Ликвидация кредитных организаций это

Ликвидация кредитных организаций это

Жилищное право

Жилищное право как отрасль права выступает в качестве отправного понятия для отраслевой юридической науки и учебной дисциплины. Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего, предметом регулирования.

Земельное право

Земельное право — самостоятельная отрасль российского права. Оно призвано регулировать особую сферу общественных отношений по поводу земли. Земля — первоначальный источник.

Экологическое право

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ее надлежащее правовое обеспечение. Оно и обусловливает возникновение экологического права.

Реорганизации и ликвидации кредитных организаций

В процессе своей деятельности кредитная организация может быть подвергнута реорганизации и ликвидации.

Реорганизация кредитной организации – это объединение или дробление кредитной организации с целью создания новой кредитной организации, либо просто изменение организационной формы кредитной организации с созданием нового юридического лица. Реорганизация сопровождается переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства от одних кредитных организаций к другим.

Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. При слиянии права и обязанности каждой кредитной организации переходят к вновь возникшей кредитной организации. При присоединении одной кредитной организации к другой к последней переходят права и обязанности присоединенной кредитной организации. При разделении кредитной организации ее права и обязанности переходят к вновь возникшим кредитным организациям. При выделении из состава кредитной организации одной или нескольких кредитных организаций к каждой из них переходят права и обязанности реорганизованной кредитной организации. При преобразовании кредитной организации ко вновь возникшей кредитной организации переходят права и обязанности реорганизованной кредитной организации. Изменение кредитной организацией в форме акционерного общества типа акционерного общества не является реорганизацией.

При реорганизации кредитных организаций, в результате которой создается новая кредитная организация, Банк России рассматривает вопрос о выдаче ей новых лицензий на осуществление банковских операций, при этом принимаются во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные кредитные организации.

Реорганизация кредитных организаций может проводиться добровольно и принудительно. Вопрос о принудительной реорганизации может возникнуть в связи с осуществлением мер по предупреждению банкротства или в связи с нарушением антимонопольного законодательства.

Более существенные отличия кредитных организаций от других юридических лиц проявляются при процедурах их ликвидации и банкротства.

Ликвидация кредитной организации означает прекращение ее существования без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Ликвидация может быть проведена в добровольном или принудительном порядке. Эти процедуры регламентируются Законом о банках.

Добровольная ликвидация кредитной организации осуществляется на основании решения ее учредителей. На основании их ходатайства Центральный банк принимает решение об аннулировании банковской лицензии. Учредители кредитной организации назначают ликвидационную комиссию, утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс по согласованию с Центральным банком. Ликвидация кредитной организации считается завершенной после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

сделать печать для ооо в москве подробнее на сайте

www.preiskurant.ru

1. Ликвидация кредитной организации: общие положения

Ликвидация кредитной организации регулируется положениями Закона о банках. При этом государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России. Государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в течение 45 рабочих дней со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

Прекращение деятельности кредитной организации возможно в добровольном порядке на основании решения ее учредителей (участников) и в принудительном порядке по инициативе Банка России.

В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников) Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций.

Если после принятия решения учредителями (участниками) кредитной организации о ее ликвидации Банк России на основании ст. 20 Закона о банках принимает решение об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций, решение учредителей (участников) кредитной организации о ее ликвидации и иные связанные с ним решения учредителей (участников) или решения назначенной учредителями (участниками) ликвидационной комиссии (ликвидатора) утрачивают юридическую силу. Кредитная организация подлежит ликвидации в порядке, предусмотренном ст. 23.1 указанного Закона. В случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация в течение 15 дней со дня принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России.

Учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России. Ликвидация считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

lawbook.online

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Ликвидация кредитной организации

По действующему банковскому законодательству, ликвидация кредитной организации может быть добровольная или принудительная.

Добровольная ликвидация кредитной организации осуществляется по инициативе учредителей (участников) кредитной организации.

Принудительная ликвидация кредитной организации проводится решением суда по инициативе Банка России.

ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990

Статья 23. Ликвидация или реорганизация кредитной организации

Ликвидация или реорганизация кредитной организации осуществляется в соответствии с ФЗ с учетом требований настоящего ФЗ. При этом государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией и государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей, установленных настоящим ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией и государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, представляются в Банк России. Перечень указанных сведений и документов, а также порядок их представления определяется Банком России.

Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией или государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.

Взаимодействие Банка России и уполномоченного регистрирующего органа по вопросу о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией или о государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.

Государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в течение 45 рабочих дней со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

Государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в такой регистрации, осуществляется в течение шести месяцев со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

Банк России имеет право запретить реорганизацию кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников) Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. Порядок представления кредитной организацией указанного ходатайства регулируется нормативными актами Банка России.

Если после принятия решения учредителями (участниками) кредитной организации о ее ликвидации Банк России на основании статьи 20 настоящего ФЗ принимает решение об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций, решение учредителей (участников) кредитной организации о ее ликвидации и иные связанные с ним решения учредителей (участников) кредитной организации или решения назначенной учредителями (участниками) кредитной организации ликвидационной комиссии (ликвидатора) утрачивают юридическую силу. Кредитная организация подлежит ликвидации в порядке, предусмотренном статьей 23.1 настоящего ФЗ.

В случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация в течение 15 дней со дня принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России.

Учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России.

Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Положения статьи 23.1 применяются в отношении кредитных организаций, процедуры ликвидации которых на день вступления в силу ФЗ от 29.12.2004 N 192-ФЗ не проводились или не были начаты (статья 6 ФЗ от 29.12.2004 N 192-ФЗ).

Статья 23.1. Ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России (принудительная ликвидация)

Банк России в течение 15 дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации (далее — заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации), за исключением случая, если ко дню отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Если ко дню отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», или наличие этих признаков установлено назначенной Банком России временной администрацией по управлению кредитной организацией после дня отзыва у кредитной организации указанной лицензии, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) в порядке, установленном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Арбитражный суд рассматривает заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом РФ, и с учетом особенностей, установленных настоящим ФЗ. Заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации рассматривается арбитражным судом в срок, не превышающий одного месяца со дня подачи указанного заявления.

Арбитражный суд принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. При рассмотрении заявления Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации предварительное судебное заседание, предусмотренное Арбитражным процессуальным кодексом РФ, не проводится.

Арбитражный суд направляет решение о ликвидации кредитной организации в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

Положения статьи 23.2 применяются в отношении кредитных организаций, процедуры ликвидации которых на день вступления в силу ФЗ от 29.12.2004 N 192-ФЗ не проводились или не были начаты (статья 6 ФЗ от 29.12.2004 N 192-ФЗ).

При отстранении от должности арбитражным судом ликвидатора кредитной организации, назначенного до дня вступления в силу ФЗ от 29.12.2004 N 192-ФЗ, арбитражный суд по ходатайству Банка России в порядке, предусмотренном статьей 23.2, может утвердить ликвидатором кредитной организации «Агентство по страхованию вкладов» (статья 6 ФЗ от 29.12.2004 N 192-ФЗ).

Статья 23.2. Ликвидатор кредитной организации

Представление кандидатуры ликвидатора кредитной организации в арбитражный суд и утверждение этой кандидатуры арбитражным судом осуществляются в порядке, предусмотренном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» для представления и утверждения конкурсного управляющего кредитной организации.

Ликвидатором кредитной организации, имевшей лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, является Агентство по страхованию вкладов.

Ликвидатором кредитной организации, не имевшей лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего требованиям ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и аккредитованного при Банке России в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций.

Ликвидатор кредитной организации приступает к осуществлению своих полномочий со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации и действует до дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации кредитной организации.

Ликвидатор кредитной организации в процессе ликвидации кредитной организации обязан действовать добросовестно и разумно и учитывать права и законные интересы кредиторов кредитной организации, общества и государства. Ликвидатор кредитной организации в процессе ликвидации кредитной организации имеет права и исполняет обязанности, предусмотренные настоящим ФЗ, а в не урегулированной им части — ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» для конкурсного управляющего кредитной организации.

Освобождение или отстранение ликвидатора кредитной организации от должности осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» для конкурсного производства.

Положения статьи 23.3 применяются в отношении кредитных организаций, процедуры ликвидации которых на день вступления в силу ФЗ от 29.12.2004 N 192-ФЗ не проводились или не были начаты (статья 6 ФЗ от 29.12.2004 N 192-ФЗ).

Статья 23.3. Последствия принятия решения арбитражным судом о ликвидации кредитной организации

Решение арбитражного суда о ликвидации кредитной организации вступает в законную силу со дня его принятия. Обжалование решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации не приостанавливает его исполнение.

Со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации наступают последствия, предусмотренные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» для случая признания кредитной организации несостоятельной (банкротом).

Положения статьи 23.4 применяются в отношении кредитных организаций, процедуры ликвидации которых на день вступления в силу ФЗ от 29.12.2004 N 192-ФЗ не проводились или не были начаты (статья 6 ФЗ от 29.12.2004 N 192-ФЗ).

Статья 23.4. Регулирование процедур ликвидации кредитной организации

Ликвидация кредитной организации осуществляется в порядке и в соответствии с процедурами, которые предусмотрены ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» для конкурсного производства, с особенностями, установленными настоящим ФЗ.

Кредиторы ликвидируемой кредитной организации обладают правами, предусмотренными настоящим ФЗ, а в не урегулированной им части — ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Ликвидатор кредитной организации обязан провести первое собрание кредиторов ликвидируемой кредитной организации не позднее 60 дней после дня окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов.

Контроль за деятельностью ликвидатора кредитной организации, порядок представления им отчетности в Банк России, а также проверки Банком России деятельности ликвидатора кредитной организации осуществляются в порядке, предусмотренном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» для конкурсного производства.

После окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов кредитной организации, ликвидатор кредитной организации составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень требований кредиторов кредитной организации, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс рассматривается на собрании кредиторов и (или) заседании комитета кредиторов кредитной организации и после такого рассмотрения подлежит согласованию с Банком России.

Удовлетворение требований кредиторов кредитной организации осуществляется в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его согласования с Банком России и в порядке очередности, предусмотренной ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Порядок совершения операций с имуществом кредитной организации, не включаемым в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в состав конкурсной массы в случае несостоятельности (банкротства) кредитной организации, определяется указанным ФЗ.

В случае, если имеющиеся у кредитной организации денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, ликвидатор кредитной организации осуществляет реализацию имущества кредитной организации в порядке, установленном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Срок ликвидации кредитной организации не может превышать 12 месяцев со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации. Указанный срок может быть продлен арбитражным судом по обоснованному ходатайству ликвидатора кредитной организации.

Если в ходе проведения процедуры ликвидации кредитной организации выявится, что стоимость имущества кредитной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, ликвидатор кредитной организации обязан направить в арбитражный суд заявление о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

Отчет о результатах ликвидации кредитной организации с приложением ликвидационного баланса заслушивается на собрании кредиторов или заседании комитета кредиторов кредитной организации и утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Определение арбитражного суда об утверждении отчета ликвидатора кредитной организации о результатах ликвидации и завершении ликвидации кредитной организации ликвидатор кредитной организации обязан представить в Банк России с приложением документов, предусмотренных нормативными актами Банка России для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией, в десятидневный срок со дня вынесения такого определения.

www.shpora.su

§ 9. Ликвидация или реорганизация кредитной организации

По действующему банковскому законодательству, ликвидация кредитной организации может быть добровольная или принудительная. Добровольная ликвидация кредитной организации осуществляется по инициативе учредителей (участников) кредитной организации.

Кредитные организации, у которых есть основания для их ликвидации, но если они не ликвидируются, то это способно причинить ущерб их клиентам.

Закон учитывает очевидную истину, что нельзя допускать причинение ущерба вкладчикам и клиентам со стороны недобросовестных учредителей (участников) кредитных организаций. Поэтому в случае необходимости Банк России обязан инициировать принудительную ликвидацию кредитной организации через суд. Таким образом, он может защитить законные интересы банковских клиентов.

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (далее — Федеральный закон) предусматривает два варианта ликвидации кредитной организации — добровольный и принудительный. Рассмотрим их по порядку.

1). Ликвидация кредитной организации по решению ее учредителей (участников)

В статье 23 Федерального закона говорится, что государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией, производится в соответствии с нормами Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Поскольку это кредитная организация, то специфика этого порядка регистрации, регулируется Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.

Перечень сведений и всех документов, которые представляются для регистрации в Банк России, а также порядок их представления определяется Банком России. После того как Банк России принимает решение о данной регистрации, эти сведения и документы направляются им в уполномоченный регистрирующий орган, который ведет единый государственный реестр юридических лиц.*(180)

Со своей стороны, регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись. Не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, он сообщает об этом в Банк России.

Что касается порядка взаимодействия Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по этим, то он определяется ими по взаимному согласованию.

Государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией проводится в срок не более чем сорок пять рабочих дней со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

В случае если учредители/участники приняли решение о прекращения деятельности кредитной организации, то кредитная организация направляет в Банк России ходатайство об аннулировании банковской лицензии. На основании такого ходатайства, Банк России принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций.

Порядок представления кредитной организацией ходатайства регулируется нормативным актом Банка России.*(181) В нем говорится о следующем:

Во-первых, учредители (участники) (далее — участники), принявшие решение о добровольной ликвидации кредитной организации, обязаны в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения направить в территориальное учреждение Банка России письменное сообщение об этом. К этому решению прилагается ходатайство об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций (далее — ходатайство).

При этом к ходатайству прилагаются:

протокол собрания участников, на котором принято решение о прекращении деятельности кредитной организации в порядке ликвидации, а также о приостановлении размещения ценных бумаг и признании выпуска несостоявшимся, в случае осуществления кредитной организацией размещения эмиссионных ценных бумаг;

перечень участников кредитной организации, принявших решение о прекращении деятельности в порядке ликвидации (с указанием их наименования (Ф.И.О. — для физических лиц), доли участия в уставном капитале, Ф.И.О. руководителя и почтового адреса), заверенный печатью и подписанный руководителем кредитной организации;

баланс кредитной организации, заверенный печатью и подписанный руководителем кредитной организации и главным бухгалтером на дату принятия решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации;

оценка достаточности стоимости имущества кредитной организации для удовлетворения в полном объеме требований кредиторов. Указанная оценка осуществляется кредитной организацией с учетом рекомендаций Указания Банка России от 13.11.97 N 18-У «О введении в действие новой редакции методических рекомендаций о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации), утвержденных письмом Банка России от 08.09.97 N 513»;

перечень банков — корреспондентов кредитной организации, заверенный печатью и подписанный руководителем кредитной организации и главным бухгалтером на дату принятия решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации кредитной организации.

Во-вторых, в случае, когда кредитная организация осуществляет размещение эмиссионных ценных бумаг и итоги эмиссии еще не зарегистрированы регистрирующим органом, то на общем собрании участников кредитной организации должно быть принято также решение, оформленное протоколом, о приостановлении размещения ценных бумаг и признании выпуска несостоявшимся. Надо иметь в виду, что кредитная организация обязана приостановить эмиссию и довести указанную информацию до сведения лиц, купивших ценные бумаги данного выпуска, и потенциальных владельцев ценных бумаг. В течение пяти рабочих дней она обязана представить регистрирующему органу, осуществившему регистрацию выпуска ценных бумаг, протокол общего собрания участников, для того чтобы он мог на этом основании подготовить уведомления о признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировать государственную регистрацию выпуска ценных бумаг.

В-третьих, территориальное учреждение Банка России в течение десяти рабочих дней обязано рассмотреть ходатайство и подготовить по нему свое заключение, в котором указывается о соответствии принятого решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации кредитной организации порядку, установленному федеральными законами, учредительными документами кредитной организации и настоящим Указанием. В этом заключении дается оценка достаточности стоимости имущества кредитной организации для удовлетворения в полном объеме требований кредиторов.

При положительном рассмотрении ходатайства кредитной организации территориальное учреждение Банка России направляет подготовленное им заключение в Банк России и уведомляет об этом кредитную организацию.

Однако если в это же время готовится, или уже направлено в центральный аппарат ходатайство об отзыве лицензии на осуществление банковских операций, то территориальное учреждение информирует кредитную организацию, направившую ходатайство об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций в связи с принятием решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации.

Банк России может принять решение об отказе в удовлетворении ходатайства кредитной организации об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций в случаях:

1) принятия участниками кредитной организации решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации с нарушением действующего законодательства;

2) принятия участниками кредитной организации решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации при недостаточности стоимости имущества кредитной организации для удовлетворения в полном объеме требований кредиторов (абзац 2 пункта 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации);

3) возникновения оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций оформляется приказом Банка России в установленном порядке.

Кредитная организация обязана в течение пятнадцати рабочих дней с момента принятия Банком России решения об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций возвратить оригинал лицензии на осуществление банковских операций в территориальное учреждение Банка России.

Территориальное учреждение Банка России согласовывает состав ликвидационной комиссии кредитной организации, участники которой приняли решение о прекращении ее деятельности в порядке ликвидации, после направления в Банк России документов, предусмотренных пунктом 5 настоящего Указания, до издания приказа Банка России об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций.

Ликвидация кредитной организации, у которой аннулирована лицензия на осуществление банковских операций, осуществляется в соответствии с требованиями статей 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации, параграфа 1 главы Х Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация в течение 15 дней с момента принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России.

Учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию, утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России.

Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация — прекратившей свою деятельность после внесения об этом записи уполномоченным регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц.

В тех случаях, когда учредители/участники приняли решение о добровольном объявлении о банкротстве кредитной организации и ее ликвидации, то в такой ситуации надо руководствоваться порядком, который предусмотрен в статье 181 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». При этом основания для признания кредитной организации банкротом определяются федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, а заявление о признании кредитной организации банкротом принимается к рассмотрению арбитражным судом после отзыва Банком России имеющейся у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если иное не предусмотрено федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

Для признания кредитной организации банкротом, необходимо одновременное наличие нескольких условий.

Заявление о признании кредитной организации банкротом может быть принято арбитражным судом, а производство по делу о банкротстве возбуждено только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если сумма требований к кредитной организации в совокупности составляет не менее тысячекратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, и если эти требования не исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения либо если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и уплаты обязательных платежей. Стоимость имущества (активов) и обязательств кредитной организации подлежит определению на основании методик, установленных нормативными актами Банка России.

2). Принудительная ликвидация кредитной организации

Принудительная ликвидация кредитной организации регулируется нормами статьи 23.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Там сказано, что Банк России в течение 30 дней с даты публикации в «Вестнике Банка России» сообщения об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации. Исключение из этого правила — ситуация, когда к моменту отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

В случае, когда Банк России обращается в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации, то одновременно с этим обращением, он обязан представить кандидатуру ликвидатора. Эта кандидатура должна соответствовать требованиям, которые Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» предъявляет к арбитражным управляющим при банкротстве кредитной организации, если иное не установлено федеральным законом.

Если к моменту отзыва банковской лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), или наличие этих признаков выявлено временной администрацией, назначенной Банком России в кредитную организацию после отзыва у нее указанной лицензии, то в таком случае Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом. Порядок признания кредитной организации банкротом, предусматривается Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Арбитражный суд рассматривает требование о ликвидации кредитной организации по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора из числа кандидатур, представленных ему Банком России, если не будет доказано наличие признаков банкротства на момент отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

С момента вынесения арбитражным судом решения о ликвидации кредитной организации применяется следующий порядок.

Во-первых, органы управления кредитной организации (в том числе ликвидационная комиссия (ликвидатор), отстраняются от управления ее делами. Помимо прочего, это касается и распоряжения имуществом кредитной организации. В трехдневный срок они обеспечивают передачу ликвидатору бухгалтерской и иной документации, материальных и иных ценностей, печатей и штампов кредитной организации.

Во-вторых, сведения о финансовом состоянии кредитной организации перестают быть отнесенными к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной.

Однако в Федеральном законе не сделаны исключения для банковской тайны. Речь идет о том, что все эти действия сами по себе свидетельствуют о том, что положение в кредитной организации ухудшилось. В обычной ситуации финансовое положение кредитной организации может составлять предмет коммерческой тайны.

В-третьих, снимаются ранее наложенные аресты на имущество кредитной организации и иные ограничения по распоряжению ее имуществом.

В-четвертых, все требования к кредитной организации могут быть предъявлены и подлежат удовлетворению только в процессе ее ликвидации.

Федеральный закон предусматривает, что арбитражный суд, принявший решение о ликвидации кредитной организации, направляет данное решение в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

В процессе ликвидации кредитной организации ликвидатор имеет права и исполняет обязанности, предусмотренные федеральными законами, и обязан действовать с учетом интересов ее кредиторов. Учредители (участники) кредитной организации и ее кредиторы вправе потребовать от ликвидатора возмещения убытков, причиненных его действиями (бездействием), нарушающими законодательство Российской Федерации.

Ликвидатор направляет для опубликования объявление о ликвидации кредитной организации в «Вестнике Банка России» не позднее пяти рабочих дней со дня своего назначения. В объявлении указывается:

наименование и иные реквизиты кредитной организации, ликвидируемой на основании решения арбитражного суда;

наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о ликвидации кредитной организации;

дата принятия арбитражным судом решения о ликвидации кредитной организации;

срок, установленный для предъявления требований кредиторов (не может быть менее двух месяцев с даты публикации указанного объявления);

почтовый адрес, по которому кредиторы могут предъявлять свои требования к кредитной организации;

сведения о ликвидаторе.

Кредиты кредитной организации направляют свои требования ликвидатору по почтовому адресу, указанному в опубликованном объявлении, одновременно с документами, которые их подтверждают. Ликвидатор рассматривает требования и обосновывающие их документы. Он принимает решение о признании заявленных требований. Они им признаются установленными либо неустановленными.

Ликвидатор рассматривает заявленные требования кредиторов кредитной организации и учитывает их при составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Ликвидатор обязан уведомить кредитора кредитной организации о результатах рассмотрения его требований. Он обязан уведомить кредитора в срок, не превышающий одного месяца со дня получения его требований.

Возражения по результатам рассмотрения ликвидатором требований кредиторов могут быть заявлены кредитором и рассматриваются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» для осуществления процедуры конкурсного производства.

Требования кредиторов ликвидируемой кредитной организации по результатам их рассмотрения ликвидатором могут быть заявлены кредитором в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Ликвидатор обязан провести первое собрание кредиторов ликвидируемой кредитной организации не позднее 60 дней со дня окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов. О дне и месте проведения указанного собрания кредиторы должны быть оповещены не позднее, чем за 15 дней до дня проведения этого собрания.

В компетенцию собрания кредиторов входит избрание комитета кредиторов.

Собрание кредиторов и (или) комитет кредиторов вправе:

заслушивать отчет ликвидатора о ходе проведения ликвидационных процедур;

рассматривать промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс;

обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении ликвидатора;

обжаловать решения ликвидатора в арбитражный суд;

давать согласие на осуществление сделок, связанных с отчуждением имущества кредитной организации, если указанное имущество не реализуется на публичных торгах;

осуществлять иные полномочия в соответствии с требованиями настоящей статьи.

Порядок проведения собрания кредиторов и заседаний комитета кредиторов, в том числе порядок избрания комитета кредиторов и проведения голосования, регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

После окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов кредитной организации, ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень предъявленных требований кредиторов, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс подлежит рассмотрению на собрании кредиторов и (или) на заседании комитета кредиторов и после указанного рассмотрения — согласованию с Банком России. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в соответствии с очередностью, предусмотренной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, и промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его согласования с Банком России, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении одного месяца со дня согласования указанного баланса с Банком России.

Если иное не установлено настоящей статьей, в случаях, когда имеющиеся у кредитной организации денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидатор осуществляет реализацию имущества кредитной организации с публичных торгов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ликвидатор составляет и представляет в Банк России для согласования промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс, бухгалтерскую и статистическую отчетность кредитной организации в порядке и сроки, которые установлены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ликвидатором возложенных на него обязанностей арбитражный суд вправе:

признать недействительными сделки, заключенные или совершенные ликвидатором в ходе проведения им в кредитной организации ликвидационных процедур, по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

отстранить ликвидатора от исполнения им своих обязанностей по ходатайству Банка России или собрания (комитета) кредиторов и назначить нового ликвидатора, кандидатура которого предложена Банком России в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Срок ликвидации кредитной организации не может превышать 12 месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о ликвидации кредитной организации. Указанный срок может быть продлен арбитражным судом по обоснованному ходатайству ликвидатора.

Если в ходе проведения ликвидационных процедур выявится, что стоимость имущества кредитной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, ликвидатор обязан направить в арбитражный суд заявление о признании кредитной организации банкротом.

Отчет о результатах ликвидации кредитной организации с приложением ликвидационного баланса заслушивается на собрании кредиторов или заседании комитета кредиторов и утверждается в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Ликвидатор обязан в десятидневный срок со дня вынесения арбитражным судом определения о завершении ликвидации кредитной организации представить в Банк России указанное определение и другие документы, предусмотренные нормативными актами Банка России, для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией.

3). Реорганизация кредитной организации

Реорганизация кредитной организации может быть осуществлена по инициативе ее учредителей/участников, либо по требованию Банка России.

Реорганизация, проводимая по инициативе кредитной организации

Рассмотрим сначала первый вариант. Дело в том, что в банковской системе, как и в экономике в целом достаточно заметна интеграция бизнеса. Слияние и присоединение кредитных организаций в этом отношении являются наиболее типичными формами такой интеграции.

Вопросы реорганизации кредитных организаций регулируются гражданским и банковским законодательством, а также и нормативными актами Банка России.

Что касается гражданского законодательства, то это, прежде всего, статьи 57-60 ГК РФ, статьи 15-17 Федерального закона «Об акционерных обществах». В банковском законодательстве надо обратить внимание на статью 23 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Конкретные вопросы слияния и присоединения кредитных организаций регулируются Положением Банка России N 230-П.

В Федеральном законе (п. 2 ст. 32) говорится, что реорганизация кредитной организации осуществляется в форме слияния или присоединения.*(182) Там же сказано, что она производится в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

По этому поводу, замечу, что в банковском праве пока еще не принят такой закон, который бы отразил специфику слияния или присоединения кредитных организаций. Нет соответствующих норм и в банковском законодательстве. Хотя вопрос этот важен в смысле охраны прав и законных интересов вкладчиков и других банковских клиентов. Мне думается, что нормативный акт Банка России этот пробел восполнить не может, поскольку слияние и присоединение кредитных организаций составляет предмет регулирования гражданского права. Как уже говорилось, Банк России не вправе регулировать гражданско-правовые отношения, в частности, — сделки.

Слияния и преобразования кредитных организаций регулируются Положением Банка России от 4 июня 2003 г. N 230-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения». В нем определяется перечень сведений и документов, необходимых для осуществления государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации в форме слияния, государственной регистрации изменений в учредительные документы (учредительных документов в новой редакции) кредитной организации в связи с реорганизацией в форме присоединения, порядок их представления и рассмотрения в Банке России. Кроме того, Положение регулирует особенности лицензирования деятельности кредитных организаций при реорганизации в форме слияния и присоединения.

Для опубликования в «Вестнике Банка России» сообщения о принятом решении, о реорганизации или об уменьшении уставного капитала (далее сообщение) кредитная организация направляет его в Банк России (Департамент внешних и общественных связей Банка России) посредством факсимильной связи. Одновременно в Департамент внешних и общественных связей Банка России направляется оригинал сообщения посредством почтовой связи.*(183)

Сообщение рекомендуется направлять в срок, не превышающий 15 календарных дней с даты принятия решения о реорганизации или об уменьшении уставного капитала. В случае реорганизации кредитной организации в форме слияния (присоединения) данный срок исчисляется с даты принятия решения о реорганизации последней кредитной организацией, участвующей в реорганизации. Департамент внешних и общественных связей Банка России обеспечивает публикацию сообщения в ближайшем номере «Вестника Банка России» по истечении 10 календарных дней с момента получения Департаментом внешних и общественных связей Банка России факсимильной копии сообщения. Затем он опубликовывает сообщение в «Вестнике Банка России» со следующей сноской: «Данное сообщение опубликовано на основании представленной кредитной организацией информации. Банк России не несет ответственности за достоверность публикуемой информации.» Публикация сообщения осуществляется бесплатно.

Реорганизация, проводимая по требованию Банка России

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривает право Банка России потребовать реорганизации кредитных организаций.

В статьях 32-33 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями) предусматривается, что Банк России может требовать реорганизации кредитной организации если она:

1) не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

2) допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

3) нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20 процентов;

Порядок направления требования Банка России о реорганизации кредитной организации устанавливается следующий. Банк России вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении ее реорганизации. Такое требование должно содержать указание причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления реорганизации кредитной организации.

В течение пяти дней со дня получения данного требования Банка России, руководитель кредитной организации обязан обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации с ходатайством о проведении ее реорганизации.

В ст. 33 Федерального закона предусматривается, что в случае получения требования Банка России о реорганизации кредитной организации ее руководитель обязан в течение пяти дней с момента его получения обратиться в органы управления кредитной организации, с ходатайством о необходимости реорганизации кредитной организации.

Органы управления кредитной организации, обязаны в срок не позднее 10 дней с момента получения требования Банка России о реорганизации известить Банк России о принятом решении. Требования к устойчивости кредитных организаций, возникающих при слиянии кредитных организаций, определяются нормативными актами Банка России.

На мой взгляд, эти требования Федерального закона сформулированы не удачно. Ведь ходатайство — это просьба. Поэтому не вполне логично требовать от руководителя организации, чтобы он обращался с просьбой. Но, тем не менее, закон есть закон и он естественно должен выполняться.

lawbook.online

Популярное:

  • Закон вступление в права наследства Основное содержание закона о наследстве Закон о наследстве регулирует особую процедуру, которая обусловливает переход прав и обязанностей, а также имущества умершего гражданина его родственникам или иным лицам, в том числе […]
  • Жалоба на методиста Если не устраивает заведующая детским садом … Вопрос: Добрый день! Г. Калининград. Скажите, пожалуйста, если родителей полностью не устраивает заведующая детским садом, могут ли они требовать от начальника управления образования […]
  • Бланк заявления иностранного гражданина по месту жительства Как составляется заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства Житель другого государства, прибывший в РФ, должен подать в миграционную службу заявление иностранного гражданина или […]
  • Помощь юриста по автокредиту Суд по автокредиту – советы адвоката Если вы берете целевой кредит на покупку автомобиля, то купленная вами машина будет оформлена как залог. Грубо говоря, в случае невыплаты автокредита банк имеет право забрать у вас автомобиль […]
  • Счетчики на газ закон Президент РФ отменил обязательную установку счетчиков на газ Президент Владимир Путин подписал закон, который вносит поправку в закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении. " и отменяет обязательную установку газовых счетчиков в […]
  • Когда пенсии за январь 2013 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 27 декабря 2013 График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат за январь 2014 года […]
  • Получить пенсионные накопления по наследству Как унаследовать средства пенсионных накоплений наследодателя? Наследодатель при жизни вправе в любое время подать заявление в территориальный орган ПФР и определить конкретных лиц (правопреемников) и доли средств, которые […]
  • Основные признаки права собственности Понятие и основные признаки права собственности на природные объекты и ресурсы. ГК, Статья 209. Содержание права собственности. Право владения означает закрепленную законом возможность фактичес­кого обладания природным объектом, […]