Мировые религиозные культуры пособие

Основы мировых религиозных культур. 4 класс

Состав УМК «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс». Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др.

Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс».
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др.

Кликните по картинке, чтобы увеличить её.

Учебник входит в состав завершенной предметной линии «Основы религиозных культур и светской этики». Он разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В учебнике даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей с учётом возрастных особенностей учащихся 4 классов.

Кликните по картинке, чтобы увеличить её.

Рабочая тетрадь включает творческие и проверочные задания, а также исследовательские задания и проекты (индивидуальные и коллективные). Тетрадь поможет четвероклассникам закрепить и углубить знания об основах мировых религиозных культур, развить творческое мышление, отработать универсальные учебные действия, сформировать представления о нравственном поведении, о тех правилах и нормах, на которых должны строиться взаимоотношения с людьми. Тетрадь можно использовать как на уроке, так и во время самостоятельных занятий детей дома в кругу семьи.

Кликните по картинке, чтобы увеличить её.

Методическое пособие – обязательный элемент УМК, включащий в себя изложение теоретических основ учебной работы, а также практические рекомендации по разработке и проведению уроков. Методические пособия по всем модулям ОРКСЭ разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

old.prosv.ru

Основы религиозных культур воспитают лучше, чем этика — эксперты

МОСКВА, 24 мар — РИА Новости, Ольга Липич. Духовные деятели и светские эксперты советуют родителям и школьникам, которые со следующего учебного года начнут изучать предметы из области духовно-нравственной культуры, не замыкаться на модуле «Основы светской этики», а уделить больше внимания «Основам религиозных культур», имеющим, по их мнению, больший образовательный и воспитательный потенциал.

«Уверен, что воспитательный потенциал у «Основ религиозных культур» больше, чем у «Светской этики», — заявил завсектора основ православной культуры Отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви Герман Демидов в пятницу на круглом столе в РИА Новости на тему: «Преподавание основ религий в школах: путь к расколу или гражданскому согласию?»

Упрямые цифры

Участники дискуссии сошлись во мнении, что новый предмет ведет, как задумано и как показала его апробация в 21 регионе, безусловно, к согласию. И хорошо бы, четвероклассники и их родители выбирали из шести предлагаемых им сегодня образовательных модулей — по основам православной, исламской, иудейской или буддийской культур, основам всех мировых религиозных культур или основам светской этики — первые четыре.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Однако данные предварительных исследований, приведенные заместителем председателя Духовного управления мусульман Европейской части России Фаридом Асадуллиным, свидетельствуют, что почти половина россиян делает выбор в пользу «Светской этики».

«В 77 субъектах их 83 выбор модулей уже завершен. И «Основы светской этики» выбрали 47% учащихся. Это надо рассматривать как свершившийся факт. Где было наше общество раньше? Пока не поздно, надо обратить внимание на возможности конфессиональных школ. И государство должно пристально посмотреть на религиозно-ориентированную часть нашего общества, а это очень большой сегмент», — сказал Асадуллин.

По его словам, «Основы мировых религий» выбрали 20% учащихся, «Основы православной культуры» — 28%, исламской — 6%, иудейской — «чуть меньше».

Кроме того, он сообщил, что Духовное управление мусульман Европейской части России «связывалось с регионами, где компактно проживают мусульмане» — и там к разным модулям обсуждаемой предметной области «отношение неоднозначное». «Некоторые директора школ на Кавказе подходят к этому вопросу очень просто: в ауле проживает 99% мусульман, поэтому никакого модуля, кроме «Основ исламской культуры», быть не может», — пояснил Асадуллин.

В Татарстане и Башкирии, по его словам, подход более взвешенный — там больше склоняются к введению «Основ мировых религий» и «Светской этики».

Демидов назвал озвученные цифры «предварительными» и выразил намерение бороться «до конца». «Первоначально в Пензе православие выбрали 0%, но ситуация меняется. В Санкт-Петербурге православие выбрали 9%, а в Ленинградской области — 57%. Это только начало проекта, и в следующем году люди смогут сделать свой выбор еще раз», — отметил представитель РПЦ.

По его словам, «чтобы любить чужое, надо вначале научиться любить свое», и курс по основам православной (или другой религиозной) культуры призван помочь молодежи научиться жить на «информационном сквозняке» (словосочетание диакона РПЦ Андрея Кураева, профессора Московской духовной академии).

Уроки — в квартиры

Раввин Зиновий Коган заявил, что «еврейские дети ушли в подполье от «Основ культуры иудаизма», о чем свидетельствует статистика Минобразования по Москве, Европейской части России и даже Биробиджану — 0%. «Только в Пермском крае, по-моему, 1400 учеников», — сказал Коган, отметив, что исключает специальные школы с еврейским этнокультурным компонентом.

Одной из причин сложившей ситуации — «почему дети и родители выбирают что-то общее» (изучение сразу всех мировых религий или светской этики) — он считает традицию «не выделяться», которая сильна в иудаизме, но в определенной степени присуща и последователям других религиозных и нерелигиозных мировоззрений.

Раввин предложил уроки по основам религиозных культур «перенести в квартиры» — посредством телепередачи для семейного просмотра, например, по воскресеньям.

«Мы должны образовывать детей и родителей одновременно. Было бы здорово, если бы сделали программу. Чтобы не заспанные дети приходили на уроки, а чтобы уроки пришли в каждый дом. Чтобы папа мог посадить ребенка на колени и вместе с ним посмотреть передачу о праздниках и других религиозных вопросах. А Библия и Коран с живыми комментариями — это уже не застывшие тексты вековой давности, это живительная вода», — считает Коган.

Кроме того, он призвал Минобрнауки «открыть сайт дистанционного обучения», где желающие могли бы найти в свободном доступе одобренные экспертами учебные пособия, тематические мультфильмы и прочие вещи, отвечающие современным потребностям учащихся.

«Религия — это образ жизни. И здесь нужно меньше говорить о поклонах, о шляпах и даже о пейсах, а больше — о том, что есть добро, зло, Бог. Господь — причина всего, что существует, и религия не противоречит ни фундаментальной науке, ни дарвинизму. И важно, чтобы религиозный предмет не мешал изучать физику, химию, биологию — надо говорить современным языком», — подчеркнул раввин.

Он также отметил, что традиции православия, ислама, иудаизма, буддизма «объединяют Россию». «Ниточка иудаизма здесь, конечно, тонкая (по сравнению с православием). Но в партизаны ушли все — и галахические, и негалахические евреи», — напомнил Коган.

Основным в иудаизме он считает призыв не делать другому того, чего не желал бы себе.

Заповеди — лучшая защита прав

«Самый главный правозащитный документ в мире — это 10 заповедей Господа», — заявила заслуженная артистка России, кинорежиссер Елена Цыплакова.

По ее словам, невозможно глубоко понять Достоевского и многих других классиков, не прочитав Библию, а сама она, будучи православной, «с удовольствием» читает Коран.

«Мы тратим в школе огромное количество времени и сил на предметы атеистические. А как же личность? Ведь человек, как принято говорить, состоит из тела, души и духа! И мы живем в одной стране: чем больше ребята будут знать друг о друге — тем будет лучше. Ведь сознание определяет поступки. Духовно-нравственное воспитание сейчас просто необходимо, потому что сейчас все (что было раньше, в СССР) сыпется», — убеждена Цыплакова.

Если долго мучиться

Учитель московской школы № 1311 с этнокультурным (еврейским) компонентом образования, доцент кафедры ЮНЕСКО Московского института открытого образования Артур Клемперт считает преподавание в общеобразовательной школе основ религиозных культур «замечательной идеей», однако не совсем готовой к реализации.

«Если это всерьез и надолго, то надо думать совершенно по-другому, это должен быть современный язык предмета (если будет бесконечная проповедь, то это закончится отрыжкой). Лучше всего вводить предмет, когда он уже осмыслен и принят обществом», — сказал Клемперт.

Он предложил «разделить предмет на блоки — тематические, возрастные» и вести работу в течение ряда лет.

Что же касается имеющегося варианта преподавания, то, по мнению Клемперта, ни ученики, ни учителя, ни учебники не готовы должным образом. В частности, 4-й класс из-за его перегруженности и юности школьников — не лучший выбор для воплощения идеи.

«А учебник, который я видел, — по основам мировых религиозных культур — построен так: православные верят, что добро — это то-то, а зло — это то-то; мусульмане верят, что добро — это то-то, а зло — это то-то; иудеи верят. — и так далее. Ребенок 4-го класса может это понять? — Не может в том объеме, в котором от ребенка этого хотят. Так что возникает вопрос: стоит ли так мучиться ради благих побуждений?» — заключил Клемперт.

На это раввин Коган ответил оптимистичной поговоркой: «Если долго мучиться, то что-нибудь получится».

Участники круглого стола разошлись во взглядах на своевременность введения новой предметной области, методику преподавания, выбор класса (4-го), готовность учеников (сильно «загруженных») и учителей (согласно озвученным данным Минобрнауки, подготовлены только 50% учителей), качество учебников (не годятся никакие пособия, за исключением одобренных представителями конфессий и выпущенных в издательстве «Просвещение»).

Мое мнение преподавать этику, этикет, основы вежливости и взаимопонимания нужно. Также неплохо давать детям общие понятия о религиях — что это такое, чтобы ребенок не велся на поводу у не тех учителей, а сам мог выбрать верить или нет и в какую веру, осознанно.

Но не нужно насильно пичкать детей той или иной религией. Если родители ребенка верующие, они должны сводить его в храм/мечеть/синагогу/протестанскую общину. Это должны делать родители, только они вправе преподносить ребенку какую-то религию, преподносить не навязывая, а делясь своим опытом. Они должны рассказать ребенку о Боге и предоставить ему право выбора.

В школе же достаточно общих знаний об истории религий, их основных догмах и навыков терпимости. И преподавать это должен учитель, подкованный на подачу этого предмета. Другое дело — где его искать? Думаю, первое время этот предмет могли бы вести учителя по этике и эстетике и психологи.

Мы должны растить не роботов с заданной программой, а грамотных, хорошо воспитанных людей. Людей, которые умеют принимать решения и основываются при этом на понятия чести.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

ria.ru

Основы религиозных культур — что это? И зачем это нужно?

Томская область вошла в число тех регионов, в которых с апреля месяца 2010 года вводится в школьную программу предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

Эти курсы вводятся в учебный процесс в соответствии с президентской программой духовно-нравственного воспитания молодежи и подрастающего поколения. В рамках данного курса предлагается 6 предметов, из которых каждая семья должна свободно выбрать тот, который будет преподаваться их ребенку. Это «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Для того чтобы сделать осознанный выбор, необходимо понять, а что же конкретно подразумевается под каждым из этих предметов, чему будут обучаться наши дети?

Во-первых, сразу следует оговориться, что речь вовсе не идет о преподавании религии. Принципа светскости образования никто не отменял. Речь идет о предметах культурологических. Культура — слово очень многозначное. В данном случае речь идет о тех фундаментальных духовно-нравственных ценностях, которые составляют основу, базис самоидентификации нашего народа. По выражению академика Д. С. Лихачева знание своей культуры является «нравственной оседлостью» человека, без которой не может развиваться ни личность, ни народ, ни государство. Основной задачей, которую поставил президент перед этим курсом, является именно воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к своему народу, к своему отечеству, к тем духовно-нравственным достижениям, которые в течение целого тысячелетия создавал наш народ. То есть, ни о каком преподавания «Закона Божия» речь не идет. Предмет будет преподаваться светскими педагогами. К каким-либо церковным службам и обрядам никто никого принуждать не будет.

Школа, к сожалению, давая определенный объем знаний детям, очень мало уделяет, или даже вовсе не уделяет внимания именно воспитанию детей. Теперь уже по прошествии многих лет мы видим горькие плоды такого «образования». Целое поколение потеряло всякие нравственные ориентиры в жизни, и для многих наших молодых соотечественников жизнь потеряла нравственное наполнение и превратилась в деградацию и разложение. Достаточно посмотреть статистику детской наркомании, пьянства, проституции, ужасные преступления, о которых можно прочитать в средствах массовой информации — это уже громкий и тревожный набат о том, что нужно что-то делать, иначе наша страна и народ попросту прекратит свое существование в скором времени. Ко мне, к священнослужителю, десятками обращаются заплаканные мамы со словами: «Что стало с моим ребенком? Запивается, работать не хочет… А такой хороший мальчик был, умный, учился хорошо…»

Но почему 6 предметов? Хотим мы этого или не хотим, но исторически сложилось так, что культура нашего народа основывается на духовно-нравственных ценностях Православия. Достаточно вспомнить, что самая письменность наша пришла к нам от святых просветителей славянских народов Кирилла и Мефодия. Разумеется, человек православной культурной традиции, и верующий православный человек – это вовсе не одно и то же. По статистике 80% крещеного населения в России, то есть тех, кто так или иначе себя ассоциирует с Православием, и, наверное, значительно меньше тех, кого действительно можно было бы назвать верующими людьми. Поэтому изучение своей родной культуры – это обязанность всякого образованного человека, независимо от его религиозных убеждений.

Конечно, в большом и многонациональном нашем государстве есть регионы, где преобладающей культурой является не православная. Например, в Татарстане — ислам, или в Бурятии — буддизм. Именно для того, чтобы каждый народ имел возможность изучения своих национальных традиций, предложены основы иных религиозных культур.

Культура, как явление духовно-нравственного плана неразрывно связана с религиозным самосознанием народа. Нерелигиозной культуры просто не может быть. Нет ни одного народа на земном шаре на всем историческом пространстве, который бы создал нерелигиозную культуру. Основными нравственными ценностями в православной культуре являются: почитание старших («Чти отца и мать твою…»), ценность человеческой жизни («Не убей»), ценность семьи и брака («Не прелюбодействуй»), ценность частного и общественного имущества («Не укради»). Высшими нравственными ценностями являются любовь, милосердие, сострадание, патриотизм, уважение своего языка, народа, тех традиций и ценностей, которыми наш народ жил веками. Именно об этих понятиях будет идти речь на уроках православной культуры. Ознакомиться с учебником по основам православной культуры можно в интернете на сайте www.kuraev.ru в разделе ОПК в школе.

Предмет «Основы мировых религиозных культур» лично мне кажется странным, по той причине, что невозможно научить человека любить и уважать сразу все многоразличные культурные традиции разных народов. Не может человек полюбить чужое, если он не научился любить и уважать свое. Не будет человек любить свое отечество, если он не научился любить свое село, свою улицу, свой домашний очаг. Я очень поверхностно знаком, скажем, с буддистской культурой, и это не мешает мне нормально жить в обществе, но если бы я, скажем, поехал жить в Бурятию, то мне, конечно, не помешало бы знать культурные традиции того народа, независимо от моего вероисповедания. Но поскольку я живу в Каргаске, мне традиции буддизма не очень нужны в жизни. Нужны ли такие знания вашим детям – решать вам.

«Основы светской этики» — это предмет о нравственности и морали атеистической. Без сомнения, есть вполне убежденные атеисты в нашем обществе, и такая позиция имеет право на существование. Но подумаем о том, что такое атеистическая мораль. Этика – это ведь вовсе не этикет, не учение о том, в какой руке держать нож и вилку и как правильно вести себя за столом. Представьте себе человека, который держит нож в правой руке из этических соображений! Это же просто смешно. Этика – наука о нравственности и морали. Атеистическая этика основывается на понятии о совести не как о высшем нравственном законе, данном человеку, а только лишь как о рефлексии (то есть осмыслении) внешнего закона, по которому живет общество. Иными словами, пока есть статья за воровство в уголовном кодексе, то воровать нельзя, а исчезнет такая статья, значит – можно. Или если не видит никто, значит – можно. Хотим мы жить в обществе с такой этикой? Да мы ведь уже жили в нем в недавнем прошлом и имеем понятие об атеистической морали. Достоевский сказал: «где нет Бога, там можно все».

Превосходно сформулировал принцип светской этики английский философ Гоббс (16-17 века, основатель механистического материализма) – «Человек человеку волк». Этим все сказано. Атеистическая этика не имеет незыблемых нравственных принципов, в отличие от религиозной. Ну, скажем, ценность семьи и брака. На западе уже давно идет усиленная пропаганда гомосексуализма, а, следовательно, полная девальвация ценности нормальной семьи. Где гарантия, что подобных законов не будет у нас через 5-10 лет? Вот и будет тогда светская этика… Или ценность человеческой жизни. В Голландии уже давно принят закон об эвтаназии. Стал старый больной человек не нужен никому, ни детям, ни обществу – отвезли в больницу, усыпили и вечная ему память… Как кошку, которая надоела, в ветеринарный участок. Где гарантия, что такого не будет у нас через 15-20 лет, а то и гораздо раньше?

Специалисты в области этики говорят, что предмет этот должен преподаваться в ВУЗах на специальных кафедрах, а не 10-летним ребятишкам. Изученный мною учебник по светской этики написан тяжелым, академических и нудным языком. Писал его человек, никогда не работавший с малыми детьми. Он однозначно будет скучен для детей.

Но в любом случае, последнее слово за родителями, то есть за вами.

Дорогие родители! Вам предстоит сделать осознанный выбор. Вы имеете полное право на совершенно добровольный выбор, никто, ни я, ни руководство школы, ни завучи с директорами не имеют право оказывать на вас давление. Проявите гражданскую позицию! И пусть главным вашим советником будет ваша любовь к своим детям и ваша совесть.

Если вы желаете, чтобы вашему ребенку преподавался иной предмет из данного блока, нежели тот, который вам предлагает руководство школы, вы имеете законное право написать заявление об этом на имя завуча или директора школы. Если ваше заявление по какой-либо причине не будет принято, прошу обращаться непосредственно ко мне.

www.k-istine.ru

ОРКСЭ — Основы Религиозных Культур и Светской Этики

Настройка экрана для слабовидящих CNTRL+/CNTRL- изменение шрифта[ A+ ] /[ A- ]

  • Положение об организации и преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики»» в ГБОУ школе № 297
  • Регламент выбора в ГБОУ школе № 297 родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
  • План проведения мероприятий по обеспечению свободного выбора одного из модулей учебного курса ОРКиСЭ на 2016-2017 год.
  • Практические советы родителям «Как Вы можете помочь своему ребенку в изучении предмета ОРКСЭ»
  • Книга для родителей
  • Анкета для родителей
  • Методическая копилка
  • Работы учащихся в рамках курса ОРКиСЭ
  • ОРКСЭ информационный плакат

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — ОРКиСЭ) реализуется в 4-х классах общеобразовательных организаций во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632) и Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р.

С 01.09.2015 года в учебный план для учащихся 4-х классов будет введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) по 1 часу в неделю, включающий 6 модулей. Ребёнком и его семьей выбирается для изучения тот модуль, который более всего согласуется с образовательными запросами и семейными традициями, мировоззрением и морально-нравственными установками:

  • «Основы мировых религиозных культур»,
  • «Основы светской этики»,
  • «Основы православной культуры»,
  • «Основы исламской культуры»,
  • «Основы буддийской культуры»,
  • «Основы иудейской культуры».

Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами комплексного курса являются:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
  • развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
  • развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

С подробной информацией об «Основах религиозных культур и светской этики» Вы можете познакомиться на сайте СПбАППО и на специальном интернет портале.

Зачем в школе вводится предмет «Основы религиозных культур и светской этики»?

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в современных условиях уникален. Впервые за последние десятилетия российских школьников начнут систематически знакомить с историческими и культурологическими основами традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями.

Школьники вместе с учителями и родителями будут размышлять над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает?

Школьные учителя последовательно, глубоко, профессионально будут говорить с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.

Одна из задач предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в том, чтобы помочь родителям в содержательном наполнении семейного воспитания. Каждый из модулей нового предмета раскрывает, с учетом младшего подросткового возраста, исторические, культурологические, нравственные основы одной из духовных традиций: религиозной (православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика) или светской (история мировых религий, этика).

Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, мировоззрением, нравственными установками. Это позволяет использовать содержание избранного модуля для того, чтобы расширить, обогатить содержание семейного воспитания, усилить аргументацию в обосновании необходимости выбора детьми нравственных форм поведения, широко использовать значимые для ребенка примеры духовного подвига, морального поступка, семейного и общественного служения.

Презентации:

Нормативные документы Министерства образования и науки Российской Федерации

(региональный уровень)

1. Распоряжение Комитета по образования Санкт-Петербурга «Об экспериментальном введении курса «Основы религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга»

Нормативные документы Министерства образования и науки Российской Федерации
(федеральный уровень)

1. ПРИКАЗ от 18 декабря 2012 г. N 1060

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2009 Г. N 373″

2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 июля 2011 г. N МД-883/03
«О направлении методических материалов ОРКСЭ»

3. Приказ МОиН РФ № 69 от 31.01.2012 о введении ОРКСЭ в начальной школе

5. Распоряжение Правительства РФ

6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 мая 2010 года

Выбор предмета является законным правом родителей и должен быть свободным, добровольным и независимым.

В случае, если через какое-то время после начала изучения модуля Вы и Ваш ребенок понимаете, что выбор был сделан неверно, Вы можете обратиться к директору школы с письменным заявлением о смене модуля с указанием причины.

Первые 4 модуля ОРКСЭ — конфессиональные. Они посвящены древнейшим духовным традициям вероисповедания — христианству, исламу, буддизму и иудаизму, однако носят не вероучительный, а культурологический характер. Их изучение воспитывает в детях гражданственность, патриотизм, любовь к семье, природе, Родине, уважение к правам и законным интересам сограждан вне зависимости от их социального положения, этнической, религиозной и иной принадлежности. Кроме того, обращение к традиционным ценностям способствует формированию крепкой духовно-нравственной основы и ценностных ориентиров для будущей взрослой жизни ребенка, что защитит его от различного рода зависимостей.

Модуль «Основы мировых религиозных культур» знакомит с элементарными представлениями об истории и особенностях основных религий мира, с культурными традициями народов России, влияющими на жизнь людей.

Модуль «Основы светской этики» формирует у учащихся первоначальные знания о светской этике, ее роли в истории и современной жизни России, знакомит школьника с принятыми в светском обществе нормами морали без опоры на культурные ценности традиционных религий России.

Модуль «Основы православной культуры» имеет ценность не только для тех, кто исповедует Православие. Если человек искренне стремится к тому, чтобы знать и глубже понимать отечественную историю, литературу, искусство, культурные традиции жизни наших предков, то он должен иметь представление о Православии. Православие является историческим основанием культуры и государственности России.

Структура комплексного учебного курса (34 часа)

  • Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).
  • Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов).
  • Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).
  • Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Учебные пособия для комплексного учебного курса

Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие. Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.

xn--297-5cd3cgu2f.xn--p1ai

Популярное:

  • Химия пособие по егэ Химия, Новые задания ЕГЭ, Доронькин В.Н., 2016 Химия, Новые задания ЕГЭ, Доронькин В.Н., 2016. Пособие составлено в соответствии с изменениями формулировок и содержания заданий в тестах ЕГЭ по новой спецификации и предназначено […]
  • Какое разрешение на 4 Вопрос про соотношение сторон и разрешение экрана. reflasher #1 Отправлено 18 Мар 2015 - 13:37 V_hobbit #2 Отправлено 18 Мар 2015 - 13:41 Делай настройки как раньше и будет тебе счастье. karls0n8 #3 Отправлено 18 Мар 2015 - […]
  • Налог на имущество с физических лиц на несовершеннолетнего Должен ли ребенок платить налог на имущество? - Налоговая инспекция требует, чтобы наша дочь, которой принадлежитчасть квартиры, платила налог на имущество. Но девочке всего 4 года. Какможно брать налог с ребенка? - Заставляя […]
  • Минимальная неустойка ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ В КУРСКЕ Юрист Умеренков Олег Николаевич Размер неустойки за нарушение срока оказания услуг исполнителем ВОПРОС: С фирмой был заключен договор возмездного оказания услуг. В договоре указано, что в случае […]
  • Приказ минспорта рф от 12092013 730 Приказ Министерства спорта РФ от 12 сентября 2013 г. № 730 “Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области […]
  • Отдел опеки и попечительства абакана Республика Хакасия — органы опеки и попечительства Министерство образования и науки Республики Хакасия Адрес: 655017 Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Крылова, 72 Телефоны: (3902) 295-214 Факс: (3902) 23-12-30 Сайт: […]
  • Практика налоговых преступлений Обзор судебной практики Кемеровского областного суда по делам о налоговых преступлениях (статьи 198 - 199.2 УК РФ), рассмотренным судами Кемеровской области Обзор судебной практики Кемеровского областного суда по делам о […]
  • Акушерское пособие при тазовом предлежании Акушерское пособие при тазовом предлежании Акушерские пособия — ручные манипуляции, выполняемые во время родов без помощи инструментов с целью защиты промежности, ускорения родов и бережного выведения плода из родовых путей. К […]