Конструкция морских судов

Конструкция корпуса морских судов. Том 1. Учебник для ВУЗов

Рассмотрены вопросы проектирования конструкций с учетом их эксплуатационной прочности, удобства обслуживания и ремонтопригодности, а также вопросы технологичности изготовления отдельных конструкций при постройке, их стандартизация и унификация.
В отличие от предыдущих изданий учебник дополнен сведениями о новых материалах, технологических процессах, расчетных методах, а также статистическими данными о повреждениях корпусных конструкций.
Особое внимание уделено проектированию судов новых конструктивных типов, в том числе предназначенных для работы в условиях Арктики и Дальневосточного бассейна. Даны рекомендации по использованию принципа оптимизации при выборе элементов корпуса транспортных судов и ледоколов.
Предназначен для студентов кораблестроительных вузов и факультетов, может быть полезен для работников проектных организаций
5-е издание, переработанное и дополненное

Оглавление
Часть 1
От авторов
Введение
Глава 1. Корпус судна и предъявляемые к нему требования
1.1. Корпус судна и его составные элементы. Термины и определения
1.2. Условия плавания и их влияние на прочность судна
1.3. Внешние нагрузки, действующие на корпус судна
1.4. Принципы нормирования прочности судовых корпусов
1.5. Задачи науки о прочности судовых корпусных конструкций
1.6. Требования, предъявляемые к корпусу в целом и к его отдельным конструкциям
Глава 2. Восприятие корпусными конструкциями внешних нагрузок, действующих на судно
2.1. Роль обшивки и набора в составе корпуса
2.2. Набор и обшивка, образующие рамы и перекрытия судового корпуса, и их назначение
2.3. Схема восприятия и передачи усилий связями разных категорий на опорный контур перекрытия
2.4. Системы набора корпусных перекрытий
Глава 3. Общий продольный изгиб и общая продольная прочность
3.1. Общий продольный изгиб в вертикальной плоскости
3.2. Определение расчетных величин изгибающих моментов и перерезывающих сил
3.3. Определение расчетных волновых изгибающих моментов вероятностными методами
Глава 4. Напряжения в корпусе судна при его общем продольном изгибе
4.1. Понятие об эквивалентном брусе
4.2. Расчет эквивалентного бруса в первом приближении
4.3. Выбор расчетных поперечных сечений корпуса и отдельных элементов эквивалентного бруса
4.4. Расчет нормальных напряжений во втором приближении
4.5. Критерии нормирования общей продольной прочности
4.6. Стандарт общей продольной прочности и современные требования к ней
4.7. Влияние изменения материала по высоте на момент сопротивления поперечного сечения корпуса
4.8. Роль надпалубных конструкций (надстроек, рубок, продольных комингсов, фальшбортов) при общем изгибе корпуса
4.9. Конструктивные меры по рациональному размещению материала на судах с широкими люками (открытые суда)
Глава 5. Методы выбора размеров и формы корпусных конструкций
5.1. Правила постройки судов и Нормы прочности
Российского Морского Регистра судоходства
5.2. Выбор размеров конструкций по Правилам Российского Морского Регистра судоходства
5.3. Выбор размеров корпусных конструкций с помощью расчета прочности
5.4. Выбор рациональной системы набора для различных корпусных перекрытий. Расчетное определение элементов продольных связей эквивалентного бруса
Глава 6. Материалы конструкций корпуса
6.1. Судокорпусные стали. Особенности работы сварных стальных конструкций
6.2. Возможность и целесообразность использования стали нормальной прочности и стали повышенной прочности
6.3. Сортамент листового и профильного проката из стали
6.4. Раскрой и растяжка листов наружной обшивки и настилов
6.5. Коррозия и износ корпусных конструкций
Глава 7. Конструктивные типы транспортных судов и особенности
проектирования их конструкций
7.1. Влияние требований эксплуатации на конструктивные типы судов
7.2. Архитектурные и конструктивные формы морских судов
7.3. Основные факторы, определяющие конструктивный тип
7.4. Высота надводного борта и грузовая марка
7.5. Класс Российского Морского Регистра судоходства.
Суда с ограниченным районом плавания
7.6. Влияние отдельных составляющих транспортного конвейера
на конструктивный тип судна
7.7. Универсализация и специализация судов
7.8. Роль судовладельца в создании судов, в наибольшей степени удовлетворяющих их нужды с учетом перспектив
7.9. Изменение технологии грузовых работ и перевозки грузов — определяющий фактор в развитии конструктивных типов судов
7.10. Наливные суда (танкеры)
7.11. Газовозы и химовозы
7.12. Навалочники (балкеры)
7.13. Комбинированные суда
7.14. Универсальные сухогрузные суда
7.15. Контейнеровозы
7.16. Суда с горизонтальной грузообработкой (накатные суда, ро-ро, ролкеры)
7.17. Лихтеровозы (баржевозы)
7.18. Баржебуксирные составы
7.19. Рефрижераторы
7.20. Транспортные суда ледового плавания
7.21. Ледоколы
7.22. Суда море-река и река-море смешанного ледового плавания
7.23. Лесовозы
Предметный указатель
Список литературы

www.morkniga.ru

Конструкция морских судов

Водный транспорт, теория и практика, все о морских и речных судах

Устройство и техническая эксплуатация судна

17.05.2015 11:05
дата обновления страницы

Конструкция корпуса судна

Корпус судна представляет собой сложное инженерное сооружение, подверженное действию многих сил, из которых важнейшими являются силы тяжести и силы поддержания/ Под действием этих сил корпус в целом и его отдельные элементы деформируются.

Силы тяжести и силы поддержания распределены по длине судна неравномерно. Неравномерность распределения сил поддержания резко возрастает, когда судно находится на взволнованной поверхности и может занимать различные положения по отношению к волне (рис. 47). В одном случае середина судна совпадает с гребнем волны и значительно погрузится в воду, а его оконечности выйдут из воды; в другом, наоборот, нос и корма будут находиться на гребнях волн и погрузятся в воду, в то время как Середина, совпадающая с подошвой волны, оголится. В первом случае силы поддержания в основном будут действовать посередине длины судна, а во втором — в оконечностях.

Неравномерность распределения сил тяжести и сил поддержания вызывает деформацию общего изгиба, в результате чего судно может разломиться.

Способность судна сопротивляться общему изгибу называется общей -продольной прочностью.

Под действием сил давления воды, которые в каждой точке направлены нормально к судовой поверхности, судно будет изменять форму поперечного сечения, т. е. борта и днище будут прогибаться внутрь судна. Способность судна сопротивляться изменению формы поперечного сечения называется поперечной прочностью.

Внешние силы, действуя непосредственно на отдельные элементы судового корпуса, вызывают их местную деформацию. Поэтому корпус судна должен также обладать местной прочностью.

Рис. 47. Судно на волне: а — на вершине, б — на подошве

Кроме достаточной прочности, корпус судна во всех случаях эксплуатации должен обладать водонепроницаемостью, которая обеспечивается оболочкой, образованной наружной обшивкой и настилом верхней палубы. Для обеспечения жесткости оболочка с внутренней стороны подкрепляется набором — продольными и поперечными балками. Система набора определяется направлением большинства балок и бывает поперечная продольная и комбинированная.

При поперечной системе набора (рис. 48,а) оболочка подкрепляется в основном поперечными балками, идущими под палубой, по бортам и днищу. Поперечные балки, соединяясь между собой, образуют так называемые шпангоутные рамки, которые устанавливают по всей длине судна на расстоянии 500-800 мм друг от друга. Это расстояние между балками поперечного набора называется шпацией.

При такой системе набора с часто поставленными шпангоутными рамками хорошо обеспечивается поперечная прочность, что особенно важно для коротких и широких судов. Продольная прочность в этом случае

обеспечивается наружной обшивкой и настилом палуб. Но при увеличении размеров судов, особенно их длины, для обеспечения общей продольной прочности необходимо либо значительно увеличить толщину обшивки, либо устанавливать продольные балки так как тонкая обшивка, не подкрепленная продольными балками, будет выпучиваться между поперечным набором.

При продольной системе набора (рис. 48, б) оболочка подкрепляется продольными балками, идущими по днищу, бортам и под палубой.

Большое число продольных балок позволяет с наименьшей затратой материала обеспечить общую продольную прочность, так как балки, с одной стороны, сами принимают участие в общем изгибе судна, а с другой — повышают устойчивость обшивки и тем самым улучшают условия ее работы. Для обеспечения поперечной прочности в этой системе набора поперечные переборки устанавливают чаще, чем при поперечной системе (или используют для той же цели рамные шпангоуты). Это приводит к уменьшению длины судовых помещений и тем самым ограничивает область применения продольной системы набора, в частности она не нашла широкого применения для сухогрузных судов.

Рис. 48. Системы набора: а — поперечная; 6 — продольная, в — комбинированная

При комбинированной системе набора (рис. 48,в) указанных недостатков как одной, так и другой системы набора можно избежать. При этой системе набора днище и палубу выполняют по продольной системе, а борта — по поперечной. При такой комбинации систем бортовые шпангоуты хорошо обеспечивают поперечную прочность без уменьшения длины судовых помещений, а продольные балки днища и палубы — продольную прочность при наименьшей затрате материала.

Чистка ультразвуком

Чистка ультразвуком

Чистка инжектора, форсунок

wc.matrixplus.ru

Конструкция корпуса морских судов

Автор: Барабанов Н. В.
Формат: djvu, pdf.
Размер: 30 Mb (все три книги в архиве).

1. Конструкция корпуса морских судов. 2-е изд., перераб. и доп. — Л., Судостроение, 1969.

В первой части учебника содержатся общие вопросы конструирования корпуса судна, изложены требования, предъявляемые к корпусу в целом и отдельным его конструктивным элементам, рассмотрены общий изгиб и общая прочность корпуса, местная прочность корпусных конструкций, подробно описаны системы набора. Рассмотрены технологические факторы, влияющие на форму судовых конструкций, дан анализ причин повреждения корпусов транспортных судов. Отдельные главы посвящены рассмотрению конструктивных особенностей транспортных и промысловых судов. Обстоятельно изложена методика проектирования конструкций судового корпуса в соответствии, с правилами классификационных обществ и по расчетному методу.

Вторая часть книги посвящена проектированию элементов корпусных конструкций.

Учебник предназначен для студентов кораблестроительных вузов и факультетов, а также может быть использован специалистами предприятий и проектно-конструкторских организаций судостроительной промышленности.

2. Том 1. Общие вопросы конструирования корпуса судна. 4-е изд., перераб. — Спб., Судостроение, 1993.

Рассмотрены вопросы проектирования конструкций с учетом их эксплуатационной прочности, удобства обслуживания и ремонтопригодности, а также вопросы технологичности изготовления отдельных конструкций при постройке, их стандартизация н унификация.

В отличие от третьего издания материал учебника дополнен анализом многочисленных новых конструктивных типов судов, рекомендациями по использованию принципа оптимизации при выборе элементов корпуса, а. также сведениями о новых условиях эксплуатации многочисленных отечественных ледоколов и судов ледового плавания и соответствующих принципах их конструирования. В книге использованы последние статистические данные о повреждениях корпусных конструкций.

Учебник предназначен для студентов кораблестроительных вузов и факультетов, может быть полезен для проектных организаций.

3. Том 2. Местная прочность и проектирование отдельных корпусных конструкций судна. 4-е изд., перераб. — Спб., Судостроение, 1993.

Рассмотрены вопросы проектирования конструкций с учетом их эксплуатационной прочности» удобства обслуживания и ремонтопригодности, а также вопросы технологичности изготовления отдельных конструкций лри постройке, их стандартизация и унификация,

В отличие от третьего издания материал учебника дополнен анализом многочисленных новых конструктивныx типов cудов, рекомендациями по использовании принципа оптимизации при выборе элементов корпуса, а также сведениями о новых условиях эксплуатации многочисленных отече ственных ледоколов и судов ледового плавания и соответствующих принци пах их конструирования. В книге использованы последние статистические данные о повреждениях корпусных конструкций.

Учебник предназначен для студентов кораблестроительных вузов и факультетов, может быть полезен для работников проектных организаций

mga-nvr.ru

Конструкция корпуса морских судов

Конструкция корпуса (рис. 1.15) определяется назначением судна и характеризуется размерами, формой и материалом частей и деталей корпуса, их взаимным расположением, способами соединения.

Корпус судна представляет собой сложное инженерное сооружение, которое в процессе эксплуатации постоянно подвергается деформации, особенно при плавании на волнении. При прохождении вершины волны через середину судна корпус испытывает растяжение, при одновременном попадании носовой и кормовой оконечностей на гребни волн корпус испытывает сжатие. Возникает деформация общего изгиба, в результате чего судно может переломиться (рис. 1.16). Способность судна сопротивляться общему изгибу называется общей продольной прочностью.

Внешние силы, действуя непосредственно на отдельные элементы судового корпуса, вызывают их местную деформацию. Поэтому корпус судна должен также обладать местной прочностью.
Кроме этого, корпус судна должен обладать водонепроницаемостью, которая обеспечивается наружной обшивкой и настилом верхней палубы, которые крепятся к балкам, образующим набор корпуса судна («скелет» судна).
Система набора определяется направлением большинства балок и бывает поперечная, продольная и комбинированная.
При поперечной системе набора балками главного направления будут: в палубных перекрытиях – бимсы, в бортовых – шпангоуты, в днищевых – флоры. Такая система набора применяется на сравнительно коротких судах (до 120 метров длины) и наиболее выгодна на ледоколах и судах ледового плавания, так как обеспечивает высокую сопротивляемость корпуса при поперечном сжатии корпуса льдом. Мидель-шпангоут – шпангоут, находящийся на середине расчетной длины судна.
При продольной системе набора во всех перекрытиях в средней части длины корпуса балки главного направления расположены вдоль судна. Оконечности же судна при этом набираются по поперечной системе набора, т.к. в оконечностях продольная система не эффективна. Балками главного направления в средних днищевых, бортовых и палубных перекрытиях являются соответственно днищевые,
бортовые и подпалубные продольные рёбра жёсткости: стрингеры, карлингсы, киль. Перекрёстными связями служат флоры, шпангоуты и бимсы. Применение продольной системы в средней части длины судна позволяет обеспечить высокую продольную прочность. Поэтому данная система применяется на длинных судах, испытывающих действие большого изгибающего момента.

При комбинированной системе набора палубные и днищевые перекрытия в средней части длины корпуса набираются по продольной системе набора, а бортовые перекрытия в средней части и все перекрытия в оконечностях – по поперечной системе набора. Такое комбинирование систем набора перекрытий позволяет более рационально решить вопросы общей продольной и местной прочности корпуса, а также обеспечить хорошую устойчивость листов палубы и днища при их сжатии. Комбинированная система набора применяется на крупнотоннажных сухогрузных судах и танкерах. Смешанная система набора судна характеризуется примерно одинаковыми расстояниями между продольными и поперечными балками (рис. 1.17). В носовой и кормовой частях набор закрепляется на замыкающих корпус форштевне и ахтерштевне.

seaspirit.ru

§ 26. Системы набора корпуса судна

Конструкция всякого корпуса состоит из тонкой оболочки и подкрепляющих ее ребер —балок, образующих так называемый набор корпуса судна. Набор конструктивно расположен внутри корпуса, к нему своей внутренней стороной прилегает наружная обшивка и настилы палуб, скрепленные с ним сварными соединениями.

В соответствии с расположением элементов набора его разделяют на подпалубный, бортовой, днищевый и набор переборок. Конструкции, образованные набором с оболочкой, представляют собою основные связи судового корпуса, которые по их расположению разделяют на продольные и поперечнце связи.

К продольным связям относятся: обшивка корпуса, настил палуб и платформ, продольные переборки и все продольные балки набора.

К поперечным связям по аналогии следует отнести ту же обшивку, настил палуб и платформ, поперечные переборки и все поперечные балки набора.

Каждый из элементов этих связей выполняет определенную работу в общей конструкции корпуса. Наружная обшивка воспринимает непосредственно давление забортной воды, обшивка переборок—давление воды на одну сторону в случае затопления отсека или давление жидкости из граничащей с ней цистерны, а детали набора (продольные и поперечные балки) являются опорами для обшивки и переборок, они воспринимают действующие на них усилия и передают их на другие прочные части корпуса.

Система продольных и поперечных балок набора, перекрытых общей обшивкой или настилом, ограниченная жестким опорным контуром, образует так называемое корпусное перекрытие. В зависимости от преобладающего направления балок набора образуется определенная система набора корпуса судна.

В судостроении приняты разнообразные конструкции корпуса, обусловленные типом судна, условиями его эксплуатации и перевозимыми грузами, но все они в зависимости от главного направления балок набора могут быть отнесены к одной из четырех основных систем набора: продольной, поперечной, смешанной и комбинированной.

Продольной называется такая система набора корпуса, при которой балки главного направления расположены вдоль судна (рис. 41, а). Конструкции этого набора воспринимают изгибающие усилия, действующие вдоль продольной оси корпуса и обеспечивают прочность и устойчивость перекрытий в продольном направлении, с меньшей затратой металла, позволяя выиграть в весе корпуса. Элементы набора этой системы приведены на рис. 42. На рис. 43 видно, что детали продольного набора, по сравнению с набором по другим системам, занимают много места во внутренних помещениях судна, затрудняя размещение габаритных грузов.

Продольную систему набора применяют для судов с большим отношением длины к ширине, таких, например, как быстроходные или наливные суда.

Поперечной называется такая система набора корпуса, при которой балки главного направления расположены поперек судна в плоскости шпангоутов (рис. 41, б).

Поперечная система набора применяется преимущественно на морских транспортных судах с малым отношением длины к ширине, у которых продольная прочность обеспечивается наружной обшивкой, настилом палуб и вертикальным килем.

К поперечной системе набора относятся элементы, показанные на рис. 44.

Смешанной называется такая система набора корпуса, при которой балки представляют собой сетку, выполненную из непрерывных и разрезных балок продольной и поперечной систем, расположенных в продольном и поперечном направлениях — с некоторым преобладанием поперечных балок (рис. 41, в).

По этой системе строят суда с относительным удлинением, предназначаемые для перевозки генеральных грузов.

Комбинированной называется такая система набора корпуса, при которой балки продольной и поперечной системы представляют комбинацию для различных перекрытий (рис. 41, в) в зависимости от преобладающих в них нагрузок.

Там, где растягивающие или сжимающие усилия достигают максимального значения, например на палубах и на днище, ставят набор по продольной, а борта — по поперечной системе. Эта система позволяет наиболее рационально располагать элементы набора корпуса и при максимальной прочности судна достичь минимального его веса. Комбинированная система набора является наиболее прогрессивной и успешно применяется на больших морских судах, предназначенных для смешанных условий плавания (во льдах).

flot.com

Популярное:

  • Дом ночного пребывания вологда Вологодская городская общественная организация инвалидов Муниципальное бюджетное учреждение социального обслуживания «Дом ночного пребывания города Вологды» Адрес: г. Вологда, Набережная 6 Армии, 87 Телефон/факс: […]
  • Пособие по химии хомченко для средней школы Пособие по химии для поступающих в вузы. Хомченко Г.П. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Новая волна, 2002. - 480с . В пособии освещены все вопросы приемных экзаменов по химии. Для лучшего усвоения курса химии приведены некоторые […]
  • Правовое обеспечение медико социальной экспертизы Правовое регулирование в области медикосоциальной экспертизы Правовое регулирование в области медико-социальной экспертизы СОДЕРЖАНИЕ 1. Правила признания лица инвалидом — страница 3. 1.1. Порядок направления на […]
  • Правила распорядка сизо Приказ Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189"Об […]
  • Правила обеспечения безопасности труда на судах Правила безопасности труда на судах речного флота Документ отменен в связи с выходом Правил по охране труда на судах морского и речного флота.Правила определяют безопасные условия и безопасную организацию работ, выполняемых […]
  • 1 Государственная экологическая экспертиза Реферат: Экологическая экспертиза Глава 1. Общая характеристика экологической экспертизы § 1.1 Понятие и цели экологической экспертизы § 1.2 Принципы экологической экспертизы § 1.3 Объекты и субъекты экологической экспертизы § […]
  • Реестр кадровой службы Реестр кадровой службы Новые вакансииНачался прием документов Главный государственный налоговый инспектор Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному […]
  • Закон владимирской области о местном самоуправлении Закон Владимирской области от 29 мая 1997 г. N 24-ОЗ "О местном самоуправлении во Владимирской области" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Законом Владимирской области от 5 мая 2006 г. N 53-ОЗ настоящий Закон признан […]