Лекции о правах и законах

Лекция 1. Общая теория государства и права

1. Право: понятие, функции, источники, отрасли.

2. Государство: понятие, признаки, функции, механизм, формы.

3. Правовое государство.

Право – это система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.

Сущность и социальное назначение права проявляется и в его функциях. По своей сути функции права имеют три вида:

1. Регулятивная — направление правового воздействия, призванное обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса (закрепляются формы собственности, круг субъектов права, их правоспособность, структура государственных органов и т.п.).

2. Охранительная – направление правового воздействия, нацеленного на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений, а также на пресечение и предотвращение противоправного поведения.

3. Воспитательная (предупредительная) – направление правового воздействия, которое осуществляется благодаря психическому воздействию на сознание людей путем устрашения и убеждения.

Понятия «право» и «закон» нередко используются как синонимы, в одинаковом смысле. Но по строгим правилам законами называются такие правовые акты, которые принимаются верховными органами государственной власти. Из них высшей юридической силой обладает Конституция. На ее основе и в соответствии с ней издаются все остальные законы, подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, правила, приказы, которые существуют наряду с законами и подчиняются им).

Законы и подзаконные акты являются источниками права – документами, устанавливающими определенные правовые нормы.

Норм права очень много. Все правовые нормы представляют собой систему (нечто целое, состоящее из связанных друг с другом частей). Например, нормы, регулирующие трудовые отношения, образуют трудовое право; семейные отношения ориентируются на норы семейного права; наказания за преступления предусмотрены уголовным правом, а за административные правонарушения (проступки) – административным правом. Система правовых норм, регулирующих определенные общественные отношения, называется отраслью права.

Кроме трудового, семейного, уголовного, административного важное значение имеют такие отрасли права, как конституционное, гражданское, финансовое и др.

Конституционное право – это отрасль права, закрепляющая основы государственного устройства страны, основы правового положения гражданина, систему органов государства и их основные полномочия.

Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.

Финансовое право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления.

Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Трудовое право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека, прежде всего – труд наемных работников на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Семейное право – отрасль права, регулирующая брачно-семейные отношения.

Уголовное право – отрасль права, определяющая преступность и наказуемость деяний, имеющих опасность для общества.

Нормы права – это не застывшие раз и навсегда догмы, они постоянно совершенствуются.

2. Государство – центральный институт политической системы, имеет 2 значения:

1. (широкое) – общность людей представляемая и организуемая органами высшей власти и проживающая на определенной территории (тождественно стране и политически организованному народу).

2. (узкое) – учреждение, обладающее верховной властью на определенной территории.

К важнейшим, определяющим признакам государства принято относить:

1. Наличие публичной и политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения.

2. Территориальная организация населения.

3. Государственные суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны и независимость государства во взаимоотношениях с другими государствами.

4. Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства

5. Государственная казна: налоги, обязательные платежи, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги.

Функции государства – основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.

Наиболее распространенным является подразделение функций на внутренние и внешние.

Внутренние функции – основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны. Они очень разнообразны и охватывают все сферы жизни общества и государства.

1. Экономическая функция – выработка долгосрочной государственной программы по развитию экономики (финансовая, инвестиционная, налоговая и др. политики).

2. Политическая функция – обеспечение народовластия, формирование органов власти, реализация волеизъявления народа в форме правотворчества, обеспечение государственного суверенитета, формирование условий для самоорганизации и самоуправления народа, формирование демократического гражданского общества, защита конституционного строя.

3. Социальная функция – определяется задачами государства в социальной сфере: обеспечение общественного благополучия, социальная защита малообеспеченных граждан, поддержка здравоохранения, образования, культуры.

4. Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка.

5. Экологическая или природоохранительная функция – государство устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной сферы.

6. Функция налогообложения и финансового контроля – предполагает использование налогов в качестве инструмента экономической и социальной политики.

Внешние функции – основные направления деятельности на международной арене: функции интеграции государства в мировую экономику на основе равенства и взаимовыгодного сотрудничества, функции обороны страны, функции поддержания мирового порядка, предотвращения войны, функции разоружения, функции сотрудничества с другими государствами в различных сферах, поиск взаимоприемлемых решений, проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человека в целом.

Любое государство представляет собой сложный механизм иерархически связанных между собой элементов.

Механизм государства – система государственных институтов и организаций. Состоит из: государственного аппарата, государственных учреждений и государственных предприятий.

Государственный аппарат – совокупность государственных органов, которые наделены властными полномочиями. Государственный аппарат занимает центральное место в механизме государства, осуществляет государственную власть (на его структуру и принципы формирования влияют экономические, политические, социокультурные и исторические факторы).

Государственные учреждения – государственные институты и организации, которые осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной и т.д.

Государственные предприятия – организации, созданные для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо обеспечения, выполнения различных работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.

Все государства отличаются друг от друга по своей форме.

Форма государства — отражает организацию, устройство и реализацию государственной власти – совокупность внешних признаков государств: формы правления, формы государственного устройства, политические режимы.

Форма правления – способ организации верховной политической власти, принципы взаимоотношения ее органов, степень участия населения в их формировании: республика, монархия.

Форма государственного устройства – национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных, региональных органов: унитарное государство, конфедерация, федерация.

Политический режим – совокупность средств и методов осуществления государственной власти: демократический, тоталитарный, авторитарный.

3. С возникновением государства и права идеи ограничения власти получают философское, религиозное и правовое обоснование. В современную эпоху идея правового государства воспринята всеми политическими течениями и признается величайшей общечеловеческой ценностью.

Правовое государство – это государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признает, уважает и охраняет права и свободы граждан.

Основные черты правового государства:

1. Признание основной ценностью государства достоинство прав и свобод личности.

2. Обязательное наличие институтов представительной и непосредственной демократии: демократической избирательной системы, представительных органов, обеспечивающих реальное осуществление народовластия и режим демократического, конституционного правления.

3. Верховенство закона, Конституции РФ, по отношению ко всем иным нормативно-правовым актам.

4. Ответственность государства перед личностью в случае нарушения государством прав и свобод личности и ответственность личности перед государством.

5. Разделение властей на законодательную, судебную и исполнительную. Необходимость наличия у этих ветвей власти системы сдержек и противовесов, устанавливающих преграды на пути к узурпированию власти одной какой-либо ветвью.

6. Политический и идеологический плюрализм предполагает наличие многих партий, движений, различных идеологий. Все социальные группы, наряду с общими интересами, имеют и свои специфические интересы и с помощью своих партий могут воздействовать на государство.

7. Гласность, открытость в деятельности государства, свобода СМИ, отсутствие политической цензуры.

8. Демократическое, независимое правосудие, являющееся средством обеспечения верховенства законов и суверенитета народа, прав и свобод граждан.

9. Режим строгой законности и прочного, стабильного правопорядка с системой юридических гарантий.

10. Законопослушность граждан, самого государства и его чиновников.

В современном мире сложилось 2 основные модели правовой государственности: германская и англо-американская.

В Европе преобладает германская модель (Германия, Австрия, Швейцария, Бельгия, Люксембург, Дания). Это государства законопорядка, где права, свобода и государство рассматриваются как неразрываемые категории.

Англо-американская модель основана на признании ограниченного государства и свободного правового общества. Государство вмешивается в конфликт лишь в крайнем случае, когда его властные действия становятся необходимыми. Огромная роль принадлежит суду, он является барьером между личностью и государством, гарантом прав человека. Это очень гибкая правовая система, способная защитить личность от произвола власти.

Согласно Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. — российское государство является демократическим, республиканским, правовым и социальным государством, которое строится на принципе разделения властей. В формировании правового государства в России сделаны значительные шаги, но для того чтобы оно стало правовым в полной мере, требуются дальнейшие преобразования:

· в экономической сфере – дальнейшее развитие рыночной экономики;

· в социальной сфере – формирование материально обеспеченного, заинтересованного в стабильности среднего класса:

· в политической сфере – дальнейшее развитие демократических, федеративных начал, местного самоуправления, создание оптимального баланса ветвей власти, формирования подлинного политического плюрализма, повышение уровня участия народа в политических процессах;

· в правовой сфере – дальнейшее обновление законодательной базы рыночной экономики, принятие законов, связанных с совершенствованием политической системы, судебной системы, с охраной прав и свобод граждан;

· в идеологической сфере – повышение уровня политической и правовой культуры, искоренение правового нигилизма.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение «права».

2. В чем заключаются основные функции права?

3. Дайте определение «государства».

4. В чем заключаются основные функции государства?

5. Из каких компонентов состоит механизм государства?

6. Что представляет собой форма государства?

7. Дайте определение «правового государства».

8. В чем заключаются основные признаки правового государства?

9. Является ли Российская Федерация «правовым государством»?

lawbook.online

Имею право!

Как рассказывать ребенку о его правах и обязанностях?

Знание законов помогает разрешать всевозможные конфликты, обеспечивает безопасность личности и существенно упрощает жизнь. Понятно, что большинство взрослых давно усвоили бытовую юридическую науку, но как рассказать о ней детям — родители понимают далеко не всегда. А ведь изучение Конституции и разнообразных кодексов вполне можно превратить в по-настоящему увлекательное занятие!

Зачем ему это знать?

Чего только нет в длинном списке полезных наук, которым родители обычно обучают свое чадо с младых ногтей: и чтение с математикой, и английский с географией, и теория шахматной игры на закуску. За границей к этому перечню обязательно добавляются основы права (или законодательства), но в России подобные дисциплины детям почему-то не преподают. Действительно, зачем ребенку вся эта скукотища?! Папа с мамой и воспитательницы в детском саду и так объяснят малышу, что брать чужое нечестно, дергать Мурку за хвост жестоко, а рисование цветочков в паспорте чревато поркой. Все остальное знать вовсе не обязательно. Более того — некоторые родители считают, что «лишняя» юридическая информация, заложенная в детскую головку, подобна тротиловой шашке: стоит только рассказать младенцу о пресловутых «правах ребенка», как он немедленно решит пожаловаться на семейную тиранию и побежит «куда следует».

На самом деле подобные страхи абсолютно безосновательны, ведь ничего, кроме пользы, изучение правоведения детям (да и их родителям) не принесет. Поведение и взрослых, и ребятишек регулируется массой правил — их соблюдение гарантирует (относительно, конечно) личную безопасность и хорошие отношения с согражданами. Для того чтобы осознать себя самостоятельной личностью, малышу очень важно определить границы и связи между своим и чужим, правами и обязанностями, нарушениями и ответственностью. У старших дошкольников заботы еще более серьезные: им необходимо научиться выстраивать контакты с ровесниками и взрослыми и разрешать самые разнообразные конфликты. Основы юридической науки (в первую очередь положения о справедливости, равенстве и гуманизме) могут помочь ребенку наладить комфортные и гармоничные отношения с окружающим миром.

«Cлавься, страна, мы гордимся тобой!»

В вопросах правового просвещения российские педагоги придерживаются двух крайний позиций: одни ставят во главу угла соблюдение прав человека, вторые — патриотизм и службу отечеству. Но, как бы то ни было, все без исключения учителя сходятся во мнении, что вываливать на беззащитные детские головы курс «Основ российского государства и права» категорически не стоит — этого не выдержит ни один нормальный ребенок. Гораздо правильнее заводить «правовые беседы» в нужное время и в нужном месте, то есть исходя из той или иной ситуации, которая сложилась вокруг малыша.

День защитника Отечества — отличный повод рассказать наследнику об армейской службе. А в День России, например, можно побеседовать о том, какие народы населяют нашу страну, нарисовать государственный флаг и послушать гимн. Еще один вариант — дождаться, когда у наследника появятся вопросы на заданную тему. Почему милиционеру можно ходить с настоящим пистолетом, а мне — только с игрушечным? Отчего в новогоднюю ночь все слушают какого-то дядю в телевизоре, хотя он не танцует и фокусов не показывает? Что за двуглавая птица нарисована на маленькой книжке с папиной фотографией внутри? В общем, есть спрос — есть и предложение, то есть ваша мини-лекция на интересующую малыша тему.

Знание закона — сила!

Любые законы (правила) призваны прежде всего регулировать отношения между людьми. Для шестилетки, например, этот аспект чрезвычайно актуален, ведь требования к старшему дошкольнику с каждым днем становятся все серьезнее, а желании и возможностей появляется все больше. А тут еще и множество сверстников вокруг, у которых своих собственных «хочу» и «могу» полным-полно — ну и как в таком случае обеспечить мирное сосуществование? Самое время описать будущему школьнику суть правовой системы в целом!

Урок первый. Правила — это полезные ограничения. Например, для того чтобы мы могли спокойно посмотреть новый мультфильм в кинотеатре, все зрители должны сидеть тихо и не бегать по залу во время сеанса. Предложите крохе представить, что будет, если вдруг отменить все правила и разрешить детям вопить и скакать по креслам во время показа? Совершенно верно, он ничего не увидит и не услышит.

Урок второй. Правила могут быть частными (например, принятыми в семье или в детсаду) и общими (они обычно распространяются на всех людей и называются законами). Скажем, куртку после прогулки надо вешать в шкафчик, а не бросать куда попало — это важное бытовое (частное) правило. А вот брать без спроса чужую куртку, да и вообще что-то, не принадлежащее тебе, нельзя категорически — и это уже закон.

Урок третий. Если из всех на свете законов построить пирамиду, то наверху окажутся самые важные из них — международные. Эти законы касаются целых стран и называются декларациями и конвенциями. В декларациях прописываются общие принципы, важные для всех государств. Например, однажды страны хором заявили, что все дети равны, — и в результате на свет появилась Декларация прав ребенка 1959 года. А через 30 лет после принятия Декларации — в 1990 году — была разработана и Конвенция о правах ребенка, в которой тщательно прописаны детские права и гарантии достойной жизни — их обязаны предоставлять малышам все взрослые люди на свете. Средняя часть правовой пирамиды — это конституции, то есть главные законы отдельных стран. В конституции записано, как называется государство, из каких частей оно состоит, кто им управляет и какие права и обязанности (в целом) есть у его жителей.

И наконец, нижняя, самая широкая часть пирамиды — это кодексы (своды правил) и законы. Каждый кодекс посвящен отдельной теме — например, в Уголовном кодексе говорится о том, за какие нехорошие поступки людей ждет суровое наказание, а в Семейном кодексе описаны дела домашние: именно там рассказывается, когда можно жениться, кому и по каким причинам разрешается менять имя и фамилию, а также почему нельзя запрещать ребенку общаться с папой (или мамой), если они развелись. Существует еще и множество самостоятельных законов, и касаться они могут всего на свете — например, существует правовой норматив, определяющий минимальную высоту детских колясок .

Урок четвертый. Нарушать законы нельзя. Во-первых, жить в мире, где никто не соблюдает правил, неудобно — об этом мы уже говорили. Во-вторых, вслед за нарушением всегда наступает наказание, и чем серьезнее проступок, тем более суровую ответственность за него придется нести. Например, если месяц за месяцем не платить квартплату, то сначала вам будут звонить и присылать по почте штрафные квитанции, потом отключат свет, а в итоге могут и вовсе попросить покинуть собственное жилище.

Правила с иллюстрациями

Педагоги обычно начинают занятия по основам права со знакомства с «детской Конвенцией», и мы советуем вам поступить так же. Однако терроризировать ребенка длинным и сложным текстом не нужно — гораздо правильнее доступно и с примерами пересказать самые актуальные для малыша статьи.

В статье 2 говорится о том, что все дети равны, вне зависимости от их расы, цвета кожи, пола, языка, религии, убеждений, происхождения, имущественного положения, состояния здоровья ребенка или его родителей. Будущий школьник почти наверняка столкнется с ситуацией травли «непохожего» на весь остальной класс малыша (рыжего, слабовидящего, часто болеющего и т.д.). Что делать — оставаться в стороне или «гонять» жертву вместе с другими ребятами? Детям ответить на этот вопрос крайне непросто. Поэтому очень важно объяснить наследнику, что если кто-то сильно отличается от тебя и твоих друзей, то это вовсе не повод его дразнить или обижать. Пример того, «как поступать не нужно», найдется в сказке «Гадкий утенок», а мультик «Голубой щенок» наглядно объяснит карапузу, что такое альтруизм и толерантность.

Статьи 12 И13 посвящены праву свободно выражать свои взгляды и мнения. Это неплохо бы запомнить и взрослым: во всех важных семейных, детсадовских и школьных вопросах ребенок имеет право голоса. Пусть малыш твердо усвоит: если он вежливо и своевременно выскажется, допустим, о школьной форме, ни сверстники, ни учительница не имеют никакого права смеяться над ним или ругать его за «другое» мнение. Все вышеперечисленные принципы неплохо иллюстрируются сказкой «Джельсомино в Стране лжецов».

Статья 14 говорит о праве исповедовать любую религию, а это значит, что верующие (и неверующие тоже) не должны обижать друг друга. То, что один малыш носит крестик, а другой — нет, не повод для ссоры между ними. Примеров мирного разрешения религиозных споров полно в сказках о Ходже Насреддине.

В статье 19 речь идет о праве ребенка на защиту от всех форм насилия (физического и психического). Заводя разговор на эту важную тему, не бойтесь получить на выходе долгоиграющий праздник непослушания. Лучше подумайте о том, как много детишек однажды покорно ушли неизвестно куда вместе с незнакомыми дядями и тетями — просто потому, что папа с мамой научили их всегда и во всем слушаться взрослых. Хрестоматийные жертвы жестокого обращения с детьми — бедная Козетта из «Отверженных» и Суок из «Трех толстяков».

Кстати. Существует масса сайтов, посвященных защите детства в развивающихся странах (например, cozay.com/PHOTOS.php — здесь множество фотографий голодающих детишек). Их материалы убедительно показывают, что на свете все еще остаются места, где малышей морят голодом, заставляют работать, а иногда даже и воевать. Думаем, после виртуального путешествия в такие уголки планеты ребенок поймет, что утренняя каша или домашние задания — вовсе не тяжелая повинность, а всего-навсего реализация неотъемлемого права малышей на еду и образование.

Домашний юрист

Пособий, в которых бы детям рассказывалось о практических юридических навыках, увы, крайне мало. Поэтому объяснять самые важные аспекты бытовых правовых отношений придется «на пальцах», то есть на конкретных и, главное, понятных наследнику житейских примерах.

Дорожная безопасность

Ребенок должен твердо знать, как следует переходить дорогу, различать пешеходную разметку (на говоря уж о сигналах светофора) и четко понимать, что автокресло на заднем сиде-нье папиной машины предназначено именно ему (ребенку, не папе!). Причем торжественно восседать на бебикаре юному пассажиру придется еще очень долго — до 12 лет. К счастью, по этой теме существует множество компьютерных игр, книжек и раскрасок, увлекательно рассказывающих о правилах поведения маленьких пешеходов/пассажиров и больших водителей.

Ваша задача — объяснить наследнику, откуда в семье берутся деньги и на что их нужно тратить в первую очередь. Тут будет весьма кстати красочный рассказ о том, как туго придется домашним, если в один прекрасный день взять да и скупить весь магазин игрушек. Очень полезное с точки зрения дидактики приобретение — это копилка: если малыш начнет бросать туда полученные от бабушки с дедушкой монетки, то через некоторое время на накопленные деньги он сам сможет купить новую гоночную машинку или, скажем, диск для любимой игровой приставки, о котором он мечтает вот уже три недели. Для закрепления знаний можно использовать экономические игры — «Денежный поток», «Семейный менеджер», «Ай да ярмарка!» или «Монополия».

Кстати. Вообще-то это совет из области здравоохранения, но мы за комплексный подход к любой проблеме! Научите ребенка мыть руки после того, как он касался купюр и монеток. Деньги — штука в буквальном смысле слова очень грязная: кто знает, в чьих ладошках они побывали и где успели поваляться?

Малая родина

Малыш должен знать, что:

  • с 23 часов (в Москве с 22) до б утра нельзя колотить по батареям, слушать громкую музыку, стучать мячом об пол, топать ногами, прыгать с дивана и вопить нечеловеческим голосом;
  • выкидывать обертку от любимой шоколадки на асфальт или на пол — в корне неправильно, ведь для мусора существуют специальные урны и контейнеры;
  • расписывать каракулями стены подъезда и лифт строго запрещено — для рисования придуманы специальные альбомы и тетради. Обязательно объясните причины всех вышеперечисленных жестоких ограничений: поведение маленького хулигана может доставить неудобства родным, соседям или ни в чем не повинным прохожим. Кроме того, за проступки ребенка отвечают его родители — а разве ваша славная детка хочет стать горем семьи?!

www.7ya.ru

Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних

Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки не знают, как поступить, как защитить свои права. Что делать, с кем посоветоваться, куда идти за помощью?

Опыт показывает, что для защиты своих законных интересов подростки редко обращаются к родителям, чаще всего пытаются самостоятельно или при помощи друзей, порой весьма сомнительных, защитить свои права, иногда переоценивая свои возможности и переступая «линию дозволенного», что приводит к нарушению законности и нравственным переживаниям. Переживания могут повлечь за собой те или иные заболевания, подорвать физическое или психическое здоровье. Как сохранить себя, свое здоровье и достоинство, свои права, не оказаться за бортом жизни? Эти вопросы часто встают перед подростками.

Поэтому, мы, родители, не должны ждать, когда ребенок обратиться к нам за помощью или советом, а создавать в своем доме тепло, понимание, уважение, физическую безопасность, соблюдение прав всех членов семьи, независимо от возраста, и воспитывать ответственность за слово и дело.

А публикуемые нами ответы на часто задаваемые родителями вопросы лишь помогут уяснить, какие законы, защищают права наших детей и какая ответственность наступает при достижении детьми 14-летнего возраста.

Ответы на наиболее часто встречающие вопросы родителей, мы нашли в книге «Простые ответы на трудные вопросы». Составитель Н.А.Русакова. Пермь. 2002, а также у специалистов ОПН Мотовилихинского района г. Перми.

Согласно Декларации прав ребенка, принятой ООН в 1959 году, ребенком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18 – летнего возраста (совершеннолетия). Здесь же провозглашается, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. В Декларации содержится призыв к родителям, различным добровольным организациям, местным властям, национальным правительствам о том, чтобы они признали права детей и старались соблюдать их путем законодательных и иных мер.

Каковы права ребенка в семье?

Ребенок имеет право:

  • жить и воспитываться в семье;
  • знать, кто является его родителями;
  • на проживание совместно с ними (кроме случаев, когда это противоречит его интересам) и на заботу с их стороны;
  • на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением;
  • на всестороннее развитие;
  • на уважение человеческого достоинства;
  • на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами и иными родственниками;
  • на защиту;
  • на выражение собственного мнения;
  • на получение фамилии, имени, отчества;
  • на получение средств на существование и на собственные доходы;
  • (ст. 54,55,56, 58,60 СК)

Важные правила: (можно использовать в разговоре с подростком)

Правило 1. Чтобы права человека были защищены, мало их написать на бумаге, надо, чтобы сам человек хотел и умел их защитить; права человека реализуются только через его волю.

Правило 2. Наши права кончаются там, где начинается нарушение прав другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слабого , завтра найдется тот, кто нарушит наши права.

Правило 3. Каждый имеет столько прав, сколько он может и хочет иметь.

Правило 4. Человек и государство общаются друг с другом только письменно. Если Вы пришли к чиновнику. Вы должны оставить ему заявление, на копии которого он должен расписаться. Если вы этого не сделали, можете считать, что Вы у чиновника не были.

С.Р. Прибыльщикова: Уважаемые родители, мы с вами понимаем, что права без обязанностей не существуют. Хорошо, если в доме распределяются обязанности между всеми членами семьи, в соответствии с их возрастом и возможностями. Уют, благоприятная атмосфера, мир в доме часто во многом зависит насколько ответственно и добросовестно в семье выполняются эти обязанности.

А каковы по Закону обязанности несовершеннолетних?

Перечислим некоторые (но не все) обязанности несовершеннолетних:

  • Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование. Эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (ст 19 Закона РФ»Об образовании»)
  • В образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке (ст.1, 10 Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»)
  • Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием (ст 3,6,13 Закона РФ «Об оружии»)
  • Обязанности обучающихся в образовательном процессе определяются Уставом и другими локальными актами образовательных учреждений. В частности, обязанности учащихся гимназии определены Уставом гимназии и Положением о правах и обязанностях обучающихся МОУ «Гимназии №7» г. Перми.

Ответственность несовершеннолетнего

Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность.

С какого возраста подросток несет уголовную ответственность за свои действия?

С 14 лет. Но не за все виды преступлений, а только за убийства, причинение тяжкого или среднего вреда здоровью человека, похищение человека, изнасилование или насильственные сексуальные действия, все виды хищений, угон автомашины, терроризм, вандализм, хищение или вымогательство оружия, наркотических или психотропных средств, повреждение транспортных средств или путей сообщения, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.20 УК). За все остальные преступления ответственность наступает только с 16 лет.

Что такое административная ответственность, в каких случаях, с какого возраста и за какие действия она наступает?

Это наказание за действия, запрещенные Административным кодексом.

К совершившим в возрасте от 16 до 18 лет такие правонарушения, как

  • приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ,
  • жестокое обращение с животными,
  • повреждение транспортных средств общего пользования,
  • групповые передвижения с помехами для дорожного движения,
  • повреждение телефонов-автоматов,
  • распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах,

Применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

К лицам, совершившим такие виды административных правонарушений, как

  • мелкое хулиганство,
  • нарушение правил дорожного движения,
  • нарушение порядка обращения с оружием,
  • правил пограничного режима и др.

Применяются меры наказания на общих основаниях с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст.13, 14 КАП).

Возраст административной ответственности – 16 лет к моменту совершения административного правонарушения (ст. 13 КАП)

Какие административные наказания могут применяться к несовершеннолетним?

Административное наказание намного мягче уголовного, но тоже весьма неприятно. Существуют следующие административные наказания: предупреждение, штраф, изъятие предмета, который явился орудием или объектом нарушения, конфискация предмета, административный арест на срок до 15 суток.

Однако, к подросткам административный арест применяться не может (ст.24 –32 КАП).

Кроме того, комиссии по делам несовершеннолетних могут применить довольно широкий перечень мер воздействия, в том числе направить в учебно-воспитательное учреждение, а в возрасте от 14 до 18 лет – в спецпрофучилище (ст. 18 КАП).

Что произойдет, если в течение 2-х месяцев со дня совершения или обнаружения административного нарушения взыскание не было наложено?

Ничего не произойдет, так как ст.39 КАП запрещает наложение административного взыскания по прошествию этих сроков.

Где рассматриваются дела на несовершеннолетних?

  • В судах – на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет, и по преступлениям, за которые ответственность установлена с 14 лет – в порядке особого производства по делам несовершеннолетних (ст. 391 – 402 УПК);
  • В комиссиях по делам несовершеннолетних – на лиц, совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления) и совершивших в возрасте от 14 до 16 дет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), не предусмотренные статьей 20 УК.

Какую материальную ответственность могут нести несовершеннолетние?

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут материальную ответственность за причиненный ими вред. За вред, причиненный малолетними (не достигшими 14 лет) имущественную ответственность несут их родители или лица, их заменяющие (ст.26,28 ГК)

Сергей А., Бобровская ВК

Сейчас мне 17 лет, я понимаю уже почти все: что я совершил преступление, что сейчас на воле маме с папой тяжело, они стараются работать для меня, а я сижу здесь.
У меня было все, что надо для жизни: одет, обут, накормлен, мама давала постоянно мне денег, я сам сделал много ошибок в своей жизни за 17 лет, на воле. Перед тем, как я совершил преступление, я пил пиво целую неделю, как будто знал, что меня посадят. Я попал в колонию, избив человека, и не знал, что он умер. Потерпевший был моим соседом, постоянно пил, но ничего плохого никогда не делал.
Я очень раскаиваюсь, у меня нет такого права, чтобы человек ушел из жизни. Если бы я знал, что получится именно так, я бы такого никогда не совершил.

Антон П., Можайская ВК

Я даже не мог и представить себе то, что я когда-нибудь попаду за решетку. Все вроде было хорошо, ничто не предвещало беды, только портила картинку одна деталь – привод в милицию в 9 классе. Но это уже было забыто и давно казалось пройденным этапом.
Прошло некоторое время, все плохое забылось, и тут в мой дом, соседний подъезд, переехал жить Гоша. Позднее, он стал моим подельником. Вроде мы с ним как бы нашли друг друга, и все вроде было ничего. Позже нам говорили, что когда мы вместе – это ураган. На воле я алкоголь не употреблял вообще, а курить даже никогда не пробовал, чем очень сильно отличался от своего друга.
Прошло около года нашего знакомства, за это время я потерял почти всех своих друзей. Многие мне говорили, что надо прекращать общаться с ним, но я не слушал. Я был очень легкомысленным, думал, что никогда не попаду в тюрьму. Первый раз, когда Гоша уговорил меня на угон машины, это прошло безнаказанным. Через несколько месяцев мы угнали эту машину еще раз и решили ее утопить. Но на этот раз нам повезло меньше, нас поймали почти сразу. В результате нам дали 4 года, но мы были амнистированы. И это, наверное, и послужило следующим шагом в тюрьму. Первое время мы боялись вообще что-либо делать, но потом подельник сказал мне: «Давай». Я поддержал его, и вот результат.
На суде мой подельник все свалил на меня. Можно сделать вывод: после освобождения я вряд ли буду с ним общаться.

Станислав Б., 18 лет

Первый раз я столкнулся с милицией в 17 лет. Зайдя в камеру предварительного заключения, я не ощущал большого чувства страха, напротив, мне было интересно знать, правда ли жизнь за решёткой так ужасна, как её расписывают. Первое, что я почувствовал, – это тяжёлый, спёртый запах. Этот запах я не забуду никогда. Ужасная вонь, смесь пищи, табака, пота, грязной одежды. Но ощущался этот запах недолго, приблизительно минут через 5 я привык к нему и перестал замечать. Прямо передо мной стояла большая деревянная тумба, служившая заключённым столом, кроватью, стулом – в общем, всем. Вдоль этой тумбы имелся небольшой проход, приблизительно в метр длиной и полметра шириной, по которому ходили по очереди, когда сидеть и лежать было уже невыносимо.

Сергей Ф.

Я не буду винить законы и государство, я сам наделал эти ошибки, просто сроки очень большие. У каждого есть своя голова и каждый должен думать, куда он идет, на то или иное преступление.
Свой жизненный опыт я буду передавать тем, кто еще не понимает, как здесь плохо, и что здесь нет ничего хорошего, и никогда не будет. А передавать его нужно, доводить до человека, чтобы он понял.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Популярное:

  • Счетчики на газ закон Президент РФ отменил обязательную установку счетчиков на газ Президент Владимир Путин подписал закон, который вносит поправку в закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении. " и отменяет обязательную установку газовых счетчиков в […]
  • Правила пользованием excel Урок 1. Тема: Как работать в Excel Чтобы понять, как работать в Excel, следует чётко уяснить, что Excel - это одна из компьютерных программа, которая входит в пакет Microsoft Office. Её обычно устанавливают в папку, […]
  • Приказ мчс по службе Приказ МЧС России от 6 июля 2017 г. № 285 “Об утверждении примерной формы контракта о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы” (не вступил в силу) В соответствии с частью 8 […]
  • Уведомление кредиторов о включении в реестр Заявление о включении в реестр требований кредиторов На первой стадии банкротства составляется заявление о включении в реестр требований кредиторов. Эта процедура является обязательной для всех типов несостоятельности. Функция […]
  • Химия пособие по егэ Химия, Новые задания ЕГЭ, Доронькин В.Н., 2016 Химия, Новые задания ЕГЭ, Доронькин В.Н., 2016. Пособие составлено в соответствии с изменениями формулировок и содержания заданий в тестах ЕГЭ по новой спецификации и предназначено […]
  • Адвокат тарасова екатерина Адвокат тарасова Хочу проверить является ли адвокатом Тарасова Екатерина Ивановна в Москве по адресу Житная 14 МО РЕБЕНКА как второй раз не вынесла это процессура, и только в суде доказать подлежащее разрешению в отношении него […]
  • Воры в законе гуга На криминальной «сходке» полицейский спецназ поймал матерого «вора в законе» (+видео) После фиаско в Киеве уголовник Гуга собирался усилить свое влияние в Одессе. Вора в законе по прозвищу «Гуга» (в миру Серго Глонти - прим. […]
  • За сколько работодатель должен предупреждать об увольнении Увольнение по собственному желанию Увольнение по собственному желанию (другими словами, по инициативе работника) - одно из самых распространенных оснований расторжения трудового договора. Инициатива прекращения трудовых […]