Ipo закон

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 426-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Принят Государственной Думой 15 декабря 2017 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года

Внести в статью 33 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 29, ст. 4349; 2016, № 27, ст. 4225) следующие изменения:

1) в части 1 слова «саморегулируемой организации сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, созданной в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»,» исключить;

2) дополнить частью 1.1 следующего содержания:

«1.1. Для некоммерческих организаций, осуществляющих не менее одного года ко дню вступления в силу настоящего Федерального закона деятельность в статусе саморегулируемой организации сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, созданной в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», требования настоящего Федерального закона о достаточном количестве финансовых организаций для получения статуса саморегулируемой организации, установленные пунктом 1 части 4 статьи 3 настоящего Федерального закона, о наличии утвержденных Банком России базовых стандартов, установленные статьей 5 настоящего Федерального закона, требования к руководителю саморегулируемой организации, установленные статьей 24 настоящего Федерального закона, применяются с 1 января 2020 года.»;

3) в части 5 слова «двух лет» заменить словами «четырех лет».

В абзаце пятом пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 26, ст. 3891) слова «трех календарных дней» заменить словами «пяти рабочих дней».

В части 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 292-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4225) слова «с 1 января 2018 года» заменить словами «с 1 января 2020 года».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 31 декабря 2017 года.

www.garant.ru

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 106-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” (не вступил в силу)

Принят Государственной Думой 10 апреля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 18 апреля 2018 года

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 2003, N 52, ст. 5033; 2006, N 19, ст. 2061; 2007, N 50, ст. 6238; 2009, N 9, ст. 1043; 2013, N 27, ст. 3438; 2017, N 18, ст. 2669; N 31, ст. 4761) дополнить статьей 36.1 следующего содержания:

«Статья 36.1. Сберегательный и депозитный сертификаты

Сберегательный и депозитный сертификаты являются именными документарными ценными бумагами, удостоверяющими факт внесения вкладчиком в кредитную организацию суммы вклада на условиях, указанных в соответствующем сертификате, и право владельца такого сертификата на получение по истечении установленного сертификатом срока суммы вклада и обусловленных сертификатом процентов в кредитной организации, выдавшей сертификат. Сберегательный и депозитный сертификаты выдаются кредитной организацией на руки первому владельцу соответствующего сертификата, за исключением сберегательного и депозитного сертификатов, выданных на условиях обездвижения.

Условия, на которых выдаются сберегательные и депозитные сертификаты (далее также — условия выдачи), утверждаются коллегиальным исполнительным органом кредитной организации, если иное не установлено ее уставом. Условия выдачи должны соответствовать требованиям, установленным федеральными законами и нормативными актами Банка России. После утверждения условий выдачи кредитная организация направляет их в Банк России для регистрации, а также раскрывает информацию о них в порядке, установленном Банком России. Порядок и сроки регистрации Банком России условий выдачи, основания для отказа Банка России в их регистрации, перечень документов, представляемых кредитной организацией в Банк России для регистрации условий выдачи, требования к указанным документам и Порядок их представления устанавливаются нормативным актом Банка России.

Кредитная организация не вправе выдавать сберегательные и депозитные сертификаты до внесения Банком России информации о зарегистрированных условиях выдачи таких сертификатов в реестр, ведение которого осуществляет Банк России в установленном им порядке.

Сберегательные сертификаты выдаются кредитными организациями только физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям. Обращение сберегательных сертификатов осуществляется между физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Депозитные сертификаты выдаются кредитными организациями только юридическим лицам. Обращение депозитных сертификатов осуществляется между юридическими лицами.

Кредитная организация, имеющая право на привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, вправе выдавать сберегательные и депозитные сертификаты. Кредитная организация, имеющая право на привлечение во вклады денежных средств юридических лиц (без права на привлечение во вклады денежных средств физических лиц) в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, вправе выдавать только депозитные сертификаты.

Переход прав на сберегательный и депозитный сертификаты осуществляется только при условии соблюдения ограничений на обращение соответствующего сертификата, установленных настоящей статьей.

Кредитная организация, выдавшая сберегательный или депозитный сертификат, ведет учет выданных сберегательных или депозитных сертификатов и прав на них.

Права владельца сберегательного или депозитного сертификата удостоверяются записями в системе учета выдавшей его кредитной организации. Внесение в систему учета записи, удостоверяющей права владельца сберегательного или депозитного сертификата, отражается в соответствующем сертификате, за исключением сберегательного и депозитного сертификатов, выданных на условиях обездвижения. Права, удостоверенные сберегательным или депозитным сертификатом, передаются в порядке, установленном для уступки требования (цессии), а также по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации. Права на сберегательный или депозитный сертификат переходят к приобретателю с момента внесения соответствующей записи в систему учета выдавшей сберегательный или депозитный сертификат кредитной организации.

Кредитная организация, выдавшая сберегательный или депозитный сертификат, обязана по требованию владельца сберегательного или депозитного сертификата предоставить ему выписку или иной документ, подтверждающие факт внесения записи о его праве на сберегательный или депозитный сертификат в систему учета.

Кредитная организация представляет в Банк России по его требованию список лиц, являющихся владельцами сберегательных и депозитных сертификатов на определенный в указанном требовании день, не позднее чем в течение шести дней со дня поступления указанного требования.

Кредитная организация вправе выдавать сберегательные и депозитные сертификаты, содержащие условие отказа владельца соответствующего сертификата от права на получение вклада по его требованию.

Сберегательный или депозитный сертификат, удостоверяющий внесение вклада на условиях отказа владельца соответствующего сертификата от права на получение вклада по его требованию, должен содержать в своем тексте указание на отказ владельца соответствующего сертификата от права на получение вклада по его требованию.

Если сберегательный или депозитный сертификат предусматривает право владельца соответствующего сертификата на получение вклада по его требованию, кредитной организацией при досрочном предъявлении сберегательного или депозитного сертификата к погашению выплачиваются сумма вклада и проценты в размере, выплачиваемом кредитной организацией по вкладам до востребования, если условиями сберегательного или депозитного сертификата не установлен иной размер процентов.

Состав обязательных реквизитов сберегательных и депозитных сертификатов устанавливается нормативным актом Банка России.».

Внести в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2006, N 31, ст. 3446, 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, 4011; N 49, ст. 6036; 2009, N 23, ст. 2776; 2010, N 30, ст. 4007; N 31, ст. 4166; 2011, N 27, ст. 3873; N 46, ст. 6406; 2012, N 30, ст. 4172; 2013, N 26, ст. 3207; N 44, ст. 5641; N 52, ст. 6968; 2014, N 19, ст. 2315, 2335; N 23, ст. 2934; N 30, ст. 4214, 4219; 2015, N 1, ст. 37, 58; N 18, ст. 2614; N 24, ст. 3367; N 27, ст. 3945, 3950, 4001; 2016, N 1, ст. 11, 27, 43, 44; N 26, ст. 3860; N 27, ст. 4196; N 28, ст. 4558; 2017, N 31, ст. 4816, 4830; 2018, N 1, ст. 54, 66) следующие изменения:

1) абзац второй подпункта 3 пункта 1 статьи 6 признать утратившим силу;

2) в пункте 5 статьи 7:

а) дополнить новым абзацем шестым следующего содержания:

«заключать договоры банковского вклада (депозита) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя.»;

б) абзацы шестой — двенадцатый считать соответственно абзацами седьмым — тринадцатым.

Пункт 3 статьи 189.92 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2014, N 52, ст. 7543; 2015, N 27, ст. 3977; N 29, ст. 4355; 2017, N 31, ст. 4761) дополнить подпунктом 2.1 следующего содержания:

«2.1) требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по договорам банковского вклада, внесение денежных средств по которым удостоверено сберегательным сертификатом (за исключением лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если такие вклады внесены для осуществления предусмотренной федеральным законом предпринимательской деятельности, а также адвокатов, нотариусов и иных лиц, если такие вклады внесены для осуществления предусмотренной федеральным законом профессиональной деятельности, и указанных в пункте 6 настоящей статьи лиц), если указанные лица являлись владельцами сберегательных сертификатов на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;».

Внести в Федеральный закон от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 52, ст. 5029; 2008, N 52, ст. 6225; 2011, N 27, ст. 3873; 2013, N 52, ст. 6975; 2014, N 30, ст. 4219; N 52, ст. 7543; 2016, N 27, ст. 4297; 2017, N 18, ст. 2669) следующие изменения:

1) пункт 4 статьи 2 дополнить словами «, либо любое из указанных лиц, являющееся владельцем сберегательного сертификата на день наступления страхового случая»;

а) часть 1 после слов «в том числе» дополнить словом «вклады,», после слова «организации» дополнить словами «, и вклады, удостоверенные сберегательными сертификатами»;

пункт 2 признать утратившим силу;

дополнить пунктом 8 следующего содержания:

«8) размещенные в банковские вклады, внесение которых удостоверено депозитными сертификатами.».

Признать утратившими силу:

1) абзац тринадцатый пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 30 октября 2002 года N 131-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 44, ст. 4296);

2) пункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 июля 2004 года N 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3232).

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2018 года.

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона кредитная организация не вправе выдавать сберегательные и депозитные сертификаты на условиях выпуска и обращения сберегательных и депозитных сертификатов, которые были ранее зарегистрированы Банком России и внесены в реестр условий выпуска и обращения сберегательных и депозитных сертификатов кредитных организаций.

3. Денежные средства, размещенные в банковские вклады на предъявителя, в том числе во вклады, удостоверенные сберегательными сертификатами на предъявителя и (или) сберегательными книжками на предъявителя, выданными до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, не подлежат страхованию в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

4. Денежные средства, размещенные в банковские вклады, в том числе во вклады, удостоверенные именными сберегательными сертификатами и (или) именными сберегательными книжками, выданными до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат страхованию в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

5. Обращение сберегательных и депозитных сертификатов на предъявителя и сберегательных книжек на предъявителя, выданных кредитными организациями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляется в пределах сроков, на которые выданы сберегательные и депозитные сертификаты и сберегательные книжки, в порядке и на условиях, на которых они были выданы.

Москва, Кремль
23 апреля 2018 года
№ 106-ФЗ

Обзор документа

Внесены поправки по вопросам регулирования операций кредитных организаций со сберегательными (депозитными) сертификатами.

Из обращения исключены сберегательные книжки и сберегательные (депозитные) сертификаты на предъявителя. Данная мера направлена на борьбу с отмыванием преступных доходов.

Сберегательный (депозитный) сертификат теперь является именной ценной бумагой, выдаваемой в документарной форме.

Держателями сберегательных сертификатов являются физлица, в т. ч. предприниматели. Данные ценные бумаги включены в систему обязательного страхования вкладов населения.

Депозитные сертификаты выдаются только юрлицам и не входят в систему обязательного страхования вкладов физлиц.

Предусмотрена возможность выдачи сертификата с условием отказа его владельца от права на получение вклада по его требованию.

На кредитную организацию, выдавшую сберегательные (депозитные) сертификаты, возложено ведение учета сертификатов и перехода прав на них.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2018 г.

www.garant.ru

Термин ICO образован по аналогии IPO (Initial Public Offering). Эти две формы имеют некие сходства, но различий намного больше.

Назар Полывка говорит, что IPO — это закрепленная на законодательном уровне процедура эмиссии ценных бумаг конкретного юридического лица. «А вот ICO нигде в мире на данный момент законом напрямую не регулируются, а токены могут обозначать очень разный круг прав для их держателей, и зачастую под определение акции конкретного юридического лица они не подпадают», — уточняет он.

«Основное сходство ICO (в широком смысле) с IPO (первичное публичное размещение) в том, что оба мероприятия направлены на привлечение финансовых средств с целью развития проекта/компании», — говорит Евгений Рябов.

А главное различие состоит в том, что IPO имеет четкую правовую регламентацию и в процессе IPO реализуются (размещаются) акции как объекты прав, чье правовое положение детально определено законодательством. В отношении ICO мы имеем полный правовой вакуум на законодательством уровне (во всяком случае пока), и в результате ICO реализуются (размещаются) объекты прав (токены) с различной экономической спецификой, юридическая природа (статус) которых вызывает пока больше вопросов, нежели ответов (по крайней мере у широкой общественности), считает г-н Рябов. «Токены обладают гораздо более широкими экономическими возможностями, нежели акции. IPO является очень дорогостоящей процедурой, а ICO доступно даже стартапам. Риск выведения на IPO мошеннических проектов (компаний) стремится к нулю в силу жесткого контроля со стороны регуляторов. Риски приобрести токены мошеннического проекта, вышедшего на ICO, напротив, очень высоки, поскольку никакого адекватного контроля со стороны регуляторов в этой сфере пока не наблюдается. Именно по этой причине ICO как процедура привлечения финансирования проектов попала «в черный список» в Китае», — уточняет г-н Рябов.

По его мнению, не стоит регулировать ICO так же жестко, как и IPO. «Для снижения рисков достаточно ввести обязательную идентификацию ответственных лиц и жесткую ответственность за нарушение ими публичных норм и принятых обязательств перед участниками крипторынка, зафиксированных в локальных документах проекта (white paper и т.д.). Кстати, мое диссертационное исследование как раз и посвящено локальным документам юридических лиц, которые в силу широты своего распространения (по кругу лиц) становятся более глобальными, чем многие законодательные акты. И такие документы должны подлежать учету на государственном уровне. Эта задача может быть решена за счет внедрения реестра локальных документов проектов (компаний) либо за счет технологии «блокчейн», которая позволяет отслеживать любые изменения в документах и точное время их внесения», — отмечает г-н Рябов.

legal-it.club

Что такое IPO и SPO и можно ли на этом заработать?

Российский фондовый рынок начал 2017 год сделками SPO ряда публичных компаний (ТМК, ФосАгро, Северсталь выпускает конвертируемые облигации на $250 млн), а также появлением нового участника рынка акций — вышла на IPO компания «Детский мир». Попробуем разобраться, что это значит и можно ли на этом заработать.

IPO (Initial Public Offering) — процедура публичного размещения акций акционерного общества для неограниченного круга инвесторов. Переход компании из частной в публичную дает ряд преимуществ, например:

  • Привлечение денег на более выгодных, чем у частных компаний условиях. Статус публичности не только открывает доступ компании к новому источнику финансирования — рынку, но и облегчает получение традиционных кредитных ресурсов
  • Максимизация и оценка стоимости компании. Когда акции компании торгуются на бирже, то стоимость компании оценивается рынком в биржевых котировках. Если компания работает эффективно, показывает высокие темпы роста как производственных, так и финансовых показателей, открыта и прозрачна – ее акции привлекательны для инвесторов, а значит растут в цене, что приводит к росту стоимости компании и увеличению долей каждого из акционеров в абсолютном выражении.
  • Повышение узнаваемости и престижа. Высокий уровень корпоративного управления в публичных компаниях повышает ее стоимость и как следствие повышает узнаваемость и имидж такой компании. Публичную компанию закон обязывает проводить регулярные аудиторские проверки, а значит, ее финансовая деятельность более прозрачна, часто в компаниях есть независимый член совета директоров, что вызывает дополнительную уверенность к компании со стороны иностранных инвесторов

Кроме того, существует и ряд недостатков:

  • Стоимость проведения IPO. Перед выходом на биржу организаторы размещения (андеррайтеры, букраннеры, соменеджеры биржи и пр.) проводят огромную работу, от которой зависит успешность размещения акций, поэтому это затратное мероприятие и сэкономить здесь без потери качества не получится.
  • Предоставление информации. Публичность означает для компании открытость, компания должна будет раскрывать данные по структуре акционеров, предоставлять квартальные и годовые отчеты, проводить аудиторские проверки, встречаться и общаться с миноритарными акционерами

Подготовка к IPO нередко занимает год и более, при тщательном планировании мероприятий и привлечении квалифицированных, опытных консультантов влияние позитивных факторов легко затмевают затраты и неудобства, связанные расходами на проведение IPO и раскрытием информации.

Для инвесторов нельзя однозначно сказать, что участие в IPO — это хороший способ заработать. Есть как положительные примеры (Московская биржа, АЛРОСА, Магнит), так и отрицательные (ВТБ, ТМК, ДВМП). При принятии решения инвестор должен проанализировать качество эмитента, его кредитные метрики, состояние отрасли, состояния рынка IPO в целом, экономической, политической ситуации стране и др. факторы. Сделать это рядовому инвестору не представляется возможным, поэтому существует команда аналитиков (обычно со стороны организаторов торгов), которая проводит анализ и презентует его широкому кругу потенциальных инвесторов.

Первое за 10 лет IPO нефтяной компании — «Русснефть», — которое прошло в ноябре 2016 года, пока не приносит плодов инвесторам, цена акции за 2 месяца примерно равна цене размещения (550 рублей) и пока мы достаточно осторожны в своих прогнозах по этому эмитенту. Куда более интересным выглядит IPO «Детского мира», участие в котором мы рекомендовали своим клиентам. Компания является крупнейшей розничной сетью детских товаров с широкой географией и высокими темпами роста (выручка CAGR 2011-2015 137%, рост числа магазинов CAGR 2012-2016 25%). Мы рекомендуем покупать акции «Детский мир» с целью 95-100 рублей до конца 2017 года.

SPO (Secondary Public Offering) — публичное размещение акций, которые принадлежат уже существующим акционерам. Благодаря данному размещению, количество акций в свободном обращении (free-float) растет, потому что общее количество акций не меняется, а один из акционеров продает свои акции неограниченному кругу инвесторов. Рассмотрим это с точки зрения инвестора и сделаем предположение, что SPO может являться триггером к росту котировок акций. Вторичное размещение акций повышает количество акций в свободном обращении, увеличивает ликвидность и повышает интерес со стороны иностранных инвесторов.

Например, 15 ноября 2016 года компания ИнтерРАО была включена в расчет индекс MSCI Russia (фондовый индекс российского рынка, входящий в группу индексов развивающихся рынков MSCI Emerging Markets), а компания Мегафон была исключена из него. В итоге в последующие пять торговых дней акции первой компании выросли на 7,5%, а акции второй упали на 6,5%. Но для инвестора важнее предугадывать данные события, а не покупать акции «по факту», когда большая часть движения акций уже отыграна и заложена в ожиданиях рынка. Одним из инструментов, как раз является проведения SPO и его оценка в виде возможного дальнейшего влияния на изменения количества акций в свободном обращении.

Актуальной идеей с точки зрения SPO, увеличения акций в свободном обращении, последующем интересе со стороны иностранных инвесторов (ориентирующиеся на глобальные индексы, например MSCI) и как следствие рост котировок могут стать акции компании НЛМК. Основной акционер компании Владимир Лисин в декабре объявил о продаже 1,5% акций, это увеличит free-float до 16%, что дает шансы компании быть включенной в вышеназванный индекс, в соответствии с их методикой расчета. Так в 2017 году индекс MSCI будет пересматриваться 9 февраля, 15 мая, 10 августа и 13 ноября, обычно полугодовые пересмотры (май и ноябрь) носят более кардинальный характер, поэтому мы рекомендуем покупать акции компании НЛМК на срок до 15 мая 2017 года под идею возвращения бумаг в индекс MSCI Russia спустя 4 года.

www.forbes.ru

IPO на российском рынке: законодательные новации

Статьи по теме

Привлечение капитала путем первичного публичного размещения акций (IPO) становится все более популярным среди российских компаний. Между тем по сравнению с зарубежным опытом схемы публичных размещений, применяемые российскими эмитентами, до недавнего времени были неоправданно сложными. Поправки к федеральным законам и нормативные акты ФСФР России, принятые за последнее время, радикально меняют сложившееся положение вещей.

Используйте пошаговые руководства:

Общепринятое понимание первичного публичного размещения акций предполагает осуществление эмитентом дополнительного выпуска акций (первичных) и продажу их инвесторам. Однако когда речь идет об IPO на российских площадках, то обычно имеется в виду иная схема: акционеры размещают уже существующие (вторичные) акции, а полученные средства используют для приобретения акций дополнительного выпуска (первичных). Это объясняется тем, что до недавнего времени российское законодательство было плохо приспособлено к регулированию первичных публичных размещений.

Качественные изменения в регулировании IPO произошли с принятием Федерального закона от 27.12.05 № 194-ФЗ (далее – Закон № 194-ФЗ), положения которого затронули целый ряд других федеральных законов и несколько позже нашли развитие в подзаконных актах ФСФР России (см. врезку).

Следует признать, что эти изменения в целом направлены на устранение нормативных барьеров, препятствующих созданию эффективного механизма первичного публичного размещения. Проведем краткую оценку наиболее существенных новаций и их влияния на процесс первичных публичных размещений акций российскими эмитентами.

Изменения в процедуре эмиссии

Согласно ранее действовавшим нормам законодательства инвесторы, которые приобрели акции дополнительного выпуска в ходе размещения, не могли их реализовать до регистрации ФСФР России Отчета об итогах выпуска акций. Соответственно до этого момента инвесторы несли риски, связанные с возможным изменением рыночной стоимости акций.

Напомним, что согласно действующему законодательству срок регистрации Отчета составляет 14 дней (п. 7 ст. 25 Закона № 39-ФЗ), но на практике рассмотрение документов в ФСФР России может затянуться до одного месяца. Более того, ФСФР предоставлена возможность продлить срок регистрации еще на один месяц (ст. 25 Закона № 39-ФЗ; п. 2.6.9 Стандартов эмиссии).

Альтернатива, предложенная Законом № 194-ФЗ, заключается в том, что вместо Отчета об итогах выпуска эмитент может направить в регистрирующий орган уведомление (п. 1 ст. 19 Закона № 39-ФЗ), после чего инвестор вправе свободно реализовать полученные акции. На направление уведомления отводится 30 дней после завершения размещения ценных бумаг. Воспользоваться этой возможностью эмитент имеет право при выполнении двух условий: если его ценные бумаги допущены к листингу хотя бы одной фондовой биржей и если размещение путем открытой подписки проводится через брокера (ст. 25 Закона № 39-ФЗ).

Законодательные и нормативные акты в области регулирования IPO, измененные или принятые вновь с декабря 2005 по май 2006 года

Федеральный закон от 27.12.05 № 194-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Федеральный закон от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Федеральный закон от 05.03.99 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

Приказ ФСФР России от 15.12.04 № 04-1245/ пз-н «Об утверждении Положения о деятельнос-

ти по организации торговли на рынке ценных бумаг» (ред. от 22.06.05 № 05-22/пз-н, от 12.01.06 № 06-4/пз-н).

Приказ ФСФР России от 12.01.06 № 06-5/пз-н «Об утверждении Положения о порядке выдачи федеральной службой по финансовым рынкам разрешения на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации» (ред. от 18.04.06 № 06-42/пз-н).

Приказ ФСФР России от 16.03.05 № 05-4/пз-н «Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» (ред. от 01.11.05 № 05-58/пз-н, от 12.01.06 № 06-7/пз-н).

Уведомление подписывается генеральным директором и главным бухгалтером эмитента, а также брокером, участвующим в размещении, «подтверждающим тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в… уведомлении».

Таким образом, введен более гибкий и оперативный механизм: во-первых, полномасштабная торговля акциями на бирже может начаться непосредственно после направления уведомления в ФСФР, во-вторых, контроль законности размещения возлагается на самих участников рынка, прежде всего эмитента и брокера. Отметим, что лица, подписавшие уведомление, несут солидарную субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный владельцу ценных бумаг в результате указания в уведомлении недостоверной, неполной или вводящей в заблуждение информации.

Мнение эксперта
Антон Рогоза, старший юрист юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

От введения уведомительного порядка выиграют как эмитенты, так и инвесторы, поскольку они заинтересованы в том, чтобы реализация акций началась как можно скорее. Но вот что касается ответственности участника рынка ценных бумаг перед инвесторами за возможный ущерб, то хотя она формально и предусмотрена, вина тем не менее должна быть доказана в суде. Однако отсутствие судебной практики по применению ст. 71 Закона № 208-ФЗ, вводящей ответственность членов совета директоров, правления, единоличного исполнительного органа акционерных обществ, позволяет сделать вывод о том, что процесс доказывания вины весьма сложен. А предусмотренная законом ответственность пока остается «бумажной нормой».

Личный опыт
Дмитрий Елисеев, вице-президент по корпоративным финансам ОАО «Корпорация«Иркут» (Москва)

На мой взгляд, введение уведомительного порядка вместо регистрации отчета о выпуске ценных бумаг – действительно, положительное изменение для эмитентов. Этот порядок может быть применен как для новых дополнительных выпусков, так и для размещения ценных бумаг уже существующих выпусков. Самое важное, что торги по ценным бумагам могут начаться уже на следующий день после размещения, поскольку появится возможность включить их в котировальный список биржи, в частности специально созданный список «В» (подробнее об этом см. ниже. – Примеч. редакции). Нововведения касаются не только акций, но и облигаций, что способствует повышению конкурентоспособности российского фондового рынка. Планируя IPO, мы рассматривали различные варианты размещения ценных бумаг, в том числе через биржу. Однако в отличие от нынешних эмитентов мы не имели возможности вывести бумаги в обращение так скоро.

Примерная последовательность действий при размещении ценных бумаг с учетом изменений, внесенных в законодательство

1. Принятие решения о размещении.
2. Утверждение Решения о выпуске ценных бумаг и проспекта ценных бумаг.
3. Регистрация выпуска в ФСФР России.
4. Подача документов на биржу для допуска к торгам и включения в список «В».
5. Due Diligence эмитента (проводится юридическим консультантом эмитента и юридическим консультантом андеррайтера).
6. Одобрение андеррайтингового соглашения как крупной сделки и сделки с заинтересованностью (если необходимо) 1 .
7. Направление уведомления о реализации преимущественного права (20 дней).
8. Составление международного проспекта.
9. Объявление диапазона цен. Roadshow. Сбор заявок.
10. Заключение андеррайтингового соглашения.
11. Определение цены размещения.
12. Реализация преимущественного права. Размещение акций среди инвесторов. Расчеты с инвесторами.
13. Уведомление о размещении ФСФР России.
14. Начало торгов. Стабилизация.

Котировальный список «В»

Инвесторы, принимающие участие в IPO, заинтересованы в максимальной ликвидности акций. Это означает, что акции должны участвовать в торгах на фондовой бирже и желательно находиться в одном из котировальных списков.

Ранее действовавший порядок предусматривал, что для включения в котировальный список ценные бумаги должны были торговаться на внесписочном рынке в течение трех месяцев (причем с соблюдением требований к сумме ежемесячно заключаемых сделок: так, для включения акций в список «Б» ежемесячный объем сделок с ними, рассчитанный по итогам последних трех месяцев, должен составлять не менее 1,5 млн руб.).

С внесением изменений в законодательство для оптимизации процесса первичного публичного размещения введен специальный котировальный список «В». Для включения в него необходимо, чтобы первичные акции (новые акции дополнительных выпусков) размещались по открытой подписке с использованием услуг брокера, а для вторичных акций предусматривается публичное размещение через фондовую биржу или брокера. Предварительных внесписочных торгов не требуется.

Котировальный список «В» является «временным пристанищем» для размещаемых акций. Они могут присутствовать в нем не более трех месяцев. Когда этот срок истекает, акции либо переводятся в другой котировальный список – при условии соблюдения требований для включения в него (в частности, к объему торгов, капитализации компании, структуре акционерного капитала и уровню корпоративного управления), либо подлежат исключению из списка «В» (п. 4.7 Положения об организации торгов). Кроме того, ФСФР России вводит требование о поддержке торговли акциями на бирже после размещения (стабилизация торгов) со стороны маркет-мейкера 1 , что может повлечь за собой дополнительные расходы на размещение. Если в течение пяти дней после включения акций в котировальный список «В» договор между организатором торгов и эмитентом о выполнении функций маркет-мейкера не заключается, то акции подлежат делистингу На практике стабилизация рынка после размещения является обычной обязанностью андеррайтера.

Вместо Отчета об итогах выпуска эмитент может направить в регистрирующий орган уведомление, после чего инвестор вправе свободно реализовать полученные акции

Личный опыт
Дмитрий Елисеев, вице-президент по корпоративным финансам ОАО «Корпорация «Иркут» (Москва)

В 2004 году, когда мы выходили на IPO, списка «В», к сожалению, не существовало. Непосредственно перед проведением IPO акции корпорации «Иркут» были включены в котировальные списки ММВБ и РТС. Для этого компании требовалась история торгов не меньше чем за три месяца. Кроме того, одним из самых сложных моментов для эмитента, который еще, возможно, и не имеет достаточного количества акций в обращении, является соблюдение объема торгов. А в список «В» можно включить ценные бумаги, не имеющие торговой истории, к тому же ограничения по объему торгов отсутствуют.

Алексей Панферов, заместитель председателя правления МДМ-Банка

Одно из принципиальных изменений, предложенных ФСФР, — введение котировального списка «В» — значительно упрощает процедуру прохождения листинга в России и позволяет снизить затраты времени на этот процесс. Котировальный список «В» создан для включения в листинг ценных бумаг эмитента, впервые размещающего бумаги по открытой подписке. Его появление снимает необходимость внесписочных торгов в течение трех месяцев до получения листинга, что ранее сказывалось на общем графике размещения ценных бумаг.

Насколько нам известно, РТС, например, уже объявила тарифы на листинг для списка «В». В связи с тем что данные изменения были введены относительно недавно, на практике еще не пришлось сталкиваться со случаями, когда компания-эмитент выбрала данный вариант листинга. Так, акции группы «Разгуляй», размещение которых мы провели в марте этого года, включены в котировальный список «Б». Однако, учитывая предстоящее количество размещений, прецедентов можно ожидать в самом скором времени.

1 О функциях маркет-мейкера и требованиях, предъявляемых к нему организатором торгов, см. п. 3.3 Положения об организации торгов. – Примеч. редакции.

Формирование книги заявок

Механизм первичных публичных размещений через формирование андеррайтером книги заявок (book building) наиболее распространен в мировой практике. Он предусматривает предложение и размещение акций среди ограниченного круга инвесторов, проявивших к ним интерес в ходе публичных презентаций, организованных андеррайтером и эмитентом в основных финансовых мировых центрах (roadshow). Практика формирования книги заявок использовалась и при публичных размещениях в России, оставаясь однако за пределами нормативного регулирования.

С введением в действие Закона № 194-ФЗ механизм формирования книги заявок может быть предусмотрен Решением о дополнительном выпуске акций. В этом случае эмитент делает приглашения неопределенному кругу лиц направлять предложения (оферты) на приобретение акций. Оферты потенциальных инвесторов должны содержать цену и количество акций, которые они готовы приобрести. Поступившие оферты подлежат регистрации в специальном журнале учета (аналог книги заявок) поступивших предложений (п. 6.2 Стандартов эмиссии).

При этом эмитенту предоставлено право удовлетворять оферты по своему усмотрению, что дает ему возможность выбрать инвесторов, сделавших наиболее коммерчески привлекательные предложения, а также ориентированных на участие в стратегическом управлении обществом (п. 6.2.1 (в) Стандартов эмиссии). Отметим, что на практике инвестора выбирает скорее не эмитент, а андеррайтер.

Реализация преимущественного права

Возможность приобретения существующими акционерами дополнительных акций общества, размещаемых по открытой подписке, до размещения ценных бумаг среди сторонних инвесторов предусмотрена статьями 40 и 41 Закона № 208-ФЗ. Эта норма является важным средством защиты прав миноритарных акционеров, поскольку позволяет предотвратить «размывание» их пакетов акций. Тем не менее преимущественное право является одним из основных барьеров для первичного публичного размещения.

Ранее на реализацию преимущественного права закон отводил не менее 45 дней со дня уведомления акционеров о возможности приобрести акции. При этом цена акций определяется советом директоров эмитента и не может быть ниже цены размещения сторонним инвесторам более чем на 10% (п. 2 ст. 38 Закона № 208-ФЗ).

Из-за невозможности начать размещение акций до окончания срока реализации преимущественного права эмитент несет риски, связанные с возможным изменением рыночной цены акций. В течение 45 дней цена может вырасти более чем на 10%. В таком случае эмитент должен либо нарушить требование законодательства, что грозит признанием размещения недействительным, либо размещать акции по цене ниже сложившейся на рынке. Очевидно, что подобное положение дел не выгодно ни эмитенту, ни миноритарным акционерам.

Нужно отметить, что законодательство многих западных государств устанавливает куда более щадящие сроки реализации преимущественного права либо дает возможность эмитенту отменить действие преимущественного права на основании его учредительных документов (как, например, в Голландии).

Законодатели предприняли попытку устранить негативный эффект от реализации преимущественного права при первичном публичном размещении акций. Так, новая редакция п. 2 ст. 41 Закона № 208-ФЗ позволяет эмитенту определить цену размещения акций после окончания срока действия преимущественного права, который в свою очередь может быть сокращен с 45 до 20 дней (это указывается в Решении о выпуске). В таком случае акционеры, реализующие преимущественное право, должны оплатить акции в срок не менее пяти рабочих дней с момента раскрытия информации о цене размещения (п. 6.4.7 (ж) Стандартов эмиссии). Цена акций, приобретаемых по преимущественному праву, по-прежнему может быть на 10% ниже цены размещения сторонним инвесторам.

Вопрос о судьбе акций, которые акционеры обязались приобрести по преимущественному праву, но не оплатили в отведенный срок, остается открытым. Представляется, что в этом случае варианты решения проблемы нужно закрепить в Решении о дополнительном выпуске акций, например предусмотреть возможность размещения таких акций инвесторам или их выкупа андеррайтером.

Мнение эксперта
Ольга Черноглазкина, начальник отдела юридического консалтинга компании «Технологии корпоративного управления» (Москва)

Лицо, имеющее преимущественное право приобретения акций дополнительного выпуска, для осуществления этого права (полностью или частично) подает в общество письменное заявление о покупке акций.

К заявлению прилагается документ об их оплате, за исключением случая, когда в Решении о размещении дополнительных акций установлено, что цена размещения будет определена после завершения срока действия преимущественного права. В такой ситуации уведомление акционера о преимущественном праве должно содержать сведения о сроке оплаты ценных бумаг, который не может быть менее пяти рабочих дней с момента раскрытия информации о цене размещения. Поскольку дополнительные акции размещаются при условии их полной оплаты, то само по себе заявление акционера о приобретении акций не является основанием для возникновения у него права собственности на них. Соответственно акционер не вправе требовать передачи ему таких акций, и их могут приобрести другие лица. Поэтому в Решение о дополнительном выпуске акций никаких особых условий можно не включать.

Действующее законодательство не устанавливает требований к сроку, в течение которого инвесторы должны направить оферты на приобретение размещаемых акций (он определяется в Решении о дополнительном выпуске акций). Поэтому, в принципе, осуществлять маркетинговые мероприятия и направлять оферты можно и до окончания 20-дневного срока реализации преимущественного права (но не ранее даты приглашения эмитента делать оферты). Эмитент в свою очередь может определить цену размещения и зафиксировать дату заключения договора на приобретение акций по преимущественному праву в любой удобный момент после окончания срока реализации преимущественного права. При этом допускается раскрытие цены акций в день начала размещения (п. 6.4.1 Стандартов эмиссии).

Таким образом, возможен минимальный разрыв между определением цены размещения и началом размещения акций дополнительного выпуска инвесторам (вплоть до одновременного их осуществления), что значительно снижает риски изменения рыночной цены акций и обеспечивает андеррайтерам определенную гибкость в выборе момента размещения.

Личный опыт
Алексей Панферов, заместитель председателя правления МДМ-Банка

На мой взгляд, нормы законодательства о преимущественном праве еще требуют доработки Конечно, сегодня можно проводить маркетинг сделки в течение действия преимущественного права, не определяя цену размещения в начале этого срока. Иными словами, цена размещения по преимущественному праву может быть определена одновременно с ценой для прочих инвесторов на момент закрытия книги заявок. Это положительное изменение. Но поскольку невозможно заранее определить, какой процент ценных бумаг будет востребован по преимущественному праву, фактически банк-андеррайтер берет на себя определенные риски.

Еще больше рискует эмитент, так как акционеры, реализовавшие преимущественное право, могут оказаться менее надежными, чем портфельные инвесторы, которым андеррайтер реализует акции. Заключить же заранее отдельное соглашение об андеррайтинге с акционерами, выкупившими акции по преимущественному праву, невозможно из-за неопределенности с количеством акций.

Размещение акций за рубежом

Разместить акции за пределами РФ по-прежнему можно только с разрешения ФСФР России (ст. 16 Закона № 39-ФЗ). Заявление для получения такого разрешения должны подписывать как российский эмитент, так и банк-депозитарий, выпускающий соответствующие депозитарные расписки. Одним из условий выдачи разрешения ФСФР является включение акций в котировальный список российской биржи.

Мнение эксперта
Антон Рогоза, старший юрист юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

Депозитарные расписки выпускаются на акции российских эмитентов в соответствии с иностранным законодательством. Они удостоверяют определенные права их владельцев в отношении акций, однако природа таких прав с точки зрения российского законодательства остается неясной. Хотя согласно позиции ФСФР России депозитарные расписки (АДР и ГДР) соответствуют признакам ценных бумаг (см. письмо ФСФР России от 29.08.05 № 05-ВГ-03/13719), их следует считать эмиссионными ценными бумагами иностранных эмитентов. Следовательно, вопрос о том, насколько статус владельцев АДР и ГДР равнозначен статусу акционера в соответствии с российским законодательством, остается открытым.

В мае 2006 года были внесены изменения в порядок выдачи разрешений на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российскими эмитентами за пределами России 1 . «Предложить» 2 акции российского эмитента (причем как первичные, так и вторичные) к приобретению за рубежом можно только при наличии «возможности их предложения на российском рынке». Это условие считается выполненным, если владелец акций предоставит инвесторам возможность приобрести их на торгах российской фондовой биржи и (или) с привлечением российского брокера.

Кроме того, введены и количественные ограничения по акциям, размещаемым (для первичных акций) или предлагаемым к обращению (для вторичных акций) за рубежом.

Личный опыт
Алексей Панферов, заместитель председателя правления МДМ-Банка

Компания, решившая провести IPO за рубежом, должна предложить к размещению в России как минимум 30% первого выпуска. Поэтому можно проводить как одновременное размещение на российских и иностранных площадках, так и ограничиться для начала Россией. Выбор отчасти зависит от размера выпуска: возможно, нет смысла «дробить ликвидность» и размещаться на двух площадках, если необходимое финансирование можно привлечь в России. К тому же размещение в нашей стране дешевле.

Отдельно отмечу: как показало размещение группы «Разгуляй», инструмент (то есть площадка) вторичен по сравнению с позиционированием компании и ее историей. Более 94% акций группы было приобретено иностранными инвесторами Это лишний раз доказывает, что успешно привлечь иностранные инвестиции можно, проводя размещения и в России.

Основной юридический риск для иностранных инвесторов, приобретающих депозитарные расписки на российские акции, связан с возможным отказом ФСФР России в регистрации Отчета об итогах дополнительного выпуска акций. Как уже было отмечено, этот риск исключается в том случае, если эмитент уведомляет ФСФР России об итогах размещения. Поскольку при проведении IPO за рубежом обязательно размещение акций и на российском рынке, то уведомительный порядок, видимо, должен быть применим и в этом случае.

Мнение эксперта
Антон Рогоза, старший юрист юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

Законодательство не позволяет однозначно ответить на вопрос, допустимо ли применение уведомительного порядка при запуске программы иностранных депозитарных расписок. Формально механизм уведомления предусмотрен только для акций, размещаемых на территории РФ, следовательно, не является обязательным при размещении акций за рубежом.

Личный опыт
Дмитрий Елисеев, вице-президент по корпоративным финансам ОАО «Корпорация «Иркут» (Москва)

Основные риски размещения ценных бумаг в иностранном государстве — юридические. Например, риск того, что инвесторы предъявят вам претензии в связи с указанием недостоверной информации в проспекте эмиссии ценных бумаг Для снижения данных рисков следует пригласить юристов, которые проведут проверку деятельности компании и опишут все возможные риски в проспекте ценных бумаг и в информационном меморандуме. Они, по моему мнению, порой несколько драматизируют ситуацию, и бывает даже страшновато читать их документы — каких только рисков там нет. Но зато впоследствии защититься от возможных преследований будет проще.

Кроме того, существуют риски подачи исков акционерами к руководителям компании в случае принятия ими неверных решений, приведших к ухудшению финансового положения компании, сокрытию существенной информации и пр. Снизить такие риски можно, принимая взвешенные решения и постоянно анализируя, как планируемые действия отразятся на акционерах и инвесторах. Ну и, наконец, можно просто оформить страховой полис (см. справку. – Примеч. редакции).

Итак, законодательные новшества и инициативы со стороны ФСФР России свидетельствуют о том, что достаточно последовательно реализуется политика стимулирования российского фондового рынка, а ФСФР весьма решительно настроена на то, чтобы воспрепятствовать уходу российских акций на зарубежные фондовые рынки.

В целом внесенные в российское законодательство изменения позволяют существенно упростить механизм размещения ценных бумаг на российском рынке, повысить его прозрачность, сократить сроки выхода компаний на IPO и снять целый ряд юридических рисков. В настоящее время к размещению акций готовятся многие компании. Их опыт позволит эмитентам и инвесторам оценить уровень эффективности и востребованности законодательных новаций уже в ближайшее время.

Чего не хватает фондовому рынку России, чтобы стать привлекательным

Антон Севостьянов, заместитель генерального директора ООО «Аудит – новые технологии» (Москва)

Основные проблемы российского фондового рынка по-прежнему связаны с законодательством: с одной стороны, рынок излишне зарегулирован, с другой – должное правовое обеспечение отсутствует.

В значительной мере улучшить положение можно, если принять новый закон «О биржах и биржевой деятельности», общий для фондовых, валютных и срочных товарных бирж. В нем необходимо прежде всего определить правовой статус самих бирж, установить требования к составу и структуре их акционеров, к системе корпоративного управления. Все это позволит обеспечить инвестиционную привлекательность бирж и прозрачность их деятельности.

Фондовая биржа в силу специфики своих функций – не только организовывать торговлю, но и обеспечивать ее эффективность, добросовестность, а также защищать интересы инвесторов – должна получить определенные регулятивные полномочия по отношению к участникам торгов и к эмитентам. Регулирующее воздействие на участников торгов должно заключаться в предотвращении манипулирования ценами, инсайдерской торговли, а также в обеспечении надежности участников торгов. Если биржа действительно станет таким регулятором, то можно рассчитывать на повышение качества торгуемых ценных бумаг, на своевременное раскрытие информации эмитентами, а также на реальный контроль соблюдения принципов корпоративного управления.

Одним из главных факторов, препятствующих развитию российского фондового рынка, является недостаточное развитие рыночной инфраструктуры. Это приводит к выталкиванию на зарубежные фондовые площадки и крупных эмитентов, и наиболее активных инвесторов. На протяжении многих лет обсуждается необходимость создания в России центрального депозитария – структуры, существующей практически на всех развитых фондовых рынках. Появление такого института рыночной инфраструктуры позволит решить ряд проблем.

Во-первых, это даст возможность повысить уровень защищенности прав собственности на ценные бумаги, снизить риск нарушения прав инвесторов в корпоративных конфликтах, устранить проблему «двойных реестров».

Во-вторых, деятельность центрального депозитария позволит ускорить и упростить расчеты по сделкам с ценными бумагами.

В-третьих, за счет консолидации депозитарного учета и использования передовых технологий центральный депозитарий сможет удешевить обслуживание своих клиентов, что обеспечит общее снижение издержек для участников фондового рынка.

Необходимо устранить препятствия, явно мешающие развитию рынков производных финансовых инструментов. Для обеспечения полноценной юридической защиты участников рынка производных инструментов требуется прежде всего внести изменения в Гражданский кодекс РФ, чтобы исключить возможность отнесения таких инструментов к «сделкам пари». В соответствии с действующим ГК РФ требования по таким сделкам не подлежат судебной защите.

Не менее востребованы поправки в валютное законодательство. Иностранным инвесторам, к примеру, трудно понять, зачем для приобретения активов необходимо открывать спецсчета (это дополнительная трата времени, подготовка документации и пр.), да еще и резервировать средства под операцию, отвлекая их из оборота.

1 Приказ ФСФР России от 18.04.06 № 06-42/пз-н. – Примеч. редакции.
2 Понятие «предложение акций за рубежом» в законодательстве не раскрывается, однако не вызывает сомнений, что речь идет о выпуске иностранных депозитарных расписок.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

fd.ru

Популярное:

  • Закон от 04062011 n 123-фз Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ"Технический регламент о требованиях пожарной […]
  • 4 федеральный конституционный закон о судебной системе российской федерации Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 4-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" Комментарии Российской Газеты Одобрен […]
  • Охрана прав ребенка в законе об образовании Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ"Об основных гарантиях прав ребенка в […]
  • Заявление уэк образец Обсуждения Отказ от УЭК ( НОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ!) 885 сообщений ОТКАЗ ЗА СЕБЯ И РЕБЕНКА:кому___________________________________________ Заявление об отказе от выпуска и получения УЭК.Я, _ФИО_, гражданин (-ка) РФ, реализуя своё право, […]
  • Приказ 90 о разрешениях Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016 г. № 90 “Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам […]
  • Правовое обеспечение медико социальной экспертизы Правовое регулирование в области медикосоциальной экспертизы Правовое регулирование в области медико-социальной экспертизы СОДЕРЖАНИЕ 1. Правила признания лица инвалидом — страница 3. 1.1. Порядок направления на […]
  • Приказ 347-н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 г. N 347н "Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 г. […]
  • Закон 324 от 2018 Постановление Правительства РФ от 24.03.2018 N 324 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1459" ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 марта 2018 г. N 324 О ВНЕСЕНИИ […]