Какие слова отвечают на вопрос кто что правило

Урок русского языка по теме «Слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что?»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока:

  • Познакомить детей с понятием слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?”.

Задачи урока:

  • познакомить детей и помочь им усвоить новые понятия: “слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?”;
  • формировать умение задавать правильно вопросы к существительным;
  • закрепить навыки оформления предложения на письме;
  • развивать устную речь учащихся;
  • развивать образное мышление;
  • развивать умение анализировать, обобщать;
  • воспитание аккуратности;
  • воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности.

Оборудование урока:

  • Учебник “Русский язык” 2 класс авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, по программе “Школа 2100”;
  • письменные принадлежности к уроку;
  • Карточки с набором букв;
  • Дидактический материал по русскому языку автор Л.Ю. Комиссарова;
  • АРМ учителя, проекционный аппарат (более подробно описание необходимого оборудования и программного обеспечения приведено выше в разделе “Пояснительная записка”).

Урок русского языка во 2 классе (программа “Школа 2100”) по теме “Слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?” рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.

Оборудование:

  • АРМ учителя
  • Проекционный аппарат
  • Экран

Программное обеспечение:

  • Операционная система – Windows XP,
  • Microsoft Office XP
  • Презентация PowerPoint

I. Организационный момент

Начинаем урок русского языка.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой! (слайд №1)

А теперь, я хочу посмотреть, какой ряд сегодня сядет тише остальных? Молодцы. Сели ровно. Посмотрели на меня.

Отступили от домашней работы 2 строчки вниз, на третьей записали число, на четвертой – классная работа.(слайд №2)

III. Словарная работа.

Ребята, посмотрите на доску (слайд №3)

Вы можете назвать записи на доске словами? Почему?

А можно ли сделать так, чтобы эти наборы букв стали словами? Что надо для этого сделать?

Составьте из этих букв слова.

Запишите их. (записываю под диктовку детей) Один ребенок выходит и подчеркивает орфограмму и ставит ударение.

Давайте проверим написанное.(слайд №4)

Поднимите руку у кого так же?

IV. Введение в новую тему

Сели ровно, ручки положили. ( Послушайте стихотворение, а потом ответите мне на несколько вопросов. (Слайд № 5)

1. Актуализация знаний

Что же такое слово? (Часть речи, которая имеет смысл и значение )

2. Формулирование темы.

Действительно все слова имеют значение. Одни из них отвечают на вопрос КТО?, а другие на вопрос ЧТО? (Слайд №6)

3. Открытие нового знания

Попробуем разгадать кроссворд и определить какие вопросы можно задавать к словам. К примеру я показываю вам картинку, а вы задаете вопрос к ней и говорите, что на ней нарисовано: КТО? – оса, ЧТО — утюг. Кому не понятно поднимите руку. Продолжим. (Слайд № 7, 8)

  • Кто? — оса
  • Что? — утюг
  • Кто? – щука
  • Что? — Лента
  • Что? — коса
  • Что? – торт
  • Кто? – сова
  • Что? – лист
  • Кто? – кот
  • Что? – ель
  • Что? — Балет
  • Кто? — Конь
  • Что? — Веник
  • Кто? — корова
  • Кто? — лев

Итак, мы разгадали кроссворд. Прочитайте ключевое слово в нем (Существительное)

Правильно! Именно так называются все слова, которые отвечают на вопрос кто? или что?

Кто уже догадался какие слова отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО? Что объединяет слова, которые отвечают на вопрос КТО? А на вопрос ЧТО?

Теперь немного поиграем (слайд № 9)

Я называю вам слова, и если они отвечают на вопрос ЧТО? вы садитесь, а если на вопрос КТО? подпрыгиваете.

Будьте внимательны, я буду вас сбивать.

Учеба, ученик, машина, кошка, рыба, гриб, самолет, ворона, птица, сказка, писатель.

А теперь посмотрим, какой ряд сядет тише и красивее.

IV. Первичное закрепление.

Открыли учебники на стр.34. задание № 48. Прочитайте задание. Прочитайте слова и приведите свои примеры слов, в каждую группу. (Слайд №10)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Базовый учебник: Русский язык Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, О.В. Чиндилова, «Баласс», 2012

Цель урока: развитие умений ставить вопросы к словам, которые называют признаки предметов.

Задачи:

  • Образовательные:
    • выявлять сущность, особенности объектов и на основе анализа объектов делать выводы;
    • обобщать и классифицировать по признакам;
    • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
    • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Развивающие:
    • развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
    • развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
    • развивать умение слушать и понимать других.
    • развивать познавательную активность, аналитическое мышление, память, внимание письменную и устную речь, сенсорную сферу личности.
  • Воспитательные:
    • способствовать воспитанию аккуратности, самостоятельности;
    • прививать интерес к предмету и любовь к русскому языку;
    • создать атмосферу благоприятного психологического климата и успешности для каждого ученика;

Тип урока: ОНЗ/

Формы работы учащихся:

  • фронтальная;
  • работа в парах;
  • практическая;
  • самостоятельная работа.

Необходимое техническое оборудование:интерактивная доска, мультимедийный комплекс, компьютер, колонки.

1. Оргмомент

Колокольчик прозвенел,
Всех собрать он в класс сумел!
Не сутультесь, встаньте ровно,
Ведь к уроку все готовы?
Всем садиться разрешаю,
И урок мы начинаем!

– Что мы сегодня пожелаем друг другу на уроке? (Справиться с трудностями, помочь одноклассникам, узнать что-то новое).

2. Актуализация знаний

– Откройте тетрадь. Что надо записать?
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».

(Комментированная запись числа)

Минутка чистописания

– Послушайте слова, и скажите, что у них общего: улитка, ухо, батут, кукушка. (В каждом из этих слов мы слышим звук [ у]).
– Какой буквой можно записать звук? (Уу).
– Вспомним её написание. Внимание на экран! (Демонстрация ЭОРа)
– А теперь запишите буквы в тетрадь

(Прописывают буквы Уу сторочку)

Словарный диктант

– «Проверяем то, что знаем».

(Дети пишут под диктовку учителя).

– Подчеркните опасные места в словах.
– Обменяйтесь тетрадями, проверьте написанное. По образцу в учебнике (№60)
– Поставьте на полях кружок (синий – без ошибок, зелёный – 1-2 ош, жёлтый – 3 ош., красный – более 4 ош.)

3.Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения)

– Почему не получается? (Дети пытаются отгадать загадки, мало слов, непонятно.) А теперь? Что произошло? (Появились новые слова).
– Какие? На какие вопросы они отвечают? Что обозначают эти слова? (Признаки предмета).

Работа по учебнику

– Рассмотрите центральный кадр диафильма перед упр. 62.
– Что удивило мальчиков? (Новый платок у Кати).
– Расскажите, какой он? (Фиолетовый, лёгкий, красивый, новый,модный).

На доске запись:

(Что?) Платок (какой?) новый, модный.
(Что?) Очки (какие?) солнечные, красивые.
(Кто?) Катя (какая?) аккуратная, красивая.

– Что обозначают слова: платок, очки, Катя? (Предметы).
– А что показывают остальные слова? (Какие это предметы, признаки предметов).
– На какие вопросы они отвечают? (Какой?, какая? и т. д.)
– Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?)
– Составим план урока.

План (примерный)

1. Устанавливать связь слов-названий признаков со словами-названиями предметов.
2. Ставить вопросы к словам-названиям признаков. (Составляется коллективно)

Проблемная ситуация

Работа по заданиям в учебнике №63

парах дети пробуют закончить предложения и получают разные варианты).

– С какими словами связаны слова-названия признаков? (Со словами-предметами)
– А на какие вопросы они отвечают? (Какая? Какие? и т. д).

4. Открытие нового знания

Упр. 62 – формируется умение устанавливать связь слов-названий признаков со словами-названиями предметов и ставить к ним вопросы

– Какие слова выделены? Что они называют? (Признак).
– С какими словами они связаны? (Со словами-предметами).
– На какие вопросы отвечают? (Какой?, Какая? и т. д.)
– Прочитайте стихотворение без выделенных слов. Какой текст ярче, красивее? Почему?

Вывод. Слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? какое? какие?, «раскрашивают» текст, помогают лучше представить картину, нарисованную словами.

5. Развитие умений применение знания

– Посмотрите на экран, подберите к словам признакам – слово-предмет
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6940736b-9daa-41be-8870-4c0a37a4c816/%5BNS-RUS_2-05%5D_%5BIG_079%5D.swf
– Почему легко было узнать предмет? (Много слов-подсказок, описывающих эти предметы).
– Какие признаки могут называть слова, характеризующие предметы? (Цвет, форма, вкус, размер, качество).
– На какой вопрос они отвечают? (Какой? Какая? . )
– Такие слова называются именами прилагательными.

Работа по учебнику

Прочитайте правило стр.48 (Дети читают сам – но).
– О каких словах в нём говорится? (О словах-признаках)
– На какие вопросы они отвечают? (Какая? Какие? и т. д).
– С какими словами связаны? (Со словами-предметами).
– А теперь посмотрите на экран, назовите предметы и их признаки, прочитайте вывод
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e39a8b29-9283-443c-9226-f74c291a3814/%5BNS-RUS_2-05%5D_%5BTQ_076%5D.html

Упр. 64 – формируется умение задавать и различать вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

(Дети выполняют самостоятельно).

6. Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто собой сегодня доволен?
– А у кого сегодня самостоятельно не всё получалось?

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Неодушевлённые имена существительные служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос что? (президиум, конференция, пейзаж, рябина). Сюда же относятся имена существительные типа группа, народ, толпа, стая, крестьянство, молодёжь, детвора и т.д.

Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые в основном зависит от того, какой предмет это существительное обозначает – живые существа или предметы неживой природы, но полностью отождествлять понятие одушевлённости-неодушевлённости с понятием живого-неживого нельзя. Так, с грамматической точки зрения берёза, осина, вяз – существительные неодушевлённые, а с научной точки зрения это живые организмы. В грамматике названия умерших людей – мертвец, покойник – считаются одушевлёнными, и только существительное труп – неодушевлённое. Таким образом, значение одушевлённости-неодушевлённости – категория чисто грамматическая.

Грамматически категория одушевлённости-неодушевлённости выражается в том, что

  • у одушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой родительного падежа множественного числа:

(в.п. мн.ч. = р.п. мн.ч.)

р.п. (нет) людей, птиц, зверей

в.п. (любить) людей, птиц, зверей

  • у неодушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой именительного падежа множественного числа:

(в.п. мн.ч. = им.п. мн.ч.)

и.п. (есть) леса, горы, реки

в.п. (вижу) леса, горы, реки Кроме того, у одушевлённых существительных мужского рода II склонения винительный падеж совпадает с родительным также и в единственном числе, у неодушевлённых – с именительным: вижу студента, лося, журавля, но отряд, лес, полк.

Чаще всего одушевлёнными бывают существительные мужского и женского рода. Среди существительных среднего рода одушевлённых мало. Это – дитя, лицо (в значении «человек»), животное, насекомое, млекопитающее, существо («живой организм»), чудище, чудовище, страшилище и некоторые другие.

Одушевлённые существительные, употребляемые в переносном значении, склоняются: восхищаться «Спящей красавицей».

Неодушевлённые существительные, употребляемые в переносном значении, получают значение лица и становятся одушевлёнными: турнир собрал всех звёзд настольного тенниса.

Названия игрушек, механизмов, изображений человека относятся к одушевлённым существительным: она очень любила своих кукол, матрёшек, роботов.

Названия фигур в играх (шахматах, картах) склоняются, как одушевлённые существительные: пожертвовать коня, взять туза.

Название богов, мифических существ (леший, русалка, чёрт, водяной) относятся к одушевлённым существительным, а названия планет по имени богов – к неодушевлённым: глядя на Юпитер, они молили Юпитера о помощи.

У ряда существительных наблюдаются колебания в выражении категории одушевлённости-неодушевлённости (в названиях микроорганизмов, у существительных образ, тип, характер и др.): рассматривать инфузории и инфузорий, убивать бактерии и бактерий; создать яркие образы, особые характеры.

www.fio.ru

Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и существительные, отвечающие на вопрос что?

Цели: познакомить учащихся с лексическим значением имён существительных, развивать умение различать слова, отвечающие на вопрос кто? что?, формировать понятие “имя существительное”, воспитывать интерес к знанию.

Оборудование: картинки, тестовые задания, загадки, дидактические игры, учебник Т.Г.Рамзаева “Русский язык”, Москва, Дрофа, 3-й класс, 2006 г.

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания (выборочно). Взаимопроверка тетрадей.

3. Орфографическая минутка.

– Поставьте имена существительные во множественном числе. Запишите, подчеркните орфограммы.

Снегирь, завод, холод, город, лошадь.

(Ответы: снегири, заводы, холода, города, лошади). Самопроверка.

III. Работа по теме урока.

1. Наблюдение над существительными, отвечающими на вопрос кто? или что?

– Разделите эти слова на две группы:

Клён, волк, рысь, мяч, черепаха, яблоко, ветер, доска, ручка, пенал, Миша, бабочка, девочка, белка.

1 группа: имена существительные, отвечающие на вопрос кто?

(Волк, рысь, черепаха, Миша, бабочка, девочка, белка.)

2 группа: имена существительные, отвечающие на вопрос что?

(Клён, мяч, яблоко, ветер, доска, ручка, пенал)

– На какие группы разделили?

– Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?

– Имена существительные, которые называют людей и животных(одушевленные), отвечают на вопрос кто? , другие имена существительные(неодушевленные) отвечают на вопрос что?

Сейчас допишите в каждую группу ещё по три слова.

Отгадайте загадки, напишите отгадки.

1 ряд – ответы, отвечающие на вопрос кто?

2 ряд – ответы, отвечающие на вопрос что?

а) Зимой и летом одним цветом . (Ёлка)
б) В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд)
в) Хвостом влияет,
Зубаста, а не лает (Щука)
г) Зверь мохнатый, косолапый,
Он сосёт в берлоге лапу? (Медведь)
д) Сок из цветков берет
И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)
е) Не живая – а идёт
Неподвижна, а ведёт (Дорога)

– Что обозначают имена существительные?

Имена существительные обозначают:

“Не ошибись, пожалуйста”

Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу волшебное слово “пожалуйста”:

  1. Встаньте, пожалуйста.
  2. Поднимите руки.
  3. Будьте добры, похлопайте.
  4. Потопайте, пожалуйста.
  5. Тихонько сядьте.
  6. Попрыгайте, пожалуйста.
  7. Тихонько сядьте, пожалуйста.

3. Работа по учебнику: упражнение 394.

(Наблюдение над особенностями имён существительных, отвечающих на вопрос кто? и на вопрос что?)

Домашние животные: кто? корова, коза,…….

Учебные вещи: что? пенал, карандаш, альбом, ………

4. Индивидуальная работа. Тест.

1. Имя существительное – это часть речи, которая…

А) Называет признак предмета
Б) Называет предметы
В) Называет явления природы, события.

2. Укажи имя существительное, отвечающее на вопрос кто?

А) Растение
Б) Дыхание
В) Червяк.

3. Укажи имя существительное, отвечающее на вопрос что?

А) Насекомые
Б) Здоровье
В) Грызуны.

4. Какое слово “лишнее”?

А) Конь
Б) Лошади
В) Жеребенок

(На доске прикреплены “рыбки” – слова)

— 1 ряд, выловите только те слова, которые отвечают на вопрос кто?

2 ряд, выловите только те слова, которые отвечают на вопрос что?

Докажите свой выбор и составь предложения с любыми из данных слов.

6. Картинный диктант.

Учитель показывает предметный рисунок. Учащиеся называют имя существительные, записывают его, вставят вопрос.

IV. Итог урока.

– Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?. Приведите примеры.

– Какие имена существительные отвечают на вопрос что?. Приведите примеры.

Домашнее задание.

  1. Правило, стр. 148.
  2. упр. 399, стр. 150.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Слова, отвечающие на вопрос кто? что? 1 класс

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проверьте себя. Сапоги, помидор, собака, девочка, ягода, корова.

Сапоги, помидор, собака, девочка, ягода, корова,овощи. На какие вопросы отвечают эти слова? Почему слова сапоги, помидор, ягода, овощи отвечают на вопрос что? А слова собака, девочка, корова – на вопрос кто?

Кто? Что? Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа. Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что? и обозначают предметы, явления природы, события.

что? кол капля дверь мак дом кто? кот цапля зверь рак сом П р е в р а щ е н и я Замените одну букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос кто?

Люблю свой дом, свою речушку, Люблю в ней каждую ракушку, И каждый камешек на дне. И мостик- радугу над ней. Назови, что любит автор? Что общего у этих слов?

Что ты ёж такой колючий? Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Волки, лисы и медведи. Перечислите зверей. На какой вопрос они отвечают?

Задай вопрос «кто» или «что» ?

Что здесь лишнее?

Кто здесь лишний?

Люблю свой лес в зелёной майке, Ромашку на лесной лужайке, Люблю я солнце, добрый ветер, А маму больше всех на свете. Найди слова, которые отвечают на вопросы КТО? И ЧТО? Запиши их в тетрадь.

Что? Лес, майка, ромашка, лужайка, солнце, ветер, свет. Кто? Мама.

Королева, конь, ладья Их в два ряда строю я. Тут на поле бой пойдёт Кто игру ту назовёт? Спиши в тетрадочку. Назови слова, отвечающие на вопросы КТО? и ЧТО?

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа Если не разобрались в теме, было не очень интересно

Данная презентация разработана к уроку «Обучение грамоте» в 1 классе по теме «Слова, отвечающие на вопрос кто? что?»

2. Словарная работа слайд 2 — 5

3. Работа по теме уолка слайд 5 -11

Игра «Превращение» слайд 12

Игра «Лишний» слайд 13-14

Работа в тетради слайд 15-16

4. Итоги слайд 17.

Рефлексия слайд 18.

Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто?
и обозначают живые существа.
Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что?
и обозначают предметы, явления природы, события.

Замените одну букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос кто?

Назови, что любит автор?
Что общего у этих слов?

Люблю свой дом, свою речушку,
Люблю в ней каждую ракушку,
И каждый камешек на дне.
И мостик- радугу над ней.

  • Шайкина Диана Александровна
  • 21450
  • 15.06.2015

Номер материала: 566652

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

infourok.ru

Популярное:

  • Как будет рассчитываться субсидия по-новому Как рассчитать субсидию в Украине? Порядок и особенности начисления субсидий в 2018 году Расчет субсидии в 2018 году в Украине происходит с существенными изменениями в порядке ее выдачи и начисления. Постановление Кабмина №329, […]
  • Госпошлина на охранника 6 разряда Удостоверения частного охранника 4, 5, 6 разряда Удостоверение частного охранника представляет собой документ, имеющий уровень защиты класса «В», серию и номер. Бланк удостоверения является полиграфической продукцией, […]
  • Незаезд в гостиницу штрафы Клуб Отельеров ProHotel.Ru Казусы с менеджерами Booking.com Нравится Не нравится Тейшера Евгения Владимировна 04 окт 2013 Нравится Не нравится Захарченко Сергей 05 окт 2013 Уважаемые коллеги!Возникали ли у Вас […]
  • Новый закон забирать права Возврат прав после лишения 2018 В 2016 году вступили в силу изменения к Постановлению Правительства РФ от 14.11.2014 № 1191, которые коснулись нового алгоритма возврата водительского удостоверения. После изменений возврат ВУ […]
  • Расторжение договора сроки возврата денег Как расторгнуть договор ДДУ и вернуть деньги? Расторжение сделки в одностороннем порядке, через суд или по соглашению сторон. Волнительный процесс приобретения желанной недвижимости в новостройке не всегда заканчивается как […]
  • Закон о переезде в другой город Увольнение в связи с переездом Переезд в другой город – это обыденная ситуация. Но вот трудоустроится на новом месте жительства намного сложнее. Как происходит увольнение сотрудника, который переезжает жить в другую […]
  • Приказ на право эцп Приказ на ЭЦП Обновление: 2 марта 2018 г. Образец приказа о наделении правом электронной подписи Хозяйственная деятельность каждого предприятия сопровождается оформлением определенной документации. Не является исключением и […]
  • Утеря инн госпошлина Как восстановить ИНН при утере — схема восстановления Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) – это цифровой код, по которому поступают отчисляемые налоги с официальной работы гражданина. ИНН присваивается каждому […]