Когда введут электронное осаго

ЦБ введет обязательные электронные ОСАГО с 2017 года

Банк России обяжет всех страховщиков заключать договоры ОСАГО только в электронном виде на всей территории России с 1 января 2017 г., сообщил регулятор в пятницу. В этом случае полис можно будет купить только в режиме онлайн на сайте страховщика.

С этой целью Банк России принял решение о подготовке изменений в законодательство.

После подготовки законопроекта планируется, что он будет оперативно согласован с Минфином и внесен в Госдуму для рассмотрения в период весенней сессии.

Электронные продажи полисов ОСАГО стартовали в России 1 июля 2015 г. В этом случае для получения полиса необходимо оформить его самостоятельно и оплатить через сайт страховой компании. Затем можно самостоятельно распечатать купленный электронный полис. Проверка достоверности данных полиса ОСАГО проводится через базу данных Российского союза автостраховщиков.

«Однако оформление договора в электронном виде является правом, а не обязанностью страховой компании», — отметили в ЦБ.

В настоящий момент электронные полисы предлагают 15 страховых компаний из 81, имеющей лицензию на обязательное страхование автогражданской ответственности.

«Инициатива Банка России направлена прежде всего на повышение доступности и качества предоставления услуги ОСАГО, поскольку автовладельцы смогут приобретать полис в любое время, в любом месте вне привязки к месту нахождения продавца», – подчеркнул зампред Банка России Владимир Чистюхин.

Особое внимание при разработке законопроекта Банк России уделит вопросам бесперебойности предоставления услуги ОСАГО в электронном виде.

«Будут установлены специальные требования для страховщиков и Российского союза автостраховщиков по обеспечению непрерывной работы соответствующих информационных систем, выполнение которых будет контролировать Банк России», – пояснил Чистюхин.

www.vestifinance.ru

ЦБ введет обязательные электронные полисы ОСАГО с 2017 года

Банк России предлагает обязать всех страховщиков, работающих на рынке ОСАГО, заключать договоры в электронном виде с 1 января 2017 года. Соответствующая информация содержится в сообщении регулятора.

«Электронные продажи полисов ОСАГО стартовали в России 1 июля 2015 года. Однако оформление договора в электронном виде является правом, а не обязанностью страховой компании», — указывает ЦБ и отмечает, что сейчас электронные полисы предлагают 15 из 81 компаний, работающих на рынке обязательного автострахования.

«Инициатива Банка России направлена прежде всего на повышение доступности и качества предоставления услуги ОСАГО, поскольку автовладельцы смогут приобретать полис в любое время, в любом месте», — подчеркнул зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

Материалы по теме

Цена свободная

Также отмечается, что регулятор готовит соответствующие поправки в законодательство, которые будут оперативно согласованы с Минфином и внесены в Госдуму в весеннюю сессию.

Ранее, 17 марта, исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев предложил проводить регулярную замену полисов ОСАГО. «Все сказали, что если эта замена пройдет удачно и правильно, то, скорее всего, будут это регулярно делать. Вот деньги, рубли, — Гознак меняет степень их защиты или вводит какие-то новые вещи раз в три года. Наверное, плохо, что страховщики так не делали», — пояснял он.

11 февраля сообщалось, что президиум РСА принял решение о замене всех бланков полисов ОСАГО с 1 июля 2016 года. Президент РСА Игорь Юргенс подчеркивал, что такая замена будет производиться как мера противодействия распространению фальшивых бланков.

m.lenta.ru

«Ъ» сообщил о просьбе страховщиков усложнить покупку электронного ОСАГО

Они предлагают, в частности, отказаться от приема сканов документов и ввести отложенный старт действия полиса

Москва. 12 марта. INTERFAX.RU — Российский союз автостраховщиков (РСА) обратился к ЦБ РФ с просьбой усложнить процедуру покупки электронных полисов ОСАГО, пишет в понедельник газета «Коммерсантъ».

По данным издания, РСА направил в адрес регулятора предложения по изменению указаний Банка России, касающихся использования электронных документов, порядка обмена информацией в электронной форме при осуществлении ОСАГО и требований к бесперебойности и непрерывности работы официальных сайтов страховщиков.

В частности, РСА предлагает давать возможность страховать автомобиль только его владельцу, причем при оформлении договора страхования он должен будет вносить данные вручную без возможности загрузить копии документов на сайт страховой компании (сейчас принимаются сканы документов). Время покупки РСА считает необходимым ограничить 90 минутами, а старт действия полиса откладывать на 72 часа с момента оформления полиса онлайн, пишет «Ъ».

Как отмечает издание, Союз автостраховщиков также обращает внимание на ситуацию, которая позволяет страхователям или посредникам в графическом редакторе менять данные, в том числе, для получения скидок, после чего страховая компания все равно вынуждена произвести выплату по полису в случае ДТП, и только затем направить регрессное требование к автовладельцу, исказившему данные. РСА предлагает дать страховой компании сразу аннулировать полис, если в нем содержатся неверные данные.

Кроме того, в союзе страховщиков просят дать страховщикам право проверять данные автовладельцев не только в базе РСА, но и в других публичных базах, сообщает газета. В случае, если страхователи не пройдут проверку, их предлагается приглашать для оформления ОСАГО в офис. Также в оформлении электронного полиса предлагается отказывать, если у страховщика есть информация о нарушении страхователем «требований законодательства, ПДД или совершении операций по легализации».

РСА также считает необходимым смягчить требования к сайту страховщика ОСАГО, в частности, снять запрет на восстановительные работы в дневное время, исключить восьмичасовое ограничение времени восстановления сайта и убрать обязательные счетчики с указанием времени, оставшегося до восстановления сайта.

«Ъ» сообщает со ссылкой на президента РСА Игоря Юргенса, что выплаты по договорам, заключенным в электронной форме мошенническим путем, составляют около 3 млрд рублей, что составляет 10% годовых потерь страховщиков по судебным выплатам, при этом, по данным ЦБ РФ, распространенность мошенничеств в электронном ОСАГО ниже, чем в среднем по рынку. Однако, как отмечает газета, электронное ОСАГО привело к снижению стоимости полиса до 5,8 тысяч рублей с 6,1 тысяч рублей годом ранее, таким образом, ограничивая онлайн продажи, страховщики стремятся защититься от вынужденных продаж наименее прибыльных полисов. В самом ЦБ «Ъ» сообщили, что изучают предложения РСА, отказавшись от подробных комментариев.

www.interfax.ru

Осторожно, камера! За отсутствие ОСАГО будут штрафовать с помощью видеофиксаторов

Контроль за наличием у водителя действующего полиса «автогражданки» должны взять на себя камеры автоматической фиксации нарушений — с такой идеей выступил первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Это означает, что каждая камера, распознавшая номер автомобиля, на который не оформлено ОСАГО, будет фиксировать нарушение, после чего автовладельцу придет не один штраф, а несколько — в зависимости от того, сколько камер он встретил на своем пути. Например, для средней поездки по Москве это 10 камер. В итоге отсутствие полиса обойдется автовладельцу в 10х800=8000 рублей. Или 4000 рублей «со скидкой».

Такое предложение возникло не на пустом месте: сегодня от 4 до 6 млн автовладельцев ездят без полиса ОСАГО. Притом что общее количество автомобилей в России, которые еще могут ездить, равно примерно 40 млн, получается, что процент «отказников» составляет 12,5% и испытывает тенденцию к росту. Это начинает создавать проблемы на дорогах, так как в случае ДТП по вине водителя незастрахованного автомобиля получать компенсацию за причиненный ущерб придется в обычном судебном порядке. Это долго, дорого и приводит, как правило, к тому, что взыскать деньги с должника оказывается невозможно — просто потому, что у него их нет.

В погоне за полисом

Хотя депутат высказал здравую идею, реализовывать ее без обеспечения 100%-й доступности полисов во всех регионах нельзя. Ведь многие автовладельцы ездят без полиса не потому, что они не хотят его приобретать, а потому, что им его не продают или продают, но с навязанными дополнительными услугами, которые резко удорожают стоимость ОСАГО.

В связи с этим возникают вопросы о справедливости наказания. Разберем несколько типичных ситуаций:

1. Автовладельцу отказывают в продаже полиса. А потом, когда он несолоно хлебавши выезжает за пределы офиса страховой компании, ему присылают штраф за отсутствие полиса. Почему наказывают автовладельца, где тут его вина?

2. Автовладелец купил полис, однако данные от страховой компании в базу данных РСА пришли с задержкой. В результате за то время, пока этой информации не было, автовладелец ездил как бы без полиса и получил много штрафов. Теперь он должен тратить время на обжалование постановлений. Разве тут есть вина автовладельца?

3. Автовладелец купил автомобиль, у него есть 10 дней на постановку его на учет. Как ему доехать до офиса страховой компании на этом автомобиле, не получив штраф за отсутствие полиса?

Электронное ОСАГО тоже не спасает, так как страховые компании научились отказывать клиенту. Например, в капче на сайте вдруг появляются нечитаемые символы. Или полис предлагают приобрести без скидки за безаварийную езду, так как якобы нет связи с базой данных РСА. Или происходит ошибка в обработке данных, вроде как они неправильные, для выяснения автовладельцу предлагают приехать в офис страховой компании. Для таких случаев был придуман сервис «Е-гарант», который должен был в случае нежелания страховой компании оформлять ОСАГО позволить сделать это на сайте РСА, однако и он, удивительным образом, в «токсичных» регионах начал работать со сбоями.

Даже в Москве есть проблема доступности полисов ОСАГО, например, для автомобилей такси. Понятно почему: аварийность такси экономического класса очень высокая из-за массового привлечения низкоквалифицированных водителей из числа трудовых мигрантов. Очень часто такие водители просто не знают русского языка, не говоря уже о каких-то там правилах дорожного движения. Конечно, страховые компании, понимая, что проданный полис на машину такси с очень высокой долей вероятности принесет им убытки в течение страхового периода, стараются всеми правдами или неправдами в продаже такого полиса отказать.

Отдельно хочу обратить внимание, что обжаловать штрафы с камер на текущий момент практически невозможно ввиду фактической отмены презумпции невиновности для этого частного случая (ст 1.5 КоАП РФ). Процедура обжалования штрафов с камер находится еще в прошлом веке и осуществляется индивидуально по каждому постановлению и только по месту совершения административного правонарушения. Единой удобной электронной системы обработки жалоб на постановления с камер не существует.

Автострахование как госуслуга

В результате реализации идеи депутата Вячеслава Лысакова на неподготовленной почве, без обеспечения 100%-й доступности полисов и изменения процедуры обжалования штрафов с камер, множество людей (буквально миллионы) окажутся без вины виноватыми и даже в случае сбоев баз данных не смогут доказать собственную невиновность ввиду фактического отсутствия процедуры обжалования штрафов. Однако это предложение прекрасно ложится в концепцию «штрафной экономики». Напомню, что только в Москве планируется собрать в текущем году 26,8 млрд рублей штрафов.

Что же делать? Я предлагаю начать с создания механизма продажи полисов ОСАГО через Портал госуслуг. Это логично, так как данный вид страхования обязательный, то есть фактически является разновидностью государственной услуги, исполнение которой передано частным компаниям.

Вторым шагом должна являться поправка в 1.5 КоАП РФ, чтобы презумпция невиновности отменялась только для возможности выписывания штрафа собственнику. Далее надо создать возможность обжалования штрафов тоже через Портал госуслуг «в один клик». И только потом можно начинать выписывать штрафы за отсутствие полиса ОСАГО с помощью камер автоматической фиксации нарушений. Если провести все предложенные мной подготовительные мероприятия, то наказаны будут только те автовладельцы, которые сознательно не купили полис при наличии такой возможности. То есть наказание в этом случае будет не только неотвратимым, но и справедливым.

www.forbes.ru

Страховщики хотят прекращать действие электронного ОСАГО при выявлении ложных данных

Российский союз автостраховщиков оценивает долю подобных махинаций в 30% от всех проданных цифровых полисов

МОСКВА, 12 марта. /ТАСС/. Российский союз автостраховщиков (РСА) предлагает дать право страховым компаниям прекращать действие электронного полиса ОСАГО, если автовладелец при оформлении полиса на сайте страховщика ввел неверные данные о себе или автомобиле. Это и другие предложения по изменению указаний ЦБ РФ о порядке заключения электронного договора ОСАГО РСА направил в Банк России (копия документа есть в распоряжении ТАСС).

РСА: цену электронного полиса ОСАГО мошеннически занижают 10-30% покупателей

Обязанность водителей предъявлять распечатку электронного ОСАГО могут отменить в 2018 году

ЦБ рассказал о новом способе мошенничества с электронными ОСАГО

«Предоставление страхователем ложных сведений страховщику при заключении договора страхования, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска, является основанием для прекращения страховщиком действия договора обязательного страхования, заключенного в виде электронного документа», — говорится в предложениях союза.

Сейчас некоторые недобросовестные страхователи пытаются сэкономить на цене ОСАГО, занижая себе при покупке электронного полиса коэффициенты по мощности и территории, говорили ранее в РСА и ЦБ, для этого указывается регион проживания с пониженным коэффициентом — Крым, Чечня — или занижаются данные о мощности автомобиля.

Ранее в РСА оценивали долю подобных махинаций в 30% от всех проданных полисов е-ОСАГО. В результате страховщики теряют сборы (по данным РСА, средняя цена ОСАГО в 2017 году впервые за 13 лет снизилась на 4%, до 5,819 тыс. руб.). Сейчас такой полис все равно считается действующим, но в случае выплаты по нему пострадавшему в ДТП страховщик имеет право взыскать сумму выплаты с автовладельца, занизившего цену страховки (регрессное требование).

Что еще предлагает РСА

РСА предлагает право регресса отменить, а страховщикам дать право расторгать электронный полис в случае обнаружения неверных сведений. Проверять достоверность введенных данных страховщики собираются с помощью информационной системы обязательного страхования, интерактивных сервисов федеральных органов исполнительной власти, а также общедоступных источников персональных данных, официальных данных заводов — изготовителей транспортных средств, информационной системы страховщика.

Кроме того, РСА предлагает ограничить время покупки полиса 90 минутами и исключить возможность предоставления сканов документов при покупке полиса.

Согласно предложениям РСА, страхователем сможет выступать только владелец автомобиля (сейчас такого ограничения нет).

Также страховщики просят ввести 72-часовую отсрочку вступления в силу электронного полиса после продажи (для предотвращения случаев мошенничества, когда полис оформляется после ДТП, а затем уже фиксируется авария). Проект указания о «временной франшизе» ЦБ опубликовал еще летом, но пока это правило не введено.

По данным ЦБ, в 2017 году страховщики получили через интернет 12,9% сборов по ОСАГО (рост на 11,9% пункта).

Возможность купить полис ОСАГО через интернет у россиян появилась 1 июля 2015 года, а с 1 января 2017 все страховщики ОСАГО обязаны продавать страховки в электронном виде.

tass.ru

Популярное:

  • Установка тахографа на автомобиль закон 2014 Тахограф и Закон На 1 января 2015 года. На каком транспорте и когда : В первую очредь необходимо понимать, что в соответствии с Трудовым Кодексом РФ тахограф может быть применим только в случае возникновения отношений […]
  • Остался должен после увольнения 15 сюрпризов от уволенного сотрудника: как работодателю к ним подготовиться Представитель интернет-сервиса юридических консультаций «Правовед.ru» Евгений Шляхов рассказал vc.ru, какие проблемы могут возникнуть при увольнении […]
  • Приказ минфина 33н от 25 марта 2011 Основные изменения в бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений Автор: Павлова А., эксперт журнала В ноябре 2017 года Приказом Минфина РФ № 189н[1] внесены изменения в правила составления и представления […]
  • Порядок увольнения беременных женщин Увольнение беременной женщины Работающие женщины часто боятся сообщать руководителю о предстоящем декретном отпуске. Да и работодатели в силу своей правовой неграмотности считают беременную работницу «тяжелым грузом». И хотя все […]
  • Будет ли прибавка на детские пособия Пособия на детей с 1 мая 2018 года: новые размеры Как известно, с 01 мая 2018 года существенно повышается минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Его величина будет равняться прожиточному минимуму за 2 квартал предыдущего […]
  • Хрустальный развод Бывший опер получил срок за «развод» пенсионеров оглашен приговор бывшим сотрудникам полиции, признанным виновными в мошеннических действиях с жильем пенсионеров Ранее «Томикс» писал, что в 2015 и 2016 году оперуполномоченный […]
  • Заявление на детское пособие образец до 18 лет Пособия на ребенка до 16 и 18 лет Пособие на ребенка до 16 лет — это одна из обязательных мер государственной поддержки, которая установлена федеральным законом. Размер ее и условия выплаты регулируются региональными властями […]
  • Пособия на период отпуска по уходу за ребенком Когда выплачивать ежемесячное пособие по уходу за ребенком Матери (другому родственнику ребенка) за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет работодатель обязан ежемесячно выплачивать за счет […]