К признакам третейских судов

К признакам третейских судов

На сегодняшний день журнал «ТС» располагает информацией о более чем пятистах третейских судах, созданных в России, начиная с 1992 года.

Информация о третейских судах представлена в 2-х списках:

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ, данные, собираемые журналом «ТС» на основе добровольного анкетирования третейских судов, начиная с 2003 года (ежегодно публикуются в журнале «ТС»).

2. Список третейских судов, созданных в период с 1992 по 2002 гг. в России. Приведены сведения о 330 третейских судах из 50 субъектов Российской Федерации. Информация о третейских судах собрана Редакцией журнала «ТС» на основе данных, поступающих непосредственно от третейских судов, сведений, полученных Российским Центром содействия третейскому разбирательству из государственных (арбитражных) судов РФ, юридической литературы и интернет. Данный список приводится с целью уточнения информации и внесения необходимых дополнений в результаты ВСЕРОСИИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ. Из этого списка удаляется информация о третейских судах, прошедших ВСЕРОССИЙСКУЮ ПЕРЕПИСЬ (анкетирование).

Внушительное количество российских центров третейского разбирательства пока не может дать полного представления об их реальном существовании. Многие наверняка существуют только на бумаге, некоторые могли не попасть в данный перечень. Это уже вторая подборка данных (первая осуществлена в 2000 г. — см. брошюру «Что такое Третейский суд»), и все же это своего рода отправная точка в процессе актуализации приведенных данных.

Мы обращаемся к руководству организаций, при которых образованы и действуют третейские суды, с просьбой проверить публикуемые данные и в случае их несоответствия выслать в адрес Редакции уточненную информацию по приведенной ниже форме. Мы также надеемся, что в наш адрес будет стекаться информация о третейских судах, не отраженных в приведенном списке, и новых третейских судах. Тем самым мы надеемся провести своего рода Всероссийскую перепись третейских судов, создавая список третейских судов, основанный только на результатах анкетирования.

Полученные сведения позволят Редакции более эффективно вести информационную работу (оперативная рассылка информации о мероприятиях и новостях в области третейского разбирательства и альтернативного разрешения споров и т.п.), а также будут способствовать налаживанию партнерских отношений в российском третейском сообществе.

В ближайших планах Редакции создание и выпуск ежегодного информационно-справочного издания о третейском разбирательстве и третейских судах в России, отражающего динамику их развития.

Информацию об изменении и уточнении реквизитов третейских судов высылайте по адресу:

194356, Санкт-Петербург, а/я № 12, Редакция журнала «Третейский суд»;

либо по факсу: (812) 597-62-81 или

либо заполните Анкету третейского суда на нашем сайте.

arbitrage.spb.ru

108. Третейские суды. Оспаривание решений третейских судов.

Третейский суд — постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее — третейский суд для разрешения конкретного спора);

Деятельность третейских судов в РФ регулируется ФЗ от 2002 О третейских судах в РФ.

В третейский суд может по соглашению сторон передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено ФЗ.

В настоящее время данное положение ФЗ понимается достаточно широко. Так, недавно принятым Постановлением КС РФ определено следующее:

Указание на гражданско-правовой характер спора как критерий его возможного разрешения посредством третейского разбирательства означает, что в системе действующего правового регулирования не допускается передача на рассмотрение третейского суда споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, а также дел, рассматриваемых в порядке особого производства, не отвечающих традиционным признакам споров о праве (дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и др.). Такое ограничение сферы компетенции третейских судов связано с природой гражданских правоотношений, которые основаны на признании равенства участников.

При этом порядок третейского судопроизводства содержит ссылки на возможность взаимодействия третейского суда с арбитражным (например, при применении обеспечительных мер и принудительного исполнения решений третейского суда), поскольку третейский суд не имеет механизма для принудительного исполнения принимаемых им решений.

В РФ могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юр лицами.

К позитивным моментам разрешения споров третейскими судами можно отнести:

2) возможность выбирать судей (арбитров), которые будут рассматривать спор в соответствии с их опытом и профессиональными знаниями;

3) незамедлительное вступление решения суда в силу.

К отрицательным моментам разрешения споров третейскими судами следует отнести:

1) затратность третейского разбирательства по сравнению с разбирательством в государственном суде;

2) возможные осложнения с обжалованием решений третейского суда, как то:

— ограниченный круг лиц, имеющих право на обжалование решений третейского суда (третьи лица такого права не имеют)

— перечень оснований для обжалования решений третейского суда направлен на соблюдение процедурных требований, а не на защиту материальных либо процессуальных прав;

— обжалование решений третейского суда возможно лишь в том случае, если стороны не договорились, что решение третейского суда не оспаривается и является окончательным;

К отрицательным моментам можно отнести также отсутствие у третейских судей или организаций, при которых действуют третейские суды, какой-либо специальной ответственности за заведомо неправильное или ошибочное решение.

Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения (в письменной форме).

Так, третейский судья не вправе разглашать сведения, ставшие известными ему в ходе третейского разбирательства, без согласия сторон или их правопреемников. Третейский судья также не может быть допрошен в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе третейского разбирательства.

Правовая природа решений третейских судов:

— не является общеобязательным актом;

-принудительное исполнение решения третейского суда не может быть осуществлено без процедуры его признания со стороны компетентного государственного суда;

— решение третейского суда не обладает преюдициальным эффектом;

— решение третейского суда не может быть обжаловано в апелляционном, кассационном или надзорном порядке.

studfiles.net

Третейское разбирательство в Российской Федерации

Оспаривание решения третейского суда

Согласно ст. 40 Закона о третейских судах заинтересованные участники третейского разбирательства вправе оспаривать решение третейского суда. Следует обратить внимание на то, что законодатель не применяет термин «обжаловать» решение третейского суда. Терминологическая разница отражает сущностную разницу в институтах оспаривания и обжалования.

Обжалование предполагает обращение участника по делу в суд вышестоящей инстанции и, соответственно, новое рассмотрение дела (апелляционный суд) либо проверку решения с точки зрения законности и обоснованности (кассационный суд). Однако, как это следует из общей концепции законодательства о третейском разбирательстве и его принципов, государственные суды не являются вышестоящими судами по отношению к третейским судам и, следовательно, не вправе осуществлять апелляционный, кассационный или надзорный пересмотр решений, принимаемых третейским судом.

Государственные суды осуществляют лишь контрольную функцию в отношении решений, принимаемых третейскими судами, однако и выполнение этой функции строго ограничено законом и не должно выходить за пределы проверки процедуры деятельности третейских судов, и производится только по самым важным процессуальным вопросам (формирование третейского суда, соблюдение прав участников третейского разбирательства, соблюдение условий третейской оговорки и пр.). Вторгаться же в существо принимаемых третейским судом решений, так же как и переоценивать фактические обстоятельства, на которых основано решение третейского суда, государственные суды не вправе.

Именно поэтому законодатель предоставляет участникам третейского разбирательства право оспаривать состоявшееся решение третейского суда с точки зрения несоблюдения основных процессуальных правил, но не с позиций оценки правильности разрешения дела. При этом важно отметить, что отмена решения третейского суда совсем не означает юридического уничтожения третейского соглашения. С отменой третейского решения производство по спору может быть возобновлено в соответствующем третейском суде на основании третейского соглашения.

Законом установлен трехмесячный срок для обращения с заявлением об оспаривании, который начинает течь со дня получения стороной решения третейского суда. Решение третейского суда должно быть направлено сторонам заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, предусматривающим фиксацию доставки указанного документа. Это является доказательством даты получения стороной соответствующего решения. Впрочем, в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона о третейских судах стороны вправе предусмотреть иной порядок направления им материалов по делу, включая иной порядок направления решения третейского суда.

Установленный в ст. 40 Закона трехмесячный срок является процессуальным сроком и при наличии уважительных причин его пропуска может быть по ходатайству заинтересованной стороны восстановлен компетентным судом (ст. 117 АПК РФ, ст. 112 ГПК РФ). При этом ходатайство о восстановлении пропущенного срока должно быть подано в компетентный государственный суд, в котором совершается необходимое процессуальное действие. Одновременно с подачей ходатайства о восстановлении срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие, в отношении которого пропущен срок (подано заявление об отмене решения третейского суда).

Решение третейского суда может быть оспорено только в том случае, если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным. В юридической литературе соглашение об исключении возможности оспаривания решения третейского суда получило наименование «исключающего» соглашения 1 См.: Петров М.В. Институт оспаривания решений третейских судов: роль норм АПК // Третейский суд. 2004. № 3 (33). С. 60. .

Процедура оспаривания решений, принимаемых третейским судом, выходит за рамки собственно законодательства о третейских судах. Это связано с тем, что законодательство разделяет, во-первых, собственно третейское разбирательство, которое заканчивается в тот момент, когда решение третейского суда принимается, оглашается и вступает в законную силу, и, во-вторых, процедуру принудительного исполнения решений третейских судов, которая хотя и связана третейским разбирательством, но, будучи основанной на механизмах принудительного характера, выходит за рамки третейских процедур и остается в сфере деятельности компетентных государственных судов, а также органов принудительного исполнения судебных решений.

Таким образом, с точки зрения юридической техники возникает необходимость урегулирования оспаривания решений третейского суда и принудительного исполнения решений третейских судов в рамках регламентирования деятельности государственных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов), на которые в определенных пределах возложен контроль за деятельностью третейских судов, а также санкционирование принудительного приведения в исполнение решений, принимаемых третейскими судами.

В законе установлен исключительно процессуальный порядок оспаривания решения, принятого третейским судом. Установленный порядок оспаривания является своеобразной формой контроля за деятельностью третейских судов со стороны компетентных государственных судов. Однако такой контроль должен быть весьма ограниченным и осуществляемым исключительно в тех рамках, которые определены законом.

Порядок подачи заявления об отмене решения третейского суда урегулирован в процессуальных кодексах, которые помимо прочего предусматривают и основания оставления без движения соответствующего заявления либо его возвращения заявителю.

В соответствии с ч. 2 ст. 418 ГПК РФ заявление об отмене решения третейского суда должно быть подано в тот районный суд, на территории которого принято решение третейского суда. Аналогичная норма содержится в ч. 3 ст. 230 АПК РФ, которая предусматривает, что заявление об отмене решения третейского суда подается в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого принято решение третейского суда.

Между тем подобного рода норма может повлечь некоторые неудобства в процедуре рассмотрения заявления об оспаривании решения третейского суда. Обусловлено это тем, что место принятия третейским судом решения может не совпадать с местом нахождения третейского суда. В том случае, если компетентному государственному суду понадобится запросить правила и регламент соответствующего третейского суда, будет потрачено значительное количество времени для их переправки и получения.

Поэтому очевидно, с точки зрения реализации принципа экономичности процесса, что было бы целесообразнее определить иной порядок подачи заявления об оспаривании решения третейского суда в законодательстве и установить, что заявление об оспаривании подается в компетентный государственный суд по месту нахождения третейского суда, рассмотревшего спор.

isfic.info

Оспаривание решений третейских судов

Когда предприниматель готов к урегулированию возникшего спора цивилизованным путем, то он желает, чтобы выдвинутое решение было окончательным и максимально беспристрастным. Отличительной особенностью слушания дела в третейском суде является то, что его практически нельзя обжаловать в вышестоящей инстанции, так как отсутствует сама судебная система коммерческих судов. Однако в некоторых случаях оспаривание решений третейских судов все-таки возможно.

Сроки аннулирования

Законодательством РФ предусмотрено, что производство по оспариванию решений коммерческого суда можно инициировать в компетентном государственном органе в течение трех месяцев с момента получения решения (копии судебного акта). Решение направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Имеют место быть и другие способы, которые предусматривают фиксирование даты доставки и доставляемого документа.

Однако здесь имеются свои особенности: трехмесячный срок не является окончательным и может быть продлен по ходатайству участвующих сторон уполномоченным судом (ст. 117 АПК РФ, ст. 112 ГПК РФ). Ходатайство о восстановлении трехмесячного срока должно быть подано в соответствующий суд. Вместе с подачей ходатайства заинтересованный участник дела должен подать заявление об отмене решения третейского суда.

Общие правила

Решение коммерческого суда в арбитражном процессе может быть аннулировано, если компетентный суд сможет признать, что;

  • Рассмотренное дело не входит в компетенцию третейского суда (публичные споры о правах наследования).
  • Решение коммерческого суда противоречит основным нормам отечественной правовой практики.
  • Спор, рассмотренный судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с законодательством РФ.

Статьей 40 Федерального закона № 382-ФЗ от 29.12.2015 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» предусмотрен порядок оспаривания арбитражного решения, в соответствии с которым в арбитражном соглашении стороны могут сразу же указать, что судебное решение является для сторон окончательным. Окончательное арбитражное решение не подлежит отмене. Если же соглашение не предусматривает окончательности, то такое решение может быть аннулировано согласно процессуальному законодательству РФ. Согласно ч. 3 ст. 233 АПК РФ, решение третейского суда может быть отменено арбитражным судом лишь в случае, если сторона, подающая заявление об отмене такого решения, представит доказательства того, что:

  1. Одна из сторон третейского соглашения, на основании которого спор был разрешен третейским судом, не обладала полной дееспособностью.
  2. Третейское соглашение, на основании которого спор был разрешен третейским судом, недействительно по праву, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания – по праву Российской Федерации.
  3. Решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения.
  4. Состав третейского суда или процедура арбитража не соответствовали соглашению сторон или федеральному закону.
  5. Сторона, против которой принято решение третейского суда, не была должным образом уведомлена об избрании (назначении) третейских судей или о времени и месте заседания третейского суда либо по другим уважительным причинам не могла представить в третейский суд свои объяснения.

Частью 4 ст. 233 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд отменяет решение третейского суда, если установит, что:

– спор, рассмотренный третейским судом, в соответствии с федеральным законом не может быть предметом третейского разбирательства;

– решение третейского суда противоречит публичному порядку Российской Федерации.

Решение международного коммерческого арбитража может быть отменено арбитражным судом по основаниям, предусмотренным международным договором Российской Федерации и федеральным законом о международном коммерческом арбитраже.

Также стоит отметить мнение Высшего арбитражного суда. Он считает, что нарушения, которые были допущены при слушании дела в коммерческом суде, являющиеся основаниями для его оспаривания, можно найти еще на этапе выдачи исполнительного листа. Основания для отмены исполнительно листа будут такими же, как и для аннулирования решения третейского суда. Однако они не действуют на завершенность решения.

Также оспаривание решений третейского суда предусмотрено и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Так, статьей 418 ГПК РФ предусмотрено, что решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей могут быть оспорены сторонами третейского разбирательства, а также иными лицами, в отношении прав и обязанностей которых вынесено решение третейского суда, путем подачи заявления об отмене решения третейского суда в соответствии со статьей 419 настоящего Кодекса. С заявлением об отмене решения третейского суда вправе обратиться прокурор, если решение третейского суда затрагивает права и охраняемые законом интересы граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут самостоятельно оспорить решение третейского суда.

Основная сложность

Главная трудность в гражданском процессе заключается в том, что для аннулирования решения третейского суда приводятся аргументы, в которых суд нарушил основные нормы законодательства. Следовательно, если решение суда вынесено с соблюдением норм и правил, то придраться к нему будет крайне сложно, если вообще возможно. Отступление от основных принципов российского законодательства – слишком размытое понятие, которое сложно применить к конкретному делу с прогнозом на лучший исход. Несмотря на то что производство по оспариванию решений третейского суда является одной из сложнейших задач в юриспруденции, ставить крест на этой идеи не стоит. Опытный юрист сможет вам помочь.

Как должно выглядеть требование об отмене

Образец заявления с требованием отменить решение третейского суда должен в полной мере соответствовать определенным правилам. В заявлении должны содержаться:

  • Реквизиты коммерческого суда.
  • Его полное наименования.
  • Форма работы суда (созданный для слушания данного дела или работающий постоянно).
  • Полное наименование сторон и их реквизиты.
  • Дата получения решения коммерческого суда.
  • Предмет слушания и его детали.
  • Реквизиты государственного арбитражного суда.
  • Доказательная база для отмены решения.
  • Приложения (уведомление о вручении копии заявления другой стороне третейского разбирательства, чек об уплате государственной пошлины, договоры между сторонами, из-за которых возник спор, подтверждающие документы для подписания заявления).

Порядок рассмотрения предполагает, что заявление должно быть подписано заинтересованным лицом (когда его составляет адвокат или представитель). В том случае, если заявление и приложения к нему не соответствуют данным требованиям, то оно останется без дальнейшего решения и будет передано обратно истцу, согласно правилам ст. 135 и ст.136 ГПК РФ.

По большому счету, требования для подачи подобного заявления ничем не отличаются от подачи апелляционной жалобы. Главное, на что стоит обратить внимание, – аргументирование недостатков коммерческого судебного производства, которые смогут привести к аннулированию решения. Эти мотивы должны быть неразрывно связаны с основаниями отмены, исчерпывающе перечисленными в ст. 421 ГПК РФ.

zhazhda.biz

Каталог статей

В соответствии с ч.3 ст.1 382-ФЗ «Об арбитраже…» в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Могут ли в этой связи быть туда переданы споры по государственным контрактам?

Является ли спор по госконтракту гражданским

В соответствии с п.1 ст.2 44-ФЗ законодательство о контрактной системе в сфере государственных закупок базируется на положениях Гражданского кодекса, следовательно, основанные на этом законе правоотношения можно считать гражданскими. В самом тексте закона нет запрета на передачу споров в третейский суд. Поэтому многие участники закупок приходят к выводу о том, что спор с государственным заказчиком можно передать в третейский суд.

Запрет рассмотрения третейскими судами публично-правовых споров

Однако в Постановлении Конституционного Суда РФ от 26 мая 2011 №10-П была осуществлена попытка сузить круг дел, которые могут быть рассмотрены третейским судом: «Указание на гражданско-правовой характер спора как критерий его возможного разрешения посредством третейского разбирательства означает, что в системе действующего правового регулирования не допускается передача на рассмотрение третейского суда споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, а также дел, рассматриваемых в порядке особого производства, не отвечающих традиционным признакам споров о праве (дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и др.)»

Являются ли споры по госконтрактам публично-правовыми

О спорах, связанных с государственными закупками в этом решении не говорилось, однако Президиум Высшего Арбитражного Суда в Постановлении №11535/13 от 28 января 2014 года взял этот аргумент за основу своего решения. В Постановлении Президиума сказано, что споры, вытекающие из отношений, связанных с государственными закупками, являются публично-правовыми, по этой причине они не могут быть рассмотрены в третейском суде.

В качестве дополнительного аргумента Президиум ВАС РФ добавил, что третейский суд был выбран заказчиком сомнительным и непрозрачным способом, а выбранный третейский суд был вообще создан незадолго до заключения контракта и рассматривал споры только двух заказчиков. Учитывая, что третейские судьи получают гонорар за свою деятельность, выбор третейского суда без проведения торгов можно считать нарушением 44-ФЗ. Правда, в третейском соглашении могут быть заранее распределены расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде, в соответствии с п.1 ст.16 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». И если участник размещения заказа, с которым подписывается контракт, согласен на эти условия, то это нарушение нивелируется.

Императивность закона о государственных закупках

Кроме того, в этом постановлении было уточнено, что закон о контрактной системе носит не только публично-правовой, но и императивный характер, который не позволяет заказчикам свободно устанавливать условия договора, не определенные в законе о закупках, так как участник размещения заказа, с которым подписывается контракт, имеет лишь возможность присоединения к нему и не может не согласиться с теми или иными его условиями. По этой же причине отсутствие указания в этом законе на возможность разрешения споров третейским судом нужно рассматривать не как отсутствие запрета такого рассмотрения, а, наоборот, на отсутствие разрешения.

Поэтому в соответствии с п.3 ст.5 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» третейское соглашение, которое достигнуто только за счет присоединения участника размещения заказа к проекту контракта, опубликованному заказчиком, недействительно. Остается вопрос, законно ли разрешение спора с государственным заказчиком в третейском суде, если поставщик/ подрядчик согласен на заключение третейского соглашения после возникновения оснований для подачи иска с отнесением расходов на него.

Мнение ВАС по поводу третейских судов

Президиум ВАС считает, что заключение третейского соглашения после возникновения оснований для обращения в суд в данной ситуации также недействительно, так как в законе 44 четко определено, что споры между сторонами разрешаются в суде. По мнению Президиума ВАС РФ понятие «суд» в данном законе не подлежит расширительному толкованию и подразумевает только органы судебной власти РФ, к которым третейские суды не относятся.

Более того, в определении ВАС РФ сказано, что все вступившие в силу судебные акты арбитражных судов по схожим обстоятельствам могут быть пересмотрены на основе данного истолкования.

Критика постановления ВАС РФ

Такое решение ВАС подвержено существенной критике по следующим основаниям. Публичными правоотношениями являются лишь правоотношения заказчика и участников размещения заказа до момента заключения контракта, после которого между ними возникают гражданские правоотношения двух лиц без элементов публичности. Иначе подобного рода споры рассматривались бы судом совершенно в ином порядке, определенном КАС РФ.

А довод о том, что понятие «суд» не подлежит в законе о контрактной системе расширительному толкованию противоречит п.1 ст.11 ГК РФ, в которой третейский суд упомянут как возможный орган для разрешения гражданских споров.

Довод об аффилированности конкретно выбранного в данном случае третейского суда вообще многие рассматривают как безосновательное обвинение, нарушающее принцип презумпции добросовестности сторон.

Защита интересов в суде по госконтракту

В каждом конкретном случае стороны могут быть заинтересованы или не заинтересованы в разрешении спора в третейском суде. Если у вас возникла конфликтная ситуация с заказчиком, лучше не пытаться разрешать ее самостоятельно. Обратитесь к профессионалам, и мы поможем вам не только правильно разрешить вопрос с третейской оговоркой, но и отстоять свои интересы перед заказчиком в конечном итоге.

makfin.ru

Популярное:

  • Реквизиты ифнс 51 для уплаты налогов Межрайонная ИФНС 51 по г. Москве – адрес, телефон Летом 2012 года в московском районе Солнцево, на юго-западе столицы, открылась новая налоговая инспекция, полное название которой - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой […]
  • Срок службы для выхода на пенсию Проект Федерального закона об увеличении нижнего предела выслуги лет для назначения военной пенсии с 20 до 25 лет Проголосовать за указанный законопроект можно здесь. Последние новости об индексации военных пенсий читать здесь […]
  • Сохиева приобрела в 2003 г В собственность Контрольная работа по "Экономика" 0333086_18226_reshenie_zadach_po_grazhdanskomu_pravu.doc Задача 19. Сохиева приобрела в 2003 г. в собственность земельный участок площадью 1540 кв. м, относящийся к землям сельскохозяйственного […]
  • Закон о регулировании земельных отношений в краснодарском крае Закон Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" Закон Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. N 532-КЗ"Об основах регулирования земельных отношенийв […]
  • Статья ук 186 часть 2 Статья ук 186 часть 2 1. Правовые основы денежной системы Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. от 23.12.2003) […]
  • На какой счет относить штрафы налоговой На какой счет относить штрафы налоговой Вашей организации выписали административный штраф. Как же оформлять оплату данного штрафа в бухгалтерской отчетности. У многих возникает дилемма: штрафы за нарушения условий хозяйственного […]
  • Федеральный закон по охране труда 181 Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ"Об основах охраны труда в Российской […]
  • Ст 4 п2 фз об осаго Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ"Об обязательном страховании гражданской […]