Какая партия правит в великобритании

Провал консерваторов на выборах в Великобритании: расплата за Brexit?

8 июня в Великобритании состоялись внеочередные парламентские выборы. Результат — премьер Тереза Мэй потеряла на них абсолютное парламентское большинство. Это означает, что консерваторы, хотя они и победили на выборах, не смогут сформировать однопартийный кабинет. Для продолжения правления им нужна коалиция.

Следовательно, Мэй проиграла на внеочередных выборах, поскольку уровень влияния консерваторов снизился. Итоги выборов расценивают, как «потрясающую неудачу» для консерваторов и лично — для Мэй. Расчет премьера на то, что консерваторы смогут посредством внеочередных выборов нарастить свое преимущество для уверенного ведения переговоров с ЕС о выходе Великобритании из Союза оказался ложным. Противники Brexit взяли частичный реванш за проигранный летом 2016 года референдум.

Согласно предварительным итогам, консерваторы получили в Палате общин 318 мест — на 13 меньше, чем в предыдущем составе парламента. Лейбористы получили 262 места — на 30 мандатов больше, а либеральные демократы — всего 13 мест. Существенно сократилось в британском парламенте представительство партии шотландских националистов SNP — на 19 мандатов с 54 до 35 мест. Напомним, что для того, чтобы обеспечить себе абсолютное большинство в нижней палате британского парламента, партия должна получить 326 мест. В итоге на следующий день после досрочных выборов Великобритания получила состояние т. н. «подвешенного парламента», что означает: ни одна партия не завоевала большинства мест в Палате общин, ни одна из сторон не имеет прямого мандата для формирования нового правительства. За все послевоенные годы Великобритания всего лишь один парламентский срок имела коалиционное правительство (Кэмерон, 2010—2015 годы). Коалиции плохо сочетаются с британской парламентской традицией.

Проблемой для Мэй становится то, что коалицию при главенстве консервативной партии ей формировать из крупных партий не с кем. Единственный возможный кандидат из прошлой коалиции для консерваторов — либерал-демократы (LD) являются яростными противниками Brexit. Либеральные демократы уже заявили о нежелании участвовать в правительстве, руководимом консерваторами. Не возможен и блок консерваторов с шотландскими националистами (SNP) по причине столкновения их на шотландском референдуме по независимости в 2014 году. Британские консерваторы являются главными противниками шотландской независимости.

Остается единственный вариант: на платформе Brexit Мэй может найти союзников только в двух партиях из Северной Ирландии — Демократической партии юнионистов (DUP) и Партии ольстерских юнионистов (UUP). Для коалиции Мэй нужны восемь голосов. По результатам выборов DUP пришла среди партий пятой и имеет десять мест в новом британском парламенте, что достаточно для коалиции. Если ирландские протестанты станут «золотой акцией» новой коалиции с консерваторами, то это может ухудшить общую ситуацию в Северной Ирландии, где этим партиям противостоят ирландские националисты из местной Шинн Фейн. Депутаты от этой партии бойкотируют британский парламент. Из-за национальных распрей Северная Ирландия не имеет местной действующей ассамблеи. Если DUP согласится работать с консерваторами, то она, в свою очередь, из-за позиции ирландцев может потребовать от правительства Мэй занять «мягкую» позицию по Brexit.

В конечном итоге, если Мэй не удастся составить правительственную коалицию, то ей придется уйти в отставку с поста премьера и главы партии. Но если все-таки воплотится коалиция с ирландскими юнионистами, то это будет означать, что Мэй отделается легким испугом. Очевидно, что в и этом случае британскому премьеру придется представлять новый состав своего кабинета. Шесть членов нынешнего правительства Мэй проиграли в своих округах и не попадут в новый парламент. Однако, ключевые министры — глава МИД Великобритании Бóрис Джонсон, а также министры финансов, образования, и внутренних дел: Филип Хаммонд, Джастин Грининг и Амбер Радд по итогам выборов переизбрались в парламент.

Неформальным победителем внеочередных выборов в Британии называют лидера лейбористов Джереми Корбина, хотя его партия пришла второй. Лейбористы победили в Уэльсе, Северной Англии, включая Манчестер, и завоевали большинство избирательных округов в Лондоне с их проевропейскими избирателями. Молодые избиратели повсюду предпочли голосовать за лейбористов. Таким образом, успех лейбористов обеспечила поддержка двух групп британских избирателей: антибрекситиров и молодежи.

Если у консерваторов не сложится с коалицией, то по предварительному раскладу Корбину при возможной коалиции с либерал-демократами и шотландскими националистами все-таки не хватает голосов для правительственного большинства. Если Корбину удастся подобрать все, что возможно, и все-таки сформировать правительство, то возникшая коалиция станет коалицией противников Brexit. Другое интересное обстоятельство — если лейбористской партии удастся сформировать правительство, то его возглавит ее лидер — левый радикал. Это казалось маловероятным в начале последней предвыборной компании. Американский сенатор «социалист» Берни Сандерс — идейный союзник Корбина, уже успел поздравить его с достигнутым результатом на внеочередных парламентских выборах.

И наоборот, «Большая авантюра Мэй провалилась» — гласит заголовок на первой полосе британской Times. Но премьер-министр Великобритании Тереза Мэй не планирует уходить в отставку с поста главы партии, несмотря на подобный результат. Тэтчер из Мэй явно не получилось. Бывший глава Партии независимости Соединенного Королевства Найджел Фарадж, комментируя результаты выборов и позицию премьер-министра, заметил: «Она провалила тест, она не была похожа на лидера». В тактическом плане Мэй явно последовала по стопам неудачника Кэмерона. Рискнув сыграть с избирателями на доверие к себе, она проиграла. В начале своего премьерства Мэй обещала не назначать досрочных выборов, но потом она нарушила это обещание. Мэй совсем необязательно было объявлять эти досрочные выборы, но она их объявила якобы для того, чтобы получить мандат на ведение переговоров по Brexit и пространство для маневра. Она получила сомнительный мандат, суженное поле и в сумме — новых критиков Brexit.

Так стоило ли устраивать досрочные выборы консерваторам с подобным результатом, если они могли спокойно править в рамках своего однопартийного парламентского большинства еще три года до 2020 года? Относительное поражение Мэй на внеочередных выборах 2017 года похоже на намеренное вредительство с целью подставить подножку Brexit. В комментарии в пролейбористской Guardian написали: «Тереза Мэй поставила все свое состояние на то, что она проиграет на выборах и делала все возможное, чтобы сдать игру».

Пикантность ситуации заключается в том, что все опросы общественного мнения на момент объявления досрочных выборов прогнозировали уверенную победу консерваторов с наращиванием их представительства в Палате общин. Кто-то хотел обмануть консерваторов? По различным опросам, в момент объявления досрочных выборов консерваторы опережали ближайших соперников — лейбористов, на 20−24 процентных пункта. Однако это преимущество не реализовалось в день голосования. Репутация британских социологических служб оказалась под сомнением.

Возникает законный вопрос: стоит ли верить британским опросам общественного мнения, если в итоге получается прямо противоположный результат? Правда, на этот вопрос есть и оправдательный ответ: точно предсказать исход выборов в Великобритании достаточно трудно из-за особенностей британской избирательной системы с ее мажоритарными одномандатными округами и прямой связью избирателей и кандидатов. В британской системе отсутствует партийный список, и для того, чтобы точно предсказать итог парламентских выборов в Британии, необходимы либо сложные методики, либо наблюдения за настроением избирателей в каждом округе — последнее явно невозможно.

Большинство комментаторов считают причиной неудачи тори их провальную кампанию, к которой они отнеслись без какого-либо усердия. Досрочные выборы были объявлены Мэй после кратковременного уведомления и без всестороннего обсуждения с коллегами по партии и против якобы самой слабой оппозиции в современной британской истории, что, в конечном счете, оказалось заблуждением. Британская демократия подкорректировала самонадеянность тори.

Все признают, что во время предвыборной кампании и перед телезрителями Мэй выступила неуверенно. Она повторяла лозунги, но не обсуждала суть проблем. Мэй навредил «налог на деменцию» — предложение оплачивать расходы на содержание больных пожилых людей за счет их собственной недвижимости. Премьеру пришлось отказаться от этого плана. Также консерваторы отказались обсуждать тему состояния системы здравоохранения. Кроме того, за три последних месяца Великобританию, как специально, сотрясли сразу три теракта — один в Манчестере и два в Лондоне. Последний произошел за неделю перед выборами. На их фоне Мэй припомнили, что она в прошлом в бытность на посту министра внутренних дел сократила со службы 20 тысяч полицейских.

И наоборот, Корбин провел отличную кампанию, особенно учитывая низкие ожидания. Он собирал на своих выступлениях полные энтузиазма толпы сторонников. Он раздавал трудно выполнимые обещания. Консерваторы же самоуверенно пренебрегали социальной демагогией. Корбин обещал увеличение социальных пособий и больше расходов на все — от медицинского обслуживания до полиции. Он пообещал национализировать железные дороги и систему водоснабжения, прекратить взимать плату за обучение и резко повысить налоги на корпорации и на тех, кто зарабатывает более £80 тыс в год. Некоторым даже показалось, что Корбин с его левым популизмом стал в Великобритании фигурой сродни Дональду Трампу, а Мэй стали уподоблять Хиллари Клинтон. В итоге, переход в лагерь тори избирателей от стагнирующей и самораспускающейся Партии независимости не компенсировал общего притока голосов к лейбористам.

Между тем, ни одна из лидирующих партий в ходе избирательной кампании не предлагала отказаться от Brexit и остаться в составе Евросоюза. Консерваторы во главе с Мэй выступали за «жесткий» Brexit с возможным отказом от Единого рынка и открытых границ, а лейбористы под руководством Корбина — за «мягкий» Brexit с сохранением каких-то форм интеграции с Евросоюзом. Поэтому главный итог досрочных выборов — Великобритания выходит на площадку переговоров с ЕС по Brexit с существенно ослабленной и разделенной политически позиции.

Из глобалистских структур уже советуют Лондону отложить начало процедуры Brexit. Мэй обещала начать переговоры о выходе из ЕС через 10 дней после досрочных выборов, т. е. 19 июня. Но британские избиратели открытым образом посредством избирательных урн отправили в корзину вариант «жесткого» Brexit, о котором так много говорила Мэй. Британский фунт тоже проголосовал небольшим падением в ответ на первые итоги выборов, но потом приостановил свое падение после того, как трейдеры начали осознавать, что шансы на «мягкую версию» Brexit стали более реальными.

Таким образом, бескомпромиссная позиция Мэй по Brexit сыграла большую роль в неудаче консерваторов на выборах. Британские переговорщики по Brexit, вероятно, должны будут принять более консенсусный подход, отстаиваемый лейбористами и некоторыми депутатами тори. Правительство Соединенного Королевства может по-прежнему настаивать на всеобъемлющей сделке по свободной торговле и иммиграционном контроле. Очевидно, британские переговорщики попытаются найти способ остаться в Общем рынке с условием принятия правил свободы передвижения в ЕС.

В Европе в ответ на известия о сомнительных результатах досрочных выборов в Великобритании вновь подчеркнули, что переговоры по выходу из Евросоюза будут для нее долгими и сложными. Насколько результативными? На этот счет в ЕС ничего не гарантируют. Если по итогам выборов Мэй получает легкий испуг, то на грядущих переговорах с ЕС Великобритания — лишние проблемы.

eadaily.com

Консервативная партия Великобритании

Консервативная партия Великобритании (Conservative party) — британская политическая партия, одна из двух ведущих партий Великобритании.

Образована в 1867 году на базе партии тори. Название «консерваторы» для обозначения тори вошло в обиход с 1830-х годов. Толчком к преобразованию партии тори послужила парламентская реформа 1832 года, после которой стали возникать местные организации консерваторов, объединившиеся в 1867 году в Национальный союз консервативных и юнионистских ассоциаций. Большую роль в формировании Консервативной партии сыграл Бенджамин Дизраэли — лидер тори в 1846-1881 годах, премьер-министр Великобритании в 1868 году и в 1874-1880 годах.

Первоначально Консервативная партия выражала интересы аристократов-лендлордов, однако с 1870-1880-х годов на нее стали ориентироваться круги крупной финансово-промышленной буржуазии.

В течение большей части XX века Консервативная партия рассматривалась как «правящая партия», никогда не позволявшая лейбористам или либералам удерживать власть больше одного срока. С 1915 года по 1945 год Консервативная партия либо сама формировала правительства (кроме 1924 и 1929-1931 годов), либо входила в состав национальных правительств в коалиции с Лейбористской партией (1931-1935). В послевоенный период она также не раз стояла у власти (1951-1964, 1970-1974 и 1979-1997 годах).

После поражений на выборах в 1997, 2001 и 2005 годах была в оппозиции.

Расцвет консервативного движения пришелся на 1980-е годы и связан с именем премьер-министра Маргарет Тэтчер. Ее имя положено в основу партийной доктрины «тэтчеризма».

Главные пункты программы консерваторов — сокращение излишнего финансирования социальных программ и роли государства в экономике, более ответственное расходование государственных средств, поощрение частной предпринимательской инициативы, защита традиционных семейных ценностей.

За годы пребывания у власти партии удалось достичь значительных результатов, в том числе увеличения темпов экономического роста, снижения инфляции, роста доходов бизнеса, приватизации целого ряда государственных компаний.

После ухода в 1990 году из большой политики Маргарет Тэтчер, партия испытала ряд неудач.

В 2005 году лидером партии стал глава «теневого» кабинета министров Дэвид Кэмерон. На парламентских выборах 2010 года за консерваторов проголосовало 10,7 миллиона избирателей, что принесло партии 306 мандатов в палате общин. В мае 2010 года Дэвид Кэмерон сформировал правительство в коалиции с Либерально-демократической партией.

По итогам парламентских выборов 2015 года консерваторы получили 326 мест в парламенте, необходимых для формирования правительства большинства, а лидер партии Дэвид Кэмерон сохранил пост премьера страны.

В числе основных обещаний консерваторов на выборах 2015 года было сокращение дефицита бюджета, сокращение налогов за счет повышения основной и верхней планки их отчисления, меры по повышению доступности приобретения жилья и обеспечению независимости в пенсионном возрасте и др. Наиболее критикуемые со стороны конкурентов планы консерваторов включали намерение провести референдум о выходе из ЕС и модернизацию системы ядерной безопасности.

Сдержав обещание, Дэвид Кэмерон организовал летом 2016 года проведение референдума о членстве Великобритании в составе ЕС, в ходе которого за выход страны из Евросоюза проголосовало большинство британцев. После этого Кэмерон, рассчитывавший на иной результат, ушел в отставку с поста главы правительства и лидера партии.

Новым руководителем Консервативной партии стала Тереза Мэй (Theresa May). Она также стала новым главой правительства Великобритании.

В апреле 2017 года Тереза Мэй объявила о намерении провести 8 июня досрочные парламентские выборы из-за непрекращающихся споров о том, что мандат на переговоры с ЕС получил кабинет министров, сформированный не на всеобщих выборах, а сама Мэй стала премьером по итогам партийного голосования.

В середине мая 2017 года Консервативная партия представила предвыборный манифест, в котором подтвердила, что пойдет по пути так называемого «жесткого Brexit» (выход Великобритании из Евросоюза), продолжит поддерживать НАТО и ООН, будет выступать против нового шотландского референдума и добиваться сокращения чистого прироста миграции. В документе содержатся обещания увеличить финансирование социальной сферы, Национальной системы здравоохранения, системы школьного образования. Добиться этого консерваторы планируют, в том числе, за счет изменения правил получения социальной помощи.

Традиционно Консервативная партия считается оплотом британской аристократии, из ее рядов формируются кадры высшего офицерства, высшего духовенства, чиновничества, дипломатов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

ria.ru

Парламентские выборы в Великобритании: результаты голосования

В Великобритании 8 июня прошли выборы в парламент страны 57-го созыва. Британцы выбрали в целом 650 депутатов в нижнюю палату парламента Великобритании, то есть от Палаты общин. Избирательные участки в Великобритании закрылись в 22:00 по местному времени (00:00 по Киеву).

Досрочные парламентские выборы в Великобритании стали необходимыми после того, как страна объявила о выходе из Евросоюза (Brexit) и парламент оказался разделенным по этому вопросу.

Чтобы сформировать большинство в Палате общин, одна партия должна завоевать 326 мест. Основная борьба развернулась между Консервативной партией нынешнего премьер-министра Великобритании Терезы Мэй и Лейбористской партией.

Парламентские выборы 2017 в Великобритании: результаты голосования

Согласно официальным результатам, консерваторы без большинства в новом парламенте.

— BBC Breaking News (@BBCBreaking) 9 червня 2017 р.

#BREAKING British PM May loses overall majority in British parliament: results

Консерваторы без большинства / BBC

По состоянию на утро 9 июня распределено 639 мест в парламенте из 650.

Консерваторы получают 312 мест, потеряв по сравнению с предыдущими выборами 11 мандатов.

Лейбористам достались 259 мест – на 28 больше, чем у них было раньше, у либерал-демократов 12 мест, а у Шотландской национальной партии – 34.

Явка на парламентских выборах в Великобритании составляла 69% и это самый высокий показатель за последние 20 лет.

Результаты экзит-поллов прогнозировали, что ни одна из партий не получит большинства в новом парламенте, хотя и показывали существенную победу Консервативной партии Терезы Мэй.

Сама Мэй успешно выиграла выборы в городе Мэйденхэд и переобралась в парламент на внеочередных выборах.

Обнародованные в конце мая результаты предвыборных социологических опросов свидетельствовали, что консерваторы могут потерять большинство в парламенте (сейчас у них 330 мест). Социологи прогнозировали Консервативно партии 42% голосов избирателей и 302 места в 650-местном парламенте. Лейбористской партии прогнозировали 38% голосов избирателей и 269 мест соответственно.

Как известно, 23 июня 2016 в Великобритании состоялся референдум о членстве страны в ЕС, где 51,9% избирателей высказались за выход из Евросоюза. Тогда премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон ушел в отставку, а новым премьером стала Тереза Мэй. Она начала воплощать в жизнь план выхода Великобритании из ЕС, однако в парламенте не смогли прийти к согласию по этому вопросу.

24tv.ua

Парламент и политические партии Великобритании

Парламент XVIII-XIX вв. полностью воспринял организацию исторического английского парламента, но в деятельности его сложились много новых конституционных обычаев – в особенности связанных с законодательством и взаимоотношениями с короной. Конституционные обычаи стали играть важнейшую роль среди источников парламентского права.

Парламент стал более многочисленным и представительным органом. В состав верхней Палаты лордов к середине XIX в. входило 465 светских и духовных аристократов (в т. ч. 207 епископов). В XVII в. членство в Палате лордов допускалось для наследственных аристократов с 16 лет, в XIX в. установился возрастной ценз в 21 год (тождественный гражданской правоспособности). Члены верхней палаты имели значительные государственные привилегии: судиться только в самой палате, не подлежали аресту за долги. Любой билль, касающийся статуса Палаты лордов и ее прав, обязательно вначале обсуждался в ней. Несмотря на значительный количественный состав, традиционно для принятия решения достаточно было присутствия трех лордов.

Палата общин избиралась на 7 лет (с 1714 г.) населением королевства по избирательным округам и особым корпорациям на основе избирательного права, существенные изменения в котором произошли только к середине XIX в. К XVIII в. количественный состав палаты был постоянным (в 558 мест), в XIX в. он вырос до 658 за счет Ирландии. В середине XIX в. 656 депутатов представляли 1.250 тыс. избирателей (на всего 29 млн населения королевства). Членство в Палате общин предполагало более высокий имущественный ценз (в 600 фунтов для графств, 300 – местечек) и статус free holder’a в течение всей жизни. Только в начале XIX в. в парламент получили доступ католики. В 1858 г. избран первый еврей – барон Ротшильд. С 1858 г. любой избиратель старше 21 года и отвечавший избирательным ограничениям мог и быть избранным в палату (т. е. активное и пассивное избирательное право отождествились). Не могли быть избранными в палату иностранцы, судьи высших судов, духовенство, находящиеся под следствием, чиновники графств, лица, получавшие жалованье от короны и даже пенсии от нее (с 1718 г.).

Палата общин самостоятельно выбирала своего спикера; кроме него, был и секретарь палаты – чиновник, ведавший протоколами и актами. В XVII-XVIII вв. содержание парламентских дискуссий формально оглашению не подлежало, и парламент нередко возбуждал преследования по обвинению в клевете против высказывавшихся о его деятельности. С 1771 г. вошло в практику печатание отчетов о заседаниях палат. Текущая деятельность палат определялась конституционными обычаями и статутами, многие из которых восходили к XIV в. К 1854 г. был кодифицирован и опубликован Регламент Палаты общин. Заседания первоначально проходили с 8 час. утра, в XIX в. – вечером (с 5 час. вечера для Палаты лордов, с 4 час. 15 мин. – для Палаты общин).

Полномочия парламента определялись конституционным принципом его абсолютного верховенства и охватывали практически любые вопросы: «Парламент, имеет суверенную и неподконтрольную власть создавать законы, распространять их или ограничивать, отменять, отзывать и оживлять. Эта законодательная власть применяется ко всем объектам духовным и временным, гражданским и военным, подлежащим морскому или уголовному праву. Парламент есть место, которое британской конституцией помечено как место власти абсолютной, даже деспотической, отчасти должной существовать во всяком государстве с необходимостью. Парламент может менять конституцию империи, обновлять ее, так же как и пересоздавать самого себя на иной основе. Он может любую не невозможную вещь, и то, что делает парламент, не может делать никакая земная власть». Крупнейший английский правовед XVIII в. У. Блэкстон здесь выделил важнейшие качественные характеристики власти парламента: суверенность, неограниченность, неподконтрольность, сочетание текущей законодательной и конституционной власти. Вместе с тем считалось, что постановления и билли парламента не должны противоречить справедливости – в той форме, которая была зафиксирована правом.

Основной формой деятельности парламента было законодательство. С середины XVIII в. принималось в среднем по 250 биллей в год. В законодательной процедуре первое место принадлежало Палате общин. В частности, только она могла инициировать финансовые билли (связанные с налогообложением и расходованием государственных средств). В остальном процедура различалась в зависимости от того, относился ли законопроект к категории частных или публичных биллей.

Частный (Private) билль был самым многочисленным типом закона. Предложение о таком мог ввести любой избиратель, заручившийся поддержкой хотя бы одного (своего) депутата. Он касался местных дел, требующих государственного вмешательства. Частный билль представлялся в виде петиции (и был как бы продолжением этого права) и далее обсуждался в трех по-особому составленных комитетах: постоянном из 11 депутатов, комитете отбора из 6 депутатов, прохождения. Затем он вносился на усмотрение Палаты общин и голосовался, как правило, без детальных прений.

Публичный (Public) билль представлял, собственно, в широком смысле закон. Его вносило правительство. Предварительное обсуждение проводили специально созданные депутатские комиссии – как правило, по 5 депутатов. Каждый билль должен был пройти три чтения – разного значения и определенности. Первое было формальным и не имело содержательного значения, т. е. палата просто извещалась о проекте. Второе было концепционным, и после него отпечатанный проект (до 1849 г. – переписанный на пергаменте – !) направлялся в комиссию. Только в третьем чтении собственно утверждался или отклонялся законопроект. Публичные билли должны были пройти рассмотрение обязательно в каждой палате парламента в течение одной сессии. Голосование в Палате общин проводилось по принципу «Да» – «Нет», в Палате лордов – «Согласны» – «Не согласны». Затем законопроект поступал через канцлера на утверждение монарху.

Со второй половины XIX в. правительство стало оказывать все более определяющее воздействие на законодательную процедуру. С 1881 г. вошло в обиход (в 1882 г. закреплено в Регламенте) «правило спешности», согласно которому премьер-министр был вправе предложить Палате общин обсудить билль вне установленной очередности в силу особой государственной важности. Депутаты получили право требовать прекращения прений (с 1887 г.), и такая резолюция должна была обязательно голосоваться. До этого ход прений никак не регламентировался, и их продолжительность была произвольной. Говорить депутаты парламента могли только без каких-либо записок. Тогда же вошло в практику правило «гильотины»: на обсуждение законопроекта заранее отводилось определенное время, и если билль не был обсужден полностью, необсужденные части ставились на голосование без дальнейших прений.

Помимо законодательной деятельности, депутаты парламента имели полномочия запроса к правительству. С начала XVIII в. они были формальны и сводились к праву задавать вопросы несодержательного свойства члену кабинета (т. е. известно ли происшествие или явление правительству). С 1783 г. оно было признано официально. Однако за членами кабинета также было признано право отвечать или не отвечать на запросы. Только в 1869 г. право парламентского запроса стало важным конституционном обычаем, и судьба запроса была взаимосвязана с доверием членам кабинета или всему правительству.

Развитие избирательного права

Парламент конституционной монархии унаследовал исторические принципы избирательного права, сложившиеся еще в период сословной монархии. По существу, право посылать депутатов в Палату общин принадлежало не гражданам, а их корпорациям – территориальным (сельским), городам, университетам. Такое архаичное избирательное право приводило к значительному неравенству даже между теми категориями граждан, которым это право вообще было предоставлено. Такое несоответствие рассматривалось как важный изъян избирательной системы уже в XVII в. «Следование обычаю, когда смысла в нем уже нет. одно лишь название города, от которого ничего не осталось, кроме руин, где почти что нет никаких строений, кроме овчарни, и нет жителей, кроме пастуха, а этот город посылает столько же представителей в великое собрание законодателей, как и целое графство, густонаселенное и обладающее большими богатствами».

В конце XVII – начале XIX в. избирательное право по-прежнему регулировалось законом 1414 (!) г. Правом посылать представителя в Палату общин располагали свободные земельные держатели (рыцари) с доходом не менее 40 шиллингов в год (подтверждено в 1746 г.) и проживающие в графстве к моменту обнародования указа (writ) о выборах. Аналогичные требования касались и городских избирателей. Но города пользовались правом посылать депутатов только по мере пожалования им статуса bourg (местечка) от короны. Списки избирателей составлялись шерифами, которым за возможные злоупотребления закон угрожал наказаниями в виде штрафа и года тюремного заключения.

На основании архаичного избирательного права в Палату общин избирались 558 депутатов, в том числе 45 – от Шотландии (с 1801 г. добавились еще 100 депутатов от Ирландии). Значительную часть составляли представители городов (467 депутатов), затем от графств (186); 5 депутатов избирали университеты Кембриджа и Оксфорда. Однако на деле наиболее экономически и социально значимое в Британии к XIX в. население городов обладало ничтожным представительством. Такие крупные города, как Бирмингем, Манчестер, вообще не посылали депутатов. Значительную часть избирали жители т.н. «местечек», которым по тем или иным причинам эти привилегии были предоставлены еще в Средневековье. В конце XVIII в. реальные 154 избирателя посылали в Палату общин 307 депутатов. Для большинства и факт избрания был неочевидным: их просто назначали по принципу личной преданности земельные магнаты, которым принадлежали эти местечки на правах ленд-лордов (так, 84 магната назначали до 150 депутатов; герцог Норфолк, обладавший владениями в разных графствах, таким образом назначал 11 депутатов, прочие герцоги – по 6-7). Полуанекдотической была ситуация с местечками Гатон и Олд Сарум, в каждом из которых один избиратель посылал двух депутатов. Однако и такой простоты нередко не хватало для полного состава Палаты: в конце XVIII в. нередки были газетные объявления о приглашении стать депутатом за 2 тыс. фунтов (вступление в Палату общин, помимо всего, требовало уплаты значительного взноса – от 2 до 5 тысяч фунтов, к тому же депутаты не получали жалованья; это делало их еще более зависимыми от денежного мешка ленд-лордов или корпораций).

Правительство объявило о необходимости реформы избирательного права еще в 1782 г. Однако только спустя пятьдесят лет под давлением обстоятельств и в интересах более широких слоев имущего населения королевства реформа была проведена.

Избирательная реформа 1832 г. отказалась от представительства корпораций и перешла к территориальному представительству населения; депутатские места стали предоставляться в примерной зависимости от количества населения, проживавшего в городах. Общее количество мест в Палате общин осталось прежним, но было сделано перераспределение: 56 т. н. «гнилых местечек» были полностью лишены представительства, еще для 72 оно было сокращено или изменено. Некоторым значительным городам места в Палате общин были предоставлены заново в зависимости от количества жителей. Вводились новые избирательные цензы: достижение гражданского совершеннолетия, уплата налога для бедных. Был приведен в соответствие с финансовой деятельностью исходный имущественный ценз: правом избирать обладали впредь собственники земли или недвижимости в городах, приносящей доход не менее 10 фунтов в год (200 шиллингов). Впервые предоставлялось избирательное право и держателям земли — копигольдерам (арендаторам), но с более высоким имущественным цензом – в 50 фунтов. В итоге реформы количество избирателей возросло в полтора раза, но все равно значительная часть предпринимателей, служащих, интеллигенции, а также рабочего класса (ставшего заметной социальной силой страны после промышленного переворота) были лишены парламентского представительства и влияния на политику.

Более радикальной стала избирательная реформа 1867 г. На ее проведение значительное влияние оказало чартистское движение 1830 – 1840 гг., в программах и хартиях которого важное место занимало требование всеобщего мужского избирательного права. В ходе реформы еще 38 местечек были лишены представительства и, напротив, увеличены квоты для крупных городов. В графствах вводились избирательные округа, которые пользовались правом на собственную квоту депутатских мест. Был снижен имущественный ценз до 5 фунтов для собственников или арендаторов земли, а также предоставлено избирательное право собственникам или арендаторам жилых домов, нанимателям квартир определенного имущественного качества. Сохранились цензы оседлости (проживания в течение года) и необходимость уплаты налога для бедных. Однако в целом количество избирателей было существенно увеличено. В социальном отношении право представительства получили отныне не только земельные собственники, но и предприниматели, зажиточные служащие, интеллигенция, рабочие, городские торговцы. По университетским округам избирательное право предоставлялось имевшим ученые звания («master»).

В итоге избирательной реформы 1884 г. было сделано окончательное продвижение по пути признания всеобщего мужского избирательного права. Право голосовать за депутатов было предоставлено всем собственникам земли или другой недвижимости (с доходом от них не менее 10 фунтов) и практически всем квартиронанимателям (сохраняющиеся ограничения касались возможностей служебной подчиненности или использования офисов под жилье). По реформе избирательное право распространилось в равной степени и на жителей графств и городов.

Уравнение в правах населения городов и графств довершилось совершенствованиями избирательной системы в 1885 г. Были сформированы избирательные округа с представительством строго пропорционально численности населения: типовой округ – от 15 до 65 тыс. жителей – посылал двух депутатов, большой – свыше 65 тыс. – трех. Одновременно частично был ограничен принцип «двойного голосования» (существовавший ранее и весьма показательный): избиратель, владеющий собственностью в городе, не мог голосовать в графствах. Принцип сохранился только для университетов.

Победившие на выборах депутаты от округа определялись теперь по мажоритарной системе: мандаты доставались кандидатам, набравшим относительное большинство голосов, хотя бы это большинство было далеко от большинства вообще избирателей и даже от числа участвовавших в голосовании. В 1872 г. в связи с утверждением принципа обязательного начального образования в стране сложилась возможность для перехода к системе тайной подачи голосов (бюллетенями), что, конечно же, в большей степени отвечало идее свободной демократии. До этого голосование было открытым и письменным. Хотя применение бюллетеней и закрытость голосования одновременно открывали дорогу большим фальсификациям, пришедшим на место открытого давления на избирателей.

Институализация политических партий

На протяжении второй половины XVIII – первой половины XIX в. в Англии завершилось становление политических партий – нового, не известного государственно-политическому строю Средневековья элемента политической системы. Партийная система выражения идейно-политических интересов основных общественных групп стала важнейшим организующим фактором нового парламентаризма, она в значительной степени способствовала возрастанию влияния парламента на практическую деятельность правительства и государственной администрации.

С конца XVII в. английская политическая жизнь характеризовалась наличием двух стабильных политических направлений – консерваторов (тори) и либералов (виги), – сложившихся ещё до переворота 1688 г. (см. § 52). Это были чисто аристократические, придворные и парламентские партии, объединявшие близких по взглядам членов Палаты общин. Известную стабильность и значимость с XVIII в. партиям придавало то, что формирование кабинета стало происходить во многом по партийной принадлежности и в зависимости от наличия соответствующего партийного большинства в Палате общин. Это постепенно направило интересы партийных верхов к партийному влиянию на низовую избирательную кампанию, поддержку «своих» кандидатов, в т. ч. материальную.

До середины XVIII в. правительственную и парламентскую деятельность определяла в основном партия вигов, возглавлявшаяся лидером кабинета Р. Уолполом. С 1780-х годов парламентское и правительственное лидерство перешло к партии консерваторов – более влиятельной в аристократических и финансово-торговых кругах и более многочисленной. Партия тори несколько освежила свои идейно-политические позиции, перестала поддерживать католическую церковь и стала на позиции англиканства, отказалась от абсолютистских теорий монархии. Большую роль в возобладании тори и тогда, и позднее сыграло то, что партия была прокоролевской, безусловно поддерживающей институт монархии.

После реформ 1830-х годов, в т. ч. избирательной, процесс становления партий уже не только как парламентских групп, но как национальных общественных организаций ускорился. Для укрепления работы среди количественно увеличившихся избирателей консерваторы первыми учредили специальный Карлтон-клуб, который выполнил роль координатора политической и организационной деятельности. В 1836 г. аналогичное учреждение организовала и либеральная партия.

Лидеры либерального крыла Д. Чемберлен, Ф. Шендхерст инициировали образование национальной избирательной партийной структуры – «кокуса». Появились первые профессиональные политические организаторы. С помощью «кокуса» и клубов в трудных условиях общественной борьбы либералам удалось переломить мнения избирателей в свою пользу и победить сначала на местных выборах, затем, в 1868 г., – на парламентских. «Кокусы» и клубы довершили перерастание политических парламентских группировок в политические партии. В 1861 г. состоялся первый национальный конвент Либеральной партии, придавший её политическому и экономическому либерализму организационное значение. В 1867 г. официально провозгласила свое образование Консервативная партия (сформировавшая ранее, в 1833 г., Национальный союз консервативных и конституционных организаций).

Главную опору Либеральной партии составляли промышленные предприниматели, рабочие, английская интеллигенция. Партия занимала весьма своеобразную позицию в вопросе о политическом единстве Англии и Ирландии. Колебания между разными позициями по ирландскому вопросу привели партию в 1880-е гг. к расколу, а затем и полному политическому ослаблению. Консервативная партия сохраняла свой электорат и свою социальную опору в слоях земельных собственников, финансистов, многочисленных рантье и аристократии, привлекая к себе внимание в т. ч. выраженной национальной позицией и защитой монархии.

В период борьбы между направлениями Либеральной партии в политическую систему страны вошла новая – Социалистическая партия (1892). Её корнями были два частных общества, сложившихся в 1880-е годы, выступавшие за конфискацию земельной собственности и национализацию, в том числе одно специально националистическое, шотландское.

В 1880 г. образовалась социал-демократическая федерация, которая в духе марксизма повела пропаганду среди рабочих. Значительную поддержку социалистическим настроениям оказали английские профсоюзы (тред-юнионы), разрешённые в первой половине XIX века. В 1868 г. образовалась Британская конфедерация-конгресс тред-юнионов как общенациональная организация. В борьбе за законы, улучшившие бы положение рабочих на промышленных предприятиях, за другие социальные реформы образовались более последовательные социалистические организации. Это, в свою очередь, вызвало раскол в профсоюзах на старые (объединявшие преимущественно квалифицированных рабочих по отраслям) и новые, включившие необученных рабочих, главным образом докеров, железнодорожников и т. п., более подверженных социалистической агитации. К концу 1888 г. сложилась Рабочая партия с социалистической программой в Шотландии, а затем и общенациональная. В 1892 г. на выборах в Палату общин впервые прошли два социалиста, это было реальное заявление о существовании третьей общественной силы.

К концу XIX в. реформистские социалистические организации и рабочие ассоциации образовали национальный Комитет рабочих ассоциаций. Вскоре он развился в Лейбористскую (трудовую) партию, которая поставила своей программой идеи социального реформизма и государственного регулирования экономики. Со временем Лейбористская партия завоевала симпатии слоев, ранее бывших опорой Либеральной (последний взлет которой пришёлся на начало XX в., и затем она сошла с политической арены).

Развитие государственно-политического строя Великобритании в XVIII-XIX вв. в итоге сформировало наиболее классический образец системы парламентаризма (хотя и в рамках конституционной монархии) с ответственным парламентским правительством и парламентскими партиями, характерный вообще для политической системы Нового времени. Этот парламентаризм обеспечил Великобритании стабильное реформирование разных областей социальной и политической жизни, решение многих острых экономических и политических, в т.ч. внешнеполитических, проблем в интересах социального мира. К началу XX в. Великобритания представляла наиболее свободную в политическом и правовом смысле страну, наиболее мошное государство всего западного мира, центр огромной колониальной империи, существование которой также обеспечивало политическую стабильность в стране.

www.konspekt.biz

Популярное:

  • Приказ мвд рф 19-2006 года Приказ МВД РФ от 17 января 2006 г. N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД РФ от 17 января 2006 г. N 19"О деятельности органов внутренних дел по […]
  • Следственный комитете ур Следственный комитете ур СО по Индустриальному району г. Ижевска следственного управления СК России по Удмуртской Республике завершено расследование уголовного дела в отношении 19-летнего жителя г. Ижевска, обвиняемого в […]
  • Денис богданов юрист Отдел МВД (ОВД) «Пресненский» Телефон отдела: 8 (499) 259-00-75; 8 (499) 259-60-75; 8 (499) 256-75-75 Дежурная часть (круглосуточно): 8 (499) 259-00-75 Отделение уголовного розыска: 8 (499) 256-45-05 Отделение участковых […]
  • Налог с прибыли с физ лица Расчет подоходного налога на предпринимателя ИП Уплата НДФЛ индивидуальными предпринимателями Индивидуальный предприниматель является плательщиками налога на доходы физических лиц в том случае, если он по роду своей деятельности […]
  • Оплата штрафа ндфл Неуплата НДФЛ в 2018 году: штраф для налоговых агентов Отчислять подоходный налог обязаны все физические лица, получающие прибыль практически от любых источников. Работающие по найму делают это через своих налоговых агентов. […]
  • Что включает в себя налог 13 Простые налоги О налогах и взаимоотношениях с государством на простом языке Закажите оформление документов на возврат у нас! Отчитаемся о доходах, поможем оформить налоговые вычеты. Отчетность для ИП. Нажмите здесь для связи с […]
  • Красногорск ставка налога на имущество Жители Подмосковья смогут сами рассчитать налог на имущество с 16 июня РИАМО - 19 июн. Жители Подмосковья смогут самостоятельно рассчитать сумму налога на имущество квартиры, дачного дома или нежилого помещения с 15 июня, […]
  • Приказ от 21 июля 2011 г 86н Приказ Минфина РФ от 21 июля 2011 г. N 86н "Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта" (с […]