Как родилась правило жи ши пиши с буквой и

Содержание:

Как родилась правило жи ши пиши с буквой и

Председатель правления Фонда первопечатника Ивана Федорова и один из авторов «Энциклопедии для детей Аванта+» Мария Аксенова убеждена: подлинная культура определяется не заученными бессмысленными правилами, а подлинным пониманием нюансов родного языка.

Разговаривая на днях с одним человеком, я поняла, что двумя руками и даже, пожалуй, ногами голосую за реформу орфографии русского языка. Мне на это обычно говорят: «Мария, вы что, хотите реформировать русский язык?» — и с придыханием еще так. Нет, я не хочу реформировать русский язык! Я хочу реформировать орфографию! Потому что сейчас вся энергия людей уходит на запоминание правил русского языка. И получается, «не умеешь связно мыслить, но знаешь правила — всё равно ты культурный человек».

По моему глубокому убеждению, уровень культуры измеряется все-таки не тем, что ты «жи-ши» пишешь через «и», а тем, как ты чувствуешь нюансы родного языка, насколько образно мыслишь, насколько твоя речь передает то, что хочешь выразить. Насколько глубоки твои чувства и насколько ценны твои мысли. Он, наконец, этот самый уровень культуры, разнообразием используемых слов и словесных конструкций определяется. А если ограничивать словарный запас только теми словами, про которые ты точно помнишь, как они пишутся, то о какой культуре тут может идти речь? Да пиши «жи-ши» через что слышишь — но пусть твои мысли будут глубокими, образными, разнообразными!

В самом начале перестройки я стала свидетелем одной забавной сцены. В то время как раз только-только появились на прилавках ватные палочки для ушей, которых в СССР отродясь не было, и стоили эти палочки неоправданно дорого, не то что сейчас. И вот возле ларька, торговавшего, в частности, такими палочками, заспорили два мужчины.

Один говорит: «Да на черта мне сдались эти дурацкие палочки, тем более за такие деньги, ну их совсем на фиг!» А другой ему: «Если вы культурный человек, то вы не можете обходиться без ватных палочек, вы должны ими пользоваться».

Чем мы измеряем культурный уровень? Ватными палочками и «жи-ши»?

Из-за того что в школах слишком много часов отдается изучению правописания, на саму культуру речи, способность внятно выражать свои собственные мысли, на образность мышления, на развитие ораторских способностей не остается времени. Я предлагаю внимание обращать на настоящую культуру! А некоторые (некоторые!) правила орфографии изменить: упростить, сделать более логичными.

Кто-нибудь мне может объяснить, почему слова «Царицыно» и «цыпленок» пишутся через «ы», а «цифра» и «аукцион» — через «и»? Может быть, в этом глубинная логика? Или это оправданно исторически и смыслово? И что страшного случится, если после «ц» мы везде будем писать «ы»?

Когда иностранец просит меня научить его здороваться по-русски, я понимаю, что сейчас мне придется вынести ему мозг (попробуйте как-нибудь провести такой жестокий эксперимент над любым знакомым иностранцем, не говорящим по-русски, посмотрите, как он будет мучиться, произнося слово «здра-в-ствуйте»). Но я понимаю, за что мы «страдаем». Это едва произносимое (подразумеваемое, точнее сказать) «в» в слове «здравствуйте» оправданно исторически. Мы желаем здоровья (здравия, если по-старому)! В этом есть историческая логика, это «в» подсказывает нам истинный смысл слова «здравствуйте»! (Я была бы рада, чтобы все помнили, что в слове «спасибо» незримо присутствует буква «г»: «спаси-бог» раньше говорили. Но это я отвлеклась.)

А «и» или «ы» после «ц», после «ж» и «ш» — что в этом ценного? Кроме, конечно, того, что теперь нельзя будет говорить: «Я культурный человек — я знаю, как «жи-ши» пишется!»

Или, скажите мне, почему так важно писать «пол-яблока», но «полмандарина». И кстати, все ли помнят, как именно надо писать? Ну, «пол-яблока», понятное дело, слитно написать нельзя, но если я начну все слова с «пол-» писать через дефис — что случится?

Так зачем держаться за то, в чем нет глубокого смысла, что осложняет правописание и отнимает время от изучения по-настоящему важных вещей?

Несколько человек задали мне вопрос (цитирую, обобщая несколько комментариев и разговоров): «Вы же сами пишете весьма грамотно, почему же Вы предлагаете изменить орфографию? О других беспокоитесь? Или устали читать чужие тексты с ошибками?»

Да, я правда беспокоюсь за других, а также за будущее языка. Мы знаем примеры, когда не проведенные вовремя реформы приводили к хаосу. Я не хочу хаоса в русской письменности, я хочу, чтобы и через 100 лет жили люди, которые пишут абсолютно грамотно. Все носители языка должны писать слова одинаково — на этом стоит письменная речь.

Сейчас с грамотностью дела обстоят намного хуже, чем 20 лет назад. Мне рассказывала главный редактор радиостанции, что на радио большие проблемы с набором новых грамотных специалистов — даже выпускники филфака пишут с ошибками! Да и мой опыт не лучше, я уже устала править документы, приготовленные подчиненными и партнерами — людьми с высшим образованием. И еще я с болью наблюдаю, какую злую шутку сыграл со школьниками Word, который правит ошибки. Во-первых, в вордовском словаре есть просто ошибки, во-вторых, такие нюансы, как «жареный» и «жаренный на масле», эта программа не ловит, я уже не говорю о согласовании слов, в-третьих, привычка полагаться на проверку Word ослабляет привычку запоминать, что как пишется (и как будто снимает с пользователя ответственность за его грамотность). То, что люди стали меньше читать (а чтение литературы — главное условие грамотного письма), к сожалению, факт. Все говорят: «Жизнь стала интенсивней, времени ни на что не хватает, люди захлебываются в потоке информации, даже темп речи людей стал быстрее». И всё это так! Смогут ли носители языка сохранить грамотное письмо при сегодняшних нормах орфографии? Сомневаюсь.

Я исхожу из правила «если Магомет не идет к горе, то гора идет к Магомету». От того что поколению, выросшему с компьютером, будут ставить всё больше и больше двоек, грамотность не вырастет. Нужны другие способы. И сделать правила орфографии более логичными, запоминающимися и содержащими меньше исключений — один из них. Не единственный, конечно, — недаром во многих странах созданы различные проекты в поддержку чтения. Я считаю, что только кнутом (двойками) ничего не решить, нужны и пряники.

Я думаю, что те, кто сейчас пишет грамотно — кому хватило ума/культуры, — те смогут переучиться. Недавно я провела эксперимент над собой: некоторое время назад я решила, что отныне буду писать, не заменяя букву «ё» на «е», — и получилось, сейчас уже практически не ошибаюсь.

Что касается утверждения, что нет людей, которые говорят ярко, ясно и умно, но при этом допускают ошибки в орфографии, — смею предположить, что это не так. У меня пока нет достаточной статистики, теперь я буду исследовать этот вопрос.

А что касается вопроса «Стоит ли игра свеч?», то есть стоит ли результат того дискомфорта, который нам придется ощутить в период перемен (существование литературы в старой и новой орфографии, период переучивания), — этот вопрос и надо решить, спокойно и внимательно рассмотрев все за и против.

Лично я готова пережить период неудобства и оставить для будущих поколений более логичную орфографию.

В других областях знания были похожие ситуации. Когда-то ученые считали, что есть элемент «теплород» и есть «эфир». Позднее выяснилось, что их нет. Научному сообществу пришлось, естественно, переучиваться.

Язык тоже со временем меняется и заставляет нас то учить новые слова (сколько новых слов вошло в наш язык за последние 10 лет!), то менять произношение (сочетание «чн» уже во многих словах не произносится как «шн»). Я приглашаю к исследованию!

www.chaskor.ru

Урок по русскому языку по теме «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу». 1-й класс

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели деятельности учителя: Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и, ча–ща с буквой а, чу–щу с буквой у.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

  • научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу;
  • получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

  • познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
  • коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
  • регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Образовательные ресурсы: индивидуальные карточки с деформированным текстом (Приложение). Таблица словарных слов. Презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!

Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.

II. Актуализация знаний.

Каллиграфическая минутка.

– Сейчас мы с вами повторим написание буквосочетаний. Посмотрите

внимательно на экран и скажите, какие буквосочетания мы будем повторять?

– Запишите слова с изученными буквосочетаниями и подчеркните их. Какие сочетания вы подчеркнули?

– Какие буквосочетания мы сейчас повторили? (ЧК, ЧН, ЧТ)

III. Самоопределение к деятельности.

Картинный диктант.

На экране высвечиваются рисунки обозначающие слова: роща, жираф, шишка, чугун, щука, чайник. Учащиеся произносят данные слова.

– На какие три группы можно разделить эти слова? (жи – ши, ча – ща, чу – щу)

– Запишите слова в три столбика.

– Поменяйтесь в парах тетрадями и проверьте работы друг друга по шаблону.

– Кто назовёт тему нашего урока?

IV. Работа по теме урока.

1. Наблюдения над слогами-слияниями ЖИ, ШИ.

– Напишите транскрипцию слогов-слияний жи-ши. ([жы], [шы].)

– Что заметили? (Звуки [ж], [ш] твёрдые, после них слышится гласный «ы».)

– Звуки [ж], [ш] – всегда твёрдые, но после букв ж и ш нужно писать и. так договорились между собой люди. Когда-то, очень давно, эти звуки в нашем языке были мягкие, и с тех пор осталось правило.

Жи и ши с буквой и всегда пиши:
Мыши, ежи, ужи,
Лыжи, лужи, камыши.

(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЖИ – ШИ)

2. Наблюдение над согласными звуками [ч’], [щ’].

Сделайте звуко-буквенный анализ слов туча, роща. [туча], [роща]. (по вариантам)

– Какие в этих словах звуки [ч’], [щ’]? (Согласные, мягкие, глухие, шипящие).

– Буквы ч и щ обозначают мягкие непарные звуки [ч’], [щ’], поэтому перед любыми гласными читаются мягко. Люди договорились, что после ч и щ пишется буква а.

(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧА – ЩА)

– А сейчас сделайте звуко-буквенный анализ слов чудак и щука. (по вариантам)

– Что заметили? (звуки [ч’], [щ’] произносятся мягко, но пишется буква у. так договорились люди).

– Какое правило можем вывести? (Ча – ща пиши с буквой а; чу – щу пишем с буквой у).

(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧУ – ЩУ)

Работа по учебнику.

А сейчас мы с вами применим наши знания на практике и начнём работу с учебником.

Упр. 1 с. 115.

Откройте учебник с. 115 и найдите упр. 1.

– Какую «работу» выполняют буквы и, а, у в каждом из этих буквосочетаний, а какую не выполняют?

– Почему же надо запомнить написание гласных в буквосочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу?

– Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

– Почему в буквосочетаниях ЖИ – ШИ пишется буква И?

– Почему в буквосочетаниях ЧА – ЩА пишется буква А?

– Почему в буквосочетаниях ЧУ – ЩУ пишется буква У?

Физминутка для глаз.

Вы метёлочки метите
Мои глазки остудите.
Дети моргают ресничками.
Надо глазочки сомкнуть
И немного отдохнуть.
Дети закрывают глаза и сидят спокойно.
Глазки, глазки просыпайтесь
За работу принимайтесь.
Дети открывают глаза и приступают к работе с учебником.

Упр. 2 с. 116.

– Прочитайте ещё раз слова из упр. 1 и запишите эти слова. Подчеркните в них буквосочетания, в которых написание гласных надо запомнить.

– Выполните задание самостоятельно.

– Прочитайте сведения о языке.

– Как пишутся сочетания ЖИ – ШИ?

– Как пишутся сочетания ЧА – ЩА?

– Как пишутся сочетания ЧУ – ЩУ?

– Рассмотрите рисунки и произнесите слова-названия предметов.

– Произнесите звук, который есть во всех словах. ([Ы].)

– Какой буквой нужно обозначать его на письме? (И,)

– Напишите слова-названия предметов.

V. Физкультминутка.

Ча-ча-ча,
Мы сидели молча. (Встают, ходьба на месте).
Чу-чу-чу,
Снова прыгать я хочу. (Прыжки на месте).
Жи-жи-жи,
На плечи руки положи. (Круговые вращения руками).
Щу-щу-щу,
Руки вниз я опущу. (Наклоны вниз с вытянутыми руками).
Ща-ща-ща,
Приседаем, не пища. (Приседания).
Ши-ши-ши,
Посидим теперь в тиши. (Садятся за парту).

VI. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику.

Упр. 4 (с.117).

– Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЖИ или ШИ.)

– Спишите любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.

– Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом из этих слов.

– Подберите другие слова, в которых есть буквосочетания жи и ши.

– Назовите слова, которые вы подобрали самостоятельно.

2. Словарная работа.

Пьёт бензин как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней? (Машина.)

Найдите в толковом словаре лексическое значение слова машина и прочитайте.

Инна: «Машина – это механизм, совершающий какую-либо работу»

Савелий: «Машина – это автомобиль»

– Правильно, ребята! А пришло оно из латинского во французский, а затем в русский язык. И произошло оно от слова «махина» – сооружение.

– Запишите в тетрадь слово машина. Поставьте ударение, подчеркните опасное место.

– Придумайте со словом машина предложение и запишите его.

3. Индивидуальная работа с карточками над деформированным текстом.

– Прочитайте. Что интересного вы заметили? (Строки расположены не по порядку.)

– Определите, в каком порядке должны следовать строки, чтобы они составили стихотворение.

– Прочитайте получившееся стихотворение. Вспомните, кто автор этих строк. (С.Я. Маршак.)

– Назовите слова с буквосочетаниями ЖИ – ШИ. (Лужи, стужи.)

– Запишите составленное стихотворение.

– Сделайте самопроверку текста по шаблону.

Упр. 6 (с. 118).

– Сколько предметов называют данные слова? (Один.)

– Измените, эти слова так, чтобы они называли несколько предметов.

– Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

4. Запись под диктовку.

У Даши живёт кот Рыжик. Он рыжий и пушистый. Кончик хвоста белый. Рыжик любит играть.

– Подчеркните сочетания ЖИ – ШИ.

VII. Рефлексия.

На экране высвечиваются рисунки с сочетаниями: ча, ща, чу, щу, жи, ши. Дети читают слова, затем в течение 2 минут ещё несколько раз проговаривают их про себя, как бы фотографируя их. Потом они записывают слова по памяти: часы, снежинка, шина, чучело, щупальце, чашка, щавель, чаща, площадь. После записи они проверяют их написание по шаблону, предварительно поменявшись в парах тетрадями.

– Подчеркните изученные орфограммы.

– Какое правило нужно знать, чтобы правильно писать слова с этими буквосочетаниями?

– Кто уже научился писать такие слова без ошибок?

– А кому нужно ещё потренироваться?

– Оцените свою работу в тетради на полях.

VIII. Подведение итогов урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

В сочетаниях жи – ши,
Только и всегда пиши!
В сочетаниях ча – ща
Пиши только букву а!
В сочетаниях чу – щу
Пишут только букву у!

– Почему надо запомнить написание гласных в сочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу?

– Молодцы! Спасибо за урок! Вы все прекрасно поработали!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Часть 1. «Жи» «Ши» пиши с буквой «И»

Часть 1. «Жи» «Ши» пиши с буквой «И»

Банальное, но совершенно верное высказывание – все мы в жизни в чём-то допускаем ошибки. Это просто неизбежно! Ведь справедливо говорят, что «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». А ты, наверняка делаешь. Иначе, ты бы не читал сейчас эту книгу. Поэтому, могу допустить, что ты ошибался в жизни, и не один раз.

И эти ошибки у каждого свои. Кто-то сказал вчера не те слова любимому человеку, кто-то преступил закон, кто-то «лопухнулся» и потерял деньги.

Перечислять все возможные варианты жизненных ошибок смысла нет. Лучше давай посмотрим на реакцию, которая следует за осознанием допущенного прокола.

Бывало такое, что, совершив ошибку, ты иногда впадал в ступор!

В душе становится мерзко и неприятно. Силы покидают тело, мозги перестают работать……

Бывает полный упадок сил и энтузиазма, и есть единственное желание – уехать на необитаемый остров, забиться в нору, свернуться калачиком и никогда больше не выходить из своего убежища. И есть одно только чувство – чтобы больше никогда-никогда не испытывать подобного!

Я говорю об ошибках, которые стоят нам многого….. О тех ошибках, когда хочется орать, рыдать и рвать на себе волосы от отчаяния, от сознания того, что ты САМ, СВОИМИ РУКАМИ совершил такое.

Но……….. но надо жить дальше, действовать дальше, двигаться дальше, совершать новые ошибки.

Почему это важно – понимать свою реакцию на допущенную ошибку?

Всё просто: одни варианты реагирования могут помочь сберечь твои силы и дать полезный опыт, а другие наоборот – отнять силы и загнать тебя в тупик.

Поэтому сейчас твоя задача понять, что ошибки мы совершаем, и что реакция у тебя на эти ошибки будет! В любом случае! Поэтому сейчас мы рассмотрим ошибки реакции на допущения ошибок.

Наиболее распространённая и типичная реакция – эмоциональная. Мы все, что естественно, совершенно по-разному реагируют.

Один человек начинает возмущаться несправедливостью жизни, другой винить или жалеть себя, третий впадает в ступор, четвёртый начинает смеяться.

Зачем мы сейчас с тобой рассматриваем разные варианты? Для того, чтобы ты понял: Это только в грамматике всё ясно и понятно – есть правила «жи-ши пиши с буквой и», и ты их можешь знать и соблюдать, можешь знать, и не соблюдать, а можешь не знать, и не соблюдать. И эта ошибка ну никак не повлияет на твой Жизненный Успех в целом.

psy.wikireading.ru

Проект «ЗЗ». «Жи» и «ши» с буквой «и» пиши!

Сегодняшний выпуск «Проекта «ЗЗ» поднимает необычную тему — тему грамотности. Многие из нас поражаются низкой грамотности сетевых авторов и негодуют, когда телевизионные дикторы и ведущие радиостанций допускают речевые ошибки. Падение культуры языка — проблема, характерная как для России, так и для Запада. Зарубежные лингвисты считают, что источником резкого снижения грамотности является стремление населения планеты к развлечениям, к пониженной культуре.

Раффаэле Симоне в итальянской газете «L’Espresso» констатирует факт торжества неграмотности: люди никогда не писали так много и так безграмотно.

Неграмотность тотальна, даже политики допускают грамматические ляпы, всё это отлично видно по социальным сетям. Сегодня мы живём в мире с неразвитой письменной коммуникацией. И это не просто какой-то итальянский феномен, отмечает автор.

Шестьсот (!) университетских профессоров, в том числе некоторые знаменитости, отправили письмо главе итальянского правительства, министру образования и разослали копии по средствам массовой информации. Цель учёных — сообщить всей стране о том, что по итогам школьного обучения слишком много выпускников плохо пишет на родном языке. Школьники очень мало читают, плохо владеют устной речью и совершают такие ошибки, которые можно было бы простить лишь третьеклассникам.

Поставив столь печальный диагноз, профессора указали на вину школы: образование стало слишком «случайным» и поверхностным, далёким от былой строгости. Учёные считают, что школа должна стать «очень требовательной», что необходим контроль за обучением. Их тезис о контроле подтверждается свежим фактом: на последнем конкурсе для учителей половина кандидатов засорила тексты «вопиющими ляпами и бессмыслицей». Нет никаких сомнений в том, что итальянская молодёжь потеряла речевую культуру. Обучаясь в университете в 1980-х гг., автор общался со множеством молодых людей; автору «очевидно», что с 80-х годов уровень языковой и культурной среды резко понизился.

Между прочим, речь не только о молодёжи. И не только о школьниках или студентах. «Промахи» в речи допускают и литераторы, и даже те прозаики, которые получают литературные премии.

Безграмотность царит и в ведущих средствах массовой информации страны. Пунктуация расшаталась, авторы статей даже не умеют выделять запятой обращение. Журналисты не знают, как обращаться с формами прошедшего времени. Что касается студентов специализированных факультетов, то эти ребята не понимают значения простейших определений вроде «безбородый», «беспомощный», «насмешливый» и многих других. Сюрпризом для просвещённого слушателя станет и ещё кое-что: мало кто способен правильно договорить известные пословицы. Орфография, грамматика, словарный запас — всё никуда не годится.

Нет, конечно, итальянцы «умеют читать и писать», иронизирует автор, однако им «трудно понять простые тексты». У них отсутствуют многие навыки, необходимые в жизни.

Здесь можно утешиться лишь тем, что понижение культуры характерно для всех развитых стран. Об этом не раз писали именитые эксперты.

В эссе «Закрытость американского сознания» Аллен Блум описал то, что, по его мнению, происходит в США (кстати, книга его вышла в 1987 году).

Или взять Францию. Там в 2016 году были вынуждены утвердить на законодательном уровне некоторые орфографические «ловушки», то есть признать иные ошибки правилами. Это было сделано потому, что французы (даже образованные) допускали в текстах огромное число ошибок.

Но как можно такими реформами утешаться? Это же ужас. И это доказывает, что разрушение речевой культуры носит «не локальный, а глобальный характер», полагает автор. И это не научная фантастика!

Хорошо, тогда кто же враги? «Мы не знаем, где они, но мы знаем, кто они», — указывает Раффаэле Симоне.

Точнее, не кто, а что. Вот как описывается в статье этот враг: уже тридцать лет молодые люди находятся «в тисках» мира, разрушающего основы образования и культуры. Этот мир полон искушений и легкодоступных развлечений. Этот мир выглядит привлекательно, «ужасно привлекательно». По сравнению со школой и со всем тем, что влечёт за собой терпеливость, внимательность, молчаливость, необходимость повторения и закрепления и так далее, такой мир кажется замечательным и нескучным, а жизнь представляется «в тысячу раз свободнее и богаче», чем то, что происходит в стенах школы.

Смартфоны. Цифровые технологии. За десяток лет смартфоны и планшеты тоже поучаствовали в распаде культуры. В смартфоны люди таращатся нынче повсеместно, все пишут или читают что-то почти всегда, в кино, в автобусах, на работе, даже в операционной.

Но как пишут эти люди? И что пишут? Что и как читают? Многие из этих заметок — «чистый мусор, мусор, мусор», убеждён автор. Кроме того, психика людей, уткнувшихся в смартфоны, постоянно сбоит, мысль работает отрывисто, тыканье в кнопки становится навязчивой идеей. Культура сети — это только наполовину культура. Многие, не умея выразить собственную мысль, не идут дальше «копипаста» (копирование и вставка). Такая практика стала уже «стандартной». Кругом смайлики, нелепые сокращения слов, заметки, набранные людьми, пальцы которых не попадали в клавиши. Кругом изречённые банальности, кругом ненужные мелочи жизни, раздутые до событий. Никогда в истории люди не писали так много.

И «бедняжка школа» в этом не виновата. Электронная культура пронизывает не одну школу, а всю жизнь общества. Безграмотность распространяют средства массовой информации, именно поэтому она «разлетелась подобно вирусу», отмечает с горечью автор. Просто послушайте, какую абракадабру изрекают господа тележурналисты, не умеющие ни произносить правильно слова, ни интонировать, ни делать паузы. Начинают вирусное заражение учителя первых классов, грешащие грубыми ошибками в письме, довершает дело всё общество: когда ребёнок вырастает, безграмотность в нём закрепляется. Да и как может школа противостоять сетевым и прочим корпорациям вроде «Apple», «Google», «Facebook» и «Pearson»?

К счастью, некоторые люди видят надвигающуюся катастрофу и по мере сил противостоят ей. Да, педагоги нынешних школ имеют очень низкую квалификацию и разрушают язык, однако думающие молодые люди продолжают заниматься серьёзно, учатся писать и читать правильно, а смартфоны и прочие устройства используют лишь при необходимости. Таких людей автор знает «довольно много». И неспроста в мире произошёл настоящий взрыв домашнего обучения: люди стремятся выучить «сами себя».

О культурной катастрофе недавно написала и Нина Хрущёва (Nina L. Khrushcheva), автор книги «Представляя Набокова: Россия между искусством и политикой» и «Потерянный Хрущёв: путешествие в ГУЛАГ русского мышления», профессор международных отношений в Новой школе (New School) и старший научный сотрудник в Институте мировой политики (World Policy Institute). Её статья опубликована на сайте «Project Syndicate» . Речь идёт о США.

«То, что мы любим, нас погубит», — напророчил О. Хаксли в 1932 году. «О дивный новый мир» — роман, где показано, как человечество в будущем губит себя жаждой постоянных развлечений, невежеством, технологиями и избытком материальных благ.

И вот интересный тезис Хрущёвой: избрание в США на пост президента Д. Трампа наталкивает на мысль, что предсказание Хаксли исполнят Соединённые Штаты. И случится это более чем за пятьсот лет до намеченного писателем срока.

Суть в том, что социальная культура США давно обходит стороной высокоинтеллектуальное мышление. Налицо попустительство по отношению к простонародному эгалитаризму: последний обусловлен стремлением к «неограниченному творчеству». Кроме того, играет роль и ничем не ограниченный капитализм. Всё, что человеку нужно для рывка вперёд, — это упорство.

Индустрия культуры в США давно придала политике оттенок сюрреализма киношного толка. Политики превратились в персонажей. Автор приводит некоторые примеры, выделяя среди «персонажей» Кеннеди, Рейгана, Буша-младшего, наконец, Трампа, прославившегося «политическими предложениями» длиной в 140 знаков (имеются в виду послания в «Твиттере». — О. Ч.). Экс-звезда реалити-шоу знает, как привлечь к своей персоне внимание. Сторонники Трампа проголосовали, по сути, за киношного персонажа — злого босса из шоу «The Apprentice», авторитарного типа, который расстреляет или депортирует кого угодно и не думая.

Будущее США при Трампе, однако, является не миром Хаксли, но миром Оруэлла. Грядущие годы принесут «разрушительные последствия». Однако есть и «светлая сторона»: сопротивление разрушит систему.

Впрочем, до скверного будущего дело может и не дойти. Но даже в таком случае Трамп может сделать так, что американские избиратели, ныне увлечённые снимками с котиками и новостями-фальшивками в социальных сетях, постепенно утратят остатки умения отличать реальность от виртуальности.

Нельзя обойти стороной и Россию. Культурное понижение (говоря языком Толстого, «понижение умов»), сегодня проявляющееся в социальных сетях и СМИ и сопровождающееся вопиющей безграмотностью, является бесспорным фактом. Образовательная катастрофа привела к тому, что, получив школьное образование, 17-летние выпускники практически не умеют писать.

В 2009 году на сайте «Московского комсомольца» вышло интервью, позднее ставшее популярным (более 140 тысяч просмотров). Корреспондент Марина Лемуткина побеседовала с доцентом кафедры стилистики русского языка МГУ Анастасией Николаевой.

Вывод корреспондента: «Нез наю», «генирал» и «через-чюр» — возможно, именно такое написание слов мы увидим в газетах лет через пять, когда нынешние первокурсники факультета журналистики МГУ получат свои дипломы».

В интервью даётся оценка проверочному диктанту по русскому языку, который написали первокурсники журфака.

«Установочные диктанты для выявления уровня знаний первокурсников мы пишем каждый год, — сказала Николаева. — Обычно с ними не справляются 3—4 человека. Но результаты этого года оказались чудовищными. Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24—25 ошибок. Практически в каждом слове по 3—4 ошибки, искажающие его смысл до неузнаваемости. Понять многие слова просто невозможно. Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение… Ну что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться. Или, скажем, поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр, оррестовать. Причем все это перлы студентов из сильных 101-й и 102-й групп газетного отделения. Так сказать, элита».

И это был сильный набор на курс: у молодых людей средний балл по русскому языку равнялся 83. Эту «элиту» следовало признать не просто пятёрочниками, а суперпятёрочниками (отличная оценка по русскому языку в том году начиналась с 65 баллов).

topwar.ru

Конспект урока и презентация на тему: «Чтение слов и предложений с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Закрепление.» (1 класс)

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ лит.чтение..pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Жи-ши пиши с буквой и Ча-ща пиши с буквой а Чу-щу пиши с буквой у

У шиповника – шипы, У машины – шины. В чайнике – душистый чай, В часиках – пружины.

Тема: чтение слов и предложений с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

Цель: закрепить правила написания и чтения слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

Задачи: 1. Правильно читать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши; 2. Развивать речь, память, мышление.

К.И.Чуковский Родился в Петербурге 19 марта 1882 года.

Продолжите фразы: На уроке я работал… Своей работой на уроке я… Урок мне показался…

  • Булохова Наталья Николаевна
  • 493
  • 15.11.2017

Номер материала: ДБ-869408

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

infourok.ru

Популярное:

  • Закон вступление в права наследства Основное содержание закона о наследстве Закон о наследстве регулирует особую процедуру, которая обусловливает переход прав и обязанностей, а также имущества умершего гражданина его родственникам или иным лицам, в том числе […]
  • Жалоба на методиста Если не устраивает заведующая детским садом … Вопрос: Добрый день! Г. Калининград. Скажите, пожалуйста, если родителей полностью не устраивает заведующая детским садом, могут ли они требовать от начальника управления образования […]
  • Бланк заявления иностранного гражданина по месту жительства Как составляется заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства Житель другого государства, прибывший в РФ, должен подать в миграционную службу заявление иностранного гражданина или […]
  • Помощь юриста по автокредиту Суд по автокредиту – советы адвоката Если вы берете целевой кредит на покупку автомобиля, то купленная вами машина будет оформлена как залог. Грубо говоря, в случае невыплаты автокредита банк имеет право забрать у вас автомобиль […]
  • Счетчики на газ закон Президент РФ отменил обязательную установку счетчиков на газ Президент Владимир Путин подписал закон, который вносит поправку в закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении. " и отменяет обязательную установку газовых счетчиков в […]
  • Когда пенсии за январь 2013 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 27 декабря 2013 График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат за январь 2014 года […]
  • Получить пенсионные накопления по наследству Как унаследовать средства пенсионных накоплений наследодателя? Наследодатель при жизни вправе в любое время подать заявление в территориальный орган ПФР и определить конкретных лиц (правопреемников) и доли средств, которые […]
  • Основные признаки права собственности Понятие и основные признаки права собственности на природные объекты и ресурсы. ГК, Статья 209. Содержание права собственности. Право владения означает закрепленную законом возможность фактичес­кого обладания природным объектом, […]