Как узаконить многоженство

Как узаконить многоженство

Новости Центральной Азии

Многоженство в Таджикистане: мужчинам — праздник, женщинам – способ выжить

27.07.2009 17:50 msk, Тилав Расул-заде

На днях в Худжандском городском суде Таджикистана завершился судебный процесс по делу 37-летнего Миллорахима Мирзорахимова, жителя села Оббурдон Матчинского района. Он обвинялся по статье 170 Уголовного кодекса Республики Таджикистан – «двоеженство или многоженство».

Судья Худжандского городского суда Наргиса Ёдгорова объявила, что Миллорахим Мирзорахимов в 1995 году вступил в брак с гражданкой Н.. У них родилось двое детей. Спустя двенадцать лет, в 2007 году, Миллорахим женился на гражданке П., у них тоже родился ребенок. Подсудимый жил с двумя женами, с каждой из них вел совместное хозяйство. Решением Худжандского городского суда Миллорахим Мирзорахимов был приговорен к двум годам исправительных работ, с вычислением 25 процентов заработной платы на счет государства.

— Это нередкий случай в Таджикистане, когда за одновременное ведение двух хозяйств граждане привлекаются к уголовной ответственности, — говорит профессор Худжандского государственного Университета имени академика Бободжона Гафурова Раъно Бободжонова. — По нашим подсчетам, начиная с 1988 года, с введением в Уголовный кодекс отдельной статьи за двоеженство или многоженство, были возбуждены уголовные дела в отношении около сотни мужчин, и все они понесли наказание. Согласно статье 170 УК двоеженство или многоженство карается штрафом в размере от одной до двух тысяч минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до пяти лет.

— Явление многоженства в нашем обществе приобретает все более массовый характер, — говорит председатель Согдийского управления комиссии по упорядочению традиций, торжеств и обрядов Мавджуда Мирпоччоева. – Многоженство у нас есть, как бы отрицательно мы к этому не относились. Другое дело, что одни это скрывают, а другие – нет. Я-то лично за то, чтобы либо полностью искоренить многоженство, либо уж его узаконить. Ведь оно имеет свои реальные предпосылки: в результате гражданской войны более пятидесяти тысяч женщин остались вдовами, такое же количество детей — сиротами. В обществе наблюдается явный дисбаланс, женщин гораздо больше, чем мужчин. Бывает, что девушки до тридцати лет ждут замужества. А поскольку холостых молодых мужчин почти нет, женщины вынуждены по-другому устраивать свою личную жизнь, им ведь тоже хочется родить ребенка. Кроме того, есть и социальные проблемы, женщинам трудно найти работу с нормальным заработком. У нас процветает проституция. И может, чтобы остановить деградацию общества, нужно узаконить многоженство… Это, конечно, мое личное мнение, я говорю не как государственный служащий. Но я утверждаю, что отношение к многоженству – серьезная проблема, которую нужно решать на государственном уровне, — говорит М.Мирпоччоева.

— В Северном Таджикистане растет число разводов, — говорит заведующая отделом ЗАГСа аппарата председателя области Мукаддама Хашимова. — За шесть месяцев 2009 года развелись 1477 пар, что на 96 случаев больше, чем за тот же период прошлого года. Зарегистрировано 1865 детей одиноких матерей, это дети, у которых отец неустановлен. Можно предположить, что матери этих детей являются вторыми женами. Но поскольку закон многоженство запрещает, мужчины не имеют право регистрировать отношения со своими вторыми женами, хотя и живут с ними, и ведут совместное хозяйство. Они узаконивают свою семейные отношения посредством мусульманского брака – «никох». Однако дети, рожденные от второй или от третьей жены, не имеют права по закону наследовать собственность отца: недвижимость, банковские сбережения и так далее. Более того, согласно Семейному кодексу Таджикистана (раздел 1б, статья 1, пункт 3), в Таджикистане «признается брак, заключенный только в государственных органах записи актов гражданского состояния. Брак, заключенный по религиозным обрядам, не имеет правового значения».

— Я сознательно, по своей воле стала второй женой одного довольно молодого парня, — говорит Тобон Осмони, женщина, имеющая высшее образование (имя и фамилия изменены). — Когда я вышла замуж, то знала, конечно, что у него есть жена и дети. Однако я была вынуждена пойти на это: мне было уже 24 года, и все мои ровесницы уже имели двоих детей и даже больше. На меня все окружающие пальцем показывали: «пирдухтар» (старая дева). Я решила стать матерью — и выбрала этого человека. Он образованный, мне интересно с ним разговаривать, да и внешне он симпатичный. Сейчас у меня трое детей. От первого брака у мужа тоже трое детей.

— Однако, — продолжает Тобон Осмони , — когда я вспоминаю, что я все-таки вторая жена, начинаю себя ненавидеть. Мои дети носят фамилию своего отца, но мы не смеем объявить, что это – наш папа. Мои дети и дети первой жены не дружат между собой. Я боюсь, что когда они вырастут, то станут врагами. Я не знаю случаев, когда бы дети одного отца от разных матерей дружили, — и Тобон Осмони заканчивает откровенничать.

По мнению независимого эксперта Назара Назар-заде, есть несколько объективных факторов, которые подталкивают девушек и женщин становиться вторыми и третьими женами. Прежде всего, это страх одиночества! В народе говорят, что одиночество хуже смерти. Кроме того, в Таджикистане девушки часто выходят замуж в семнадцать, а то и в шестнадцать лет. Ранние браки часто распадаются, и потом такие «разведенки» становятся вторыми или третьими женами.

— Я знаю больных женщин, которые сами сватают вторых жен для своего мужа, — добавляет Назар Назар-заде. – Найдя мужу новую невесту, жена просит только одного: чтобы ее с детьми не бросили. К тому же наши женщины не ухаживают за собой и не сохраняют надолго привлекательности и изящества. Бывает, что в тридцать пять лет они выглядят, как старухи. Конечно, мужчин тянет на молодых, здоровых и симпатичных…

Многоженство запрещено законом, но не религией. Шариат дозволяет мусульманину иметь четырех жен. Однако, заводя вторую семью, мужчины часто не следуют всем требованиям шариата. Так, для того, чтобы жениться второй раз, нужно согласие первой жены. Кроме того, муж обязан содержать в достатке всех своих жен и детей.

Сегодня двоеженство становится обыденным явлением, особенно для так называемых «новых таджиков». Они строят себе несколько особняков, и в каждый сажают по жене.

Бывает и обратная ситуация. Женщина отправляется на заработки в Россию или Казахстан и там заводит новую семью. И потом возвращается домой с новым мужем, и все втроем живут под одной крышей.

Сегодня в Таджикистане общественность разделилась. Одни твердят: «Да, полигамию нужно признать», — другие кричат: «Долой многоженство!»

— Я как депутат высшего законодательного органа страны — Маджлиси Намояндагон — против легализации полигамии, — говорит Нодирджон Солиджонов. – Ведь есть же мораль. Как я буду смотреть в глаза своим детям, если заведу вторую семью?

Но один депутат районного меджлиса (совета) народных депутатов на условиях анонимности только хмыкнул: «Странно слышать, когда высокопоставленные чиновники осуждают многоженство. В жизни-то почти все имеют как минимум двух жен».

Но все эксперты сходятся в одном: нынешняя законодательная база не способствует разрешению проблемы многоженства. Штраф или наказание в виде лишения свободы сроком на два года не приводят к уменьшению полигамии, эти меры неэффективны.

— Ситуацию можно как-то облегчить только возвращением почти миллиона мигрантов на родину, — приходит к такому заключению профессор Раъно Бободжонова. – Кроме того, необходимо поднимать экономику страны, и тогда, может быть, женщины будут не так материально зависеть от мужских заработков. Но есть и другие факторы, которые имеют значение в решение проблемы полигамии. Например, повышение правовой грамотности населения страны, как мужчин, так и женщин. Ведь даже султан перед тем, как жениться на второй или третьей женщине, должен быть в курсе своих обязанностей и перед женами, и перед своими детьми – да и перед обществом в целом.

www.fergananews.com

Многоженство в России: любовница, или жена без ЗАГСа

На Северном Кавказе с новой силой разгорелась общественная дискуссия по поводу легализации многоженства. На сей раз повод дал чеченский лидер Рамзан Кадыров, который давно считается сторонником полигамии: по его мнению, это соответствует традициям чеченского народа.

Между тем, против многоженства не раз высказывались даже религиозные лидеры, среди которых муфтий Северного Кавказа Исмаил Бердиев. Чья позиция для кавказского общества важнее, выясняла «Свободная пресса».

Многоженцев в Чечне нет? Официально…

Рамзан Кадыров в интервью телеканалу Russia Today поддержал многоженство — традицию, которая широко распространена в Чечне. По мнению чеченского лидера, полигамия честнее, нежели широко практикуемые в «неисламских» регионах свободные отношения (например, когда женатый мужчина заводит себе любовницу, а то и нескольких).

— Какая разница с точки зрения закона: поехал, погулял и приехал или получил разрешение у родителей и женился согласно требованиям ислама?! — задается вопросом Кадыров в ответ на вопрос журналистки Russia Today Анны Книшенко о том, что некоторые эпатажные предложения чеченского лидера противоречат российскому законодательству.

Кадыров в интервью еще раз подчеркнул, что в Чечне нет официальных многоженцев. Но только лишь потому, что в ЗАГСе регистрируется только один брак (да и то, кстати, не всегда). И в этом заявлении есть доля лукавства: Семейный кодекс напрямую запрещает многоженство, так что второй официальный брак в ЗАГСе все равно бы не зарегистрировали.

Сам Кадыров на эту норму тоже смотрит двояко: в интервью он высказался против того, чтобы брачные узы скреплялись в ЗАГСе, поскольку, мол, это — проявление взаимного недоверия между супругами. К слову, у Кадырова незадолго до этого вышла замуж старшая дочь Айшат. Интересно ей бы он пожелал брака без официальной регистрации, или чтобы она была не первой, и не единственной женой своего мужа. Его, кстати, для дочери Рамзан Ахматович сам выбрал. Он сын его погибшего друга, а с дочерью до свадьбы они были знакомы всего две недели.

Муфтий против муфтия

Полемика вокруг легализации многоженства на Северном Кавказе разгорается не впервые. Стоит напомнить, что в июле 1999 года тогдашний президент Ингушетии Руслан Аушев официально разрешил многоженство в своей республике, своим указом разрешив местным ЗАГСам регистрировать полигамные браки. Однако этот указ был отменен как противоречащий Конституции России.

Впоследствии о легализации многоженства (хотя бы для мусульман) говорили многие религиозные лидеры, среди которых муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов, муфтии Северной Осетии Хаджимурат Гацалов (нынешний) и Али Евтеев (бывший).

Впрочем, как правило, эти заявления проходили незаметно. Зато много шуму наделало интервью, которое в январе 2016 года дал информагентству «Новости Федерации» муфтий Ставропольского края Мухаммад Рахимов (ранее он также возглавлял Российскую ассоциацию исламского согласия).

Рахимов предложил узаконить многоженство для мусульман: по его мнению, только таким образом возможно решить демографическую проблему на Северном Кавказе, где многие девушки не выходят замуж, потому что им не хватает женихов.

При этом практику многоженства, считает Рахимов, распространять на регионы за пределами Северного Кавказа пока преждевременно: здесь решением демографической проблемы должен заниматься Московский патриархат.

— Надо объяснять, что мужчина обязан быть продолжателем своего рода. Надо прояснять сознание молодых людей и сестер наших, чтобы они понимали: надо оставить сына или дочь, чтобы продолжался род человеческий, — считает ставропольский муфтий.

Раскритиковал позицию Рахимова председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) Исмаил Бердиев, который заявил журналистам: «Мусульмане в России живут по законам государства, а законы запрещают иметь нескольких жен. Поэтому я — категорически против многоженства».

О шариате вспоминают, когда выгодно

Как бы ни спорили богословы и политики, а практика многоженства в регионах Северного Кавказа существует давно. Так, еще в мае 2012 года телеканал НТВ показал сюжет о дагестанском проповеднике Исраиле Ахмеднабиеве, который самого себя называет шейхом Абу Умаром Саситлинским, кандидатом шариатских наук по вопросам бракосочетания. Всего у «шейха» было восемь жен, от которых рождено 17 детей.

Три года назад салафитский проповедник был задержан в Турции и несколько месяцев провел в турецкой тюрьме, но в Россию возвращаться не стал, поскольку в нашей стране он был объявлен в розыск по подозрению в экстремизме. По версии следствия, 36-летний Ахмеднабиев распространял на YouTube пропагандистские видеоролики, в которых возбуждалась ненависть к «немусульманам».

Так часто ли на Северном Кавказе практикуют многоженство? С просьбой прокомментировать заявление чеченского лидера «Свободная пресса» обратилась к президенту Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ.Мир.Развитие», кандидату политических наук Саиде Сиражудиновой:

— Постоянная работа в «поле» в республиках Северного Кавказа, заставила меня неоднократно наблюдать различные проблемы кавказских женщин. Немалая их доля, начиная от необеспеченности, обмана, психологической травмы и вплоть до убийств, являлись следствием полигамии.

Семья начинает разрушаться без регистрации, когда с браком начинают «играться»: при этом появляется безответственность мужчин по отношению к женам и детям. Подобное недопустимо, потому что шариата как такового на Северном Кавказе нет, о нем вспоминают лишь в отдельных случаях, когда кому-то выгодно, и тут же забывают…

То есть без светского закона, который по сути своей подкрепляется санкцией, порядка быть не может.

«СП»: — На ваш взгляд, готово ли кавказское общество к легализации полигамии, как утверждает Кадыров?

— Общество не готово к полигамии! Даже у пропагандистов высокого ранга, редко у кого семья смогла принять полигамный брак. Вступая в полигамный брак, почти никто не спрашивает разрешения у родителей. Статус второй и последующей жен низкий. Большинство вторых жен вынуждены оставаться в тени, скрываемыми, не признанными, презираемыми родственниками и друзьями того же самого «мужа», ничем материально не обеспеченными.

Появилась даже категория альфонсов, живущих за счет женщин, заведя по нескольку жен, ищущих от них выгоду. Часто бывает, что мусульманский брак совершается тайно от обеих жен, что запрещено шариатом.

«СП»: — Так можно ли защитить права этих женщин?

— Незарегистрированные брачные связи затем влекут проблемы с правами детей, правами собственности, вызывают долгие наследственные и имущественные тяжбы.

Апеллирование к шариату как раз-таки часто и связано с нарушениями шариата. Шариат как закон здесь не действует, и не может защитить женщину и ее права. Скажем, остается непроясненным вопрос скрытого брака. В случае развода беременную жену часто никто не содержит необходимый срок. Порядок самого развода не всегда соответствует канонам шариата, от содержания детей многие отказываются и т. д.

В случае с полигамией мы сталкиваемся с противоречием Конституции, с нарушением гарантированного равенства мужчины и женщины, посягательством на права человека. И в этой ситуации способны защитить женщин только ЗАГС и законы светского общества.

www.e-news.su

Многоженство в России: любовница, или жена без ЗАГСа

Глава Чечни намерен легализовать браки с несколькими супругами

На Северном Кавказе с новой силой разгорелась общественная дискуссия по поводу легализации многоженства. На сей раз повод дал чеченский лидер Рамзан Кадыров, который давно считается сторонником полигамии: по его мнению, это соответствует традициям чеченского народа.

Между тем, против многоженства не раз высказывались даже религиозные лидеры, среди которых муфтий Северного Кавказа Исмаил Бердиев. Чья позиция для кавказского общества важнее, выясняла «Свободная пресса».

Многоженцев в Чечне нет? Официально…

Рамзан Кадыров в интервью телеканалу Russia Today поддержал многоженство — традицию, которая широко распространена в Чечне. По мнению чеченского лидера, полигамия честнее, нежели широко практикуемые в «неисламских» регионах свободные отношения (например, когда женатый мужчина заводит себе любовницу, а то и нескольких).

— Какая разница с точки зрения закона: поехал, погулял и приехал или получил разрешение у родителей и женился согласно требованиям ислама?! — задается вопросом Кадыров в ответ на вопрос журналистки Russia Today Анны Книшенко о том, что некоторые эпатажные предложения чеченского лидера противоречат российскому законодательству.

Известный писатель и философ о скандале в радиоэфире

Кадыров в интервью еще раз подчеркнул, что в Чечне нет официальных многоженцев. Но только лишь потому, что в ЗАГСе регистрируется только один брак (да и то, кстати, не всегда). И в этом заявлении есть доля лукавства: Семейный кодекс напрямую запрещает многоженство, так что второй официальный брак в ЗАГСе все равно бы не зарегистрировали.

Сам Кадыров на эту норму тоже смотрит двояко: в интервью он высказался против того, чтобы брачные узы скреплялись в ЗАГСе, поскольку, мол, это — проявление взаимного недоверия между супругами. К слову, у Кадырова незадолго до этого вышла замуж старшая дочь Айшат. Интересно ей бы он пожелал брака без официальной регистрации, или чтобы она была не первой, и не единственной женой своего мужа. Его, кстати, для дочери Рамзан Ахматович сам выбрал. Он сын его погибшего друга, а с дочерью до свадьбы они были знакомы всего две недели.

Муфтий против муфтия

Полемика вокруг легализации многоженства на Северном Кавказе разгорается не впервые. Стоит напомнить, что в июле 1999 года тогдашний президент Ингушетии Руслан Аушев официально разрешил многоженство в своей республике, своим указом разрешив местным ЗАГСам регистрировать полигамные браки. Однако этот указ был отменен как противоречащий Конституции России.

Впоследствии о легализации многоженства (хотя бы для мусульман) говорили многие религиозные лидеры, среди которых муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов, муфтии Северной Осетии Хаджимурат Гацалов (нынешний) и Али Евтеев (бывший).

Впрочем, как правило, эти заявления проходили незаметно. Зато много шуму наделало интервью, которое в январе 2016 года дал информагентству «Новости Федерации» муфтий Ставропольского края Мухаммад Рахимов (ранее он также возглавлял Российскую ассоциацию исламского согласия).

Рахимов предложил узаконить многоженство для мусульман: по его мнению, только таким образом возможно решить демографическую проблему на Северном Кавказе, где многие девушки не выходят замуж, потому что им не хватает женихов.

При этом практику многоженства, считает Рахимов, распространять на регионы за пределами Северного Кавказа пока преждевременно: здесь решением демографической проблемы должен заниматься Московский патриархат.

Надо объяснять, что мужчина обязан быть продолжателем своего рода. Надо прояснять сознание молодых людей и сестер наших, чтобы они понимали: надо оставить сына или дочь, чтобы продолжался род человеческий, — считает ставропольский муфтий.

Раскритиковал позицию Рахимова председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) Исмаил Бердиев, который заявил журналистам: «Мусульмане в России живут по законам государства, а законы запрещают иметь нескольких жен. Поэтому я — категорически против многоженства».

О шариате вспоминают, когда выгодно

Как бы ни спорили богословы и политики, а практика многоженства в регионах Северного Кавказа существует давно. Так, еще в мае 2012 года телеканал НТВ показал сюжет о дагестанском проповеднике Исраиле Ахмеднабиеве, который самого себя называет шейхом Абу Умаром Саситлинским, кандидатом шариатских наук по вопросам бракосочетания. Всего у «шейха» было восемь жен, от которых рождено 17 детей.

Три года назад салафитский проповедник был задержан в Турции и несколько месяцев провел в турецкой тюрьме, но в Россию возвращаться не стал, поскольку в нашей стране он был объявлен в розыск по подозрению в экстремизме. По версии следствия, 36-летний Ахмеднабиев распространял на YouTube пропагандистские видеоролики, в которых возбуждалась ненависть к «немусульманам».

Так часто ли на Северном Кавказе практикуют многоженство? С просьбой прокомментировать заявление чеченского лидера «Свободная пресса» обратилась к президенту Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ.Мир.Развитие», кандидату политических наук Саиде Сиражудиновой:

— Постоянная работа в «поле» в республиках Северного Кавказа, заставила меня неоднократно наблюдать различные проблемы кавказских женщин. Немалая их доля, начиная от необеспеченности, обмана, психологической травмы и вплоть до убийств, являлись следствием полигамии.

Семья начинает разрушаться без регистрации, когда с браком начинают «играться»: при этом появляется безответственность мужчин по отношению к женам и детям. Подобное недопустимо, потому что шариата как такового на Северном Кавказе нет, о нем вспоминают лишь в отдельных случаях, когда кому-то выгодно, и тут же забывают…

То есть без светского закона, который по сути своей подкрепляется санкцией, порядка быть не может.

«СП»: — На ваш взгляд, готово ли кавказское общество к легализации полигамии, как утверждает Кадыров?

— Общество не готово к полигамии! Даже у пропагандистов высокого ранга, редко у кого семья смогла принять полигамный брак. Вступая в полигамный брак, почти никто не спрашивает разрешения у родителей. Статус второй и последующей жен низкий. Большинство вторых жен вынуждены оставаться в тени, скрываемыми, не признанными, презираемыми родственниками и друзьями того же самого «мужа», ничем материально не обеспеченными.

Появилась даже категория альфонсов, живущих за счет женщин, заведя по нескольку жен, ищущих от них выгоду. Часто бывает, что мусульманский брак совершается тайно от обеих жен, что запрещено шариатом.

Правительство и Совфед думают как развивать отечественный туризм

«СП»: — Так можно ли защитить права этих женщин?

— Незарегистрированные брачные связи затем влекут проблемы с правами детей, правами собственности, вызывают долгие наследственные и имущественные тяжбы.

Апеллирование к шариату как раз-таки часто и связано с нарушениями шариата. Шариат как закон здесь не действует, и не может защитить женщину и ее права. Скажем, остается непроясненным вопрос скрытого брака. В случае развода беременную жену часто никто не содержит необходимый срок. Порядок самого развода не всегда соответствует канонам шариата, от содержания детей многие отказываются и т. д.

В случае с полигамией мы сталкиваемся с противоречием Конституции, с нарушением гарантированного равенства мужчины и женщины, посягательством на права человека. И в этой ситуации способны защитить женщин только ЗАГС и законы светского общества.

Московским властям предложили «заканчивать с цирками» и озвучили план реальной работы

Говоря сегодня о судьбе последнего Императора, практически все говорят не о том

Главе Чечни не дают вывезти жен боевиков с Ближнего Востока, считая их пособницами террористов

svpressa.ru

Как узаконить многоженство

На Ваш E-mail будет отправлена инструцкия по восстановлению пароля

  • Главная
  • Истории
  • Эпическая битва. В Кыргызстане снова предлагают узаконить многоженство

Представители кыргызского духовенства Чубак ажы Жалилов и Озубек ажы Чотонов предложили узаконить в стране многоженство. Однако общество выступило резко против. Законодатели в этом споре пока помалкивают: с одной стороны, им не хочется ссориться с избирателями, а с другой — институт токол (младшая жена при живой первой жене) в Кыргызстане очень развит.

Потянут ли кыргызские мужчины больше одной жены, и что по этому поводу думают правозащитники и феминисты, «Открытая Азия Онлайн» выясняла вместе со своим партнером — редакцией Zanoza.kg.

Если б я был султан.

По мнению религиозных деятелей, многоженство позволит решить много вопросов, в том числе и проблему проституции и одиноких женщин, которые не могут создать семью.

«Надо жениться. Две-три-четыре. Все мужчины должны брать. У кого есть деньги, пусть берут. Пусть обеспечивают. В целом, девушек нужно обеспечивать: в детстве — родители, потом — супруг, затем — дети», — сказал Озубек ажы Чотонов.

Ранее с подобным предложением выступал аксакал одного из отдаленных районов республики. По его мнению, это поможет спасти кыргызский род от вымирания.

«Умные и красивые кыргызки все больше выходят замуж за иностранцев. Такими темпами Кыргызстаном скоро будут править иностранные племянники по женской линии. Раз мужчин в стране меньше, чем женщин, единственный способ продолжать и увеличивать свой род – узаконивание многоженства», — выступил с предложением старейшина.

Среди сторонниц многоженства есть и женщины.

«Надо понимать, что Аллах спустил нам такие законы жизни, зная нашу природу. Все эти законы вносят свой вклад в наше развитие. Поэтому он все разделил на разрешенное и запретное религией. Разрешил жить одному мужчине одновременно с несколькими женщинами. Потому что организм таков», — сказала представительница организации женщин-мусульманок «Муткалим» Жамиля Жапашева во время обсуждения вопроса узаконивая двоеженства, — пишет «Азаттык».

Но с другой стороны.

«В Кыргызстане многоженство разбивает моральные устои, ценности семьи, — уверена правозащитница Назгуль Турдубекова. — Такие браки больше напоминают сексуальную эксплуатацию. Женщины не знают своих прав. Этого нельзя допускать, если мы хотим жить в светском государстве».

Еще более резко по этому поводу высказался известный блогер, называющий себя феминистом, Данияр Айтман.

«Люди, которые не понимают, что многоженство несовместимо с равноправием и является формой эксплуатации, что многоженство — это позорный символ патриархата, что многоженство на весь мир провозгласит Кыргызстан дикой и бездушной страной, такие люди неприемлемы в приличном обществе», — подчеркнул он.

Нашлись и те, кто воспринял предложение с известной долей иронии.

«Девочки, я вот чего думаю.Тяжеловато нынче мужскому полу. Семью накормить, детей наделать и вырастить, жену одеть/обуть, дом построить, деревьев насажать. Вот как один мужчина может со всем этим справиться? Надо вводить и законодательно закреплять институт многомужества. Может, проведем круглый стол на эту тему? Равные права, равные возможности», — написала на своей странице Елена Аильчиева.

Конечно, разговоры о многомужестве — всего лишь шутка.

Впрочем, большинство граждан полагают, что и инициативы о законном многоженстве останутся лишь предложениями. И все же мы решили подсчитать, возможны ли такие варианты в Кыргызстане. Просим отнестись к нашим подсчетам с иронией.

В качестве аргумента за то, что многоженство в Кыргызстане приживется, Озубек ажы привел пример из эпоса «Манас». В легендарном кыргызском сказании есть персонаж по имени Акбалту, у которого было 60 жен.

Согласно данным Нацстаткома, Кыргызстан шестьюдесятью женами каждого мужчину обеспечить не в состоянии. Однако женщин в республике на 0,5% больше, чем мужчин. Получается, что если каждый возьмет себе по одной жене, у 300 тысяч кыргызстанцев есть потенциальная возможность завести вторую жену. Остальные желающие обзавестись очередной половинкой будут вынуждены импортировать ее из-за рубежа.

Но в этом случае есть проблема. До 35-летнего возраста в Кыргызстане в составе населения преобладают мужчины.

Удар по мужскому населению

Получается, у кыргызстанцев есть потенциальная возможность взять себе вторую жену, при этом давая возможность всем мужчинам страны иметь по одной супруге, однако возраст токол превысит 40 лет.

Можно, конечно, взять себе вторую жену и помоложе, но это приведет к тому, что у одних будет по нескольку жен, а остальные будут вынуждены оставаться холостяками. В условиях чудовищного разрыва между богатыми и бедными в Кыргызстане, если в стране появится еще и значительная разница по наличию у кыргызстанцев жен, это нанесет сокрушительный удар по мужскому населению республики.

Аргументы в пользу полиандрии

Если главными доводами священнослужителей в пользу многоженства в Кыргызстане являются ссылки на эпические сказания, то в качестве контраргумента можно привести пример из древнеиндийского эпоса «Махабхараты», в котором есть героиня Драупади — она вышла замуж сразу за пятерых мужчин.

Хотя Индия и Кыргызстан значительно отдалены друг от друга, статистические данные свидетельствуют о том, что опыт Драупади в республике более уместен, чем опыт многоженца Акбалту из эпоса «Манас» — в возрасте с 18 по 39 лет в Кыргызстане почти на 19 тысяч мужчин больше, чем женщин. Таким образом, 19 тысяч кыргызстанок вполне себе могут позволить еще одного мужа.

Возможно, с принятием в Кыргызстане многомужества проблему с проституцией решить и не удастся, однако у многих женщин появится возможность стать в два раза состоятельней.

К слову, многомужество практикуется до сих пор в некоторых районах Индии, в Бутане и на севере Непала.

Пока в Кыргызстане обсуждается возможность узаконивания полигамии, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев резко выступил против подобных «обычаев».

«Уважаемые имам-хатибы, вы осознаете, какие несчастья и проблемы вы приносите обществу, когда читаете никах (обряд бракосочетания по мусульманским канонам, — прим. ОА) различным богачам, не проверяя документ со стороны органов записи актов гражданского состояния?» — возмутился он, отметив, что зачастую встречаются случаи многоженства.

В связи с этим сейчас в республике разрабатываются поправки в законодательство, предусматривающие уголовное наказание для имамов, проводящих никах без соответствующих документов ЗАГСа. По словам президента, это позволит эффективно бороться с безобразными случаями полигамных браков, которые, как ни странно, чаще всего фиксируются в Ташкенте.


О многоженстве в Узбекистане телевизионная передача «Открытая Азия» рассказывала в одном из своих выпусков. Предлагаем посмотреть специальный репортаж на эту тему.

theopenasia.net

Как узаконить многоженство

Новости Центральной Азии

Узбекистан: Многоженство как новая реальность

01.08.2014 14:56 msk, Соб.инф.

По шариату каждый мусульманин может взять себе четыре жены. В Узбекистане большинство населения исповедует ислам, но светским законодательством многоженство запрещено. Однако многие мужчины, прикрываясь религиозными канонами, стремятся завести любовницу, а эти любовницы — получить статус второй жены. Экономическая ситуация в стране, не позволяющая людям, а тем более женщинам, честно заработать деньги, которых хватило бы на достойное содержание семьи, превращает этот процесс в нечто закономерное и обыденное…

Лариса (здесь и далее все имена изменены) — вторая жена Махмуда. Лариса — русская, Махмуд — узбек. Сошлись двенадцать лет назад, родили мальчика, которому уже десять. Лариса всем говорит, что замужем, просто живет в гражданском браке, а муж очень занят на работе. Появляется тот у Ларисы раза два-три в неделю. Пару раз забегает «пообедать», один раз остается ночевать. Как отвирается дома за эту ночевку, Лариса не знает. Но точно знает, что первой жене Махмуда ничего неизвестно о его второй семье.

Быть второй женой — счастье небольшое

Как рассказывает Лариса, решилась она на второго ребенка и на роль второй жены от финансовой безысходности. На работе платили копейки, перспектив никаких, подходящих женихов, чтобы стать у них первой женой, тоже не наблюдалось. А Махмуд, хотя с «первой» женой, с которой у них двое детей, разводиться не собирался, обещал Ларисе золотые горы. И ребенка обеспечить, чтобы ни в чем не нуждался, и саму Ларису завалить с ног до головы подарками и деньгами.

Но с бизнесом у Махмуда ничего не получилось, вкалывает простым работягой на стройке. Второй семье, разумеется, помогает. Но далеко не так, как рассчитывала Лариса. И по большому счету, она с сыном по-прежнему живет все на те же копейки, которые получает на своей работе. Не столько из-за сексуального голода, сколько в отместку за несбывшиеся обещания тихонько погуливает «налево». Гражданский муж об этом догадывается, но поймать за руку вторую жену не может. В итоге его приезды на «обед» часто заканчиваются скандалом.

Впрочем, Ларисе еще повезло: Махмуд с ней расставаться не собирается, а наоборот, планирует провести в мечети никох — религиозный обряд, который хотя бы на небесах как-то узаконит их брак. Значит, и дальше будет по мере сил содержать своего ребенка. Сама Лариса достойно сделать это не в состоянии. Она работает в продуктовом магазине, где ей платят всего 300-400 тысяч сумов в месяц. Даже по самым скромным подсчетам независимых экономистов, это — минимальная сумма на одного человека, чтобы он не умер с голоду…

Экономика против морали

Таких женщин, как Лариса, в Узбекистане становится все больше. И осудить ее очень трудно. Несоответствие зарплат реальным потребностям населения вынуждает людей приспосабливаться.

Если проанализировать социально-экономическое состояние общества Узбекистана, то выяснится, что очень хорошо здесь живут только чиновники и крупные предприниматели. Предприниматели помельче, к которым можно отнести и фермеров, когда живут хорошо, когда сводят концы с концами. Пенсионеры существуют на деньги, что им присылают дети из-за границы. Остальные вынуждены выкручиваться. Выкручиваются, как правило, самым простым способом: мужчины едут на заработки за рубеж, а женщины ищут состоятельных любовников или, что им больше по нраву, становятся «вторыми» женами.

Впрочем, официально второй женой в Узбекистане стать нельзя. Законодательство Узбекистана надежно охраняет брак, особенно от многоженства. В Уголовном кодексе республики этому явлению посвящена статья 126, которая гласит:

«Многоженство, то есть сожительство с двумя или более женщинами на основе общего хозяйства, — наказывается штрафом от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет либо лишением свободы до трех лет».

«Где обсуждение в Олий Мажлисе»?

Большинство «вторых» жен мирится с гражданским браком, но этот вариант сожительства имеет свой изъян. Если, например, с их гражданским мужем что-то случится, то ни на какую, даже самую маленькую долю наследства от его имущества вторая жена не может рассчитывать.

В связи с этим сейчас в Узбекистане появилось немало людей, которые хотели бы узаконить институт многоженства.

— Как-то слышал по радио выступление женщин из Бухары, которые хотели вынести такое предложение на обсуждение в Олий Мажлисе (парламенте) республики, — говорит правозащитник Шухрат Рустамов. — Правда, не слышал, чтобы депутаты обсуждали такой вопрос.

По мнению Рустамова, каждый «богатей» давно имеет по нескольку жен. При этом они всех своих жен считают законными, потому что с ними в мечети заключен религиозный обряд бракосочетания — никох. Правда, служителям религии категорически запрещено читать никох, если у новобрачных нет свидетельства о браке. Но, как утверждает правозащитник, «проблему легко могут решить полторы пачки денег. Не в этой мечети, так в соседней».

— А вот официальная регистрация брака со второй женой могла бы социально защитить эту женщину и ее детей, — считает Рустамов.

В перспективе — раздоры между наследниками

Многие сторонники узаконивания многоженства толкуют о смысле разрешения шариатом каждому мужчине иметь по четыре жены. Мол, беря в жены девушку, мужчина в старые времена должен был заплатить калым — выкуп за невесту. А значит, четырех жен могли иметь только очень состоятельные люди. Четыре жены рожали с десяток-другой детей, между которыми после смерти отца и делилось его богатство. В результате образовывался «средний» класс, и в обществе сохранялся баланс между бедными и богатыми.

Что же касается бедных, то тем надо было поработать, чтобы накопить на калым, а бездельникам и вовсе приходилось обходиться без жены и детей.

По мнению сторонников многоженства, при нынешней социально-экономической обстановке в республике, разделившей общество на очень богатых и очень бедных, то же самое надо сделать и сейчас, чтобы «не плодить нищету».

— Несколько миллионов мужчин, многие из которых еще не женаты, находятся на заработках за рубежом, это оставило женщин без мужчин и без денег, — говорит юрист Турсуной Пулатова.

Но сама она категорически против института многоженства, так как считает, что это в будущем обязательно приведет к раздорам между наследниками, и эти раздоры отнюдь не будут способствовать укреплению семьи, как ячейки общества.

А многие женщины и вовсе встречают в штыки саму идею многоженства.

— Нет ничего безнравственнее, когда мужчина имеет связь сразу с двумя женщинами, — считает известная правозащитница Узбекистана Елена Урлаева. По ее мнению, государство должно решительно бороться с этим «аморальным явлением». При этом, как считает правозащитница, напрасно представлять себе женщин Узбекистана «неким затырканным стадом овец, которые будут делать все, что им скажут».

«Есть бабы в узбекских селеньях»

Так, сохраняя размер стиха, можно перефразировать строчку из поэмы Некрасова. В узбекских селеньях, да и в городах тоже достаточно женщин, которые и коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут, и мужа, если что не так, огреют сковородкой промеж глаз. При этом так огреют, что мало не покажется. Гулять от таких женщин, а тем более заводить вторую семью крайне рискованно.

Вот один из ярких примеров. Эркин и Мухаббат поженились, когда им было по двадцать. Оба — дети влиятельных и состоятельных родителей, очень талантливые люди, редкие красавцы, хоть сейчас на обложку какого-нибудь глянцевого журнала. Занялись бизнесом, таланты позволили не воровать, а честно стать очень обеспеченными людьми. Но когда им стало под сорок, а дети уже выросли, Эркин воспылал страстью к своей молодой двадцатилетней сотруднице. Неизвестно, хотел ли он развестись с первой женой и жениться на сотруднице, как положено по закону, или сделать ее второй женой. Известно только, что первая жена Мухаббат каким-то образом узнала о наметившейся интрижке своего супруга. Последствия оказались весьма трагичными и показательными.

Мухаббат пришла к организации, где компания ее мужа арендовала офис, и попросила у вахтера «молоток потяжелее». Когда такая красавица что-то просит у старенького, давно вышедшего у женщин в тираж вахтера, он не спрашивает «зачем», он думает «как». Вахтер, вывернувшись наизнанку, нашел требуемый молоток

А Мухаббат подошла к новенькой, сияющей краской «Нексии» — своему подарку Эркину, и начала без истерики, методично разбивать этим молотком стекла, фары, двери и прочие легко выводимые из строя автомобильные атрибуты. Вокруг собралась толпа, в том числе и неверный муж, и все, разинув рот, смотрели на эту расправу. А оскорбленная красавица, закончив экзекуцию, вежливо вернула вахтеру молоток, вернулась домой, вышвырнула за ворота вещички мужа, подала на развод и больше Эркина на порог не пускает.

Какая женщина согласится со второй женой?

Если Мухаббат посчитала ниже своего достоинства даже снизойти к какому-то разговору со своей соперницей, то далеко не все законные жены поступают таким образом. При этом последствия для второй жены могут быть не очень приятными.

Матери трех детей Наргизе подружка как-то сказала о своих подозрениях: у твоего мужа Хамида есть другая женщина, он частенько задерживается на работе. Наргиза решила проверить, проследила за мужем и поймала его с молоденькой дамочкой. Во время скандала выяснилось — с этой женщиной Хамид живет уже лет пять, и это уже и не дамочка вовсе, а его вторая жена, у которой подрастает его сын.

Ситуация «разруливалась» на совете родственников, где отнюдь не последнее слово было за Наргизой. Совет постановил ребенка от второй жены не бросать и посильно ему помогать. Но всю эту помощь осуществляет теперь исключительно бабушка — мать Наргизы. Хамид же видится с сыном и второй женой только изредка и под пристальным наблюдением своей законной супруги.

Причем, обе эти истории можно отнести к аристократическим расправам над мужьями, решившими завести вторую жену. «Народные» расправы носят более примитивный и болезненный характер. Если у самой обманутой жены нет силенок хорошенько поднавесить мужу, то в дело могут быть введены ее многочисленные братья и другие родственники.

При этом здесь играет роль не только естественная ревность женщины, которая не хочет ни с кем делить своего мужчину и болезненно реагирует на измены. Появление у мужа второй жены означает отток денег из дома. Так бы домой принес, а так тащит на сторону. А где вы видели женщину, даже самую богатую, которая бы сказала, что у нее дома завалялись лишние деньги?

Далеко не все законные жены поступают столь благородно, как Наргиза. Да и их дети, став взрослыми, нередко ожесточенно судятся со своими сводными братьями и сестрами, которым отец «незаконно» оставил дом или машину.

Поэтому мужчины, как бы они ни хорохорились перед друзьями, на самом деле, как правило, скрывают от своих законных жен наличие «второй жены» на стороне. Как говорится, от греха подальше. И вряд ли на самом деле захотят узаконивания многоженства. По крайней мере, до тех пор, пока все женщины в Узбекистане не станут покорны и бессловесны. Но это вряд ли когда-нибудь произойдет.

www.fergananews.com

Популярное:

  • 2291 ук рф состав преступления Статья 220. Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами 1. Незаконные приобретение, хранение, использование, передача или разрушение ядерных материалов или радиоактивных веществ — наказываются […]
  • Как отцу получить единовременное пособие Единовременное пособие при рождении ребенка: образец приказа о назначении выплаты в 2018 году С рождением каждого младенца семья помимо остальных видов помощи получает разовую субсидию. Ее предоставление для большинства граждан […]
  • Приказ 233 от 06042012 об утверждении областей аттестации Учебно-инжиниринговый центр, Челябинск (351) 265-73-50 | Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Приказ Ростехнадзора №233 Новости Нoрмативные документы […]
  • Правила возложения цветов Положение о порядке возложения венков на мемориальном комплексе «Чижовский плацдарм» в дни воинской славы и памятные даты России 1. Официальные возложения венков на мемориальном комплексе «Чижовский плацдарм» организуются и […]
  • Закон для граждан евросоюза Приватность по-европейски В чем отличие нового законодательства ЕС о защите персональных данных от практики российской цензуры и почему оно не решит проблем европейских пользователей интернета 25 мая 2018 года вступает в силу […]
  • Правила учёта тепловой энергии и теплоносителя 954 от 25091995 Приказ Министерства энергетики РФ от 27 ноября 2014 г. N 871 "О признании утратившими силу Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации В.Н. […]
  • Приказ 322 от 1995 г Приказ Министра обороны РФ от 5 октября 1995 г. N 322 "Об организации противопожарной защиты и местной обороны в Вооруженных Силах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ Министра обороны РФ от […]
  • При проживании в непосредственной близости от радиационно опасных объектов 5.3. Обеспечение радиационной безопасности населения Развитие ядерной энергетики в мире неизбежно. Использование АЭС намного повышает общие энергоресурсы, имеющиеся в распоряжении человечества, и устраняет угрозу […]