Международный конфликт и способы его разрешения

Международный конфликт и способы его разрешения

Мирное разрешение конфликта включает такие пути и методы:

— достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций;

— соглашение, основанное на взаимных уступках; — истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта;

— обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.

В то же время предпринимаются в расчёт и дополнительные международные правила — не способствовать осложнению или разрастанию спора, а урегулирование спора, конфликта или кризиса не должно нести в себе угрозы миру и безопасности.

Приведён перечень общепризнанных средств урегулирования международных споров согласно статье 33 Устава ООН: переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или мирные средства по своему выбору.

Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, таким образом, переговорочный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений. Наиболее эффективным методом их проведения является соглашение на основе компромисса.

Существуют также консультации для поиска компромиссных решений.Следственная и согласительная комиссии представляют собой разновидность международной примирительной процедуры.

Международный арбитраж — одно из старейших средств мирного разрешения международных споров, представляющее собой согласованную сторонами передачу их спора для разбирательства третьей стороне, решение которой является окончательным и носит обязательный характер для сторон в споре.

Судебное разбирательство в основе своей сходно с третейским.Различие между арбитражем и международным судом заключается в способе формирования, численном составе суда, в других процедурных тонкостях.Основным судебным органом международного сообщества в современных условиях Международный Суд ООН.

Региональные органы (такие, как Межпарламентская ассамблея СНГ, Лига арабских государств, Организация африканского общества, Организация американских государств) являются важными инструментами урегулирования международных споров и конфликтов.Если данный спор может представлять собой угрозу для международного мира и безопасности, стороны в споре должны передать его на рассмотрение Совета Безопасности ООН.Этот орган полномочен, давать сторонам рекомендации относительно надлежащей процедуры и методов урегулирования спора, а также рекомендовать целесообразные условия урегулирования.

Еще один вариант выхода из конфликта — это его саморассасывание, то отмирание без осуществления каких-либо изменений.

Ну и наконец огромную роль в предотвращении конфликтов и в межэтническом согласии в современных условиях играют средства массовой информации

uchebnik-online.com

§ 2. Разрешение международных конфликтов

Наиболее сложными для разрешения представляются международные конфликты, в которых соперничество и насилие играют главную, если не решающую, роль. В них зачастую тесно переплетены расовые, классовые и групповые, национальные, территориальные и иные интересы.

В последние десятилетия в понимании международных конфликтов наметились заметные перемены. Возникла и широко распространилась идея, что существующие противоречия всегда можно разрешить взаимоприемлемыми и всеохватывающими средствами, связанными с мирным выбором.

Однако мировой опыт чаще свидетельствует об обратном. Достаточно в этой связи упомянуть военную акцию НАТО против Югославии (1999). Тем не менее сама идея исключить насилие конструктивна и полезна и для развития теории конфликтологии, и для практических целей, поскольку она стимулирует поиск мирных решений.

При выборе мирного способа решения представляется желательным четко очертить открыто проявляемые противоречия: ими гораздо легче управлять, чем скрытыми. Кроме того, всегда следует стремиться рассматривать противника (и любого другого участника конфликта) как партнера, а не как врага, подлежащего уничтожению. Тогда стороны начинают понимать, что безопасность может быть полной только в том случае, если обеспечена безопасность противоборствующей стороны.

Подобный подход, кажется, в какой-то степени восторжествовал в таком застарелом конфликте, как арабо-израильский. Элементы новых взаимоотношений наблюдаются и в российско-американских отношениях последних лет. Подобного заключения, разумеется, нельзя сделать об армяно-азербайджанском, грузино-абхазском конфликтах, а также о конфликтах на территории бывшей Югославии, где иррациональные моменты все еще преобладают.

Новое в разрешении международных конфликтов обычно связывают с различением, «разведением» двух основных подходов.

Т р а д и ц и о н н ы й связан с разрешением противоречий, лежащих в основе конфликта, и согласуется с существующими социальными теориями, в которых достаточно полно отражены происходящие в мире изменения. Второй подход выработан в последние годы. Он связан с идеей «миросозидания», направленной на всеобъемлющее миротворчество, а также (в узком смысле) на ограничение самой возможности вооруженного конфликта. Методы миросозидания, направленные на ограничение вероятности вооруженных конфликтов, включают в себя постоянные поиски объединяющих начал и развитие институциональных способов избежания конфликтов. По-видимому, этот подход особенно перспективен для будущих типов отношений между государствами и народами. Частично он уже апробирован (ввод войск в Боснию, разъединение враждующих сторон в Абхазии и Южной Осетии, греческой и турецкой общин на Кипре и т.д.) и показал свою, хотя и относительную, эффективность. Что касается создания объединяющих начал, то главная проблема всегда заключается в необходимости согласия всех сторон.

Своевременное воздействие на конфликтную ситуацию обычно предотвращает появление кризиса. Так, ряд конфликтов, назревших в 70-80-е гг. между отдельными республиками (Армения — Азербайджан, СССР—Прибалтика), могли быть вовремя смягчены различными путями и методами. В арсенале правящих кругов имелись, но не были использованы такие приемы, как создание «предохранительных клапанов», поиск условий для открытого выявления конфликтов на ранней стадии, в том числе принятие законов о трудовых конфликтах, о гражданстве и др. Тогда недопустимо обострили конфликтную ситуацию ложная информация, демагогия, слухи, поощрение националистических устремлений.

И, наконец, другая важная особенность разрешения международных конфликтов. Непрекращающиеся попытки построить мировой порядок на основе разделения сфер влияния чаще всего приводили к смягчению конфликтов, но не к их исчезновению.

Однако события последних двух десятилетий говорят о том, что любое подобие международного правопорядка существует лишь в рамках структуры, позволяющей использовать силу государств, в том числе и ведущих, всегда готовых пойти на решительные действия.

Акты открытого вмешательства демонстрировали США (Иран, Панама, Сомали и др.), Танзания (Уганда), Турция (Кипр), Вьетнам (Камбоджа) и др.

Международному сообществу предстоит решить трудную задачу, связанную с выработкой процедур принятия решений, а главное — надзора за осуществлением актов вмешательства каждый раз, когда под угрозу будут поставлены национальные интересы конкретных стран.

Разработка таких процедур может привести к реформам Совета Безопасности, с тем чтобы он отражал новую расстановку сил в мире, создал условия для всех великих держав в плане учета интересов безопасности каждой из них и провозглашения приверженности международному праву.

Нынешний состав Совета Безопасности не позволяет ему претендовать на легитимность в ряде регионов мира. Такие крупные державы, как 1ёрмания, Япония и Индия, .»чье влияние на мир и международную безопасность весьма значительно, не являются его постоянными членами. Целые континенты — Африка и Латинская Америка — не представлены в Совете ведущими державами этих двух континентов.

США настаивают на том, чтобы статус постоянного члена предоставлялся лишь государствам, готовым внести значительные финансовые средства, т.е. своим стратегическим союзникам. Расчет строится как на участии Германии и Японии в миротворческих операциях, так и на увеличении финансовых взносов со стороны других крупных держав.

Если же применения силы избежать нельзя, США и их союзники предлагают полагаться на великие державы и военные блоки (НАТО), а не на ООН, т.е. предоставлять полномочия сильным государствам, готовым действовать с учетом своих интересов в целях принудительного обеспечения решений мирового сообщества.

Поскольку между крупными державами не существует более высоких политических и экономических барьеров и поскольку большинство стран стремится сейчас к расширению национального могущества за счет интенсивного экономического развития, а не территориальных завоеваний, мировое сообщество получило шанс заручиться согласием крупных держав на применение силы лишь в соответствии с нормами международного права.

Остается надеяться, что не во всех случаях великим державам придется прибегать к подобным актам вмешательства. Миру, скорее всего, придется столкнуться с непрекращающимися волнениями сразу в нескольких точках планеты, полагаясь в максимально возможной степени на диалог, посредничество и гуманитарную помощь.

Как бы ни были важны усилия руководителей держав к примирению и сотрудничеству, на них оказывают значительное влияние внутренние силы и вполне объяснимые формальность и официальность. Эти ограничения могут быть сняты так называемой народной дипломатией, существующей, как правило, параллельно с официальной. Этот вид регулирования международных конфликтов может быть эффективным, поскольку улучшает взаимопонимание и доверие на разных уровнях путем переговоров, обмена визитами, совместных проектов, организации культурной и материальной помощи и т.д. Обычно подобного рода деятельностью занимаются отставные политические лидеры, бывшие дипломаты, ученые, деятели культуры, экологи, медики.

Усилия народной дипломатии демократичны, гибки и поэтому достаточно результативны. Однако они длительны по времени и не всегда структурированы и требуют поддержки со стороны государственных органов.

lib.sale

Международный конфликт и способы его разрешения

Функционирование современного международного общества невозможно без противостояния позиций и взглядов, присущих определенным субъектам. Толкование определенных вопросов, имеющихся в практике международных отношений, отримуют во отличные оценки со стороны участников процесса. Логическим следствием этого является противоречия и конфликты (рис 154). Эти конфликты иногда приводили к опасным международных кризисов и вооруженной борьбы, сприч инялы серьезные и опасные последствия. Некоторые из них оказались устойчивыми, продолжались на протяжении лет и десятилетий, другие затихали на определенное время и при определенных условиях начинались с новой сило силою.

Ученые утверждают, что за последние 5,5 тыс. лет человечество жило в мире максимум 300 лет течение этих 55 веков на нашей планете произошло 14,5 тыс. войн (из них две мировые), в которых погибло в 3600000000 человек. За годы, прошедшие после окончания. Второй мировой войны, в мире произошло более 250 войн, в которых участвовали более 90 государств, а человеческие потери составили более 35 млрд осиосіб.

Несмотря на то, что в середине XX в возникла определенная тенденция к снижению общего количества конфликтов на планете (так, если 1989 г насчитывалось 36 крупных вооруженных конфликтов в 32 районах мира, а 1995 г их было. ЗО в 25), проблему их мирного урегулирования не снят с повестки дня. Более того, конец XX и начало XXI века ознаменовались рядом серьезных мих між

народных кризисов, которые в совокупности существенно усиливают международное напряжение (Косово,. Чечня,. Афганистан,. Ирак и др.). Хотим мы этого или нет, в развитии мирового сообщества существовали и будут существовать пробле еми. Важно, как их решают. Есть способы их разрешения: через насилие, вооруженные конфликты, или мирным дорожнохом.

Можно выделить несколько основных причин международных конфликтов: несовершенство человеческой природы; бедность и неравенство в благосостоянии народов разных стран; социально-экономический и политический строй государств вы, уровень его культуры и цивилизованности; неустроенность международных отношений.

Практика международных отношений свидетельствует, что в основе противоречия изредка лежит какой-то один фактор. Источником противоречий основном являются интересы определенных государств, экономических союзов, а также военно-пол литических блоков. Предметом разногласий часто являются территории и границы (о. Коса. Тузла, 2003 p), стремление занять доминирующее положение в регионе, противостояние экономических, политических интересов стран р озвиваються, негативные этнические стереотипы, религиозные противоречияіччя.

С. Хантингтон, выделяя западную, японскую, исламскую, славянско-православную и африканские цивилизации, считает, что основные конфликты в будущем проходить между странами разных культурно-цивилизационных лизацийних типов. Образец таких конфликтов. С. Хантингтон видит на. Балканах, где, по его мнению, идет борьба между народами западной (словенцы, хорваты), славянско-православной (сербы, черногорцы) и мусульманской (боснийские мусульмане) цивилизацийцій.

Итак, сейчас международные отношения все еще остаются сферой несовпадений интересов, соперничества, непредсказуемости, конфликтов и насилия. Можно утверждать, что международный конфликт — это столкновение дв. Вох или более разнонаправленных сил с целью реализации целей и интересов в условиях противодействияї.

Субъектами международного конфликта могут быть государства, межгосударственные объединения, международные организации, организационно оформленные общественно-политические силы внутри государства или на международной арене

Понимание природы международных конфликтов и нахождение способов их решения требует, кроме объяснения их причин, выяснения глубины и характера самого конфликта, в значительной мере достигаются вспом мощью их классификации распространенной на. Западе традиционная типология конфликтов, согласно которой различают: международный кризис; конфликты малой интенсивности терроризм; гражданскую войну и революцию приобретающих международный характер; войну и мировую войну.

. Международный кризис — это конфликтная ситуация, при которой: затрагиваются жизненно важные цели действующих субъектов международной политики, для принятия решения субъекты имеют крайне ограниченное время, события обычно развиваются непере едбачувано; ситуация, однако, не перерастает в вооруженный кон.

Итак, кризис — это еще не война, а скорее, пример ситуации»ни мира, ни войны»Это такой вид отношений между субъектами международных отношений, при котором одна из сторон не желает войны или насилия, но обид две считают свои цели достаточно весомыми, чтобы рисковать ради них возможным решением войнанням війни.

Конфликты малой интенсивности. Отношения между государственными и негосударственными субъектами довольно часто омрачаются мелкими стычками на границах, индивидуальным или небольшим групповым насилием их опасности. ЭКУ начали понимать только сегодня. Она заключается в том, что, во-первых, такой конфликт может превратиться в полномасштабный. Во-вторых, при современных военных вооружениях даже конфликт малой интенсивности и может привести к большим разрушениям. В-третьих, в условиях тесной взаимосвязи современных независимых государств нарушение мирной жизни в одном регионе влияет на все остальные. Например, советско-китайские пр икордонни конфликтфлікти.

Терроризм. Основная его цель — это решение спора. Многие государства поддерживают террористическую деятельность -. Иран,. Ливия,. Сирия. Все они отрицают свою причастность к терроризму, однако отвоевывают право так оротися вооруженными методами против»американского империализмаіалізму».

Гражданская война и революция — это конфликты в самом государстве между двумя или более сторонами из-за разногласий взглядов относительно будущего строя этого государства или клановых противоречий время, в гражданских х войнах обычно хотя бы одна из воюющих сторон получает поддержку от зарубежных политических сил, причем внешние субъекты политики часто жизненно заинтересованы в конкретном результаті.

Гражданские войны и революции занимают специфическое место в любой типологии войн и насилия: они очень жестокие и кровавые. Согласно исследованиям, 10 из 13 наиболее смертоносных конфликтов XIX и и XX вв были именно гражданскими войнамми.

Война — это крупномасштабный конфликт между государствами, которые стремятся достичь своих политических целей с помощью организованной вооруженной борьбы. Мировая война возникает, когда в военный конфликт вовлекаются я группы государств, преследующих глобальные цели, она приводит к значительным человеческим и материальным утратитт.

Можно выделить следующие фазы развития конфликта:

Первая фаза конфликта — это формирование отношения противоположных сторон друг к другу, которое обычно выражается в более или менее конфликтной форме

Вторая фаза — это субъективное определение конфликтующими сторонами своих интересов, целей, стратегий и форм борьбы для разрешения противоречий

Третья фаза — связанная с привлечением к конфликту экономических, политических, идеологических, психологических, моральных, правовых, дипломатических средств, а также других государств, через блоки или договоры

Четвертая фаза — предполагает нарастание борьбы до наиболее острого политического уровня — международного политического кризиса, который может охватить отношения непосредственных участников, государства определенного региона, других х регионов. На этой фазе возможен переход к применению военной силыи.

Пятая фаза — международный вооруженный конфликт, который может развиться до высокого уровня вооруженной борьбы с применением современного оружия, возможным привлечением сообщников

На любой из указанных фаз может начаться альтернативный процесс развития, который может воплощаться в переговорный процесс и приводит к ослаблению и ограничение конфликта

Итак, вооруженные конфликты стоят человечеству крайне дорого как в человеческом, так и в материальном измерениях. Перед человечеством возникла потребность найти способы избежать вооруженного разрешения противоречий. Для успе ишного преодоления конфликтов необходимы прежде взаимопонимания, взаимные уступки и компромиссы конфликтующих сторон. Эффективное решение конфликта обусловлено наличием у каждой из сторон позиции, оп нае необходимость компромиссов, границы компромиссных уступок, характер и объем возможных взаимных компенсаций за эти уступки. Конфликт не может быть разрешен, если одна или обе стороны будут глухи к предложений своего партнера на переговораорах.

К сожалению, вечный мир сегодня остается иллюзией. Имеющиеся взгляды политических деятелей на то, как именно достичь мира. Например, с помощью религии можно избавиться агрессивности и вооруженных конфликтов. Другие подчеркивают необходимость укрепления социально-политической системы внутри страны, необходимости достичь большего социального равенства и таким образом преодолеть конфликт. Некоторые считают, что для поддержания мы ру нужно накапливать оружие. Популярна идея создания всемирного государственного порядка, т.е. определенной организации, иметь высшую власть в решении мировых проблем и сможет заставить субъектов международных отношений выполнять ее решения, с целью избежания вооруженных конфликтов. И второй вариант — переговоры как путь к урегулированию конфликтеліктів.

урегулирования международных конфликтов сегодня способствуют также некоторые объективные тенденции мирового развития. Во-первых, в мире, в том числе и у непосредственных участников конфликтов, возникает понимание беззмист товности и опасности военных методов решения спорных вопросов. Поэтому стороны, которые конфликтуют, обычно переходят к политическому диалогу на переговорах. Во-вторых, усиливаются интеграционные об этом си, разрушаются межгосударственные и межрегиональные барьеры, снижает уровень конфронтации и создает условия для формирования региональных и международных союзов, ассоциаций, объединений государств, таких как. Европейская содружество т.д., ставящие целью координации действий, объединения сил и возможностей для обеспечения более тесного сотрудничества, которая уменьшает вероятность конфликтных ситуациицій.

Статьей 33. Устава. ООН определены пути регулирования международных противоречий и конфликтов, которые могут привести к нарушению мира и спокойствия между народами. Этот документ обязывает членов. ООН соблюдать я принципов справедливости и права, чтобы на этой основе путем переговоров, всесторонним изучением проблемы, привлечением разнообразных посредников и арбитров искать и находить выходы, безусловно, придерживается сражаясь судебной процедуры и мирно регулируя проблему. При этом основная роль принадлежит дипломатическим службам. В процессе переговоров конфликтную ситуацию можно решить односторонними или взаимными поступкам и, другой приемлемой формой компромисса. Стороны, которые конфликтуют, могут достичь окончательного согласия, констатируя (изначально) факт наличия проблемы. Следовательно, регулирование дела поручают доверенным предста вник (глава государства, глава правительства, министр иностранных дел, посол). Работу в этом направлении можно продолжить обменом дипломатическими нотами. Для разрешения противоречий могут быть привлечены также дру х заинтересованных сторон. Именно так в свое время было решено конфликт на. Корейском полуострове, и наиболее кровопролитный — в. Индокитаяндокитаї.

Если же деятельность дипломатов не увенчивается успехом, а напряженность в отношениях враждующих сторон угрожает безопасности в мире, или, если стороны не поддерживают дипломатических отношений, в процесс решения ния противоречия может присоединиться третья сторона-посредник. Она может делать это по собственной инициативе, или — по просьбе заинтересованных сторон. С такой миссией выступают как государства, так и международные орга ции, политические деятели, пользующиеся доверием и авторитетомом.

К наиболее известным попыток мирного разрешения международных противоречий принадлежит посредничество. ООН в деле. Афганистана. После непростых длительных переговоров в. Женеве 1988 г подписан условие при участии. Афганис состояния,. Пакистана, сена,. СССР о выводе войск (130 тыс.), что и произошло в начале 19899 р.

По оценке многих источников и причин напряженности в международных отношениях можно сделать выводы. Во-первых, в практике разнообразных и многогранных международных отношений противоречия — явление привычное. По-. Во-вторых, руководители государств в определенных ситуациях без колебаний принимают решение о применении силы, вместо того, чтобы прибегать к нормам международного права, которые позволяют решить противоречие в междуна дних отношениях иначе мирным урегулированием конфликтной ситуации. Итак, научный анализ многочисленных международных противоречий и конфликтов не добавляет оптимизма. Ведь каждый из них может стать существенным стираешь кодой на пути строительства нового международного порядка. Все же, опыт показывает, что международное сообщество обладает испытанными средствами мирного урегулирования международных суперечностеостей.

Итак, факторы, способствующие преодолению конфликтов и конфликтных ситуаций, имеют как объективный, так и субъективный характер. Это прежде общая международная обстановка и заинтересованность конфликтующих в. Торин в преодолении конфликта. Это также степень развития демократии в обществе и осознание необходимости ликвидировать причины, которые привели к конфликту, это наличие правительства, которому доверяет народ, это с датнисть государства или международных структур консолидировать национальные, региональные и международные политические силы вокруг программы выхода из конфликтату.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

uchebnikirus.com

Международные конфликты и способы их разрешения

В данной теме изучаются материалы, посвященные так называемой теории конфликтов. С крахом биполярной системы участие в региональных конфликтах и процессы их урегулирования превратились в ключевую проблему деятельности крупных международных организаций, в одно из важнейших направлений внешней политики ведущих мировых держав.

Характеризуем причины международных конфликтов. Причинами этих конфликтов ученые геополитики называют конкуренцию государств, несовпадение национальных интересов; территориальные притязания, социальную несправедливость в глобальном масштабе, неравномерное распределение в мире природных ресурсов, негативное восприятие сторонами друг друга, личную несовместимость руководителей и пр.

Для характеристики международных конфликтов используется различная терминология: «враждебность», «борьба», «кризис», «вооруженное противостояние» и пр. Общепринятого определения международного конфликта пока не существует.

Изучаются положительные и отрицательные функции международных конфликтов.

В период холодной войны понятия «конфликт» и «кризис» являлись практическим инструментарием для решения военно-политических проблем противостояния СССР и США, снижения вероятности ядерного столкновения между ними. Существовала возможность сочетать конфликтное поведение с сотрудничеством в жизненно важных областях, находить пути деэкскалации конфликтов.

К числу положительных функций конфликтов можно отнести: 1.

Предотвращение стагнации в международных отношениях. 2.

Стимулирование созидательных начал в поисках выходов в сложных ситуациях. 3.

Определение степени рассогласованности интересов и целей государств. 4.

Предотвращение более крупных конфликтов и обеспечение стабильности путем институционализации конфликтов малой интенсивности.

Деструктивные функции международных конфликтов усматриваются в том, что они: 1.

Вызывают беспорядок, нестабильность и насилие. 2.

Усиливают стрессовое состояние психики населения в странах- участницах. 3.

Порождают возможность неэффективных политических решений.

Рассматриваются вопросы, связанные со способами урегулирования

В качестве наиболее эффективных способов выступают:

Сокращение и прекращение поставок оружия сторонам конфликта.

Организация свободных выборов.

Самые масштабные конфликты последних десятилетий выходящих за рамки локальных — это конфликты, возникшие на религиозной основе. Далее кратко характеризуем каждый из них.

В заключении изучения темы исследуем природу миротворчества.

Задачи миротворчества — помочь конфликтующим сторонам разобраться в том, что их разъединяет, насколько объект спора заслуживает конфронтации и нет ли способов решить его мирными средствами — переговорами, услугами посредников, апелляции к общественности и, наконец, обращением в суд.

Подлинное миротворчество предполагает также оказание конфликтующим сторонам помощи кадрами, финансовыми средствами, поставками продовольствия, медикаментов, обучения персонала, содействие в проведении выборов, референдумов, обеспечением контроля за соблюдением соглашений. Все эти миротворческие процедуры были опробованы в операциях ООН многих «горячих точек» планеты.

Современным политикам и геополитикам предстоит разработать концепцию миротворчества с акцентом не на военно-политической стороне дела, а на формулировании совокупности мер по предотвращению и урегулированию конфликтов.

Эффективное, адекватное обстоятельство миротворчества призвано стать одним из существенных факторов формирования новой международной системы.

Источники информации 1.

Арбатов А. Г. Безопасность: российский выбор. М., 1999. 2.

Воронов К. Европа и Россия после Балканской войны 1999 г. // МеиМо. 2000. № 4. 3.

Дробот Г. А. Кунинси Райт о конфликтах и стабильности в международных отношениях // Социально-политический журнал. 1991. № 1. 4.

Егорова Е. В. США в международных кризисах (политико- психологический аспект). М., 1988. 5.

Загладин Н. В. «Новый мировой беспорядок» и внешняя политика России // МеиМо. 2000. № 1. 6.

Занегин Б. Н. США и Китай: конфликтный потенциал // США— Канада. № 3—4. 7.

Занегин Б. Н. США в региональных конфликтах. Малые войны большой политики // США—Канада. 1999. № 8. 8.

Ильин М. В. Война в Югославии: от жертвоприношения армии к самоубийству Запада // Полис. 1999. № 2. 9.

Кременюк В. А. Об исследовании международных конфликтов // США—Канада. 2001. № 2. 10.

Кременюк В. А. Установление мира: свет и тени современного миротворчества // США: экономика, политика, идеология. 1999. № 3. 11.

Международные конфликты современности. М., 1983. 12.

Самуйлов С. М. После югославской войны: размышления о России, США, Западе в целом // США—Канада: экономика, политика, культура. 2000. № 3. 13.

Салленберг М., Валленштейн П. Крупные вооруженные конфликты // Ежегодник СИПРИ. М., 1997. 14.

Степанова Е. Интернационализация локально-региональных конфликтов // Международная жизнь. 2000. № 11. 15.

Уткин А. И., Воронцов М. Ю. Новые параметры мирового противостояния // США—Канада. 1997. № 8. 16.

Уткин А. И. Американская стратегия для XXI века. М., 2000. 17.

Фельдман Д. М. Конфликты в мировой политике. М., 1997. 18.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. № 1. 19.

«Цивилизационная модель» международных отношений и импликации // Полис. 1995. № 1. 20.

Шустов В. Способна ли ООН вести войну? // Международная жизнь. 2000. № 11. 21.

Шишов А. В. Военные конфликты ХХ века (от Южной Африки до Чечни). М., 2006. 22.

Этнические и религиозные конфликты в Евразии: Сб. ст. в 3-х кн. М.: Весь мир, 1997.

uchebnik.online

Методы разрешения конфликта в международных спорах

Международное право: мнение эксперта

Эта статья находилась в архивах редакции журнала более двух лет. Потом редакция журнала не могла получить одобрение на публикацию материала в редакционном совете. Причина прозаическая: не соответствие заявленной специализации издания – тематики статьи. Но поле известных событий на Украине мы решили опубликовать мнение специалиста, чьи научные подходы и знания нам показались наиболее компетентными, даже с учетом прошедших лет. Представляем материал Радомира Ганича, в настоящее время работающего в системе МИДа России о сущности разрешения конфликтных споров в международных отношениях.

Методы разрешения конфликта в международных спорах

Урегулирование конфликта – стратегия, направленная на «определенное компромиссное решение спора, которое, хотя и не полностью соответствует целям каждой из сторон, позволяет им достичь некоторых, если не всех, первоначальных целей. Обращаясь к этой стратегии, государства осуществляют политику, нацеленную на создание условий, позволяющих добиваться решения конфликта: возвращения к ситуации, существовавшей до его начала, принятия новых правил поведения или введения необходимых изменений и поправок в старые правила, способствующие достижению мира.

Процесс решения конфликтов не может останавливаться на стадии контроля. Отсутствие прогресса в процессе урегулирования, приводящее конфликт в состояние тупика, является результатом чаще всего традиционалистской ориентированности руководства сторон на иерархические отношения, порождающей их подозрительность и недоверие друг к другу в условиях практически отсутствующего общественного контроля.

Совместно с контролем методы урегулирования наполняют содержанием концепцию решения конфликтов в контексте реалистического сценария конфликтного анализа. Иначе говоря, эта стратегия характерна для отношений статусного типа, в которых государства исходят из принципа суверенного равенства, что позволяет им, участвуя в конфликтах, рассчитывать, по крайней мере, на свое самосохранение в качестве участников международной системы.

По этой причине процесс упразднения государствами права на войну исторически сопровождался формированием их международного обязательства использовать в своих взаимоотношениях лишь мирные средства урегулирования конфликтов.

Поскольку именно дипломатия есть ни что иное, как «ведение дел между государствами с помощью мирных средств, становится ясно, что современный международный правопорядок придает осуществляемым средствами дипломатии переговорам значение совместного межгосударственного процесса, призванного предупредить обращение к угрозе силой или применению силы со стороны участников этого процесса.

В зависимости от характера решаемого конфликта переговоры как средство урегулирования могут выполнять процедуры согласования, компромисса и арбитражного решения.

Согласование средствами переговоров становится необходимой процедурой в случае конфликта ценностей, когда без изменения образа сторон друг о друге, их конфликтных установок в отношении факта несовместимости своих целей невозможно надеяться на решение конфликта.

Процедура компромисса рассчитана уже на урегулирование конфликта интересов, в котором стороны, часто ввиду недостатка ресурсов для продолжения конфликта, исходят из концепции «игры с позитивной суммой», позволяющей каждой из них снизить уровень или интенсивность конфликта, не жертвуя при этом своими жизненными интересами.

Политический характер подобных конфликтов отнюдь не исключает возможности их компромиссного решения на основе международного права. С этих позиций правовые споры безусловно более предрасположены к урегулированию, в том числе при помощи процедур арбитражного или судебного решения, включая соответствующие институты ООН и других международных организаций.

Понятие принципа мирного разрешения международных споров.

Важнейшим признаком основных принципов международного права является их нормативность, выраженная в совокупности определенных общеобязательных правил поведения субъектов международного права во всех сферах международных отношений.

В силу своей значимости как основополагающих, конститутивных начал современного международного права основные принципы являются юридической базой для развития международного правотворчества, для создания новых международных норм, развивающих и конкретизирующих их положения.

Исходя из этого основные принципы можно определить как объективно обусловленные закономерности развития международных отношений, важнейшие свойства международного права, выражающие его сущность и определяющие содержание международно-правовых норм и институтов, закрепленные в исторически сложившейся системе международного права, как нормы наиболее общего, универсального характера, имеющие основополагающее значение, нормы императивные, являющиеся в силу этого важнейшим критерием международной законности.

Это определение целиком относится и к принципу мирного разрешения международных споров, который не получил пока должной теоретической разработки.

В международно-правовой литературе рассматриваемый принцип трактуется либо как обратная сторона суммы запретов, установленных в п. 4 ст. 2 Устава ООН и охватываемых общим понятием «применение силы», либо его содержание сводится к общей констатации обязанности государств разрешать свои разногласия мирным путем.

Однако первая трактовка принципа мирного разрешения международных споров не дает представления о собственных, позитивных его сторонах, которые делают этот принцип независимым в современном международном праве. Определение понятия принципа мирного разрешения споров, как и всякое научное определение, должно быть позитивным, то есть функциональным, поскольку определение на уровне понятий есть определение содержания этих понятий.

Второе толкование принципа отражает лишь одну (хотя и важнейшую) из его сторон и не раскрывает другие его аспекты и элементы, его внутреннюю анатомию. Что касается международно-правовых актов, то важнейший из них — Устав ООН — закрепляет мирное разрешение международных споров одновременно и как цель, и как принцип Объединенных Наций.

Государства должны, поэтому стремиться к скорейшему и справедливому разрешению международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору.

Анализ указанных международных актов позволяет выделить следующие слагаемые (основные компоненты) принципа мирного разрешения международных споров: его юридическое требование; сфера действия; характер урегулирования споров и улаживания ситуаций.

Рассмотрим коротко каждый из них.

1. Юридическое требование принципа — это основанная на совокупности международно-правовых норм всеобщая обязанность субъектов международного права разрешать свои споры и улаживать ситуации исключительно мирными средствами, обусловленная запрещением в международных отношениях силы или угрозы ее применения. Эта обязанность образует костяк, основу принципа мирного разрешения международных споров. При этом государства и другие субъекты международного права обязаны не только мирно разрешать все свои споры и разногласия, но и разрешать их по существу и вовремя.

Это требование современного международного права в равной степени относится не только к спорам, продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности, но и к спорам, не достигшим еще такой степени остроты — «любым» и «местным» спорам. Различие между спорами, угрожающими международному миру и безопасности, и спорами, еще не достигшими такой степени остроты, ни в коей мере не должно истолковываться таким образом, что императивные положения Устава ООН об обязательности мирного разрешения споров не должны относиться к спорам второй категории.

2. Сферу действия рассматриваемого принципа составляют объективно или субъективно обусловленные международные разногласия, конфликты, отличающиеся друг от друга по источникам возникновения, по своей природе, типам, содержанию, структуре и формам проявления. Их многообразие обусловлено многообразием международных противоречий, происходящих в современном мире. Основными разновидностями международных конфликтов выступают спор и ситуации. Категорию международных образуют лишь те споры, которые возникают между субъектами современного международного права: споры между государствами; между государствами и международными организациями; между самими международными организациями; между метрополиями и борющимися за независимость нациями.

Международный спор — это совокупность взаимных и четко сформулированных притязаний и требований двух или нескольких субъектов международного права по конкретным не урегулированным между ними вопросам, касающимся их прав и интересов, толкования международных договоров, понимания международных проблем и тому подобное. Ситуацию можно определить как совокупность обстоятельств объективного характера, вызвавших трения между государствами в географическом районе (регионе) в результате столкновения их противоположных интересов, не связанных с конкретным предметом спора. При ситуации спора в формальном смысле, то есть взаимных контрпретензий сторон, еще нет, но есть объективные условия для его возникновения.

Учитывая, что новая ситуация — это состояние потенциального спора, которая может быть создана в результате уже существующего спора или самим спором, поэтому Устав ООН требует не только мирного урегулирования международных споров, но и улаживания ситуаций и уполномочивает Совет Безопасности в любой стадии спора, имеющего характер, указанный в ст. 33, или ситуации подобного же характера рекомендовать «надлежащую процедуру или методы урегулирования».

Квалифицировать конфликт, то есть установить, является ли он спором или ситуацией, может только Совет Безопасности, который решает эти вопросы как вопросы существа. Поскольку ситуация — явление, вызванное столкновением интересов, а не взаимными притязаниями государств и характеризующееся «отсутствием» сторон, действия Совета Безопасности на данной стадии конфликта направлены, прежде всего, на расследование его обстоятельств и должны основываться на ст. 34 Устава ООН.

3. Урегулирование международных споров и улаживание ситуаций должно проводиться «таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость», и «в согласии с принципами международного права». Формулировки, как Устава ООН, так и Декларации принципов международного права в этом отношении идентичны. Выражение «чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность», очевидно, исключает применение таких методов урегулирования, которые не только не содействуют разрешению спора, но задевают интересы третьих государств и могут создать дополнительные конфликтные ситуации. Важным элементом содержания мирного разрешения международных споров одновременно и как цели, и как принципа Устава ООН и современного международного права является указание на то, что мирное урегулирование должно проводиться на основе справедливости. Если принцип справедливости не будет уважаться, то не может быть никакого урегулирования спора и поэтому мир и безопасность будут находиться под угрозой. Что же следует понимать под справедливостью?

Понятие справедливости имеет исторический характер. Каждый класс создает свое понятие справедливости, стремясь в соответствии с этим понятием строить все отношения в обществе. Категория справедливости пронизывает все стороны жизни данного общества, его политику, философию, мораль, правовую систему. Сказанное относится и к понятию справедливости в международном праве, регулирующем международные отношения, складывающиеся в процессе борьбы и сотрудничества государств с различными социальными системами. Очевидно, что в современную эпоху мирного сосуществования социально разнородных государств справедливость при разрешении международных споров может выражаться лишь в совместных поисках взаимоприемлемых решений, продиктованных исключительно заботой о сохранении мира и развитии дружественных отношений между государствами.

Подлинно справедливым будет только такое мирное разрешение международного спора, которое основывается на разумном компромиссе в международной политике, на основе равноправия, учете взаимных прав и интересов, как спорящих сторон, так и третьих государств, ибо только этим путем государства могут достигнуть международных соглашений, носящих стабильный и прочный характер.

Принцип мирного разрешения международных споров — это важнейшее свойство современного международного права, непосредственно и предельно концентрированно выражающее его сущность как права мирного сосуществования государств независимо от их социальных систем и проявляющееся в основанной на международно-правовом запрещении применения в международных отношениях силы или угрозы ею всеобщей обязанности субъектов международного права разрешать возникающие между ними споры или ситуации исключительно мирными средствами; с правом свободного выбора каждого из них и учетом взаимных интересов друг друга, в соответствии с принципами справедливости и международного право.

Степень несовместимости, или конкуренции, целей во многом зависит от того, является ли конфликтная ситуация результатом «конфликта ценностей» или «конфликта интересов». В первом случае принципиальная разница в системе ценностей, которыми руководствуются стороны, приводит к возникновению «ситуаций глубоко разделенных сообществ» (или к так называемому идеологическому конфликту), порождающих столкновение взаимоисключающих целей. Во втором случае источником несовместимости целей служит, как правило, недостаток в единых для взаимодействующих государств материальных или статусных ценностях, порождающий конкуренцию интересов или их несовместимость по системе приоритетов.

Хотя практически в каждом международном конфликте сочетается столкновение как ценностей, так и интересов, мера такого сочетания объясняет, почему в одних конфликтах стороны нацелены на победу, тогда как в других их цели ограничиваются преобладанием и даже реальным стремлением к миру.

Если реализация ценностей одной стороны исключает возможность реализации ценностей другой стороны, то основанная на этой ситуации цель – победа – либо никогда не будет достигнута, либо приведет к «игре с нулевой суммой», когда выигрыш одной стороны становится возможным за счет уничтожения, разоружения или подчинения оппонента. Ориентация на победу характерна для «завоевательных» войн, направленных на установление господства над территорией или ресурсами другого государства, а также «режимных» войн, нацеленных на свержение правительства в другом государстве. По подсчетам американского исследователя В. Домке, из 61 межгосударственной войны, происшедшей с 1815 по 1986 г., 17 были «завоевательными» и 8 – «режимными». После второй мировой войны практика «завоевательных» войн сходила на нет (последний случай – попытка аннексии Ираком Кувейта в 1991 г.), тогда как удельный вес «режимных» войн возрос (15 из 37 межгосударственных войн).

xn--80ayfipd.xn--p1ai

Популярное:

  • Эссе на тему если бедность мать преступлений то недостаток ума ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ и отправляй его на бесплатную проверку с подробным описанием ошибок и их исправлением! В обмен разреши разместить свою работу на данном сайте анонимно, под псевдонимом или под собственным […]
  • Единоразовое пособие на второго ребенка в 2018 году Детские пособия при рождении второго ребенка в 2018 году Рождение ребенка всегда связано с определенными финансовыми расходами. И не всегда родители сами их покрыть, особенно если в семье рождается второй малыш. В этой ситуации […]
  • Законы о выборах и референдумах Законы о выборах и референдумах Постановление Конституционного cуда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года № 34-П «По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях […]
  • Как подать на алименты куда обратиться Куда и как подать заявление на взыскание алиментов Общеизвестно, что алименты на содержание ребенка обязан платить тот из родителей, у которого ребенок не находится на иждивении. Но, к сожалению, нередко возникает ситуация, […]
  • Приказ минздрава от 17122010 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 г. N 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда […]
  • Закон по тарифам страховых взносов Статья 22. Тариф страхового взноса Информация об изменениях: Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ в статью 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г. Статья 22. Тариф […]
  • Нотариус на улице верейская Нотариус Макарова О.А. Адрес: 121471, г. Москва, Можайское шоссе, д. 33 Телефон: +7 (495) 4434415 Комментарий: часы работы с 9.15 до 17.00 (обед 13.00-14.00), в субботу 9.00-15.00, без обеда. Архив 22 МГНК Нотариус оказывает […]
  • Заявление директора ооо об увольнении по собственному желанию образец Процедура увольнения генерального директора ООО по собственному желанию Увольнение генерального директора по собственному желанию является достаточно затруднительной задачей связанной с бременем ответственности перед […]