Экспертиза в сфере образования это

Экспертиза в образовании

План занятия:

1. Понятие экспертизы в образовании, специфика экспертных процедур в образовании.

2. Метод экспертных оценок. Алгоритм экспертизы.

3. Экспертиза инновационных проектов в образовании.

4. Экспертный лист. Паспорт зрелости инновационного проекта.

5. Экспертное заключение.

Вопросы и задания на обсуждение:

1. Выпишите в свою терминологическую карту понятия: экспертиза, экспертология, экспертная деятельность, экспертиза в образовании, метод экспертных оценок, экспертный лист. Установите взаимосвязь между ними.

2. Прочитайте часть статьи Игнатьевой Г.А., Слободчиковой В.И.«Методология экспертизы инновационных образовательных проектов» об особенностях процедуры экспертизы в образовании и ответьте на следующие вопросы:

— Какова специфика экспертизы в образовании? В чем заключаются основные трудности таких процедур при экспертизе инновационных проектов в образовании?

— Что представляет собой критериальная база экспертирования инноваций в образовании? Что позволяет оценить каждый тип критериев экспертизы? Какие результаты можно получить в процессе экспертизы по выделенным критериям?

— Какие формы экспертной работы вы знаете? В чем их преимущества и недостатки?

— В чем сущность метода экспертных оценок?

— Каков основной алгоритм процедуры экспертизы?

«…Несколько слов о категории «экспертиза». Предельно общим обозначением деятельности оцениваниякакого-либо объекта в соответствии с некоторой мерой (нормой) является понятие экспертизы. Данное средство в настоящее время оказывается максимально адекватным для квалификации, оценки, нормирования инновационных «сдвигов» в образовании на всех уровнях его организации.

Заказ на экспертную деятельность появляется тогда, когда происходят существенные изменения профессионально-педагогической деятельности, когда происходит становление и развитие инновационной педагогической практики, и ее разработчикам необходимо ответить на ряд вопросов. В чем сущность того нового, что делается в образовательной практике в сравнении с прежним опытом? Что необходимо сделать, чтобы создать эффект инновационного развития?

Становление экспертологии, как научной дисциплины, изучающей закономерности, методологию, процессы организации и развития научных основ педагогической экспертизы, связано с развитием инновационных процессов в образовании.

Экспертная деятельность как особый вид человеческой деятельности, относится по своим сущностным характеристикам к аналитическому и исследовательскому типу деятельности, где объектом изучения является развивающая и развивающаяся практика, а в качестве продукта имеет заключение об уровне развития этого объекта.

В соответствии с этим рабочим определение экспертной деятельности может быть следующее:Экспертная деятельность – это особый вид экспертно-аналитической деятельности, требующий специальных знаний об объекте и предмете экспертизы и профессиональных умений (проектировать, анализировать, оценивать, контролировать, управлять и т.д.), результатом которой является представление мотивированного заключения.

Экспертная деятельность, как особый вид исследования имеет такие структурные компоненты:

— сбор и анализ информации,

— определение проблем исследования и их ранжирование,

— формулирование гипотезы и цели исследования,

— определение инструмента и критериев исследования,

— контроль и оценка, корректировка.

Как всякая деятельность, экспертная деятельность, может иметь следующее целеполагание:

1. Оценка степени соответствия рассматриваемых материалов некоторым нормативным моделям, либо существующим требованиям или традициям. Обычно такая оценка выражается в совокупности общих, специальных и конкретных критериев. По ее результатам возможны рекомендации по доработке основных позиций в предмете экспертизы, либо – мотивированный отказ от дальнейшего рассмотрения проекта. Подобная форма экспертной работы (по уже существующей или заранее сформированной системе критериев) может быть названа нормативно-деятельностной.

2. Оценка деятельности проектировщиков по проработке инновационного проекта, приращению их профессионального мастерства, а также оценка деятельности по реализации проекта (степени реализации проекта).

3. Понимание авторского замысла, исходной проектной идеи, выявление ее мировоззренческого контекста, целевых ориентаций проекта и его ценностно-смысловых оснований. Подобная форма экспертной работы может быть названа герменевтической.

Полноценная экспертиза возможна при выявлении трех ее содержательных момента: если известно, что оценивается (объект экспертизы), если существуют способы оценивания (процедуры экспертизы), если выявлены исходные основания оценки (критерии экспертизы). Последний момент оказывается здесь – в ситуации инновационных преобразований – наиболее проблематичным.

В стабильных условиях оценка чего-либо всегда так или иначе обеспечена – уже существующие эталоны, нормы, стандарты, каноны, правила, меры, предписания позволяют с помощью соответствующих средств (процедур) соотнести с ними экспертируемый объект (процесс, явление, свойство, продукт, результат и др.) Однако, возможна ли вообще экспертиза в ситуации инновационного действия, в ситуации выхода в безмерное? И если возможна – то на основании чего и какими средствами?

В уже сложившихся, хорошо структурированных формах общественной практики фиксация того или иного объекта экспертизы обычно не представляет трудностей; сложнее это сделать в практике становления инноваций либо находящейся в процессе кардинальных преобразований. Работа эксперта (способы, процедуры экспертирования) становится проблематичной именно в ситуации инновационных преобразований, где сами объекты и критерии экспертизы оказываются предельно неопределенными.

Экспертиза восходит к практике установления качества какого-либо продукта по его вещественным характеристикам. Классическим типом такой экспертизы может служить, например, дегустация, опирающаяся на суждения вкуса экспертов. Сюда же относится оценка разнообразных произведений художественной деятельности. В обоих случаях не существует специальных мер и нормативов, однако вполне могут быть исторически сложившиеся эталоны и законы – как, например, в живописи, литературе, иконографии и др.

Другой тип экспертизы как особой профессиональной деятельности связан с появлением принципиально нового объекта оценивания. Его можно обозначить как «исполненное действие» или «свершившаяся деятельность», более обобщенно – квалификация некоторого процесса. Примером здесь могут служить многие виды спортивной деятельности (художественная гимнастика, фигурное катание и др.), где объектом оценивания является исполненное действие и – деятельность в целом. С ситуациями «свершившегося процесса» постоянно имеет дело, например, судебная экспертиза, когда по некоторым материальным следам необходимо восстановить случившееся и «исполнить процесс» в следственном эксперименте; также и медицинский консилиум – как пример экспертизы «текущего процесса».

Новый и принципиально особый шаг в развитии экспертизы связан с оценкой предполагаемых изменений и преобразований в социокультурной сфере, к которой целиком относится и сфера образования. Эти предположения выступают, как правило, в форме общественных инициатив, политических деклараций, мировоззренческих концептов, социальных программ и проектов, которые в совокупности ориентированы на будущее. Понятно, что техники и критерии экспертирования того, что есть в своей качественной определенности (как в первом случае), или того, что уже свершилось (как во втором), в данном случае непригодны, ибо предполагаемые преобразования требуют оценки того, чего еще нет. Здесь возникает специальная задача по выявлению и переопределению объектов, критериев и процедур экспертирования этих – еще только возможных и, как правило, инновационных изменений относительно сложившейся практики.

В социальной жизни (а соответственно – и в образовании) изменения происходили и происходят всегда. Но в стабильных ситуациях они совершаются либо в пределах существующих норм и эталонов (и здесь достаточно классических институтов инспекции), либо эти изменения столь растянуты во времени, что качественные преобразования системы приобретают эволюционный характер и она успевает приспособиться к ним. Иное дело – инновации в настоящее время. По своему буквальному переводу, инновация – это «вновление», внедрение новшества в текущий процесс. Так что здесь возникают сразу два объекта экспертной оценки: само новшество и способы (или условия) его внедрения; причем в понятии инновации оба эти объекта сращены, один без другого не имеют смысла.

По кругу выполняемых задач экспертизу инновационных проектов можно сравнить с сертификацией. Критериальная база экспертирования инноваций в образовании определяется характером педагогических объектов, подлежащих экспертной оценке, и наличием (либо отсутствием) общественно и профессионально выработанных нормативов, эталонов, прецедентов. Типологически критерии экспертизы можно развести по трем основным позиция:

1. Общие критерии – позволяют оценить значимость (общественную и профессионально-деятельностную) предполагаемого проекта с точки зрения основных тенденций, целей и направлений развития и реформирования образования на разных уровнях его организации.

Состав критериев:

актуальность представленного проекта: необходимость и своевременность реализации проектной идеи для совершенствования и развития соответствующего фрагмента образовательной системы;

новизна (оригинальность) проектной идеи: принципиально новый подход, совершенствование существующей образовательной ситуации, модернизация массово-педагогической практики, предложение альтернативы и т.д.;

масштабность проекта: локальный, местный, региональный, межрегиональный, общегосударственный;

системность проекта: фрагментарный или системный характер (сценарий отдельного урока или образовательная программа, набор педагогических действий или образовательные технологии, методическое или научно-организационное обеспечение и т.д.);

эффективность проекта: улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации;

транслируемость проектной идеи: экстраординарность условий реализации идеи иди возможность ее тиражирования.

Основой общей критериальной оценкой является соответствие предполагаемых действий концептуальным целям и программным устан6овкам проекта.

2. Специальные критерии – позволяют оценить компетентность автора проектной идеи и содержательность проекта с точки зрения его полноты, соответствия нормативным и понятийным требованиям.

Состав критериев:

полнота структуры проекта: анализ образовательной ситцуации, развернутая конценция проекта (проектная идея, описание проблем, постановка целей, формирование задач), содержательная и организационная модель образовательной системы или ее фрагмента, план реализации проекта с ресурсным обеспечением, смета реализации;

степень проработанности структурных элементов проекта: полнота, углубленность, конкретность и т.д.;

согласованность структурных частей проекта: соответствие анализа ситуации – описанию проблем, концепции – основным направлениям деятельности, целей и задач проекта – существующим и необходимым ресурсам (технологическим, организационных, профессиональных, финансовых и т.д.).

Основой специальной критериальной оценки является соответствие целей, задач программы и плана действий той предметной области образования, относительно которой предполагается инновационные преобразования.

3. Конкретные практические критерии– позволяют оценивать степень обоснованности проекта с точки зрения возможностей его воплощения и жизнеспособности.

Состав критериев:

реалистичность проекта: соответствие идеи, целей и задач проекта реальной образовательной ситуации, уровень обеспеченности проекта разного рода ресурсами, выявленность источников дополнительных ресурсов;

реализуемость проекта: наличие, вовлеченность и согласованность действий других субъектов образовательной ситуации с действиями автора проекта при его реализации (характер организационно-деятельностного ресурса);

инструментальность (управляемость) проекта: наличие научно-организационного обеспечения, способов и плана действий по реализации проекта, сформированность образовательных ресурсов.

Основой конкретной критериальной оценки является наличие специальных механизмов формирования разнообразных ресурсов, профессионально-деятельностных коалиций субъектов из разных общественных практик и их соответствия реальной образовательной ситуации, на которую ориентирован данный проект.

Таковы типологические группы критериев оценки инноваций в образовании, которые в реальной экспертизе могут быть конкретизированы относительно предметного содержания проектной работы и технологизированы относительно ее способов.

В заключение – несколько слов о процедурах экспертирования. Они определяются типом объектов экспертизы и общей формой экспертной работы. Индивидуальная экспертиза может проводиться отдельным профессиональном по четко очерченному предметному содержанию (методика, устав, учебный план и т.п.) в соответствии с либо уже существующими нормативами, либо по специально разработанным критериям; коллективная экспертиза – по достаточно формализованному методу «Дельфи», когда отдельные фрагменты проекта получают взвешенную оценку группы профессионалов; комплексная оценка – полипрофессиональная и полипредметная – предполагает разработку специальной технологии по согласованию совокупности групповых и индивидуальных экспертиз относительно сложного, многоаспектного проекта в рамках единого экспертного заключения; здесь наиболее эффективны метод компетентных судей и метод прецедентов, используемых как в режиме нормативно-деятельностной, так и в режиме герменевтической экспертизы, либо – и той и другой.

И, наконец, последняя позиция экспертной работы – экспертное заключение,в котором раскрывается характер объектов экспертирования, критериальная база и техники экспертирования.

studopedia.org

Основные критерии, определяющие уровни качества образования;

1. Квалификация профессорско-преподавательского состава (ППС). Преподаватель является ключевым субъектом системы образования, обеспечивающим его качество. Высокое педагогическое мастерство ППС обеспечивается знаниями дидактики высшей школы, педагогической психологии, организаторскими способностями, владением современными технологиями трансляции научного содержания дисциплин студенческой аудитории.

2. Учебно-методическое обеспечение, методы и технологии обучения. Предусматривают традиционные или инновационные образовательные технологии, ручные или компьютерные, традиционные или проблемные методы обучения. Качество реализуется через учебно-методический комплекс (УМК), характеризующий уровень методической обеспеченности базовых специальностей и дисциплин.

3. Материально-техническая база. Характеризуется совокупностью показателей, обеспечивающих условия для образования: объем площадей и их структура по форме собственности и направлениям использования, мебель и инженерное оборудование аудиторий и офисных помещений, деканатов и кафедр, библиотечное, информационное и бытовое обслуживание студентов и преподавателей. Большое значение имеют уровень информатизации и технические средства обучения (ТСО).

4. Интеллектуальный потенциал («человеческий капитал или потенциал») приобретает все большее значение: это объем и направления НИР, количество научных школ, внедрение результатов НИР в производство, объемы финансирования НИР по различным источникам. Интеллектуальный потенциал характеризуется также количеством подготовленных в вузе и изданных монографий, учебников и учебных пособий, количеством советов по защите диссертаций, численностью аспирантов и докторантов и др.

5. Студенты являются главным субъектом образовательного процесса, по состоянию которого можно судить о качестве обучения. Для характеристики этого показателя используют такие критерии оценки студентов, как качество довузовской подготовки и профотбор, показатели приема студентов по специальностям, полу и возрасту, численность студентов (общая, по специальностям и в расчете на одного преподавателя), уровень посещаемости занятий и текущая успеваемость, результаты аттестаций студентов (текущей и итоговой). В последние годы возрастают требования к уровню культуры, воспитанности и состоянию здоровья студентов, тенденции снижения которых тревожат общество.

6. Выпускники. В педагогике и статистике исследуются показатели численности выпускников, возможности продолжения их обучения в магистратуре и на краткосрочных программах, процент трудоустройства выпускников. Большое значение придается служебной карьере выпускников, реальной оценке профессиональных знаний и умений работодателями, т.к. шутка о том, что «забудь все, чему; тебя учили в вузе» продолжает жить.

Концептуальная схема состоит из шести групп критериев качества образования и позволяет на теоретической основе рассматривать способы оценки качества образования, которые предлагаются ниже.

Комплексный показатель качества обучения разделяют на ряд компонентов по уровням качества.Выделяют 3 уровня качества обучения:

– первый уровень соответствует традиционному уровню качества высшего образования, обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим конспект лекций, учебную программу. В обучении используются простейшие технические средства (доска, мел, плакат), и много времени уходит на трудоемкую фиксацию информации студентом;

– второй уровень обеспечивается полным УМК, включающим рабочую программу, комплект базовых учебных пособий, методические рекомендации по подготовке заданий, групповых семинаров, тесты и контрольные задания. В процессе обучения используются современные технические средства: компьютер, экран, электронная почта, телефон;

– третий уровень обеспечивается использованием новейших мультимедийных компьютерных технологий. Содержание УМК в этом случае соответствует второму уровню, но методический комплекс представлен уже на электронных носителях. В процессе обучения применяются современные ТСО (компьютер, электронная почта, Интернет) и мультимедийная технология, позволяющая соединить «бумажную технологию» и активные методы обучения, компьютер и действия преподавателя.

Социологические исследования критериев качества. Говоря о качестве обучения, следует отметить, что существует определенное противоречие между понятием качества в глазах потребителя и в представлении персонала образовательных учреждений. Если для образовательного учреждения главным является соблюдение государственных стандартов, совершенствование технологии обучения, то для потребителя, наряду с чисто функциональными признаками качества, наиболее важными часто являются качества психологического порядка. Так, престижный вуз обычно ассоциируется с высоким качеством обучения по всем образовательным профессиональным программам.

2. Государственный контроль в сфере образования. Государственный контроль в сфере образования осуществляется многими государственными органами, среди них превалируют органы управления.

Цель государственного контроля – обеспечить выполнение Закона РФ «Об образовании» и других актов законодательства в сфере образования, обеспечить надлежащее качественное обучение и воспитание.

Рассматриваемый контроль по органам, его осуществляющим, можно разделить на три вида: ведомственный (отраслевой); внутренний контроль; надведомственный.

Ведомственный(отраслевой) контроль осуществляется в системе отрасли образования вышестоящими органами по отношению к нижестоящим. Он присутствует как в системе Министерства образования, так и в иных системах, в которых имеются учреждения образования (в системе Министерства здравоохранения, Министерства культуры, Министерства обороны и т.д.). Это повседневный и оперативные контроль, осуществляемый руководством соответствующих министерств, государственных комитетов и комитетов, структурными подразделениями этих органов, органами образования на местном уровне.

Ведомственный контроль за обеспечением качества образования осуществляет Министерство образования. Оно контролирует подведомственные ему учреждения образования, управления (комитеты) образования облисполкомов, Минского горисполкома. Управления (комитеты) образования проводят контроль за подведомственными им учреждениями образования, а также за отделами образования райисполкомов (местных администраций). Отделы образования проводят контроль за учреждениями образования, подведомственными им.

Внутреннийконтроль проводится в учреждении образования самим учреждением образования, его работниками. Это т.н. самоконтроль.

Надведомственный(надотраслевой) контроль – это контроль, который проводится извне, со стороны, органами, не входящими в систему отрасли, например, здравоохранения, внутренних дел, обороны и т.д. В системе Министерства образования надведомственный контроль не проводится. В других системах он проводится Министерством образования, его органами – управлениями (комитетами) образования и по делам молодежи.

Государственный контроль за обеспечением качества образования может проводиться посредством: самоконтроля; инспектирования; аттестации учреждений образования.

Самоконтроль– это контроль, проводимый самими учреждениями образования. Он включает самопроверку, самоанализ и самооценку деятельности учреждения образования по обеспечению соответствия содержания и качества образования требованиям Закона, иных правовых актов в сфере образования, образовательных стандартов.

Самоконтроль проводится как процедура, осуществляемая для внутренней оценки качества образования по программе, утвержденной самим учреждением образования; как необходимый этап аттестации, осуществляемый в порядке, разработанном департаментом контроля качества образования. Он проводится по учреждению образования в целом, его отдельным структурным подразделениям или отдельным направлениям деятельности.

Инспектирование– это вид контроля, проводимого за отдельными направлениями деятельности учреждения образования. Его направления:

– выполнение требований правовых актов в сфере образования;

– организация и качество учебно-воспитательного процесса, методической, научно-исследовательской работы учреждения образования;

– установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов;

– изучение системы работы по обеспечению качества образования или его составляющих, выявление тенденций его развития; учебно-методическое, материально-техническое, информационно-библиотечное, кадровое и научное обеспечение учебно-воспитательного процесса;

– организация воспитательной работы;

– соблюдение норм по охране здоровья и безопасности жизни обучающихся, их социально-бытовые условия.

При инспектировании учреждения образования в зависимости от целей проверки может проводиться: посещение занятий; экспертиза документов; анкетирование; устный опрос участников образовательного процесса; контрольные работы; тестирование качества усвоения обучающимися и др. Инспектируемые организации должны быть предупреждены о предстоящей проверке не позднее, чем за 10 дней до ее проведения.

По результатам инспектирования составляется итоговый документ (справка, акт, служебная записка), и не позднее двух недельного срока представляется руководителю проверяемого объекта и руководителю органа, назначившего проверку.

Аттестация как вид контроля включает комплексную проверку и оценку деятельности учреждения образования на соответствие требованиям правовых актов, в том числе на соответствие содержания, уровня и качества подготовки его выпускников требованиям образовательных стандартов. По итогам аттестации аккредитированных учреждений образования принимается решение о подтверждении или лишении аккредитации. Аттестация проводится один раз в пять лет.

За качеством образования может осуществляться контроль вне сферы образования, не в процессе образования, т.е. контроль после окончания обучения,послевузовский. Он направлен на проверку знаний, полученных в учебном заведении, и на подготовленность лица выполнять определенную служебную (трудовую) деятельность. Этот вид контроля не менее важен: его осуществление должно побуждать лиц получить наиболее высокие знания по соответствующей специальности, быть готовым выполнять обязанности по определенной должности. Следует отметить, что такой контроль проводится не везде, не является повсеместным, не налажен на должном уровне, отсутствует и надлежащая правовая его регламентация.

Государственное регулирование процесса реформирования образовательной системыосуществляется на основе процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных заведений

Лицензированиеопределяет право высшего учебного заведения осуществлять образовательную деятельность.

Аттестацияоценивает качество подготовки специалистов в образовательном учреждении.

Аккредитацияустанавливает статус вуза по типу и виду, а также дает право выдавать документы об образовании государственного образца.

Процесс аккредитации образовательных учреждений стал механизмом управления образованием. Технология аккредитации основана на едином перечне аккредитационных показателей, которые определяют приоритеты государственной образовательной политики, сочетают качественные (экспертные) и количественные оценки. Процедура аккредитации гарантирует со стороны государства защиту граждан от некачественного образования.

3. Международные критерии оценки качества образования.Значительный опыт оценки качества образования накоплен в США. Наибольшее внимание заслуживает методика Американской ассоциации университетских школ бизнеса. Государственная аккредитация в США отсутствует. В методике предусмотрено 6 групповых критериев оценки качества образования:

1) миссия и цели;

2) профессорско-преподавательский состав;

3) содержание и оценка учебных программ;

4) учебно-методическое обеспечение и ответственность за него;

5) студенты и выпускники учебного заведения;

6) интеллектуальный продукт учебного заведения.

Рейтинг университетов Великобританииформируется на основе следующих показателей: отношение количества студентов к персоналу университета; объем проводимых научных исследований; количество докторов наук; затраты на библиотеку; обеспеченность общежитием; доля окончивших по отношению к поступившим; количество принимаемых на первый курс; занятость выпускников; доля зарубежных студентов; оценка преподавателей.

Рейтинговая оценка немецких университетовформируется на базе показателей: приближенность к практике; уровень обучения; коммуникации; теоретический уровень; сотрудничество в исследованиях; исследовательские достижения; деятельность студентов; уровень административного управления.

studopedia.su

Оценка инновационной деятельности в сфере образования

Экспертиза процесса и результатов инновационной деятельности включает анализ: а) проекта инновации; б) хода реализации инновации; в) результатов инновации[66].

Анализ проекта инновации охватывает следующие действия (процедуры):

· фиксируется наличие или отсутствие идеи и целей инновации, анализа новых потребностей общества в образовании, способов преодоления сопротивления изменениям, создания для инноваций благоприятного социально-психологического климата;

· исследуется, каким образом идея и цели инновации соотносятся с новыми общественными потребностями, оценивается форма описания целей и результатов инновации[67], наличие анализа интеллектуальных и материальных ресурсов, необходимых для осуществления инновации;

· фиксируется наличие или отсутствие определения критериев и процедур оценки результатов инновации как в деятельности обучаемых, так и в деятельности руководителей и преподавателей;

· фиксируется наличие или отсутствие описания оргструктуры, необходимой для достижения требуемых результатов, и назначения лиц, ответственных за реализацию этапов проекта, определения периодичности и формы их отчетности.

Анализ хода реализации инновации, как правило, проводится с применением оптимального числа экспертных методов. При этом оценивается соответствие реализуемой образовательной деятельности по целям, основным приоритетам и ориентирам той, что заявлена (в проекте), а также действия руководителей по созданию благоприятного инновационного климата и насколько осознанны новые цели образовательной деятельности педагогами, как это проявляется в применении новых приемов оценивания результатов и формах взаимодействия с обучаемыми в учебном процессе и вне его.

Анализ результатов инновации осуществляется в ходе наблюдения за реализацией процедур оценивания результатов образовательной деятельности. При этом важна и инициация самооценки руководителями и преподавателями результатов собственной деятельности по реализации инноваций, фиксации выявленных затруднений и проблем, выработки руководством корректирующих и упреждающих действий.

Отличие инновационного образовательного процесса от традиционного состоит в том, что в нем ставят иные цели, ценности образования. Ими становятся знания, умения, навыки и компетенции, необходимые и достаточные для решения профессиональных задач, выполнения определенных функций деятельности (например, проектировочной, конструктивной, гностической). Знания, умения и навыки важны не сами по себе, не как конечная цель обучения, а лишь как средство достижения более значимой цели – формирования активной, творческой, созидательной деятельности компетентного специалиста.

Инновационная система. Знания сами по себе не трансформируют политику и право, экономику, профессиональное образование; одновременно нет и гарантий того, что инвестирование в научные исследования и разработки или в иные продукты высшего образования принесет положительную отдачу. Научно-технические знания приносят большую выгоду, когда они используются в рамках комплексной системы организаций и процессов, известной под названием «национальная инновационная система».

В национальную инновационную систему включают следующие элементы:

  1. учреждения (организации) в системе образования и профессионального обучения, в стенах которых создаются знания;
  2. соответствующая макроэкономическая и нормативная база, включая меры торговой политики, влияющие на продвижение технологий;
  3. инновационные предприятия и сети предприятий;
  4. адекватная коммуникационная инфраструктура;
  5. доступ к глобальным источникам знаний;
  6. определенные рыночные условия, способствующие внедрению инноваций.

Высшей школе в этой системе отводится важная роль – в качестве не только основы для подготовки высококвалифицированных специалистов, но и сетевой базы для обмена информацией и знаниями[68].

Из вышесказанного следует, что

• экономическое развитие страны в настоящее время возможно на основе знаний. Россия должна обеспечить себе доступ к глобальным источникам знаний и суметь адаптировать эти знания в целях развития собственной экономики;

• ведущая роль в построении экономики базируется на знаниях, принадлежащих высшей школе, формирующей человеческий капитал;

• знания сами по себе не трансформируются в экономику. Для того чтобы они приносили выгоду, необходимо создание национальной инновационной системы;

• высшее образование не только источник знаний и квалифицированной рабочей силы, оно должно стать фактором создания инвестиционной системы России и готовить специалистов, способных создать эту систему[69].

Дата добавления: 2015-08-11 ; просмотров: 738 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

helpiks.org

Экспертиза в сфере образования это

Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые Министерством образования и науки Пермского края.

Федеральный государственный контроль качества образования — это деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам следующих мер.

В случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам Министерство образования и науки Пермского края приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия, который не может превышать шесть месяцев. До истечения срока устранения выявленного несоответствия Министерство образования и науки Пермского края должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов. В течение тридцати дней после получения уведомления Министерство образования и науки Пермского края проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия. Действие государственной аккредитации возобновляется по решению Министерства образования и науки Пермского края со дня, следующего за днем подписания акта, устанавливающего факт устранения выявленного несоответствия. В случае, если в установленный Министерством образования и науки Пермского края срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, Министерство образования и науки Пермского края лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки

Исполнение государственной функции по государственному контролю качества образования осуществляется в соответствии с:

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ;

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2014 г. N 559 «Об утверждении Правил включения юридических лиц в реестр экспертных организаций»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2012 г. N 1311 «О порядке оплаты услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещения расходов, понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю»;

приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

постановлением Правительства Пермского края от 14 декабря 2013 г. № 1753-п «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края»;

приказом Гособрнадзора Пермского края от 10 апреля 2015 г. № СЭД-54-03-03-26 «Об утверждении формы заявления об аттестации эксперта»;
приказом Гособрнадзора Пермского края от 10 апреля 2015 г. № СЭД-54-03-03-27 «Об утверждении перечня видов экспертиз, для проведения которых требуется привлечение экспертов»;

Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.05.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Приказ Минобрнауки России от 18.05.2015 N 507 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1645 «О внесении изменений в приказ министерства образования и науки российской федерации от 17 мая 2012 г. n 413 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»

федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по специальностям и профессиям

Федеральный государственный надзор в сфере образования – это деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее — органы и организации), требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.

Исполнение государственной функции по государственному контролю (надзору) в сфере образования осуществляется в соответствии с:

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ;

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 28 декабря.2013 г. N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2014 г. N 559 «Об утверждении Правил включения юридических лиц в реестр экспертных организаций»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2012 г. N 1311 «О порядке оплаты услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещения расходов, понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю»;

приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

постановлением Правительства Пермского края от 14 декабря 2013 г. № 1753-п «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края»;

приказом Гособрнадзора Пермского края от 10 апреля 2015 г. № СЭД-54-03-03-26 «Об утверждении формы заявления об аттестации эксперта»;

приказом Гособрнадзора Пермского края от 10 апреля 2015 г. № СЭД-54-03-03-27 «Об утверждении перечня видов экспертиз, для проведения которых требуется привлечение экспертов»;

приказом Гособрнадзора Пермского края от 13 апреля 2015 г. № СЭД-54-03-03-28 «Об утверждении правил формирования и ведения реестра аттестованных экспертов, привлекаемых Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края к проведению мероприятий по контролю»;

приказом Гособрнадзора Пермского края от 13 апреля 2015 г. № СЭД-54-03-03-29 «Об утверждении порядка проведения квалификационного экзамена экспертов, привлекаемых Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края к проведению мероприятий по контролю»;

приказом Гособрнадзора Пермского края от 13 апреля 2015 г. № СЭД-54-03-03-30 «Об утверждении положения об аттестационной комиссии Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края по проведению квалификационного экзамена экспертов, привлекаемых к мероприятиям по контролю, и ее состава»;
приказом Гособрнадзора Пермского края от 13 апреля 2015 г. № СЭД-54-03-03-31 «Об утверждении критериев аттестации экспертов, привлекаемых Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края к мероприятиям по контролю».

Лицензионный контроль – это деятельность Гособрнадзора Пермского края по проверке сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и документах, проверки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и статьей 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, Гособрнадзором Пермского края проводятся внеплановые проверки. Предметом документарной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений установленным требованиям, а также сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах. Предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении образовательной деятельности, и наличие необходимых для осуществления образовательной деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.

В отношении лицензиата проводятся документарные проверки, плановые проверки и внеплановые выездные проверки. Предметом указанных проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении образовательной деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным Гособрнадзором Пермского края.

Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:

1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного Гособрнадзором Пермского края предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

2) поступление в Гособрнадзор Пермского края обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;

3) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;

4) наличие ходатайства лицензиата о проведении Гособрнадзором Пермского края внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;

5) наличие приказа (распоряжения), изданного Гособрнадзором Пермского края в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Осуществление государственной функции по лицензионному контролю осуществляется в соответствии с:

  • Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ;
  • Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;
  • Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»;
  • Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
  • Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
  • Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
  • Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Федеральным законом от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования»;
  • Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
    Федеральным законом от 28 декабря.2013 г. N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»;
    постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2014 г. N 559 «Об утверждении Правил включения юридических лиц в реестр экспертных организаций»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2012 г. N 1311 «О порядке оплаты услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещения расходов, понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю»;
  • приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. N 244 «Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности»;
  • постановлением Правительства Пермского края от 14 декабря 2013 г. № 1753-п «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края»;
  • приказом Гособрнадзора Пермского края от 10 апреля 2015 г. № СЭД-54-03-03-26 «Об утверждении формы заявления об аттестации эксперта»;
  • приказом Гособрнадзора Пермского края от 10 апреля 2015 г. № СЭД-54-03-03-27 «Об утверждении перечня видов экспертиз, для проведения которых требуется привлечение экспертов»;
  • приказом Гособрнадзора Пермского края от 13 апреля 2015 г. № СЭД-54-03-03-28 «Об утверждении правил формирования и ведения реестра аттестованных экспертов, привлекаемых Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края к проведению мероприятий по контролю»;
  • приказом Гособрнадзора Пермского края от 13 апреля 2015 г. № СЭД-54-03-03-29 «Об утверждении порядка проведения квалификационного экзамена экспертов, привлекаемых Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края к проведению мероприятий по контролю»;
  • приказом Гособрнадзора Пермского края от 13 апреля 2015 г. № СЭД-54-03-03-30 «Об утверждении положения об аттестационной комиссии Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края по проведению квалификационного экзамена экспертов, привлекаемых к мероприятиям по контролю, и ее состава»;
  • приказом Гособрнадзора Пермского края от 13 апреля 2015 г. № СЭД-54-03-03-31 «Об утверждении критериев аттестации экспертов, привлекаемых Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края к мероприятиям по контролю».

Ознакомиться с нормативными правовыми актами Министерство образования и науки Пермского края в области государственного контроля (надзора) в сфере образования и лицензионного контроля можно в разделе Документы.

minobr.permkrai.ru

Популярное:

  • Жалоба на методиста Если не устраивает заведующая детским садом … Вопрос: Добрый день! Г. Калининград. Скажите, пожалуйста, если родителей полностью не устраивает заведующая детским садом, могут ли они требовать от начальника управления образования […]
  • Индивидуально трудовая собственность Индивидуально трудовая собственность 3.2. Типы и формы собственности Отношения собственности в ходе исторического развития образовались в различные формы. Формы собственности отличаются друг от друга по субъектам собственности, […]
  • Налог на капитальный ремонт кто не платит Что говорит закон об оплате за капитальный ремонт, есть ли льготы пенсионерам? Компенсация взносов - сколько должны платить пенсионеры? С начала 2016 года вступил в силу Федеральный Закон № 271 «О капитальном ремонте в […]
  • Два закона кирхгофа Два закона кирхгофа Иногда их называют правилами. Они широко используются в электротехнике вместе с другими методами расчётов и позволяют решать целый ряд задач. Основное преимущество этих правил в том, что они имеют довольно […]
  • Заявление в садик электронное Запись в детский сад: как пойти в садик через электронную запись? Запись в детский сад — процедура хлопотная и малоприятная. По крайней мере, так было до недавнего времени. Современные технологии призваны облегчить жизнь простым […]
  • За сколько работодатель должен предупреждать об увольнении Увольнение по собственному желанию Увольнение по собственному желанию (другими словами, по инициативе работника) - одно из самых распространенных оснований расторжения трудового договора. Инициатива прекращения трудовых […]
  • Ликвидация предприятий способы "Закрытие фирмы или головная боль?" 04.02.2009 – Баранов В.В. Зачем нужно закрытие предприятия «Всё – пришла пора закрыть фирму!» - такая проблема рано или поздно встаёт перед каждым российским предпринимателем. Причины тому […]
  • Закон о больничном по беременности Пособие по беременности и родам в 2018 году Пособие по беременности и родам (или, как его часто называют, «декретные») является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Разберемся, кому и в […]