Методическое пособие для студентов по биологии

Учебно-методическое пособие для студентов биологических факультетов специальности 011600 «Биология» (стр. 1 из 17)

Балашовский институт (филиал)

ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н. Г. Чернышевского»

Е. М. Сулига, Д. В. Иванов

Низшие растения и прокариоты

(водоросли, грибы, бактерии)

Учебно-методическое пособие
для студентов биологических факультетов
специальности 011600 «Биология»

Доктор биологических наук, профессор ФГОУ ВПО
«Пензенская государственная сельскохозяйственная академия»
А. И. Иванов;

Кандидат биологических наук, доцент Балашовского института (филиала)
ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет
имени Н. Г. Чернышевского»
Г. С. Котова;

Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Балашовского института
(филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет
имени Н. Г. Чернышевского»
М. А. Занина.

Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом Балашовского
института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».

С89 Низшие растения и прокариоты (водоросли, грибы, бактерии) : учеб.-методич. пособие для студ. биол. фак-тов спец. 011600 «Биология» / Е. М. Сулига, Д. В. Иванов. — Балашов : Николаев, 2009. — 72 с.

Учебно-методическое пособие представляет собой комплекс практических занятий по низшим растениям курса «Ботаника с основами фитоценологии». В работах рассматриваются систематика, морфология, экология прокариот, водорослей, грибов, лишайников, даются вопросы для самоконтроля, творческие задания, коллоквиумы. Пособие будет способствовать закреплению теоретических знаний и выработке навыков работы с натуральными объектами.

Пособие предназначено для студентов очного и заочного отделений биологических факультетов по специальности 011600 «Биология». Практикум может быть полезным учителям биологии и экологии общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, как при проведении уроков, элективных курсов, факультативов, так и при внеклассной работе (экскурсии, кружки).

ISBN 978-5-94035-392-8 © Сулига Е. М., Иванов Д. В., 2009

Методические указания для студентов. 6

Надцарство Прокариоты (Доядерные организмы) — Procariota. 7

Занятие 1. Прокариоты: бактерии. 7

Занятие 2. Прокариоты: цианеи (сине-зеленые водоросли). 9

Надцарство Эукариоты — Eucariota. 12

Занятие 3. Строение одноклеточных и ценобиальных зеленых водорослей. 13

Занятие 4. Строение многоклеточной зеленой водоросли (улотрикса). 16

Занятие 5. Строение аэрофильных зеленых водорослей. 17

Занятие 6. Изучение строения и размножения конъюгат (спирогира). 19

Занятие 7. Строение высокоорганизованной зеленой водоросли (хара). 21

Занятие 8. Строение желто-зеленых водорослей. 22

Занятие 9. Особенности строения диатомовых водорослей. 24

Занятие 10. Строение бурых водорослей. 26

Занятие 11. Особенности строения красных водорослей. 27

Царство Грибы — Fungi. 31

Занятие 12. Строение оомицетов (фитофтора). 31

Занятие 13. Строение зигомицетов (мукор). 32

Занятие 14. Гемиаскомискомицеты: строение и химический состав
хлебных дрожжей (Saccharomyces cerevisiae). 34

Занятие 15. Строение эуаскомицетов (пеницилл). 36

Занятие 16. Аскомицеты: органы полового размножения. 38

Занятие 17. Взаимодействие плесневых грибов двух классов. 39

Занятие 18. Базидиомицеты: органы полового размножения. 40

Занятие 19. Базидиомицеты: видоизменения мицелия. 43

Занятие 20. Строение гастеромицетов. 45

Занятие 21. Изучение микоризы. 47

Занятие 22. Лишайники: морфолого-анатомическое строение. 48

Алфавитный список основных русских названий. 52

Алфавитный список основных латинских названий. 54

Список рекомендуемой литературы. 56

Содержание занятий данного пособия определяется программой курса «Ботаника с основами фитоценологии» по специальности 011600 «Биология», включает лекции, лабораторные, практические занятия и учебно-полевую практику. Лабораторные и практические занятия необходимы для закрепления и углубления теоретического материала.

В результате изучения студенты должны:

¾ знать о наиболее характерных представителях различных групп низших растений на примере местной флоры;

¾ иметь представление об особенностях строения клеток, таллома, экологии низших растений;

¾ сформировать бережное отношение к растительному покрову как комплексу сложной природной системы;

¾ владеть системой знаний, касающихся растительного мира;

¾ уметь работать с живыми объектами в лабораторных и природных условиях;

¾ владеть основными методами исследования биологических наук.

Для изучения выбраны традиционные занятия по курсу низших растений, а также ряд оригинальных работ, проводимых в течение нескольких лет на факультете экологии и биологии Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского», в которых рассматриваются наиболее типичные и распространенные объекты региональной флоры. В предлагаемом пособии число
заданий несколько больше, чем предусмотрено временем для их проработки. Это связано с большим флористическим разнообразием, доступностью изучения, поэтому некоторые работы могут быть выполнены студентами самостоятельно.

Все работы строятся по единому плану: дается систематическое положение, цели, оснащение, пояснения к заданиям (по сбору материала, экологии, изготовлению временных микропрепаратов), ход выполнения, вопросы для самоконтроля, творческие задания, списки основной и дополнительной литературы. После изучения блока тем представлены вопросы коллоквиума, в приложении — методика сбора, обработки, гербаризации натуральных объектов, техника приготовления временных микропрепаратов, выполнения биологического рисунка; ключи для определения основных групп водорослей и грибов; правила произношения латинских названий. Методические рекомендации (пояснения к заданию) позволяют формировать экологическое представление о распространении в данном регионе наиболее типичных представителей подцарства водорослей и царства грибов, облегчают работу студентов по заготовке и гербаризации материала. Творческие задания направлены на развитие профессиональных способностей студентов, а также выработку креативного мышления, позволяющего в будущем легче адаптироваться к профессии педагога.

Руководство поможет сформировать у студентов представления о современной классификации и филогении низших растений. Его можно использовать не только на практических и лабораторных занятиях, проводимых преподавателем, но и в самостоятельной работе студентов,
в частности при отработке пропущенных занятий. Студенты заочного отделения при наличии оснащения, пользуясь данным пособием, смогут выполнить большую часть работ до сессии.

Практикум может использоваться учителями общеобразовательных школ, гимназий, лицеев как при проведении уроков, элективных курсов, факультативов, так и во внеклассной работе (экскурсии, кружки).

В пособии использованы ключи для определения водорослей из изданий А. А. Гуревича, А. Г. Еленевского, ключи для определения некоторых порядков афиллофоровых и агариковых грибов из издания М. В. Горленко.

Методические указания для студентов

1. При проведении практических занятий необходима предварительная теоретическая подготовка по теме занятия, которая осуществляется студентами самостоятельно по лекциям, рекомендуемой основной и дополнительной литературе. Подготовка включает в себя знания систематического положения, строения, экологии и географии объектов, рассматриваемых на занятиях.

2. Контроль за работой студентов проводится на каждом занятии
в течение 10—15 минут фронтального опроса по изученному материалу,
а также просмотра записей и зарисовок в тетрадях.

3. После изучения систематических групп проводятся коллоквиумы для закрепления знаний.

4. Перед выполнением заданий необходимо внимательно прочитать ход работы, а затем приступать к выполнению. В случае затруднений следует обратиться к преподавателю.

5. Для выполнения работы нужно ознакомиться с оснащением, приготовить микропрепараты, если это необходимо по условию задания.

mirznanii.com

Скачать учебник, пособие, справочник по биологии, физиологии, ботанике.

Скачать учебники, учебные пособия, справочники и дополнительную литературу по биологии, физиологии, ботанике для студентов.

biology.asvu.ru Вся биология. — Современная биология, статьи, новости, библиотека.

● obi.img.ras.ru — сайт «База знаний по биологии человека» Разделы: физиология, клеточная биология, генетика, биохимия, иммунология, эндокринология, репродукция, патологии и др.

● bio.msu.ru — Биологический факультет МГУ. Новости факультета, информация для поступающих, ссылки на неофициальные сайты факультета, программы биологических дисциплин, курсовые и дипломные работы, правила приема в аспирантуру, вакансии и др.

● bio.fizteh.ru — Лекции по биологии. Публикуются лекции по курсу «Основы биологии», которые читает для 1 курса ФМБФ в 2004-2005 учебном году д.б.н., проф. Николай Казимирович Янковский (ИОГен РАН) с сотрудниками.

● rusbiotech.ru — «Российские биотехнологии и биоинформация». Статьи о российской биотехнологии, молекулярной биологии и биоинформатике.

● molbiol.edu.ru — сайт «Практическая молекулярная биология». Содержание: Программа исследований МКБ, Новости, Статьи, Справочник, Методы, Расчеты, Ссылки; скачать все материалы сайта одним файлом.

● biozone.co.nz ( Перевод ) ссылки на не российские биологические сайты, сгруппированы по тематике

www.alleng.ru

Учебно-методическое пособие по биологии «Основы экологии» (6-9 классы)

Описание разработки

Предисловие.

Экологическая культура учащихся часто не соответствует современным требованиям. В то же время, «Экология» как предмет не введён в школьный курс, поэтому формирование экологической культуры в основном осуществляется на уроках биологии и во внеурочной деятельности. Изучение экологии способствует формированию убежденности во взаимосвязи и взаимообусловленности явлений окружающей действительности, выявлению причинно-следственных связей. Это имеет значение как для воспитания, так и для развития учащихся.

Перед педагогами современной школы стоит сложная задача: заложить основы нравственно – экологического сознания школьников, способствовать формированию экологически грамотного человека.

Являясь учителем биологии и химии средней школы уделяю большое внимание формированию экологической грамотности школьников. Несколько лет занималась изучением экологических проблем и подбором заданий на экологическую тему. Составленное методическое пособие содержит задания, которые можно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях. Задания будут интересны как учителям ,так и учащимся средней школы.

В состав пособия вошли задания:

— Экологические задачи и творческие задания по экологии

— Викторины и кроссворды

— Головоломки и ребусы

— Криптограммы и тестовые задания

— Игровые задания по экологии для 6- 9-х классов.

1. Головоломка «Дерево».

На рисунке зашифрована пословица о бережном отношении к окружающему миру. Расшифруйте ее. Как вы понимаете эту пословицу?

2. Головоломка «Фигура».

Решить эту головоломку вам помогут слова «гид», «врач», «нос», «ты», «шелк», «зябь». Пронумеруйте буквы в этих словах и замените ими цифры.

Если вы сделаете это правильно, то сможете прочитать высказывание Эпихарма о наивысшем благе для человека.

Согласны ли вы с этими словами? Может, есть что-то ценнее?

3. Головоломка «Найди ключ».

Начав движение с верхней левой клетки, передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв по порядку сложилось высказывание В.Гете об охране природы.

4. Криптограмма «О достоянии».

Расшифруйте высказывание Плутарха. Как вы его понимаете?

5. Криптограмма «Шифровка».

Используя ключ, ты сможешь прочесть пословицу о здоровье.

6. Экологический ребус.

7. Головоломка «Найди начало».

Вы прочитаете высказывание Р.Ролана, если будете мысленно поворачивать шестеренку до тех пор, пока слоги на зубцах и в промежутках между ними не образуют связный текст.

Викторина «На лугу».

1. Раньше цветки этого растения использовали для получения желтой краски. О каком растении луга идет речь?

2. Какое растение к вечеру поднимает вверх и складывает листочки? Для чего?

3. Какая луговая трава в виде примеси в сене является вредной для лошадей?

4. Какая луговая трава получила свое название по имени известного ботаника и является очень питательной для животных?

5. Назовите растение-полупаразит, на корнях которого есть бляшки-присоски, которыми оно присасывается к корням близко растущих растений и поглощает из них питательные вещества.

6. Листья какого растения могут заменить пряные культуры: корицу, мускатный орех?

7. Назовите растение, которое в народе называют «луговыми яблоками».

8. У какого растения листья могут складываться или расправляться в зависимости от силы солнечного освещения?

9. Настоями из корневищ этого растения издревле лечат многие болезни. В старину его называли «могущник».

10. Сок этого растения едок и жгуч при попадании на кожу, а само растение ядовито.

11. Почему ежа сборная получила такое название?

12. Для чего одуванчику белый млечный сок?

13. Назовите луговое растение-лежебоку. В народе его называют: «цеплянка», «липушник», «репейная трава», «трава-устели землю».

14. Почему заросли тысячелистника на лугу имеют форму колец?

15. Почему лютики называют куриной слепотой?

Весь материал — в документе.

Содержимое разработки

ГУ «Отдел образования Буландынского района»

КГУ Токтамысская средняя школа

Учебно- методическое пособие

Для 6 – 9 классов

Автор — составитель: учитель химии и биологии

Тришневская Наталья Зинидовна.

Экологическая культура учащихся часто не соответствует современным требованиям. В то же время, «Экология» как предмет не введён в школьный курс, поэтому формирование экологической культуры в основном осуществляется на уроках биологии и во внеурочной деятельности. Изучение экологии способствует формированию убежденности во взаимосвязи и взаимообусловленности явлений окружающей действительности, выявлению причинно-следственных связей. Это имеет значение как для воспитания, так и для развития учащихся.

Перед педагогами современной школы стоит сложная задача: заложить основы нравственно – экологического сознания школьников, способствовать формированию экологически грамотного человека.

Являясь учителем биологии и химии средней школы уделяю большое внимание формированию экологической грамотности школьников. Несколько лет занималась изучением экологических проблем и подбором заданий на экологическую тему. Составленное методическое пособие содержит задания, которые можно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях. Задания будут интересны как учителям ,так и учащимся средней школы.

В состав пособия вошли задания:

Экологические задачи и творческие задания по экологии

Викторины и кроссворды

Головоломки и ребусы

Криптограммы и тестовые задания

Игровые задания по экологии для 6- 9-х классов

1. Головоломка «Дерево»

На рисунке зашифрована пословица о бережном отношении к окружающему миру. Расшифруйте ее. Как вы понимаете эту пословицу?

2. Головоломка «Фигура»

Решить эту головоломку вам помогут слова «гид», «врач», «нос», «ты», «шелк», «зябь». Пронумеруйте буквы в этих словах и замените ими цифры.

Если вы сделаете это правильно, то сможете прочитать высказывание Эпихарма о наивысшем благе для человека.

Согласны ли вы с этими словами? Может, есть что-то ценнее?

3. Головоломка «Найди ключ»

Начав движение с верхней левой клетки, передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв по порядку сложилось высказывание В.Гете об охране природы.

4. Криптограмма «О достоянии»

Расшифруйте высказывание Плутарха. Как вы его понимаете?

5. Криптограмма «Шифровка»

Используя ключ, ты сможешь прочесть пословицу о здоровье.

6. Экологический ребус

7. Головоломка «Найди начало»

Вы прочитаете высказывание Р.Ролана, если будете мысленно поворачивать шестеренку до тех пор, пока слоги на зубцах и в промежутках между ними не образуют связный текст.

Викторина «На лугу»

1. Раньше цветки этого растения использовали для получения желтой краски. О каком растении луга идет речь?

2. Какое растение к вечеру поднимает вверх и складывает листочки? Для чего?

3. Какая луговая трава в виде примеси в сене является вредной для лошадей?

4. Какая луговая трава получила свое название по имени известного ботаника и является очень питательной для животных?

5. Назовите растение-полупаразит, на корнях которого есть бляшки-присоски, которыми оно присасывается к корням близко растущих растений и поглощает из них питательные вещества.

6. Листья какого растения могут заменить пряные культуры: корицу, мускатный орех?

7. Назовите растение, которое в народе называют «луговыми яблоками».

8. У какого растения листья могут складываться или расправляться в зависимости от силы солнечного освещения?

9. Настоями из корневищ этого растения издревле лечат многие болезни. В старину его называли «могущник».

10. Сок этого растения едок и жгуч при попадании на кожу, а само растение ядовито.

11. Почему ежа сборная получила такое название?

12. Для чего одуванчику белый млечный сок?

13. Назовите луговое растение-лежебоку. В народе его называют: «цеплянка», «липушник», «репейная трава», «трава-устели землю».

14. Почему заросли тысячелистника на лугу имеют форму колец?

15. Почему лютики называют куриной слепотой?

16. Назовите ценные медоносные растения луга.

17. В листьях этого растения содержатся алкалоиды, белки, аскорбиновая кислота. Корни его богаты крахмалом. Из молодых побегов готовят салаты, начинку для пирожков и приправу. О каком растении речь?

18. Назовите четыре основных отличия нивяника и ромашки.

19. Почему нивяник называют пупавкой?

20. Англичане называют её Lady’sMantle, немцы –Frauenmantel. О любви к ней говорят ее многочисленные названия на всех европейских языках: Богова слезка, зведочная трава, лапышка, шапошник, свиные язычки… О каком растении речь?

21. Назовите основные растения луга, которые отличают его от степи.

4.

5.

8.

Задачи по экологии

Из 24 часов в сутках человек должен спать 8 часов, 16 – бодрствовать. Сколько же времени (в %) должен бодрствовать взрослый человек? Сколько % времени ты бодрствуешь, тратишь на подготовку к занятиям, на игры. На общение с друзьями?

В походе, набирая воду из родника, ребята заметили, что трехлитровый котелок наполняется водой за 19 секунд. Сколько воды дает родник ежечасно? Ежесуточно?

Дуб поглощает 85 литров воды ежедневно, береза – 60л. За сколько дней дуб поглотит столько же воды, сколько береза за 17 дней?

60 кг макулатуры сохраняет от вырубки одно дерево в лесу. Сколько деревьев 50-летнего возраста сохранят ребята, собравшие 720 кг макулатуры? Сколько макулатуры надо собрать, чтобы сохранить 80 деревьев полувекового возраста?

62,5 т макулатуры дают столько же сырья для производства бумаги, сколько 500 семидесятилетних елей. Сколько таких елей удалось сохранить ребятам, собравшим 12800 т макулатуры?

Лист одуванчика из тенистого места имеет длину 31 см. Лист другого экземпляра этого же растения, выросшего на солнце, имеет длину 6,2 см. Во сколько раз площадь первого листа больше площади второго? Как вы думаете, почему?

С 1 га немелиорированных земель получают в 2 раза меньше зерна, чем с 1 га орошаемых, и на 9,3 ц меньше, чем с осушенных земель. Определите урожайность зерна на орошаемых землях, если она выше, чем на осушенных землях, на 6,2 ц.

Сокращение озонового слоя на 1 % способствует росту раковых заболеваний на 6 % в год. Численность жителей земного шара составляет 5,3 млрд. человек. Какова численность людей, заболевших раком, ежегодно, если дефицит озонового слоя достигнет указанной величины?

На производство 1 т бумаги расходуется 250 т воды. Это в 12,5 раза больше, чем на производство 1 т стали, и в 6 раз меньше, чем на 1 т аммиака. Сколько тонн воды расходуется на производство 1 т стали и аммиака?

Автомобиль ГАЗ – 24 с водителем и четырьмя пассажирами выбрасывает в воздух 40 г ядовитой окиси углерода (СО) за 1 км пробега. Сколько углерода (СО) он выбросит за 255 км пробега?

Творческие задачи

Задача 1. «Куда пропали лемминги?»

Говорят, что первые переводчики Библии на норвежский язык, пытаясь объяснить, что такое нашествие саранчи, использовали аналогию с массовым появлением леммингов. Пример апокрифичен, но показателен. Жители Норвегии и других стран самого севера Европы на протяжении веков становились свидетелями регулярных, случающихся раз в 3-5 лет, вспышек численности леммингов и других мелких грызунов. Под снегом проходит значительная часть жизни леммингов: здесь они не только активно питаются, но и приступают в конце зимы кразмножению. Когда леммингов много, они в начале лета встречаются повсюду, в том числе — и в населенных пунктах. Они в массе гибнут, попадая в реки и другие неподходящие для них места. В 1970 году, например, чтобы убрать с дорог многочисленные трупы погибших зверьков, пришлось даже использовать снегоочистительную технику. Однако, начиная с 1994 года регулярные вспышки численности леммингов прекратились. Сравнение нашествия саранчи с набегами леммингов уже ничего не объяснит молодому поколению норвежцев. Причиной столь радикального изменения популяционной динамики леммингов является:

а) активный пресс хищников и паразитов

б) нехватка кормовой базы

в) чрезвычайная редкость вида

г) изменение климата

Задача 2. «Что мешает гладким китам?»
Гладкие киты были сильно истреблены ещё до механизации китобойного промысла, поскольку их легко поймать: они обитают недалеко от берега, у поверхности воды, медлительны, а убитые киты держатся на поверхности воды за счёт большого количества (до 40 % веса тела) подкожного жира, облегчая буксировку. В настоящее время гладкие киты немногочисленны и не имеют хозяйственного значения. Численность северных гладких китов оценивается всего в 300 особей, японских— в 200, южных— в 7500 особей. Два первых вида занесены в списки Международной Красной книги как вымирающие виды, популяция южных гладких китов постепенно восстанавливается, увеличиваясь примерно на 7 % в год. Гладкие киты активно используют акустическую коммуникацию, причем их звуки могут распространяться в океанических водах на сотни километров. Террористические акты, произошедшие в США 11сентября 2001 года, способствовали незапланированным исследованиям на гладких китах. Ученые выяснили, что наибольшее воздествие на популяцию североатлантических гладких китов оказывает:

а) промышленная охота.

б) деятельность террористов.

в) сильный ветер, вызывающий волны большой высоты.

г) интенсивность морского трафика (судодвижения).

Задача 3 «Истребители вредителей»

Известно, что птицы в тропических экосистемах (как и во многих других) оказывают ощутимое воздействие на членистоногих, в том числе на растительноядных насекомых. Предотвращая доступ птиц к участкам тропического леса с помощью куполов из крупной сетки, можно наблюдать повышение численности членистоногих на изолированных участках по сравнению с неизолированными. Однако те, кто проводил такие опыты, всегда пренебрегали ролью ещё одной группы организмов, которые тоже не могли пробраться сквозь заграждения из сетки. Две новые работы, в которых заграждения устанавливали на одних участках только ночью, на других — только днем, а на третьих — круглосуточно, показали, что эти организмы оказывают на членистоногих обитателей тропических экосистем влияние вполне сравнимое с влиянием насекомоядных птиц. Этой группой являются:

б) насекомоядные растения (виды семейства росянки, венерина мухоловка).

г) насекомые наездники.

Задача 4 «Роль птиц в жизни леса».

Канадские экологи установили, что важнейшую роль в жизни африканских тропических лесов играют птицы, питающиеся плодами деревьев. Семена, прошедшие через пищеварительный тракт птиц, не поедаются жуками-зерновками, и поэтому там, где много птиц, лес быстро восстанавливается. Снижение численности птиц приводит к почти полному уничтожению семян жуками. С другой стороны, снижение плотности листового полога ведет к сокращению числа птиц. Данный пример является иллюстрацией:
А) Обратной отрицательной связи
Б) Прямой связи
В) Обратной положительной связи
Г) Универсального свойства экосистем-эмерджентности.

Задача 5 «Биотопливо: благо или вред».

Биотопливо входит в моду. Использование биотоплива, например этанола (этилового спирта) или дизельного топлива (биодизеля), полученного из специально выращенных растений, обычно рассматривают как важный шаг к сокращению выбросов углекислого газа (СО2) в атмосферу. Стремительно расширяющееся производство биотоплива наблюдается во многих районах Земли (прежде всего в тропиках). Конечно, при сжигании биотоплива углекислый газ попадает в атмосферу совершенно так же, как и при сжигании ископаемого топлива (нефти, угля, газа). Разница в том, что образование растительной массы, из которой было получено биотопливо, шло за счет фотосинтеза, то есть процесса, связанного с потреблением СО2. Соответственно, использование биотоплива рассматривается как «углерод-нейтральная технология»: сначала атмосферный углерод (в виде СО2) связывается растениями, а потом выделяется при сжигании веществ, полученных из этих растений. Данный пример:
а) согласуется с концепцией устойчивого развития.
б) не входит в концепцию устойчивого развития.
в) перспективен; за биотопливом будущее.
г) противоречит концепции устойчивого развития

Задача 6 «Рост фитопланктона».

Исследования в Чукотском море дали неожиданные результаты: под полутораметровой толщей льда зарегистрирована вспышка роста фитопланктона. Более того, подо льдом фитопланктон чувствует себя гораздо лучше, чем на открытой воде. Предположительно, рост фитопланктона стал возможен из-за:
а) похолоданием климата в северных широтах и изменением характеристик ледового покрова.
б) увеличения прозрачности льда и из-за образования на его поверхности озер с талой водой.
в) выпадение биогенного элемента азота в виде кислотных дождей.
г) уменьшение численности планктоноядных китов

По горизонтали
5. водная оболочка Земли, которая располагается между атмосферой и литосферой
6. водяной пар, содержащийся в воздухе
10. процесс распределения вещества между двумя несмешивающимися растворителями

По вертикали
1. процесс агрегации взвешанных частиц
2. скопление бессточных или с замедленным стоком вод в естественных или искусственных понижениях земной поверхности
3. бесцветная жидкость без вкуса и запаха — химическое соединение одной части кислорода и двух частей водорода
4. переход воды (пара) из газообразного состояния в жидкое
7. превращенная в лед вода атмосферного происхождения
8. устройство для очистки воды от механических, нерастворимых частиц, примесей, хлора и его производных, а также от вирусов, бактерий, тяжелых металлов
9. водный поток постоянный, в засушливых зонах временно пересыхающий, питающийся дождевыми, снеговыми, ледниковыми и подземными водами и текущий в разработанном им русле.
11. гигантские приливные волны большой длины на океанах и морях, обладающие огромной разрушительной силой для побережий

По горизонтали
4. Совокупность цветных полос, постепенно переходящих друг в друга, называют . спектром
5. В тенистых лесах листья многих растений образуют листовую .
6. Внесение в почву измельченной извести
8. Листья светолюбивых растений называют .
9. Вырабатывание растениями кислорода с помощью воды, света и углекислого газа
11. Сыпучие почвы, состоящие в основном из песчинок
13. Многолетние растения, в переводе с греческого однодневный, мимолетный

По вертикали
1. Самые богатые и самые ценные почвы
2. Растения, которые растут в воде
3. Эти растения растут на деревьях в дождевых тропических лесах
4. Эти растения растут в пустынях, где мало воды
7. Растения, которые занимают промежуточное положение между водными и влаголюбивыми растениями
10. Однолетние растения растущие одновременно с эфемероидами
12. Растения, которые растут на почвах очень богатых азотом

Кроссворд «Загрязнение окружающей среды»

По горизонтали
2. Среда обитания многочисленных низших растений и микроорганизмов, в то числе бактерий, плесневых грибов, вирусов и др
9. Вещества, загрязняющие почву, относятся к числу химических соединений гор
10. Отходы производства, отравляющие воздух

По вертикали
1. Оно ухудшает качество человеческой жизни и создаёт дисбаланс в экологии
3. Применение азотных и фосфорных удобрений приводит к засорению ими … вод
4. Одна из форм взаимодействия человека с окружающей средой
5. Вид загрязнения окружающей среды
6. Загрязнение, характеризующееся наличием твердых веществ, оказывающих загрязнение среды без физико-химических последствий
7. Чья деятельность пагубно сказывается на окружающем мире
8. Загрязнение, при котором изменяются физические параметры среды
10. Загрязнение окружающей среды, которое электростанции и заводы используют для охлаждения оборудования

Кроссворд «Экологические определения»

По горизонтали
3. Наука о взаимодействии между организмами и окружающей средой
4. Организмы, главным образом бактерии и грибы, в ходе своей жизнедеятельности превращающие органические остатки в неорганические вещества
5. Совокупность взаимоотношений между видами, получающими от этого пользу
8. Определенная группировка растений, приспособленная к определенным условиям местообитания и четко ограниченная от окружающей действительности
9. Последовательная необратимая смена биоценозов, преемственно возникающих на одной и той же территории в результате влияния природных факторов или воздействия человека
10. Химические вещества, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорняками и т.п
11. Форма взаимоотношений разных организмов, один из которых является паразитом, а другой хозяином
14. Выносливость вида по отношению к колебаниям какого-либо экологического фактора
15. Любое единство (самого разного объема и ранга), включающее все организмы (т. е. биоценоз) на данном участке (биотопе) и взаимодействующее с физической средой таким образом, что поток энергии создает четко определенную трофическую структуру, видовое разнообразие и круговорот веществ (т. е. обмен между биотической и абиотической средой) внутри системы
16. Растения – автотрофы и организмы – хемотрофы, производящие органическое вещество из неорганических соединений
17. Сожительство двух популяций живых организмов, когда ни одна из них не испытывает влияния другой
18. Совокупность всех вод Земли: материковых, океанических и атмосферных
20. Природный географический комплекс определяемый как сравнительно небольшой специфичный и однородный участок земной поверхности, ограниченный естественными рубежами, в пределах которых природные компоненты находятся в сложном взаимодействии и приспособлены друг к другу

По вертикали
1. Способность организма или системы организмов поддерживать устойчивое (динамическое) равновесие в изменяющихся условиях среды
2. Совокупность особей определенного вида, в течение достаточно длительного времени населяющих определенное пространство, внутри которого практически осуществляется та или иная степень панмиксии и которая отделена от других таких же совокупностей особей той или иной степенью давления той или иной формы изоляции
6. Слой атмосферы в пределах стратосферы, лежащей на высотах 7–8 км на полюсах, 17–18 км на экваторе и до 50 км (с наибольшей плотностью озона на высотах 20–22 км) над поверхностью планеты
7. Оболочка Земли, состав, энергетика и организация которой обуславливаются взаимодействием ее биотического и абиотического компонентов
12. Часть биосферы, коренным образом преобразованная человеком в технические и хозяйственные объекты
13. Любое антагонистическое отношение, связанное с борьбой за существование, за доминирование, за пищу, пространство и другие ресурсы между организмами (видами), нуждающимися в одних и тех же ресурсах
19. 0рганизмы, способные жить без доступа свободного кислорода

1. Какой ученый первым высказал мысль о том, что в центре Вселенной находится Солнце?
а) Аристотель
б) Аристарх Самосский
в) Клавдий Птолемей
2. В водной среде обитают:
а) дельфин
б) колибри
в) шмель
г) речной рак
3. Укажите многоклеточных животных:
а) мышь
б) морская звезда
в) амеба
г) инфузория
4. Кто такие динозавры?
а) древние земноводные
б) одна из групп древних пресмыкающихся
в) древние млекопитающие
5. Развитие жизни на Земле началось:
а) 300 млн лет назад
б) 3,5 млрд лет назад
в) 10 млрд лет назад
г) 2000 лет назад
6. К беспозвоночным животным относятся:
а) черви
б) жуки
в) лягушки
г) рыбы
7. Каково значение озонового слоя Земли?
а) защищает планету от падения метеоритов
б) защищает живые организмы от губительного излучения
в) предохраняет планету от потери тепла
8. Развитие жизни на Земле началось :
а) в океане
б) в воздухе
в) на суше
9. Гидросфера — это оболочка Земли:
а) водная
б) воздушная
в) твердая
10. Характерные для тайги животные:
а) тушканчик
б) соболь
в) кедровка
г) глухарь
11. Что изучает наука “Экология”?
а) вещества и их превращения
б) природу земной поверхности
в) связи между организмами и окружающей средой, между человеком и природой
12. С какими облаками связано выпадение осадков?
а) с перистыми
б) со слоистыми
в) с кучевыми
13. Что называют климатом?
а) многолетний режим погоды, характерный для данной местности
б) состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент
в) движение воздуха вдоль поверхности Земли
г) гигантские атмосферные вихри
14. Укажите организмы, составляющие сообщество толщи воды:
а) кальмары
б) планктонные водоросли
в) удильщики
г) морские ежи
15. Кто изученых первым предположил, что Земля имеет форму шара:
а) Аристотель
б) Птолемей
в) Пифагор
16. Укажите представителей тундры:
а) ягель, карликовая береза, лемминг, белая сова
б) ель, кедровая сосна, кедровка, соболь
в) дуб, лещина, кабан, жук-олень
17. Самый большой материк:
а) Евразия
б) Антарктида
в) Южная Америка
г) Северная Америка
д) Австралия
е) Африка
18. Назовите самое богатое видами природное сообщество:
а) тропический лес
б) тайга
в) пустыня
г) смешанный лес
19. Самая маленькая планета Солнечной системы — это:
а) Нептун
б) Уран
в) Плутон
г) Меркурий
20. Земля состоит из:
а) ядра, земной коры
б) ядра, мантии, земной коры
в) мантии, земной коры
г) ядра, мантии

videouroki.net

Популярное:

  • Приказ минсельхоза 549 Приказ минсельхоза 549 Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 марта 2009 г. N 13476 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 16 декабря 2008 г. N 532 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КЛАССИФИКАЦИИ ПРИРОДНОЙ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ЛЕСОВ И […]
  • Приказ об экскурсиях в доу Приказы по основной деятельности вот такие приказы мы пишем на начало учебного годаhttp://dump.ru/file/3449441 Светит солнце на планете, наше солнце- наши дети! Девочки! А нет ли у Вас приказа о вывозе детей за пределы детского […]
  • 1 патентный закон Статья 1345. Патентные права 1. Интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются патентными правами. 2. Автору изобретения, полезной модели или промышленного образца принадлежат следующие […]
  • Приказ 900 действует Приказ 900 действует В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к […]
  • Правило внутреннего распорядка оао ржд Правило внутреннего распорядка оао ржд ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" ПРИКАЗ от 26 июля 2012 г. N 87 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА РЕГИОНАЛЬНЫХ СЛУЖБ (ОТДЕЛА) РАЗВИТИЯ ПАССАЖИРСКИХ СООБЩЕНИЙ И […]
  • Федеральный закон о наркотических средствах и психотропных веществах 1998 Федеральный закон о наркотических средствах и психотропных веществах 1998 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВАХ» Принят Государственной Думой 10 декабря 1997 года […]
  • Приказ минздравсоцразвития россии от 17 декабря 2010 г n 1122н Приложение N 1. Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств Информация об изменениях: Приказом Минтруда РФ от 7 февраля 2013 г. N 48н в приложение внесены изменения Приложение N 1к […]
  • Страховка от укуса клеща Страхование от клеща.Челябинск П редлагаем страховой полис по программе добровольного медицинского страхования Стоимость полиса «Антиклещ»: Страховая сумма, руб. Страховая сумма 1 000 000,00 руб. самая большая в […]