в майских указах президента, и целый ряд других обязательств. Он призвал подумать над тем, «каким образом мы можем поддержать эти регионы, какой подход нужно реализовать, чтобы добиться последовательного снижения темпов долговой нагрузки на региональные бюджеты в целом».

Путин поручил перераспределить доходы от акцизов на топливо в пользу бюджетов регионов

По мнению старшего научного сотрудника лаборатории исследования бюджетной политики Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при президенте РФ Александра Дерюгина, 2015 и 2016 годы были пиком сложной ситуации с долговой нагрузкой. Однако в этом году она улучшается: «Если мы посмотрим на динамику этого года, то у регионов-доноров и у бедных регионов долговая нагрузка снижается. Она снижается не только потому, что объем долга становится меньше — и сейчас, по-моему, он впервые стал уменьшаться и в номинальном выражении. Но и в связи с тем, что по итогам первых месяцев в регионах достаточно хорошие темпы роста собственных доходов».

На начало мая этого года в четырех регионах госдолг был больше, чем уровень доходов. В прошлом году таких субъектов было восемь. Из «долговой ямы» выбрались Смоленская область, Ингушетия, Мордовия и Кабардино-Балкария.

Еще у восьми субъектов РФ соотношение госдолга к налоговым и неналоговым поступлениям 90 и более процентов (то есть уровень дохода лишь немного больше, чем размер долга). «В прошлом году таких регионов было 14, в позапрошлом — 18», — добавил Дерюгин.

В целом об улучшении ситуации говорит и главный научный сотрудник Института системного анализа Российской академии наук Ольга Кузнецова. «Ситуация улучшилась. Понятно, откуда она возникла: были большие обязательства, ухудшение экономической ситуации. Те обязательства, которые были возложены на региональные власти, в том числе майские указы президента по зарплате, оказались сложно выполнимыми», — сказала она.

Новые полномочия привели к расходам

В регионах соглашаются с тем, что передача новых полномочий и выполнение майских указов потребовали дополнительных средств. Так, Хакасия, где госдолг на начало мая составлял 22,8 млрд рублей (95,1% к объему налоговых и неналоговых доходов), оказалась в сложной финансовой ситуации при растущей экономике и росте собственных доходов.

Как отметили в Минфине региона, причина образования долга связана с необходимостью увеличения зарплат бюджетников (учителей, медиков, работников культуры), увеличения отчислений на обязательное медицинское страхование и так далее.

«С 2012 года ежегодные расходы увеличились более чем на 8 млрд рублей. В этом и кроется причина образования долга», — добавили в республиканском министерстве. В Минфине также отметили, что ситуацию усугубило и падение цен на уголь и алюминий. «Республика сразу «провалилась» на 6,5 млрд рублей. Перекрыть этот болезненный разрыв Хакасия не может до сих пор», — отметил собеседник агентства.

Где лучше открывать бизнес: рейтинг АСИ показал улучшение инвестклимата в 43 регионах РФ

В правительстве Костромской области, госдолг которой на начало мая составил 21,3 млрд рублей (доходы на 2017 год запланированы в объеме 20,4 млрд рублей), рассказали, что из-за изменений федерального законодательства произошло расширение перечня расходных полномочий региона (с 2008 года добавлено 31 новое полномочие), которые не в полном объеме обеспечены имеющимися доходами.

Регионы балансируют

Не изменило ситуацию в регионах с высокой долговой нагрузкой и принятое в прошлом году решение о перечислении в федеральный бюджет дополнительно 1% налога на прибыль с последующим его распределением нуждающимся субъектам РФ.

Доходы бюджета Приморья в 2017 году увеличены на 2 млрд руб.

«У регионов мобилизовали 1% налога на прибыль и его перераспределили через Фонд финансовой поддержки регионов, при этом продолжили сокращать субсидии бюджетам субъектов и сократили общий объем межбюджетных трансфертов. Если мы посмотрим на общий объем средств, которые передаются из федерального бюджета в бюджеты регионам, то он в реальном выражении не вырос, то есть в процентах к ВВП», — пояснил Дерюгин.

По мнению Кузнецовой, в ближайшее время регионам придется продолжать работу над сбалансированностью бюджета самостоятельно.

В поисках финансов

Одним из способов пополнения казны для регионов остаются кредиты и работа над оптимизацией бюджета. Как отметил Дерюгин, более востребованными стали именно бюджетные займы. «На конец апреля доля бюджетных кредитов составила 49,4%, коммерческих — 26,6%. Доля бюджетных кредитов будет расти, они хороши тем, что они практически бесплатные в плане обслуживания», — добавил он.

Доходы регионов РФ за январь — февраль 2017 г. выросли на 20%

Помимо кредитов, своеобразным резервом стали и другие статьи расходов. «Если посмотрим структуру расходов региональных бюджетов, то мы увидим, что с 2012 года, когда были разработаны майские указы президента, в реальном выражении расходы регионов на выплату зарплаты начинают расти, а расходы на развитие инфраструктуры — падать в реальном выражении», — отметил Дерюгин.

Также регионы стали работать над увеличением доходов и снижением расходов. По данным Минфина Хакасии, «работа по увеличению доходной части бюджета велась постоянно, и в среднем за это время республика по доходам ежегодно прирастала на 1,3 млрд рублей».

Фактические расходы в республике в 2016 году уменьшены на 585 млн рублей, в этом — планируется их сократить еще на 1 млрд рублей, в регионе оптимизируют бюджетную сеть органов управления и затраты на их содержание, а в управленческом аппарате сократят не менее 130 человек.

В Костромской области за 4 года число госслужащих сократили на 10,6%. В этом году власти региона рассчитывают повысить эффективность расходов за счет введения критериев нуждаемости при предоставлении соцподдержки, централизации функции бухучета в бюджетной сфере и т. д.

«Сокращение расходов на обслуживание долга планируется за счет улучшения структуры долговых обязательств. В этих целях в текущем году предполагается осуществить размещение очередного выпуска ценных бумаг», — добавили в правительстве региона.

Без помощи не обойтись

Несмотря на все эти меры, в регионах говорят о том, что резервы исчерпаны и без помощи федерального бюджета решить вопрос с госдолгом практически невозможно.

«Для снижения уровня долговой нагрузки региону требуется поддержка из федерального бюджета», — сказали в правительстве Костромской области. Об этом говорят и в администрации Псковской области, госдолг которой с начала года вырос на 300 млн и достиг на начало июня 15,1 млрд рублей (более 94% к объему налоговых и неналоговых поступлений).

Медведев призвал губернаторов развивать территории и стремиться к бездефицитному бюджету

В Минфине Хакасии также отметили, что, несмотря на все меры, а также на реализацию приоритетного проекта по развитию промышленного потенциала республики до 2030 года, который предусматривает 250 млрд рублей инвестиций, доходные источники не обеспечивают расходы бюджета — в этом году, по самым оптимистичным прогнозам, на 11,8 млрд рублей.

Получение федеральной помощи позволило бы Хакасии заместить коммерческие кредиты на бюджетные и сократить расходы на обслуживание займов, перераспределив средства на выполнение социально значимых обязательств. «А со следующего года направить сэкономленные финансовые ресурсы на погашение размера государственного долга», — уточнили в республиканском Минфине.

В поисках резервов

Однако, как считают эксперты, регионам стоит также поискать внутренние резервы. Источником пополнения казны, например для Костромской области, может быть борьба с неформальным сектором экономики. По мнению члена комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Костромской областной думы Владимира Михайлова, если бы данная работа велась, то область не была бы в таких долгах.

«Первое — для того чтобы госдолг не рос, надо увеличивать доходную часть, а это не выполняется администрацией региона. Второе — борьба с неэффективными расходами сегодня тоже не ведется. 30% экономики Костромской области находятся в неформальном секторе. Это значит, люди получают зарплату в конвертах», — сказал он.

По словам Михайлова, выведение серых зарплат из тени позволило бы привлечь около 4 млрд рублей к сегодняшним 12 млрд собственных доходов.

tass.ru

Государственный долг России: причины, последствия, регулирование

Терейковская Ивона Андреевна

студент Кубанского государственного технологического университета, РФ, г. Краснодар

Литвинюк Татьяна Александровна

канд. экон. наук, доцент Кубанского государственного технологического университета, РФ, г. Краснодар

RUSSIAN STATE DEBT: CAUSES, CONSEQUENCES, REGULATION

Ivona Tereykovskaya

student of Kuban State Technological University, Russia, Krasnodar

Tatyana Litvinuk

candidate of economic sciences, assistant professor of Kuban State Technological University, Russia, Krasnodar

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена анализу государственного долга России. Согласно названию, в статье описываются причины и последствия государственного долга, а также рассматриваются инструменты, необходимые для регулирования государственного долга.

ABSTRACT

The article deals with Russian state debt. As the title implies the article describes causes, consequences of state debt and discusses the tools necessary to control of state debt.

Ключевые слова: государственный долг; экономика; причины; последствия; регулирование.

Keywords: state debt; economy; causes; consequences; regulation.

Большинству стран не хватает собственных средств для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, осуществления социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Однако, почти во всех этих странах сложилась долговая экономическая система. Именно поэтому так важно знать причины и последствия государственного долга, а также знать, как влиять на размер долга, чтобы не подвергать страну кризисным ситуациям.

Государственный долг является результатом финансовых заимствований государства, которые осуществляются для компенсации недостатка бюджета. Госдолг рассчитывается как сумма дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Когда рассматривается государственный долг, зачастую не принимаются во внимание встречные требования государства к другим государствам, обязательства страны в сфере социального и пенсионного обеспечений также не принимаются во внимание.

Величина госдолга исчисляется в национальной валюте или её эквиваленте в любой другой валюте. Для удобства государственная задолженность указывается в процентах от ВВП. В Бюджетном кодексе приведена официальная юридическая трактовка государственного долга. Госдолгом называются долговые обязательства России перед такими субъектами международного права, как юридические и физические лица, иностранные государства, международные организации и прочие субъекты международного права.

Основные причины образования государственного долга: недостаток государственного бюджета и присутствие свободных денежных средств у населения. Выделяют два вида государственного долга: внешний долг и внутренний долг. Внешним долгом называются обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте, внутренним долгом — обязательства перед резидентами в рублях. Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Существуют следующие формы долговых обязательств РФ:

1. кредитные соглашения, которые подписываются именем РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

2. государственные ценные бумаги;

3. договоры о предоставлении государственных гарантий;

4. переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

По продолжительности различают краткосрочный государственный долг (до 1 года), среднесрочный (1—5 лет) и долгосрочный (5—30 лет). Государственный долг погашается в сроки, которые установлены условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Регулирование государственного долга осуществляет правительство Российской Федерации. РФ не отвечает по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований в том случае, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Государственная гарантия — это система обеспечения правовых обязательств, за счет которого РФ как поручитель дает письменную гарантию нести ответственность за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Закон о федеральном бюджете на будущий год определяет наибольшую сумму государственных гарантий. Совокупность государственных гарантий, которые выражены в рублях, включается в состав внутреннего госдолга. Совокупность государственных гарантий, которые выражены в иностранной валюте, включается в состав внешнего госдолга.

Информация о размерах долговых обязательств РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам регистрируются в Государственной долговой книге. Сведения о заимствованиях также вносится эмитентом в российскую Государственную долговую книгу в срок, который не превышает трех дней с того момента, когда возникло соответствующее обязательство.

Реструктуризация долга — это ликвидация предыдущих долговых обязательств с параллельным проведением новых заимствований в размерах погашаемых долговых обязательств и с введением новых условий обслуживания долга; она может использоваться, чтобы снизить долговое обременение государства.

Для регулирования госдолга могут использоваться следующие инструменты:

1. консолидация, которая представляет собой слияние нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;

2. конверсия государственного займа, т. е. преобразование изначальных условий займа, которые касаются доходности, зачастую при конверсии государство уменьшает процентную ставку;

3. конверсия внешнего долга, которая представляет собой способ уменьшения внешнего долга за счет реализации долговых обязательств перед кредиторами, передачей им векселей и акций в национальной валюте;

4. новация, т. е. замена исходной договоренности между сторонами другой договоренностью между этими же сторонами, предусматривающей другой способ исполнения.

Руководство госдолгом является одним из основных направлений финансовой политики государства; рефинансирование долгов представляет собой меры по изменению требований к кредитам: сроков, объемов, стоимости (т. е. процентов).

Система рефинансирования госдолга состоит из следующих элементов:

1. аннуляция, которая предусматривает полную отмену долга (может применяться только при полном банкротстве государства как должника);

2. пролонгация представляет собой увеличение сроков долга и погашения процентов;

3. секьюритизация подразумевает перепродажу облигаций государственных займов на открытом рынке;

4. капитализация предполагает изменение структуры государственных облигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.

Бесконечно наращивать свой долг страна не способна, из-за того, что при достижении долгом определённого уровня, инвесторы и кредиторы начинают сомневаться в возможности государства оплачивать свои долги. Оценка платежеспособности в свою очередь зависит от ставки рефинансирования и темпа экономического роста страны, т. е. если ставка рефинансирования намного ниже темпов роста валового внутреннего продукта, то вероятны заимствования страны на долгосрочную перспективу.

Для тех государств, у которых высокий уровень государственного долга, при новых займах увеличиваются не только процентные ставки, но и уменьшается число инвесторов, которые готовы предоставить свой капитал. Возможна опасность для страны с высоким долгом, оказаться в безвыходной ситуации: с одной стороны — проценты по погашению существующей задолженности, которые постоянно растут, а с другой стороны — всё более сужающийся доступ к финансовому рынку. Это может способствовать утрате возможности государства оплачивать свои долги и даже банкротству, особенно в случае, если долг не в национальной валюте.

Последствиями накопления госдолга могут быть:

1. переложение налогового обременения на следующие поколения;

2. перераспределение денежных поступлений среди населения;

3. сокращение частных инвестиций из-за эмиссии государственных ценных бумаг.

В абсолютном выражении внешний долг нашей страны по состоянию на 19 декабря 2013 года составил 55,8 млрд. долларов, это один из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, внешний госдолг России составляет 5—7,5 % от объёма валового внутреннего продукта государства [1].

Но такое положительное состояние просматривалось не всегда, например, после того, как распался СССР, внешний долг нашей страны неуклонно рос и достиг своего максимума сразу после кризиса 1998 года, когда его объем составлял 146,4 % от валового внутреннего продукта государства. Затем началось быстрое понижение госдолга, и в 2008 году внешний долг составлял всего 5 % ВВП. Динамика внешнего долга России представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Динамика внешнего долга России

sibac.info

Государственные долги

Государственный долг

Термин «государственный долг» подразумевает под собой понятие финансового займа государства, направленного на покрытие бюджетного дефицита, кредитором может выступать иностранные валютные фонды или резиденты. Размер государственного долга определяется путем определения суммы бюджетных дефицитов прошлых лет, учитывая финансовые резервы.

Расчет государственного долга

Отметим, что рассматривая долг страны, выступающей должником, во внимание не будут браться встречные обязательства государства-должника по отношению к обязательствам других государств, или же юридических или физических субъектов. Еще можно отметить, что требования и обязательства в сферах обеспечения пенсионного и социального, в расчете и установлении государственного долга также не учитываются.

Сумма долговых обязательств выражается в национальной валюте государства, взявшего эти обязательства. Или же может быть рассчитан ее эквивалент в валютах иных государств. Для того чтобы более объективно учесть долговые обязательства государства-должника, сумма может быть выражена в процентах согласно ВВП (валовый внутренний продукт).

Статус «Государственного долга» выпущенного национализированными предприятиями, является неопределенным, эти обязательства могут, как включаться в расчет «Государственного долга», так и не включаться при расчете общих обязательств государства.

В случае колебания ценных бумаг государства, долговые обязательства учитываются номинальной стоимостью.

В кодексе Бюджета термин «Государственного долга» определяется понятием долговых финансовых кредитов государства перед иностранными и международными субъектами, также кредиторами могут выступать физические лица, юридические или иные компании.

Причины возникновения государственного долга

Главными причинами возникновения долговых финансовых обязательств страны является дефицит бюджета с учетом наличия свободных финансовых средств юридических и физических субъектов. Отношения инвестиционного климата, часто влияющий на рост экономики государства, уровень инфляции и обращение денежных фондов, способствует сокращению инвестиций и упадку экономики государства.

Специалисты, работающие над исследованием образования «государственного долга», сопоставив некоторые факторы, утверждают, что бюджет государства является главным финансовым планом страны. В нем происходит формирование финансов и дальнейшее их использование на необходимые нужды страны. Доходную часть составляют налоги и обязательные платежи в пользу государства юридическими субъектами.

Развивающиеся страны формируют свою налоговую систему, выступающую в качестве бюджета государства, за счет косвенных налогов. Это налог на услуги и товары, акцизы, налоги на наследство и на добавленную стоимость, налоги на сделку с недвижимостью и др. И прямо пропорционально состоит дело в остальных странах, не славящихся развитием бюджета. Такие государства составляют свой бюджет за счет прямых налогов. Это налоги, взимаемые непосредственно с доходов физических и юридических субъектов, а также налог с имущества налогоплательщиков.

Причины увеличения государственного долга

Долговые обязательства государства могут увеличиваться по нескольким причинам:

  • социальные конфликты в стране;
  • военные действия на территории государства;
  • сокращение налоговых обязательств, с целью экономической активизации;
  • спад экономики;
  • увеличение государственных расходов и упадок налоговых обязательств в период выборов;
  • увеличение напряженности в сфере бюджета и налогов.

Накопление задолженности органов правительства превращается в «Государственный долг», выплачиваемый с учетом начисленных процентов. Многие налогоплательщики, являясь держателями ценных бумаг страны, получают проценты от своих вложений, при этом выплачивая налоги. Эти налоги, являясь доходом бюджета государства, способны только частично погасить проценты государственного займа. Постоянная нужда в финансах, заставляет правительство страны прибегать к еще большим новым долгам, чтобы покрыть старые. Но ситуация складывается, что новые долги зачастую намного больше размером, чем старые обязательства. Из этого следует расчет долга государства, который составляет полный размер задолженности страны перед держателями ценных бумаг государства равный сумме бюджетных дефицитов прошлых лет.

Виды государственного долга

  • внешний долг государства – обязательства страны перед иностранными фирмами и банками, организациями международного класса, других государств и отдельные физические и юридические субъекты;
  • внутренний долг государства – обязательства страны перед своими гражданами, а также физическим и юридическим субъектам, выраженный в национальной валюте.

Существует также краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные обязательства государства перед кредиторами. Самыми проблематичными и тяжелыми являются долгосрочные долги (обязательства сроком выше пяти лет). Такие долги приходится выплачивать с начисленными высокими процентными ставками. Эти обязательства подлежат пролонгации, но это означает начисление процентов на имеющиеся проценты. Органы правительства страны часто приходят к консолидации краткосрочных (обязательства до одного года) и среднесрочных (обязательства от года до пяти лет) задолженностей, превращая их в долгосрочные кредиты. Они ограничиваются только выплатой ежегодно начисленных процентов, отлаживая выплату основного долга на длительный период.

Часто государственные власти прибегают к всевозможным методам, чтобы не оказаться в числе безнадежных должников. Безнадежные обязательства ограничивают доступ к финансовым ресурсам зарубежных компаний. Для выхода из таких ситуаций существуют несколько способов решения:

  • самый традиционный метод – выплата по обязательствам за счет золотовалютных резервов. Если государство уже принадлежит к числу безнадежных должников, то этот способ для них не актуален, так как все золотовалютные запасы у них исчерпаны;
  • консолидированные внешние обязательства, возможны только в случае согласия кредиторов на такие уступки. Компании, выступающие в качестве кредиторов, организовывают клубы специального назначения, где преобладает политическая солидарности в отношении государств, не способных выполнить свои долговые обязательства перед международными компаниями, выступающие кредиторами. Известными считаются Лондонский клуб (в составе банки-кредиторы) и Парижский клуб (в составе страны-кредиторы). Эти клубы уже славятся своей участью в отсрочке выплат по обязательствам, иногда списывая частично существующий долг;
  • уменьшение внешних долгов, методом конверсии, что означает превращение обязательств в долгосрочные инвестиции в зарубежные страны. Такой метод практикуют многие страны. Под этим понимается приобретение иностранными кредиторами недвижимости, права, ценных бумаг или участие капитала в стране, выступающей должником, в счет долговых обязательств. Это вариант приватизации собственности государства-должника, субъектов хозяйствования, для привлечения иностранных капиталовложений. При таком положении вещей компании страны, выступающей кредитором, выкупают долги страны-должника у своего государства, используя их в качестве приобретения собственности.
  • страна-должник обращается к международным, региональным банкам, а также к Всемирному банку, с просьбой предоставления льготного кредита, для стабилизации тяжелого положения. При этом такие банки выставляют жесткие требования по отношению к кредитной и эмиссионной политике, поощряя конкуренцию, и самое основное – способствует снижению до минимума бюджетного дефицита государства.

Существуют ли ограничения государственного долга

Увеличивать долговые обязательства государство перед кредиторами безгранично не может. Обуславливается это тем, что при достижении долга до определенного уровня, кредиторы и инвесторы перестают доверять платежеспособности государства. Платежеспособность государства-должника оценивается темпом роста экономики и рефинансированной ставки. Таким образом, снижение рефинансированной ставки по отношению к темпу роста ВВП способствует получению долгосрочных займов.

К банкротству страны может привести высокий уровень «Государственного долга» при оформлении новых обязательств, что способствует повышению процентных ставок и уменьшению инвесторов, готовых сделать вложения.

utmagazine.ru

Государственный долг

Государственный долг – это общее количество финансовых займов, взятых государством для покрытия бюджетных дефицитов. Сумма государственного долга выражается либо в национальной валюте, либо в долларах США. Для объективного сравнения она указывается в процентном отношении к валовому внутреннему продукту (ВВП) страны.

Общие положения

Государственный долг представляет собой накопление всех бюджетных дефицитов прошлых лет, без учета излишков бюджета. Накопление государственного долга неизбежно приводит к дефициту бюджета, что в свою очередь приводит к прекращению или ограничению социальных выплат, а это оказывает существенное влияние на благосостоянии граждан государства.

При формировании государственного долга не учитываются задолженности других стран перед данным государством. И поэтому обязательства по погашению взятых на себя финансовых займов страны-должника никак не зависят от возврата собственных заемных средств.

Государственный долг подразделяется на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В первую категорию попадают займы, взятые на срок до одного года. Среднесрочный долг – кредит, взятый на срок до 5 лет, долгосрочный – на срок свыше 5 лет.

Наиболее тяжким бременем для государства являются краткосрочные долги, которые, как правило, берутся под самые высокие проценты. Поэтому, такие долги стараются пролонгировать или консолидировать. Но эти две процедуры могут быть осуществлены только с согласия кредиторов.

Кроме этого государственный долг делится на внешний и внутренний. Внешний долг – это задолженность государства перед другими странами, иностранными гражданами, компаниями, финансовыми учреждениями. Внутренний долг – это задолженность государства перед собственными гражданами или компаниями, которые являются держателями государственных ценных бумаг. При этом в сумму внутреннего государственного долга не включается задолженность правительства страны по социальным выплатам.

В странах с твердой национальной валютой отсутствует понятие внешнего или внутреннего государственного долга. Для таких стран, как США или Великобритания существует понятие национальный долг.

Внешний государственный долг

Внешний долг является предметом особого внимания правительства страны. На сегодняшний день, практически все страны мира используют займы извне. Но если платежи по внешнему долгу составляют более 30% от внешнеэкономической деятельности страны, получение новых займов является проблематичным. В этом случае кредиторы выделяют средства под более высокие проценты, при этом требуя особых залоговых обязательств или поручительств.

Внешний долг страны разделяют на текущий и общегосударственный. Текущий долг предполагает погашение по долговым обязательствам в нынешнем году, а общегосударственный включает в себя текущий долг и долги, которые нужно вернуть в последущие годы.

Основными мировыми организациями-кредиторами являются Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Эти организации предоставляют займы государствам, при условии выполнения различных рекомендаций, разработанных их финансовыми специалистами. Среди таких требований обычно проведение различных экономических и социальных реформ.

Помимо этих двух организаций существуют фонды направленные на кредитование и поддержание экономики определенных стран объединенных по различным национальным и экономическим интересам. Например, Арабский валютный фонд. Кроме этого в 2015-2016 годах планируется создание Банка Развития БРИКС, который по оценкам многих экспертов может стать конкурентом Международному банку реконструкции и развития.

Помимо официальных международных кредитных организаций существуют неформальные объединения кредиторов. Самые известные из них – это Лондонский и Парижский клубы. Первый рассматривает вопросы погашения и реструктуризации внешних государственных долгов перед коммерческими банками, а второй перед государствами-кредиторами. На сегодняшний день в Лондонский клуб входит около 1000 банков-участников. В Парижском клубе постоянными участниками являются 19 государств, в том числе и Россия.

Внутренний государственный долг

В отличие от внешнего долга, внутренний государственный долг оставляет капитал внутри страны. И государственные резервы идут на повышение благосостояния собственных граждан. Но при этом наблюдается перераспределение доходов внутри государства. Иными словами менее обеспеченные слои граждан становятся беднее, а богатые люди приумножают свой капитал.

Эффект такого неравномерного распределения средств достигается за счет того, что ценные государственные бумаги приобретают наиболее обеспеченные граждане, а следовательно и прибыль будут получать именно они. Но для того чтобы выплачивать средства по своим долговым обязательствам, государству требуется изъять их из своего бюджета. Таким образом, при большом внутреннем государственном долге бюджетные средства направляются на обогащение обеспеченных слоев населения за счет урезания различных социальных программ для малообеспеченных граждан.

Помимо стоимости ценных бумаг выпущенных государством, на сумму внутреннего государственного долга влияют вклады населения, размещенные в государственных банках страны.

Влияние государственного долга на экономику страны и меры по его погашению

При постоянном увеличении государственного долга последствия для экономики страны могут оказаться катастрофическими. При увеличении дефицита бюджета, страну сотрясают всевозможные забастовки и акции протеста. Ярким примером являются недавние события в Греции. Кроме этого экономический кризис часто приводит к государственным переворотам и революциям.

Экономический кризис в стране возникает за счет того, что государство для погашения текущих долговых обязательств берет новые займы. Но так не может продолжаться бесконечно и в итоге настает момент, когда кредиторы отказываются оказывать финансовую помощь.

Одним из основных показателей, влияющих на возможность получения нового займа, является ставка рефинансирования. Этот важный финансовый инструмент Центрального банка страны оказывает большое влияние на экономику и ВВП государства и представляет собой возврат процентов от выданных кредитов коммерческим банкам. В случае если темпы роста ВВП государства выше, чем ставка рефинансирования, страна считается платежеспособной и с легкостью может получить необходимый кредит.

Правительства стран-должников принимают множество мер по сокращению государственного долга. Среди них:

  • Выплата долгов за счет золотовалютных резервов. Но, как правило, у стран с большим госдолгом эти резервы либо отсутствуют, либо ограничены;
  • Пролонгация и консолидация долга. Эти меры направлены на отсрочку платежей. Пролонгация представляет собой выпуск новых государственных ценных бумаг с целью погашения обязательств по уже имеющимся. Консолидация – это продление срока выплаты обязательств по уже взятым кредитам. Кроме этого, под этим понятием понимают объединение нескольких займов в один на более длительный срок и с более низкой процентной ставкой.
  • Конверсия. Этот термин означает уменьшение процентной ставки по государственным ценным бумагам. Конверсия может быть факультативная (кредитор имеет право отказаться от новых условий), принудительной (в случае отказа кредитора от новых условий он получает назад внесенную сумму) и принудительная (изменение доходности ценных бумаг в одностороннем порядке).
  • Реструктуризация долга. В данном случае предусматривается замена одних долговых обязательств на другие. При этом возможно частичное или полное списание суммы основного долга.
  • Аннулирование. В этом случае государство полностью отказывается от выполнения своих долговых обязательств по отношению к кредитору. Но этот метод очень негативно влияет на репутацию и страны и в современной политике практически не используется.

На рост государственного долга влияет увеличение расходов на военные программы, повышение уровня безработицы в государстве, а также снижение темпов экономического развития.

Государственные долги стран мира

Несмотря на меры принимаемые мировыми правительствами размеры государственных долгов продолжают неуклонно расти. В 2014 году общий государственный долг всех стран мира составил около 56 трлн. долларов США.

Если рассматривать общий объем государственного долга для крупных стран, то наибольший долг имеют Соединенные Штаты Америки – 17.61 трлн. долларов, на втором месте Япония, которая имеет почти 10 трлн. госдолга и замыкает тройку Китай с почти 4-мя триллионами.

utmagazine.ru

Популярное:

  • Приказ мчс по службе Приказ МЧС России от 6 июля 2017 г. № 285 “Об утверждении примерной формы контракта о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы” (не вступил в силу) В соответствии с частью 8 […]
  • Номер закона о бухгалтерском учете Новый Федеральный Закон "О бухгалтерском учете" Статьи по теме: Оформление операций в бухучете в 2014 году Правильное оформление хозяйственных операций – одна из краеугольных проблем, как бухгалтерской практики, так и […]
  • Воры в законе гуга На криминальной «сходке» полицейский спецназ поймал матерого «вора в законе» (+видео) После фиаско в Киеве уголовник Гуга собирался усилить свое влияние в Одессе. Вора в законе по прозвищу «Гуга» (в миру Серго Глонти - прим. […]
  • Приказ о режиме работы в предпраздничный день Приказ о предпраздничном сокращенном рабочем дне Актуально на: 16 декабря 2016 г. Рабочий день, непосредственно предшествующий нерабочему праздничному дню, уменьшается на 1 час (ч. 1 ст. 95 ТК РФ). А как в организации оформить […]
  • Закон фз 143 Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ"Об актах гражданского состояния" С изменениями и дополнениями […]
  • Новый закон забирать права Возврат прав после лишения 2018 В 2016 году вступили в силу изменения к Постановлению Правительства РФ от 14.11.2014 № 1191, которые коснулись нового алгоритма возврата водительского удостоверения. После изменений возврат ВУ […]
  • Возврат ндфл 1с 8 Заработная плата - 2017: учет, пособия, налоги. Практические примеры в "1С:Зарплата и управление персоналом" Возврат излишне удержанного НДФЛ по итогам налогового периода на примерах в «1С:Зарплата и управление […]
  • Нужно ли платить налог на транспортное средство Нужно ли платить налог на транспортное средство Ну по сути за любое транспортное средство, за редким исключением (например, не облагаются налогом машины, предназначенные для инвалидов). Налог рассчитывается исходя из мощности […]