Гражданство способы приобретения и утраты в рф

Способы приобретения и утраты гражданства

Гражданство — устойчивая правовая связь индивида с государством, выраженная во взаимном признании прав и соблюдении обязанностей. В ряде государств с монархической формой правления применяется термин «подданство». Эти термины в наши дни правового различия обычно не имеют. Гражданство как субъективное право включает в себя следующие правомочия: проживать на территории государства (в том числе, свободно покидать и возвращаться); обладать всем комплексом прав, свобод и обязанностей; замещать любые государственные должности; пользоваться защитой государственной власти.

Самый распространенный способ приобретения гражданства — по рождению (филиация). Существует два принципа: «право крови», когда ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, и «право почвы», когда ребенок становится гражданином государства, на территории которого родился. В законодательстве большинства стран предусматриваются оба принципа.

Другой распространенный способ — прием в гражданство (натурализация). Натурализация может осуществляться в силу закона (например, в некоторых государствах иностранцы, вступая в брак с гражданином этой страны, автоматически приобретают гражданство) или индивидуально (на основании личного ходатайства лица, желающего приобрести соответствующее гражданство). Обычно предусматривается ряд требований, предъявляемых к лицам, желающим приобрести гражданство в порядке натурализации, — ценз оседлости, имущественный ценз, знание государственного языка и пр.

Известные законодательству многих государств, но реже применяемые на практике способы приобретения гражданства: оптация (выбор гражданства той или иной страны в связи с переходом части территории от одного государства к другому); признание гражданства (все жители территории на день образования нового государства признаются его гражданами); восстановление гражданства (для бывших граждан данного государства) и ряд других.

Возможны два способа утраты гражданства: выход из гражданства и лишение гражданства. В первом случае утрата гражданства происходит по инициативе лица (отказ от гражданства), во втором случае — по инициативе государства в лице уполномоченных органов. В ряде государств закон разрешает лишать гражданства лишь натурализованных граждан (причем часто в течение определенного срока). В большинстве современных государств существует запрет на лишение гражданства.

be5.biz

Гражданство способы приобретения и утраты в рф

8.2. Основания приобретения и утраты гражданства

В соответствии с гл. 2 Закона о гражданстве гражданство Российской Федерации может быть приобретено по следующим основаниям:

• по рождению (филиация);

• в результате приема в гражданство (натурализация);

• в результате восстановления в гражданстве (реинтеграция);

• в результате выбора гражданства (оптация).

При приобретении гражданства по рождению в государствах мира применяются два основных принципа: принцип «права крови», в соответствии с которым гражданство ребенка определяется гражданством родителей независимо от места рождения, и принцип «права почвы», согласно которому гражданство ребенка, напротив, определяется по месту рождения, территории государства, на которой он родился, независимо от гражданства родителей. Применение в том или ином государстве первого или второго принципа в качестве преобладающего обусловливается рядом факторов (традицией, количеством и плотностью населения, демографической политикой и др.) и не исключает их сочетания.

В Российской Федерации при определении гражданства родившихся детей применяются оба принципа, но преобладает принцип «права крови». Это означает, что независимо от места рождения ребенок приобретает российское гражданство, если оба его родителя или единственный родитель являются гражданами РФ, а также если один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно.

В то же время российское законодательство допускает применение и принципа «права почвы», прежде всего в целях исключения и сокращения состояния безгражданства родившихся детей. Это возможно при условии рождения ребенка на территории России в следующих случаях:

• если один из родителей имеет гражданство РФ, а другой является иностранным гражданином. Следует отметить, что в такой ситуации ребенок может приобрести и гражданство государства, гражданином которого является второй родитель, однако если законодательство этого государства не предусматривает такой возможности и ребенок может стать лицом без гражданства, то он приобретает гражданство Российской Федерации по российскому законодательству;

• если оба родителя (или единственный родитель), проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что государства, гражданами которых являются родители (или единственный родитель), не предоставляют ребенку своего гражданства;

• если родители ребенка неизвестны и не объявятся в течение шести месяцев со дня обнаружения его на территории Российской Федерации. В этом случае точное место рождения ребенка неизвестно, но устанавливается своего рода презумпция его рождения на территории России, дающая основание приобрести российское гражданство по принципу «права почвы».

Филиация является самым распространенным и простым основанием приобретения гражданства, не требует какой-либо особой процедуры. Гражданство при наличии рассмотренных условий приобретается как бы автоматически, в силу самого факта рождения ребенка (к свидетельству о рождении выдается вкладыш, подтверждающий наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 06.02.03. № 61 «Об утверждении формы вкладыша в свидетельство о рождении, подтверждающего наличие у ребенка гражданства Российской Федерации»).

Прием в гражданство (натурализация) предполагает более сложную специальную процедуру и более жесткие условия. Прием в российское гражданство может осуществляться в общем и в упрощенном порядке. Условия натурализации в общем порядке:

• достижение иностранным гражданином или лицом без гражданства возраста 18 лет и обладание дееспособностью (натурализация несовершеннолетних детей осуществляется в упрощенном порядке);

• ценз оседлости (ценз проживания) – лицо, желающее приобрести гражданство Российской Федерации, должно к моменту обращения с соответствующим заявлением непрерывно проживать на территории России в течение пяти лет, имея при этом вид на жительство (предварительное получение вида на жительство является обязательным условием для обращения с заявлением о приеме в российское гражданство, нелегальное и полулегальное фактическое проживание в расчет не принимается); срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы России не более чем на три месяца в течение одного года (прежний закон о гражданстве предусматривал более мягкий ценз оседлости – пять лет постоянного проживания или три года непрерывного). Для лиц, прибывших в Российскую Федерацию на постоянное жительство до 1 июля 2002 г. (даты вступления в силу Закона о гражданстве), срок проживания исчисляется со дня регистрации по месту жительства. Срок проживания на территории Российской Федерации как обязательное условие натурализации может быть сокращен до одного года в следующих случаях:

– наличия у заявителя высоких достижений в самых различных областях науки, техники, культуры, искусства, спорта и т. д. и профессиональных качеств (специальности, квалификации и пр.), представляющих интерес для России;

– предоставления заявителю политического убежища на территории Российской Федерации или признания его беженцем в установленном порядке.

обязательство соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство (данное условие представляется в значительной степени формальным, поскольку обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы лежит на всех без исключения гражданах России и иных лицах, находящихся на ее территории, без каких-либо дополнительных обязательств, обещаний, расписок и т. п.);

наличие законного источника средств к существованию. Прежде всего здесь имеется в виду работа по трудовому договору и осуществление предпринимательской деятельности, хотя не исключены и иные источники (пенсии, стипендии, пособия, доходы от использования имущества, банковские вклады и др.). Это условие является новеллой российского законодательства о гражданстве;

отказ от гражданства иностранного государства гражданина этого государства, желающего приобрести гражданство российское; в отдельных случаях такой отказ не требуется);

владение государственным языком Российской Федерации, т. е. русским языком, на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды.

Если иностранный гражданин или лицо без гражданства, желающий приобрести российское гражданство, имеет особые заслуги перед Российской Федерацией (выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие общества и экономики, обеспечение обороноспособности и безопасности РФ, другие заслуги, способствовавшие повышению международного престижа России, подтвержденные с помощью механизма объективной оценки этих заслуг), то гражданство ему по ходатайству федерального органа государственной власти или главы субъекта РФ может быть предоставлено и без соблюдения рассмотренных выше условий. Так, в 2003 г. было предоставлено российское гражданство 3. Церетели, американскому баскетболисту Джону Холдену Без соблюдения общих условий для натурализации российское гражданство может быть предоставлено также гражданам государств – бывших республик СССР, прослужившим в Вооруженных Силах России по контракту не менее трех лет. Для этого необходимы лишь документ, подтверждающий владение русским языком, обязательство о выходе из имеющегося гражданства, а также ходатайство Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрено прохождение военной службы.

Окончательное решение о приеме в российское гражданство в общем порядке принимает Президент РФ путем издания указа индивидуального характера, при этом срок для принятия такого решения может составлять до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов.

Натурализация в России может быть осуществлена и в упрощенном порядке. Такой порядок предусмотрен как для детей и недееспособных лиц, так и для совершеннолетних и дееспособных иностранных граждан и лиц без гражданства. В первом случае волю на приобретение гражданства недееспособными (или не полностью дееспособными) лицами изъявляют их законные представители: родители, опекуны, попечители. Для реализации этой процедуры в отношении совершеннолетних и дееспособных заявителей необходимы следующие условия:

наличие хотя бы одного родителя – гражданина РФ, проживающего в России;

проживание в государствах СНГ и Балтии бывших граждан СССР, если они до сих пор не получили гражданства государства проживания и остаются лицами без гражданства;

получение профессионального образования (среднего или высшего) гражданами государств СНГ или Балтии в учебных заведениях России после 1 июля 2002 г.;

рождение иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РСФСР до распада СССР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;

состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет (т. е. сам по себе факт заключения брака с российским гражданином, а также краткосрочный брак права на сокращение ценза оседлости не дают);

наличие у нетрудоспособного заявителя совершеннолетних дееспособных детей – граждан России и др.

Вопросами приема в российское гражданство в упрощенном порядке, включая принятие окончательного решения, занимаются уполномоченные органы исполнительной власти – МВД и МИД России через соответствующие структуры на территории Российской Федерации и за ее пределами. Поскольку процедура эта более простая, позволяет решать вопросы на местах, то и срок для принятия решения сокращен вдвое: он не может превышать шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов.

Восстановление в гражданстве Российской Федерации на первый взгляд представляется не вполне логичным основанием приобретения гражданства, поскольку существует принцип невозможности лишения гражданства (и в законодательстве большинства государств такое основание приобретения гражданства отсутствует). Но в Законе о гражданстве это основание содержится, хотя существенно изменилось его правовое регулирование по сравнению с прежним законом. Если ранее восстановление в российском гражданстве осуществлялось по достаточно простой процедуре (в порядке регистрации) и было актуальным, в частности, для лиц, которые в прошлом были лишены советского гражданства помимо их воли, то сейчас эти лица могут приобрести гражданство Российской Федерации только в общем порядке, т. е. в порядке натурализации. В то же время по этому основанию могут приобрести российское гражданство иностранные граждане и лица без гражданства, которые имели гражданство Российской Федерации ранее, но затем изменили или утратили его (например, в связи с изменением гражданства родителей, усыновлением, установлением опеки или попечительства, в случае выхода из гражданства России). Однако процедура приобретения гражданства Российской Федерации в порядке восстановления такая же, как и при приеме в гражданство в общем порядке, лишь при одном смягчающем условии – срок проживания на территории России для заявителей здесь сокращен до трех лет.

Выбор гражданства (оптация) как основание приобретения гражданства Российской Федерации может иметь место при изменении государственной границы в связи с присоединением к России новых заселенных территорий. В этом случае лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют возможность выбора российского гражданства при безусловном праве сохранить прежнее гражданство. Порядок и сроки оптации должны устанавливаться соответствующим международным договором. Следует иметь в виду, что оптация может служить основанием и прекращения гражданства Российской Федерации в случае передачи части российской территории в соответствии с международным договором под юрисдикцию другого государства, если в этой ситуации граждане России пожелают изменить российское гражданство на гражданство государства, к которому перешла соответствующая территория.

Кроме оптации основаниями прекращения гражданства Российской Федерации являются выход из российского гражданства и отмена решения о предоставлении российского гражданства.

Выход из гражданства Российской Федерации хотя и является актом добровольным, но должен быть осуществлен по определенной процедуре: в общем порядке (с подачей заявления на имя Президента РФ, который и принимает окончательное решение), если гражданин проживает в России, или в упрощенном порядке (заявление подается и рассматривается соответствующими структурами МИД Российской Федерации), если гражданин России проживает в иностранном государстве. Прекращение гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей или единственный родитель которого является иностранным гражданином, также может быть осуществлено в упрощенном порядке (в этом случае вопрос будет рассматриваться соответствующими структурами МВД России); в случае же усыновления (удочерения) ребенка – гражданина России иностранным гражданином (или иностранными гражданами) гражданство ребенка может быть прекращено в общем порядке.

В выходе из российского гражданства может быть отказано по следующим основаниям:

если заявитель имеет невыполненное перед Российской Федерацией обязательство, предусмотренное федеральным законом (например, не истек срок военной службы, имеются недоимки по налогам и сборам, не истек установленный срок после последнего доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, и др.);

если заявитель привлечен к уголовной ответственности в установленном порядке (вступил в силу обвинительный приговор суда, выдвинуто обвинение по возбужденному уголовному делу);

если заявитель не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (данное ограничение может показаться не вполне демократичным, хотя цель его очевидна – исключение ситуации безгражданства).

В отличие от выхода из гражданства отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации осуществляется государственными органами независимо от воли гражданина. Основанием отмены решения о приеме в гражданство является установление фактов представления заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, причем такие факты должны быть установлены только в судебном порядке. Отмену решения о приеме в российское гражданство выносит тот орган, который принимал и решение о приеме в гражданство: Президент РФ, соответствующие структуры МВД или МИД России. Закон о гражданстве не содержит положения о сроках давности для принятия рассматриваемого решения – отмена решения о приеме в гражданство может иметь место в любое время (прежнее законодательство содержало давностныи срок в пять лет, по истечении которого отмена решения о приеме в гражданство была невозможна). Отмена решения о приеме в гражданство гражданина не влечет автоматического прекращения гражданства его супруга, детей и других родственников (гражданство ребенка в этом случае может быть прекращено только при наличии письменного согласия другого родителя – гражданина Российской Федерации и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства).

www.e-reading.club

Способы приобретения гражданства

Основным и наиболее реальным способом приобретения гражданства является филиация, т.е. приобретение гражданства с рождением. Гражданство по факту рождения определяется двумя принципами – «по праву крови» и «по праву земли». Исторически первым был применен принцип «по праву крови» в эпоху феодализма. Принцип «по праву земли» начал доминировать в Европе с конца XVII в. Принцип «по праву крови» снова приобрел широкое применение после его закрепления во французском Гражданском кодексе 1804 г. (Кодекс Наполеона).

Принцип «по праву крови» признает гражданином любое лицо, родители которого являются гражданами этого государства (в некоторых странах достаточно, чтобы один из родителей имел соответствующее гражданство). В таком случае не имеет значения, на территории какой страны родилась эта личность. Согласно же принципу «но праву земли» гражданство в данной стране дается любому лицу, которое родилось на ее территории, независимо от гражданства родителей.

Приведем несколько примеров. В ч. 1 ст. 8 Конституции Эстонии сказано: «Каждый ребенок, один из родителей которого является гражданином Эстонии, имеет право на гражданство Эстонии с рождения». В данном случае отдастся предпочтение принципу «по праву крови». Приобретение гражданства по этому принципу характерно для Италии, Франции, ФРГ и большинства других стран Европы. И наоборот, в законодательстве стран Латинской Америки доминирует принцип «по праву земли» (Аргентина, Боливия, Гватемала и др.).

Но современное законодательство о гражданстве большинства стран построено на единении обоих принципов. «Право земли» сохраняет доминирующее или равноценное «праву крови» значение в латиноамериканских странах, а также в государствах, право которых исторически произошло от английской правовой системы. В качестве примера можно привести часть «А» ст. 30 Конституции Мексики, согласно которой мексиканцами с рождения являются: 1) дети, которые родились на территории республики, какой бы национальности ни были их родители; 2) дети, которые родились за границей от родителей- мексиканцев, от отца-мексиканца или от матери-мексиканки; 3) дети, которые родились на мексиканском военном или торговом корабле или в самолете. Или такой пример. Согласно ст. 7, 8 Федерального закона Австрии 1965 г. о гражданстве дети, которые родились в браке, приобретают гражданство этого государства, если хотя бы один из родителей является австрийским гражданином, а внебрачные дети – если такое гражданство есть у матери. Австрийскими гражданами, пока не доказано обратное, являются дети, найденные на территории республики в возрасте меньше шести месяцев. Таким образом, здесь доминирует «право крови», а «право земли» дополняет его только в одном конкретном случае.

Законодательство о гражданстве отдельных государств также имеет свою специфику. В США, например, согласно 14-й поправке к Конституции филиация происходит по принципу «по праву земли». Со времени принятия Закона о гражданстве 1855 г. допускается возможность приобретения гражданства на основании «права крови»: американскими гражданами являются лица, которые родилась за границей у родителей – граждан США.

Другим наиболее распространенным методом приобретения гражданства является так называемое укоренение, или приобретение гражданства в порядке натурализации. Натурализация – это придание органами власти конкретного государства гражданства личности (иностранцу) по заявлению. Она совершается, как правило, па основании свободного волеизъявления заинтересованной личности и влечет за собой потерю гражданства, полученного по рождению. Лица, которые приобретают гражданство путем натурализации, как правило, пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и другие граждане. Но в некоторых странах ограничиваются их политические права. Например, в соответствии с разд. 1 ст. 3 Конституции США президентом этой страны может быть только человек, являющийся гражданином США с рождения.

Натурализация имеет два основных вида: индивидуальная натурализация и натурализация вследствие правопреемства государств. Последняя особенно актуальна для освободившихся стран и для бывших республик СССР. Как правило, для натурализации требуется достижение совершеннолетия; письменное заявление, знание государственного языка; ценз укоренения – минимальный срок проживания в государстве (обычным является пятилетний срок, в Алжире он составляет 7 лет, в Бельгии и Испании – 10, в Бразилии – 30); отсутствие определенных болезней (психических и СПИДа), наличие средств к существованию; уважение законов; «политическая лояльность». В США, например, исключена возможность натурализации для лиц, которые придерживаются левых взглядов, и для атеистов. Законодательство Латвии кроме досконального знания латвийского языка требует знания истории государства XX в., наличия предков, которые проживали в Латвии в этот же период, доказательства хорошего здоровья и отсутствия психических заболеваний, а также СПИДа. Кроме того, лицо не должно состоять на учете в Интерполе и принадлежать к какой-либо партии, которая борется за силовое свержение конституционного строя.

Кроме названных, в некоторых странах выделяют и другие условия, которые ограничивают возможности натурализации (например, наличие квалификации и профессиональной подготовки; отказ от иностранного гражданства (ФРГ); ведение добропорядочного образа жизни (Греция, Канада, Скандинавские страны); принадлежность к одной из групп, располагающихся на территории государства (Республика Чад)).

В то же время для определенных категорий граждан устанавливаются льготные условия натурализации. Теперь эмигрант, который прожил в США 20–30 лет, может быть натурализован, даже если не выдержит экзамен на знание языка. В Болгарии, Греции, Израиле, ФРГ и других странах установлена облегченная процедура натурализации для лиц коренной национальности. Для жителей Северного союза срок эмиграции в Швеции составляет от двух до пяти лет.

В различных странах процедуру натурализации осуществляют разные государственные органы. В большинстве стран это прерогатива министерства внутренних дел, но иногда эта процедура находится в компетенции суда или главы государства. В Бельгии, например, натурализация утверждается парламентом, а в США это делают суды. В некоторых случаях судьбу лица, которое хочет быть натурализованным, решают прежде всего чиновники эмиграционных служб.

Натурализация вследствие правопреемства государств возникает автоматически в результате возникновения новых суверенных государств, а не после принятия этим государством соответствующего законодательного акта.

С возникновением союзов и объединением государств возникает проблема соотношения гражданства отдельных стран – членов союзов и единого гражданского союза. Как известно, юридическое оформление параметры общеевропейского гражданства получили в ч. 2 Маастрихтского договора о создании Европейского Союза 1992 г., где сказано: «каждая личность, которая имеет национальность государства-члена, является гражданином Союза» (ст. 8.1).

Такой правовой статус дает право свободно передвигаться и проживать на территории всех государств – членов Союза, осуществлять избирательные права на муниципальных выборах той страны, где проживает лицо, на выборах в Европарламент, право на обращение с петициями к Европарламенту и с жалобами к омбудсмену Европарламента. Как видим, параметры общеевропейского гражданства не во всем сходятся с традиционным понятием гражданства как правовой связи личности с конкретным государством.

Главными и определяющими способами приобретения гражданства в зарубежных странах, конечно, являются филиация и натурализация. Однако существуют и другие способы. Один из таких способов приобретения гражданства называется «оптация» (иногда применяют термин «трансферт»). Оптация – выбор гражданства в тех случаях, когда меняется государственная принадлежность территории, на которой проживает данная личность. Например, после референдума, состоявшегося в 1957 г. в области Саар, которая принадлежала Франции, эта область перешла к Германии, и жители получили право оптации: или приобретать немецкое гражданство, или сохранять французское. Для этого они в течение трех месяцев должны были решить этот вопрос путем подачи заявления. Фактически такой метод применило и правительство Литвы после приобретения страной независимости в 1991 г. Органы власти назвали это «нулевым вариантом»: все, кто проживал на территории Литвы до принятия ее независимости и не желал выйти из литовского гражданства, приобретали его автоматически. Кто не хотел оставаться гражданином Литвы, заявлял о желании получить гражданство другой страны. Фактически это была оптация, поскольку гражданам была предоставлена возможность выбора.

Четвертый способ приобретения гражданства – восстановление гражданства (иногда используют термин «реинтеграция» – воссоединение со своим бывшим государством). В отличие от натурализации восстановление в гражданстве отличается упрощенным порядком решения этого вопроса.

Существует еще один способ приобретения гражданства – репатриация (возвращение на родину). Он используется в особых случаях, когда гражданство потеряли большие группы населения в силу важных исторических событий. Наиболее характерный пример – возвращение евреев на свою «историческую родину» – государство Израиль. Каждый еврей, который прибыл в Израиль, автоматически становится гражданином этой страны. В этом случае гражданство приобретается в порядке репатриации в упрощенном варианте.

Следующий способ – дарованное гражданство. Оно выдается за особые заслуги и в особом порядке. Например, Сенат США после депортации А. Солженицына из СССР в 1974 г. и после того, как он изъявил желание жить в США, специальным постановлением наделил его и его семью правом гражданства США. Таких случаев немного, потому что гражданство даруется только за особые заслуги и очень известным людям.

Существуют дополнительные способы приобретения гражданства. Так, гражданство может быть приобретено путем бракосочетания. В некоторых странах законодательство предусматривает, что лицо, которое сочеталось браком с гражданином данного государства, приобретает гражданство супруга. Это происходит в основном в арабских странах. В других странах лица, которые приобрели гражданство в упрощенном порядке, получают гражданство супруга. И наконец, возможно приобретение гражданства в результате усыновления или удочерения. В некоторых странах законодательство предусматривает, что усыновленные дети приобретают гражданство родителей.

Важнейшей частью конституционного института гражданства являются нормы и принципы, которые регулируют вопрос прекращения гражданства, а именно выход из гражданства. Выход из гражданства осуществляется в произвольном порядке. В Законе Новой Зеландии 1977 г. о гражданстве записано: «Гражданин Новой Зеландии, которому исполнилось 18 лет и который имеет гражданство другой страны, может в любое время сделать заявление об отказе от гражданства Новой Зеландии». Такая же схема принята в Великобритании, США и некоторых других странах. В то же время свободный отказ от гражданства в некоторых странах ограничен для некоторых категорий граждан. Так, в ФРГ такое ограничение установлено для судей, государственных чиновников и др.

В законодательстве отдельных стран предусмотрена собственно потеря гражданства, т.е. автоматическая потеря гражданства при определенных условиях. Чаше всего причиной для такой потери гражданства является натурализация в другой стране. В странах, которые признают данный принцип выхода из гражданства, потеря гражданства является обычной процедурой.

Одной из форм прекращения гражданства является его лишение. Лишение гражданства, приобретенного в порядке филиации, называется денатурализацией. В Польше, например, гражданин лишается гражданства в случаях: а) нарушения обязательств по преданности стране; б) действий во вред жизненным интересам граждан; в) нелегального выезда из страны; г) отказа вернуться в страну по требованию компетентных органов; д) уклонения от выполнения воинских обязанностей; е) привлечения к ответственности за границей за преступление, которое подлежит наказанию также в соответствии с польским криминальным правом, или в случае рецидива. Личности, лишенные гражданства, подлежат выселению из страны.

Несоответствие принципов приобретения гражданства в разных странах приводит к появлению множественного гражданства. Наиболее распространены случаи двойного гражданства (бипатризм), т.е. принадлежность личности к гражданству двух стран, которое подтверждается соответствующими документами. Например, ребенок, который родился на территории Мексики у родителей-австрийцев, будет мексиканским гражданином на основании Конституции Мексики и австрийским гражданином по законодательству Австрии. В законодательстве большинства стран не определяются юридические следствия двойного гражданства. Как правило, эти страны негативно относятся к такому положению и составляют договоры, с помощью которых можно избежать двойного гражданства. В то же время ряд стран (Испания, Россия, США и др.) еще не закрепили принцип исключительного гражданства. Статья 11 Конституции Испании предусматривает, что «государство может заключать договоры о двойном гражданстве со странами Латинской Америки или с теми странами, которые имели или имеют особенные связи с Испанией». А в ст. 62 Конституции РФ сказано: «Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Такой подход к двойному гражданству является исключением, поскольку бипатризм рассматривается как аномалия не только в национальном, но и в международном публичном праве.

С институтом гражданства связывают институты правового статуса иностранцев, политического убежища и экстрадиции (выдачи). Основные отличия в положении граждан государства и иностранцев заложены в нормах конституции большинства зарубежных стран. Согласно абз. 2 ст. 26 Конституции Болгарии «иностранцы, которые находятся в Республике Болгария, имеют все нрава и обязанности согласно этой Конституции, кроме прав и обязанностей, для которых Конституция и законы требуют болгарского гражданства».

По общепринятым правилам в демократической стране иностранцы по правовому положению приравниваются к собственным гражданам (национальный режим), кроме исключительных случаев, указанных в законе. Например, они нс подлежат призыву на воинскую службу, не пользуются избирательными правами, не могут объединяться в политические партии, занимать определенные должности на государственной службе, не имеют права приобретать некоторые объекты собственности и др. Хотя в некоторых странах иностранцы не лишены избирательного права. Так, иностранцы, которые постоянно проживают в Великобритании и владеют там недвижимостью, имеют право голоса. Например, один из корреспондентов газеты «Известия», известный журналист Р. Осипоп, который имел жилье в виде квартиры, приобретенной корреспондентским пунктом, получив извещение на регистрацию в качестве избирателя, зарегистрировался и принимал участие в выборах.

Конституция большинства стран устанавливает основы правовой регламентации убежища. В ст. 10 Конституции Италии записано: «Иностранец, лишенный в своей стране возможности реально пользоваться демократическими свободами, имеет право убежища на территории республики». Убежище иностранцам предоставляется из-за преследования их на родине за их убеждения или деятельность по защите международных прав и свобод. В то же время в некоторых конституциях запрещается выдача иностранцев, которые преследуются за политическую деятельность. Чаще всего в основных законах современных государств запрещается выдача иностранным государствам своих граждан.

studme.org

10.1. Приобретение и утрата гражданства. Двойное гражданство

Под населением в международном праве понимают сово­купность всех физических лиц, находящихся на территории го­сударства и подчиняющихся его юрисдикции. В категорию на­селения входят граждане данного государства, иностранцы и ли­ца без гражданства.

В основе предоставления гражданства по рождению лежат два принципа — «право крови» (jus sanguinis), т. е. рождение от родителя пли родителей — граждан конкретной страны, и «право почвы» (jus soli), т. е. рождение на территории определенной страны. Предпочтение «праву крови» — общности в силу проис­хождения — отдают государства, стремящиеся сохранить этно­культурное единство народа, традиционно проживающего па определенной территории (Германия, Швейцария). В государст­вах иммиграции (США, Канада) полагают, что «право почвы» помогает сформировать новую культурно-государственную общность, т. е. в данном случае гражданство рассматривается как своеобразное территориальное понятие.

В законодательстве большинства государств закрепляются смешанные подходы — сочетание в той или иной форме «права крови» и «права почвы».

Гражданство приобретается несколькими способами, в том числе и в результате натурализации, в порядке восстановления в гражданстве (реинтеграция), пожалования, в результате оптации.

Натурализация (укоренение) — предоставление гражданства лицу, не являющемуся гражданином страны по рождению, на основании решения компетентного органа. Можно выделить, по крайней мере, четыре вида процедур натурализации:

1) натурализация, осуществляемая высшими органами госу­дарственной власти;

2) натурализация, осуществляемая органами государствен­ного управления: правительством либо (чаще всего) централь­ными отраслевыми органами государственного управления (ве­домствами внутренних дел);

3) натурализация, осуществляемая местными органами го­сударственной власти (встречается крайне редко);

4) судебная натурализация (также встречается редко). Пожалование гражданства, в отличие от натурализации,

осуществляется по инициативе компетентных властей государ­ства, а не по просьбе заинтересованного лица. Обычно граждан­ство в порядке пожалования предоставляют за особые заслуги перед государством.

Оптация — выбор гражданства населением территории, ко­торая переходит от одного государства к другому по соглаше­нию между последними. При оптации каждый гражданин имеет право выбора: остаться на прежней территории, но приобрести гражданство государства-преемника, либо переехать на другую территорию своего государства, сохранив его гражданство.

Трансферт. При трансферте (переходе территории от одно­го государства к другому) мнение населения о том, хочет ли оно выбрать гражданство, не имеет значения. Население просто «пе­редают» другому государству вместе с территорией.

Утрата гражданства происходит при выходе из него вследствие волеизъявления лица либо по причине лишения гра­жданства.

просьбе о выходе из гражданства или отсрочить ее удовлетворе­ние.

Двойное гражданство — наличие у гражданина гражданства двух или более государств. Двойное гражданство у человека может появиться как в силу рождения, так и в порядке волеизъ­явления в соответствии с национальными законами государств.

Множественное гражданство. Это — наличие у лица граж­данства двух или более государств, поэтому термин «множест­венное гражданство» является более точным, чем широко рас­пространенный термин «двойное гражданство». Однако чаше всего встречается термин «двойное гражданство». Оно порожда­ется коллизиями законов о гражданстве различных государств (например, основанных на праве почвы и праве крови).

В практике сложилось правило, вытекающее из государст­венного суверенитета. Согласно этому правилу, государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рас­сматривает его исключительно как своего гражданина независи­мо от того, положительно или отрицательно относится это госу­дарство к приобретению его гражданином иностранного граж­данства.

Однако обычно государства стремятся избежать двойного гражданства, хотя есть и противоположные этой общей тенден­ции примеры: так, Швеция в принятом в 2002 г. законе допуска­ет для своих граждан двойное гражданство.

Европейская конвенция о гражданстве от 6 ноября 1997 г. допускает в некоторых случаях множественное гражданство (в частности, его могут сохранять дети, которые автоматически приобрели его в результате рождения, если это разрешает госу­дарство-участник). Статья 62 Конституции РФ предусматривает, что ее гражданин может иметь гражданство иностранного госу­дарства в соответствии с федеральным законом или междуна­родным договором России.

Имеются два вида международных договоров, посвященных вопросам двойного гражданства.

Первый — договоры, направленные на устранение последст­вий двойного гражданства (в связи с оказанием дипломатиче­ской защиты или с военной службой). Такие соглашения само

двойное гражданство не устраняют. Среди них — многосторон­няя Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, 1930 года, глава II многосто­ронней Страсбургской конвенции о множественном гражданстве 1963 года и ряд двусторонних договоров. Значительная часть за­падноевропейских государств охвачена сетью подобных двусто­ронних договоров. Из них многие посвящены только одному во­просу — военной службе лиц с двойным гражданством.

Второй вид договоров о двойном гражданстве — договоры, на­правленные на ликвидацию двойного гражданства как такового.

С целью предотвращения возникновения двойного граждан­ства при натурализации в конвенциях закрепляется правило, со­гласно которому каждая сторона обязуется не принимать в свое гражданство гражданина другой стороны, пока он не представит разрешения на это властей своего государства.

lib.sale

Популярное:

  • Жалоба на методиста Если не устраивает заведующая детским садом … Вопрос: Добрый день! Г. Калининград. Скажите, пожалуйста, если родителей полностью не устраивает заведующая детским садом, могут ли они требовать от начальника управления образования […]
  • Индивидуально трудовая собственность Индивидуально трудовая собственность 3.2. Типы и формы собственности Отношения собственности в ходе исторического развития образовались в различные формы. Формы собственности отличаются друг от друга по субъектам собственности, […]
  • Налог на капитальный ремонт кто не платит Что говорит закон об оплате за капитальный ремонт, есть ли льготы пенсионерам? Компенсация взносов - сколько должны платить пенсионеры? С начала 2016 года вступил в силу Федеральный Закон № 271 «О капитальном ремонте в […]
  • Два закона кирхгофа Два закона кирхгофа Иногда их называют правилами. Они широко используются в электротехнике вместе с другими методами расчётов и позволяют решать целый ряд задач. Основное преимущество этих правил в том, что они имеют довольно […]
  • Заявление в садик электронное Запись в детский сад: как пойти в садик через электронную запись? Запись в детский сад — процедура хлопотная и малоприятная. По крайней мере, так было до недавнего времени. Современные технологии призваны облегчить жизнь простым […]
  • За сколько работодатель должен предупреждать об увольнении Увольнение по собственному желанию Увольнение по собственному желанию (другими словами, по инициативе работника) - одно из самых распространенных оснований расторжения трудового договора. Инициатива прекращения трудовых […]
  • Ликвидация предприятий способы "Закрытие фирмы или головная боль?" 04.02.2009 – Баранов В.В. Зачем нужно закрытие предприятия «Всё – пришла пора закрыть фирму!» - такая проблема рано или поздно встаёт перед каждым российским предпринимателем. Причины тому […]
  • Закон о больничном по беременности Пособие по беременности и родам в 2018 году Пособие по беременности и родам (или, как его часто называют, «декретные») является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Разберемся, кому и в […]