Категории и законы диалектики в философии это

Категории и законы диалектики в философии это

1) Закон единства и борьбы противоположностей обычно записывается следующим образом: «наличие противоречий в системе вызывает движение, направленное на разрешение этих противоречий» /прямая формулировка/ и «движение системы означает существование в ней противоречий» /обратная формулировка/. Данный закон позволяет рассматривать эволюцию замкнутой системы, не прибегая к посторонним силам.

2) второй закон диалектики, который принято называть законом перехода количества в качество, чаще всего записывается в следующем виде: накопление незаметных, постепенных изменений в определенный для каждого процесса момент приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому.

Наиболее простая и точная структурная формулировка второго закона диалектики выглядит следующим образом: «структурные факторы системы квазиустойчивы». /Закон динамики структур./ В развернутой форме данное утверждение означает, что в течение определенного /длительного/ времени система развивается, сохраняя свою структуру, а затем происходит качественный скачок, выражающийся в замене одной структуры другой.

3) Закон отрицания отрицания. У В. Свидерского: «данный закон содержит в себе четыре основные черты: развитие как отрицание, поступательный характер развития, ступенчатость развития и известное повторение на последней стадии развития некоторых существенных черт первой ступени, но на новой основе». Структурная формулировка третьего закона диалектики: «Структурность системы сохраняется в процессе движения».

Категории диалектики — общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. В современной диалектике к базовым категориям относят:

  • Сущность — нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.
  • Явление — непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление — это проявление сущности.
  • Единичность — категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.
  • Случайность — такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.
  • Необходимость — закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.
  • Свобода — способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

filosofedu.ru

Диалектика. Понятие и категории диалектики

Главная > Контрольная работа >Философия

1. Понятие движения и развития.

2. Основные законы диалектики.

3. Основные категории диалектики.

4. Динамическая, статистическая закономерности.

5. Детерминизм и индетерминизм

Диалектика («спор, дискуссия») – это такое видение мира, где предметы и явления находятся во взаимообусловленности, взаимосвязи. Она представляет современную философскую теорию развития. Диалектика — учение о развитии науки о наиболее общих законах природы, общества и мышления.

Исторические формы диалектики: — античная диалектика — идеалистическая — материалистическая

Объективная диалектика: имеется в виду движение, изменение, становление вещей и явлений природы и общества (общественная реальность). Субъективная диалектика: представляет собой движение, изменение, становление человеческих мыслей и представлений.

Основные принципы диалектики: принцип развития — принцип всеобщей (универсальной) связи.

К альтернативам диалектики относятся: — метафизика — негативизм — эклектика — софистика — догматизм — рементивизм

Метафизика является развитой всеохватывающей теорией.

Различия между метафизикой и диалектикой: — По вопросу связи старого и нового: диалектика признаёт наличие связи между старым и новым. Метафизика полностью отвергает это, считая, что новое целиком вытесняет старое.

-По вопросу о причине движения: метафизика считает, что движение не может исходить из самой материи, первопричиной движения является первотолчок.

-По вопросу взаимодействия количества и качества: метафизика не видит взаимосвязи между количеством и качеством, по ее мнению, количество меняется благодаря качеству (само по себе улучшается и ухудшается).

-По направленности движения: диалектика считает, что развитие происходит по восходящей спирали. Метафизика же признаёт развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признаёт направленности развития.

-по отношению к окружающей среде: диалектика признаёт мир во всём его многообразии (цветное восприятие мира). Метафизика — по принципу: чёрное и белое, однообразное.

1. Понятие движения и развития.

Движение — всякое изменение вообще. Формы движения: — механическая — физическая — биологическая — химическая — социальная В настоящее время к ним присоединились такие 2 формы: — геологическая — планетарная — компьютерная

Основные формы подразделяются на 2 группы: низшие и высшие. Высшее возникло из низшего, однако, не сводится к нему. Среди разнообразных свойств форм движения выделяются такие, которые определяют движение.

Развитие – это количественно-качественное изменение материальных объектов, которые характеризуются направленностью, закономерностями и необратимостью. Понятия «развитие» и «движение» не являются синонимами, они не тождественны. Если развитие это всегда движение, то не всякое движение является развитием. Простое механическое перемещение предметов в пространстве, конечно же, являет движением, но не развитием. Развитие, происходящее с течением времени у новорожденного есть развитие. Развитием является и изменения, происходящие в обществе на том или ином историческом отрезке.

Развитие характеризуется 3 признаками: — качественный характер изменений — их необратимость — направленность

Таким образом, критерии движения носят не одномерный, а комплексный характер. Изменения не могут накапливаться. Процесс, свойственный развитию, имеет место там, где происходит становление нового качества или состояния.

Развитие, по своей направленности, может быть прогрессивным (от низшего к высшему, от простого к сложному) и регрессивным (от высшего к низшему — деградация). Прогресс и регресс не изолированы. Всякое прогрессивное изменение сопровождается регрессивным, и наоборот.

2. Основные законы диалектики Закон — это существенная и устойчивая связь предметов и явлений, которая обуславливает их упорядоченное изменение. Закономерность — это совокупность законов, близких по содержанию, которые обуславливают тенденцию и направленность системы.

3 закона диалектики: — закон единства и борьбы противоположностей — закон перехода количественных изменений в качественные — закон отрицания отрицания

Ядро диалектики составляет закон единства и борьбы противоположностей, который даёт ответ на вопрос об источнике развития. Таким источником в диалектике считаются противоположные начала. Противоположности – стороны, моменты, явления, которые, с одной стороны, взаимоисключают друг друга, а с другой, существуют в неразрывной связи.

Противоречие есть единство противоположностей.

Суть первого закона диалектики заключается в следующем: разделение единого целого на противоположные начала, борьба противоположностей, приводят к разрешениям противоречий и переходу на новый качественный уровень.

Второй закон диалектики служит развитием и конкретизацией первого и даёт ответ на вопрос о механизме развития: накопление качественных изменений в определённый момент времени приводит к трансформации качества предметов, т.е. к возникновению нового. Количество – философская категория, выражающая такую определённость предмета, изменение которой не приводит к превращению предмета в другой предмет. Иными словами, количество есть мера развития качества. Качество – философская категория, выражающая внутреннюю определённость предмета. Качество, т.о., выражает устойчивость предметов или явлений. Мера – это единство качественной и количественной характеристик. Она своего рода интервал, в рамках которого количественные изменения не вызывают качественных.

Третий закон выражает направленность развития. Согласно этому закону, ни в одной области развитие не может происходить без отрицания предыдущих стадий развития, но сохраняется все ценное и жизнеспособное.

Развитие происходит по спирали, в процессе развития предмет или явление возвращается к ранее пройденным ступеням, но на более высоком уровне.

1) Спиралевидное направление развития определяется двойным отрицанием. 2) Отрицание данного предмета или явления. 3) Синтез позволяет сохранить некоторые прежние свойства объекта на более высоких ступенях его развития.

3. Основные категории диалектики.

Наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. Философские категории носят предельно общий широкий характер и применяются во всех областях исследований. Диалектика применяет такие категории, которые выступают как парные, определяющие полярные стороны действительности: сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие; единичное, особенное, всеобщее; возможность и действительность; необходимость и случайность.

4.Динамическая и статистическая закономерности

Динамические закономерности характеризуют поведение изолированных объектов и позволяет установить точно определённую связь между отдельными состояниями предмета (например: законы классической механики). Механический детерминизм абсолютизировал динамические закономерности, рассматривая их как абсолютные. Утверждалось, что зная состояние объекта в исходный момент времени, можно предсказать его состояние в любой другой момент времени.

Статистические закономерности проявляется в массе явлений, имеют форму тенденции. Эти закономерности называют вероятностными, так как они описывают состояние индивидуального объекта с определённой долей вероятности. Статистическая закономерность присуща тем системам, которые являются не автономными и имеют большое число элементов (например: законы квантовой механики и законы в обществе и истории).

Статистические закономерности, как и динамические, являются выражением детерминизма.

Термин детерминизм (лат. « determinare» — отличать, определять, отделять)

Детерминизм – закон о всеобщей закономерной связи причинной обусловленности всех предметов и явлений.

Различают 2 исторические формы детерминизма: — Механический (Лаплассовский) — Современно-статистический детерминизм.

Индетерминизм — учение, отрицающее наличие между явлениями и событиями всеобщей и универсальной взаимосвязи. Для него характерно признание характерной воли, отрицание причинности явлений, явлений микромира. Индетерминизм утверждает, что в мире есть явления и события, которые появляются без всяких причин, и могут быть не связанными с другими явлениями и событиями.

works.doklad.ru

Категории и законы диалектики в философии это

1. Диалектика как учение о развитии, общих законах развития природы, общества и мышления.
2. Идея развития в философии и науке ХХ в.
3. Категории как объективно-идеальные формы тождества бытия и мышления. Виды категорий.

Диалектика – это учение о развитии, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Идея развития является сущностным принципом мировоззрения. Платон полагал, что развитие (становление – в его философии) не «дотягивает» до уровня идей, подлинного бытия, но оно и не сводится до уровня материи, т.е. бездуховного бытия. Есть состояние лучшее, чем развитие, т.е. идея, но есть и худшее, чем развитие, т.е. небытие. Развитие опосредует связи этих миров, его роль служебная, посредническая.

Закон – это внутренняя и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. Закон есть отражение существенного. В диалектике существуют три закона: закон единства и борьбы противоположностей, указывающий на источник развития; закон перехода количества в качество, указывающий на «механизм развития»; закон отрицания отрицания, показывающий тенденцию развития. Диалектические законы развития выражают существенных связи вещей.

Идея развития в философии и науке ХХ в. Мы можем наблюдать внутренние и внешние противоречия классической теории развития в ХХ в.:
• Противоречия между идеей бесконечного развития и идеей человека как высшей конечной формы этого развития.
• Расхождения диалектики и идеи развития.
• Критическая диалектика, «негативная диалектика», «экзистенциальная диалектика» как типы диалектики без идеи развития.
• Концепции «творческой эволюции», «эмерджентной эволюции» как типы теории развития без диалектики.
• Ограничение сферы действия законов развития в системных методологиях.
• Герменевтика представляет игру как принцип развития.

Категория (греч. высказывание, свидетельство) – форма выражения в понятиях наиболее общих, существенных свойств и законов природы, общества, мышления и отношения человека к миру.

Сущность и явление – универсальные категории философии, выражающие предельную противоположность между умопостигаемыми и чувственно воспринимаемыми сторонами вещей. Сущность – внутреннее, законосообразное, самодействующее, скрытое, творящее начало бытия. Явление – внешнее, случайное, зависимое от другого, видимое, производное начало мира. Видимость, кажимость, проблема превращенных форм. Возможность взаимоотчуждения сущности и явления. Эссенциализм и феноменализм как искаженно-отчужденные образы сущности и явления.

Целое и часть – философские категории, выражающие отношения единого и многого (непрерывного и дискретного) во всех типах бытия и знания. Целое как совокупность элементов, образующих нечто единое, сложное, структурированное. Часть как элемент целого и как форма его проявления. Функциональные, генетические, структурные и правленческие отношения частей внутри целого.

Диалектика целого и частей: 1. Целое равно сумме частей; целое больше суммы частей. 2. Целое предшествует частям; части предшествуют целому. 3. Целое – причина частей; части – причина целого. 4. Синтетическое познание целого через части; аналитическое познание частей через целое. Монада и душа как формы целого без частей. Холизм и меризм как искаженные образы диалектики целого и части.

Всеобщее, особенное и единичное – философские категории, выражающие связи между вещами, их законами и условиями их бытия. В количественном плане всеобщее обозначает свойство, присущее всем предметам данного класса; особенное фиксирует свойство только некоторых экземпляров; единичное указывает на свойства, присущие только одному экземпляру. В качественном плане всеобщее выражает закон класса вещей; особенное обозначает условия проявления закона; единичное представляет собой живую конкретность как единство многообразных условий, законов. Проблема бытия всеобщего: реализм, номинализм, концептуализм и диалектика как варианты решения данной проблемы. Абстрактно-всеобщее и конкретно-всеобщее в философии Гегеля и Маркса.

Содержание и форма – универсальные философские категории, выражающие противоположность между бытием самим по себе и бытием для другого. Содержание как субстрат, состав, материал вещей, как их неупорядоченное самоизменение.

Форма как организация, упорядочивание вещей и их движения в системные и структурные образы. Форма как способ связи и соотношения частей предмета. Внутренняя и внешняя форма.

Причина и следствие – философские категории, выражающие генетически-порождающий тип взаимодействий в мире. Учение Аристотеля о четырех причинах.

Детерминизм и причинность. Детерминизм и индетерминизм. Причинность в вероятностных процессах. Причина, условия, повод. Телеология и ее исторические судьбы. Телеономия. Причинность и свобода воли человека. Имеется ли причина у самой причины?

Действительность и возможность – универсальные философские категории, выражающие соотношения между различными степенями реальности вещей.

Невозможность, абстрактная возможность, реальная возможность и действительность. Действительность как реальность в форме самодействия.

Возможность как реальность в форме условий. Возможность и вероятность.

Необходимость и случайность – философские категории, отражающие соотношения между абсолютными и относительными свойствами бытия. Необходимость как рок, как всеобщий неизвестный закон всего сущего. Необходимость как внутренняя самообусловленность, как причина самое себя. Структура необходимости: неразрешенное противоречие, условия, процесс их слияния. Случай как чистая возможность, как то, что может быть, а может и не быть. Случай как проявление необходимости, как зародыш новой необходимости. Случайность как точка пересечения двух необходимых процессов. Проблема объективности случайности.

Диалектика в методологическом плане занимает важное место в познавательной деятельности. Само понятие диалектика может употребляться в трех значениях:
• Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная реальность.
• Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.
• Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения.

Диалектика в своем арсенале имеет ряд специфических категорий, служащих познанию окружающей действительности.

Методические рекомендации к лекции

Прежде всего, обратите внимание на овладение категориальным аппаратом диалектики. Усвойте действие основных законов диалектики с применением их в объяснении окружающего мира. Проанализируйте внутренние и внешние противоречия классической теории развития в ХХ веке. Обратите особое внимание на специфику диалектического метода.

1. Абдильдин Ж.М. Собр.соч. В 5 тт. Т.2. – Астана, 2000. – с. 32-148.
2. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. – М.: Политиздат, 1988. – с. 21-342.
3. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. – М.: Политиздат, 1991. – с.282-411.
4. Философия: курс лекций. А.А.Радугин. Изд. 2 — М., 1996 – с.191-197.

Вопросы и задания контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:
1. Что включает в себя диалектика как понятие?
2. Назовите и охарактеризуйте законы диалектики.
3. Что такое категория? Назовите и охарактеризуйте парные категории диалектики.

Репродуктивно-практический уровень:
1. Проанализируйте внутренние и внешние противоречия классической теории развития в ХХ веке.
2. Проведите сравнительный анализ марксистской и гегелевской диалектики.
3. Проведите сравнительный анализ диалектики и метафизики.

Творческий уровень:
1. Интерпретируйте диалектику гегелевского положения: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».
2. Раскройте на конкретном примере сущность категорий «действительности» и «возможности», «необходимости и случайности».
3. Каким образом была осмыслена Гегелем диалектика Гераклита?

testent.ru

Дальше предела…

Философия для жизни

Понятие диалектики. Категории, законы и принципы диалектики

Диалектика — это универсальная теория развития всех изучаемых нами аспектов действительности (духа, материи, сознания, познания и т.д.). Также под диалектикой понимают основанный на данной теории метод познания всего сущего.

Основоположник диалектики — немецкий философ Георг Гегель, наиболее известными работами которого являются «Феноменология Духа» и «Наука логики». В философской системе Г. Гегеля понятие диалектики играет главную роль. В историю философии Г. Гегель вошёл как один из главных создателей немецкой классической философии и философии романтизма.

Диалектика посредством специальных законов, принципов и категорий отражает развитие любого рассматриваемого аспекта действительности. Потому главным вопросом диалектики является вопрос: «Что есть развитие?».

Под развитием понимают такое изменение материальных и идеальных объектов, какое выводит сам объект на новый, более высокий уровень организации.

Закон — это объективные повторяющиеся связи между явлениями и внутри явлений окружающей действительности. Диалектические законы в отличие от законов естественных наук обладают также свойством универсальности.

Существует три основных закона диалектики:

1. единства и борьбы противоположностей;

2. переход количества в качество;

3. отрицания отрицания.

Единство и борьба противоположных начал есть внутренний источник развития всего сущего. Закон единства и борьбы противоположностей опирается на предположение о том, что из противоположных начал состоит всё сущее. Эти начала являются едиными по своей природе, но при этом находятся в состоянии борьбы, так как противоречат друг другу. В качестве примеров здесь можно назвать добро и зло, жизнь и смерть, чёрное и белое.

Закон перехода количественных изменений в качественные гласит, что при некоторых изменениях количественного характера в каком-либо объекте действительности непременно меняется его внутреннее качество. Но изменение качества явления имеет объективный предел. Ведь изменение качества неизбежно приводит к изменению меры, то есть к выходу за границы установившейся ранее системы координат. Например, при постепенном охлаждении воды, то есть при изменении количественного параметра — температуры, будет меняться её качество, но по достижению температуры в 0 градусов по Цельсию вода изменит своё агрегатное состояние.

Под количеством понимается исчисляемый параметр какого-либо явления, такой как объём, число, вес и т.д. Качество есть некоторая постоянная объективная система характеристик и связей явления. Понятие меры объединяет в себе количественные и качественные параметры явления.

Согласно закону отрицания отрицания, всё новое, что отрицает старое, занимая его место, само постепенно превращается из нового в старое и на следующем этапе развития отрицается чем-то ещё более новым. Примером действия данного закона может служить процесс ежедневного отмирания старых кровяных клеток и замены их новыми клетками. Отрицание и преодоление старых форм существования новыми есть фактор развития предметов и явлений действительности.

К основным принципам диалектики исследователи относят принцип историзма, принцип всеобщей связи, принцип системности и принцип причинности.

Базовыми категориями диалектической философии являются категории «сущность» и «явление», «единичное» и «всеобщее», «причина и следствие», «форма и содержание».

bruyaka.ru

Диалектика и законы диалектики

  • Философия бытия и его формы
  • Категория бытия в онтологии
  • Сущность и формы бытия

Диалектика

В науке есть несколько теорий, описывающих развитие различных систем. Наиболее применимой к разнообразным изменениям окружающего мира считается диалектика. В Древней Греции это понятие обозначало спор, столкновение противоположных взглядов, противоречие. Позже этим понятием стали обозначать противоречивый характер отношений не только в полемике, но и в природе, мире в целом. Целостную диалектическую концепцию развития разработал немецкий философ XIX в. Г. В. Ф. Гегель.

В настоящее время диалектика рассматривается как теория развития, которая основывается на противоречивом характере отношений всех форм бытия.

Понятие и принципы диалектики

Содержанием научной теории выступают ее принципы и законы.

Принципами называют основополагающие идеи, определяющие практическую или духовную активность человека, например в построении какой-либо системы знаний (теории). Для диалектики такими основополагающими идеями выступают:

  • принцип всеобщей связи;
  • принцип развития всех форм бытия.

Говоря о принципе всеобщей связи, подразумевают, что любой объект нашего мира прямо или через другие объекты связан со всеми объектами. Например, каждый человек связан с планетой Земля. Наша планета связана с Солнцем. Солнечная система связана физическими зависимостями с другими системами нашей Галактики, та, в свою очередь, с другими галактиками. Если мы графически изобразим эту ситуацию в виде точек (объектов), соединенных друге другом линиями (связями), то увидим, что каждый человек состоит в связи со всеми космическими объектами, т. е. со всей Вселенной. Другое дело, что эти зависимости могут быть практически незаметными. Подобным образом можно проследить цепочки связей всех объектов на Земле.

Особое значение имеет понятие «закон». Многие люди, тем более осваивающие юридическую специальность, применяют данное понятие слишком узко, забывая, что кроме юридических существуют другие законы. Понятием «закон» обозначают особый род связей. Это существенная, устойчивая, необходимая связь между объектами.

Связи между различными вещами и явлениями в природе имеют объективный характер. Независимо от того, знает или нет о них человек, понимает или не понимает суть событий, эти связи реализуются при наличии соответствующих условий. Такие устойчивые и необходимые естественные связи называют законами природы.

Если человек силой разума проникает в суть протекающих процессов, если ему удается открыть причины определенных событий, условия осуществления тех или иных связей, то эти знания формулируются как законы науки. Это субъективное описание природных связей человеком. Совершенно очевидно, что законы науки чаще всего описывают природные связи приблизительно, ведь человек не знает всего. Поэтому люди часто терпят неудачу, когда слишком полагаются на свои знания, даже если считают их научными. Например, иногда людям становится непонятно, почему ломается техника.

С пониманием отношений между людьми дело обстоит сложнее. Мотивы активности или пассивности людей различны и часто не устойчивы. Можно предугадать, как «поведет себя» дерево в течение часа. Как поведет себя человек в ближайшие минуты, — сказать трудно, а группа людей — еще труднее. Мотивы поступков одного человека даже в сходных ситуациях различны: вчера хотел выступить на семинаре, а сегодня уже не хочет; утром не хотел делать зарядку, а сейчас с удовольствием бы размялся; пять минут назад какое-то занятие ему казалось важным, а сейчас ему просто не до него; и т. д.

Для того чтобы в обществе сохранялся порядок, в нем приходится устанавливать правила отношений, т. е. наличие или отсутствие зависимостей между людьми. Найти, определить связи, которые удовлетворяли бы всех людей, очень трудно, если вообще возможно. Поэтому законодательные органы разрабатывают обобщенные правила поведения. В данном смысле юридические законы — предписываемые людям связи с другими объектами. Это искусственные (функциональные) связи.

Проявление законов диалектики в развитии общества

Диалектика в экономике

Обратимся к проявлениям диалектики в развитии экономической сферы общества, которая, как отмечалось выше, включает отношения людей по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, а также отношения собственности. На заре развития общества люди имели возможность выжить, только приспосабливаясь к условиям окружающей среды. Первоначально они использовали для пропитания, жилья и т. д. только то, что могли найти в природе в готовом виде. В настоящее время такой способ жизни называют присваивающей экономикой. Эта экономика была представлена отношениями общинной собственности, распределения и потребления.

Качественным скачком явился переход к производству материальных благ, которое разделилось на производство продуктов питания и производство орудий труда. Это привело к появлению отношений по поводу производства. Данные отношения проявлялись в разделении общественного труда на различные формы, самые крупные из них — земледелие, скотоводство, а затем ремесленничество. Дальнейшее развитие производства привело лишь к количественному росту профессий и увеличению возможностей потреблении различных продуктов.

По мере развития племен и родов, их перемещении родовые отношении стали трансформироваться в территориальные. Кровнородственные связи в родовой общине с общностью имущества стали вытесняться отношениями между обособленными семьями с частной собственностью на имущество, орудии труда и производимую продукцию.

Следствием преобразовании родовой общины в гражданскую с выделением государства как института политического управления явилось закрепление частной собственности за отдельными гражданами, т. е. смена господствующих отношений собственности. Совершенствование производства, накопление избытка продуктов приводило к развитым отношениям обмена посредством денег и новой формы общественною труда — торговли. Таким образом, полное развитие всей совокупности отношений в экономической сфере произошло в два этапа. Теория К. Маркса предлагала диалектический возврат к общественной собственности на средства производства материальных благ. Исторический опыт реализации этой теории в нашей стране оказался неудачным. Одной из форм возврата к коллективной экономике является ее глобализация, мировая экономическая интеграция.

Диалектика в социальной сфере

Не менее диалектична социальная сфера, включающая разнообразные отношения между индивидами, группами и организациями. В этой совокупности отношений исторически первыми выступают половозрастные отношения. Наиболее важные роли в обеспечении жизни племени играли взрослые мужчины. Женщинам, старикам и детям отводились роли вспомогательные. Общественное разделение труда привело к появлению отношений между группами, представляющими различные виды производственной активности (межпрофессиональные отношения). Частная собственность породила межклассовые отношения. Развитие религий и государств стало источником межконфессиональных и межнациональных отношений. Развитие культуры различных слоев общества, возникновение разнообразных общественных институтов (братства, советы, союзы и т. п.) привело к появлению большого количества субкультур, отношения между представителями которых стали все больше усложнять социальную сферу общества. В разных странах и регионах заметную роль играли то одни, то другие социальные отношения.

Диалектика в политической сфере

Политическая сфера представляет собой диалектическую совокупность отношений социальных субъектов в области общественного управления, призванной обеспечить коллективную безопасность. В первобытном обществе безопасность обеспечивалась коллективным контролем за соблюдением обычаев и традиций, предписаний и табу (запретов, основанных на страхе перед возмездием какого-нибудь божества). Затем функция обеспечения безопасности закрепилась за постоянными правителями (вождями). Следующим шагом в развитии политической сферы было появление государства как специальной организации, обеспечивающей безопасность общества, и права как предписанной системы отношений, нарушение которой влечет возмездие государства. Диалектическим возвратом к коллективному обеспечению безопасности граждан является развитие организаций гражданского общества, стремящихся к участию в управлении общественными процессами. К ним относятся церковь, политические партии, корпорации и т. д.

Диалектические отношения в духовной сфере

Духовная сфера общества по своей сути сходна с экономической сферой, только продуктами здесь являются не вещи, а идеи и образы. Она включает отношения, возникающие между людьми в процессе производства, освоения (потребления) и передачи (распределения и обмена) духовных ценностей. По аналогии с отраслями производства материальных благ в духовном производстве можно выделить мораль, религию, искусство, философию, право, науку.

Еше в дописьменный период люди накапливали знания в области морали, религии, искусства и передавали их следующим поколениям. Эти знания формировались стихийно. Так же как владение материальными благами, владение духовными ценностями имело коллективный характер.

С развитием письменности, а позже с множественными процессами разделения общественного труда, усложнением социальной структуры, развитием государств некоторые специальные знания становятся товаром. Они приобретаются в процессе обучения за определенную плату, т. е. и здесь возникают своего рода отношения обмена. Появление философских школ, возглавляемых духовными авторитетами, борьба идейных течений свидетельствуют о явной частнособственнической претензии на определенные знания.

Античность характеризовалась множественностью учений о природе, об общественном устройстве, множественностью божеств. Средние века в Западной Европе — это господство единобожия, борьба христианства со всевозможными ересями. Такое единомыслие требовало однообразия в морали, праве, философии, искусстве, знаниях о природе. Эпоха Возрождения и Новое время представляют собой возврат к множественности в области духовного производства.

В настоящее время приходится говорить о двух противоположных тенденциях в развитии отношений в духовной сфере общества. С одной стороны, потребности гуманизации и демократизации общественных отношений диктуют необходимость терпимости к идейному плюрализму (множественности). С другой стороны, процессы глобализации во всех сферах общества ведут к пропаганде однообразных духовных ценностей.

Подводя итоги рассуждений об общественном развитии, можно заметить, что общество развивается под воздействием объективных и субъективных факторов. Объективные факторы действуют независимо от сознания людей. Это законы природы и естественные зависимости между социальными субъектами. Они реализуются в том числе в соответствии с законами диалектики, что было показано выше. Субъективные факторы — это осознанная активность и волевые усилия людей: творчество выдающихся личностей, наличие или отсутствие организаторских способностей и инициативы у лидеров общества, социальные институты, использование технических объектов и т. д.

История человечества показывает, что активность является способом существования общества. Только активное противостояние стихиям природы, стремление к преобразованию окружающей среды позволили разрозненным группам превратиться в общество. Дальнейшее развитие общества также зависит от упорной духовной и практической активности людей.

Возможность выбора тех или иных решений создает условие для альтернативности общественного развития, наличия вариантов эволюции, которые исключают друг друга. История человечества — это цепь уникальных событий, поскольку нет ни одного народа, государства с одинаковой исторической судьбой. Ступени человеческой истории характеризуются многообразием путей и форм общественного развития.

www.grandars.ru

Популярное:

  • Представительства без полномочий Представительство без полномочий. Коммерческое представительство. При отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего […]
  • Когда происходило великое переселение народов ответ Народы мира больше чем блог! Post navigation Великое переселение народов. Второй этап — гуннский «Земля основа государства, как можно отдать ее?» — шаньюа Модэ Второй этап Великого переселения народов начался с активного […]
  • Определение право собственности на недвижимость Глава 4.ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ И СДЕЛОК С НЕЙ 4.1. Право собственности на недвижимость Недвижимость как экономическая категория представляет собой физический объект и право собственности на него. В […]
  • Шульце-гарди правило Шульце-гарди правило История развития коллоидной химии Знакомимся ближе Правила коагуляции 1. Все сильные электролиты, добавленные к золю в достаточном количестве, вызывают его коагуляцию. Минимальная концентрация […]
  • Правило с двоеточием и тире Правила русской орфографии и пунктуации (1956) Пунктуация § 159. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение: 1. Если перечислению предшествует обобщающее слово (а нередко, кроме того, еще слова […]
  • Заявление о лишении род прав отца Исковое заявление (иск) о лишении родительских прав (отца, матери) в отношении несовершеннолетнего ребенка , детей (ст. 69 СК РФ) Комментарий автора иска - адвоката В. Н. Соловьева: Суд удовлетворит иск, если будет […]
  • Черногория медицинская страховка Нужна ли страховка в Черногорию в 2018 году? Небольшая, цветущая страна Черногория ежегодно принимает тысячи туристов со всех уголков мира и предоставляет возможность насладиться недорогим незабываемым отдыхом, в уединении с […]
  • Заключения брака в мчп Лекция 13. Семейные правоотношения в международном частном праве 13.2. Заключение брака В Российской Федерации регистрируются браки как между российскими гражданами и иностранцами, так и между иностранцами, в том числе и между […]