Контроль за лицами отбывшими наказание

Контроль за лицами, отбывшими наказание

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации контроль осуществляется только за лицами, условно-досрочно освобожденными от исполнения наказания в период неотбытого срока.

Условно-досрочное освобождение осуществляется только в отношении положительно характеризующихся осужденных, освобождение которых производится сразу после вынесения определения суда, и у администрации исправительного учреждения не всегда остается время на подготовку их трудового и бытового устройства.

Контроль за условно-досрочно освобожденными осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией, а в отношении военнослужащих — командованием воинских частей и учреждений. Других органов, которые бы осуществляли такой контроль, не создано.

Уголовно-исполнительная инспекция контролирует поведение осужденного главным образом с помощью участковых инспекторов милиции, паспортно-визовой службы, но может делать это и силами своих сотрудников. Контроль со стороны общественных объединений и трудовых коллективов, в которых работал или работает условно-досрочно освобожденный, не предусмотрен.

Главная цель контроля — помочь освобожденному адаптироваться в новых для него условиях, оказать содействие в решении различных возникающих вопросов, предотвратить рецидив, который чаще всего наблюдается в первое время после освобождения из мест отбывания наказания.

Срок контроля равен неотбытой части срока наказания. Если лицо было приговорено только к основному наказанию, то неотбытая часть срока определяется как разность между назначенным и фактически отбытым сроком.

После вынесения определения суда об условно-досрочном освобождении проходит небольшой срок, в течение которого копия определения суда направляется органу, исполняющему наказание. Однако это никак не влияет на продолжительность неотбытого срока, так как удлинение отбытого срока соответствует сокращению неотбытого.

В случае допущения нарушений условий досрочного освобождения к осужденному применяются соответствующие правовые последствия. Они отличаются в зависимости от характера нарушения, допущенного условно-досрочно освобожденным.

Суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции, а если речь идет о военнослужащем — командования воинской части или учреждения, может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся неотбытой части наказания. Подобное возможно, если в течение оставшейся неотбытой части наказания лицо совершило нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание или злостно уклонилось от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения. Также суд решает вопрос об отмене либо о сохранении условно-досрочного освобождения при совершении преступления по неосторожности.

При совершении условно-досрочно освобожденным умышленного преступления суд отменяет условно-досрочное освобождение и назначает наказание по совокупности приговоров.

be5.biz

Контроль за лицами отбывшими наказание

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

Согласно ст.183 УИК РФ контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации.

Данный контроль играет важную роль в закреплении результатов исправления и предупреждения рецидива со стороны лиц, отбывших уголовные наказания. Такой контроль имеет разнообразные формы и предполагает различные методы государственного и общественного воздействия на конкретную личность.

Целями контроля являются стимулирование и одобрение общественно-полезных поступков и действий, побуждающих личность воздерживаться от общественно вредного и опасного поведения.

Контроль за освобожденными от отбывания наказания обусловлен:

— необходимостью продолжения воспитательного профилактического воздействия, осуществляющегося в период отбывания уголовного наказания;

— необходимостью наличия условий для быстрого включения освобожденного от отбывания наказания в одобряемую обществом деятельность;

— необходимостью недопущения становления на путь совершения новых преступлений;

-необходимостью выявления и нейтрализации условий, способствующих совершению новых преступлений.

Уголовное, уголовно-исполнительное и административное законодательство предусматривают три организационно-правовые формы контроля.

Контролируются обязанности условно-досрочно освобожденных:

1) не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденных;

2) не посещать определенных мест;

3) пройти при необходимости курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания;

4) осуществлять материальную поддержку семье и др.

Контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется УИИ по месту жительства условно осужденного, а в отношении условно осужденного военнослужащего — командованием воинской части.

Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют с участием работников других служб и органов внутренних дел соблюдение осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей.

Условно осужденные обязаны отчитываться перед УИИ и командованием воинских частей о своем поведении, исполнять возложенные на них судом обязанности, являться по вызову в УИИ. При неявке без уважительных причин условно осужденный может быть подвергнут приводу.

www.prockomi.ru

Контроль за лицами отбывшими наказание

Опыт борьбы с преступностью в России и многих других странах показал целесообразность установления контроля за лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, в целях закрепления положительных результатов применения к ним уголовно — правовых мер предупреждения рецидива преступлений. В специальной литературе такой контроль называется «криминологическим», «профилактическим», «посткриминальным», «постпенитенциарным» и т.д. Его суть заключается в наблюдении за поведением лица, освобожденного от наказания, с последующим сообщением об обнаруженных нарушениях компетентному органу для принятия необходимых мер. Иногда контролирующий субъект наделяется законом правом самостоятельного применения некоторых превентивных мер.

Контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, выходит за рамки отношений, регулируемых нормами уголовно — исполнительного права. Поэтому статья 183 УИК РФ лишь в общей форме указывает на его применение, а подробная правовая регламентация предполагается в отдельном федеральном законе, проект которого находится на стадии обсуждения. В настоящее время контроль за некоторыми категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих судимость, предусмотрен федеральными законами и ведомственными нормативными правовыми актами.

Контроль за несовершеннолетними, освобожденными из воспитательных колоний осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 13 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних их районные (городские) звенья осуществляют наблюдение за поведением досрочно освобожденных от отбывания наказания несовершеннолетних, несовершеннолетних отбывших уголлвное наказание в виде лишения свободы. На основании ст. 27.1 названного Положения каждая комиссия по делам несовершеннолетних, действующая по месту постоянного жительства освобожденного из воспитательной колонии, должна до достижения им 18-летнего возраста принимать меры к трудоустройству или направлению в учебное заведение этого лица, а также контролировать его поведение.

В случае, если возвращение освобожденного несовершеннолетнего к родителям или лицам, их заменяющим, невозможно в связи с отсутствием названных лиц либо лишением их родительских или опекунских прав, комиссия по делам несовершеннолетних по месту прежнего жительства освобожденного по представлению администрации колонии принимает меры к устройству его на работу в соответствии с имеющейся специальностью или на учебу, а также к созданию для него жилищно-бытовых условий.

В исключительных случаях, когда направление освобожденного из колонии к прежнему месту жительства нецелесообразно из воспитательных соображений, его устройство по представлению администрации колонии осуществляется комиссией по делам несовершеннолетних по месту расположения колонии.

Комиссия по делам несовершеннолетних обязана решить вопрос об устройстве освобожденного не позднее десятидневного срока со дня обращения его за помощью [1] .

В данном случае необходимо внести изменения в УИК РФ, в которых возложить на уголовно-исполнительные инспекции обязанность по содействию ресоциолизации осужденных, отбывших наказание в виде лишения свободы, и не только несовершеннолетних, т.к. это всевозрастная проблема. Исправление осужденного не должно кончаться его освобождением из мест лишения свободы .

[1] Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних. Свод законов РСФСР, том 8

www.allpravo.ru

Контроль за поведением лиц, осужденных условно или освобожденных от наказания, как иная мера уголовно-правового характера. Статьи по предмету Уголовное право

КОНТРОЛЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ УСЛОВНО ИЛИ ОСВОБОЖДЕННЫХ ОТ НАКАЗАНИЯ, КАК ИНАЯ МЕРА УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА

М.В. БАВСУН, К.Н. КАРПОВ

В своем докладе за 2005 г. Уполномоченный по правам человека В. Лукин отметил, что «постпенитенциарного от абсолютизации наказания в виде лишения свободы почти две трети лиц, совершивших преступления, осуждаются к мерам уголовно-правового воздействия, не связанным с изоляцией осужденных от общества. Однако, в отличие от зарубежных стран, в России широкое применение альтернативных мер воздействия не дополняется установлением постпенитенциарного контроля за лицами, освободившимися из мест лишения свободы. » . Между тем Европейская конвенция «О надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями» 1964 г. рекомендует «с целью способствования хорошему поведению и адаптации к социальной жизни правонарушителей, необходимой для социальной реабилитации» устанавливать надзор за поведением лиц, которых суд признал виновными и условно освободил на поруки без объявления приговора, а также в отношении которых отложено исполнение судебного решения .
———————————
Текст доклада опубликован в «Российской газете» от 15 июня 2006 г. N 126; от 21 июня 2006 г. N 131; от 29 июня 2006 г. N 138.
Европейская конвенция о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями от 30 ноября 1964 г. (не действует на территории Российской Федерации) // Справочно-информационная система «Гарант».

Отечественное уголовное законодательство соответствует указанному международно-правовому акту лишь отчасти, предусматривая возможность применения в отношении лиц, совершивших преступление, принуждения, не связанного с наказанием. Речь, в частности, идет о ч. 5 ст. 73 УК РФ, в соответствии с которой суд может возложить на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, таких, как: не менять постоянного места жительства; не посещать определенные места; пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании или венерического заболевания; осуществлять материальную поддержку семьи и др. Указанные меры суд вправе применить и в отношении лиц, условно-досрочно освобожденных от дальнейшего отбывания наказания (ч. 2 ст. 79 УК РФ). В то же время следует признать, что стройной системы по контролю за лицами, освобожденными от наказания, а также осужденными условно, в России сегодня не существует. Приведенные примеры законодательной регламентации данного направления деятельности государства, к сожалению, указывают на достаточно разрозненный характер ее осуществления, а сами примеры, скорее, имеют статус исключений, распространяющихся лишь на отдельно взятые частные случаи, не отвечая существующим потребностям общества. Связано это в первую очередь с тем, что для достижения максимально эффективных результатов противодействия рецидивной преступности применение мер социально-правового контроля должно распространяться не только в отношении условно осужденных и лиц, досрочно освобожденных от уголовного наказания, но и в отношении других категорий лиц, совершивших преступление.
Между тем целесообразность контроля за лицами, ранее совершившими преступления и представляющими определенную угрозу обществу, никогда не вызывала сомнения у большинства правоведов. Еще в 1894 г. А.А. Пионтковский предлагал ввести в уголовное право «институт испытания» . В.А. Ломако, О. Книженко, М.Р. Гета приходят к пониманию условного осуждения как формы социально-правового контроля, который может и должен осуществляться при условном осуждении, условно-досрочном освобождении, отсрочке отбывания наказания беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, а также лицами, осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы .
———————————
См., напр.: Пионтковский А.А. Избранные труды. Казань, 2004. Т. 1. С. 301; Лист Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-патологическое явление / Сост. и предисл. В.С. Овчинского. М., 2004. С. 37.
См.: Гета М.Р. Пробация и ее перспективы в уголовном праве Республики Казахстан: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Томск, 2000. С. 8; Ломако В.А. Осуждение без реального отбывания лишения свободы. Харьков, 1987. С. 5; Книженко О. Условное осуждение или система испытания // Законность. 2002. N 9. С. 39.

В ст. 34 Уголовного уложения 1903 г. указывалось, что лица «приговоренные к каторге, ссылке на поселение, по освобождении от поселения или из заключения подвергаются следующим ограничениям (на определенный срок, зависящий от вида наказания): им воспрещается жительство и пребывание в указанных законом губерниях, уездах, городах; им воспрещается без особого разрешения местной полиции, оставлять избранное или назначенное место жительства. » . Позднее, в советский период, социально-правовой контроль приобрел различные формы и получил довольно широкое распространение. Так, УК РСФСР 1926 г. содержал специальный раздел 6 «Об условном осуждении и условно-досрочном освобождении». УК 1960 г., помимо контроля в рамках условного осуждения (ст. 44 УК РСФСР) и условно-досрочного освобождения от наказания (ст. 53, 53.2 УК РСФСР), также предусматривал возможность передачи лица на поруки (ст. 52 УК РСФСР) с обязательным установлением испытательного срока. Позднее, в 1977 г., УК РСФСР был дополнен ст. 46.1, регламентирующей применение отсрочки исполнения приговора. При этом применение данной меры предоставляло суду возможность обязать лицо возместить причиненный ущерб, трудоустроиться, не менять постоянного места жительства, периодически являться для регистрации в орган внутренних дел и т.д.
———————————
Уголовное уложение, высочайше утвержденное 22 марта 1903 г. Киев-Петербург-Харьков, 1903. С. 14.

Помимо контроля за освобожденными от наказания, социально-правовой контроль распространился также и на лиц, уже отбывших наказание. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. «Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» судом, после отбытия основного срока наказания, могли применяться такие ограничения, как: а) запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время; б) запрещение пребывания в определенных пунктах района (города); в) запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района (города); г) явка в милицию для регистрации от одного до четырех раз в месяц . Несмотря на то что данные правоограничения закреплялись не в Уголовном кодексе, их содержание было напрямую связано с характером и степенью общественной опасности совершенного преступления, видом назначенного наказания и характеристикой лица, его совершившего, что само по себе свидетельствует об уголовно-правовом характере применяемых мер. После вступления в действие УК РФ 1996 г. и отмены административного надзора в 2002 г. институт осуществления социально-правового контроля над лицами, осужденными за совершение преступления, сводился лишь к контролю за условно осужденными (в период испытательного срока).
———————————
Указ Президиума ВС СССР от 26.07.1966 N 5364-VI «Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Ведомости ВС СССР. 27.07.1966. N 30. Ст. 597.

Следует отметить, что применение подобных форм социально-правового контроля не является свойственным только отечественному законодательству. Так, Уголовный кодекс Германии содержит специальную главу «Приостановление наказания с испытанием». В рамках данного института осужденный передается на весь период испытательного срока (от 2 до 5 лет) или на его часть под надзор и руководство назначенного «для оказания помощи на период испытательного срока» лица (куратора), действующего на профессиональных (служебных) либо общественных началах. На период испытательного срока суд дает осужденному ряд указаний (§ 56c), касающихся его образа жизни, местопребывания, образования, работы или свободного времени: не вступать в контакты с определенными людьми; выполнять обязанности по материальному содержанию своих близких; являться в суд либо иное место в назначенное время и т.д. Куратор, в свою очередь, «помогает осужденному и опекает его», а также наблюдает за выполнением обязанностей и указаний суда, сообщает об образе жизни осужденного либо грубых нарушениях обязательств и указаний. Аналогичная форма контроля осуществляется также в случае применения «предостережения с оговоркой о возможности применения наказания» (§ 59), когда лицу назначается наказание, не связанное с лишением свободы . Помимо указанных мер УК ФРГ в обязательном порядке предписывает осуществление надзора в случае назначения мер исправления и безопасности, а также лицу, отбывающему наказание в виде срочного лишения свободы, если существует опасность, что лицо совершит другие уголовно наказуемые деяния (§ 68). При этом содержание подобного надзора (§ 68 — 68g) во многом схоже с существовавшим ранее в отечественном законодательстве институтом административного надзора. В УК Франции существует институт «освобождения от наказания с режимом испытания» (подотдел 4), содержание которого также предусматривает определенные условия прохождения испытательного срока и формы контроля за поведением осужденного, как в случае освобождения от наказания, так и после его отбытия . В большинстве уголовных кодексов США также предусматривается обязательное установление «пробационного надзора» за условно осужденными и освобожденными условно-досрочно от наказания.
———————————
Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии. СПб., 2003.
Уголовный кодекс Франции. СПб., 2002.

Таким образом, контроль за осужденными условно или освобожденными от наказания является не только исторически обусловленным явлением, но и широко распространенным в действующем зарубежном уголовном законодательстве. Более того, проведенный анализ показал, что статус и правовая природа мер, направленных на контроль за указанными категориями лиц, в большинстве стран четко определены и детально регламентированы в рамках уголовно-правовых отношений.
При этом в отечественном уголовном законодательстве «контроль за осужденными» не имеет самостоятельного статуса. На сегодняшний день данная мера не нашла своего отражения ни в системе наказаний, ни в разделе, предусматривающем иные меры уголовно-правового характера. В свою очередь, отсутствие четко определенного на законодательном уровне статуса постпенитенциарного воздействия на лиц, отбывших наказание или условно осужденных, не способствует формированию единообразной практики применения не только положений ст. 73, 79 УК РФ, но и в целом ослабляет контроль как превентивную меру рецидивной преступности.
Нельзя не отметить, что в последнее время все чаще обращается внимание на необходимость ужесточения воздействия на лиц, осужденных условно или уже освобожденных от наказания. Причем характер предлагаемых на законодательном уровне мер имеет достаточно широкий диапазон, включая как административно-правовые, так и уголовно-правовые механизмы их реализации.
Свидетельством того является ряд законопроектов, находящихся на рассмотрении в Государственной Думе РФ. В частности, речь идет о проекте Закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Согласно данному документу, к лицу, отбывшему наказание, применяются меры «административного ограничения» — т.е. «не связанные с административным или уголовным наказанием временные ограничения отдельных прав и свобод лиц» , что фактически представляет собой контроль (надзор) за поведением лиц, уже отбывших наказание. Следует отметить, что по своему содержанию данный законопроект во многом воспроизводит ранее действовавший Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1966 «Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и фактически означает возврат к практике осуществления контроля за лицами, имеющими судимость, которая была характерна для советского периода.
———————————
См.: Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Проект N 151943-4 // Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».

Помимо этого, контроль за осужденными, не содержащимися в местах лишения свободы, осуществляется и в рамках исполнения отдельных видов наказания. Так, в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» в Уголовный кодекс введен новый вид наказания в виде ограничения свободы. Суть данного вида наказания в соответствии с его новой редакцией заключается в том, что за лицом, не находящимся в местах лишения свободы, будет устанавливаться контроль со стороны государственных органов. При этом содержание правоограничений по контролю за осужденным (обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор, запрет уходить из дома (квартиры) в определенное время суток и т.д.) является идентичным тем, что устанавливаются при административном надзоре, и тем, что составляют содержание обязанностей, назначаемых в порядке условного осуждения.
———————————
См.: Федеральный закон от 27.12.2009 N 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 28.12.2009. N 52. Ч. 1. Ст. 6453.

Интересно, что аналогичные по содержанию меры устанавливаются также Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Статья 50 данного Закона предусматривает возможность осуществления «наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, осужденных за тяжкие или особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» . Указанным категориям лиц суд имеет право: запретить посещать определенные места; ограничить пребывание вне дома после определенного времени суток или ограничить выезд в другие местности без разрешения органов внутренних дел и др.
———————————
Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства РФ. 12.01.1998. N 2. С. 219.

Таким образом, возникает ситуация, когда одинаковые по своей природе и содержанию меры, состоящие в контроле (надзоре), за лицом, совершившим преступное деяние, а также возложении правоограничений, способствующих контролю за лицом, совершившим преступление, имеют разрозненную правовую регламентацию. На сегодняшний день указанные правоограничения одновременно составляют содержание: 1) условного осуждения; 2) условно-досрочного освобождения; 3) принудительных мер воспитательного воздействия; 4) мер принуждения, установленных отдельными федеральными законами, 5) основного и дополнительного видов наказания, а также 6) мер административного ограничения (административный надзор).
Между тем о необходимости объединения всех мер воздействия, связанных с фактом совершения лицом преступления и наступлением у него судимости, указывалось еще в советский период. Так, С.И. Зельдов, анализируя правовой статус лиц, имеющих судимость, обоснованно предлагал систематизировать правоограничения в их отношении в едином законе . Данное положение, с учетом имеющейся неопределенности в правовой регламентации форм и методов контроля за судимыми лицами, не утратило своей актуальности и на сегодняшний день . Учитывая тот факт, что правовым основанием применения ограничений является судимость лица, то вполне логичным представляется вывод и о необходимости правового регулирования данного вопроса в рамках уголовного законодательства.
———————————
Зельдов С.И. О правовом статусе судимых лиц // Советское государство и право. N 6. 1979. С. 97.
На сложности, возникающие в связи с разрозненной правовой регламентацией рассматриваемых мер, обращается внимание и в современной юридической литературе. См., напр.: Нечепуренко А.А. Испытание в уголовном праве Российской Федерации: опыт комплексного исследования. Омск, 2009. С. 142.

В качестве косвенного подтверждения данного вывода также выступают предлагаемые в ст. 3 проекта Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» основания его применения. К таковым законодатель относит совершение лицом тяжкого преступления либо совершение двух и более умышленных преступлений, т.е. юридические факты, которые должны порождать именно уголовно-правовые, а не какие-либо другие последствия. Аналогичными являются и основания возникновения правоограничений в отношении лиц, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, предусмотренные ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Установление таких ограничений возможно только в отношении тех, кто совершил тяжкие либо особо тяжкие преступления, в целях «надзора за ходом социальной реабилитации», которые также направлены именно на решение задачи предупреждения совершения дальнейших преступлений.
Несмотря на столь разрозненную правовую регламентацию рассматриваемых мер, представляется, что все они имеют одинаковую правовую природу и связаны в первую очередь с необходимостью осуществления социально-правового контроля (надзора) за лицами, совершившими преступления, освобожденными от наказания либо уже отбывшими его, а также стимулированием их правомерного поведения без реального применения наказания либо после его отбытия.
В свою очередь, оперирование такими уголовно-правовыми категориями, как «предупреждение преступлений», «совершение преступления», «назначение наказания», «учет категорий совершенного преступления», «судимость», «умышленные преступления», и др. свидетельствует о том, что применяемые меры контроля являются именно уголовно-правовыми последствиями совершенного преступления и выступают в качестве инструментов регулирования уголовно-правовых отношений по предупреждению преступлений, а не отношений в области гражданского, административного либо иных отраслей права.
Анализ указанных законов и законопроектов позволяет прийти к выводу, что меры по контролю за поведением лиц, совершивших преступления, должны быть не просто объединены в один институт, но и регламентироваться в рамках именно уголовного закона. Более того, существование вне Уголовного кодекса мер государственного принуждения, применяемых в отношении лиц, совершивших преступление, являющихся правовым последствием совершенного преступления и напрямую направленных на предупреждение преступлений, входит в противоречие с принципом законности (ч. 1 ст. 3 УК РФ). Данное начало предполагает не только отсутствие преступления, без указания на то в законе, но и невозможность применения к лицу мер государственного принуждения, без указания о них в Уголовном кодексе. Об этом свидетельствует ч. 1 ст. 3 УК РФ, согласно которой наказуемость и иные уголовно-правовые последствия преступления определяются только уголовным законом. При этом если материальные (экономические) последствия совершенного преступления — меры, предназначенные для возмещения вреда, восстановления имущественного положения, могут регламентироваться гражданским законодательством, то применение правоограничений, направленных непосредственно на ограничение прав и свобод виновного в связи с совершенным им преступлением, должно быть урегулировано именно в уголовном законе.
Необходимо отметить, что действующее уголовное законодательство в качестве правовых последствий совершенного преступления закрепляет только две формы государственного воздействия — наказание и «иные меры уголовно-правового характера». При этом контроль за осужденным, фактически являясь самостоятельным уголовно-правовым последствием совершенного преступления, не содержится ни в системе наказаний, ни в разделе, регламентирующем применение иных мер уголовно-правового характера, что приводит к неопределенности их правовой природы. В то время как единый подход к решению проблем регламентации контроля за лицами, имеющими судимость, может быть достигнут именно за счет закрепления за данными мерами определенного статуса. Наиболее логичной в данном случае видится регламентация анализируемой группы общественных отношений в рамках иных мер уголовно-правового характера, содержащихся в соответствующем разделе УК РФ.
Контроль за осужденным, как и «иные меры уголовно-правового характера», может назначаться вне зависимости от назначенного судом наказания, а также в случаях, когда наказание невозможно назначить по каким-ли
бо причинам (невменяемость лица, плохое состояние здоровья и т.д.), но при этом потребность в специальном предупреждении преступлений и воздействии именно уголовно-правовыми средствами сохраняется. Меры по контролю за определенными категориями лиц не носят ни карательного, ни возмездного характера, преследуя собой несколько иные цели и решая другие задачи. При этом назначение этих мер и их содержание (как и большинства иных мер уголовно-правового характера) во многом зависят от усмотрения суда, который в данном случае не скован рамками санкции статьи. Данные факторы в совокупности указывают на единую правовую природу указанных способов уголовно-правового воздействия, на лиц, совершивших преступления, что и обусловливает вывод о необходимости их правовой регламентации именно в рамках иных мер уголовно-правового характера.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

www.justicemaker.ru

§ 3. Контроль за поведением осужденных, освобожденных от отбывания и отбывших наказание. Правовое положение лиц, отбывших наказание

Как указано в ч. 1 ст. 178 УИК РФ, в случае неприбытия осужденной женщины в двухнедельный срок со дня ее освобождения уголовно-ис- полнительная инспекция осуществляет первоначальные розыскные мероприятия, при необходимости объявляет розыск осужденной. Однако сам факт уклонения осужденной от контроля со стороны уголовно-исполнительной инспекции не предусмотрен законом в качестве основания для отмены отсрочки. Поэтому после обнаружения женщины контроль за ее поведением должен осуществляться в общем порядке.

Содержание контроля за поведением осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, в основном совпадает с контролем за поведением условно осужденных. Уголовно-исполнительная инспекция также имеет право вызывать таких женщин для бесед, требовать от них отчета о своем поведении, посещать осужденных по месту их работы и жительства с целью контроля за поведением, выносить в установленном порядке постановление об их приводе в случае неявки по вызову без уважительных причин. В то же время, в отличие от условно осужденных, закон не предусматривает возможности возложения судом на таких женщин дополнительных обязанностей и запретов. Имеются определенные отличия и в основаниях отмены отсрочки отбывания наказания и условного осуждения.

Женщина, к которой применена отсрочка отбывания наказания, обязана соблюдать общественный порядок и трудовую дисциплину, осуществлять уход за ребенком и его воспитание. За нарушение этих обязанностей уголовно-исполнительная инспекция объявляет ей предупреждение.

В случае, если осужденная отказалась от ребенка либо, несмотря на объявленное предупреждение, продолжает уклоняться от воспитания и ухода за. ребенком, уголовно-исполнительная инспекция по месту ее жительства вносит в суд представление об отмене отсрочки и исполнении назначенного наказания или неотбытой его части. К представлению прилагается копия определения суда об отсрочке отбывания наказания.

Из текста ст. 178 УИК РФ следует, что сами по себе нарушения общественного порядка или трудовой дисциплины, повлекшие применение мер административного или дисциплинарного взыскания, если они не связаны с неисполнением обязанностей в отношении ребенка, не могут служить основанием для отмены отсрочки. Однако в ч. 5 данной статьи указано, что по достижении ребенком восьмилетнего возраста поведение осужденной в период отсрочки в совокупности с иными обстоятельствами (характер и степень общественной опасности совершенного преступления, отношение женщины к воспитанию ребенка, отбытые и неотбытые сроки наказания) должно учитываться при внесении уголовно- исполнительной инспекцией в суд представления об освобождении осужденной от отбывания оставшейся части наказания или замене оставшейся неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо о направлении ее в исправительное учреждение.

Уклоняющейся от воспитания ребенка считается женщина, которая: а) официально не отказавшись от ребенка, оставила его в родильном доме или передала в детский дом; б) ведет антиобщественный образ жизни и не занимается воспитанием ребенка и уходом за ним; в) оставила ребенка родственникам или иным лицам; г) скрылась, оставив ребенка; д) совершает иные действия, свидетельствующие об уклонении от воспитания ребенка, например, уходит из дома на длительное время, запирая ребенка одного, не кормит его, не покупает ребенку одежду и т. п.

В ч. 6 ст. 79 УК РФ указано, что контроль за поведением военнослужащих, освобожденных от наказания условно-досрочно, осуществляется командованием воинских частей и учреждений, а в отношении других условно-досрочно освобожденных — уполномоченными на то специализированными государственными органами. Применяя условно- досрочное освобождение, суд в порядке ч. 2 ст. 79 УК РФ может возложить на освобожденного те же обязанности, которые предусмотрены законом для условно осужденных. Эти обязанности должны исполняться условно досрочно освобожденным в течение оставшейся неотбытой части наказания.

На основании ч. 7 ст. 79 УК РФ суд может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся неотбытой части наказания, если освобожденный в период, равный неотбытой части срока наказания, совершил новое умышленное преступление, либо совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонился от исполнения обязанностей, возложенных на него судом.

На территории Российской Федерации формально еще действует утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1966 г. Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы26, хотя действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство упоминаний о нем не содержат. В ближайшей перспективе административный надзор планируется заменить иными формами социально-правового контроля за лицами, отбывшими наказание. Поэтому считаем возможным ограничиться указанием, что по своему содержанию такой надзор весьма напоминает контроль за условно осужденными. Он устанавливается за лицами, осужденными ранее при особо опасном рецидиве, а также за некоторыми другими категориями лиц, судимых за умышленные преступления неоднократно или судимых за тяжкие преступления, поведение которых свидетельствует о намерении продолжать преступную деятельность. Субъектами, осуществляющими административный надзор, являются участковые инспектора милиции.

Помимо контроля за поведением рассмотренных выше категорий, для лиц, отбывших уголовное наказание, федеральными законами могут быть предусмотрены и иные правоограничения. На это указывает ст. 179 УИК РФ, посвященная правовому положению лиц, отбывших наказание. В соответствии с данной нормой лица, отбывшие наказание, несут обязанности и пользуются правами, которые установлены для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными федеральным законом для лиц, имеющих судимость.

Судимость представляет собой особое положение (состояние) осужденного к уголовному наказанию, выступающее в качестве основания применения к лицу определенных правоограничений. Как правило, лицо, отбывшее наказание, считается имеющим судимость в течение времени, продолжительность которого зависит от характера совершенного преступления и вида отбытого наказания.

Например, в соответствии с нормами уголовного законодательства лица, осужденные к лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести, считаются судимыми в течение трех лет после отбытия наказания, а лица, осужденные к лишению свободы за тяжкие преступления, — в течение шести лет после отбытия наказания. Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то данный человек считается судимым в течение срока, исчисляемого исходя из фактически отбытого наказания, т. е. с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказания.

В юридической литературе правоограничения, вытекающие из судимости, обычно подразделяют на уголовно-правовые и общеправовые.

Уголовно-правовыми последствиями судимости называют предусмотренные нормами уголовного права правоограничения, применяемые в случае совершения лицом, освобожденным от наказания, нового преступления. Например, наличие судимости при наличии предусмотренных законом условий может повлечь признание рецидива особо опасным, а это в свою очередь влияет на квалификацию преступления, вид и размер наказания, вид исправительного учреждения при осуждении к лишению свободы, ограничивает возможности условно-досрочного освобождения от наказания и т. д.

Общеправовыми последствиями судимости называют предусмотренные нормами не уголовного, а иных федеральных законов правоограничения для лиц, имеющих неснятую или непогашенную в установленном порядке судимость. Они устанавливаются в основном с целью предупреждения новых преступлений. Например, действующее законодательство устанавливает запреты на прием судимых в правоохранительные органы и занятие ими некоторых других государственных должностей, на приобретение ими в собственность охотничьего и другого не изъятого из гражданского оборота оружия. Следует отметить, что подобные правоограничения широко применяются и в других странах. Они полностью соответствуют международно-правовым актам ООН и Европейского сообщества.

lawbook.online

Популярное:

  • Получение разрешения на выброс вредных веществ Получение разрешения на выброс вредных веществ Информируем об опубликовании письма Росприроднадзора от 16.11.2016 N АС-08-02-36/23507 «О рассмотрении обращений». В вышеуказанном письме разъясняется состав документов, необходимых […]
  • Оплата госпошлины в гибдд через терминал Как оплатить госпошлину за права — способы оплаты через интернет Основные способы оплаты 1. Оплата через кассу Сбербанка Оплата государственной пошлины является процедурой, предшествующей замене старых или получению новых […]
  • Повышение пенсий за выслугу лет федеральным госслужащим в 2018 году Изменение в 2018 году порядка начисления и выплаты пенсии для лиц, занимающих посты на государственной службе В последнее время активно обсуждается необходимость реформы в пенсионной сфере. Действующие правила изменяются, […]
  • Помогу получить субсидию Как получить субсидию на развитие малого бизнеса в 2018 году Ни один владелец малого бизнеса не может сказать, что он располагает средствами в избытке. Начиная с момента своего создания, предприятие постоянно испытывает […]
  • Правила выплаты пенсии от 2014 Прокуратура Московской области В соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.01.2016 № 24н «О внесении изменений в Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, […]
  • Visual basic пособие Оглавление Батищев П.С. Основы программирования на Visual Basic 6.0. Электронный учебник. Бытует мнение, что пользователю компьютера достаточно освоить некоторые популярные программы, такие как Windows, Word, Excel, а […]
  • Водное слово как правило Правила русской орфографии и пунктуации (1956) Пунктуация IX. Запятые при вводных предложениях и вводных словах § 155. Запятыми выделяются вводные предложения и вводные слова, например: Аркадий, мне кажется, во всех отношениях […]
  • Пенсионное страхование виды пенсий Какие существуют виды пенсий? В РФ существуют страховые и накопительные пенсии, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Рассмотрим указанные виды пенсий по отдельности. 1. Страховая пенсия Страховая пенсия […]